Алексей
Фёдорович Уткин родился
15 января 1928 года в
деревне
Забелино Бельковкого района Рязанской области.
Он был четвёртым ребёнком в
семье
Уткина Фёдора Дементьевича
(1886-1940)
- экономиста Лашманского чугунолитейного завода
и домохозяйки
Уткиной Анисии Ефимовны
(1893-1981).
Кроме
Алексея Фёдоровича
они воспитали ещё троих сыновей:
Уткина Николая Фёдоровича
(1919-1989),
Профессора, в течение 19-ти лет работавшего в должности Проректора
Балтийского Государственного технического университета в Ленинграде;
Уткина Петра Фёдоровича
(1925-1974),
военнослужащего Вооружённых Сил СССР,
подполковника
и
Уткина Владимира
Фёдоровича
(1923-2000),
Дважды
Героя Социалистического Труда;
Лауреата Ленинской
премии
и Государственной премии
СССР;
Действительного Члена Академии Наук СССР
(Российской Академии наук);
Действительного Члена Академии Наук Украины;
Действительного
члена
Международной Академии астронавтики;
Президента Российской Академии
космонавтики
имени К.Э. Циолковского;
Почётного члена Российской Академии
ракетных и артиллерийских наук;
Доктора технических наук,
Профессора;
Первого заместителя Главного конструктора
Особого конструкторского бюро - ОКБ-586,
Главного (Генерального) конструктора и Начальника
Конструкторского бюро "Южное";
Директора Центрального Научно-исследовательского
института машиностроения Российского
космического агентства (ФГУП "ЦНИИмаш" РКА).
Детство
Алексей Уткин
провёл
в посёлке Лашма Касимовского района
Рязанской области.
Он
вместе со старшими братьями с раннего детства помогал родителям
по хозяйству: заготавливали дрова, сено овцам на
зиму, подрабатывали
плетением "колосниковых корзин", которые сдавали Лашманскому
чугунолитейному заводу.
Постоянная помощь и забота старших братьев благотворно влияли
на воспитание
Алексея.
В 1945 году
Алексей Уткин
он окончил Лашманскую среднюю
обще-
образовательную школу и поступил в Ленинградский
военно-
механический институт.
В свободное от учёбы время
Алексей Фёдорович
с братом
Владимиром
Фёдоровичем (в то время,
также -
студентом Военмеха)
подрабатывал
разгрузкой вагонов и на Ленинградском заводе грампластинок.
В 1951 году по окончании института, получив квалификацию
инженера-механика, Алексей
Фёдорович Уткин
был распределён в
Ленинградское Морское
артиллерийское Центральное конструкторское бюро
(ЦКБ-34)
- так в те годы именовалось Конструкторское бюро специального машиностроения
(КБСМ).
Алексей Фёдорович
начал свой путь
в должности инженера-конструктора
с участия в создании корабельных артиллерийских
башенных установок (МК-5
и МК-5бис).
В
середине 1950-х годов, с активизацией в СССР работ по созданию
ракетного
оружия, ЦКБ-34 получило заказы
на проектирование первых стартовых установок
для кораблей Военно-морского Флота.
В это время
А.Ф. Уткин
активно участвовал в
разработке надпалубных корабельных
пусковых установок (СМ-69,
СМ-70, СМ-76, СМ-77),
проявив незаурядную эрудицию,
техническую интуицию и талант организатора.
Эти качества молодого ведущего инженера определили его дальнейшие назначения.
В 1959 году
Алексей Фёдорович
становится ответственным представителем
Главного конструктора на заводах-изготовителях.
Сборка, заводские испытания, ходовые испытания с
пусками ракет, сдача
на вооружение стартовых установок
для крылатых ракет комплексов П-35,
а впоследствии зенитного ракетного комплекса С-200 - это далеко
не полный
перечень дел, в которых он принимал участие, накапливая
конструкторский
и производственный опыт.
В 1963 году
А.Ф.
Уткин
был назначен на должность
Начальника
крупного
конструкторского отдела, в котором наряду
с работами
по морской
и зенитной
тематикам начаты конструкторские проработки и экспериментальные
исследования
по созданию стартовых систем
для Ракетных войск
стратегического назначения.
Новая ответственная работа увлекала его.
Она требовала неординарных конструкторских решений, глубоких
научных
исследований, масштабных
и натурных экспериментов, разработки новых
технологий, недюжинных организаторских способностей.
С 1967 года
Алексей Фёдорович
являлся заместителем
Главного конструктора,
а с 1970 года - Главным конструктором - Начальником комплекса.
За период с 1970-го по 1990 год под его руководством разработаны
и сданы
на
вооружение пусковые установки ракетного комплекса "Гранит"
для подводных лодок; пусковые установки зенитно-ракетного
комплекса
С-300П, шахтно-пусковые установки для стратегических ракетных
комплексов
с баллистическими ракетами,
при создании которых
решено огромное
количество технических
и научных задач.
Изобретение, внедренное в пусковую установку ЗРК С-300П,
дало возможность
решить схему передачи стартовой нагрузки без передачи динамики
при старте ракеты.
28 ноября 1989
года был принят на вооружение РТ-23 УТТХ "Мо́лодец"
(по
классификации NATO "Scalpel") -
стратегический ракетный комплекс
с твёрдотопливными трёхступенчатыми
межконтинентальными баллистическими
ракетами 15Ж61 и 15Ж60,
подвижного железнодорожного
и стационарного шахтного базирования
соответственно,
не имеющий аналогов в Мире.
открыть
ссылку
Комплекс разработанный под руководством
братьев
Владимира
Фёдоровича
и
Алексея Фёдоровича Уткиных явился дальнейшим
развитием
стратегического ракетного комплекса РТ-23.
В
процессе создания железнодорожного стартового комплекса
Алексей
Фёдорович
Уткин внёс большой
научный вклад при исследовании несущей
способности и деформативности податливого грунтового основания
при больших динамических нагрузках.
Результаты натурных экспериментальных исследований с помощью
специального
динамического стенда легли в основу теоретических исследований и
разработки
экспресс-метода по прогнозу несущей способности и
деформативности грунтовых
оснований
на неподготовленных в инженерном отношении площадках.
Им была решена проблема передачи больших массовых нагрузок
на железнодорожное полотно
в процессе эксплуатации машин, а с использованием
имеющихся экспериментальных данных по воздействию железнодорожного
полотна
на буксы подвагонных тележек решена фундаментальная задача по
динамике
нагружения агрегатов комплекса.
Созданный
под его руководством боевой железнодорожный стартовый комплекс
обладает высокой живучестью за счёт манёвренности
и скрытности.
Во время движения
по железной дороге комплекс внешне мало чем
отличается
от товарно-грузовых составов.
Под руководством и при личном участии
А.Ф. Уткина
был выполнен большой
объём теоретических исследований в
процессе поиска оптимальных решений
по созданию специальных машин, длительное время работающих
в агрессивной среде
(морской воде).
Для обеспечения надежного функционирования специальных машин в
этих
условиях была решена проблема выбора конструктивных материалов,
покрытий, стойких к морской воде.
Немало сил отдано космическим программам и конверсии.
Одной из последних разработок под руководством
Алексея Фёдоровича Уткина
стали уникальные железнодорожные стреловые краны
грузоподъемностью
80 тс
и 150 тс, выполненные
на уровне мировых стандартов.
Созданная и подтвержденная патентом гидравлическая система
железнодорожного
крана грузоподъемностью 150 тс позволила эффективно выполнять совмещение
операций в процессе подъема-опускания груза, поворота крана,
телескопирования стрелы.
А.Ф. Уткин - Доктор
технических наук (с
1989 года),
Профессор (с
1993 года).
С 1968 года по совместительству преподавал в Балтийском
Государственном техническом университете в Ленинграде
(ныне - БГТУ "Военмех",
город Санкт-Петербург),
являясь Профессором Кафедры
"Стартовые
и технические комплексы
ракет и космических аппаратов"
Факультета ракетно-космической техники.
Он - автор книги "Отечественные
стратегические ракетные комплексы"
(1999),
а также свыше 70-ти научно-технических трудов и более 100
изобретений,
защищенных авторскими свидетельствами и патентами,
большинство
из которых внедрено в производство.
Алексей Фёдорович Уткин
был избран:
Действительным членом
Российской Академии космонавтики
имени К.Э. Циолковского
(в 1994 году);
Действительным членом Санкт-Петербургской
инженерной Академии
(в 1994 году);
Действительным членом
Российской Академии
ракетных и артиллерийских наук
(в 1997 году).
Он являлся членом Научного совета Российской Академии
наук по проблемам машиностроения и технологии процессов.
В свободное от работы время, а затем, находясь на
заслуженном отдыхе,
Алексей Фёдорович
любит заниматься строительством
на даче
и работать с деревом.
Он считал что
"красивое дерево и камень, особенно когда они
срезаны и отполированы
с проявлением волокон причудливого рисунка, воспринимается как прекрасное
творение природы".
Он также любил: классическую, историческую литературу;
классические
русские романсы, художественные фильмы с участием
советских и французских актёров - классиков кинематографа.
В студенческие годы был большим болельщиком институтских
баскетбольных
команд, и в более зрелые годы не упускал возможности смотреть
телетрансляции матчей по баскетболу.
Награды:
Постановлением
Комитета по Ленинским премиям от 22 апреля 1977 года,
за создание боевого стартового комплекса с шахтной
пусковой установкой
Главный конструктор - Начальник комплекса
Уткин Алексей Фёдорович
был удостоен Ленинской премии за 1976 год в области техники.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1980 году,
за создание зенитно-ракетного комплекса
С-300П
Главный конструктор - Начальник комплекса Уткин
Алексей Фёдорович был удостоен
Государственной
премии СССР.
В 1995 году Указом Президента Российской Федерации ему было
присвоено звание "Заслуженный деятель науки и техники
Российской Федерации".
Он был награжден также орденом Трудового Красного Знамени
(1968),
медалями
и знаком "Почётный железнодорожник".
17 октября 2001 года
Алексей Фёдорович Уткин
стал одним
из Первых Лауреатов Золотой медали имени Академика В.Ф. Уткина
в номинации
"За вклад в
развитие экономики и укрепление
обороноспособности страны".
открыть
ссылку
В мае 2005 года
Уткину Алексею Фёдоровичу
было присвоено звание
"Почётный гражданин города Рязани".
--- |