-


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Герой Социалистического Труда;
моторист огневого стенда № 2
испытательного комплекса
,
бригадир испытательного
огневого стенда № 1 ОКБ № 456
Государственного комитета
Совета Министров СССР
по оборонной технике
;
механик-испытатель
,
исполняющий обязанности
Начальника участка
,
Начальник участка жидкого
кислорода Опытного завода
энергетического машиностроения
(Опытного завода энергетического
машиностроения в составе
Научно-производственного
объединения "Энергия")

-
-
     
 

-
Николай Александрович Шмагин родился 8 марта 1923 года в селе Якиманское
Солнечногорской волости в составе Клинского уезда Московской губернии
.

Историческая справка:
.....14 января 1929 года, в ходе административно-территориальной реформы, прежняя система размежевания регионов была упразднена, и территория бывшей Солнечногорской волости вошла в состав вновь образованного Солнечногорского района (с административным центром - деревней Солнечная Гора, ныне - город Солнечногорск) Центрально-Промышленной области.
.....3 июня 1929 года, Центрально-Промышленная область была переименована в Московскую.
.....В это же время, село Якиманское стало населённым пунктом вновь образованного Солнечногорского района Московского округа Московской области.
.....В настоящее время, Якиманское является деревней в составе городского округа Солнечногорск Московской области России.

Николай Шмагин окончил 7 классов начальной школы и школу фабрично-заводского
обучения
в городе Химки Московской области, после чего с 1940 года работал учеником
слесаря
на Химкинском ремонтом заводе № 84 имени Героя Советского Союза
В.П. Чкалова Народного комиссариата авиационной промышленности СССР
.

В годы Великой Отечественной войны, с апреля 1942 года,
Н.А. Шмагин работал
в должности моториста на Химкинском заводе № 301 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, вернувшемся из эвакуации из Новосибирска,
где участвовал в выпуске истребителей Як-1, Як-7 и деталей для истребителя ЛаГГ-3.

В 1949 году,
Николай Александрович Шмагин
был принят на работу мотористом на
огневой стенд № 2 испытательного комплекса
Опытного завода № 456, образованном
на площадях бывшего Авиационного завода № 84, где шли испытания жидкостных
ракетных двигателей
для первых баллистических ракет дальнего действия,
разработанные
в Особом конструкторское бюро
(ОКБ-456) под руководством
Глушко Валентина Петровича.

Историческая справка:
.....Особое конструкторское бюро (ОКБ-456) было учреждённом на основании Приказа Министра авиационной промышленности СССР от 3 июля 1946 года "О перепрофилировании Авиаремонтного завода № 456 под производство жидкостных реактивных двигателей и переводе в Химки ОКБ-СД из Казани".
.....1 января 1967 года, ОКБ-456 было преобразовано в Конструкторское бюро энергетического машиностроения, а производство было преобразовано в Опытный завод энергетического машиностроения.
.....22 мая 1974 года, Опытный завод с Конструкторским бюро энергетического машиностроения вошли в состав Научно-производственного объединения "Энергия", образованного на базе Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения.
.....С 22 мая 1974 года и до ухода из жизни (10 января 1989 года) В.П. Глушко являлся Генеральным конструктором НПО "Энергия", а также Директором этого предприятия (с 22 мая 1974 года по июнь 1977 года).
.....19 января 1990 года - Опытный завод и Конструкторского бюро энергетического машиностроения были выведены из состава НПО "Энергия" и преобразованы в Научно-производственное объединение "Энергомаш".
.....15 мая 1991 года Научно-производственному объединению "Энергомаш" было присвоено имя Академика Валентина Петровича Глушко.

В составе бригады специалистов, Н.А. Шмагин участвовал в работах по подготовке
огневого стенда № 2
к круглосуточным испытаниям.
19 апреля 1951 года на этом стенде была проведена первая отработка двигателя РД-200
и камеры сгорания на азотной кислоте и горючем ТМ-114
в качестве которого использовались продукты переработки нефти (заказчик работ - ОКБ-301
под руководством
Лавочкина Семёна Алексеевича).
Ввод в эксплуатацию стенда № 2 позволил специалистам ОКБ-456 проводить
доводочные работы
по двигателю РД-200 в объёме гидравлических и огневых
испытаний
на режимах тяг
до 8,5 тонно-сил.
Однако дальнейшие работы по двигателю РД-200 к октябрю 1951 года были прекращены
.

С 1955 года на реконструированном огневом стенде № 1
Николай Александрович Шмагин
участвовал в доводочных испытаниях жидкостных реактивных двигателей РД-107 и
РД-108, предназначавшихся для двухступенчатой межконтинентальной баллистической
ракет Р-7
(8К71) с отделяющейся головной частью, и созданной на её базе ракете-
носителе
с помощью которой 4 октября 1957 года были выведены в космос Первый
искусственный спутник Земли
, и
(с уже добавленной третьей ступенью), автоматические
станции
для исследования Луны, первые
и последующие пилотируемые космические
аппараты
.
-

-
С 1959 года, в должности бригадира испытательного огневого стенда № 1,
Николай
Александрович
участвовал в отработке двигателя РД-111 на низкокипящем окислителе
"жидкий кислород + керосин", предназначавшегося для двухступенчатой,
межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А
(8К75) наземного и шахтного
базирования
с моноблочной головной частью.
В период доводки двигателя РД-111 на стенде № 1, впервые в стендовой и заводской
практике
, бригадой
Н.А. Шмагина была отработана методика повторных испытаний
без съёма двигателя со стенда с заменой на нём отдельных агрегатов, внедрён в
эксплуатацию технологический процесс качания камер сгорания с переходом при
испытании питания рулевых машин с масла на керосин - основной компонент топлива
и была освоена технология переохлаждения жидкого кислорода.
Преодолевая различные технические трудности, работники стенда № 1 успешно
за
2,5 года закончили доводку двигателя РД-111, и ОКБ-456 сдало его в серийное
производство
.


С 1959 по 1965 год, он участвовал в испытаниях и доводке: маршевых двигателей РД-216
(8Д514) состоявших
из двух двухкамерных двигательных блоков РД-215 (8Д513) для
жидкостных одноступенчатых баллистических ракет средней дальности наземного
базирования Р-14
(8К65); двигателей первой ступени РД-218 (8Д712) и второй ступени
РД-219
(8Д713) первых советских двухступенчатых межконтинентальных баллис-
тических ракет
на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления Р-16
(8К64); маршевых двигателей РД-251, состоявших из трёх
двухкамерных модулей РД-250
для ракет тяжёлого класса Р-36 (8К67),
способных нести термоядерный заряд и преодолевать мощную систему противоракетной обороны.
-

-
В 1960 году, доводка двигателей РД-107 и РД-108 была завершена, и началось их
серийное производство
на заводе "Прогресс" в городе Куйбышев
(ныне –
город Самара;
Акционерное общество "Ракетно-космический центр "Прогресс"" - прим.
).
12 апреля 1961 года, трехступенчатая ракета-носитель "Восток"
(8К72) доставила
на околоземную орбиту космический корабль-спутник "Восток", на борту которого
находился первый космонавт Земли
Гагарин Юрий Алексеевич.
На этой ракете-носителе на каждом из блоков I ступени был установлен
четырехкамерный жидкостно-реактивный двигатель РД-107
, а на II ступени -
четырехкамерный реактивный двигатель РД-108. На III ступени был установлен
однокамерный жидкостно-реактивный двигатель
с четырьмя рулевыми соплами.
Эти двигатели были испытаны и доведены до идеального рабочего состояния
бригадой
под руководством
Шмагина Николая Александровича.

10 марта 1964 года, на стенде № 1 состоялось первое испытание двигателя РД-253 с
"закрытым" выхлопом предназначенного для использования на первых ступенях ракет семейства "Протон", которое проводил
Н.А. Шмагин.
 В течение 11-ти лет, на этом стенде продолжались испытания двигателей на штатных
компонентах топлива, получившие дальнейшее развитие
, как и многие двигатели, в том
числе - РД-263 двухступенчатой жидкостной ампулизированной межконтинентальной
баллистической ракетой Р-36М
(15А14) размещавшейся в шахтной пусковой установке 15П714 повышенной защищённости.

В дальнейшем,
Шмагин Николай Александрович являлся: механиком-испытателем (с
1965 года
), исполняющим обязанности Начальника участка жидкого кислорода (с 1967
года
), Начальником этого же участка (с 1970 года).
Работая
в этих должностях, он участвовал в испытаниях двигателей РД-263, все
основные конструктивные изменения которого
, в дальнейшем были реализованы
в конструкции двигателя РД-268 который разрабатывался для первой ступени
жидкостной двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты
шахтного базирования УР-100
(8К84).

С января 1974 года,
Николай Александрович занимался испытаниями сверхмощного
жидкостного ракетного двигателя РД-170
, аттестованного для 10-кратного
использования
и базовый вариант которого затем использовался на первой ступени
ракетах-носителях сверхтяжёлого класса "Энергия"
(11К25) и двухступенчатой
ракете-носителе среднего класса "Зенит"
(11К77).
-
Он участвовал
в создании газогенератора будущего большого двигателя в составе
установки 3УК
(в 1977-1978 годах), в отработке полноразмерных автономных турбона-
сосных агрегатов
в составе установки 6УК
(в 1978-1979 годах), и в первой половине
1980-х годов - в испытаниях двигателей РД-180, применявшихся в будущем на амери-
канских ракетах-носителях "Атлас-3"
и "Атлас-5" и РД-191 для ракет-носителей
"Ангара"
; РД-171М для первой ступени ракеты-носителя "Зенит" и РД-214
для первой ступени ракеты-носителя "Космос".
-

-
В 1986 года,
Николай Александрович Шмагин ушёл на пенсию.

Без отрыва от производства, будучи членом КПСС, он вёл общественную и партийную
работу
и был избран Депутатом Химкинского городского Совета Депутатов трудящихся.


Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года (с грифом
"Совершенно секретно"
)
, "За выполнение специального задания Правительства по
созданию дальних баллистических ракет" (за создание и принятие на вооружение
ракеты Р-5М" -
прим.)
, бригадир ОКБ-456 Министерства оборонной промышленности
Шмагин Николай Александрович был награждён медалью "За трудовую доблесть".

Указом Президиума Верховного Совета СССР № 240/36 от 29 июля 1960 года
(с грифом "Совершенно секретно"), "За создание и успешное освоение в серийном
производстве специальных изделий (ракеты Р-7)
", бригадир мотористов ОКБ-456
Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике Шмагин
Николай Александрович
ч был награждён медалью "За трудовое отличие".

Указом Президиума Верховного Совета СССР № 253/29 от 17 июня 1961 года (с грифом
"Совершенно секретно"
)
, "За выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной
техники и обеспечении успешного полёта человека в космического пространство"
,
бригадир мотористов ОКБ-456 Государственного комитета Совета Министров СССР
по оборонной технике
Шмагин Николай Александрович был удостоен звания
Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина
(№ 344991)
и Золотой медали "Серп и Молот"
( 9989).

Кроме того, он был награждён медалями: "За доблестный труд. В ознаменование
100-летия со дня рождения В.И. Ленина"
(06.04. 1970) и "Ветеран труда".
-

 

-

 

-
Выдающийся специалист по испытаниям жидкостных ракетных двигателей
Николай Александрович Шмагин
скончался 21 сентября 1991 года.
-
Похоронен он в городе Химки Московской области,
на Машкинском кладбище
(уч. № 6).

-
(увеличить фото) Московская область, г. Химки, Машкинское кладбище (уч. № 6). Надгробие на могилах Н.А. Шмагина и его сына (август 2024 года) (увеличить фото) Московская область, г. Химки, Машкинское кладбище (уч. № 6). Портрет на могиле Н.А. Шмагина (август 2024 года) (увеличить фото) Московская область, г. Химки, Машкинское кладбище (уч. № 6). Надгробия на могилах Н.А. Шмагина, его сына и супруги (август 2024 года)
 увеличить фотографии
-

 

-

 

--
При создании страницы использованы:
тексты биографии
Шмагина Николая Александровича
опубликованн
ые:
на сайте международного
патриотического интернет-проекта

"Герои страны":
-
(открыть ссылку) Биография Н.А. Шмагина на международном патриотическом проекте "Герои Страны"
 открыть ссылку
-
в биографической энциклопедии
"Космонавтика и ракетостроение"
(
составитель -
М.А. Первов
,
г. Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия",
2011 год; стр. 688
):
-
(открыть ссылку) "Космонавтика и ракетостроение" (биографической энциклопедия (анонс), составитель - М.А. Первов, Москва: издательский дом "Столичная энциклопедия", 2011 год)

-
материалы книги
"НПО "Энергомаш имени Академика В.П. Глушко"
.
Путь в ракетной технике"

(
под редакцией Академика РАН Б.И. Каторгина;
г. Москва; издательство "Машиностроение-Полёт"; 2004 год:
см. стр. 297, 317, 318, 320, 436, 439,
456-457 (биография Н.А. Шмагина), 469):

-
(открыть ссылку) "НПО "Энергомаш имени Академика В. П. Глушко". Путь в ракетной технике" (под редакцией Б.И. Каторгина; Москва, издательство "Машиностроение-Полёт", 2004 год,  488 страниц)

  открыть ссылку на скачивание 
 (файл в формате .djvu)

-
материалы статьи
"СТЕНД № 1
. ПЕРВЕНЕЦ ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
РАКЕТОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
, СТАРТОВАЯ ПЛОЩАДКА
ПЕРВЫХ ПОБЕД НАШЕЙ СТРАНЫ В КОСМОСЕ
"
(
автор - Пахомов Евгений Иванович,
Главный специалист ОАО "НПО Энергомаш
имени Академика В.П. Глушко"
;
журнал "Двигатель"; № 6 (66), 2009 г.):
-
(открыть ссылку) Статья "СТЕНД № 1. ПЕРВЕНЕЦ ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РАКЕТОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ, СТАРТОВАЯ ПЛОЩАДКА ПЕРВЫХ ПОБЕД НАШЕЙ СТРАНЫ В КОСМОСЕ" (автор - Пахомов Евгений Иванович, Главный специалист ОАО "НПО Энергомаш имени Академика В.П. Глушко"; журнал "Двигатель"; № 6 (66), 2009 г.)
 открыть ссылку

-

 
-
 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
за помощь в создании страницы
и предоставленные материалы
:
Ивкину Владимиру Ивановичу,
историку ракетно-космической техники,
Кандидату исторических наук,
члену-корреспонденту Российской Академии
Ракетных и Артиллерийских наук
,
полковнику запаса
и
Симонову Андрею Анатольевичу,
другу и коллеге
по
Обществу некрополистов,
автору сайтов
"Герои страны",
и "Испытатели"
!
-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-