-
Николай Александрович Шмагин
родился 8 марта 1923 года в
селе Якиманское
Солнечногорской волости в составе Клинского уезда Московской
губернии.
Историческая
справка:
.....14
января 1929 года,
в ходе административно-территориальной реформы,
прежняя система размежевания регионов была упразднена, и
территория бывшей
Солнечногорской волости
вошла в состав вновь образованного
Солнечногорского района (с
административным центром - деревней Солнечная Гора,
ныне - город Солнечногорск)
Центрально-Промышленной области.
.....3
июня 1929 года,
Центрально-Промышленная
область была
переименована в Московскую.
.....В
это же время, село Якиманское стало населённым пунктом
вновь образованного Солнечногорского района Московского округа
Московской области.
.....В
настоящее время, Якиманское является деревней в составе
городского округа Солнечногорск Московской области России.
Николай
Шмагин
окончил 7 классов начальной школы и школу
фабрично-заводского
обучения в городе Химки Московской области, после
чего с 1940 года работал учеником
слесаря на Химкинском ремонтом заводе № 84 имени Героя
Советского Союза
В.П. Чкалова Народного комиссариата авиационной промышленности
СССР.
В годы Великой Отечественной войны, с апреля 1942 года,
Н.А. Шмагин
работал
в должности моториста на Химкинском заводе № 301
Народного комиссариата авиационной промышленности СССР,
вернувшемся из эвакуации из Новосибирска,
где участвовал в выпуске истребителей Як-1,
Як-7 и деталей для истребителя ЛаГГ-3.
В 1949 году, Николай
Александрович Шмагин
был принят на
работу мотористом
на
огневой стенд № 2 испытательного комплекса
Опытного завода № 456,
образованном
на площадях бывшего Авиационного завода № 84, где
шли испытания жидкостных
ракетных двигателей для первых баллистических ракет
дальнего действия,
разработанные в Особом конструкторское бюро
(ОКБ-456)
под
руководством
Глушко
Валентина Петровича.
Историческая
справка:
.....Особое
конструкторское бюро
(ОКБ-456)
было учреждённом на
основании Приказа Министра авиационной промышленности СССР от 3 июля 1946
года "О
перепрофилировании Авиаремонтного завода № 456 под производство жидкостных
реактивных двигателей и переводе в Химки ОКБ-СД из Казани".
.....1
января 1967 года,
ОКБ-456
было преобразовано в
Конструкторское бюро энергетического машиностроения, а производство
было преобразовано в Опытный завод энергетического машиностроения.
.....22
мая 1974 года,
Опытный завод
с Конструкторским бюро энергетического машиностроения вошли в состав
Научно-производственного объединения "Энергия", образованного на базе
Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения.
.....С
22 мая 1974 года и до ухода из жизни (10 января 1989 года)
В.П. Глушко
являлся Генеральным
конструктором НПО "Энергия", а также Директором этого предприятия
(с
22 мая 1974 года по июнь 1977 года).
.....19
января 1990 года - Опытный завод и Конструкторского бюро энергетического
машиностроения были выведены из состава НПО "Энергия" и преобразованы в
Научно-производственное объединение "Энергомаш".
.....15
мая 1991 года Научно-производственному объединению "Энергомаш" было
присвоено имя Академика
Валентина Петровича Глушко.
В составе бригады
специалистов, Н.А. Шмагин
участвовал в работах по подготовке
огневого стенда № 2 к круглосуточным испытаниям.
19 апреля 1951 года на этом стенде была проведена первая отработка
двигателя РД-200
и камеры сгорания на азотной
кислоте и горючем ТМ-114
в
качестве которого использовались продукты переработки нефти
(заказчик работ - ОКБ-301
под руководством
Лавочкина Семёна Алексеевича).
Ввод в эксплуатацию стенда № 2 позволил специалистам ОКБ-456
проводить
доводочные работы по двигателю РД-200 в объёме гидравлических
и огневых
испытаний на режимах тяг до
8,5 тонно-сил.
Однако дальнейшие работы по двигателю РД-200 к октябрю 1951
года были прекращены.
С 1955 года на реконструированном огневом стенде № 1
Николай Александрович Шмагин
участвовал в доводочных
испытаниях жидкостных реактивных двигателей РД-107 и
РД-108, предназначавшихся для двухступенчатой
межконтинентальной баллистической
ракет Р-7 (8К71)
с отделяющейся головной частью, и созданной на её базе
ракете-
носителе с помощью которой 4 октября 1957 года были выведены
в космос Первый
искусственный спутник Земли, и (с
уже добавленной третьей ступенью),
автоматические
станции для исследования Луны, первые
и последующие пилотируемые космические
аппараты.
-
-
С 1959 года, в должности бригадира испытательного огневого стенда № 1,
Николай
Александрович участвовал в
отработке двигателя РД-111 на низкокипящем окислителе
"жидкий кислород + керосин",
предназначавшегося для двухступенчатой,
межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А
(8К75)
наземного и
шахтного
базирования с моноблочной головной частью.
В период доводки двигателя РД-111 на стенде № 1,
впервые в стендовой и заводской
практике, бригадой Н.А. Шмагина
была отработана методика повторных испытаний
без съёма двигателя со стенда
с заменой на нём отдельных агрегатов, внедрён в
эксплуатацию технологический процесс качания камер сгорания с
переходом при
испытании питания рулевых машин с масла на керосин -
основной компонент топлива
и была освоена технология переохлаждения жидкого кислорода.
Преодолевая различные технические трудности, работники стенда № 1
успешно
за 2,5 года
закончили доводку двигателя РД-111, и
ОКБ-456 сдало его в серийное
производство.
С 1959 по 1965 год, он участвовал в
испытаниях и доводке: маршевых
двигателей РД-216
(8Д514)
состоявших из двух
двухкамерных двигательных блоков РД-215
(8Д513)
для
жидкостных одноступенчатых баллистических ракет средней дальности
наземного
базирования Р-14 (8К65);
двигателей первой ступени РД-218
(8Д712)
и второй ступени
РД-219 (8Д713)
первых советских двухступенчатых
межконтинентальных баллис-
тических ракет на высококипящих компонентах топлива с
автономной системой управления Р-16 (8К64);
маршевых двигателей РД-251, состоявших из трёх
двухкамерных модулей РД-250
для ракет тяжёлого класса Р-36 (8К67),
способных нести термоядерный заряд и преодолевать мощную систему
противоракетной обороны.
-
-
В 1960 году, доводка двигателей РД-107 и РД-108 была завершена,
и началось их
серийное производство на заводе "Прогресс" в городе Куйбышев
(ныне –
город Самара;
Акционерное общество
"Ракетно-космический центр "Прогресс"" - прим.).
12 апреля 1961 года, трехступенчатая ракета-носитель "Восток"
(8К72)
доставила
на околоземную орбиту космический корабль-спутник "Восток", на
борту которого
находился первый космонавт Земли
Гагарин Юрий Алексеевич.
На этой ракете-носителе на каждом из блоков I ступени был
установлен
четырехкамерный жидкостно-реактивный двигатель РД-107, а на II
ступени -
четырехкамерный реактивный двигатель РД-108. На III ступени был установлен
однокамерный жидкостно-реактивный двигатель с четырьмя рулевыми
соплами.
Эти двигатели были испытаны и доведены до идеального
рабочего состояния
бригадой под руководством Шмагина
Николая Александровича.
10 марта 1964 года, на стенде № 1 состоялось первое испытание двигателя
РД-253 с
"закрытым" выхлопом предназначенного для использования на
первых ступенях ракет семейства "Протон", которое проводил
Н.А. Шмагин.
В течение 11-ти лет, на этом стенде продолжались
испытания двигателей на штатных
компонентах топлива, получившие дальнейшее развитие, как и многие
двигатели, в том
числе - РД-263 двухступенчатой жидкостной ампулизированной
межконтинентальной
баллистической ракетой Р-36М (15А14)
размещавшейся в шахтной пусковой
установке 15П714 повышенной защищённости.
В дальнейшем,
Шмагин
Николай Александрович являлся: механиком-испытателем (с
1965 года), исполняющим обязанности
Начальника участка жидкого
кислорода (с
1967
года), Начальником
этого же участка (с
1970 года).
Работая в этих должностях, он участвовал в испытаниях двигателей РД-263,
все
основные конструктивные изменения которого, в дальнейшем были
реализованы
в конструкции двигателя РД-268 который разрабатывался для
первой ступени
жидкостной двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты
шахтного базирования УР-100 (8К84).
С января 1974
года, Николай Александрович
занимался испытаниями сверхмощного
жидкостного ракетного двигателя РД-170, аттестованного
для 10-кратного
использования и базовый вариант которого затем использовался на
первой ступени
ракетах-носителях сверхтяжёлого класса "Энергия"
(11К25)
и двухступенчатой
ракете-носителе среднего класса "Зенит"
(11К77).
-
Он участвовал
в создании
газогенератора будущего большого двигателя
в составе
установки 3УК (в 1977-1978 годах), в отработке полноразмерных автономных
турбона-
сосных агрегатов
в составе установки 6УК (в 1978-1979 годах),
и в первой половине
1980-х годов - в испытаниях двигателей РД-180,
применявшихся в будущем на амери-
канских ракетах-носителях "Атлас-3" и "Атлас-5" и РД-191
для ракет-носителей
"Ангара"; РД-171М для первой ступени ракеты-носителя "Зенит"
и РД-214
для первой ступени ракеты-носителя "Космос".
-
-
В 1986 года, Николай Александрович
Шмагин ушёл на пенсию.
Без отрыва от производства, будучи членом КПСС,
он вёл общественную и партийную
работу и был избран Депутатом Химкинского городского Совета Депутатов
трудящихся.
Награды:
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
от 20 апреля 1956 года
(с грифом
"Совершенно секретно"),
"За выполнение
специального задания Правительства по
созданию дальних баллистических ракет" (за создание и принятие на вооружение
ракеты Р-5М" - прим.),
бригадир
ОКБ-456
Министерства оборонной промышленности
Шмагин Николай Александрович
был награждён медалью "За
трудовую доблесть".
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
№ 240/36
от
29 июля
1960 года
(с грифом "Совершенно
секретно"),
"За
создание и успешное освоение в серийном
производстве специальных изделий (ракеты Р-7)",
бригадир
мотористов ОКБ-456
Государственного комитета Совета Министров СССР
по оборонной технике
Шмагин
Николай Александровичч
был
награждён
медалью "За
трудовое отличие".
Указом
Президиума Верховного Совета СССР
№ 253/29
от
17 июня 1961 года
(с
грифом
"Совершенно секретно"),
"За
выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной
техники и обеспечении успешного полёта человека в космического пространство",
бригадир
мотористов ОКБ-456
Государственного комитета Совета Министров СССР
по оборонной технике
Шмагин Николай Александрович
был удостоен звания
Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина
(№
344991)
и Золотой медали "Серп и
Молот"
(№
9989).
Кроме того, он был награждён медалями: "За доблестный труд.
В ознаменование
100-летия со дня рождения В.И. Ленина" (06.04.
1970) и
"Ветеран труда".
- |