-
 


Дважды Герой Советского Союза,
Лауреат Сталинской премии СССР
Заслуженный лётчик-испытатель СССР,
лётчик-испытатель
Лётно-исследовательского института,
испытатель авиационной и
космической техники,
подполковник ВВС запаса

 
-
-
     
 


Родился 25 октября 1920 года в городе Алупка (Крым).
Мать - крымская татарка, отец - лакец, родом из Дагестана.

В 1937 году Султан Амет-хан окончил 7 классов и поступил в железнодорожное ФЗУ в Симферополе. После окончания учебы работал слесарем в железнодорожном депо. Одновременно учился в аэроклубе который успешно окончил в 1938 году.

В
армии с 1939 года. В 1939 году окончил Симферопольский аэроклуб.

 В
1940 году окончил 1-ю Краснознамённую Качинскую Военную Авиационную школу лётчиков.
Служил в
строевых частях ВВС.

Участние в Великой Отечественной войне:

С
июня 1941 года по декабрь 1942 года - командир звена, командир авиационной эскадрильи
4-го Истребительного Авиационного полка.
Дважды Герой Советского Союза Амет-хан Султан
 С
декабре 1942 года по май 1945 года - помощник командира 9-го Гвардейского Истребительного Авиационного полка.

С
овершил
603 боевых вылета, провел 150 воздушных боев, в которых сбил лично 30 и
в составе группы -
19 самолетов противника.

После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все лётчики-асы были направлены на учёбу в академии. С августа 1945 года Амет-Хан - слушатель
Военно-воздушной академии в Монино.
Учёба шла
очень трудно, давал знать о себе недостаток образования.
И в
начале 1946 года лётчик подаёт рапорт, в котором пишет:
«Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии».
Его рапорт был
удовлетворён, и в апреле 1946 года подполковник Амет-Хан Султан был уволен в запас.

Работа лётчика-испытателя:
По национальному признаку Амет-хану не удавалось восстановиться в авиации.

В
1947 году мужественному лётчику при поддержке друзей удалось продолжить лётную работу.
 
- на летно-испытательной работе в Летно-исследовательском институте.
Поднял в
небо и провел испытания истребителя-перехватчика И-320 (Р-1)
(в качестве
второго пилота).
 Вместе
с лётчиками-испытателями Сергеем Анохиным, Фёдором Бурцевым и Василием Павловым
провел уникальные испытания пилотируемого аналога самолета-снаряда КС ("Комета-3"),
разработанного
ОКБ А.И. Микояна совместно с КБ-1.

самолет-снаряд КС ("Комета-3"), На самолете-аналоге, названном "К", Амет-ханом Султаном были совершены:
первый взлет с земли - 4 января 1951 года,
первый старт с самолета-носителя Ту-4 - в мае 1951 года,
первый вылет КСК - 23 июля 1955 года.

В 1949 году Амет-Хан совместно с А.П. Якимовым проводит отработку системы автоматической дозаправки самолётов методом «с крыла на крыло», которую разработали сотрудники ЛИИ В.С. Васянин и И.И. Шелест. В июне 1949 года совместно с И.И. Шелестом, Амет-ханом Султаном на самолёте Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе.

В
конце 1949 года Я.И. Верников и Амет-Хан Султан выполняют первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А.И. Микояна И-320 («Р-2»)
и в
1949-1950 годах проводят его заводские испытания.

В
1947-1949 годах совместно с Сергеем Анохиным и Николаем Рыбко, Амет-Хан проводит испытания летающих лабораторий ЛЛ-1 прямым крылом) и ЛЛ-2 крылом обратной стреловидности в 30 градусов) конструкции П.В. Цыбина.
Летающие лаборатории буксировались на высоту, а после расцепки переводились в пикирование (угол - 45 градусов) с включением порохового двигателя (на 15 секунд).
Взлет
планеров выполнялся на специальной тележке, сбрасываемой после взлета, а посадка -на посадочную лыжу. В ходе испытаний на ЛЛ-2 была достигнута скорость равная
М=0,87 (М - число Маха).
В этих полетах на
околозвуковых скоростях был получен обширный экспериментальный материал по измерению аэродинамических характеристик распределению давления
по
крылу и оперению.
В полетах также проводилось
исследование перемещения скачков уплотнения по крылу.

22 июля 1948 года на ЛЛ-1 после взлета не отделилась тележка.
Возникла критическая ситуация: летчик не мог произвести посадку на тележку,
так как она
не была снабжена тормозами, и летающая лаборатория выкатилась бы за пределы взлетно-посадочной полосы. Однако Амет-хан Султан, проявив мужество и хладнокровие, выполнил успешную посадку. Он приземлил планер в самом начале полосы и продолжил попытки сброса тележки. Уже в самом конце полосы это ему удалось.
Тележка укатилась дальше, а планер остался на бетонке.

Большой вклад
Амет-хан Султан внес в испытания новых авиационных двигателей на летающих лабораториях ЛИИ.

За
время работы он участвовал в испытаниях 100 типов самолетов и их модификаций.
Лётчику пришлось однажды испытывать опытное катапультное кресло.
В момент
катапультирования парашютиста-испытателя
Валерия Головина разорвался цилиндр стреляющего механизма.
Взрывом пробило
топливный бак. Горючее хлынуло в кабину, каждую минуту мог произойти пожар и взрыв всего самолёта.
Конечно, можно было бы
Амет-Хану спастись катапультированием, но в задней кабине остался бы тогда парашютист-испытатель. Этого лётчик допустить не мог и, рискуя собственной жизнью, всё-таки благополучно посадил самолёт, который, к счастью, не загорелся.
Амет-хан Султан спас самолёт и своего товарища.

7 апреля 1959 года Султан Амет-Хан выполнил первый полёт на экспериментальном самолёте конструкции П.В. Цыбина НМ-1,а затем в 1959-1960 годах совместно с Р.Ф. Захаровым провёл его испытания.
Дважды Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР Амет-хан Султан
Но не всё было так уж и было гладко.
Поводом частичного преследования  Амет-хана Султана со стороны властей
послужило
подписанное им в 1956 году и рядом бывших партийных
работников
в ЦК Компартии Украины, в котором Султан просил
рассмотреть
вопрос о реабилитации крымско-татарского народа.


В годы работы в
ЛИИ Амет-хан Султан участвовал в осуществлении космической программы. Прежде чем
Юрий Гагарин и его товарищи по отряду космонавтов поднялись в Космос,
 навыки действий в у
словиях невесомости они отрабатывали на специально оборудованном самолете-лаборатории Ту-16, который пилотировал Амет-хан и его коллеги.
Также проводил подготовку к космическим полётам членов
первого "Гагаринского" отряда космонавтов ВВС.

Большое место в испытательной деятельности Амет-хан Султана занимали испытания авиадвигателей на различных летающих лабораториях.

За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов,
его налёт составил
4237 часов.

Жил прославленный лётчик в городе Жуковский, Московской области.

Н
аграды:
Заслуженный лётчик-испытатель СССР Амет-хан Султан был дважды удостоен звания Героя Советского Союза.
Был награждён тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "Знак Почёта" и шестью медалями.
Он - Лауреат Сталинской премии СССР.
 

 
-
 


1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан погиб при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.
 
Как выяснила комиссия, после взлета не были убраны закрылки. самолёт, с точки зрения динамики, с выпущенными и с убранными закрылками очень разный самолет.
Возникли
расходящиеся колебания из-за разгона с закрылками - червячную передачу нашли в выпущенном положении. На обрывке осциллограммы были ясно видны колебания перегрузки. На втором периоде - 6 единиц.
Кабина с летчиками
практически отломилась. Сам самолет глубоко ушел в болото, а кабину нашел лесник с кордона в четырех километрах от самолета.
Проведенное моделирование полностью совпало с данными объективного контроля.

Вместе с
Амет-ханом Султаном погибли
:
Ленский Радий Георгиевич - ведущий инженер по испытаниям авиадвигателей,
Михайловский Вильям Александрович - штурман-испытатель,
Венедиктов Евгений Николаевич - летчик-испытатель,
Воробьев Алексей Васильевич - бортрадист-испытатель.

Похоронен Выдающийся лётчик-испытатель
в
Москве, на Новодевичьем кладбище
(участок № 7, ряд № 2, место № 15).

(увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище (участок № 7, ряд № 2, место № 15), могила Амет-хана Султана (июнь 2008 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)

 

 
  -  
 


Увековечивание памяти:
Его именем названы улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском, Махачкале, площадь и аэроклуб в Симферополе, горный пик в Дагестане.

Бронзовый бюст прославленного лётчика установлен в его родном городе Алупке

Бронзовый бюст
прославленного лётчика установлен в его родном городе Алупке, а также Аэропорт имени Амет-хана Султана
в Махачкале.
На 34-м километре железнодорожной линии Остряково — Евпатория расположена платформа Амет-хан Султан
Его имя носит лицей-школа № 8 г. Каспийска, Республика Дагестан.

 

 
-
 


При оформлении страницы использованы материалы сайтов
:

Герои Советского Союза

и

Сайт "Испытатели"

ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:

Бута Бутаев "Амет-хан Султан"
 

 
    -

Возврат в мартиролог "Испытатели космической техники"