Родился 25 октября 1920 года
в городе Алупка
(Крым).
Мать
-
крымская татарка,
отец
-
лакец, родом из
Дагестана.
В
1937 году
Султан
Амет-хан
окончил 7 классов
и поступил в
железнодорожное ФЗУ в
Симферополе.
После окончания учебы
работал слесарем
в
железнодорожном депо.
Одновременно учился в
аэроклубе который
успешно окончил в 1938
году.
В армии
с
1939
года.
В
1939 году
окончил
Симферопольский аэроклуб.
В
1940 году
окончил
1-ю Краснознамённую Качинскую
Военную Авиационную школу лётчиков.
Служил в
строевых частях ВВС.
Участние в Великой Отечественной войне:
С
июня 1941 года
по
декабрь 1942 года
-
командир звена,
командир авиационной эскадрильи
4-го
Истребительного Авиационного полка.
С
декабре 1942 года
по
май 1945 года
-
помощник командира
9-го Гвардейского
Истребительного Авиационного полка.
Совершил
603 боевых вылета, провел
150 воздушных боев, в которых
сбил
лично
30
и
в составе группы -
19
самолетов
противника.
После
окончания войны
по распоряжению
Верховного Главнокомандующего
все лётчики-асы
были направлены на учёбу в
академии.
С августа 1945 года
Амет-Хан -
слушатель
Военно-воздушной
академии в
Монино.
Учёба шла очень трудно,
давал знать о себе
недостаток образования.
И в начале 1946 года
лётчик подаёт рапорт,
в котором пишет:
«Трезво взвешивая
уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу
отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии».
Его рапорт был
удовлетворён, и в
апреле 1946 года
подполковник Амет-Хан
Султан был уволен в
запас.
Работа лётчика-испытателя:
По национальному признаку Амет-хану
не удавалось восстановиться в авиации.
В
1947 году мужественному лётчику
при поддержке друзей
удалось
продолжить лётную работу.
- на
летно-испытательной работе
в
Летно-исследовательском институте.
Поднял в
небо
и провел
испытания истребителя-перехватчика И-320
(Р-1)
(в качестве
второго пилота).
Вместе
с
лётчиками-испытателями
Сергеем Анохиным, Фёдором Бурцевым
и Василием Павловым
провел уникальные испытания
пилотируемого аналога
самолета-снаряда КС ("Комета-3"),
разработанного
ОКБ
А.И. Микояна
совместно с
КБ-1.
На самолете-аналоге,
названном
"К",
Амет-ханом
Султаном
были совершены:
первый взлет с земли
-
4 января 1951 года,
первый старт с самолета-носителя Ту-4
- в
мае 1951 года,
первый вылет КСК
- 23 июля 1955 года.
В 1949 году
Амет-Хан
совместно с А.П. Якимовым
проводит отработку системы автоматической
дозаправки самолётов методом
«с крыла на крыло», которую разработали
сотрудники ЛИИ
В.С. Васянин
и И.И. Шелест.
В июне 1949 года
совместно с И.И. Шелестом,
Амет-ханом
Султаном
на самолёте Ту-2
проводит
первую в стране
полностью
автоматическую дозаправку в воздухе.
В конце 1949 года
Я.И. Верников
и
Амет-Хан Султан
выполняют
первый полёт
на опытном
всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ
А.И. Микояна
И-320
(«Р-2»)
и в
1949-1950 годах
проводят его
заводские испытания.
В
1947-1949 годах
совместно с
Сергеем Анохиным
и
Николаем Рыбко,
Амет-Хан
проводит
испытания летающих лабораторий ЛЛ-1
(с
прямым крылом) и
ЛЛ-2
(с
крылом обратной стреловидности в 30 градусов)
конструкции
П.В. Цыбина.
Летающие лаборатории
буксировались на высоту,
а после расцепки переводились в
пикирование
(угол - 45
градусов) с включением
порохового двигателя
(на
15 секунд).
Взлет планеров
выполнялся на
специальной тележке, сбрасываемой после
взлета, а посадка -на
посадочную лыжу. В ходе испытаний на
ЛЛ-2
была достигнута скорость равная
М=0,87 (М - число Маха).
В этих полетах на
околозвуковых скоростях
был получен
обширный экспериментальный материал
по измерению
аэродинамических характеристик
распределению давления
по
крылу
и
оперению.
В полетах также проводилось исследование
перемещения скачков уплотнения по крылу.
22 июля 1948 года
на
ЛЛ-1
после взлета не отделилась
тележка.
Возникла критическая ситуация:
летчик не мог произвести
посадку
на тележку,
так как она
не была снабжена тормозами, и
летающая лаборатория
выкатилась бы за пределы
взлетно-посадочной полосы. Однако
Амет-хан
Султан, проявив мужество и
хладнокровие, выполнил успешную посадку.
Он приземлил
планер
в самом
начале полосы
и продолжил
попытки сброса тележки. Уже в самом конце
полосы это ему
удалось.
Тележка
укатилась дальше, а планер остался на бетонке.
Большой вклад
Амет-хан
Султан
внес в испытания новых авиационных двигателей
на
летающих лабораториях ЛИИ.
За
время работы
он участвовал в
испытаниях 100 типов самолетов
и их
модификаций.
Лётчику
пришлось однажды испытывать
опытное катапультное кресло.
В момент
катапультирования
парашютиста-испытателя
Валерия Головина
разорвался
цилиндр стреляющего механизма.
Взрывом пробило
топливный бак. Горючее
хлынуло
в кабину, каждую
минуту мог произойти пожар
и
взрыв всего самолёта.
Конечно, можно было бы
Амет-Хану
спастись
катапультированием, но в задней кабине остался
бы тогда
парашютист-испытатель. Этого
лётчик
допустить не мог и,
рискуя собственной жизнью, всё-таки
благополучно посадил самолёт, который, к
счастью,
не загорелся.
Амет-хан
Султан
спас
самолёт
и своего
товарища.
7 апреля
1959 года
Султан
Амет-Хан выполнил
первый полёт
на экспериментальном самолёте конструкции
П.В. Цыбина
НМ-1,а затем в
1959-1960 годах
совместно с
Р.Ф.
Захаровым провёл его
испытания.
Но не всё было так уж и было гладко.
Поводом
частичного преследования
Амет-хана Султана
со стороны
властей
послужило
подписанное им
в
1956 году
и рядом
бывших партийных
работников
в
ЦК Компартии Украины, в котором
Султан
просил
рассмотреть
вопрос о реабилитации крымско-татарского народа.
В годы работы в
ЛИИ
Амет-хан
Султан участвовал в
осуществлении космической программы. Прежде чем
Юрий Гагарин
и его
товарищи
по
отряду космонавтов
поднялись в
Космос,
навыки действий в условиях невесомости
они отрабатывали на специально оборудованном
самолете-лаборатории Ту-16,
который пилотировал
Амет-хан
и его коллеги.
Также проводил подготовку к космическим полётам
членов
первого "Гагаринского" отряда космонавтов ВВС.
Большое место
в испытательной деятельности
Амет-хан
Султана
занимали испытания
авиадвигателей на различных летающих лабораториях.
За время
лётной работы он освоил
около 100 типов
летательных аппаратов,
его налёт составил 4237 часов.
Жил
прославленный лётчик в городе
Жуковский, Московской области.
Награды:
Заслуженный лётчик-испытатель СССР
Амет-хан
Султан
был дважды удостоен звания Героя Советского
Союза.
Был
награждён тремя орденами
Ленина,
четырьмя орденами
Красного Знамени,
орденами Александра
Невского,
Отечественной войны 1-й степени,
Красной Звезды,
"Знак Почёта"
и шестью медалями.
Он - Лауреат
Сталинской премии СССР.
|