-


Лауреат Ленинской премии;
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР;
Главный конструктор ОКБ-256;
заместитель Генерального конструктора
- Главный конструктор организации п/я № 1457;
заместитель Главного конструктора
предприятия п/я № 0350;
заместитель Главного конструктора;
заместитель Главного конструктора - заместитель
Руководителя комплекса;
заместитель Начальника комплекса ЦКБЭМ;

 

заместитель Главного конструктора Научно-производственного объединения "Энергия";
Научный консультант НПО "Энергия";
один из руководителей создания авиационной
и ракетно-космической техники;
инженер-полковник в отставке

 

-
-
     
 


Павел Владимирович Цыбин родился 23 декабря 1905 года в Москве,
в музыкальной семье.

Его отец - флейтист, профессор Московской Консерватории
Цыбин Владимир Николаевич (1877 - 1949)
; мать - оперная певица Большого театра
Цыбина Елизавета Тимофеевна (1884 - 1975).

Павел Цыбин
не стал музыкантом, как родители, хотя и был увлечён искусством. Увлечение авиацией пришло к небу в восемнадцатилетнем возрасте.
Уже
в 1920 году он совершил первый пробный полёт на балансирном планере собственной конструкции.

В 1926 году он был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии
в связи с поступлением в Первую советскую авиационную школу Общества друзей Воздушного флота в Гатчине
(под Ленинградом) на отделение авиатехников.
В эти годы
П.В. Цыбин построил планер "Халтуринец".
Другой планер - "Стандарт" он построил совместно с будущим Выдающимся конструктором самолётов
Олегом Константиновичем Антоновым.
К этому же периоду относится и знакомство
Павла Владимировича Цыбина
с
Сергеем Павловичем Королёвым.

После окончания школы
в Гатчине
П.В. Цыбин работал в отделе учебных
заведений Управления ВВС РККА
, затем служил в Пермской школе лётчиков
и техников морской авиации.

В 1938 году ему было присвоено воинское звание "комбриг".

В 1939 году последовал перевод в Москву, поступление в Военно-Воздушную Академию имени Профессора Н.Е. Жуковского.

С 1940-го по 1948 год
Павел Владимирович являлся Главным конструктором Конструкторского бюро авиационного завода в Бескудниково
(ныне - в черте города Москвы).
Здесь создавался новый тяжелый десантный планер Ц-25
, поднимавший
до 25-ти человек или вездеход с противотанковой пушкой.
Более 500 таких планеров состояли на вооружении
Воздушно-десантных войск
до 1956 года.
Вместе с
Дмитрием Николаевичем Колесниковым он работал над созданием десантного планера КЦ-20, полезная нагрузка которого достигала 20 тонн,
хорошо зарекомендовал себя в годы Великой Отечественной Войны.
Это был самый крупный
из состоявших на вооружении РККА в те годы
десантных планеров.
Именно
П.В Цыбин руководил операцией по доставке оружия
и боеприпасов белорусским партизанам при помощи планеров.

В 1945-1948 годах в особом конструкторском бюро под руководством
П.В. Цыбина
по заданию Лётно-исследовательского института (город Жуковский, Московской области) были созданы "летающие лаборатории" Ц-1 (ЛЛ-1, ЛЛ-2 и ЛЛ-3).
Они предназначались
для исследования аэродинамики околозвуковых скоростей.
В 1947-1948 годах лётчиками-испытателями
Султаном Амет-ханом, Сергеем Николаевичем Анохиным и Николаем Степановичем Рыбко было выполнено
более 100 испытательных полётов
, в ходе которых на ЛЛ-3 в пикировании
с работающим двигателем была достигнута скорость
1200 км/ч (М=0,97).



В 1947 году началась первая в истории СССР "конверсия" оборонной
промышленности
и КБ
П.В. Цыбина закрыли, а завод перевели
на выпуск гражданской продукции.

В 1948 году
Павел Владимирович Цыбин был приглашён на работу
в ОКБ-1
Сергея Павловича Королёва при НИИ-88 Министерства оборонной промышленности СССР (город Калининград (ныне - Королёв), Московской
области
) на должность Начальника отдела.
 Здесь
П.В. Цыбин принимал участие
в разработке и испытаниях первых
советских баллистических ракет Р-1
и Р-2.

С 1951-го по 1955 года он работал в должности Начальника отдела
3-го Главного управления Совета Министров СССР
.

С 1955-го по 1959 год - являлся Главным конструктором ОКБ-256
(город Москва).

С 1959-го по 1960 год - работал заместителем Генерального конструктора
- Главным конструктором организации п/я № 1457
(город Москва).

С 1960-го по 1961 год - являлся заместителем Главного конструктора
предприятия п/я № 0350
(город Москва).

С 1961 года
Павел Владимирович Цыбин вновь работал в ОКБ-1 (Центральном конструкторском бюро экспериментального машиностроения, с 1974 года -
Научно-производственном объединении "Энергия"
).
Последовательно являлся
:
до 1966 года - заместителем Главного конструктора;
до 1967 года - заместителем Главного конструктора - заместителем
Руководителя комплекса
;
до 1974 года - заместителем Начальника комплекса ЦКБЭМ;
до 1980 года - заместителем Главного конструктора НПО "Энергия";
до 1988 года - научным консультантом НПО "Энергия";
с 1988 года и до последнего дня жизни - научным консультантом НПО "Энергия"
- исполняющим обязанности Главного конструктора темы.

Приказом Министра обороны СССР в 1970 году инженер-полковник
П.В. Цыбин был уволен из Вооружённых сил СССР по возрасту
и продолжил свою деятельность как "гражданский" специалист
.

В 1950 годах
Павел Владимирович Цыбин принимал участие в испытаниях и сдаче  крылатой ракеты класса "воздух - море" и зенитно-ракетных систем С-25
для противовоздушной обороны Москвы, разработанных в КБ-1
(ныне - Центральный научно-исследовательский институт "Комета").

П.В. Цыбин вёл разработку тяжелого управляемого реактивного снаряда РСС
и стратегического бомбардировщика-разведчика РС.
Эти системы должны были стартовать
в воздухе с самолетов-носителей Ту-95Н
Конструкторского бюро
А.Н. Туполева или А-57 конструктора Р.Л. Бартини.

В 1956-м группа инженеров под руководством
П.В. Цыбина обратилась
в Правительство СССР с предложением о создании высотного сверхзвукового стратегического реактивного самолёта-разведчика РСР со скоростью М=3.

После организации
, в этом же году, ОКБ-256 при Государственном комитете авиационной техники при Совете Министров СССР под руководством Главного конструктора
Павла Владимировича Цыбина был построен и успешно испытан
уменьшенный вариант самолёта-разведчика НМ-1
.

В 1958 году по договорённости с Главным констpyктоpом
С.П. Королёвым П.В. Цыбиным был выполнен пpоект возвpащаемого с оpбиты пилотиpyемого планиpyющего космического аппаpата ПКА.
Но в октябре 1959 года, в рамках происходившего тогда сокращения советской оборонной промышленности, КБ
П.В. Цыбина было закрыто, а штат передан
сначала
в ОКБ
Владимира Михайловича Мясищева (который имел собственный проект ВКА-23), а осенью 1960 года вместе с расформированным ОКБ-23 - в ОКБ-52
Владимира Николаевича Челомея, который в апреле 1961 года закрыл работы
по ВКА-23 и РСР
(Р-020).

В конце 1960 года после возвращения в ОКБ-1
Павел Владимирович Цыбин возглавил работы по конструированию первого советского спутника-разведчика "Зенит", созданного на базе корабля-спутника "Восток" и первый пуск которого
состоялся
26 апреля 1962 года.

Затем он занимался разработками беспилотной модификации космического коpабля "Восток"
, спутника связи "Молния", пилотируемых космических кораблей "Союз"
и "Союз Т", долговременных орбитальных станций "Салют", проектом военно-исследовательского комплекса состоящего из пилотируемого космического
корабля "Звезда"
и орбитальной станции "Союз-ВИ".
Проект был доведён
до предполётной стадии и был отменён в пользу комплекса
КБ
Челомея, состоящего из военной орбитальной станции военного назначения "Алмаз" и корабля ТКС - пилотируемого транспортного корабля снабжения.

В 1980-х годах
П.В. Цыбин в качестве научного консультанта принимал участие в создании многоразовой транспортной-космической системы "Энергия"-"Буран".


Руководящий состав головного


Руководящий состав головного конструкторского бюро в начале работ по
комплексу "Энергия - Буран".
В первом ряду:
В.М. Ключарёв, П.В. Цыбин, Г.Я. Семенов, Б.Е. Черток, В.Д. Вачнадзе,
В.П. Глушко, М.Г. Борисенко, А.Д. Гулько, М.И. Самохин, В.Ф. Клинов;
во втором ряду:
К.П. Феоктистов, B.C. Овчинников, В.А. Калашников, Б.А. Соколов,
Б.А. Дорофеев, А.П. Педан, Б.Е. Гуцков, А.А. Борисенко, А.П. Собко, А.П. Абрамов,
И.Н. Садовский, Б.Г. Пензин,
Э.И. Корженевский, В.В. Рюмин, Е.В. Шабаров,
А.Н. Вольцифер, Г.М. Стрекалов;
в третьем ряду:
В.П. Легостаев, В. Караштин, Я.П. Коляко, Г.Н. Дегтяренко, В.А. Ветрук,
И.И. Райков,
Б.А. Родионов, В.А. Саприкин, И.С. Прудников, А.А. Северов, М.С. Хомяков,
А.Л. Мартыновский, А.С. Елисеев,
А.Н. Иванников, Г.М. Пауков.
-

В последние годы жизни П.В. Цыбин pyководил наyчно-исследовательскими pаботами
в области проектирования одноступенчатого воздyшно-космического
самолёта
в виде гиперзвукового ракетоплана с комбинированной
многорежимной двигательной установкой
.

Павел Владимирович Цыбин - автор и соавтор более 150-ти научных трудов.
Ему принадлежат также многие изобретения и рационализаторские предложения применённые
в авиационной и ракетно-космической технике.

Награды:
Приказом частям 3-й Воздушной армии № 060 от 20 августа 1943 года,
от имени Президиума Верховного Совета СССР
"За образцовое выполнение заданий Командования на фронте
в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные
при этом доблесть и мужество"
Инженер группы планеристов ВДВ
Красной армии, инженер-подполковник
Цыбин Павел Владимирович
был награждён орденом Отечественной войны II степени.

Постановлением Совета Министров СССР от 21 апреля 1966 года, "За создание
многоместных кораблей "Восход-1" и "Восход-2" и проведение их полётов
с выходом человека в космическое пространство из корабля "Восход-2"
,
Ленинской премии в области техники за 1965 год были удостоены, в том числе -
ведущие специалисты Центрального конструкторского бюро экспериментального
машиностроения
:
Легостаев Виктор Павлович; Осипов Вячеслав Дмитриевич; Охапкин Сергей Осипович; Палло Арвид Владимирович; Рязанов Евгений Фёдорович; Рублёв
Борис Васильевич
; Солдатенков Александр Михайлович; Феоктистов Константин Петрович; Фролов Евгений Александрович; Цыбин Павел Владимирович
и Шабаров Евгений Васильевич.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1985 года
"За участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками и в честь 40-летия
Победы Советского народа в Великой Отечественной войне"

Цыбин Павел Владимирович был награждён
орденом Отечественной войны
I степени.

Кроме этого он был награждён
орденом Ленина (1952), двумя орденами Красного Знамени (1943, 1953), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1955, 1976), Красной Звезды (1943), медалями: "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" (1945), "За Доблестный труд.
В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина"
(1970),
"Ветеран Труда"
и многими другими наградами нашей страны.

Павлу Владимировичу Цыбину было также присвоено
Почётное звание
"Заслуженный деятель науки и техники РСФСР".
 

 
-
 


Выдающийся конструктор авиационной и ракетно-космической техники
Павел Владимирович Цыбин скоропостижно скончался 4 февраля 1992 года.
В тот день он находился в своём рабочем кабинете.


Похоронен он в Москве, на Введенском кладбище (уч. № 11),
рядом с могилами родителей.


(увеличить фото) г. Москва, Введенское кладбище (уч. № 11), могила П.В. Цыбина (июнь 2014 года) (увеличить фото) г. Москва, Введенское кладбище (уч. № 11), семейное захоронение Цыбиных (июнь 2014 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"
по выбранной Вами фотоссылке)

 

 
-
 


При создании страницы использованы:
---
-
текст биографии Цыбина Павла Владимировича,
опубликованны
й в биографической энциклопедии
"Космонавтика и ракетостроение"
(
составитель -
М.А. Первов
,
Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2011
)
----
(открыть ссылку) "Космонавтика и ракетостроение" (биографической энциклопедия (анонс), составитель - М.А. Первов, Москва: издательский дом "Столичная энциклопедия", 2011 год)

материалы статьи:

(открыть сылку) П.В. Цыбин – Главный конструктор военно-транспортных планеров
 открыть ссылку
--