Павел Владимирович Цыбин
родился 23 декабря 1905 года в Москве,
в музыкальной семье.
Его отец - флейтист, профессор Московской Консерватории
Цыбин Владимир Николаевич
(1877 - 1949);
мать - оперная певица Большого театра
Цыбина Елизавета Тимофеевна
(1884 - 1975).
Павел Цыбин
не стал музыкантом, как родители,
хотя
и был увлечён искусством. Увлечение авиацией пришло
к небу в восемнадцатилетнем возрасте.
Уже
в 1920 году он совершил первый пробный полёт
на балансирном планере собственной конструкции.
В 1926 году он был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии
в связи
с поступлением в Первую советскую авиационную школу Общества друзей Воздушного флота
в Гатчине
(под
Ленинградом)
на отделение авиатехников.
В эти годы П.В. Цыбин построил планер "Халтуринец".
Другой планер - "Стандарт" он построил совместно
с будущим Выдающимся конструктором самолётов
Олегом Константиновичем Антоновым.
К этому же периоду относится
и знакомство
Павла Владимировича Цыбина
с
Сергеем
Павловичем Королёвым.
После окончания школы в Гатчине П.В.
Цыбин работал
в отделе учебных
заведений Управления ВВС РККА, затем служил
в Пермской школе лётчиков
и
техников морской авиации.
В 1938 году ему было присвоено воинское звание "комбриг".
В
1939 году последовал перевод в Москву, поступление в Военно-Воздушную
Академию
имени Профессора Н.Е. Жуковского.
С 1940-го по 1948 год Павел Владимирович
являлся Главным конструктором Конструкторского бюро
авиационного завода в
Бескудниково
(ныне -
в черте города Москвы).
Здесь создавался новый тяжелый десантный планер Ц-25, поднимавший
до
25-ти человек или вездеход с противотанковой пушкой.
Более 500 таких планеров
состояли на вооружении
Воздушно-десантных войск до 1956 года.
Вместе с Дмитрием Николаевичем Колесниковым
он работал над
созданием десантного планера КЦ-20, полезная нагрузка которого достигала 20
тонн,
хорошо зарекомендовал себя в годы Великой Отечественной Войны.
Это был самый
крупный из состоявших на вооружении РККА в те годы
десантных планеров.
Именно П.В Цыбин
руководил операцией по доставке оружия
и боеприпасов белорусским партизанам при помощи планеров.
В 1945-1948 годах в особом конструкторском бюро под
руководством П.В. Цыбина
по заданию Лётно-исследовательского института
(город
Жуковский, Московской области) были созданы
"летающие лаборатории" Ц-1 (ЛЛ-1,
ЛЛ-2 и ЛЛ-3).
Они
предназначались для исследования аэродинамики околозвуковых скоростей.
В 1947-1948 годах лётчиками-испытателями
Султаном Амет-ханом,
Сергеем
Николаевичем Анохиным
и
Николаем Степановичем Рыбко было выполнено
более 100 испытательных полётов, в
ходе которых
на ЛЛ-3
в пикировании
с работающим двигателем была достигнута
скорость 1200 км/ч (М=0,97).
В 1947 году началась первая
в истории СССР "конверсия" оборонной
промышленности и КБ
П.В. Цыбина закрыли, а завод перевели
на выпуск гражданской
продукции.
В 1948 году
Павел Владимирович Цыбин
был приглашён
на работу
в ОКБ-1
Сергея
Павловича Королёва
при НИИ-88 Министерства оборонной промышленности СССР
(город Калининград
(ныне - Королёв),
Московской
области)
на должность Начальника отдела.
Здесь П.В. Цыбин
принимал участие в разработке
и испытаниях первых
советских
баллистических ракет Р-1
и Р-2.
С 1951-го по 1955 года он работал
в должности Начальника отдела
3-го Главного управления Совета Министров СССР.
С 1955-го по 1959 год - являлся Главным конструктором ОКБ-256
(город Москва).
С 1959-го по 1960 год
- работал заместителем Генерального конструктора
- Главным конструктором организации п/я № 1457
(город
Москва).
С 1960-го по 1961 год - являлся заместителем Главного конструктора
предприятия п/я № 0350
(город
Москва).
С 1961 года Павел Владимирович Цыбин
вновь работал
в ОКБ-1
(Центральном
конструкторском бюро экспериментального машиностроения, с 1974 года -
Научно-производственном объединении "Энергия").
Последовательно являлся:
до 1966 года - заместителем Главного конструктора;
до 1967 года - заместителем Главного конструктора - заместителем
Руководителя комплекса;
до 1974 года - заместителем Начальника комплекса ЦКБЭМ;
до 1980 года - заместителем
Главного конструктора НПО "Энергия";
до 1988 года - научным консультантом НПО "Энергия";
с 1988 года и до последнего дня жизни - научным консультантом НПО
"Энергия"
- исполняющим обязанности Главного конструктора темы.
Приказом Министра обороны СССР в 1970 году инженер-полковник
П.В. Цыбин
был уволен из Вооружённых сил СССР по возрасту
и продолжил свою деятельность как "гражданский" специалист.
В 1950 годах Павел Владимирович Цыбин
принимал участие в испытаниях
и сдаче
крылатой
ракеты класса "воздух - море"
и зенитно-ракетных систем С-25
для противовоздушной обороны Москвы, разработанных
в КБ-1
(ныне -
Центральный научно-исследовательский институт "Комета").
П.В. Цыбин вёл разработку тяжелого управляемого реактивного снаряда РСС
и стратегического бомбардировщика-разведчика РС.
Эти системы должны были
стартовать в воздухе
с самолетов-носителей Ту-95Н
Конструкторского бюро
А.Н. Туполева
или А-57 конструктора
Р.Л. Бартини.
В
1956-м группа инженеров под руководством
П.В. Цыбина обратилась
в Правительство
СССР с предложением о создании высотного сверхзвукового стратегического
реактивного самолёта-разведчика РСР со скоростью
М=3.
После организации, в этом же году, ОКБ-256 при Государственном комитете
авиационной техники при Совете
Министров СССР под руководством Главного конструктора
Павла
Владимировича Цыбина был построен и успешно испытан
уменьшенный вариант самолёта-разведчика
НМ-1.
В 1958 году по договорённости с Главным констpyктоpом
С.П. Королёвым
П.В. Цыбиным был выполнен пpоект возвpащаемого
с оpбиты пилотиpyемого
планиpyющего космического аппаpата ПКА.
Но в октябре 1959 года, в рамках
происходившего тогда сокращения советской оборонной промышленности,
КБ
П.В. Цыбина
было закрыто, а штат передан
сначала
в ОКБ
Владимира
Михайловича Мясищева
(который
имел собственный проект ВКА-23),
а осенью 1960 года вместе с расформированным ОКБ-23 - в
ОКБ-52
Владимира
Николаевича Челомея,
который
в апреле 1961 года закрыл работы
по ВКА-23
и РСР
(Р-020).
В конце 1960 года после возвращения
в ОКБ-1
Павел Владимирович Цыбин
возглавил работы
по конструированию первого советского спутника-разведчика
"Зенит", созданного
на базе корабля-спутника "Восток"
и первый пуск которого
состоялся
26 апреля 1962 года.
Затем он занимался разработками
беспилотной модификации космического коpабля "Восток", спутника связи
"Молния", пилотируемых космических кораблей "Союз"
и "Союз Т", долговременных орбитальных станций "Салют", проектом
военно-исследовательского комплекса состоящего
из пилотируемого космического
корабля "Звезда" и орбитальной станции "Союз-ВИ".
Проект был доведён до предполётной стадии и был отменён в
пользу комплекса
КБ
Челомея,
состоящего
из военной орбитальной станции военного назначения "Алмаз"
и корабля ТКС - пилотируемого транспортного корабля снабжения.
В 1980-х годах
П.В. Цыбин
в качестве научного консультанта принимал участие в создании
многоразовой транспортной-космической системы "Энергия"-"Буран".
Руководящий состав головного
конструкторского бюро в начале работ
по
комплексу "Энергия - Буран".
В первом ряду:
В.М. Ключарёв,
П.В. Цыбин,
Г.Я. Семенов,
Б.Е. Черток, В.Д. Вачнадзе,
В.П. Глушко,
М.Г. Борисенко,
А.Д. Гулько,
М.И. Самохин,
В.Ф. Клинов;
во втором ряду:
К.П. Феоктистов,
B.C. Овчинников,
В.А. Калашников,
Б.А. Соколов,
Б.А. Дорофеев, А.П. Педан,
Б.Е. Гуцков,
А.А. Борисенко, А.П. Собко,
А.П. Абрамов,
И.Н. Садовский,
Б.Г. Пензин,
Э.И. Корженевский, В.В. Рюмин,
Е.В. Шабаров,
А.Н. Вольцифер,
Г.М. Стрекалов;
в третьем ряду:
В.П. Легостаев,
В.М. Караштин,
Я.П. Коляко,
Г.Н. Дегтяренко,
В.А. Ветрук,
И.И. Райков,
Б.А. Родионов, В.А. Саприкин,
И.С. Прудников,
А.А. Северов,
М.С. Хомяков,
А.Л. Мартыновский,
А.С.
Елисеев,
А.Н. Иванников,
Г.М. Пауков.
- |
В последние годы жизни П.В. Цыбин pyководил наyчно-исследовательскими pаботами
в области проектирования одноступенчатого воздyшно-космического
самолёта в виде гиперзвукового ракетоплана
с комбинированной
многорежимной двигательной установкой.
Павел Владимирович Цыбин
- автор
и соавтор более 150-ти научных трудов.
Ему принадлежат также многие изобретения и рационализаторские предложения
применённые
в авиационной
и ракетно-космической технике.
Награды:
Приказом
частям 3-й Воздушной армии №
060
от
20 августа 1943 года,
от имени Президиума Верховного Совета СССР
"За образцовое выполнение заданий Командования
на фронте
в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные
при этом доблесть и мужество"
Инженер группы планеристов ВДВ
Красной армии, инженер-подполковник
Цыбин
Павел Владимирович
был награждён орденом
Отечественной войны II степени.
Постановлением Совета Министров СССР от
21 апреля 1966
года,
"За создание
многоместных кораблей "Восход-1" и "Восход-2" и проведение их
полётов
с выходом
человека в космическое пространство из корабля "Восход-2",
Ленинской премии
в области техники
за 1965 год были удостоены, в том числе -
ведущие
специалисты Центрального
конструкторского бюро экспериментального
машиностроения:
Легостаев Виктор
Павлович;
Осипов Вячеслав
Дмитриевич;
Охапкин Сергей Осипович;
Палло Арвид Владимирович;
Рязанов Евгений
Фёдорович;
Рублёв
Борис Васильевич;
Солдатенков Александр Михайлович;
Феоктистов Константин Петрович;
Фролов
Евгений Александрович;
Цыбин Павел Владимирович
и
Шабаров Евгений Васильевич.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1985 года
"За участие в боях с немецко-фашистскими
захватчиками и в честь 40-летия
Победы Советского народа в Великой Отечественной войне"
Цыбин
Павел Владимирович
был награждён
орденом Отечественной войны
I степени.
Кроме этого он был награждён
орденом Ленина (1952),
двумя орденами
Красного Знамени (1943, 1953),
двумя орденами Трудового Красного Знамени
(1955, 1976),
Красной Звезды (1943),
медалями: "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945
годов"
(1945),
"За Доблестный труд.
В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина"
(1970),
"Ветеран Труда"
и многими другими наградами нашей страны.
Павлу Владимировичу Цыбину
было также присвоено
Почётное звание
"Заслуженный деятель науки и
техники РСФСР".
|