Родился
3 октября 1906 года
в селе
Алексеевка,
Белокуракинского района,
Луганской области
(Украина).
В 1910 году
отца
Григоренко
и с ним всю семью за
марксистские убеждения
выслали в
Восточный Казахстан.
Только
после 1917 года
им удалось вернуться на
родину.
Там отец организовал
первую Коммуну. Ещё юному
Мише Григоренко
доверили охранять сад коммунаров.
С 1921-го по 1927 год проживал в городе
Старобельск,
Луганской области.
В 1926 году
он окончил
профтехшколу
в городе Харькове
и год работал на производстве.
В
1927 году
Григоренко
поступил в
Харьковский инженерно-строительный институт,
который окончил в
1931 году.
Руководство института
сочло необходимым оставить его на
кафедре.
Михаил
Георгиевич
совмещал
чтение лекций по строительной механике
с работой в
проектном институте.
Григоренко
по распоряжению
Наркома тяжёлой промышленности СССР
Серго Орджоникидзе
был направлен в город
Мариуполь
на строительство
металлургического завода.
На стройке завода «Азовсталь»
Михаил
Георгиевич
работал
прорабом,
Заместителем начальника строительной организации,
которая участвовала в сооружении
первой и второй доменных печей, за что и
получил
благодарность
от
Наркома.
В 1935 году
Григоренко
стал Главным инженером строительства
производственного объекта
в городе Коканд
(Узбекистан).
В
1936 году Михаил
Георгиевич
возглавил
отдел капитального строительства
в
Наркомате среднего машиностроения СССР.
Принимал участие
в строительстве первых
десяти шарикоподшипниковых мастерских,
которые к
концу 1940 года
дали
первую продукцию.
В
1940 году
М.Г. Григоренко
возглавил на одном из
автозаводов
переоборудование цехов для
налаживания выпуска танков Т-34.
В
феврале 1941 года
Михаил Григорьевич
был отозван с
танкового завода
и призван
в ряды
Красной Армии
с присвоением звания
военинженер 3-го ранга.
М.Г. Григоренко
назначен
Главным инженером строительного участка,
занимавшегося
оборудованием
укрепрайонов
на
Западной границе, в
Прибалтике.
22 июня 1941 года
Григоренко встретил в
главном доте укрепрайона,
под бомбардировками
фашисткой авиации.
В июле 1941 года военинженер 2-го ранга
Григоренко
был назначен командиром инженерно-сапёрной
бригады, которая обеспечивала
19-ю армию и вела строительство
оборонительных рубежей
под Смоленском.
В октябре 1941 года
вместе с разрозненными частями окружённой
в районе Вязьмы
19-й армии
М.Г. Григоренко с
боями выходил из
окружения.
Начальник 60-го армейского управления
военно-полевого строительства
Григоренко командовал
строительством укреплений
на рубеже обороны
Дмитров - Москва.
На одном из участков фронта
он воплотил в жизнь и применил проект «мешка»
для фашистов, когда
взрывы следуют в
начале и в
конце колонны противника,
а с боков из укрытий
начинает бить артиллерия,
и от колонны
практически ничего не остаётся.
Весной 1942 года
3-я ударная армия
овладела городом Великие
Луки.
За рекой Ловать
фашисты готовили контрудар.
Начальник штаба инженерных войск армии
Григоренко
придумал для гитлеровцев
новый «сюрприз с купанием».
Под его
руководством тайно была
построена запруда,
и вскоре река хлынувшая холодная вода прервала
осуществлению контрудара фашистских войск.
В 1943 году
Гвардии полковник Григоренко
был назначен на должность Начальника штаба
инженерных войск 11-й гвардейской армии.
В 1943 году
боевой путь
Михаила Григорьевича
прошёл через
Калининскую
и Смоленскую
области.
Сапёры Григоренко
под огнём прокладывали дороги
через топи, снимали тысячи мин
под Невелем, при
освобождении Белоруссии,
Литвы.
Михаил Григорьевич принимал
участие в
форсировании крупных водных преград,
таких,
как канал Москва-Волга,
Березина,
Западная Двина,
Неман.
Осенью 1944 года
11-я гвардейская армия
вышла на границу с Восточной Пруссией.
В ночь на 13 октября 1944 года
при подготовке разгрома
тильзитско-инстербургской группировки немцев в
полосе армии
начали действовать 178 групп разграждения.
Они сняли около 40 тысяч мин,
проделали 164 прохода
в различных заграждениях,
из них 42 — для
танков.
Ни один человек не
был потерян при проделывании проходов.
Григоренко
руководил не только подготовкой личного состава,
но и разминированием,
строительством
дорог для танков и
артиллерии.
Были уложены тысячи брёвен,
многие километры жердевого настила,
наведены 9 мостов.
Впереди был Кёнигсберг.
В апреле 1945 года
начался штурм этой
прусской цитадели.
На вооружении
засевших там многочисленных гарнизонов
гитлеровцев были
тысячи пушек
различных систем,
огнемёты, пулемёты.
Путь к городу
преграждала река Преголь
с её многочисленными рукавами,
болотистыми подступами.
Надо было навести десятки переправ,
построить мосты.
Полковник Григоренко
лично руководил строительством этих
сооружений.
Работы выполнялись под непрерывным огнём
противника.
Рвались снаряды,
мины.
Михаил
Георгиевич,
пренебрегая опасностью,
мужественно руководил переправой войск
на северный берег реки.
В один из моментов
снаряд разорвался рядом с гвардии полковником.
Он был сильно контужен,
но не позволил увести себя
с поля боя.
9 апреля 1945 года
Кёнигсберг
был взят!
Последним эпизодом войны
для Григоренко
было руководство форсированием морского пролива
у военно-морской
базы фашистов в городе
Пиллау (ныне -
Балтийск)
5 мая 1945 года.
После войны М.Г. Григоренко
продолжил службу в армии.
В 1947 году после
окончания Высших курсов усовершенствования
офицерского состава
при Военно-инженерной академии имени
В.В.Куйбышева он получил
новое предписание и
отправился выполнять специальное,
особой важности и
секретности,
задание
- строительство
в степи
полигона для
испытания первой советской атомной бомбы.
И объект был
построен раньше срока.
Затем Григоренко
получил новое
распоряжение.
Постановлением Правительства от 2 февраля 1955 года были определены место,
время начала
и срок окончания
строительства
Полигона № 5
- так вначале официально
называли космодром Байконур.
Несмотря на трудности работы
в безжизненной пустыне
и недостаток техники,
в срок был
построен «стадион»,
о котором
С.П. Королёв
тогда провидчески сказал,
что зрителями событий на нём со временем
будет всё Человечество.
12 апреля 1961 года
с Байконура
стартовал в космос
Юрий Гагарин,
а затем и другие космонавты.
Первоначально рассчитанный на 25 пусков
стартовый комплекс
космодрома
осуществил уже сотни пусков
и поныне продолжает служить людям и науке.
После этого М.Г. Григоренко
выпала завидная доля быть на острие самых
важных событий:
строительство атомного полигона,
ракетных,
зенитно-ракетных и
противоракетных полигонов,
шахтных пусковых установок баллистических ракет.
С 1971 года
генерал-лейтенант М.Г. Григоренко
в отставке.
Жил в городе-герое Москве.
Был Главным экспертом Государственной
экспертизы и инспекции Министерства обороны СССР,
активным деятелем совета ветеранов сапёрных,
инженерных и военно-строительных частей.
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 5 мая 1945 года
"За образцовое выполнение боевых заданий
командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при
этом отвагу и геройство"
гвардии полковнику
Григоренко Михаилу Георгиевичу
было присвоено звание
Героя Советского Союза с вручением ордена
Ленина и медали
«Золотая Звезда»
(№ 5028).
В 1968 году был
удостоен звания Лауреата Ленинской премии
вместе
с группой военных строителей
(За строительство полигонов)
Награждён тремя орденами Ленина
(19.04. 1945,
05.05. 1945,
29.07.1966),
двумя орденами Красного Знамени
(13.07. 1944,
02.03. 1945),
орденами Отечественной войны
I
(06.04. 1985)
и II
(25.01. 1944)
степеней,
двумя орденами Трудового Красного Знамени (??.??.????,
25.07. 1958),
двумя орденами Красной Звезды (30.03.
1943, 30.12.
1956)
и двенадцатью медалями.
В августе
1980 года генерал-лейтенанту
М.Г. Григоренко
было присвоено звание «Почётный строитель
Байконура».
Он также – Почётный гражданин городов Коканд
(республика Узбекистан)
и
Старобельск
(республика Украина)
Заслуженный строитель РСФСР.
|