-
Пётр
Денисович Лаврентьев родился
29 декабря 1904 года (11
января 1905 года)
в
городе Таганроге
- административном центре Таганрогского уезда Области Войска
Донского Российской империи.
Историческая справка:
.....С
мая 1918 года по декабрь 1918 года, в период Первой мировой войны,
город Таганрог находился в зоне оккупации германских войск.
.....В
1919 году, Таганрог находился на территории, контролируемой
Вооружёнными силами Юга России.
.....С
января по март 1920 года, город Таганрог - в составе РСФСР.
.....23
марта 1920 года, Тагарогский уезд с административном центров -
городом Таганрогом входил в состав Донецкой губернии Украинской ССР.
.....С
7 марта 1923 года, город Таганрог являлся центром Таганрогского
округа Донецкой губернии Украинской ССР.
.....1
октября 1924 года, город Таганрог был передан из Донецкой губернии
Украинской ССР в состав Юго-Восточной области, переименованной
(16
октября 1924 года)
в Северо-Кавказский край РСФСР,
и одновременно получил статус города окружного подчинения и
административного центра Таганрогского округа Северо-Кавказского края.
.....С
4 марта 1929 года, город Таганрог являлся центром Донского округа
Северо-Кавказского края оставаясь городом окружного подчинения.
.....С
августа 1930 года, город Таганрог после ликвидации окружной системы
административно-территориального деления, стал самостоятельной
административно-хозяйственной единицей непосредственно подчинённой
Северо-Кавказскому Краевому исполнительному комитету. .....Одновременно,
в период со 2 августа 1926 года по 15 ноября 1933 года, город
являлся также районным центром Николаевского района, переименованного
в Таганрогский район 4 марта 1929 года.
.....10 января 1934 года,
был образован Азово-Черноморский край, и город Таганрог являлся
самостоятельной административно-хозяйственной единицей непосредственно
подчинённой Азово-Черноморскому краевому исполнительному комитету, то есть городом краевого
значения.
.....13 сентября 1937 года,
была образована Ростовская область, и город Таганрог являлся городом
областного подчинения этой области.
.....С 8 октября 1938 года,
Таганрог был административным центром Таганрогского сельского района
Ростовской области.
.....С апреля 1962 года, город Таганрог был подчинён
Ростовскому областному (промышленному)
исполкому.
.....С
января 1965 года, Таганрог являлся городом областного подчинения,
а с марта 1994 года - городом областного значения
Ростовской области со статусом муниципального образования "Город Таганрог".
.....С
марта 2005 года, в ходе реформы местного самоуправления,
Муниципальное образование "Город Таганрог" получило статус городского округа
с прежним наименованием.
-
О семье П.Д. Лаврентьева:
.....Отец
-
Лаврентьев Денис,
работал на одной из шахт Донецка.
.....Мать
-
Лаврентьева Татьяна Амосовна.
.....Супруга
-
Лаврентьева Лидия Алексеевна
(1914
- 2001).
.....Дочь
- Елена Петровна (родилась
в 1936 году).
.....Сын
-
Лаврентьев Борис Петрович (1946
- 2012).
В
юности,
Пётр Лаврентьев
жил с
родителями в
городе Горловка Украинской ССР (с
1991-
го по 2014 год - независимой Украины; с апреля 2014 года -
находившейся под
контролем
провозгласившей независимость от Украины Донецкой Народной Республики,
30 сентября
2022 года (после
проведённого референдума)
ставшей регионом Российской
Федерации).
Свою трудовую деятельность он начал в 1919
году
рассыльным на частной паровой
мельнице в
селе Корсуново
(ныне - село
в
Валковской городской общине Богодухов-
ского района Харьковской области Украины),
а с 1919-го по 1922 год
работал учеником
электромонтёра шахты "Буроз"
(ныне
-
Советский район города Макеевки Донецкой
Народной Республики).
В 1925 году,
П.Д. Лаврентьев окончил Горловскую горную школу
и
поступил на
Авиационный факультет Харьковского Политехнического института имени В.И.
Ленина
(в 1930 году,
факультет был выделен из состава вуза, образовав
Харьковский
Авиационный институт; с 2000 года, после череды преобразований -
Национальный
Аэрокосмический университет имени Н.Е. Жуковского - прим.).
В 1930 году, по
окончании института, по
собственной просьбе,
он был направлен в город
Рыбинск
(ныне
-
Ярославской области), на
завод № 26 имени В.Н. Павлова, где
работал
инженером-технологом по сборочному цеху в
отделе подготовки производства
двигателей М-17 разработанных по
лицензии немецкой фирмы BMW, основные детали
для которых были получены из Германии.
С 1933 года,
завод уже полностью перешёл на
выпуск двигателей из
отечественных
деталей.
С февраля по декабрь 1938 года,
Лаврентьев Пётр Денисович добровольцем участвовал в
национально-революционной войне в
Испании, в должности авиационного инженера по
обслуживанию частей Военно-воздушных сил.
После возвращения в СССР,
он вновь работал на заводе № 26 в городе Рыбинске, где
с 1939 года являлся Главным инженером, а с 1941 года - Директором
завода.
Через три месяца после начала Великой Отечественной войны, 16
октября 1941 года,
Государственный комитет обороны СССР принял решение об эвакуации
завода и
опытного производства в столицу Башкирии - город Уфу на
площадку завода № 384
Народного комиссариата авиационной промышленности СССР.
Приказом Народного комиссара авиационной промышленности № 1164сс от 17
декабря
1941 года, для обеспечения выпуска моторов М-105Р, был образован
объединённый
завод, получивший наименование "Уфимский моторостроительный завод № 26 НКАП"
с подчинением 3-му Главному управлению НКАП
(ныне
- Публичное Акционерное
общество "Объединённая двигателестроительная компания - Уфимское
моторостроительное производственное объединение - прим.).
Новому предприятию были переданы все помещения, оборудование и кадры авиаци-онного завода
№ 384, объединившего к тому времени эвакуированные заводы №
234,
№ 338, № 451 и
№ 282, часть завода № 219, проектное бюро Центрального
института
авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова и ОКБ-250 Главного конструктора
В.А. Добрынина.
Этим же Приказом по Наркомату авиапромышленности были назначены:
Директором
объединённого завода - бывший до
этого заместителем Наркома авиационной
промышленности
Баландин Василий Петрович,
а Главным инженером -
Лаврентьев
Пётр Денисович.
На
этом посту всесторонне
раскрылся талант
П.Д. Лаврентьева
как
инженера
и
организатора производства.
Уже в
декабре 1941 года, на заводе было организовано крупное серийное
производство
авиационных моторов конструкции Климова
Владимира Яковлевича
для: одномоторного
самолёта-истребителя Як-3, одномоторного истребителя-бомбардировщика
Як-9
и двухмоторного пикирующего бомбардировщика Пе-2.
Многие конструктивные решения,
предложенные Главным инженером
П.Д.
Лаврентьевым, позволили значительно повысить выпуск
продукции на заводе. Серийное производство явилось новым словом
в
авиационном двигателестроении
и открыло путь к повышению производительности труда.
Уфимские
моторостроители полностью обеспечили потребности боевой авиации
в моторах
М-105 и М-107 и их модификациях.
Всего заводом за годы войны было выпущено
свыше 97 тысяч моторов.
На каждом третьем боевом самолёте стоял уфимский
мотор.
23 раза коллективу присуждалось переходящее Красное знамя
Государственного Комитета обороны СССР и по
окончании Великой Отечественной войны оно было
оставлено заводу на вечное хранение.
Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР № 1134 от 19 августа
1944
года,
Лаврентьеву Петру Денисовичу
было присвоено воинское звание
"инженер-полковник".
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1945 года,
"За выполнение
заданий Правительства по производству авиационных двигателей", Завод № 26
был награждён орденом Красного Знамени.
В марте 1946 года,
Лаврентьев Пётр Денисович
был назначен на
должность Директора
Завода № 26
(Уфимского
моторостроительного завода)
Министерства авиационной
промышленности СССР.
После войны,
на заводе завершилась работа над поршневыми двигателями.
Началась эра реактивной авиации.
В этого время, предприятие первым в стране начал производство новых
авиационных
реактивных двигателей.
В 1947 году,
Пётр Денисович
был назначен на
должность Директора Завода № 24 имени
М.В. Фрунзе в городе Куйбышеве
(25
января 1991 года, городу было возвращено
историческое название - Самара
- прим.).
Историческая справка:
.....В
1960-1966 годах, завод работал под названием "Организация п/я 32".
.....С
1967 года - Куйбышевский моторостроительный завод имени М.В. Фрунзе.
.....В
мае 1977 года, завод был преобразован в Куйбышевское производственное
объединение
(КМПО)
имен М.В. Фрунзе.
.....В
октябре 1991 года, в связи с переименованием города, КМПО было
переименовано в Самарское Моторостроительное производственное объединение.
.....В
1996 году, предприятие было приватизировано и на его основе
образовано
Открытое Акционерное общество
"Моторостроитель".
.....В
апреле 2010 года, ОАО "Моторостроитель" было преобразовано в
Открытое Акционерное общество
"Кузнецов".
При непосредственном
руководстве П.Д.
Лаврентьева,
предприятие осущствляло выпуск двигателей для реактивной авиации:
РД-20 для фронтового истребителя МиГ-9;
РД-500, который устанавливался на серийных самолётах Ла-15,
Як-23 и опытных
самолётах - Су-13, Як-1000, Як-25, Як-30, Ту-12,
Ла-174ТК, Ла-174, Ла-180, крылатой
ракете (самолёте-снаряде)
КС-1 "Комета";
ВК-1 для истребителей МиГ-15 и МиГ-17,
бомбардировщиков Ил-28, бомбардировщиков-торпедоносцев Ту-14
(Ту-12);
РД-3М-500
для тяжёлых двухмоторных реактивных многоцелевых самолётов Ту-16;
НК-4 для
средне-магистральных, турбовинтовых пассажирских самолётов Ан-10
и пассажирских
самолётов для авиалиний дальней протяжённости Ил-18А; НК-12
для стратегических
межконтинентальных бомбардировщиков Ту-95, дальних противолодочных
самолётов
Ту-142 и пассажирских самолётов Ту-114, а также - для тяжёлых
турбовинтовых
транспортных самолётов, первых в мире широкофюзеляжных
самолётов Ан-22 и
экранопланов A-90 "Орлёнок";
РД-900
для первого
советского беспилотного
самолёта-мишени Ла-17.
В 1957 году,
Решением Партии
и
Правительства,
Куйбышевский завод № 24
имени
М.В. Фрунзе, был привлечён к
Советской ракетно-космической программе.
При
активном участии
Директора предприятия
Лаврентьева Петра Денисовича,
был
создан
Приволжский
филиал Химкинского ОКБ-456 (филиал
№ 2;
Руководитель -Соловьёв Юрий
Дмитриевич).
Работа филиала была
организована
для
обеспечения производства жидкостных
ракетных двигателей РД-107 и
РД-108,
которые устанавливались
на межконти-
нентальных баллистических ракетах Р-7 и
созданных
на
их базе ракет-носителей,
собираемых здесь же в
Куйбышеве, на
Заводе № 1 "Прогресс"
(ныне -
Акционерное
общество "Ракетно-космический центр "Прогресс"",
город Самара
- прим.).
Ракетные
двигатели РД-107 и
РД-108 обеспечили успешный
вывод в космос и полёты первых и последующих
искусственных спутников Земли, автоматических станций для
исследований Луны, Венеры, Марса и пилотируемых
космических кораблей "Восток", "Восход" и "Союз", а также
- автоматических транспортных грузовых кораблей
"Прогресс".
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 655-294 от 16
июня 1959 года,
Куйбышевский Совет Народного Хозяйства
(Председатель -
В.Н. Лисицын)
и Директор
завода № 24 П.Д. Лаврентьев
были назначены ответственными исполнителями
за
оказание всемерной помощи ОКБ-276 под руководством
Н.Д. Кузнецова
в создании
двигателей для межконтинентальных баллистических ракет Р-9А.
В 1961 году,
Лаврентьев Пётр
Денисович, по
состоянию здоровья перешёл
на
препода-
вательскую работу в Куйбышевский Авиационный институт,
которому в 1966 году было присвоено имя
Королёва Сергея Павловича
(ныне
- Самарский Государственный аэрокосмический университет имени С.П.
Королёва).
Работая в этом вузе,
Кандидат технических
наук П.Д. Лаврентьев
являлся Профессором
и Заведующим Кафедрой
организации производства.
С 1969 года, он преподавал в Московском Авиационном институте
имени Серго
Орджоникидзе
(ныне -
МАИ,
Национальный исследовательский университет).
В 1978 году,
Пётр Денисович вышел
на заслуженный отдых.
Награды:
Указом Президиума Верховного
Совета СССР от
5 марта 1939 года,
за выполнение
интернационального долга во время национально-революционной войны в Испании,
Лаврентьев Петр Денисович
был
награждён
орденом
Ленина.
Указом Президиума Верховного
Совета СССР
№ 605/61 от
23 августа
1941 года,
"За образцовое
выполнение заданий Правительства по выпуску авиационных моторов
для боевых самолётов",
Директор Завода № 26 Народного комиссариата авиационной
промышленности
(город
Рыбинск Ярославской области
- прим.)
Лаврентьев Петр
Денисович
был награждён орденом Красной Звезды.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР
№ 215/278 от
30 декабря
1943 года,
"За образцовое
выполнение заданий Правительства по выпуску моторов",
Главный инженер
Завода № 26 Народного комиссариата авиационной
промышленности
(город
Уфа Башкирской АССР - прим.)
Лаврентьев Петр
Денисович
был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
№ 222/27 от
2 июля
1945 года,
"За образцовое
выполнение заданий Правительства по производству моторов",
Главный инженер
Завода № 26 Народного комиссариата авиационной
промышленности
(город
Уфа Башкирской АССР - прим.)
Лаврентьев Петр
Денисович
был награждён орденом Красной Звезды.
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
№ 222/512 от
16 сентября
1945 года,
"За выдающиеся
заслуги в деле организации производства самолётов, танков,
моторов,
вооружения и боеприпасов, а также за создание и освоение новых
образцов боевой
техники и обеспечение ими Красной Армии и Военно-Морского Флота в годы
Великой
Отечественной войны",
Главный инженер Завода № 26 Народного комиссариата
авиационной промышленности
(город
Уфа Башкирской АССР - прим.)
Лаврентьев Петр
Денисович
был удостоен звания Героя Социалистического Труда с
вручением ему
ордена Ленина (№
55092)
и Золотой медали "Серп и Молот"
(№
250).
5
5
Постановлением Совета Министров СССР от 13 марта 1952 года,
Сталинская премия II
степени,
за выдающиеся
изобретения и коренные усовершенствования методов
производственной работы за 1951 год,
а именно
"За работы в области
машиностроения"
в размере 100 000 рублей
(на
всех),
была присуждена
коллективу специалистов
предприятий авиационной промышленности в составе:
Мецхваришвили Николая
Георгиевича
(руководителя
работ),
Куинджи Анатолия
Александровича, Лаврентьева
Петра Денисовича, Блинова Павла Васильевича, Болтунова Николая
Ивановича,
Ворожбиева Евстафия Васильевича, Данилова Василия Ивановича,
Комарова Михаила
Семёновича, Кононенко Михаила Леонтьевича, Ларкина Анатолия
Ивановича,
Лашманова Александра Андреевича, Никольского Владимира Ивановича,
Овдиенко
Михаила Андреевича, Орманова Пламена Ивановича, Подзолова
Павла Алексеевича,
Попова Виктора Евгеньевича, Титкова Сергея Михайловича
и
Чечени Леонида
Степановича.
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
от
12 июля
1957 года,
"За заслуги в
деле
создания новой авиационной техники",
Директор Завода № 24
имени М.В. Фрунзе
Куйбышевского Совета
Народного хозяйства
Лаврентьев Петр Денисович
был
награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
№ 240/36
от
29 июля
1960 года
(с грифом
"Совершенно секретно"),
"За
создание и успешное освоение в серийном производстве
специальных изделий (ракеты Р-7)",
Директор Завода № 24 Куйбышевского Совета
Народного хозяйства
Лаврентьев Петр Денисович
был
награждён
орденом
Ленина.
Кроме того,
П.Д. Лаврентьев
был награждён медалями:
"За Победу над Германией в
Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
(09.05.
1945),
"За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
(06.06.
1945),
"За оборону Москвы"
(1944),
"За боевые заслуги"
(05.11.
1954,
за выслугу лет в Советской
Армии),
"ХХХ лет Советской Армии и Флота"
(1948),
"Двадцать лет Победы
в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
(1965).
В
1968 году, Советский комитет Ветеранов войны наградил
Лаврентьева Петра
Денисовича
Памятной медалью
"Участнику национально-революционной войны
в Испании".
- |