-
Сергей Николаевич Шишкин родился 17
февраля
(2 марта)
1902 года в городе
Можайске - административном центре
Можайского уезда Московской губернии.
Историческая справка:
.....Постановлением
Всесоюзного Центрального исполнительного комитета СССР от 12
июля 1929 года, "О
составе округов и районов Московской области и их центрах",
прежняя система
размежевания регионов Можайский уезд был упразднён, и его
территория
вошла в состав вновь образованного
Можайского района (с
административным центром -
городом Можайском)
Центрально-Промышленной области.
.....1
февраля 1963 года, город Можайск стад административным
центром Можайского укрупнённого сельского района, вместо
упразднённого Можайского района.
.....Указом
Президиума Верховного совета РСФСР от 13 января 1965 года,
Можайский сельский район вновь преобразован в Можайский район.
.....3
июня 1929 года,
Центрально-Промышленная
область была
переименована в Московскую.
.....Законом
Московской области от 17 января 2001 года № 12/2001-ОЗ,
город Можайск утратил статус города областного подчинения.
.....8
февраля 2018 года, Можайский муниципальный район и все
входившие в его состав сельские и городские поселения были
упразднены и объединены в муниципальное образование Можайский
городской округ.
.....17
марта 2018 года, Можайский район был упразднён и вместо
него образована новая административно-территориальная единица
Московской области - город областного подчинения Можайск с
административной территорией.
О некоторых членах семьи С.Н. Шишкина:
.....Супруга
- Шишкина Мария Николаевна
(1908
- 1957).
.....Дочь
- Струцкая (до замужества
- Шишкина) Марина Сергеевна
(1949
- 2011).
В 1920 году,
С.Н. Шишкин
поступил в Московское Высшее
техническое училище,
и в 1926 году
окончил его
по специальности "самолётостроение".
Историческая
справка:
......В
1930 году,
Московское Высшее техническое
училище
было преобразовано в Московское Механико-машиностроительное
училище.
......В
1930-1943 годах, вуз был преобразован в Московский
Механико-машиностроительный институт с присвоением имени имени
Н.Э. Баумана.
......В
1943-1989 годах вуз имел название "Московское Высшее техническое
училище имени Н.Э. Баумана"
(МВТУ
имени Н.Э. Баумана), а
в 1989 году был преобразован в Московский Государственный
технический университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ имени Н.Э.
Баумана).
В 1925 году,
ещё будучи студентом 5-го курса
Московского Высшего
технического
училища, Шишкин
Сергей Николаевич был принят
на работу, на Московский
Государственный авиационный завод № 1
(бывший завод
"Дукс" - прим.),
в опытном
отделе под руководство
Поликарпова Николая Николаевича,
на должность
конструктора.
Работая в отделе,
С.Н. Шишкин
занимался расчётами прочности самолётов, и
принимал
участие
в
разработке учебного самолёта У-2
(с 1944 года -
По-2),
который завоевал
признание как
очень удачная конструкция лёгкого и дешёвого
многоцелевого и
учебного самолёта.
В феврале 1928 года
впервые поднялся
в
воздух истребитель-полутораплан
Н.Н. Поликарпова
И-3,
который был принят
на
вооружение и
выпускался серийно
до 1934 года, став основным истребителем ВВС РККА
начала 1930-х годов и
вторым
в истории советским истребителем,
принятым
на
вооружение, после И-2
Д.П. Григоровича.
В это же время,
конструкторское бюро
Н.Н. Поликарпова
перебазировалось
с авиазавода № 1
на опытный авиационный завод № 25.
С 1931 года,
С.Н. Шишкин работал
в Центральном аэрогидродинамическим институте
имени Профессора Н.Е. Жуковского
(ЦАГИ), где
работал
в
должностях: Начальника
отдела прочности, заместителя Начальника института по
научной части
(с
1939 года),
а с 1941-го по 1950 год - являлся
Начальником института.
Одновременно с работой в ЦАГИ, он
занимался преподавательской деятельностью
в Московском Авиационном институте
(в 1930-1935 годах)
(с 1935 год -
Московский
Авиационный институт имени Серго Орджоникидзе; ныне
- МАИ, Национальный
исследовательский университет - прим.)
и Военно-воздушной Инженерной Академии
имени Профессора Н.Е. Жуковского
(в 1932-1934 годах);
являлся заместителем
Начальника 7-го Главного управления Народного
комиссариата авиационной
промышленности СССР
(с 1939 года); Начальником 7-го Главного управления
Наркомата
авиационной промышленности
(с
1945 года);
заместителем Министра
авиационной промышленности СССР
(с
1946 года).
-

-
В годы Великой Отечественной войны, при
активном участии и непосредственном
руководстве Сергея
Николаевича Шишкина,
ЦАГИ проводил исследования,
направленные на повышение тактико-технических
характеристик советских
боевых самолетов, а также осуществлял
модернизацию и совершенствование
существующего авиационного парка.
Естественно, особое внимание уделялось, в
первую очередь, практическим запросам
для нужд фронта.
Но не останавливались и фундаментальные
исследования, благодаря которым в первые
послевоенные годы отечественная авиация совершила
революционный скачок
в область сверхзвуковых скоростей.
Постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 19
августа 1944 года,
Шишкину Сергею
Николаевичу было присвоено
воинское звание "генерал-майор
инженерно-авиационной службы",
как одному из руководителей авиационной
промышленности.
В 1950 году,
он перешёл на
работу
в
Лётно-исследовательский
институт (ныне
- Лётно-
исследовательский институт имени М.М. Громова;
Московская область,
город
Жуковский), где
был назначен на
должность Начальника лаборатории № 7
(впоследствии
лаборатория № 23)
и
руководил проводимыми в
лаборатории лётно
прочностными испытаниями опытных самолётов,
методиками регламентирования
нагрузок и норм прочности.
Доктор технических наук
(с
1940 года),
Профессор
Шишкин Сергей
Николаевич -
автор 15-ти научных работ.
В их числе:
•
"Руководство для
конструкторов"
(работа
была издана Московским Авиационным институтом
по заданию заместителя Народного комиссара авиационной
промышленности, авиаконструктора
Яковлева Александра Сергеевича,
который хорошо понимал значение этого труда.
Работу над
"Руководством..."
контролировало Бюро новой техники, образованное при Центральном
аэрогидродинамическим институте
имени Профессора Н.Е. Жуковского в начале 1940 года.
Редакторами первого раздела
"Аэродинамика"
были известные учёные в области аэродинамики
И.В. Остославский
и
В.Н. Матвеев;
раздела "Прочность"
- Начальник ЦАГИ С.Н.
Шишкин);
-
•
"О прочности крыльев птиц"
(журнал
"Труды ЦАГИ"; № 258; 1936 год; стр. 1-20);
-
•
"Расчёт самолётов на прочность"
(расширенный
конспект лекций; составители:
М.Л. Аврашков и
Л. М. Согалов;
под реакцией
С.Н. Шишкина;
издание 2-е, расширенное; Московский авиационный
институт; 1936 год; 258 стр.).
Под руководством
Сергея Николаевича Шишкина
был выполнен анализ нагружения
и
прочности различных частей самолёта: крыльев,
фюзеляжа, оперения, шасси, щитков,
закрылков; была проведена переработка их нормированных
случаев нагружения; были спроектированы и
построены в ЦАГИ лаборатории статической и
динамической
прочности, уникальные для своего времени
по масштабу и техническому оснащению.
10 марта 1946 года,
Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление №
546-222
"Об организации Высшей физико-технической школы СССР",
на основании которого в
городе Долгопрудном Московской области был основан
Физико-технический факультет
Московского Государственного университета имени М.В.
Ломоносова, который с 17 марта
1951 года был преобразован в Московский
Физико-технический институт
(ныне - МФТИ,
Национальный исследовательский университет -
прим.).
Этим же Постановлением
(пункт
II, подпункт
3),
Начальник Центрального аэрогидроди-
намического института
имени Профессора Н.Е. Жуковского, заместитель Народного
Комиссара авиационной промышленности, Профессор
С.Н. Шишкин был назначен
в состав Правления Высшей Физико-технической Школы
СССР.
Основанием для организации вуза послужили два
письма на имя
И.В. Сталина: первое
(от 1 февраля 1946 года),
подписанное Академиком
П.Л. Капицей, и
второе, отправленное
на следующий день, на котором стоят
подписи Академиков
П.Л. Капицы и
С.А. Христиановича
(первого заместителя
Начальника ЦАГИ)
и
Доктора технических наук, Профессора
С.Н. Шишкина.
Сергей Николаевич Шишкин
стоял
у истоков организации в СССР работ по
созданию
и испытаниям ракетной техники.
Постановлением Совета Министров СССР № 2643-818 от 26
июля 1947 года
(с грифом
"Совершенно секретно. Особая папка"),
"О проведении в 1947 году опытных пусков
ракет А-4
(Фау-2)",
заместитель Министра авиационной промышленности СССР
С.Н.
Шишкин был утверждён членом
Государственной комиссии
для проведения опытных
пусков.
Из
истории Отечественного ракетостроения:
.....18
октября 1947 года, в 10 часов 47 минут по
московскому времени, Государственного
Центрального полигона Министерства Вооружённых Сил СССР
Капустин Яр, расположенного в северо-западной
части Астраханской области, в районе посёлка
Капустин Яр
(ныне - 4-й
Государственный Центральный полигон Российской Федерации),
был осуществлён первый в СССР пуск баллистической
ракеты, собранной на основе узлов и агрегатов
немецкой ракеты А-4
("Фау-2").
.....Ракета
А-4 поднялась на высоту
86 километров и,
разрушившись при входе в плотные слои атмосферы,
достигла поверхности Земли
в 274-х километрах
от старта с отклонением
около 30-ти километров
от цели.
-
.....Этим
пуском была начата серия лётных испытаний ракеты А-4.
.....В
дальнейшем, в октябре-ноябре 1947 года, со
стартовых позиций полигона были произведены пуски ещё
10-ти ракет А-4, четыре из которых были со
значительными отклонения по дальности, то есть
ракеты завершили полёт на самом начале траектории,
хотя и подтвердили соответствие характеристик ракет
заданным и возможность их серийного изготовления.
.....При
расчётной дальности -
250 километров,
ракеты достигали дальности
от
206,7 до 270-ти километров,
при боковом отклонении
до пяти километров.
.....Все
пуски проводил личный состав 22-й Бригады особого
назначения Резерва Верховного Главнокомандования под
командованием генерал-майора
Тверецкого Александра Фёдоровича
(Начальником
стартовой команды являлся инженер-майор
Трегуб Яков Исаевич).
.....Причинами
аварий ракет при
лётных испытаниях были отказы двигателей,
системы управления, негерметичность топливных
магистралей, а также - некоторые неудачные
конструктивные решения.
.....В
результате проведения на полигоне опытных пусков ракет
был получен большой практический опыт и много ценных
экспериментальных данных по ракете А-4 в целом и
отдельным её деталям, узлам и агрегатам, а
также по наземному оборудованию, применяемому для
заправки, аппаратуре управления и контроля за
полетом этой ракеты. Это позволило выполнить
задачу производства ракет типа А-4 из отечественных
материалов на заводах СССР, и уже, 10
октября 1948 года произвести первый, после аварии
17 сентября того же года, удачный пуск ракеты
дальнего действия отечественного производства Р-1,
и в 1950 году, принять эту ракету на
вооружение.
Награды:
Постановлением
Совета Народных комиссаров
СССР от 22 марта 1943 года,
"За
научный труд
"Руководство
для конструкторов",
опубликованный в 1940-м,
1941-м
и 1942 годах",
Сталинской премии II степени
(в
размере 100 000 рублей
на всех)
в области технических наук за 1942 год были удостоены:
•
специалисты Центрального
аэрогидродинамического
института
имени Н.Е.
Жуковского:
Шишкин
Сергей Николаевич,
Начальник ЦАГИ;
Макаревский
Александр Иванович,
Начальник
Лаборатории прочности;
Матвеев
Всеволод Николаевич,
Начальник
отдела;
Халезов
Дмитрий Васильевич,
инженер;
-
•
Поликовский Владимир Исаакович,
Начальник Центрального института
авиационного моторостроения имени П.
И. Баранова;
-
•
Чесалов
Александр Васильевич,
Начальник Лётно-исследовательского института;
•
Юрьев
Борис Николаевич,
Действительный член Академии наук СССР,
заместитель Начальника Военно-воздушной инженерной
академии имени
Профессора
Н.Е. Жуковского.
Шишкин Сергей
Николаевич
был награждён:
тремя орденами Ленина,
двумя орденами
Трудового Красного Знамени,
орденом Отечественной войны I степени;
медалями:
"За Победу над Германией в Великой Отечественной
войне 1941-1945 годов"
(09.05.
1945),
"За
оборону Москвы"
(01.05.
1944),
"За победу над Японией"
(11.09.
1945),
"За боевые заслуги"
(05.11.
1954,
за выслугу лет в Вооружённых
силах).
Ему было присвоено Почётное звание "Заслуженный
деятель науки и техники РСФСР".
-
|