-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Лауреат Премии Президента Российской Федерации
в области науки и техники
;
Лауреат Премии имени Академика В.П. Макеева;
Заслуженный машиностроитель
Российской Федерации
;
Заслуженный создатель космической техники;
Ветеран строителей космических стартов
;

Действительный член Российской Академии
космонавтики имени К.Э. Циолковского
;
Действительный член Российской Академии
бизнеса и предпринимательства
;
Действительный член Международной
Академии информатизации
;
Действительный член Американского
института аэронавтики и астронавтики
;
Доктор технических наук
, Профессор;
Генеральный конструктор - Генеральный
конструктор Конструкторского бюро
транспортного машиностроения
 (Федерального Государственного унитарного
предприятия "Конструкторское бюро
транспортного машиностроения")
;
Заведующий филиалом Кафедры "Стартовые
и технические комплексы ракет
и космических аппаратов" Московского
Государственного автодорожного института
(Московского автомобильно-дорожного
Государственного технического университета
(МАДИ)) при Конструкторском бюро
транспортного машиностроения
;
Заведующий Кафедрой "Стартовые комплексы
 Московского Авиационно-технологического
института имени К.Э. Циолковского
(МАТИ - Российского Государственного
технологического университета
имени К.Э. Циолковского)
;
учёный, специалист и организатор в области
создания стартовых и технических комплексов
ракет и космических аппаратов

 

 
-
-
     
 

-
Геннадий Павлович Бирюков родился 17 января 1937 года
в городе Рудня
- административном центре Руднянского района
Западной области
.

Историческая справка:
.....Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР от 27 сентября 1937 года, Западная область была упразднена. Из состава Западной и Курской областей были образованы Смоленская и Орловская области.
.....С этого времени, город Рудня остаётся административным центром Руднянского района Смоленской области.
-
О семье Г.П. Бирюкова:
......Отец - Бирюков Павел Григорьевич (1910-1943), до Великой Отечественной войны работал Директором Мелькомбината. Во время оккупации фашистами территории Смоленской области, присоединился к отступающим советским частям, позже сражался в танковых войсках и погиб на Курской дуге.
......Мать - Бирюкова (до замужества - Космачёва) Вера Стефановна (1913-1980). ......Супруга - Бирюкова (до замужества - Бычковская) Галина Валериановна (31.05. 1938 - 13.02. 2007), выпускница Московского института железнодорожного транспорта.
......До ухода на пенсию работала инженером-строителем.
......Сын - Бирюков Сергей Геннадьевич (родился в 1966 году), инженер.
......Сын - Бирюков Андрей Геннадьевич (родился в 1973 году)
, инженер.

После оккупации немецко-фашистскими войсками, совсем ещё маленького Геннадия
вместе
с матерью и другими жителями города Рудни, немцы погнали в Германию.
Однако
, уже у советско-польской границы, они были отбиты наступающими войсками
Красной Армии
и возвращены в Рудню.
Вернувшись домой
,
Бирюковы получили извещение о гибели отца.

В 1955 году, окончив среднюю школу города Рудни с серебряной медалью,
Геннадий
Бирюков
поступил
на Вагоностроительный факультет Брянского института
транспортного машиностроения
(с 28 декабря 1995 года - Брянский
Государственный технический университет
), по специальности
"инженер-механик"
.


В 1960 году, по окончании института, он получил распределение на Брянский завод
дорожных машин
, где работая инженером-конструктором впервые столкнулся
с ракетной тематикой: завод изготавливал оборудование, в том числе, по заказам
Государственного Союзного конструкторского бюро Министерства строительного
и дорожного машиностроения СССР - будущего места работы
Г.П. Бирюкова.

Ощущая некоторый дискомфорт от работы не по специальности, он добился разрешения
Директора предприятия
на увольнение с завода, не дожидаясь окончания положенной
для молодых специалистов тех лет трёхлетней отработки.
Так,
Геннадий Павлович поступил на работу на Рижский вагоностроительный завод,
где
возглавив рабочую бригаду по сборке и испытанию кузовов, участвовал в создании
и испытаниях первого советского дизель-поезда и пригородных электропоездов
для Московской железной дороги.

В 1964 году, был переведён на работу в Государственное Союзное конструкторское
бюро дорожного машиностроения
Государственного комитета Совета Министров СССР
по оборонной технике
, где прошёл путь от Старшего инженера до Генерального
директора - Генерального конструктора предприятия
.

Историческая справка:
.....В 1967 годупосле ликвидации этого комитета и образования Министерства общего машиностроения СССРГосударственное Союзное конструкторское бюро дорожного машиностроения (ГСКБ Дормашбыло преобразовано в Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТММинистерства общего машиностроения СССРныне - ФГУП "КБТМ", Федеральное Государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро транспортного машиностроения" (филиал ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры")ведущее предприятие нашей страны по техническим и стартовым ракетно-космическим комплексам.

В 1964 году, будучи Старшим, затем - Ведущим инженером сектора обеспечения
надёжности проводимых работ
, в 1965 году преобразованного в самостоятельный
отдел
, он участвовал в создании шахтных пусковых установок ракет
стратегического назначения
.

 Ведущий инженер отдела
Г.П. Бирюков, зарекомендовавший себя как высококлассный
специалист
, был назначен заместителем Начальника отдела - Начальником сектора,
занимавшегося оборудованием для ракетных комплексов Военно-морского флота.
Он проводил много времени
в командировках, бывая практически на всех военно-
морских полигонах
, где были внедрены новые боевые комплексы
.

Богатый практический опыт, накопленный
Геннадием Павловичем в тот период, стал
основой
для написания диссертации на соискание учёно степени Кандидата технических
наук
, которую он успешно защитил в Московском автодорожном институте в 1973 году.

В 1979 году по предложению тогдашнего Начальника Конструкторского бюро транспортного машиностроения
Соловьёва Всеволода Николаевича, Бирюков Геннадий Павлович возглавил проектно-конструкторский отдел.

В 1984 году, в Ленинградской
(ныне - Санкт-Петербургской) Военно-космической
Академии имени А.Ф. Можайского он успешно защитил диссертацию
на соискание
степени Доктора технических наук
.


С началом крупных общественно-политических перемен в обществе середины 1980-х
годов совпал один из самых грандиозных успехов КБТМ - начало эксплуатации
единственного
в мире полностью автоматизированного ракетно-космического
комплекса "Зенит"
, по праву считающегося одним из высших научно-технических
достижений XX века
в ракетно-космической области.
15 апреля 1985 года со стартового комплекса, созданного
Конструкторским бюро
транспортного машиностроения
на Космодроме Байконур, был осуществлён запуск
ракеты-носителя "Зенит-2"
.
-

-
В ходе совместных работ с Днепропетровским конструкторским бюро "Южное" имени
М.К. Янгеля
под руководством
Уткина Владимира Фёдоровича по созданию комплекса,
днепропетровцами был значительно увеличен вес ракеты в пользу модернизации
наземного стартового оборудования
, то есть отказа от
части ферм, трубопроводов,
редукторов, клапанов и прочего "железа", что бы "делегировать" проведение
некоторых традиционно наземных операций самой ракете
.

Конструкторское бюро транспортного машиностроения под руководством
В.Н. Соловьёва и Г.П. Бирюкова успешно решило эту важную стратегическую
задачу
: конструкция стартового стола позволяла запускать "Зениты" с интервалом
всего
в 5 часов (!) - меж тем как на подготовку очередных пусков всех существующих
ракет космического назначения требуются недели
, а то и месяцы
.

Немалый вклад специалисты КБТМ внесли в создание стартовых комплексов, многие
годы обеспечивавших успешные старты ракет-носителей "Космос-2"
, "Космос-3М",
"Циклон-2", "Циклон-3" и других.

События, последовавшие за развалом СССР, нанесли тяжёлый урон развитию всей
ракетно-космической отрасли
и каждому из её направлений.
Оборонные заказы стремительно сходили
на нет, и
В.Н. Соловьёв в канун нового 1992 года
решил покинуть директорский пост и предложил занять свое кресло
Г.П. Бирюкову,
в то время - заместителю Генерального Директора по экономике и маркетингу.
В должность Генерального директора - Генерального конструктора
Конструкторского
бюро транспортного машиностроения
Бирюков
Геннадий Павлович вступил
25 декабря 1991 года.
Его кандидатура была одобрена на общем собрании трудового коллектива.
Занимал он эту должность до ухода на пенсию в 2004 году.

Переход на рыночные отношения потребовал поиска новых методов работы, и в качестве перспективного направления новым руководством бюро было избрано сотрудничество на международном уровне.
Уже в 1992 году был заключен контракт с
американской компанией "General Dynamics
Corporation"
на проведение на Космодроме на мысе Канаверал (США, штат Флорида)
комплекса работ по модернизации пусковой установки ракеты-носителя "Atlas".

С начала 1990-х годов, Конструкторское бюро транспортного машиностроения, под
руководством
Г.П. Бирюкова, являлось головной организацией по разработке и
строительству плавучего космодрома для осуществления пусков
ракет-носителей "
Зенит-3SL".
Международный проект с участием России
(Ракетно-космическая корпорация
"Энергия" имени С.П. Королёва
,
Конструкторское бюро транспортного машиностроения),
США
(Корпорация "The Boeing Company"), Украины (Конструкторское бюро "Южное",
завод "Южмаш"
) и Норвегии (Компания "Kvaerner") получил название "Sea Launch"
("Морской старт")
.
-

-
Под руководством
Геннадия Павловича и при его непосредственном участии для
плавучего космодрома был выполнен полный комплекс работ, начиная с
теоретических исследований и проектно-конструкторских разработок до поставки,
монтажа и испытаний многочисленных агрегатов и систем технологического и
стартового оборудования, обеспечивших безаварийность и безопасность всех
операций
в условиях полной автоматизации процесса предстартовой подготовки
и пуска ракеты с командного судна, находящегося на расстоянии
порядка
5-ти морских миль
от стартовой платформы.

В первой половине 2000 года, Конструкторское бюро транспортного машиностроения
совместно
с Государственным космическим Научно-производственным центром
имени М.В. Хруничева была сдана
в эксплуатацию реконструированная площадка
№ 133
(ПУ 133/3) стартового комплекса "Восход" 1-го Государственного
испытательного космодрома Министерства обороны Российской Федерации
,
известного как Космодром Плесецк, для осуществления пусков ракеты-носителя
лёгкого класса "Рокот"
с аппаратами космического назначения.
-

-
Ещё одним новым словом
в области ракетно-космической техники стало предложение
руководства КБТМ перейти
на универсальные стартовые комплексы для запуска
космических ракет разных классов
.

Коллективом
Конструкторского бюро транспортного машиностроения под руководством
Г.П. Бирюкова было завершено проектирование и подготовка производства по
созданию универсальных технического и стартового комплексов для подготовки и
запуска семейства ракет-носителей лёгкого, среднего и тяжелого классов "Ангара"
с полезной нагрузкой
от 2-х до 28-ми тонн.

Геннадий Павлович Бирюков также осуществлял руководство разработками и
созданием технических
, стартовых комплексов и комплексов наземного оборудования:
баллистических ракет подводных лодок Р-27
(4К10), Р-27К (4К18), Р-29 (4Н75);
ракетных комплексов Д-11
(3Ф-17), Д-9Р (3Ф-40), Д-9РМ (3Ф-37), Д-19 (3Ф-65);
твердотопливных баллистических ракет "Барк"
(Р-39УТТХ) предназначенных
для
размещения на подводных лодках в составе комплекса Д-19УТТХ; ракетно-
космических комплексов "Циклон-2"
, "Циклон-3", "Циклон-4",
"Радуга", "KSLV-1"
(Россия-Корея)
; пускового комплекса на Космодроме Алькантара (Бразилия).
-

-
С 1973-го по 2014 год,
Г.П. Бирюков занимался научно-педагогической деятельностью по
специальности "Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов",
затем - руководил филиалом специализированной Кафедры Московского
Государственного автодорожного института
(ныне - Московский автомобильно-
дорожный Государственный технический университет
(МАДИ)) при КБТМ, а также
являлся Заведующим Кафедрой "Стартовые комплексы"
в Московском Авиационно-
технологическом институте имени
К.Э. Циолковского (ныне - МАТИ - Российском
Государственном технологическом университете имени К.Э. Циолковского
)
.

 В 1997 году ему было присвоено учёное звание "Профессор".

Геннадий Павлович внёс значительный вклад в подготовку более 2000 специалистов
для предприятий ракетно-космической отрасли.

Он являлся членом Президиума Научно-технического Совета Российского авиационно-
космического агентства
(Росавиакосмоса), Председателем Научно-технического
Совета КБТМ
, членом специализированных советов по защите диссертаций при
МАТИ-РГТУ, МАДИ и Конструкторским бюро общего машиностроения.

Под его руководством успешно подготовили и защитили диссертации 2 доктора
и 6 кандидатов технических наук.

Г.П. Бирюков - автор и соавтор более 230 научных, учебно-методических, проектно-
конструкторских работ
, в том числе 8-ми учебно-методических пособий для высших
технических учебных заведений, 47-ми научных статей
, 32-х изобретений, более 100
эскизных проектов
и технических предложений по стартовым и техническим
комплексам
, 9-ти отраслевых и 1-го государственного стандарта
.
В их числе:
"Устройство для создания противопожарного заслона"
(патент на изобретение; в соавторстве с С.Н. Зализняком, В.Д. Захматовым,
Р.П. Козловым, В.А. Надубовым, Н.Т. Романенко, А.Б. Сапуновым
и В.И. Смирновым;
1982-1983 годы);
-
"Устройство для вытеснительной подачи жидкости"
(патент на изобретение; в соавторстве с А.А. Богомоловым, П.Д. Бондаренко
и А.Ф. Хохловым;
1983-1984 годы);
-
"Автоматическая система пожаротушения"
(патент на изобретение; в соавторстве с В.В. Баленко, А.А. Богомоловым,
С.Н. Зализняком, В.И. Смирновым, В.В. Хмельницким, Ю.Я. Чертовым
и В.Б. Шукаловым;
1983-1985 годы);
-
"Устройство для соединения трубопроводов"
(патент на изобретение; в соавторстве с Ю.В. Антоновым и В.А. Солдатовым;
1984-1985 годы);
-
"Форсунка для охлаждения металла распыленной жидкостью"
(патент на изобретение; в соавторстве с А.А. Богомоловым, И.Л. Козаком,
В.И. Смирновым и Б.Н. Юдаевым;
1983-1985 годы);
-
"Агрегаты систем термостатирования : учебное пособие
"Агрегаты систем термостатирования"
(учебное пособие; в соавторстве с В.В. Бурениным, Е.В. Воробьёвым
и В.А. Калюжнымым; г. Москва; Государственный комитет СССР
по народному образованию; Московский автодорожный институт
;
1989 год; 110 стр.
);
-
"Эксплуатация стартовых комплексов по фактическому состоянию"
(в соавторстве с Ю.М. Брожеком; г. Москва; МАТИ - РГТУ имени
К.Э. Циолковского
; 2000 год; 170 стр.);
-
"Основы построения ракетно-космических комплексов"
(в соавторстве с В.И. Кобелевым; г. Москва; ФГУП "КБТМ";
МАТИ - РГТУ имени К.Э. Циолковского; 2000 год; 293 стр.);
-
"Обеспечение надёжности наземного технологического
оборудования ракетных комплексов морского базирования"
(г. Москва; ФГУП "КБТМ"; МАТИ - РГТУ имени К.Э. Циолковского;
2001 год; 145 стр.
);
-
"Разработка систем обеспечения безопасности функционирования
ракетно-космических комплексов"
(в соавторстве с В.И. Смирновым и А.А. Торпачёвым; г. Москва; ФГУП "КБТМ";
МАТИ - РГТУ имени К.Э. Циолковского; 2002 год; 234 стр.);
-
"Основы обеспечения надежности и безопасности стартовых комплексов"
(в соавторстве с Ю.Ф. Кукушкиным и А.А. Торпачёвым; г. Москва; ФГУП "КБТМ";
МАТИ - РГТУ имени К.Э. Циолковского; 2002 год; 258 стр.);
-
"Элементы теории проектирования ракетно-космических комплексов"
(в соавторстве с В.И. Смирновым; г. Москва; ФГУП "КБТМ";
МАТИ - РГТУ имени К.Э. Циолковского; 2003 год; 286 стр.);
-
"Структурный анализ и обоснование тактико-технических характеристик
технологического оборудования ракетно-космических комплексов "
(г. Москва; ФГУП "КБТМ"; МАТИ - РГТУ имени К.Э. Циолковского;
2003 год; 307 стр.
);
-
"Основное оборудование систем заправки и газоснабжения ракет космического назначения""
(серия "Заправочное оборудование стартовых комплексов ракет космического назначения";
учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности 160803 "Стартовые
и технические комплексы ракет и космических аппаратов"
;
в соавторстве с В.С. Шараповым
и А.С. Фадеевым; г. Москва; издательство "Рестарт"
; 2011 год; 147 стр.);
-
"Космический ракетный комплекс  "Зенит" глазами его создателей"
(в соавторстве с В.Н. Соловьёвым, В.Г. Макарычевым и Б.Ф. Бызаловым;
под редакцией
В.Н. Соловьёва; г. Москва; издательство МАИ;
2003 год; 213 стр.).

Геннадий Павлович Бирюков был избран: Действительным членом Российской
Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского
(в 1995 году), Российской
Академии бизнеса
и предпринимательства
(в 2002 году)
, Международной Академии
информатизации
(в 1995 году), Американского института аэронавтики и астронавтики
(в 1999 году), Почётным профессором Брянского Государственного технического
университета
(в 2003 году)
, Почётным доктором и Почётным Заведующим Кафедрой
"Стартовые комплексы"
МАТИ - Российского Государственного технологического
университета имени К.Э. Циолковского
.

Награды:
В 1975 году, Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом "Совершенно
секретно"
)
, "За создание новых видов вооружения" (за создание ракетного
комплекса Д-9 (РСМ-40) Военно-морского флота)
, заместитель Начальника отдела -
Начальник сектора
Конструкторского бюро транспортного машиностроения Бирюков
Геннадий Павлович
был награждён орденом "Знак Почёта"
.

Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 1994 года № 967, "За заслуги
в области машиностроения и многолетний добросовестный труд
", Генеральный
директор - Генеральный конструктор Конструкторского бюро транспортного
машиностроения
(город Москва) Бирюков Геннадий Павлович был
удостоен Почётного звания "Заслуженный машиностроитель
Российской Федерации"
.

Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года № 312,
"За заслуги перед государством, многолетний добросовестный труд и большой
вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами"
, Генеральный
директор - Генеральный конструктор Конструкторского бюро транспортного
машиностроения
(город Москва) Бирюков Геннадий Павлович был награждён
орденом "За заслуги перед Отечеством"
IV степени.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 года № 109
(пункт 22)
, "За
создание многоволнового радиотелескопа нового поколения для
космических исследований
", Премия Правительства Российской Федерации 2004 года
в области науки и техники была присуждена
:
специалистам Государственного учреждения "Институт прикладной астрономии" Российской Академии наук, руководителю работы:
Финкельштейну Андрею Михайловичу,
члену-корреспонденту Российской Академии
наук
, Директору государственного учреждения "Институт прикладной астрономии" Российской Академии наук, руководителю работы;

Ипатову Александру Васильевичу
,
Доктору технических наук,
Смоленцеву Сергею Георгиевичу
,
Кандидату технических наук,
заместителям Директора
;
Кайдановскому Михаилу Наумовичу
, Кольцову Николаю Ефимовичу,
Докторам технических наук, Заведующим лабораториями;
Коркину Эдуарду Исааковичу,
Кандидату технических наук,
Главному конструктору
;
Рахимову Исмаилу Ахмедовичу
,
Доктору физико-математических наук,
Заведующему отделом;

-
специалистам Акционерного общества "Тяжмаш":
Ефимову Виктору Давидовичу
,
консультанту,
Пантелееву Владимиру Александровичу,
Кандидату экономических наук,
Генеральному директору;
-
Бирюкову Геннадию Павловичу, Доктору технических наук, Генеральному
директору -  Генеральному конструктору Федерального Государственного
унитарного предприятия "Конструкторское бюро транспортного машиностроения"
;
-
Калинину Игорю Алексеевичу, Директору Федерального Государственного унитарного
предприятия "Санкт-Петербургское отделение Головного проектного и научно-
исследовательского института Российской Академии наук"
;
-
Олифирову Валерию Григорьевичу, Директору государственного учреждения
"Санкт-Петербургская дирекция по строительству объектов Российской
Академии наук"
;
-
Поляку Виктору Самуйловичу, Доктору технических наук, Главному специалисту
Акционерного общества "Центральный научно-исследовательский и проектный
институт строительных металлоконструкций имени Н.П. Мельникова"
;

-
Фридлянову Владимиру Николаевичу, Доктору экономических наук, заместителю
Министра образования и науки Российской Федерации
;
-
Стоцкому Александру Александровичу, Доктору физико-математических наук (посмертно).

Геннадий Павлович Бирюков был также награждён орденом Трудового Красного
Знамени
(1980)
; медалями
: "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня
рождения В.И. Ленина"
(1970), "Ветеран труда", "За трудовое отличие"
"В Память 850-летия Москвы"
.


Кроме того,
Г.П. Бирюков был удостоен Почётных званий:
"Заслуженный создатель
космической техники"
и  "Ветеран строителей космических стартов"
(в 2005 году).

Он был также удостоен: Премии имени Академика В.П. Макеева, Золотой Медали Фонда
"Инженерное наследие Академика В.Ф. Уткина
(в 2005 году), диплома и медали "2000
выдающихся учёных XX столетия"
(Международный биографический центр, Кембридж,
Великобритания
), диплома и медали "За вклад в развитие достижений в XX веке",
"За достижения в области ракетной техники в ХХ-м столетии" (Великобритания,
2001 год
)
, "Золотой медали SРI" (Франция, 2001 год) - за достижения в области
стратегического менеджмента
, орденов "Достоинство и честь" (Международный
монархический двор
)
, "Возрождение" и "За великую, единую и неделимую Россию"
III степени
(Лига возрождения Российской монархии).

-

 

-

 

-
Выдающийся организатор создания ракетно-космических комплексов
Геннадий Павлович Бирюков скончался 18 августа 2020 года.
-
Похоронен он в Москве
на Кузьминском кладбище
(уч. № 51)
, рядом с супругой и её родителями.
-
(увеличить фото) г. Москва, Кузьминское кладбище (уч. № 51). Надгробие на могилах Г.П. Бирюкова и членов его семьи (май 2022 года)
 увеличить фото
-

 

-

 

---
При создании страницы использованы:
тексты биографии
Бирюкова Геннадия Павловича
опубликованн
ые:
в биографической энциклопедии
"Космонавтика и ракетостроение"
(
составитель -
М.А. Первов
,
г. Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2011
год)
:
-
(открыть ссылку) "Космонавтика и ракетостроение" (биографической энциклопедия (анонс), составитель - М.А. Первов, Москва: издательский дом "Столичная энциклопедия", 2011 год)

---
на сайте
"Международный объединённый
биографический центр"
:
-
(открыть ссылку) Биография Г.П. Бирюкова опубликованная на сайте "Международный объединённый биографический центр"
 открыть ссылку
-
на сайте
Фонда "Инженерное наследие
Академика В.Ф. Уткина".
Лауреаты 2008 года
:
-
(открыть ссылку) Фонд "Инженерное наследие академика В.Ф. Уткина". Лауреаты 2008 года
 открыть ссылку
-
Ссылка по теме:
статья
"Через тернии к звёздам"
(автор - Борис Бызалов;
"Проза.ру" - российский литературный портал)
:
-
(открыть ссылку) "Через тернии к звёздам" (автор - Борис Бызалов; "Проза.ру" - российский литературный портал)
 открыть ссылку
--
Бирюков Геннадий Павлович
(патенты на изобретения)
:
-
(открыть ссылку) Бирюков Геннадий Павлович (патенты на изобретения)
 открыть ссылку
--