-
Евгений Архипович Евсеев
родился 19 февраля 1919 года в городе Борисоглебске
Тамбовской губернии,
в семье рабочего.
-
Историческая справка:
.....Борисоглебский
уезд,
как и Тамбовская губерния,
были упразднены в 1928 году,
и территория бывшей губернии вошла в Борисоглебский округ
Центрально-Чернозёмной области с центром в городе Борисоглебске.
.....Деление
Центрально-Чернозёмной области на округа было упразднено в 1930 году,
а в 1934 году прекратила своё существование и Центрально-Чернозёмная область,
разделённая на Курскую и Воронежскую области,
в состав которой и вошёл Борисоглебск.
-
В 1935 году
Евгений Евсеев
окончил Борисоглебский
сельскохозяйственный техникум,
после чего работал в
механической мастерской.
В 1939 году
он
был призван Шиловским районным военным комиссариатом
Рязанской области в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии и
был направлен
курсантом в
Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков имени
В.П. Чкалова,
которую окончил в 1941 году
(после
Великой Отечественной войны
военная авиационная школа лётчиков
была переименована в Борисоглебское
военное авиационное училище лётчиков имени В.П. Чкалова;
ныне, после череды
преобразований - Борисоглебская учебная авиационная база
"Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "ВВА"").
-
-
Евгений Архипович Евсеев
- участник Великой Отечественной войны.
По
окончании лётной школы, 13 ноября 1941 года,
старшина Е.А. Евсеев
прибыл
на
должность пилота в
629-й Истребительный авиационный полк 102-й авиационной
дивизии воевавший в составе Сталинградского корпусного района
противовоздушной обороны (Юго-восточный
фронт).
31 марта 1943 года полк
в составе которого он воевал
был преобразован
в 38-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
Евсеев Евгений Архипович
летал
на истребителях И-16, Як-1, "Харрикейн", "Киттихауке",
Ла-5, прекрасно
изучил боевую технику и технику пилотирования
и
проявил себя как
отважный мастер воздушного боя,
показавший пример
мужества, героизма и
находчивости.
К
моменту перелома в
ходе Сталинградской битвы
(к декабрю 1942 года),
когда Красной армии удалось заставить противника увязнуть в
оборонительных боях,
он совершил
152 боевых вылета, в
37-ми воздушных боях сбил лично шесть и в
составе
группы один самолёт противника.
А теперь - поподробнее об этих событиях.
17 августа 1942 года, западнее станции Раковка
(Михайловский район
Сталинградской
области),
Е.А. Евсеев
сбил один бомбардировщик "Хенкель-111".
3 сентября 1942 года, северо-западнее станции Воропоново
(ныне -
Горьковский район
города Волгограда - прим.)
он сбил один
"Юнкерс-88", а 4 сентября, в
районе села Бекетовка (ныне
- в
черте города Волгограда - прим.)
- ещё один "Хенкель-111".
7 сентября 1942 года, западнее Центрального аэродрома Сталинграда,
старшина
Е.А. Евсеев
в
составе группы из
трёх истребителей И-16 вылетел на
отражение налёта
немецких бомбардировщиков на
нашу передовую линию обороны.
Встретив численно превосходящую группу самолётов противника из
около сорока
бомбардировщиков и
12-ти истребителей,
группа в
которой находился
Е.А. Евсеев
вступила с
ними в
бой и
сбила 7 самолётов.
Из
боя авиагруппа возвратилась без потерь на
свой аэродром.
В
этом бою,
Евгений Архипович
сбил один истребитель "Месершмидт-109".
8 сентября 1942 года,
западнее села Песчанка
(ныне - в
черте города Волгограда - прим.),
старшина
Е.А. Евсеев
в
группе из
трёх истребителей И-16 и
четырёх И-153 провёл
три воздушных боя в
которых лично сбил два бомбардировщика "Юнкерс-87".
12 сентября 1942 года, юго-западнее станции Воропоново,
он в паре сбил
один
"Юнкерс-88".
-
-
Ещё две победы одержанные лётчиком 13 сентября 1942 года, были
отражены в
оперативных журналах боевых действий полка и отчётных документах
штаба
102-й Истребительной авиационной дивизии ПВО.
Это - один "Юнкерс-87" сбитый западнее Центрального аэродрома Сталинграда
и один "Месершмидт-109" сбитый в районе в районе
северо-западнее
железнодорожной станции "Садовая", в черте города Сталинграда.
Также, на его счету - 5 отлично выполненных боевых разведок в
тылы противника.
Член ВЛКСМ с 1939 года
Е.А. Евсеев
имел общественную нагрузку принимая
активное участие
в
работе комсомольской организации полка.
По
окончании Великой Отечественной войны,
майор
Евсеев Евгений Архипович
продолжал службу
в
Военно-воздушных силах до
момента увольнения
в
запас в 1946 году.
-
-
В 1951 году,
Е.А. Евсеев
стал членом КПСС.
Дальнейшая его работа была связана с
Гражданским воздушным флотом, где
получил
назначение на
должность лётчика-инструктора
авиационного отряда Особого
конструкторского бюро
(ОКБ-1)
Государственного комитета Совета Министров
СССР
по оборонной технике
под
руководством
Сергея Павловича Королёва.
В этом отряде
Евгений Архипович
котором служил до
ухода на
пенсию.
-
Он имел квалификацию "линейный пилот 1-го класса".
-
Историческая справка:
.....В
1966 году,
после безвременной кончины
С.П. Королёва,
Особое конструкторское бюро № 1 было преобразовано в
ЦКБЭМ - Центральное конструкторское бюро
экспериментального машиностроения
(с
1974 года - Научно-производственное объединение
"Энергия";
с 1989 года - Ракетно-космическая корпорация
"Энергия" имени С.П. Королёва", город Королёв,
Московской области).
• • • • • •
.....На протяжение уже более
60-ти лет авиаотряд предприятия осуществляет перевозки
специалистов на наземно-измерительные пункты, смежные
предприятия и ракетно-космические полигоны;
а также - доставку агрегатов блоков
и комплектующих деталей
изделий ракетно-космической техники, готовых к сборке в
монтажно-испытательных
комплексах полигонов.
.....14 февраля 1995 года авиаотряд был преобразован в Закрытое Акционерное общество
"Производственное объединение "Космос"" Открытого акционерного
общества
"Ракетно-космическая корпорация "Энергия"" имени С.П. Королева".
.....Долгие годы отряд подчинялся Герою Советского Союза,
генерал-полковнику в отставке
Михаилу Ивановичу
Самохину,
работавшему заместителем
Директора НПО "Энергия" - Начальником комплекса № 10 обеспечения
натурных испытаний ракетно-космической техники, а с ноября 1977 года - заместителем
Генерального
директора НПО "Энергия" - руководителем комплекса № 12.
-
-
Награды:
Приказом
Войскам
Юго-Восточного фронта
№
9/н
от 19 сентября 1942 года,
от имени Президиума
Верховного
Совета СССР,
"За образцовое выполнение
заданий
Командования на фронте в
борьбе с немецкими
захватчиками и проявленные
при этом доблесть и
мужество",
пилот
629-й Истребительный авиационный полк
102-й авиационной дивизии,
старшина Евсеев
Евгений Архипович
был
награждён орденом Ленина.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1943 года,
"За образцовое
выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским
захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство",
лейтенант
Евсеев
Евгений
Архипович
был удостоен звания Героя Советского Союза с
вручением ему ордена
Ленина (№ 8025)
и медали "Золотая Звезда"
(№ 835).
Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года,
"За участие в боях с немецко-фашистскими
захватчиками и в честь
40-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне",
майор в отставке
Евсеев Евгений Архипович
был
награждён
орденом Отечественной
войны I
степени.
Он был
также награждён орденом "Знак Почёта"; медалями "За Победу над Германией в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов" (09.05. 1945),
"За доблестный труд.
В ознаменование 100-летия со Дня рождения Ленина"
(1970),
"Ветеран труда"
и другими наградами.
Приказом по предприятию,
Евсеев Евгений Архипович
был удостоен
Почётного звания "Ветеран Научно-производственного
объединения "Энергия".
Ему было присвоено звание "Почётный гражданин города Борисоглебска".
- |