Родился
31
декабря 1903 года
(13
января 1904 года)
в
станице Морозовской,
Области войска Донского,
ныне -
Ростовской области.
По окончании четырёх классов железнодорожной школы
с
1916-го по 1918 год
Сергей Лещенко
работал в кузнечном цехе, затем - учеником литейщика
на Чугунолитейном
заводе в родной станице.
С 1918-го по 1920 год добровольно служил в Рабоче-крестьянской Красной
армии.
В составе партизанского отряда участвовал в боях с Донской армией
генерала
П.Н. Краснова
в районе станицы Кривомузгинской (под
Царицыном).
Затем служил подручным слесаря в
авторемонтном поезде № 5 10-й армии
и в бригаде бронепоезда.
После
демобилизации работал слесарем в автомастерских в Ростове-на-Дону.
Был избран членом бюро
окружного комитета РКСМ.
В 1925 году стал
членом ВКП (б).
С.М. Лещенко
окончил Московский механический институт
(ныне
- Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ́"
(Московский
инженерно-физический институт).
По заданию Народного комиссара тяжёлой промышленности
Серго Орджоникидзе,
Сергей Михайлович
находился
в рабочей командировке в Детройте
(США),
где по собственным словам "под видом бизнесмена и родственника белоэмигранта
занимался "добычей"
(с целью доставки в СССР)
проектно-технической документации
для будущего строительства
Челябинского тракторного завода".
Согласно официальной биографии,
С.М. Лещенко
являлся инженером
по проектированию
кузнечного производства - заместителем главного инженера
проектного бюро будущего завода.
По возвращении в СССР в августе 1931 года он был назначен
директором
Кузнечного корпуса ЧТЗ.
С марта 1933
года являлся заместителем технического директора ЧТЗ по монтажу,
а с августа 1933 - по подготовке производства.
Под руководством
С.М. Лещенко
на главном конвейере была достигнута проектная мощность
(до
40 машин в сутки) по
выпуску тракторов С-60.
В 1935 году он был отозван в Москву и назначен управляющим
трестом "Автотрактордеталь".
В 1936 году он стал Директором авиазавода имени С.П. Горбунова.
В 1937 году был обвинён в шпионаже и вредительстве и
подвергся аресту.
В августе 1938 года
С.М. Лещенко
был отправлен в Бутырскую тюрьму в Москве,
затем был переведен в Болшево Московской области,
где работал в так
называемой "шарашке" НКВД - ЦКБ-29 сектора
опытного самолётостроения
Центрального аэрогидродинамического института.
Здесь, под руководством находящегося
под арестом Выдающегося конструктора
Владимира
Михайловича Петлякова
занимался разработкой
и созданием
двухмоторного скоростного пикирующего бомбардировщика Пе-2, принятого
на вооружение и ставшего одним из основных самолётов в
период Великой Отечественной войны.
За заслуги в создании этого самолёта
Лещенко был выпущен
на свободу,
восстановлен
в Партии и с 1940-го по 1942 год работал Главным инженером
авиазавода № 23
(с 1961 года - Завод имени М.В. Хруничева,
ныне - Федеральное
государственное унитарное предприятие "Государственный космический
научно-производственный центр имени М.В. Хруничева").
С 1942-го по 1946 год он являлся Директором металлургического завода
№ 95, эвакуированного под Свердловск, в город Верхняя
Салда.
С июля 1946 года по октябрь 1952 год вновь работал на заводе № 23
Министерства авиационной промышленности
(в
Филях),
но уже в должности Директора завода.
При его руководстве были выпущены турбореактивные бомбардировщики Ту-12,
Ту-14, тяжелый четырёхмоторный бомбардировщик Ту-4.
С.М. Лещенко
способствовал
организации опытного производства ОКБ-23
Владимира Михайловича Мясищева
и созданию
первого отечественного
стратегического турбореактивного самолета М-4.
С октября 1952 года по февраль 1954 года являлся Директором авиационного
завода
№ 82 (ныне
- Тушинский Машиностроительный завод).
С февраля 1954 года являлся Начальником 6-го Главного управления
Министерства авиационной промышленности СССР.
14 апреля 1955 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР
№ 720-435сс
"Вопросы ракетного и
реактивного вооружения",
на котором были утверждены приоритетные задачи в области ракетного
и реактивного вооружения
на ближайшую перспективу.
В частности одним из направлений было обозначено создание
баллистических
и крылатых ракет дальнего действия
(изделия
Р-7, "Буря и
"Буран")
и управляемых
самолётов-снарядов дальнего действия
(система
К-20, "Комета").
Этим же Постановлением
Сергей Михайлович Лещенко
был
утверждён в должности заместителя Министра авиационной промышленности
СССР по ракетному вооружению.
С 3 октября 1958 года
С.М. Лещенко
принимал участие
в работе Комиссии
Президиума
ЦК КПСС по военно-промышленным вопросам, а именно - занимался
организацией мероприятий по обеспечению выпуска ракет Р-7,
Р-12, Р-11, средств системы С-75,
материалов, оборудования и комплектующих этих
изделий.
Он принимал участие в обеспечении испытаний экспериментального
комплекса средств противоракетной обороны
(ракет
Р-2, Р-5, Р-5М и Р-12),
был одним из кураторов производства твердотопливных ракет.
С декабря 1957 года по октябрь 1963 года
Сергей Михайлович
являлся первым заместителем Председателя Государственного комитета
по авиационной
технике.
С 1964 года и до конца жизни он
возглавлял Научно-исследовательский институт
технологии и организации производства.
Доктору технических наук, инженер-полковнику
Сергею Михайловичу
Лещенко
принадлежит свидельство
на изобретение электровоздушного агрегата для нагрева
изделий под закалку, полученное в 1949 году вместе
с
М.Г. Хашиным.
Награды:
Сергей Михайлович Лещенко
был
награждён четырьмя орденами Ленина,
орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени,
медалями.
|