-
 


Доктор технических наук,
Директор предприятий тяжёлой промышленности;
Директор авиационных заводов № 23 и № 82;
Начальник 6-го Главного управления
Министерства авиационной промышленности СССР;
заместитель Министра авиационной
промышленности СССР по ракетному вооружению;
первый заместитель Председателя
Государственного комитета
по авиационной технике;
Директор Научно-исследовательского института

 

технологии и организации производства;
инженер-полковник

-
-
     
 


Родился 31 декабря 1903 года (13 января 1904 года) в станице Морозовской,
Области войска Донского
, ныне - Ростовской области.

По окончании четырёх классов железнодорожной школы
с 1916-го по 1918 год
Сергей Лещенко работал в кузнечном цехе, затем - учеником литейщика
 на Чугунолитейном заводе в родной станице.

С 1918-го по 1920 год добровольно служил в Рабоче-крестьянской Красной армии.
В составе партизанского отряда участвовал в боях с Донской армией
генерала
П.Н. Краснова в районе станицы Кривомузгинской (под Царицыном).
Затем служил подручным слесаря в авторемонтном поезде № 5 10-й армии
и в бригаде бронепоезда.

После демобилизации работал слесарем в автомастерских в Ростове-на-Дону.
Был избран членом бюро окружного комитета РКСМ.
В 1925 году стал членом ВКП (б).

С.М. Лещенко окончил Московский механический институт (ныне - Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ́" (Московский
инженерно-физический институт
).

По заданию Народного комиссара тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе,
Сергей Михайлович находился в рабочей командировке в Детройте (США),
где
по собственным словам "под видом бизнесмена и родственника белоэмигранта занимался "добычей"
(с целью доставки в СССР) проектно-технической документации для будущего строительства Челябинского тракторного завода".
Согласно официальной биографии
,
С.М. Лещенко являлся инженером
по проектированию кузнечного производства - заместителем главного инженера
проектного бюро будущего завода
.

По возвращении в СССР в августе 1931 года он был назначен директором
Кузнечного корпуса ЧТЗ.

 С марта 1933 года являлся заместителем технического директора ЧТЗ по монтажу,
а с августа 1933 - по подготовке производства.

Под руководством
С.М. Лещенко на главном конвейере была достигнута проектная мощность (до 40 машин в сутки) по выпуску тракторов С-60.

В 1935 году он был отозван в Москву и назначен управляющим трестом "Автотрактордеталь".
В 1936 году он стал Директором авиазавода имени С.П. Горбунова.

В 1937 году был обвинён в шпионаже и вредительстве и подвергся аресту.
В августе 1938 года С.М. Лещенко был отправлен в Бутырскую тюрьму в Москве,
затем был переведен в Болшево Московской области, где работал в так
называемой "шарашке" НКВД - ЦКБ-29 сектора опытного самолётостроения
Центрального аэрогидродинамического института
.

Здесь, под руководством находящегося под арестом Выдающегося конструктора
Владимира Михайловича Петлякова занимался разработкой и созданием двухмоторного скоростного пикирующего бомбардировщика Пе-2, принятого
на вооружение и ставшего одним из основных самолётов в период Великой Отечественной войны
.

За заслуги
в создании этого самолёта
Лещенко был выпущен на свободу, восстановлен в Партии и с 1940-го по 1942 год работал Главным инженером авиазавода № 23 (с 1961 года - Завод имени М.В. Хруничева, ныне - Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева").

С 1942-го по 1946 год он являлся Директором металлургического завода № 95, эвакуированного под Свердловск, в город Верхняя Салда.

С июля 1946 года по октябрь 1952 год вновь работал на заводе № 23 Министерства авиационной промышленности
(в Филях), но уже в должности Директора завода.
 При его руководстве были выпущены турбореактивные бомбардировщики Ту-12,
Ту-14, тяжелый четырёхмоторный бомбардировщик Ту-4.
С.М. Лещенко способствовал организации опытного производства ОКБ-23
Владимира Михайловича Мясищева и созданию первого отечественного
стратегического турбореактивного самолета М-4
.

С октября 1952 года по февраль 1954 года являлся Директором авиационного завода
№ 82
(ныне - Тушинский Машиностроительный завод).

С февраля 1954 года являлся Начальником 6-го Главного управления Министерства авиационной промышленности СССР.

14 апреля 1955 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР
№ 720-435сс
"Вопросы ракетного и реактивного вооружения", на котором были утверждены приоритетные задачи в области ракетного и реактивного вооружения
на ближайшую перспективу.
В частности одним из направлений было обозначено создание баллистических
и крылатых ракет дальнего действия
(изделия Р-7, "Буря и "Буран") и управляемых самолётов-снарядов дальнего действия (система К-20, "Комета").

Этим же Постановлением
Сергей Михайлович Лещенко был утверждён в должности заместителя Министра авиационной промышленности  СССР по ракетному вооружению.

С 3 октября 1958 года
С.М. Лещенко принимал участие в работе Комиссии Президиума
ЦК КПСС
по военно-промышленным вопросам, а именно - занимался организацией мероприятий по обеспечению выпуска ракет Р-7, Р-12, Р-11, средств системы С-75,
материалов
, оборудования и комплектующих этих изделий.

Он принимал участие в обеспечении испытаний экспериментального
комплекса средств противоракетной обороны
(ракет Р-2, Р-5, Р-5М и Р-12),
был одним из кураторов производства твердотопливных ракет.


С декабря 1957 года по октябрь 1963 года
Сергей Михайлович являлся первым заместителем Председателя Государственного комитета по авиационной технике.

С 1964 года и до конца жизни он возглавлял Научно-исследовательский институт
технологии
и организации производства.

Доктору технических наук, инженер-полковнику
Сергею Михайловичу Лещенко
принадлежит свидельство
на изобретение  электровоздушного агрегата для нагрева
изделий
под закалку, полученное в 1949 году вместе с
М.Г. Хашиным.

Награды:
Сергей Михайлович Лещенко был награждён четырьмя орденами Ленина,
орденом Октябрьской Революции
, орденом Трудового Красного Знамени,
медалями.

 

 
-
 


Видный
Государственный и хозяйственный деятель,
организатор работ в области авиационной и ракетной техники

Сергей Михайлович Лещенко скончался 9 мая 1974 года.

Похоронен он в Москве, на Введенском кладбище (уч. № 29).

(увеличить фото) г. Москва, Введенское кладбище (уч. № 29), могила С.М. Лещенко (май 2012 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)

 

 
-
 


При создании страницы использованы тексты биографии
Сергея Михайловича Лещенко
опубликованные на сайтах
:

Биография С.М. Лещенко на сайте ГКНПЦ имени М.В. Хруничева

Биография С.М. Лещенко на сайте портала Челябинской области

(открыть ссылку) "Человек из ХХ века" (автор статьи - Лещенко Светлана Сергеевна - дочь организатора ппромышленности, журнал "Наука и жизнь", № 6, 2000 год)

и в биографической энциклопедии

"АВИАЦИЯ РОССИИ"
(
составитель -
М.А. Первов,
Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2
009)


П
ри создании страницы также
использованы материалы книги
"Задача особой Государственной важности.
Из истории ракетно-ядерного оружия и
Ракетных войск стратегического назначения
(1945 - 1959 гг.)"


-
(
авторы и составители - В.И. Ивкин, Г.А. Сухина)

 

 
     

Возврат в мартиролог "Мартиролог военачальников и руководителей космической отрасли"