Родился
15 (28) сентября 1902 года
в городе
Ефремов,
ныне
Тульской области.
После окончания
Московского высшего технического училища имени Н.Э.
Баумана,
с
1926 года
работал в
конструкторском бюро
А.Н. Туполева
(в составе
Центрального аэрогидродинамического института, ЦАГИ),
участвовал в создании
самолётов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 «Максим Горький».
С 1934 года
-
Начальник бригады экспериментальных самолётов (КБ-6)
конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ,
которой в
1936 году
был создан
бомбардировщик-торпедоносец АНТ-41 (Т-1).
В
1937-1938 годах
-
Главный конструктор опытного
конструкторского бюро завода № 84
(город
Химки,
Московской
области), созданном для
переработки документации
для
внедрения
в серийное производство
лицензионного самолёта DC-3 (Ли-2).
Был
необоснованно репрессирован
и в
1938-1940 годах
находился в
заключении,
работая при этом в
центральном конструкторском бюро № 29 (ЦКБ-29) НКВД
в
спецотделе СТО-100
В.М. Петлякова
(начальником
бригады крыла).
В
конце 1939 года
Мясищев
предложил проект дальнего бомбардировщика
«102»
с герметичными кабинами.
Для его
разработки
в
ЦКБ
было создано
КБ, которое
Мясищев
возглавлял в
1940-1943 годах.
В акте о
государственных испытаниях ДВБ-102
(дальний
высотный бомбардировщик)
в
1942 году
отмечалось, что
ДВБ-102
явился
первым отечественным бомбардировщиком
с
герметичными кабинами, обеспечивающими
нормальные
физиологические условия
для
работы
экипажа.
Впервые в советском авиастроении
в
конструкции бомбардировщика
были
применены шасси
с
носовым колесом,
стрелково-пушечное вооружение
с
дистанционным управлением,
тонкое крыло с
относительной толщиной
от
10
до
16
%
и
встроенными баками-кессонами.
Створки бомбового люка
длиной 5,7 метров
открывались внутрь.
Максимальная
бомбовая нагрузка
составляла
3 тонны.
Лётные испытания самолёта
проводились до
1946 года.
После гибели
В.М. Петлякова, с
1943 года
Мясищев
– Главный конструктор
и
руководитель
опытно-конструкторских отделов
на заводе № 22
в
Казани
по
модификациям
и
серийному
производству
пикирующего
бомбардировщика Пе-2
и на заводе № 482
в
Москве
по
доводке
самолёта ДВБ-102.
В
начале 1944 года
был разработан дневной пикирующий
бомбардировщик Пе-2И
со
скоростью полёта, превышающей
скорость немецких истребителей,
способный нести в фюзеляже
бомбу массой 1 тонна
для
разрушения мощных оборонительных укреплений.
Самолёт
стал
базовым
для создания ряда опытных самолётов
бомбардировщиков Пе-2М, ДБ-108,
дальнего
истребителя сопровождения ДИС.
В 1945 году
у
Мясищева
начинается изготовление
макета РБ-17
–
четырехдвигательного бомбардировщика
с
ТРД Jumo-004.
Но в
феврале 1946 года
ОКБ было
расформировано, что мотивировалось его
«малой отдачей». Площади, ресурсы и штаты
ОКБ-482
перешли С.В. Ильюшину.
Наработки по
РБ-17
позволили быстро создать реактивный Ил-22.
В
1946-1951 годах
В.М. Мясищев
-
заведующий кафедрой проектирования самолётов,
декан самолётостроительного факультета
Московского авиационного института
(с
1947 года
–
профессор).
В
начале 1950-х годов
Владимир Михайлович
подал в
правительство
предложение о создании стратегического
самолёта с дальностью полёта 11-12 тысяч километров.
И.В. Сталин
принял это
предложение
и
24 марта 1951 года
решением
Правительства
было воссоздано
ОКБ-23
под руководством
Главного конструктора
Владимира Мясищева.
Самолёт, оснащённый
четырьмя ТРД
и получивший
обозначение М-4,
был
спроектирован
и
построен
всего
через один год
и
10 месяцев
после организации ОКБ.
На
М-4
отработана
система дозаправки самолётов
в воздухе
«штанга-конус».
Дальнейшим развитием
М-4
стал
самолёт ЗМ
-
реактивный стратегический бомбардировщи
с
четырьмя ТРД.
Самолёт
имел ту же
схему, что и
М-4, но была
улучшена аэродинамика.
На самолётах М-4 и
ЗМ
установлено
19 мировых рекордов.
С 1956 года
Мясищев
- Генеральный
конструктор.
В середине 1950-х годов
перед ОКБ
была
поставлена задача
создать
сверхзвуковой стратегический ракетоносец.
Опыта создания подобных самолётов
не было и
ОКБ
под руководством Мясищева
были разработаны новые методы проектирования.
Выбранная компоновка
– длинный тонкий фюзеляж
и тонкое
треугольное крыло с четырьмя ТРД
– потребовала использования нестандартных,
оригинальных конструктивных решений.
Самолёт, получивший название
М-50, совершил
свой первый полёт
в 1959 году.
Разрабатывалась и
сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета М-40 «Буран»
класса
«поверхность-поверхность».
В развитие
этого проекта
была создана крылатая ракета воздушного
базирования М-44, предназначенная для
вооружения сверхзвуковых ракетоносцев М-52
(РСС-52) и
М-56.
Для скрытного маловысотного прорыва ПВО
разрабатывался
стратегический сверхзвуковой ракетоносец
М-57.
Был и
первый
в
СССР
пассажирский вариант
сверхзвукового самолета – М-55. А
проекты
бомбардировщиков
с
ЯСУ
(«30»,
М-60)
и поныне малоизвестны.
В 1957-1960 годах
в КБ
Мясищева
были разработаны также
проекты первого советского космоплана ВКА-23 (М-48).
Но
осенью 1960 года ОКБ-23
было
расформировано, а штат передан в
ОКБ-52
В.Н. Челомея
работающее по ракетно-космической тематике.
В 1960-1967 годах
Владимир Михайлович
работет на должности
Начальника ЦАГИ.
В
ноябре 1966 года
вновь воссоздано
ОКБ
и
Мясищев
стал Генеральным
конструктором Экспериментального машиностроительного завода
в городе Жуковский, Московской области,
образованного на территории бывшей
лётно-испытательной
и доводочной базы ОКБ-23.
Здесь под его
руководством
проводились
экспериментальные работы
по
увеличению дальности полёта самолётов
за счёт ламинаризации обтекания,
по использованию композиционных материалов,
а также
проектировались стратегические бомбардировщики М-18
и М-20.
В составе
НПО «Молния», в которое
предприятие
было включено в
1976 году,
на
ЭМЗ
разработаны
кабина экипажа, комплексная система
аварийного покидания,
система
обеспечения жизнедеятельности
и терморегулирования орбитального корабля
многоразового использования «Буран».
На
лётно-испытательной базе ЭМЗ
осуществлён
комплекс атмосферных лётных испытаний
на аналоге корабля
«Буран».
В.М. Мясищев
-
Доктор технических наук
с
1959 года.
Общественная деятельность:
В 1958-1966 годах
- Депутат
Верховного Совета СССР.
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от
12 июля 1957 года
Мясищеву Владимиру Михайловичу
присвоено звание
Героя Социалистического Труда
с вручением ордена
Ленина
и золотой медали
«Серп и Молот».
Он
-
Лауреат Ленинской премии 1957 года.
Награждён тремя орденами
Ленина,
Октябрьской Революции,
Суворова 2-й степени,
Трудового Красного Знамени,
медалями.
|