-
 


Герой Социалистического Труда,
Лауреат Ленинской премии,
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР,
доктор технических наук,
Конструктор авиационной и космической техники,
Начальник ЦАГИ,
 Генеральный конструктор
Экспериментального машиностроительного завода,

Профессор
кафедры проектирования самолётов
самолётостроительного факультета
Московского авиационного института
имени Серго Орджоникидзе
,
генерал-майор
инженерно-авиационной службы

 
-
-
     
 


Родился 15 (28) сентября 1902 года в городе Ефремов, ныне Тульской области.

После окончания Московского высшего технического училища имени Н.Э. Баумана,
с 1926 года работал в конструкторском бюро
А.Н. Туполева
(в составе
Центрального аэрогидродинамического института, ЦАГИ),
участвовал в создании
самолётов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 «Максим Горький».
С
1934 года - Начальник бригады экспериментальных самолётов (КБ-6) конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, которой в 1936 году был создан
бомбардировщик-торпедоносец АНТ-41 (Т-1).

В
1937-1938 годах - Главный конструктор опытного конструкторского бюро завода № 84
(город
Химки, Московской области), созданном для переработки документации
для
внедрения в серийное производство лицензионного самолёта DC-3 (Ли-2).

Был
необоснованно репрессирован и в 1938-1940 годах находился в заключении,
работая при этом в
центральном конструкторском бюро № 29 (ЦКБ-29) НКВД
в
спецотделе СТО-100 В.М. Петлякова (начальником бригады крыла).

В
конце 1939 года Мясищев предложил проект дальнего бомбардировщика «102»
с герметичными
кабинами.
Для его
разработки в ЦКБ было создано КБ, которое Мясищев возглавлял в 1940-1943 годах.
В акте о
государственных испытаниях ДВБ-102 (дальний высотный бомбардировщик)
в
1942 году отмечалось, что ДВБ-102 явился первым отечественным бомбардировщиком
с
герметичными кабинами, обеспечивающими нормальные
физиологические условия
для работы экипажа.

Впервые в
советском авиастроении в конструкции бомбардировщика были применены шасси
с
носовым колесом, стрелково-пушечное вооружение с дистанционным управлением,
тонкое крыло с
относительной толщиной от 10 до 16 % и встроенными баками-кессонами. Створки бомбового люка длиной 5,7 метров открывались внутрь.
Максимальная
бомбовая нагрузка составляла 3 тонны.
Лётные испытания самолёта проводились до 1946 года.

После гибели
В.М. Петлякова, с 1943 года Мясищев Главный конструктор и руководитель опытно-конструкторских отделов на заводе № 22 в Казани по модификациям и серийному производству пикирующего бомбардировщика Пе-2 и на заводе № 482 в Москве по доводке самолёта ДВБ-102.
В
начале 1944 года был разработан дневной пикирующий бомбардировщик Пе-2И
со
скоростью полёта, превышающей скорость немецких истребителей,
способный нести в фюзеляже
бомбу массой 1 тонна для
разрушения мощных оборонительных укреплений
.
Самолёт стал базовым для создания ряда опытных самолётов бомбардировщиков Пе-2М, ДБ-108, дальнего истребителя сопровождения ДИС.

В
1945 году у Мясищева начинается изготовление макета РБ-17
четырехдвигательного бомбардировщика с ТРД Jumo-004.
Но в
феврале 1946 года ОКБ было расформировано, что мотивировалось его «малой отдачей». Площади, ресурсы и штаты ОКБ-482 перешли С.В. Ильюшину.
Наработки по
РБ-17 позволили быстро создать реактивный Ил-22.

В
1946-1951 годах В.М. Мясищев - заведующий кафедрой проектирования самолётов,
декан самолётостроительного факультета
Московского авиационного института
1947 года профессор).

В
начале 1950-х годов Владимир Михайлович подал в правительство предложение о создании стратегического самолёта с дальностью полёта 11-12 тысяч километров.
И.В. Сталин принял это предложение и 24 марта 1951 года решением Правительства
было воссоздано
ОКБ-23 под руководством Главного конструктора Владимира Мясищева.

Самолёт, оснащённый четырьмя ТРД и получивший обозначение М-4,
был
спроектирован и построен всего через один год и 10 месяцев после организации ОКБ.
На
М-4 отработана система дозаправки самолётов в воздухе «штанга-конус».
Дальнейшим развитием
М-4 стал самолёт ЗМ - реактивный стратегический бомбардировщи
с
четырьмя ТРД. Самолёт имел ту же схему, что и М-4, но была улучшена аэродинамика.
На самолётах М-4 и
ЗМ установлено 19 мировых рекордов.

С
1956 года Мясищев - Генеральный конструктор.
В
середине 1950-х годов перед ОКБ была поставлена задача создать
сверхзвуковой стратегический ракетоносец.
Опыта создания подобных самолётов не было и ОКБ под руководством Мясищева были разработаны новые методы проектирования.
Выбранная компоновка – длинный тонкий фюзеляж и тонкое треугольное крыло с четырьмя ТРД – потребовала использования нестандартных, оригинальных конструктивных решений.

Самолёт, получивший название М-50, совершил свой первый полёт в 1959 году. Разрабатывалась и сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета М-40 «Буран»
класса «поверхность-поверхность».
В развитие
этого проекта была создана крылатая ракета воздушного базирования М-44, предназначенная для вооружения сверхзвуковых ракетоносцев М-52 (РСС-52) и М-56.
Для скрытного
маловысотного прорыва ПВО разрабатывался
стратегический сверхзвуковой ракетоносец М-57.
Был и первый в СССР пассажирский вариант сверхзвукового самолета – М-55. А проекты бомбардировщиков с ЯСУ («30», М-60)
и поныне
малоизвестны.
Владимир Михайлович Мясищев

В
1957-1960 годах в КБ Мясищева были разработаны также проекты первого советского космоплана ВКА-23 (М-48).
Но
осенью 1960 года ОКБ-23 было расформировано, а штат передан в ОКБ-52
В.Н. Челомея работающее по ракетно-космической тематике.
В
1960-1967 годах Владимир Михайлович работет на должности Начальника ЦАГИ.

В
ноябре 1966 года вновь воссоздано ОКБ и Мясищев стал Генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода в городе Жуковский, Московской области, образованного на территории бывшей лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ-23.
Здесь под его
руководством проводились экспериментальные работы
по
увеличению дальности полёта самолётов за счёт ламинаризации обтекания,
по использованию
композиционных материалов, а также проектировались стратегические бомбардировщики М-18 и М-20.

В составе
НПО «Молния», в которое предприятие было включено в 1976 году,
на
ЭМЗ разработаны кабина экипажа, комплексная система аварийного покидания,
система
обеспечения жизнедеятельности и терморегулирования орбитального корабля многоразового использования «Буран».
На
лётно-испытательной базе ЭМЗ осуществлён комплекс атмосферных лётных испытаний
на аналоге корабля
«Буран».

В.М. Мясищев - Доктор технических наук с 1959 года.

Общественная деятельность:
В
1958-1966 годах - Депутат Верховного Совета СССР.

Н
аграды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года
Мясищеву Владимиру Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Он - Лауреат Ленинской премии 1957 года.

Награждён тремя орденами Ленина, Октябрьской Революции, Суворова 2-й степени,
Трудового Красного Знамени
, медалями.
 

 
-
 


 Выдающийся конструктор, создатель авиационной и космической техники
Владимир Михайлович Мясищев скончался 14 октября 1978 года.

Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище.

(увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище, могила В.М. Мясищева (лето 2008 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)

 

 
-
 


Увековечивание памяти:
В 1981 году имя Владимира Михайловича Мясищева было
присвоено
Экспериментальному машиностроительному заводу.

 

 
     
 


при оформлении страницы использованы
материалы
сайта
:

Герои Страны

ССЫЛКи ПО ТЕМЕ
:

Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева
 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"