|
|
|
|
|
Родился
4
августа 1924 года
в Москве,
в очень интеллигентной семье.
Отец -
известный врач-инфекционист, армянин
по национальности -
Н.И. Бендеров
(наст.
фамилия отца - Бендерян)
(1882 - 1952).
Мать - домохозяйка,
воспитывала шестерых
детей.
Старший брат -
Выдающийся Советский тренер
и руководитель
Всесоюзного общества "Динамо"
Н.Н. Бендеров
(1915
- 1994).
Две из четырёх сестёр
Владимира -
Вера Николаевна Бендерова
(1916 - 1991)
и Генриетта Николаевна Малевинская
(1922 - 1994)
связали свою жизнь с журналистикой
и литературой.
Сын -
Валерий Владимирович
пошёл по пути отца - стал Заместителем
Генерального конструктора
ОАО "Туполев".
Дочь -
Ольга Владимировна
занимается рекламной
деятельностью.
Самого же Владимира
с детства тянуло в небо.
Карьера инженера-испытателя:
В 1941 году окончил
среднюю школу №
426 (по другим
данным
№ 508) города
Москвы.
В
1943 году окончил
спецшколу ВВС №8
в
Саратове.
С 10 июля 1943 года учился во
2-м Чкаловскои
военно-авиационном училище
стрелков-бомбардировщиков, но из-за
пониженного светоощущения был переведен в
Васильковскую
Военно-авиационную
школу, которую
окончил в 1944 году.
В
1950 году окончил факультет
"Двигатели для летательных
аппаратов" в
Военно-воздушной инженерной
Академии имени Н.Е.Жуковского.
С 17 июля 1950 года служил
старшим инженером -
испытателем моторного отдела
Управления испытаний
моторов и топлив ГКНИИ ВВС, а с
9 июля 1951 года служил
старшим инженером-испытателем 3-го отделения 1-го отдела
2-го Управления испытаний авиадвигателей ГКНИИ ВВС.
С
9 сентября 1953 года служил
Ведущим инженером
авиационного завода №156
(ныне -
ОАО
"Туполев").
С
23 сентября 1953 года в соответствии с
Постановлением
Совета Министров СССР от
18 августа 1953 года
был
прикомандирован к
Министерству авиационной
промышленности с оставлением в кадрах
Советской
Армии и в
штате ОКБ
А.Н. Туполева.
В
1954 году принимал участие в
полетах по испытанию
опытного двигателя.
В период с
1955-го по
1959 год
участвовал в
заводских испытаниях первого турбовинтового
опытного стратегического бомбардировщика
Ту-104,
системы заправки в воздухе на самолете Ту-16, в проведении
первого вылета и
совместных испытаниях
самолетов
Ту-104А, Ту-107, в
испытаниях тяжелого самолета
на
больших углах атаки, вплоть до
сваливания.
В 1959 году принимал участие в подготовке самолета
Ту-114 к полетам по
маршрутам
Москва - Нью-Йорк
и
Москва -
Вашингтон.
С
1960 года был
Начальником Летно-экспериментальной
станции ОКБ-156, одновременно участвовал в испытательных
полетах в качестве
Ведущего инженера.
В 1960 - 1963 годах принимал участие
в проведении первого вылета и
заводских испытаниях самолетов
Ту-124 и
Ту-134.
С 1964 года участвовал в испытаниях всех самолетов
ОКБ
А.Н.
Туполева.
Космическая
подготовка:
Весной 1964 года успешно прошел медицинское обследование
в
НИАГ для участия в
полёте на
космическом
корабле «Восход»
в качестве
кандидата от министерства авиационной
промышленности.
По
некоторым сообщениям, был отобран в
группу для
подготовки лично
С.П.
Королёвым
и планировался на место второго пилота корабля.
С
1 июня проходил
подготовку к
первому полету на
корабле «Восход» в
составе группы,
но уже
2 июля
во время
медицинского обследования,
у
В.Н.
Бендерова обнаружили
камень в почках
(выведенный позже).
Владимир Николаевич
был вынужден
прекратить
подготовку.
В феврале 1965 года
А.Н. Туполев предпринял
попытку вновь
подключить
Владимира Бендерова
к
подготовке к полетам,
но она не
увенчалась успехом.
Тем не менее в самом ОКБ
он рассматривался как
один из
возможных кандидатов
для участия в
испытательных полетах
аэрокосмических систем,
проработка которых велась в
1960-е годы
в
конструкторском бюро.
Авиационные
(спортивные) достижения:
Владимир Николаевич
установил
22 мировых рекорда
по
самолетному спорту.
Среди них
рекорд скорости полета
(1
015.866 км/час)
по замкнутому
1000-километровому маршруту с коммерческим грузом 15000 кг
на реактивном
самолете
Ту-104б в составе экипажа (1 августа 1959
г.),
рекорд подъема максимального груза (20 053 кг)
и высоты
полета 11 221 м
с грузом 20 т
на самолете
Ту-104А
(6 сентября 1957 г.),
рекорд скорости полета
на участке
2000
км
с грузом
2 т
на самолете Ту-104А с результатом
897 498 км/час (11 сентября 1957
г.),
рекорд скорости
полета (959.94 км/час) по замкнутому
2000-километровому
маршруту
с коммерческим грузом 15000 кг, 10000 кг, 5000 кг, 2000 кг, 1000 кг
и без груза,
достигнутой на
самолете Ту-104Е
(2 апреля 1960 г.).
Награды:
Награждён орденом
Ленина, орденом
"Знак Почета", медалью
"За боевые заслуги",
медалью
"За победу над Германией",
медалью «За воинскую
доблесть в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина»,
медалью
«XX лет победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945
гг.», медалью
«30 лет Советской Армии и Флота»,
медалью «40 лет
Вооруженных Сил СССР»,
медалью «50 лет
Вооруженных Сил СССР»,
медалью «В память
800-летия Москвы»,
медалями «За безупречную
службу» I и
II степеней.
|
|
|
- |
|
Владимир Николаевич Бендеров трагически погиб
3
июня 1973 года
в результате катастрофы
самолета
Ту-144 во
время показательного выступления на авиасалоне
в
Ле Бурже
под Парижем.
В книге
«Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах»
(глава о катастрофе "Ту-144")
(авторы
В.
Близнюк,
П. Васильев,
В. Вуль
и др.)
об этой трагедии написано следующее:
"Во время набора высоты после пролета над
полосой и последующего выхода на горизонтальную
площадку экипаж мог увидеть перед собой внезапно
появившийся самолет «Мираж-3». Как в дальнейшем
показала французская сторона, самолет-разведчик
французских ВВС «Мираж-3» летел в это же время
этим же курсом на несколько большей высоте.
Летному экипажу самолета Ту-144 ничего не было
известно о нахождении в зоне его полета другого
самолета. Экипаж самолета «Мираж» должен был
сфотографировать полет самолета Ту-144.
Обломки самолета Ту-144 упали на расстоянии 6500
метров от торца ВПП 030 аэропорта Ле-Бурже на
южную часть населенного пункта Гуссенвиль (Goussainville).
Разброс обломков самолета располагался в зоне 1000
метров вдоль траектории полета и 500 метров
перпендикулярно траектории полета. В результате
падения частей самолета на город Гуссанвиль 5 зданий были
полностью разрушены, 20 получили
повреждения. Среди третьих лиц было 8 погибших и
25 раненых.
Самолет
"ТУ-144" в Ташкенте,
20.09. 1972 года.
Первый ряд:
С. Агапов, М. Козлов,
В. Бендеров,
В. Кулеш, Б. Первухин, А. Дралин, Н.
Кузнецов.
Второй ряд:
Ю. Попов, Л. Сикачев
Погибший экипаж "ТУ-144" (слева направо):
Бендеров
В.Н., Баженов Г.Н., Первухин Б.А.,
Дралин А.И.,
Козлов М.В., Молчанов В.М. .
|
Экипаж самолета в составе
Михаила Васильевича Козлова (командир),
Валерия Михайловича Молчанова (2-й пилот),
Владимира Николаевича Бендерова
(руководитель испытаний),
Анатолия Ивановича Дралина
(бортинженер),
Георгия Николаевича Баженова (штурман)
и
Бориса Александровича Первухина (ведущий инженер по испытаниям) - погиб.
Останки экипажа после судебно-медицинских
исследований были отправлены
в Москву 9 июня 1973
года.
|
Похороны
экипажа
состоялись
12 июня 1973 года
в
Москве,
на
Новодевичьем кладбище.
(для просмотра снимка
в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
- |
|
|
|