-
 


Кандидат в космонавты
по программе полёта
космического корабля "Восход",
Заместитель Главного конструктора и
Ведущий инженер-испытатель
ОКБ А.Н. Туполева,
генерал-майор
инженерно-технической службы ВВС

 
-
-
     
 


Родился
4 августа 1924 года в Москве, в очень интеллигентной семье.

Отец - известный врач-инфекционист, армянин по национальности - Н.И. Бендеров
(
наст. фамилия отца - Бендерян) (1882 - 1952).
Мать - домохозяйка, воспитывала шестерых детей.
Старший брат - Выдающийся Советский тренер и руководитель Всесоюзного общества "Динамо"
Н.Н. Бендеров (1915 - 1994).
Две из
четырёх сестёр Владимира - Вера Николаевна Бендерова (1916 - 1991) и Генриетта Николаевна Малевинская (1922 - 1994) связали свою жизнь с журналистикой и литературой.
Сын - Валерий Владимирович пошёл по пути отца - стал Заместителем Генерального конструктора ОАО "Туполев". Дочь - Ольга Владимировна занимается рекламной деятельностью.
Самого же
Владимира с детства тянуло в небо.

Карьера инженера-испытателя:
В
1941 году окончил среднюю школу № 426 (по другим данным № 508) города Москвы.
В
1943 году окончил спецшколу ВВС №8 в Саратове.
С
10 июля 1943 года учился во 2-м Чкаловскои военно-авиационном училище стрелков-бомбардировщиков, но из-за пониженного светоощущения был переведен в Васильковскую Военно-авиационную школу, которую окончил в 1944 году.

В
1950 году окончил факультет "Двигатели для летательных аппаратов" в Военно-воздушной инженерной Академии имени Н.Е.Жуковского.

С
17 июля 1950 года служил старшим инженером - испытателем моторного отдела Управления испытаний моторов и топлив ГКНИИ ВВС, а с 9 июля 1951 года служил старшим инженером-испытателем 3-го отделения 1-го отдела 2-го Управления испытаний авиадвигателей ГКНИИ ВВС.

С
9 сентября 1953 года служил Ведущим инженером авиационного завода №156
(ныне -
ОАО "Туполев").

С
23 сентября 1953 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 18 августа 1953 года был прикомандирован к Министерству авиационной промышленности с оставлением в кадрах Советской Армии и в штате ОКБ А.Н. Туполева.

В.Н. БендеровВ 1954 году принимал участие в полетах по испытанию опытного двигателя.
В период с
1955-го по 1959 год участвовал в заводских испытаниях первого турбовинтового опытного стратегического бомбардировщика Ту-104, системы заправки в воздухе на самолете Ту-16, в проведении первого вылета и совместных испытаниях самолетов Ту-104А, Ту-107, в испытаниях тяжелого самолета на больших углах атаки, вплоть до сваливания.

В
1959 году принимал участие в подготовке самолета Ту-114 к полетам по маршрутам Москва - Нью-Йорк и Москва - Вашингтон.

С
1960 года был Начальником Летно-экспериментальной станции ОКБ-156, одновременно участвовал в испытательных полетах в качестве Ведущего инженера.

В
1960 - 1963 годах принимал участие в проведении первого вылета и заводских испытаниях самолетов Ту-124 и Ту-134.

С
1964 года участвовал в испытаниях всех самолетов ОКБ А.Н. Туполева.

Космическая подготовка:
Весной 1964 года
успешно прошел медицинское обследование в НИАГ для участия в полёте на космическом корабле «Восход» в качестве кандидата от министерства авиационной промышленности.
По
некоторым сообщениям, был отобран в группу для подготовки лично  С.П. Королёвым и планировался на место второго пилота корабля.

С
1 июня проходил подготовку к первому полету на корабле «Восход» в составе группы,
но уже
2 июля во время медицинского обследования, у В.Н. Бендерова обнаружили камень в почках (выведенный позже). Владимир Николаевич был вынужден прекратить подготовку.

В
феврале 1965 года А.Н. Туполев предпринял попытку вновь подключить Владимира Бендерова к подготовке к полетам, но она не увенчалась успехом.
Тем не менее в самом
ОКБ он рассматривался как один из возможных кандидатов для участия в испытательных полетах аэрокосмических систем, проработка которых велась в 1960-е годы в конструкторском бюро.

Авиационные (спортивные) достижения:
Владимир Николаевич установил 22 мировых рекорда по самолетному спорту.
Среди них рекорд скорости полета (1 015.866 км/час) по замкнутому 1000-километровому маршруту с коммерческим грузом 15000 кг на реактивном самолете Ту-104б в составе экипажа (1 августа 1959 г.),
рекорд подъема максимального груза (20 053 кг)
и высоты полета 11 221 м с грузом 20 т на самолете Ту-104А (6 сентября 1957 г.),
рекорд скорости полета
на участке 2000 км с грузом 2 т на самолете Ту-104А с результатом 897 498 км/час (11 сентября 1957 г.),
рекорд скорости полета (959.94 км/час)
по замкнутому 2000-километровому маршруту
с коммерческим грузом 15000 кг, 10000 кг, 5000 кг, 2000 кг, 1000 кг
и без груза, достигнутой на самолете Ту-104Е (2 апреля 1960 г.).

Награды:
Награждён орденом Ленина, орденом "Знак Почета", медалью "За боевые заслуги", медалью "За победу над Германией", медалью «За воинскую доблесть в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», медалью «XX лет победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалью «30 лет Советской Армии и Флота», медалью «40 лет Вооруженных Сил СССР», медалью «50 лет Вооруженных Сил СССР», медалью «В память 800-летия Москвы», медалями «За безупречную службу» I и II степеней.
 

 
-
 


Владимир Николаевич Бендеров трагически погиб 3 июня 1973 года в результате катастрофы самолета Ту-144 во время показательного выступления на авиасалоне в Ле Бурже под Парижем.

В книге «Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах» (глава о катастрофе "Ту-144") (авторы В. Близнюк, П. Васильев, В. Вуль и др.) об этой трагедии написано следующее:
 


"Во время набора высоты после пролета над полосой и последующего выхода на горизонтальную площадку экипаж мог увидеть перед собой внезапно появившийся самолет «Мираж-3». Как в дальнейшем показала французская сторона, самолет-разведчик французских ВВС «Мираж-3» летел в это же время этим же курсом на несколько большей высоте. Летному экипажу самолета Ту-144 ничего не было известно о нахождении в зоне его полета другого самолета. Экипаж самолета «Мираж» должен был сфотографировать полет самолета Ту-144.
Обломки самолета Ту-144 упали на расстоянии 6500 метров от торца ВПП 030 аэропорта Ле-Бурже на южную часть населенного пункта Гуссенвиль (Goussainville). Разброс обломков самолета располагался в зоне 1000 метров вдоль траектории полета и 500 метров перпендикулярно траектории полета. В результате падения частей самолета на город Гуссанвиль 5 зданий были полностью разрушены, 20 получили повреждения. Среди третьих лиц было 8 погибших и 25 раненых.
 


Погибший экипаж ТУ-144 (слева направо): Бендеров В.Н., Баженов Г.Н., Первухин Б.А., Дралин А.И., Козлов М.В., Молчанов В.М.
Самолет "ТУ-144" в Ташкенте, 20.09. 1972 года.
Первый ряд: С. Агапов, М. Козлов, В. Бендеров,
В. Кулеш, Б. Первухин, А. Дралин, Н. Кузнецов.
Второй ряд: Ю. Попов, Л. Сикачев


Погибший экипаж ТУ-144 (слева направо): Бендеров В.Н., Баженов Г.Н., Первухин Б.А., Дралин А.И., Козлов М.В., Молчанов В.М.
Погибший экипаж "ТУ-144" (слева направо):
Бендеров В.Н., Баженов Г.Н., Первухин Б.А., Дралин А.И.,
Козлов М.В.
, Молчанов В.М. .
 

Экипаж самолета в составе Михаила Васильевича Козлова (командир), Валерия Михайловича Молчанова (2-й пилот), Владимира Николаевича Бендерова (руководитель испытаний), Анатолия Ивановича Дралина (бортинженер), Георгия Николаевича Баженова (штурман) и Бориса Александровича Первухина (ведущий инженер по испытаниям) - погиб.

Останки экипажа после судебно-медицинских исследований были отправлены
в Москву 9 июня 1973 года.
 

Похороны экипажа состоялись 12 июня 1973 года в Москве,
на Новодевичьем кладбище.


(увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище. Надгробие на братской могиле членов экипажа самолёта "ТУ-144". Одним из погибших был Владимир Николаевич Бендеров... (апрель 2007 года) (увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище. Надгробие на братской могиле членов экипажа ТУ-144 (вид 1, апрель 2007 года) (увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище. Надгробие на братской могиле членов экипажа ТУ-144 (вид 2, апрель 2007 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)

 

 
-
 


при оформлении страницы использованы
материалы сайт
ов:

Космическая энциклопедия "ASTROnote"

и

Сайт "Испытатели"

Ссылка по теме:

Жизнь и смерть самолёта «Ту-144»
 

 
    -

Космонавты и астронавты, кандидаты, претенденты и участники наборов