-
 


Дважды Герой Советского Союза,
Лётчик-космонавт СССР,
Кандидат технических наук,
инженер-механик,
Космонавт-испытатель
Научно-производственного
объединения "Энергия",
Доцент кафедры аэрофизической
механики факультета астрофизики
и космических исследований
Московского Физико-технического
института

Космонавт Мира № 65
Космонавт СССР №
27

 
-
-
     
 


Родился 6 января 1933 года в городе Удомля, Калининской (ныне-Тверской)  области.

В
1951 году окончил 10 классов средней школы города Ровно и поступил
в
Московское Высшее Техническое Училище имени Н.Э. Баумана.

С
1 декабря 1956 года, находясь на преддипломной практике, работал техником в ОКБ-1.
В
1957 году окончил МВТУ, получил специальность инженера-механика.
 
С
17 мая 1957 года работал инженером, с 1 апреля 1960 года - Старшим инженером,
а с 5
апреля 1962 года - Начальником группы 9-го отдела ОКБ-1.
Участвовал в
подготовке и выпуске исходных данных и эскизных проектов по кораблям «Восток» и «Восход», затем принимал участие в проведении их летных испытаний.

В период с
1961-го по 1962 год участвовал в проектных работах по кораблю «Союз» (7К-ОК).

Космическая подготовка:
С
конца 1962-го - начала 1963 года проходил предварительную техническую подготовку
в ОКБ-1 в качестве одного из потенциальных гражданских космонавтов-инженеров,
подавших заявления о
приеме в космонавты.
Летом
1963 года участвовал в парашютной подготовке.

В
мае - июне 1964 года был направлен на медицинское обследование в НИАГ в качестве
одного из
14-ти кандидатов от ОКБ-1 для полёта на первом трехместном космическом корабле «Восход» (целевой набор «Восход») в качестве космонавта-инженера.
Находился на стационарном
обследовании в госпитале, но допуск медицинской
комиссии не
получил.

С
1 сентября 1964 года работал исполняющим обязанности Начальника группы
9 июля 1965 года - Начальник группы) проектирования систем и оборудования
лунного корабля 7К-ЛОК
.

В
июле 1965 года прошел медицинское обследование в ИМБП в качестве участника первого набора космонавтов в отряд ОКБ-1 (ныне - РКК «Энергия») и был одним из 12-ти инженеров, прошедших все этапы отбора.

Весной 1966 года, после появления приказа № 25 по ЦКБЭМ "О формировании в летно-испытательном отделе №90 группы подготовки инженеров-испытателей", был направлен на повторное обследование в ИМБП, которое вновь прошел успешно.

С апреля 1966 года работал исполняющим обязанности Начальника сектора по проектной разработке лунного корабля 7К-Л1.

23 мая 1966 года прошел мандатную комиссию в ЦКБЭМ и приказом В.П. Мишина
№43 был включен в первую группу кандидатов в космонавты-испытатели.

С
мая по ноябрь 1966 года проходил подготовку в составе группы кандидатов.

В
конце августа 1966 года прибыл на подготовку в Центр подготовки космонавтов,
но так как не получил допуска военных медиков из ЦВНИАГ и к подготовке в ЦПК не приступал. Только после того, как в октябре проходивший подготовку к полетам Георгий Гречко
сломал ногу, Олег Макаров был допущен к тренировкам в ЦПК.

С
10 января 1967-го по 8 января 1970 года проходил непосредственную подготовку к полету
по программе облета
Луны (на КК 7К-Л1) сначала в группе, а затем в качестве второго пилота, вместе с А.А. Леоновым.
 
С
21 января по 13 сентября 1968 года проходил подготовку к полету по программе Н1-ЛЗ
в качестве
командира лунного орбитального корабля, вместе с А.А. Леоновым.

В период с
27 мая по 12 июня 1968 года проходил подготовку в том же качестве,
но уже с
В.Ф. Быковским. Подготовка шла до закрытия программы.

С мapта 1970-го по октябрь 1971 года готовился по программе «Контакт», вместе с
Георгием Добровольским, а с сентября 1970 года - с Василием Лазаревым.
С этого момента связка
Лазарев-Макаров будет неизменна в течении почти шести лет.

С
сентября 1970-го по июль 1971 года проходил подготовку к полету
в качестве командира корабля
«Союз» (7К-ОК) по программе «Контакт»,
вместе с 
В.Г. Лазаревым.
Программа была закрыта и полет отменен.

С
10 октября 1971-го по июль 1972 года Лазарев и Макаров проходили подготовку в качестве командира второго (дублирующего) экипажа для полета на долговременную орбитальную станцию "Салют-2".
Полет был отменен из-за
аварии ракеты-носителя «Протон-К»
при выведении станции на орбиту 29 июля 1972 года.

С
августа по сентябрь 1972 года они прошли непосредственную подготовку к автономному испытательному полету на модифицированном корабле «Союз» (7К-Т №34) в качестве командира второго (дублирующего) экипажа.

Полёт в космос:
С 27 по 29 сентября 1973 года Василий Григорьевич Лазарев и Олег Григорьевич Макаров совершили свой первый полёт в космос.
Макаров был бортинженером корабля «Союз-12»
.

Экипаж корабля "Союз-12". Связка Василий Лазарев - Олег Макаров будет неизменна в течении почти десяти лет.

В полёте были проведены комплексные испытания новых систем космического корабля и скафандров.
Это был первый и очень успешный космический полёт после
гибели экипажа
"Союз-11"

Позывной: «Урал-2».
Продолжительность полета составила 1 сутки 23 часа 15 минут 32 секунды.

Подготовка ко второму полёту:
С ноября 1973-го по декабрь 1974 года Лазарев и Макаров проходят подготовку
в качестве членов
дублирующего экипажа первой экспедиции
на орбитальную станцию
«Салют-4».

11 января 1975 года во время старта корабля «Союз-17» был дублером
бортинженера
Георгия Гречко.

С
15 января по март 1975 года проходил подготовка в качестве командира
 основного экипажа по
программе второй экспедиции на орбитальную станцию «Салют-4».

Второй (аварийный) старт:
5 апреля 1975 года корабль «Союз», пилотируемый Василем Лазаревым и Олегом Макаровым, не вышел на орбиту из-за аварии ракеты-носителя
при отделении 2-й ступени
.

5 апреля 1975 года. Олег Макаров и Василий Лазарев во время подготовки к полёту

Максимальная
высота полета составила 192 км.
Спускаясь по
баллистической траектории, космонавты испытали перегрузки силой

18g (по другим данным - до 24g).

То есть, Сила перегрузки = вес космонавта Х количество g.

Спускаемый аппарат с экипажем приземлился на склоне одной из гор в Алтайской области. Эвакуация экипажа была произведена только на следующий день.

Позывной:
«Урал-2».
Продолжительность полета составила
21 минуту 27 секунд
.

Дальнейшая космическая подготовка:
С октября по декабрь 1977 года проходил непосредственную подготовку в качестве бортинженера основного экипажа (заменив в нём Петра Колодина) по программе первой экспедиции посещения ДОС-5 («Салют-6»), вместе с Владимиром Джанибековым.

Второй полёт в космос
Олег Григорьевич осуществил 10-16 января 1978 года в качестве бортинженера корабля «Союз-27» и первой экспедиции посещения на станции "Салют-6" вместе
с
В.А. Джанибековым.

Экипаж первой экспедици посещения на "Салют-6": В.А. Джанибеков и О.Г. Макаров

После совместной работы с основным экипажем станции Юрием Романенко и Георгием Гречко, Владимир Джанибеков и Олег Макаров возвратились
на корабле
"Союз-26".

Позывной:
«Памир-2».
Продолжительность полета составила
5 суток 22 часа 58 минут 58 секунд.

Подготовка к полёту:
С октября 1978-го до июня 1979 года проходил подготовку для первого испытательного полета на космическом корабле серии «Союз Т» в качестве бортинженера второго экипажа, вместе с Леонидом Кизимом.
Программа полета была пересмотрена, и первый корабль «Союз Т» полетел
в беспилотном варианте.

С
октября 1979-го по май 1980 года продолжил подготовку к первому пилотируемому испытательному полету корабля «Союз Т» во втором (дублирующим) экипаже,
вместе с
Л.Д. Кизимом.

5 июня 1980 года во время старта корабля «Союз Т-2» был дублером
бортинженера корабля
Владимира Аксёнова.

С
июня по ноябрь 1980 года проходил подготовку ко второму испытательному полету
корабля «Союз Т» в пилотируемом режиме, а также по программе ремонта
орбитальной станции
«Салют-6» в качестве бортинженера первого экипажа,
вместе с
Леонидом Кизимом и Константином Феоктистовым.

Экипаж "Союза Т-3" до изменения состава (слева направо): О.Г. Макаров, Л.Д. Кизим и К.П. Феоктистов. Фотография с сайта http://www.spacephotos.ru

В
октябре 1980 года Феоктистов был заменен Геннадием Стрекаловым.

Третий космический полёт
О.Г. Макаров осуществил с 27 ноября по 10 декабря 1980 года в качестве
космонавта-исследователя корабля
«Союз Т-3» и орбитальной станции
«Салют-6», вместе с  Л.Д. Кизимом и Г.М. Стрекаловым.

Экипаж КК "Союз Т-3" (слева направо): Г.М. Стрекалов, О.Г. Макаров и Л.Д. Кизим

Экипаж провел ремонтные работы в системе терморегулирования станции «Салют-6».

Позывной:
«Маяк-2».
Продолжительность полета составила
12 суток 19 часов 07 минут 42 секунды.

***

После ухода из отряда космонавтов с 7 апреля 1986 года продолжал работать Заместителем руководителя комплекса №19 (300-й отдел) НПО «Энергия».

С
16 августа 1999 года работал Главным специалистом 318-го отдела РКК «Энергия».
С
2000 года работал Главным специалистом комплекса №31 РКК «Энергия».

С
1983 года преподавал в Московском физико-техническом институте на кафедре «Аэрофизическая механика».

С
1992 года работал (по совместительству) Доцентом на кафедре аэрофизической механики факультета астрофизики и космических исследований МФТИ.

Классность:
Олег Макаров был космонавтом 1-го класса.

Награды:
Олег Григорьевич был награжден двумя медалями «Золотая Звезда»
Героя Советского Союза, четырьмя орденами Ленина.
Правительство Эфиопии наградило его орденом «Голубой Нил».
 

 
-
 


 Талантливый учёный, инженер и один из опытнейших космонавтов
Олег Григорьевич Макаров скончался от сердечного приступа 28 мая 2003 года
.

Похоронен он в Москве, на Останкинском кладбище.

(увеличить фото) г. Москва, Останкинское кладбище, могила О.Г. Макарова (весна 2007 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)

 

 
-
 


при оформлении страницы использованы
материалы следующих
web-ресурсов:

Космическая энциклопедия "ASTROnote" "Новости космонавтики" "Эпизоды космонавтики" Сергея Хлынина - один из лучших сайтов об истории космонавтики

Фотоархив "История отечественной космонавтики"

ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Третий суборбитальный
 

 
    -

Космонавты и астронавты, кандидаты, претенденты и участники наборов Создатели ракетно-космической техники и ракетно-ядерного оружия