Родился
6 января 1933 года
в городе
Удомля,
Калининской
(ныне-Тверской)
области.
В
1951 году окончил
10 классов средней школы
города
Ровно
и поступил
в Московское
Высшее Техническое Училище имени Н.Э. Баумана.
С
1 декабря 1956 года, находясь на
преддипломной
практике, работал техником в
ОКБ-1.
В 1957 году окончил МВТУ, получил специальность
инженера-механика.
С
17 мая 1957 года работал
инженером, с
1 апреля 1960
года -
Старшим инженером,
а с 5 апреля 1962 года -
Начальником группы
9-го отдела ОКБ-1.
Участвовал в
подготовке
и выпуске исходных
данных
и
эскизных
проектов по кораблям
«Восток» и
«Восход», затем принимал участие
в
проведении их
летных испытаний.
В период с
1961-го по 1962
год участвовал в
проектных работах по кораблю
«Союз»
(7К-ОК).
Космическая подготовка:
С
конца 1962-го -
начала 1963 года проходил
предварительную
техническую подготовку
в
ОКБ-1 в качестве одного из
потенциальных
гражданских космонавтов-инженеров,
подавших заявления о
приеме в космонавты.
Летом
1963
года участвовал в
парашютной подготовке.
В
мае - июне 1964 года был направлен на медицинское
обследование в
НИАГ
в качестве
одного из
14-ти
кандидатов от
ОКБ-1
для полёта на первом трехместном космическом корабле
«Восход»
(целевой набор
«Восход»)
в качестве
космонавта-инженера.
Находился на стационарном
обследовании в
госпитале,
но допуск
медицинской
комиссии не
получил.
С
1 сентября
1964 года работал
исполняющим
обязанности
Начальника
группы
(с
9 июля 1965
года -
Начальник
группы)
проектирования систем и
оборудования
лунного корабля 7К-ЛОК.
В
июле 1965 года прошел медицинское обследование в
ИМБП
в качестве
участника первого набора космонавтов в отряд
ОКБ-1 (ныне
- РКК «Энергия») и был одним из
12-ти инженеров,
прошедших
все этапы отбора.
Весной 1966 года, после появления
приказа № 25 по
ЦКБЭМ
"О
формировании в летно-испытательном отделе №90 группы подготовки
инженеров-испытателей", был направлен на
повторное обследование в
ИМБП, которое
вновь прошел
успешно.
С апреля 1966 года работал
исполняющим
обязанности
Начальника
сектора по проектной разработке лунного корабля 7К-Л1.
23 мая 1966 года прошел
мандатную комиссию в
ЦКБЭМ
и приказом
В.П. Мишина
№43 был включен в
первую
группу кандидатов в космонавты-испытатели.
С
мая
по
ноябрь 1966 года
проходил подготовку в составе
группы кандидатов.
В конце
августа 1966 года прибыл на подготовку в
Центр подготовки
космонавтов,
но
так как не получил
допуска военных медиков из
ЦВНИАГ
и к подготовке в
ЦПК не
приступал. Только после того, как в
октябре проходивший
подготовку к полетам
Георгий Гречко
сломал ногу,
Олег Макаров был
допущен к тренировкам в ЦПК.
С 10 января 1967-го по
8 января 1970 года проходил
непосредственную подготовку к полету
по программе облета
Луны (на КК 7К-Л1) сначала в
группе, а затем в качестве
второго пилота, вместе с А.А. Леоновым.
С
21 января
по
13 сентября 1968
года проходил подготовку
к полету по программе
Н1-ЛЗ
в качестве
командира лунного
орбитального корабля,
вместе с
А.А. Леоновым.
В период с
27 мая
по
12 июня 1968 года
проходил подготовку в том же качестве,
но уже с
В.Ф. Быковским.
Подготовка шла до
закрытия программы.
С мapта 1970-го по октябрь 1971
года готовился по программе
«Контакт», вместе с
Георгием Добровольским,
а с сентября 1970 года
- с
Василием Лазаревым.
С этого момента связка
Лазарев-Макаров
будет неизменна в течении
почти
шести лет.
С
сентября 1970-го
по
июль 1971
года проходил подготовку
к полету
в качестве командира корабля
«Союз»
(7К-ОК)
по программе
«Контакт»,
вместе с
В.Г. Лазаревым.
Программа была
закрыта и полет отменен.
С
10 октября 1971-го
по
июль 1972
года
Лазарев
и
Макаров проходили подготовку
в качестве
командира
второго (дублирующего) экипажа
для полета на
долговременную орбитальную станцию
"Салют-2".
Полет был отменен из-за
аварии ракеты-носителя
«Протон-К»
при
выведении станции на орбиту
29 июля 1972 года.
С
августа по
сентябрь
1972 года они прошли
непосредственную подготовку
к
автономному испытательному полету на модифицированном корабле
«Союз»
(7К-Т №34)
в качестве
командира
второго (дублирующего) экипажа.
Полёт в космос:
С
27 по 29 сентября 1973 года
Василий Григорьевич Лазарев
и
Олег Григорьевич Макаров
совершили свой
первый полёт в космос.
Макаров
был бортинженером корабля
«Союз-12».
В полёте
были проведены
комплексные испытания
новых
систем
космического корабля и
скафандров.
Это был первый и очень успешный космический
полёт после
гибели экипажа
"Союз-11"
Позывной:
«Урал-2».
Продолжительность полета составила
1 сутки 23
часа 15 минут 32 секунды.
Подготовка ко второму полёту:
С
ноября 1973-го
по декабрь 1974 года
Лазарев и
Макаров проходят
подготовку
в качестве членов
дублирующего экипажа
первой экспедиции
на орбитальную станцию
«Салют-4».
11 января 1975 года во время старта корабля
«Союз-17»
был дублером
бортинженера
Георгия Гречко.
С
15 января
по
март 1975 года
проходил подготовка в качестве командира
основного экипажа по
программе второй экспедиции
на орбитальную станцию
«Салют-4».
Второй (аварийный) старт:
5 апреля 1975 года
корабль
«Союз»,
пилотируемый
Василем Лазаревым
и
Олегом Макаровым, не
вышел на орбиту из-за аварии
ракеты-носителя
при отделении
2-й ступени.
Максимальная
высота полета
составила
192 км.
Спускаясь по
баллистической траектории,
космонавты испытали
перегрузки силой
18g
(по другим данным - до
24g).
То есть,
Сила перегрузки =
вес
космонавта Х
количество g.
Спускаемый аппарат с экипажем приземлился на склоне одной из гор
в Алтайской области.
Эвакуация экипажа
была произведена только на
следующий день.
Позывной: «Урал-2».
Продолжительность полета составила
21 минуту 27 секунд.
Дальнейшая космическая подготовка:
С
октября
по
декабрь 1977 года проходил непосредственную
подготовку в качестве
бортинженера
основного экипажа
(заменив в
нём
Петра Колодина) по
программе
первой экспедиции посещения ДОС-5
(«Салют-6»), вместе с
Владимиром Джанибековым.
Второй полёт в космос
Олег Григорьевич
осуществил
10-16 января 1978 года
в качестве
бортинженера корабля «Союз-27»
и
первой экспедиции посещения
на
станции "Салют-6"
вместе
с
В.А. Джанибековым.
После совместной работы с основным экипажем
станции
Юрием Романенко и
Георгием Гречко,
Владимир Джанибеков и
Олег Макаров возвратились
на корабле
"Союз-26".
Позывной:
«Памир-2».
Продолжительность полета составила
5 суток 22 часа 58 минут 58 секунд.
Подготовка к полёту:
С октября 1978-го до
июня 1979 года проходил
подготовку
для первого испытательного полета на космическом корабле серии
«Союз Т» в
качестве
бортинженера второго экипажа, вместе с
Леонидом Кизимом.
Программа полета была пересмотрена, и
первый корабль
«Союз Т» полетел
в беспилотном варианте.
С
октября 1979-го по
май 1980 года
продолжил
подготовку к
первому пилотируемому испытательному полету
корабля
«Союз Т»
во
втором (дублирующим) экипаже,
вместе с
Л.Д.
Кизимом.
5 июня 1980 года во время старта
корабля
«Союз Т-2» был
дублером
бортинженера корабля
Владимира Аксёнова.
С
июня
по
ноябрь 1980 года
проходил подготовку ко
второму испытательному полету
корабля
«Союз Т»
в пилотируемом режиме, а также по программе
ремонта
орбитальной станции
«Салют-6»
в качестве
бортинженера первого экипажа,
вместе с
Леонидом Кизимом
и
Константином Феоктистовым.
В
октябре 1980 года
Феоктистов
был заменен
Геннадием Стрекаловым.
Третий
космический полёт
О.Г. Макаров
осуществил с
27 ноября
по
10 декабря 1980 года
в качестве
космонавта-исследователя корабля
«Союз Т-3»
и орбитальной станции
«Салют-6»,
вместе с
Л.Д. Кизимом
и
Г.М. Стрекаловым.
Экипаж провел
ремонтные работы в системе
терморегулирования
станции «Салют-6».
Позывной:
«Маяк-2».
Продолжительность полета составила
12 суток 19 часов 07 минут 42 секунды.
***
После
ухода из
отряда космонавтов с
7 апреля 1986 года
продолжал работать
Заместителем руководителя комплекса
№19 (300-й отдел)
НПО «Энергия».
С
16 августа 1999 года работал
Главным специалистом
318-го отдела РКК «Энергия».
С
2000 года работал
Главным специалистом комплекса №31
РКК «Энергия».
С
1983 года преподавал в
Московском физико-техническом
институте на кафедре
«Аэрофизическая механика».
С
1992 года работал (по совместительству)
Доцентом
на
кафедре
аэрофизической механики факультета астрофизики и
космических исследований МФТИ.
Классность:
Олег Макаров
был
космонавтом
1-го класса.
Награды:
Олег
Григорьевич
был награжден двумя медалями
«Золотая Звезда»
Героя Советского Союза,
четырьмя орденами
Ленина.
Правительство Эфиопии
наградило его орденом
«Голубой Нил».
|