Родился
17 января 1917 года в
деревне Бывалино, Павловско-Посадского уезда
Московской губернии в обычной крестьянской
семье.
Рано потеряв отца, начал работать в
колхозе, но учебу не
бросил, хотя в школу приходилось ходить за
десять верст.
Блестящий аттестат открыл ему дорогу в
Московский авиационный институт, факультет
вооружения которого он окончил накануне Великой
Отечественной войны.
Дипломный проект Василий Павлович
разрабатывал в ОКБ-293
авиаконструктора-новатора
В.Ф. Болховитинова,
где и остался работать.
Хотя оригинальные истребители ОКБ-293
на вооружение ВВС
не пошли, разработанные для них В.П. Мишиным
дистанционно управляемые двухпулеметные установки были использованы на ряде
серийных боевых самолетов других ОКБ,
за что молодой специалист В.П.Мишин
получил первую государственную награду – орден
Красной Звезды.
В годы войны
главной задачей ОКБ-293
стало создание ракетного
истребителя-перехватчика
БИ.
При этом основные трудности возникли при разработке его
двигательной установки.
Василий Павлович
включился в сложную работу по ее доведению, ответственность за которую была
возложена на
А.М. Исаева.
Освоение на практике нетривиальных исаевских методов работы с
ЖРД вызвало у
Мишина широкий интерес ко всем
проблемам ракетной техники.
Необходимо вспомнить, что в то время работы по
созданию ракетных перехватчиков не пользовались
вниманием Наркомата авиапромышленности.
Отношение к ним изменилось только после появления на фронте в
1944 году немецких
реактивных истребителей.
По приказу И.В. Сталина
на базе НИИ-3 и
ОКБ-293 был создан
НИИ ракетной авиации (НИИ-1).
Первоначально НИИ-1
планировалось превратить в головной центр
развития всей ракетной техники, и одним из
первых его оригинальных проектов стал проект
высотной исследовательской ракеты,
разработанный В.П. Мишиным
на основе двигателя самолета БИ.
К концу войны стало известно, что немцы в развитии
жидкостных ракет ушли
далеко вперед,
и В.П. Мишин,
наряду с другими ведущими сотрудниками НИИ-1,
в 1945 году был направлен
в Германию на
поиски немецких «ракетных тайн».
Именно Василий Павлович
с детективными приключениями нашел значительную часть технической
документации ракеты Фау-2 (А-4),
а затем в организованном под его руководством
расчетно-теоретическом бюро был восстановлен
почти полный комплект этой документации.
Такие успехи не могли пройти мимо внимания
С.П. Королёва,
назначенного в начале 1946 года
Главным инженером института «Нордхаузен».
С.П. Королёв
предложил В.П. Мишину
стать его заместителем.
Василий Павлович
согласился на это не сразу, но зато на всю жизнь.
С 1946 года в
течение 20 лет он был бессменным
Первым заместителем
С.П. Королёва и его
ближайшим соратником-единомышленником.
Сергей Павлович ценил
В.П. Мишина за
его талант конструктора, несмотря на резкость и сложность характера своего
заместителя.
Первой полностью собственной разработкой конструкторского бюро,
которое возглавил Королев, стал проект ракеты
Р-3 с дальностью
3000 км.
За
разработку расчетно-теоретического обоснования проекта ответственность была
возложена на руководителя проектного бюро 3-го отдела НИИ-88
В.П. Мишина.
Однако двигателисты не смогли вовремя создать для
Р-3 нужный двигатель.
Над
НИИ-88 (ЦНИИмаш) нависла серьезная угроза срыва задания государственной важности.
В
этой непростой ситуации именно В.П. Мишин первым решился довести до
С.П. Королёва созревшее у проектантов предложение отказаться от Р-3
и сразу перейти к разработке межконтинентальной
ракеты Р-7,
временно удовлетворив запросы военных созданием
стратегической ракеты
Р-5. Это и было сделано.
Таких примеров взаимодействия Королева и Мишина
было немало.
Следует также
отметить значительный личный вклад Василия
Павловича в создание принципиально новой
во всех отношениях межконтинентальной
баллистической ракеты Р-9А, предопределившей в процессе разработки
революцию в криогенной технике.
Принятые в этом проекте решения в дальнейшем
нашли осуществление и в проекте Н-1, и в проекте
ракеты-носителя «Энергия», не говоря о
верхних ступенях ракет-носителей «Союз» и
«Молния».
Неожиданная смерть
С.П. Королёва
14
января 1966 года оставила его преемника
В.П. Мишина один на один со всеми, с кем работал и умел справляться
Королев,
имевший огромнейший авторитет.
Василий Павлович понимал, что он не сможет
полностью заменить Королева и не может пользоваться его
методами работы,
поэтому начал существенную перестройку организации всех работ в
ОКБ-1,
получившем новое название – Центральное конструкторское бюро
экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ).
На этой перестройке он
существенно потерял темпы работ и поддержку многих королевских соратников,
но все же сохранил основной состав и тематику ЦКБЭМ и его
филиалов.
Дело
постепенно пошло. В ЦКБЭМ наконец-то был создан корабль
«Союз» и первая
орбитальная станция «Салют», доведена до летных испытаний
лунная
ракета-носитель Н-1.
Но не обошлось без трагедий.
При испытаниях «Союза-1»
погиб космонавт
В.М. Комаров, при возвращении с
«Салюта» погиб первый экипаж
станции (Г.Т.
Добровольский,
В.Н. Волков,
В.И. Пацаев).
После четырех неудачных
пусков Н-1
В.П. Мишин предполагал модернизировать как
ракету, так и всю
лунную программу в целом, но
государственное руководство к этому времени
потеряло всякий интерес к этой программе...
В 1974 году В.П. Мишин был освобожден от руководства
ЦКБЭМ.
В дальнейшей своей
деятельности он сосредоточился на преподавании в МАИ
(еще в 1959 году он
организовал кафедру проектирования и конструкции космических аппаратов), где
проработал до последних дней своей жизни.
Награды:
Академик
В.П. Мишин –
Герой Социалистического Труда,
лауреат Ленинской и Государственной премий,
Заслуженный изобретатель РСФСР,
он удостоен золотых медалей им. С.П.Королева АН
СССР и имени В.Г. Шухова Российского союза научных и инженерных организаций.
|