Алексей Васильевич Потапов
родился 17 января 1917 года в городе Саратове,
в семье служащего и преподавателя класса фортепиано.
Свою трудовую деятельность он начал в 1932 году слесарем на
Металлургическом
комбинате в городе Белорецке Башкирской АССР
(ныне
- Республика Башкортостан
в составе Российской Федерации).
В 1934 году А.В.
Потапов окончил
Рабочий факультет
при комбинате и после сдачи
вступительных экзаменов поступил на Факультет боеприпасов Московского
механико-машиностроительного института имени Н.Э. Баумана
(в
1943—1989 годах -
Московское Высшее техническое училище
(МВТУ)
имени Н.Э. Баумана;
с 1989 года
по настоящее время - Московский Государственный Технический университет
(МГТУ)
имени Н. Э. Баумана.
В 1941 году, перед самой войной, после окончания училища
Алексей Васильевич
был оставлен в
аспирантуре для подготовки к защите диссертации, но
нападение
фашистской Германии на СССР изменило планы молодого учёного и
специалиста.
После начала Великой Отечественной войны в 1941 году он был
направлен
на работу в город Новочеркасск Ростовской области, в
Конструкторское бюро
при Артиллерийском заводе имени С.М. Будённого, по
проектированию
артиллерийско-пушечного вооружения которое потом было эвакуировано
в город Свердловск.
Работая в этом Конструкторском бюро
А.В. Потапов являлся
Начальником
группы в отделе Главного конструктора.
В 1947 году он
был пришёл на работу
в образованный в 1946 году
(в связи с
началом
в СССР работ по созданию ракетной техники)
Научно-исследовательский институт
№ 88 (НИИ-88)
Государственного комитета Совета Министров СССР
по оборонной
технике (с
1965 года - НИИ-88 Министерства общего машиностроения СССР;
с 1967 года - ЦНИИмаш - Центральный Научно-исследовательский институт
машиностроения, бывший город Калининград, ныне - город Королёв
Московской
области),
в отдел
газодинамики, который возглавлял Действительный член
Академии наук Узбекской ССР, Доктор физико-математических наук,
Профессор Халил Ахмедович Рахматулин,
на должность Начальника сектора.
В 1961 году отдел газодинамики был преобразован в комплекс
под
руководством
Доктора технических наук,
Профессора
Демьянова
Юрия Андреевича,
на
базе
которого,
в свою очередь,
с
привлечением ряда других подразделений института
в 1974
году
были
образованы два новых подразделения
-
отделение тепловых
режимов (Начальник
-
Доктор технических наук,
Профессор
Николай Аполлонович Анфимов,
позже -
Академик Российской Академии наук
и
в 2000-2008 годах
-
Генеральный
директор ЦНИИмаш)
и
отделение
аэрогазодинамики
(под
руководством
Профессора
Ю.А. Демьянова),
в 1991 году
преобразованные в
Научно-исследовательские центры.
В 1949 году Алексей Васильевич Потапов
защитил диссертацию на соискание
учёной степени Кандидата технических наук.
В 1963 году ему было присвоено учёное звание Профессора.
С этого времени
А.В. Потапов
совмещал работу в
НИИ-88 с преподавательской деятельностью в Московском
инженерно-физическом институте.
Алексей Васильевич
Потапов
был талантливым и незаурядным человеком
и учёным,
обладавшим удивительными изобретательскими
способностями
и обширными
знаниями; он был инициатором создания
в НИИ-88 (ЦНИИмаш)
ударной трубы,
служащей для проведения аэродинамических
и тепловых испытаний моделей
космических и летательных
аппаратов, имеющей уникальные параметры
и размеры, обладающей огромными экспериментальными возможностями,
не имеющей аналогов в Мире.
Вместе с Начальником группы Стеленом Степановичем Семёновым
и Начальником
комплекса Юрием Андреевичем Демьяновым,
Алексей Васильевич занимался
газодинамическими и термодинамическими расчётами этой установки и её модельных
прототипов, контролем их проектирования и изготовления, а также
разработкой
необходимых методик
экспериментального исследования, на основании анализов
результатов теоретических
расчетов находили возможность реализации
принципиально новых технических
решений.
А.В. Потапов наряду с руководством работами
по созданию ударных труб
занимался
исследованиями вопросов гипераэродинамики, аэрофизики, теплопередачи и уноса
массы
теплозащитных покрытий высокоскоростных
изделий,
входящих
в плотные слои атмосферы.
Именно эта тема стало основой для его диссертации
успешно защищённой в
1957 году
после чего ему была присвоена учёная степень Доктора технических наук.
А.В. Потапов
обстоятельно изучил книги,
монографии и статьи, позволившие ему прекрасно ориентироваться
в термодинамических расчётах газов при высоких температурах,
определении их молекулярно-кинетических
характеристик (коэффициенты вязкости, теплопроводности и т.д.).
Именно он
первым обнаружил принципиальную ошибку в опубликованной
за рубежом и
пользовавшейся большой известностью статье
Д. Мура
в части приводившихся в ней коэффициентов теплопроводности
диссоциированного воздуха.
Позднее об этой ошибке в
открытой печати сообщил немецкий
ученый Ханзен.
Алексей Васильевич
Потапов был избран Действительным членом
Российской Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского.
Он являлся членом учёных Советов НИИ-88
(Центрального
Научно-исследовательского института машиностроения)
и ОКБ-1
(Научно-
производственного объединения "Энергия").
Среди учеников
А.В. Потапова -
ряд учёных и специалистов имеющих
учёные степени.
• • • • • •
Алексей Васильевич Потапов
был женат.
Его супруга -
Потапова
Аида
Дмитриевна
(15.07. 1926 -
07.12. 2010),
Кандидат биологических наук,
Старший научный сотрудник,
доцент Кафедры ботаники и физиологии растений Московского
Государственного университета леса.
Она - выпускница Московской Сельскохозяйственной Академии имени
К.А. Тимирязева.
Свою деятельность в ракетно-космической отрасли начинала в
ОКБ-1
Сергея Павловича Королёва,
в отделе под руководством
Михаила Клавдиевича
Тихонравова, затем
работала
в Центральном Научно-исследовательском институте
машиностроения и была одним
из первых
в СССР занимающихся вопросами растениеводства
и биологии
в условиях космического полёта.
Вместе с мужем она вырастила и воспитала двух детей: сына
и дочь.
Награды:
В
1970 году Алексей Васильевич
Потапов
был удостоен Почётного звания
"Заслуженный изобретатель РСФСР".
Он был награждён
орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды
(За выполнение Задания Правительства СССР по
созданию боеприпасов
и артиллерийского вооружения во время Великой Отечественной войны),
а также медалью "За доблестный труд во время Великой Отечественной войны
1941 - 1945 год" и наградами Федерации космонавтики СССР и России.
|