-
 


Герой Социалистического Труда;
Лауреат Ленинской премии
;
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР,
Доктор технических наук
; Профессор;
член-корреспондент Академии артиллерийских
наук Министерства Вооружённых сил СССР;
член-корреспондент Международной
Академии астронавтики
;
Инженер-механик, Начальник бригады № 2
Московской группы изучения реактивного
движения
(ГИРД);

 
 

Старший инженер, Начальник отдела,
Начальник группы, Старший научный сотрудник Реактивного научно-исследовательского
института Наркомата тяжелой
промышленности СССР;

Преподаватель
Кафедры проектирования
и конструкций летательных аппаратов

Московского авиационного института
имени Серго Орджоникидзе
;
Преподаватель Высших инженерных курсов Московского Высшего технического училища
имени Н.Э. Баумана
;
заведующий Кафедрами в Академии оборонной промышленности и Артиллерийской Академии
имени Ф.Э. Дзержинского
;
Начальник лаборатории НИИ-3, затем - НИИ-1
Народного комиссариата авиационной промышленности СССР;
заместитель Начальника НИИ-4 Академии артиллерийских наук по жидкостным
реактивным снарядам;
Начальник отдела, заместитель Главного конструктора ОКБ-1, Научный руководитель Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения;
конструктор авиационной техники,
один из первых создателей ракет
и космических аппаратов

 
-
-
     
 


Родился 16 (29) июля 1900 года в городе Владимире, в семье служащего.
С 1902 года семья Тихонравовых жила в Санкт-Петербурге.

После окончания в Петрограде Городской классической гимназии № 3
с сентября 1918 года
Михаил Тихонравов работал курьером.

В 1918 году, спасаясь от голода, семья
Тихонравовых переехала в город
Переславль-Залесский
, Московской губернии.
Здесь он работал секретарем народного суда.

В Рабоче-крестьянской Красной армии с июня 1919 года.
Тогда же М.К. Тихонравов стал комсомольским активистом, одним из организатором и товарищем (заместителем) Председателя первой в городе комсомольской ячейки,
заведующим агитационно-просветительным отделом Переславль-Залесского уездного военного комиссариата
.
С мая 1920 года работал инструктором культурно-просветительного отдела Владимирского губернского военкомата.

В сентябре 1920 года
Михаил Клавдиевич Тихонравов стал слушателем
инженерного факультета Военно-воздушной инженерной академии имени
профессора Н.Е. Жуковского
, которую окончил в 1925 году по специальности
"инженер-механик"
.

Михаил Клавдиевич Тихонравов, 1920-е годы

С апреля 1925 года он стажировался в должности старшего механика
неотдельного отряда 1-й легкой бомбардировочной эскадрильи имени
В.И. Ленина
в городе Липецке.

В 1925 году М.К. Тихонравов создал планер "АВФ-22", который заслужил лестные отзывы на Ронских международных соревнованиях в Германии.

С апреля 1926 года находился в резерве Рабоче-крестьянской Красной армии:
являлся Начальником секции моторных установок авиационного завода № 25
.

В июне 1930 года
Михаил Клавдиевич Тихонравов стал руководителем моторной группы конструкторского бюро Московского авиационного завода № 39 имени
В.Р. Менжинского
(Конструкторское бюро Николая Николаевича Поликарпова).
Затем работал
в Конструкторском бюро под руководством
Дмитрия Павловича Григоровича.

Параллельно с работой над новыми моделями самолётов Тихонравов в эти годы работал и над созданием спортивных планеров собственной конструкции, разработав около десяти моделей.
Часть из его планеров участвовала в спортивных соревнованиях и во Всесоюзных слётах планеристов в Коктебеле
(Крым), они получали призовые места и на них даже были установлены рекорды высоты и дальности.

В эти годы М.К. Тихонравов будучи
членом секции планеризма при ОСОАВИАХИМе
СССР
встретился с Сергеем Павловичем Королёвым, который увлёк его идеями реактивных двигателей и ракет.
Огромное влияние на
Тихонравова оказали работы Выдающегося теоретика
ракетной техники
Константина Эдуардовича Циолковского с которым в 1934 году Михаилу Клавдиевичу посчастливилось встретиться и пообщаться.

Константин Эдуардович Циолковский и Михаил Клавдиевич Тихонравов (1934 год)


В 1932 году совместно с Сергеем Павловичем Королёвым,
Фридрихом Артуровичем Цандером, Юрием Александровичем Победоносцевым участвовал в создании Московской группы изучения реактивного движения (ГИРД).
Михаил Клавдиевич Тихонравов стал Начальником бригады № 2 в ГИРДе.
Бригада занималась проектированием изделий на основе двигателей.

Приказом по Реввоенсовету № 0113 от 21 сентября 1933 года, а также согласно Постановлению № 104 Совета Труда и Обороны от 31 октября 1933 года
на основе ГИРДа и Газодинамической лаборатории был организован Реактивный Научно-исследовательский институт
(РНИИ).
Колоссальную поддержку в становлении ГИРДа, а затем и РНИИ
оказали
Маршал Советского Союза
,
Первый Заместитель Народного комиссара обороны СССР Михаил Николаевич Тухачевский и Народный комиссар тяжёлой
промышленности СССР
Серго Орджоникидзе.

В октябре 1933 года М.К. Тихонравов становится Старшим инженером отдела Реактивного научно-исследовательского института Наркомата тяжелой промышленности СССР.

В 1934 году он стал Начальником отдела РНИИ.
С июня 1936 года - Старший научный сотрудник, с декабря 1936 года -
вновь Начальник отдела
, с декабря 1937 года - Начальник группы РНИИ.

Занимался исследованием ЖРД
- жидкостных реактивных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами.

В 1938 году Реактивный Научно-исследовательский институт был преобразован
в НИИ-3 - Государственный институт реактивной техники при Совете Народных комиссаров СССР
.

Одновременно Михаил Клавдиевич по совместительству вёл преподавательскую работу .
С 1931 года читал в Московском авиационном институте курс "Моторные установки".

Затем
с перерывами преподавал в МАИ (в 1930-1931 годах и в 1960-1974 годах),
на Высших инженерных курсах в Московском Высшем техническом училище
имени Н.Э. Баумана
(в 1948-1950 годах), заведовал кафедрой в Академии оборонной промышленности (в 1950-1953 годах, в связи с уменьшением загруженностью работой
в НИИ-4
), Артиллерийской Академии имени Ф.Э. Дзержинского (в 1944-1947 годах).

М.К. Тихонравов принимал участие в создании самолетов У-1, У-2, И-3, И-6, Р-5.
В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на
гибридном топливе
.


Под
руководством С.П. Королёва и по проекту М.К.Тихонравова создана первая отечественная (на гибридном топливе) ракета "09", запущенная 17 августа 1933 года с полигона в Нахабино, Московской области.

Московская область, полигон Нахабино. Подготовка к запуску первой жидкостной Ракеты 09 (Фото из архива РГАНТД, 17 августа 1933 года)

15 августа 1937 года созданная им ракета "Авиавнито" поднялась на высоту
3000 метров
.

25 ноября 1933 года с Нахабинского полигона стартовала первая жидкостная ракета "ГИРД-Х", созданная также под руководством
С.П. Королёва и М.К.Тихонравова.
При пуске ракета взлетела вертикально на высоту 75-80 метров, затем, вследствие разрушения крепления двигателя и трубки горючего, круто отклонилась от вертикали и упала на расстоянии около 150 метров от места старта.
Конструкция ракеты "ГИРД-Х" получила развитие
в более совершенных советских ракетах, созданных в 1935-1937 годы.

1970 год. Ветераны ГИРД (слева направо): В.В. Александрова (мать лётчика-космонавта СССР А.П. Александрова), В.Н. Галковский, М.К. Тихонравов, Е.М. Матысик, О.К. Паровина, Ю.А. Лебедянский, Г.К. Мешкин

С 1938 года занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой метода повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами.

Результаты исследований
по наземным установкам PC были впоследствии использованы при проектировании новых реактивных снарядов (М-8, М-13,
М-20
и др.
) и пусковых установок БМ-13 (легендарная "Катюша"), БМ-8 и других изделий для Гвардейских минометных частей.

С 1940 года и во время Великой Отечественной войны
Михаил Клавдиевич Тихонравов  возглавлял группу по разработке конструктивных схем нового ракетного самолета
с комбинированной силовой установкой
(ЖРД и воздушно-реактивный двигатель).

В середине 1940-х годов он продолжил работу над проблемами проектирования высотных геофизических ракет для изучения верхних слоёв атмосферы Земли, начатую ещё в 1930-е годы.


В октябре 1942 года Михаил Клавдиевич Тихонравов стал Начальником лаборатории НИИ-3.

В 1944 году был создан Специальный Научно-исследовательский институт - НИИ-1, который вёл все научно-исследовательские и конструкторские работы по созданию основной реактивной авиационной техники - газовых турбин, воздушных реактивных двигателей, реактивных жидкостных двигателей, реактивных самолётов и специальной аппаратуры для реактивной техники.

М.К. Тихонравов был назначен на должность Начальника лаборатории
НИИ-1 Народного комиссариата авиационной промышленности
СССР.

В августе-сентябре 1944 года выполнял особое задание правительства в 60-й армии
1-го Украинского фронта
в комиссии, возглавляемой Начальником НИИ-1
генерал-майором
Петром Ивановичем Фёдоровым.

С сентября 1944 года М.К. Тихонравов - Начальник научно-исследовательского сектора филиала № 2 НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности СССР.

В 1944-1946 годах - Начальник лаборатории в НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности.

В 1945 году
М.К. Тихонравову было присвоено воинское звание "инженер-полковник".

Инженер-полковник Михаил Клавдиевич Тихонравов, 1945 год


Постановлением Совета Министров СССР № 1017-419сс от 13 мая 1946 года
"Вопросы реактивного вооружения" был образован Научно-исследовательский институт № 4
(НИИ-4) - Институт реактивного вооружения.

В декабре 1946 года Михаил Клавдиевич Тихонравов стал заместителем Начальника НИИ-4 Академии артиллерийских наук по жидкостным реактивным снарядам.

14 апреля 1947 года он был избран Членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук по отделению № 4 (отделение реактивного вооружения),
и оставался им до 23 апреля 1953 года - дня выхода Приказа Министра Обороны
СССР № 0064 "Об организационной структуре и штатной численности Управления
Командующего артиллерией"
, поставившего "точку" в деятельности
Академии
, как самостоятельной научной организации.

Наряду
с основной деятельностью в институте в первые послевоенные годы, глубоко анализируя развитие советской и германской ракетной техники,
М.К. Тихонравов пришёл к выводу о возможности создания многоступенчатых баллистических ракет (как их тогда называли, "пакетная ракетная схема") и глубоко разрабатывал её. Однако его выступления по этому вопросу на научных конференциях в институте
и в Академии имени Ф.Э. Дзержинского
(в 1948-м и в 1950 годах, соответственно)
не только не встретили понимания, но и были объявлены "фантастическими идеями". Поддержали
Тихонравова тогда только Президент Академии артиллерийских наук
Анатолий Аркадьевич Благонравов и член-корреспондент Академии артиллерийских наук и Главный конструктор ОКБ-1 Сергей Павлович Королёв.

Михаил Клавдиевич Тихонравов и Сергей Павлович Королёв

В итоге, в феврале 1950 года
М.К. Тихонравов был снят с должности заместителя начальника НИИ-4, и понижен в должности до научного консультанта института
по жидкостным реактивным снарядам.

Но уже в 1953 году руководство государства и Вооружённых сил было вынуждено обратить самое серьёзное внимание на развитие реактивного вооружения ввиду
его ускоренного развития
в США.
Оказалось, что
Михаил Клавдиевич продолжал "подпольно" работать над своими идеями в годы вынужденного отстранения от активной исследовательской работы.
Он предоставил свои разработки, которые легли в основу дальнейших перспективных планов института.
Тогда же сам
Тихонравов был назначен временно исполняющим обязанности Академика-секретаря 4-го отделения Академии артиллерийских наук и предложил первую в СССР комплексную программу освоения космического пространства, утверждённую после ряда доработок в 1954 году.

В декабре 1955 года инженер-полковник
М.К. Тихонравов был уволен
из Вооружённых сил в запас.


С февраля 1955 года по декабрь 1973 года Михаил Клавдиевич последовательно
являлся Начальником отдела
, заместителем Главного конструктора (с 1961 года), Научным руководителем (с 1970 года) Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения в городе Калининграде (ныне - город Королёв) Московской области.

Доктор технических наук (
с 1958 года) Михаил Клавдиевич Тихонравов с 1959 года непрерывно работал (по совместительству) в МАИ в должности Преподавателя
Кафедры проектирования
и конструкций летательных аппаратов, читал лекции
по космонавтике, а в 1962 году он был утверждён в звании Профессора.


С февраля 1955 года по предложению
Сергея Павловича Королёва М.К. Тихонравов направлен в руководимое им Опытно-конструкторскою бюро № 1, где он стал Начальником отдела проектирования искусственных спутников Земли,
пилотируемых космических кораблей и автоматических межпланетных аппаратов.

Слева направо: Игорь Константинович Бажинов, Владимир Николаевич Галковский, Михаил Клавдиевич Тихонравов и Лидия Николаевна Солдатова

В составе теперь уже легендарного отдела
(известного как группа Тихонравова, существовавшая с 1949 года) работали талантливые и опытнейшие
инженеры-конструкторы
:
Игорь Марианович Яцунский, Глеб Юрьевич Максимов, Анатолий Викторович Брыков, Игорь Константинович Бажинов, Ян Иванович Колтунов,
Борис Сергеевич Разумихин,
Владимир Николаевич Галковский, Лидия Николаевна Солдатова, Григорий Макарович Москаленко и Олег Викторович Гурко.

На снимке: Группа Тихонравова и руководство 50 ЦНИИ КС, 1976 год. Сидят (слева направо): генерал-майор Иван Александрович Панкратов, Лидия Николаевна Солдатова, генерал-майор Геннадий Павлович Мельников, Игорь Марианович Яцунский, генерал-майор Иван Васильевич Мещеряков; стоят: Игорь Константинович Бажинов, Олег Викторович Гурко, Ян Иванович Колтунов, Глеб Юрьевич Максимов, Григорий Макарович Москаленко, Анатолий Викторович Брыков

Этой группе выпала честь создания первого искусственного спутника Земли,
успешно запущенного в космос 4 октября 1957 года и открывшего космическую
эру
в развитии человечества.
При непосредственном руководстве
М.К. Тихонравова был спроектирован космический корабль "Восток-1", выведенный на космическую орбиту
12 апреля 1961 года с первым в мире лётчиком-космонавтом

Юрием Алексеевичем Гагариным.
Коллектив под руководством М.К. Тихонравова создавал советские пилотируемые корабли, пилотируемые долговременные и автоматические межпланетные станции, принимал активнейшее создание в разработке искусственных спутников Земли различного назначения.

В 1968 году он был избран Членом-корреспондентом Международной
Академии астронавтики
.

Михаил Клавдиевич Тихонравов

Михаил Клавдиевич Тихонравов - автор первого доклада в Академии наук СССР
о результатах проведённых исследований по обоснованию возможности запуска искусственных спутников Земли.

Он стал основателем научной школы
в Министерстве обороны по космическому вооружению.
М.К. Тихонравов был также научным руководителем студенческого Конструкторского бюро "Искра" в Московском авиационном институте имени
Серго Орджоникидзе
и работ по созданию малых негерметичных искусственных спутников Земли типа "Радио" и "Искра".

Крупный специалист в области ракетной техники и один из пионеров практической космонавтики Михаил Клавдиевич Тихонравов являлся автором двух секретных изобретений, а также - следующих печатных работ в области создания и применения ракетной техники и летательных аппаратов для исследований стратосферы, по теории космических полетов, истории ракетостроения в России, самолетостроению
и авиации:
"Авиационные баки"
(
Москва - Ленинград: Госмашметиздат, 1934 год, 64 страницы);

"Ракетная техника"
(
Москва, 1935 год, 78 страниц);

"Система питания и смазки авиамотора на самолете"
(
Москва - Ленинград: ОНТИ, 1936 год, 82 страницы);

"Полёт птиц и машины с машущими крыльями"
(
Москва - Ленинград: ОНТИ, 1937 год, 126 страниц);

"О кучности боя ракетных снарядов"
(
Москва, 1946 год, 30 страниц);

"Ракетная терминология"
(
НИИ-4, 1947 год);

"Полёт птиц и машины с машущими крыльями"
(
Издание 2-е, Москва: Оборонгиз, 1949 год, 208 страниц);
 
"Введение в ракетную технику"
(
Москва, 1952 год, 81 страница);

"Основы теории полёта и элементы проектирования искусственных спутников Земли". (
Издание 1-е, Москва: издательство "Машиностроение", 1967 год,
295 страниц. Соавторы -
И.М. Яцунский, Г.Ю. Максимов и др.
);

 
"Основы теории полёта космических аппаратов"
(
Москва: издательство "Машиностроение", 1972 год. 607 страниц.
Соавторы -
Г.С. Нариманов, В.С. Авдуевский, Б.М. Антонов, Н.А. Анфимов и др.
);

"Основы теории полёта и элементы проектирования искусственных спутников Земли". (
Издание 2-е, Москва: издательство "Машиностроение", 1974 год. 331 страниц.
Соавторы
И.К. Бажинов, О.В. Гурко и др.
);

"Избранные труды" (1934-1938 гг.)
(
в сборнике "Пионеры ракетной техники. Ветчинкин, Глушко, Королев, Тихонравов". Москва, 1972 год. страницы 567-706);

"Пути осуществления больших дальностей стрельбы ракетами"
(
Сборник докладов Академии Артиллерийских наук
, 1949 год.
Выпуск VI, страницы 87-104
);

"Пути осуществления большой дальности стрельбы"
(
сборник "Из истории авиации и космонавтики".
Выпуск 67, Москва: Институт истории естествознания и техники РАН,
1995 год, страницы 3-26
).

Награды:
За большие успехи, достигнутые в развитии ракетной промышленности, науки
и техники, успешное осуществление первого в мире полета Советского человека
в космическое пространство на корабле-спутнике "Восток"
,
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года

Михаилу Клавдиевичу Тихонравову присвоено звание Героя Социалистического Труда
с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и Молот".

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "За успешное осуществление
запуска Первого в Мире искусственного спутника Земли и искусственного спутника с живым существом
(собакой -
прим. Е.Р.) на борту" в 1957 году Михаилу Клавдиевичу Тихонравову была присуждена Ленинская премия (в составе коллектива создателей спутников).

За успешные запуски первых советских ракет "09" и "ГИРД-Х"
в 1933 году Центральный совет Осоавиахима наградил
С.П. Королёва
и М.К. Тихонравова Почётными знаками "За активную оборонную работу".


В 1970 году ему было присвоено Почётное звание "Заслуженный деятель
науки и техники РСФСР"
.


Он был награждён ещё одним орденом Ленина
(в 1945 году), двумя орденами Красного Знамени (1944, 1949), орденом Отечественной войны I степени (1944), медалью "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" (1946), другими медалями.

В 2011 году
Михаилу Клавдиевичу Тихонравову
(посмертно) присвоено звание
"Почётный гражданин города
Переславль-Залесский".
 

 
-
 


Выдающийся учёный, создатель авиационной и ракетной техники,
один из пионеров практической космонавтики
Михаил Клавдиевич Тихонравов
скончался 4 марта 1974 года.

Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище
(уч. № 7, ряд № 8, место № 16).


(увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище (уч. № 7, ряд № 8, место № 16), Надгробие М.К. Тихонравову и его супруге О.К. Паровиной (вид 1, август 2009 года) (увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище (уч. № 7, ряд № 8, место № 16), Надгробие М.К. Тихонравову и его супруге О.К. Паровиной (вид 2, август 2009 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по
выбранной Вами фотоссылке)

В 1993 году рядом с его могилой был захоронен прах
Паровиной Ольги Константиновны - супруги Михаила Клавдиевича,
в 1930-е годы - инженера-механика Группы по изучению реактивного движения
и Ракетного научно-исследовательского института, участницы запусков
первых
Советских ракет "09" и "Гирд-Х"
.

(увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище (уч. № 7, ряд № 8, место № 16), захоронение урны с прахом О.К. Паровиной (август 2009 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)

 

 
-
 


Увековечивание памяти:
Имя Михаила Клавдиевича Тихонравова носят:
50-й Центральный научно-исследовательский институт космических систем
Министерства обороны России
, улицы в городах Владимир и Юбилейный,
Московской области
.

Мемориальные доски в память о М.К. Тихонравове установлены в городах Владимир
и Юбилейный
, Московской области (на улице носящей его имя).

(увеличить фото) Московская область, г. Юбилейный. Мемориальная доска в память о М.К. Тихонравове на улице носящей его имя (вид 1, фото Сергея Мержанова, сентябрь 2012 года) (увеличить фото) Московская область, г. Юбилейный. Мемориальная доска в память о М.К. Тихонравове на улице носящей его имя (вид 2, фото Сергея Мержанова, сентябрь 2012 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по
выбранной Вами фотоссылке)

На месте запуска первых отечественных ракет "09" и "ГИРД-Х"
(Московская область, полигон Нахабино) был сооружён Памятный знак
об этих исторических событиях.

(увеличить фото) На месте запуска первых отечественных ракет "09" и "ГИРД-Х" (Московская область, полигон Нахабино) был сооружён Памятный знак об этих исторических событиях (фото с сайта http://www.geocahing.su)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)
 

 
     
 


При создании страницы использован текст
биографии
М.К. Тихонравова, опубликованный на сайте:

Биография М.К. Тихонравова на сайте "Герои Страны"

а также использован текст биография М.К. Тихонравова
опубликованный в книге
В.И. Ивкина
"Академия Артиллерийских наук
Министерства вооружённых сил СССР. 1946 - 1953 гг.
(Краткая история, документы и материалы).

Обложка книги В.И. Ивкина. "Академия Артиллерийских наук Министерства вооружённых сил СССР. 1946 - 1953 гг. (Краткая история, документы и материалы)

ссылки по теме:

"Маленький шаг в Большой космос"

И.К. Бажинов. "О работах М.К. Тихонравова по сотавным ракетам и исскуственным спутникам Земли в 1946-1956 годах" (журнал Новости космонавтики", № 8, август 2003 года)
 

 
     
 


Низкий поклон и Большое Спасибо
Мержанову Сергею Борисовичу -
другу и коллеге по
Обществу некрополистов
за присланные фотографии
мемориальной доски М.К. Тихонравова!

С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"