Родился 16 (29)
июля 1900 года
в городе Владимире,
в семье служащего.
С 1902 года семья
Тихонравовых
жила в Санкт-Петербурге.
После окончания в Петрограде
Городской классической гимназии № 3
с сентября 1918 года
Михаил Тихонравов
работал курьером.
В 1918 году, спасаясь от голода, семья
Тихонравовых
переехала в город
Переславль-Залесский, Московской
губернии.
Здесь он работал секретарем народного суда.
В Рабоче-крестьянской Красной армии
с июня 1919 года.
Тогда же
М.К. Тихонравов
стал комсомольским
активистом, одним из организатором и товарищем
(заместителем)
Председателя первой
в городе комсомольской ячейки,
заведующим агитационно-просветительным отделом Переславль-Залесского
уездного военного комиссариата.
С мая 1920 года работал инструктором культурно-просветительного отдела
Владимирского губернского военкомата.
В сентябре 1920 года
Михаил Клавдиевич Тихонравов
стал слушателем
инженерного факультета Военно-воздушной инженерной академии имени
профессора Н.Е. Жуковского, которую окончил в 1925 году по
специальности
"инженер-механик".
С апреля 1925 года он стажировался в должности старшего механика
неотдельного отряда 1-й легкой
бомбардировочной эскадрильи имени
В.И. Ленина в городе Липецке.
В 1925 году
М.К. Тихонравов
создал планер "АВФ-22", который
заслужил лестные отзывы на Ронских международных соревнованиях в
Германии.
С апреля 1926 года находился в
резерве Рабоче-крестьянской Красной армии:
являлся Начальником секции моторных установок авиационного завода № 25.
В июне 1930 года Михаил Клавдиевич Тихонравов
стал руководителем моторной группы конструкторского бюро Московского
авиационного завода № 39 имени
В.Р. Менжинского
(Конструкторское бюро
Николая Николаевича Поликарпова).
Затем работал в Конструкторском бюро
под руководством
Дмитрия Павловича Григоровича.
Параллельно с работой над
новыми моделями самолётов Тихонравов
в эти годы работал и над созданием спортивных
планеров собственной конструкции, разработав около десяти моделей.
Часть из его планеров участвовала в спортивных
соревнованиях и во Всесоюзных слётах планеристов в Коктебеле (Крым),
они получали призовые места и на них даже
были установлены рекорды высоты и дальности.
В эти годы
М.К. Тихонравов
будучи
членом секции
планеризма при ОСОАВИАХИМе
СССР
встретился с
Сергеем Павловичем Королёвым,
который увлёк его идеями реактивных двигателей и ракет.
Огромное влияние на
Тихонравова
оказали работы Выдающегося теоретика
ракетной
техники
Константина Эдуардовича Циолковского
с
которым
в 1934 году
Михаилу Клавдиевичу
посчастливилось встретиться
и
пообщаться.
В 1932 году совместно
с
Сергеем Павловичем Королёвым,
Фридрихом Артуровичем Цандером,
Юрием Александровичем Победоносцевым
участвовал в создании Московской группы изучения реактивного
движения (ГИРД).
Михаил Клавдиевич Тихонравов
стал
Начальником бригады
№ 2 в ГИРДе.
Бригада занималась проектированием изделий на
основе двигателей.
Приказом по Реввоенсовету № 0113 от 21 сентября 1933 года,
а также согласно Постановлению
№ 104 Совета Труда и Обороны от 31 октября 1933
года
на основе ГИРДа и
Газодинамической лаборатории был организован Реактивный
Научно-исследовательский институт
(РНИИ).
Колоссальную поддержку в становлении ГИРДа, а
затем и РНИИ оказали
Маршал
Советского Союза,
Первый Заместитель Народного
комиссара обороны СССР
Михаил Николаевич Тухачевский
и Народный комиссар тяжёлой
промышленности СССР
Серго Орджоникидзе.
В октябре 1933
года М.К. Тихонравов
становится Старшим инженером отдела Реактивного научно-исследовательского института
Наркомата тяжелой промышленности СССР.
В 1934 году он стал
Начальником отдела РНИИ.
С июня 1936 года -
Старший научный сотрудник, с декабря 1936
года -
вновь
Начальник отдела, с декабря 1937
года - Начальник группы РНИИ.
Занимался исследованием ЖРД
- жидкостных
реактивных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев
атмосферы, повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами.
В 1938 году Реактивный
Научно-исследовательский институт был преобразован
в НИИ-3 - Государственный институт реактивной техники при
Совете Народных комиссаров СССР.
Одновременно
Михаил Клавдиевич по совместительству вёл преподавательскую работу .
С 1931 года читал в Московском
авиационном институте курс "Моторные установки".
Затем с
перерывами преподавал в МАИ (в
1930-1931 годах и в 1960-1974 годах),
на Высших инженерных курсах
в Московском Высшем техническом училище
имени Н.Э. Баумана (в 1948-1950
годах),
заведовал кафедрой в
Академии оборонной
промышленности (в 1950-1953 годах,
в связи с уменьшением загруженностью работой
в НИИ-4),
Артиллерийской Академии имени Ф.Э. Дзержинского
(в 1944-1947 годах).
М.К. Тихонравов
принимал участие в
создании самолетов У-1, У-2, И-3, И-6, Р-5.
В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на
гибридном топливе.
Под
руководством С.П. Королёва
и по проекту
М.К.Тихонравова создана первая отечественная
(на гибридном топливе)
ракета "09", запущенная
17 августа 1933 года с полигона в Нахабино, Московской области.
15
августа 1937 года созданная им ракета "Авиавнито" поднялась
на высоту
3000 метров.
25 ноября 1933 года с Нахабинского полигона стартовала первая
жидкостная ракета "ГИРД-Х", созданная также под руководством
С.П. Королёва
и М.К.Тихонравова.
При пуске ракета взлетела вертикально на
высоту 75-80 метров,
затем, вследствие разрушения крепления двигателя и трубки
горючего, круто отклонилась от вертикали и упала на
расстоянии около 150 метров от места старта.
Конструкция ракеты "ГИРД-Х" получила развитие
в более совершенных советских ракетах,
созданных в 1935-1937 годы.
С 1938 года занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей,
разработкой метода повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными
снарядами.
Результаты исследований по наземным
установкам PC были впоследствии использованы при
проектировании новых реактивных снарядов (М-8,
М-13,
М-20 и др.)
и
пусковых установок БМ-13
(легендарная "Катюша"), БМ-8 и других
изделий для Гвардейских минометных
частей.
С
1940 года и во время Великой Отечественной войны Михаил Клавдиевич Тихонравов
возглавлял группу по
разработке конструктивных схем нового ракетного самолета
с комбинированной
силовой установкой (ЖРД
и воздушно-реактивный двигатель).
В середине 1940-х
годов он продолжил работу над проблемами проектирования высотных
геофизических ракет для изучения верхних слоёв атмосферы Земли,
начатую ещё в 1930-е годы.
В октябре 1942
года
Михаил Клавдиевич Тихонравов
стал Начальником лаборатории НИИ-3.
В 1944 году был создан Специальный Научно-исследовательский институт - НИИ-1,
который вёл
все научно-исследовательские и конструкторские работы по
созданию основной реактивной авиационной техники - газовых турбин,
воздушных реактивных двигателей, реактивных жидкостных двигателей,
реактивных самолётов и специальной аппаратуры для
реактивной техники.
М.К. Тихонравов
был назначен на должность Начальника лаборатории
НИИ-1 Народного комиссариата авиационной промышленности
СССР.
В августе-сентябре 1944
года выполнял особое задание правительства в 60-й армии
1-го Украинского фронта в комиссии, возглавляемой
Начальником НИИ-1
генерал-майором
Петром Ивановичем Фёдоровым.
С сентября
1944 года М.К. Тихонравов
- Начальник научно-исследовательского сектора филиала № 2 НИИ-1
Наркомата авиационной промышленности
СССР.
В 1944-1946 годах - Начальник лаборатории в НИИ-1 Наркомата
авиационной промышленности.
В 1945 году М.К. Тихонравову
было присвоено воинское звание "инженер-полковник".
Постановлением Совета Министров СССР № 1017-419сс от 13 мая 1946
года
"Вопросы реактивного вооружения" был образован Научно-исследовательский
институт № 4 (НИИ-4)
- Институт реактивного вооружения.
В декабре 1946 года Михаил Клавдиевич Тихонравов
стал заместителем Начальника НИИ-4 Академии
артиллерийских наук по жидкостным реактивным снарядам.
14 апреля 1947 года он был избран
Членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук по отделению № 4
(отделение реактивного вооружения),
и
оставался им до 23 апреля 1953 года - дня выхода Приказа
Министра Обороны
СССР № 0064 "Об организационной структуре и штатной численности Управления
Командующего артиллерией",
поставившего "точку" в деятельности
Академии,
как самостоятельной научной организации.
Наряду с основной деятельностью в институте в первые
послевоенные годы, глубоко анализируя развитие советской и
германской ракетной техники, М.К.
Тихонравов пришёл к выводу о
возможности создания многоступенчатых баллистических ракет
(как их тогда
называли, "пакетная ракетная схема")
и глубоко разрабатывал её. Однако его выступления по этому
вопросу на научных конференциях в институте
и в Академии имени Ф.Э. Дзержинского
(в 1948-м и в 1950 годах, соответственно)
не только не встретили понимания, но и были объявлены
"фантастическими идеями". Поддержали
Тихонравова тогда только
Президент Академии артиллерийских наук
Анатолий Аркадьевич Благонравов
и член-корреспондент
Академии артиллерийских наук и Главный конструктор
ОКБ-1
Сергей Павлович Королёв.
В итоге, в феврале 1950 года М.К. Тихонравов
был снят с должности заместителя
начальника НИИ-4, и понижен в должности до научного
консультанта института
по жидкостным реактивным снарядам.
Но уже в 1953 году руководство государства и
Вооружённых сил было вынуждено обратить самое серьёзное внимание на
развитие
реактивного вооружения ввиду
его ускоренного развития в США.
Оказалось, что Михаил Клавдиевич
продолжал "подпольно" работать над своими идеями в годы
вынужденного отстранения от активной исследовательской работы.
Он
предоставил свои разработки, которые легли в основу дальнейших перспективных
планов института.
Тогда же сам Тихонравов
был назначен временно исполняющим обязанности Академика-секретаря 4-го отделения Академии артиллерийских наук
и предложил первую в СССР комплексную программу освоения
космического пространства, утверждённую после ряда доработок в
1954 году.
В декабре 1955 года инженер-полковник М.К. Тихонравов
был уволен
из Вооружённых
сил в запас.
С февраля
1955 года по декабрь 1973 года Михаил
Клавдиевич последовательно
являлся Начальником отдела, заместителем
Главного
конструктора (с
1961 года), Научным руководителем
(с 1970 года) Центрального конструкторского бюро
экспериментального машиностроения в городе Калининграде
(ныне - город Королёв)
Московской области.
Доктор технических наук (с
1958 года) Михаил Клавдиевич Тихонравов
с 1959 года непрерывно работал (по совместительству)
в МАИ в
должности
Преподавателя
Кафедры проектирования
и конструкций летательных аппаратов,
читал лекции
по космонавтике, а в 1962 году он был утверждён в
звании Профессора.
С февраля 1955 года по предложению
Сергея Павловича Королёва
М.К. Тихонравов
направлен
в руководимое им Опытно-конструкторскою бюро № 1, где
он
стал Начальником отдела
проектирования искусственных спутников Земли,
пилотируемых космических
кораблей и автоматических межпланетных аппаратов.
В составе теперь уже легендарного отдела
(известного как
группа Тихонравова,
существовавшая с 1949 года)
работали талантливые и опытнейшие
инженеры-конструкторы: Игорь Марианович Яцунский,
Глеб Юрьевич Максимов,
Анатолий Викторович Брыков,
Игорь Константинович Бажинов,
Ян Иванович Колтунов,
Борис Сергеевич Разумихин,
Владимир Николаевич Галковский,
Лидия Николаевна Солдатова,
Григорий Макарович Москаленко
и
Олег Викторович Гурко.
Этой
группе выпала честь
создания первого искусственного спутника Земли,
успешно запущенного в
космос
4 октября 1957 года и открывшего космическую
эру в развитии человечества.
При непосредственном
руководстве
М.К. Тихонравова
был спроектирован
космический корабль
"Восток-1", выведенный на космическую орбиту
12 апреля 1961 года с первым в
мире лётчиком-космонавтом
Юрием Алексеевичем Гагариным.
Коллектив под
руководством
М.К. Тихонравова
создавал советские пилотируемые корабли,
пилотируемые долговременные и автоматические межпланетные станции,
принимал активнейшее создание в разработке искусственных спутников
Земли различного назначения.
В 1968 году он был избран Членом-корреспондентом Международной
Академии астронавтики.
Михаил Клавдиевич Тихонравов
- автор первого
доклада в Академии наук СССР
о результатах проведённых исследований по обоснованию
возможности запуска искусственных спутников Земли.
Он стал основателем
научной школы в Министерстве обороны по космическому вооружению.
М.К. Тихонравов был также научным
руководителем студенческого Конструкторского бюро "Искра" в
Московском авиационном институте имени
Серго Орджоникидзе и работ по созданию малых
негерметичных искусственных спутников Земли типа "Радио" и "Искра".
Крупный специалист в области ракетной техники и
один из пионеров практической космонавтики Михаил Клавдиевич Тихонравов
являлся автором двух секретных изобретений,
а также
- следующих печатных работ
в области создания и применения ракетной техники и
летательных аппаратов для
исследований стратосферы, по теории космических полетов, истории
ракетостроения в России, самолетостроению
и авиации:
"Авиационные баки"
(Москва - Ленинград: Госмашметиздат,
1934 год, 64 страницы);
"Ракетная
техника"
(Москва, 1935 год,
78 страниц);
"Система питания и смазки авиамотора на самолете"
(Москва - Ленинград: ОНТИ, 1936 год, 82
страницы);
"Полёт птиц и машины с машущими крыльями"
(Москва - Ленинград: ОНТИ, 1937 год, 126 страниц);
"О кучности боя ракетных снарядов"
(Москва, 1946 год,
30 страниц);
"Ракетная терминология"
(НИИ-4, 1947 год);
"Полёт птиц и машины с машущими крыльями"
(Издание 2-е, Москва: Оборонгиз, 1949
год, 208 страниц);
"Введение в ракетную технику"
(Москва, 1952
год,
81 страница);
"Основы теории полёта и элементы проектирования искусственных спутников
Земли". (Издание
1-е, Москва: издательство "Машиностроение", 1967 год,
295 страниц. Соавторы - И.М. Яцунский,
Г.Ю. Максимов и др.);
"Основы теории полёта космических аппаратов"
(Москва: издательство "Машиностроение",
1972 год. 607 страниц.
Соавторы - Г.С. Нариманов,
В.С. Авдуевский,
Б.М. Антонов,
Н.А. Анфимов и др.);
"Основы теории полёта и
элементы проектирования искусственных спутников Земли".
(Издание 2-е, Москва:
издательство "Машиностроение", 1974 год. 331 страниц.
Соавторы И.К. Бажинов,
О.В. Гурко и др.);
"Избранные труды" (1934-1938 гг.)
(в сборнике "Пионеры ракетной техники. Ветчинкин,
Глушко, Королев, Тихонравов".
Москва, 1972 год. страницы 567-706);
"Пути осуществления
больших дальностей стрельбы ракетами"
(Сборник докладов Академии Артиллерийских
наук, 1949 год.
Выпуск VI, страницы 87-104);
"Пути осуществления большой дальности стрельбы"
(сборник "Из истории
авиации и космонавтики".
Выпуск 67, Москва: Институт истории естествознания и
техники РАН,
1995 год, страницы 3-26).
Награды:
За большие успехи, достигнутые
в развитии ракетной промышленности, науки
и техники, успешное осуществление первого в мире полета Советского человека
в космическое пространство на корабле-спутнике "Восток",
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
от 17 июня 1961 года
Михаилу Клавдиевичу Тихонравову
присвоено
звание
Героя Социалистического
Труда
с вручением ордена
Ленина
и Золотой медали
"Серп и Молот".
Постановлением ЦК КПСС и
Совета Министров СССР
"За успешное осуществление
запуска Первого в Мире искусственного спутника Земли и искусственного
спутника с живым существом
(собакой
- прим. Е.Р.)
на борту"
в 1957 году
Михаилу Клавдиевичу Тихонравову
была присуждена Ленинская премия
(в
составе коллектива создателей спутников).
За
успешные запуски первых
советских ракет "09"
и "ГИРД-Х"
в 1933 году
Центральный совет Осоавиахима наградил С.П. Королёва
и
М.К. Тихонравова
Почётными знаками "За активную
оборонную работу".
В
1970 году ему было присвоено Почётное звание "Заслуженный деятель
науки и техники РСФСР".
Он был награждён ещё одним орденом Ленина
(в 1945 году),
двумя орденами Красного Знамени
(1944,
1949),
орденом Отечественной войны I
степени (1944),
медалью "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945
годов" (1946),
другими медалями.
В 2011 году Михаилу
Клавдиевичу Тихонравову
(посмертно)
присвоено звание
"Почётный гражданин города
Переславль-Залесский".
|