-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Лауреат Государственной премии СССР;
Кандидат технических наук
;
инженер Специального конструкторского бюро
Научно-исследовательского института № 10
Министерства судостроительной
промышленности СССР
;
Начальник технического отдела,
Начальник специального управления
Министерства судостроительной
промышленности СССР
;
Начальник лаборатории Научно-
исследовательского института № 944
Министерства судостроительной
промышленности СССР
(НИИ 944 Государственного комитета
Совета Министров СССР по судостроению
;
Научно-исследовательского института
прикладной механики Министерства
общего машиностроения СССР)
;
специалист в области разработки
,
производства и испытаний гироскопических
приборов изделий ракетно-космической техники

 

-
-
     
 

-
Георгий Гаич Геонджиан родился 1 мая 1918 года в Москве,
в семье
Геонджиана Гайка Месроповича
(1889 - 1959),
Заслуженного врача РСФСР.

В 1936 году Георгий Геонджиан окончил среднюю школу и поступил на учёбу
в Московский энергетический институт, который окончил в 1941 году
по специальности "инженер-электрик".

После начала Великой Отечественной войны
, в июле 1941 года,
Геонджиан Георгий Гаич
был призван
в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии
Красногвардейским районным
военным комиссариатом города Москвы
и был направлен в Оперативно-учебный центр Западного фронта,
на курсы Командного состава при Московской Военно-инженерной
Академии имени В.В. Куйбышева
(ныне - Военный институт (инженерных войск)
Общевойсковой Академии Вооружённых Сил Российской Федерации)
.

По окончании курсов, которыми руководил легендарный сапёр и диверсант
Илья
Григорьевич Старино
в,
16 октября 1941 года Г.Г. Геонджиан получил назначение в район канала "Москва-Волга", в 3-й отряд заграждения Инженерного управления Войск
обороны города Москвы
на должность инструктора по минированию мостов
и других сооружений.
С началом контрнаступления наших войск он занимался разминированием минных
полей
, установленных противником на территории Московской области.

В 1942 году
Г.Г. Геонджиан был назначен на должность заместителя Командира
1593-го отдельного сапёрного батальона
, осуществлявшего прикрытие
войск 64-й армии
, отступавших к Сталинграду.

В сентябре 1942 года на базе 1593-го отдельного сапёрного батальона был сформирован
214-й батальон инженерных заграждений 43-й отдельной инженерной бригады специального назначения
.
В составе этой бригады
Георгий Гаич Геонджиан занимал ряд должностей, и являлся участником боёв за Сталинград, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Донецк
и города юга Украины.

В начале 1944 года в районе железнодорожной станции Истра Московской области,
в пионерских лагерях, начала своё формирование 21-я мотоштурмовая
инженерно-сапёрная бригада
.
Командиром 21-го мотоштурмового инженерно-сапёрного батальона
был назначен капитан
Г.Г. Геонджиан.
К началу октября 1944 года бригада была переброшена на 1-й Прибалтийский фронт,
где в составе 4-й ударной армии участвовала в наступательных операциях по
освобождению населенных пунктов Прибалтики.

После разгрома группировки противника
, прижатой к морю в ходе Мемельской
операции
, 28 января 1945 года бригада участвовала в овладении городом Мемелем
(ныне - Клайпеда, Латвия), а затем ещё и в его разминировании.
За заслуги, проявленные личным составом в ходе этих боев, бригада
была удостоена Почётного наименования Клайпедской
.

В августе 1945 года батальон майора
Геонджиана Георгия Гаича был переброшен
на Дальний Восток, для участия в войне с милитаристской Японией
в Манчжурии.
-

-
В ходе этих событий, майор Г.Г. Геонджиан, командуя мотоштурмовым инженерно-
сапёрным батальоном
, умело обеспечивал боевые действия 34-й стрелковой дивизии.
В районах Амурзет, Екатерино, Никольское, Хаолиган батальон своими смелым
действиями
под огнём противника устанавливал переправы через реки на пути
продвижения дивизии
, производил разминирование дорог, обеспечивал
устройство водозаборов
.

Несмотря
на распутицу и высокий паводок, он с руководимым им батальоном обеспечил пути продвижения дивизии, чем способствовал выполнению ею боевой задачи. Постоянно находился в боевых порядках подразделений батальона, своим личным примером воодушевлял бойцов батальона на выполнение боевых задач.

Несмотря на двойную контузию
, а также ранение, майор
Г.Г. Геонджиан отказался
от эвакуации в госпиталь и продолжал выполнять поставленную батальону
боевую задачу
.

Переправы
, установленные батальоном, всегда, в том числе и под огнем противника, надежно функционировали, обеспечивая действия войск дивизии.

По окончании войны с Японией, в течение двух лет
Георгий Гаич продолжал
службу
в армии.
В декабре 1945 года 21-я моторизованная штурмовая инженерно-сапёрная бригада
была переформирована
в 82-ю инженерно-сапёрную бригаду и до апреля 1947 года
входила в состав войск Дальневосточного военного округа, после чего была
расформирована
.

Приказом Министра Вооружённых сил СССР
от 27 июля 1947 года, майор
Геонджиан
Георгий Гаич
был уволен
из кадров Советской армии, после чего демобилизован
в Москву по месту проживания, и был принят на работу в Научно-исследовательский
институт № 10
(НИИ-10) Министерства судостроительной промышленности СССР,
в отдел № 2 под руководством Выдающегося учёного и конструктора в области
прикладной механики
и автоматического управления
Виктора Ивановича Кузнецова,
ставшего в будущем членом Совета Главных конструкторов ракетно-космической
техники
под руководством
Сергея Павловича Королёва.
 
В 1953 году отдел № 2 был преобразован в Специальное конструкторское бюро
(СКБ) НИИ-10 Министерства судостроительной промышленности СССР.

Здесь, в составе коллектива, инженер
Георгий Гаич Геонджиан начал свою
деятельность
по разработке гироскопических командных приборов
для баллистических ракет дальнего действия.

-
Историческая справка
:
.....В сентябре 1955 года на базе СКБ НИИ-10 был создан Научно-исследовательский институт гироскопической стабилизации (НИИ-944)
.
.....После преобразования оборонных и стратегических министерств в Государственные комитеты, в 1957 году - НИИ-944 был переподчинён новообразованному Государственному комитету Совета Министров СССР по судостроению.
.....В 1965 году, после ликвидации Государственных комитетов, все предприятия связанные с работами по ракетно-космической технике Министерству общего машиностроения СССР, НИИ-944 этому министерству был преобразован в Научно-исследовательский институт прикладной механики Министерства общего машиностроения СССР (НИИ ПМ).
.....В 1992 году, институту было присвоено имя Академика В.И. Кузнецова.
.....В 2006 году предприятие в качестве филиала вошло в состав Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры.
-

В 1953 году Георгий Гаич Геонджиан был переведён в Министерство судостроительной
промышленности СССР
, где работал в должностях Начальника технического отдела,
а затем - Начальника специального управления.

С 1956 года и до ухода на пенсию
(в 1992 году) он работал в должности Начальника
лаборатории Научно-исследовательского института № 944
(НИИ-944)
Министерства
судостроительной промышленности СССР
(с 1957 года - НИИ 944 Государственного
комитета Совета Министров СССР
по судостроению
; с 1965 года - Научно-
исследовательский институт прикладной механики Министерства общего
машиностроения СССР
).

Г.Г. Геонджиан принимал участие в разработке, освоении в производстве и испытаниях
гироскопических приборов ракет дальнего действия Р-1
, созданной по чертежам
немецкой ракеты дальнего действия "Фау-2"
("V-2"); жидкостных одноступенчатых
баллистических ракет средней дальности наземного базирования Р-5
и Р-12;
межконтинентальной баллистической ракеты тяжёлого класса Р-36, способной нести
термоядерный заряд
и преодолевать мощную систему противоракетной обороны;
межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 на высококипящих компонентах
топлива
; жидкостной двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты
шахтного базирования УР-100
; жидкостной двухступенчатой межконтинентальной
баллистической ракеты Р-7
с отделяющейся головной частью массой, на базе которых
было создано семейство ракет-носителей
для выведения космических аппаратов
различного назначения
: искусственных спутников Земли, автоматических станций для
исследования Луны
, пилотируемых космических кораблей "Восток", "Восход", "Союз"
(и его модификаций) и автоматического грузового транспортного корабля "Прогресс"
(и его модификаций).

Коллективом лаборатории руководимой
Георгием Гаичем Геонджианом были созданы
чувствительные элементы на новых физических принципах для баллистических ракет
УР-100
и Р-36.

Г.Г. Геонджиан участвовал в работе Государственных комиссий по испытаниям
новых изделий космической техники
.

Он - автор 6-ти изобретений
, в числе которых
"Устройство для измерения линейных
скоростей и ускорений"
(
в соавторстве с Ю.С. Кричевским, В.В. Веселовым,
Г.А. Виноградовым, Э.И. Росиным и И.А. Харьковым).

В 1954 году
Г.Г. Геонджиану была присуждена учёная степень
Кандидата технических наук
.
 

Награды:
Приказом Командующего Бронетанковыми и механизированными войсками
2-й Гвардейской Армии № 17/н от 25 октября 1944 года, от имени Президиума
Верховного
Совета СССР
, "За образцовое выполнение заданий Командования
на фронте
в борьбе с японскими агрессорами и проявленные при этом доблесть
и мужество"
, Командир 210-го отдельного инженерно-сапёрного батальона,
майор Геонджиан Георгий Гаич был награждён
орденом
Отечественной войны I степени.

Приказом Войскам 4-й Ударной Армии 1-го Прибалтийского фронта № 0120
от 15 февраля 1945 года, от имени Президиума Верховного Совета СССР,
"За образцовое выполнение заданий Командования на фронте в борьбе
с немецкими
захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество"
,
Командир 210-го инженерно-сапёрного батальона 21-й мотоштурмовой
инженерно-сапёрной бригады
,
майор Геонджиан Георгий Гаич
был награждён орденом Красного Знамени.

Приказом Войскам 15-й Армии 2-го Дальневосточного фронта № 03/н
от 28 августа 1945 года, от имени Президиума Верховного Совета СССР,
"За образцовое выполнение заданий Командования на фронте в борьбе
с
японскими агрессорами и проявленные при этом доблесть и мужество"
,
Командир 210-го отдельного инженерно-сапёрного батальона 21-й отдельной
мотоштурмовой инженерно-сапёрной Клайпедской бригады
,
майор Геонджиан Георгий Гаич был награждён
орденом Александра Невского
(
№ 37963).

Указом Президиума Верховного Совета СССР № 264/38 от 21 декабря 1957 года
(с грифом "Совершенно секретно"), "За создание и запуск Первого в мире
искусственного спутника Земли"
, Начальник лаборатории НИИ-944 Государственного
комитета Совета Министров СССР по
судостроению Геонджиан Георгий Гаич
был награждён медалью "За трудовую доблесть".

Указом Президиума Верховного Совета СССР № 222/26 от 26 июня 1959 года
(с грифом "Совершенно секретно")
, "За создание специальной техники (ракетного
комплекса Р-12)"
, Начальник отдела завода № 705 Государственного комитета
Совета Министров СССР по
судостроению (так в Указе - прим.) Геонджиан
Георгий Гаи
ч был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 ноября 1967 года,
"За создание и приём на вооружение ракеты Р-36", Начальник лаборатории
Научно-исследовательского института прикладной механики Министерства
общего машиностроения СССР
Геонджиан Георгий Гаич был удостоен
Государственной премии СССР в области науки и техники
за 1966 год
, в составе коллектива разработчиков.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года
"За участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками и в честь
40-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне"
,
Геонджиан Георгий Гаич был награждён орденом
Отечественной войны
II степени
.


Он был также награжден орденом "Знак Почёта"; медалями: "За доблестный труд.
В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина"
(1970), "За оборону
Москвы"
(01.05. 1944), "За оборону Сталинграда" (09.05. 1945), "За Победу над
Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
(09.05. 1945)
и "За Победу над Японией"
(1945).

-

 

-

 

-
Выдающийся разработчик ракетно-космической техники

Георгий Гаич Геонджиан
скончался 10 августа 2012 года.
-
Похоронен он в Москве на Армянском кладбище (уч. № 2),
рядом с родителями
.
-
 
(увеличить фото) г. Москва, Армянское кладбище (уч. № 2). Надгробие на могилах Г.Г. Геонджиана и его родителей (сентябрь 2019 года)
 увеличить фото
-

 

-

 

-
При создании страницы использованы:
тексты биографии
Геонджиана Георгия Гаича,
опубликованны
е:
• • в биографической энциклопедии
"Космонавтика и ракетостроение"
(
составитель -
М.А. Первов
,
г. Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2011
год)
:
-
(открыть ссылку) "Космонавтика и ракетостроение" (биографической энциклопедия (анонс), составитель - М.А. Первов, Москва: издательский дом "Столичная энциклопедия", 2011 год)
-
• • в ЭНЦИКЛОПЕДИИ ФОНДА "ХАЙАЗГ":
-
(открыть ссылку) Текст биографии Г.Г. Геонджиана, опубликованный Энциклопедии Фонда "Хайазг"
 открыть ссылку
-
• • на официальном сайте движения
"Бессмертный полк"
(
автор страницы -
Геонджиан Юрий Георгиевич)
:
-
(открыть ссылку) Страница Геонджиана Георгия Гаича на официальном сайте движения "Бессмертный полк" (автор страницы - Геонджиан Юрий Георгиевич)
 открыть ссылку
-
материалы издания
"Первый пилотируемый полёт.
Российская космонавтика
в архивных документах"

(в двух книгах; под редакцией В.А. Давыдова,
г. Москва, издательство "Родина МЕДИА", 2011 год.
Биографическая справка Г.Г. Геонджиана
опубликована во втором томе издания)
:
5
(открыть ссылку на скачивание файла в формате .djvu) "Российская космонавтика в архивных документах. Первый пилотируемый полёт" (книга первая, сборник документов в двух книгах, под редакцией В.А. Давыдова, г. Москва, издательство "Родина МЕДИА", 2011 год) (открыть ссылку на скачивание файла в формате .djvu) "Российская космонавтика в архивных документах. Первый пилотируемый полёт" (книга вторая, сборник документов в двух книгах, под редакцией В.А. Давыдова, г. Москва, издательство "Родина МЕДИА", 2011 год)
 открыть ссылки на скачивание
 (файлы в формате
.
djvu)

-
страница Геонджиана Георгия Гаича
опубликованная на сайте "Дорога Памяти":
-
(открыть ссылку) Сайт "Дорога Памяти". Геонджиан Георгий Гаич
 открыть ссылку

--

 
     
 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо

Ивкину Владимиру Ивановичу
,
историку ракетно-космической техники,
члену-корреспонденту Российской Академии
Ракетных и Артиллерийских наук,
Кандидату исторических наук
полковнику запаса -
за помощь в создании страницы
и предоставленные материалы
!
-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-