Родился
14
(по новому стилю -
27 апреля)
1913 года
в Москве.
Детские годы
провел в Москве,
а среднюю школу закончил в городе
Боровичи,
в Новгородской губернии,
где в тот момент работал его
отец.
После окончания школы
пришел работать на
Боровичский керамический комбинат
помощником монтера.
Природный талант
и
среднее образование,
которое на общем уровне смотрелось
очень весомо,
вскоре сделало его
бригадиром электромонтеров.
Виктор Иванович
всегда гордился тем, что в
то время
ему поручили рассчитать
трансформаторную подстанцию,
он это сделал и
подстанция работала.
Однако очень скоро
полученных в школе
знаний стало не
хватать.
В 1933 году
Виктор Кузнецов
поступил в Ленинградский
индустриальный институт
(ко времени окончания он превратился в
Политехнический;
ныне -
Санкт-Петербургский технический университет)
на специальность "Котлы".
Учился успешно
и, может быть, никогда бы мы не узнали имени
Кузнецова, если бы на
втором курсе не узнал об
организации на
инженерно-физическом факультете
(ныне
физико-механический факультет)
новой группы "Расчет и
конструкция летательных аппаратов".
Решил сменить
специальность и уже
никогда об этом не жалел
и учился он с
энтузиазмом.
Да это и не удивительно.
Лекции студентам читали
выдающиеся ученые-механики
Лев Герасимович
Лойцянский и
Евгений
Леопольдович Николаи.
В одной группе с
Кузнецовым учились
будущий директор
Лаборатории ядерных реакций Объединенного института ядерных исследований
в Дубне
Георгий Николаевич Флеров
и будущий конструктор
тяжелых танков и
атомного оружия
Николай
Леонидович Духов.
Сама атмосфера на
инженерно-физическом факультете,
Деканом
которого был академик
Абрам Федорович Иоффе,
способствовала рождению
замечательных ученых и
инженеров.
Преддипломную практику
Кузнецов
проходил в Ленинграде
на приборостроительном
заводе и, как говорится,
пришелся там ко двору.
Поэтому, когда после
окончания института он
получил направление
в отдел Главного
механика
Ижевского мотоциклетного завода,
прибористы решили толкового
выпускника перехватить,
что им и удалось сделать.
В 1930-е годы
большое внимание уделялось
созданию мощного
военно-морского флота,
а чтобы флот
был мощным, он должен был быть
оснащен современными
приборами.
Так Виктор Иванович
Кузнецов занялся
гирокомпасами.
В те годы
проблема
производства отечественных
гирокомпасов была очень
актуальна.
Только две страны
в мире -
США
и
Германия - производили
такие приборы
и их стоимость достигала
сотен тысяч долларов.
Необходимо
было решить эту проблему
и она была решена,
в том числе при активном
участии молодого тогда
инженера Виктора
Кузнецова.
В конце 1930-х годов
Виктора Ивановича
заинтересовала стрельба
при качке и он был
назначен руководителем
вновь созданной группы.
Три месяца изнурительной
работы и в конце
октября 1939 года
система была установлена
на пушках
главного калибра
крейсера "Киров".
Система
значительно
увеличила
эффективность стрельбы
корабельной артиллерии.
Талантливый,
перспективный инженер
привлекал к себе
пристальное внимание
и в 1940 году
Нарком черной
металлургии СССР
Иван Тевосян,
возглавлявший до этого
Наркомат судостроения,
пригласил его перебраться из
Ленинграда
в Москву.
Но никакие уговоры
ни
Тевосяна,
ни привлеченного к этому
В.М. Молотова,
результата не дали:
Кузнецов
категорически не хотел переезжать в
Москву,
считая что в Ленинграде
у него очень интересная
работа и
нет никакой необходимости
ее менять.
Он вернулся в Ленинград,
тут же уехал в Кронштадт,
оттуда - на крейсер:
решил отсидеться,
авось забудут.
Не тут то было.
Его нашли в море...
Пришлось все-таки ехать.
В Москве,
в
научно-исследовательском институте
проработал полгода.
А потом был вызов в
Наркомат внешней торговли
и направление
в Германию
принимать крейсер.
Поздней осенью 1940 года
Кузнецов
выехал в Берлин.
Уже шла Вторая мировая
война, но отношения
СССР
и
Германии
были довольно тесные.
СССР
поставлял пшеницу
и нефть,
Германия строила за это
крейсер.
Кузнецов
должен был принимать
приборы управления прожекторами,
стрельбой пушек
и
торпед.
Приходилось много ездить по
Германии,
бывать на многих заводах
и фирмах.
Начало Великой
Отечественной войны
застало
Кузнецова
в Берлине.
Вместе с другими
советскими гражданами
был интернирован,
помещен в Моабитскую
тюрьму, затем в
лагерь Блянкефельд.
В лагере
он пробыл около десяти
дней.
Потом вместе с другими
специалистами через
Югославию
перевезен в Болгарию,
а там передан туркам.
В Москву
Кузнецов
вернулся только в
августе 1941 года.
В годы войны
работал в том же
Научно-исследовательском
институте,
который был эвакуирован в
Свердловск.
Основной работой,
сделанной в годы войны,
сам Кузнецов
считал стабилизатор для
танков, который
существенно повысил
прицельность стрельбы.
В апреле 1945 года
Виктора Ивановича
командируют в
Германию
на тот самый завод,
который в 1940 году
делал гироприборы
для нашего крейсера.
Именно на этом заводе
произошло первое
соприкосновение с
ракетной техникой,
там он нашел
стабилизаторы для
ракет Фау-2.
В августе 1945 года
- новая командировка в
Германию. Вместе с ним
летели
В.П. Мишин,
Б.Е. Черток,
Н.А. Пилюгин,
В.П. Бармин,
М.С. Рязанский,
Е.Я. Богуславский,
В.П. Глушко,
Л.А. Воскресенский
и др.
Кто мог тогда
предположить, что эта
компания случайных
попутчиков собралась на
долгие годы.
С 1945 года,
не оставляя флот,
Кузнецов начинает
работать на ракетчиков.
13 мая 1946 года
он был назначен
руководителем только что
созданного
НИИ-10,
которому было поручено
заниматься гироскопами.
С нуля
пришлось разрабатывать
теорию гироскопов.
Нет смысла перечислять работы
Кузнецова в
последующие годы.
Все, что создавалось в
ракетной и космической технике,
тесно связано с его
именем.
Его приборы
для систем управления
ракет Р-1,
Р-2,
Р-5,
Р-7,
Р-16,
Р-36,
Р-36М,
УР-100,
УР-100Н,
первого спутника
Земли,
космических кораблей
«Восток»,
«Восход»,
«Союз»,
космических аппаратов
для исследования Луны,
Венеры,
Марса,
орбитальных станций
«Мир»,
«Салют»,
стоят на всех ракетах,
на космических кораблях,
на межпланетных станциях.
Они раскручиваются
еще на Земле
и работают до конца
полета.
Кузнецов
входил в
первый состав знаменитого
Королевского Совета главных конструкторов.
В.И. Кузнецов
опубликовал
множество трудов
по
системам инерциальной навигации
и автономного
управления. В
1968 году
избран
Действительным членом Академии Наук СССР.
Виктор Иванович
Кузнецов, будучи
Главным конструктором НИИ ПМ
и НПО «Ротор»,
заместителем Директора
по научной части, сумел
создать в коллективе
института обстановку творчества,
объединив в большой
коллектив единомышленников инженеров,
техников,
целую плеяду ученых и
конструкторов.
Умение решать самые
сложные вопросы,
видение нового,
готовность нести всю
полноту ответственности
за выполнение важнейших
заданий,
доброжелательное отношение
к сотрудникам,
уважение к своим
подчиненным – так
характеризуют Виктора
Ивановича
сотрудники
и все те, кто его знал.
Награды:
За работы по
усовершенствованию стрельбы корабельной артиллерии и повышение её
эффективности
в
1942 году
Виктор Иванович Кузнецов
был удостоен
Сталинской премии.
За создание танковых
стабилизаторов
была отмечена в
1946 году
второй Сталинской
премией.
В
1956 году
за участие в создании ракетно-ядерного щита СССР
был первый раз
удостоен звания
Герой Социалистического Труда.
За участие в работах по
созданию первых спутников Земли
в 1957 году
удостоен
Ленинской премии.
В 1961 году
за участие в работах по
подготовке и осуществлению первого пилотируемого полета
был награждён второй
Золотой Медалью
"Серп и молот"
Героя Социалистического
Труда.
В 1967-м
и 1977 годах
за новые работы по созданию ракетно-космической техники
был удостоен
Государственных премий СССР.
Награжден двумя
орденами Ленина,
орденом Октябрьской Революции,
орденом Трудового Красного Знамени
и медалями.
|