Родился
28 января 1923 года
в Москве.
Его отец -
Голунский Павел Александрович
(1898 - 1937)
работал следователем Московской прокуратуры,
мать -
Нина Дмитриевна (1896
- 1973)
была учительницей.
В 1940
году после окончания
средней школы
Николай Павлович Голунский поступил
в
Московский механико-машиностроительный институт имени Н.Э. Баумана
(в
1943-1989 годах -
Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана,
с 1989 года -
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана).
Великая Отечественная война заставила
Николая Павловича
в 18 лет
от роду
сменить мирную
науку на
боевую.
После призыва в
Рабоче-крестьянскую Красную армию его в срочном порядке направили учиться
в
Военную школу авиационных механиков,
по окончании которой он
был направлен в
заполярную авиацию - в 609-ый
Истребительный авиационный полк,
где был назначен на
должность техника по
обслуживанию боевых самолётов.
День Победы встретил в
Кенигсберге.
После демобилизации, в 1946 году
Н.П. Голунский
вернулся
для продолжения учёбы
в
МВТУ имени Н.Э. Баумана и
после его окончания в 1951 году
был направлен на
работу в
ОКБ-1 - Особое конструкторское бюро
под руководством
Сергея Павловича Королёва
при
НИИ-88 - Научно-исследовательском институте
Государственного комитета по
реактивной технике
при
Совете Министров СССР
(с 1966-го по 1974
год -
Центральное конструкторское бюро
экспериментального машиностроения,
с 1974-го по 1988 год - Научно-производственное объединения "Энергия",
ныне - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королёва",
город Королёв, Московской области).
Николай Павлович
начинал работать в
отделе № 5
под руководством
Выдающегося учёного
в
области систем управления
Бориса Евсеевича Чертока.
Кипучая энергия
Н.П. Голунского, блестящие организаторские способности
и
технический кругозор,
железная воля и
эрудиция по достоинству
были оценены в
коллективе отдела.
Уже через три года после перевода
Николая Николаевича Жукова
на
другую должность,
Николая Павловича Голунского
выдвигают
на должность
Начальника сектора, руководителя одного
из основных
подразделений предприятия по проектированию
и разработке систем
бортовых
измерений на ракетах-носителях и
космических аппаратах.
Возглавляемый им коллектив
был пионером в области обеспечения
телеметрического контроля процессов на
борту всех ракетно-космических комплексов предприятия того времени.
Коллектив сектора
под
руководством
Николая Павловича
с поставленными
задачами успешно справлялся.
В 1959
году
Н.П. Голунскому
была присвоена учёная
степень
Кандидата технических наук
и
он получил назначение на должность
заместителя
Начальника 19-го отдела – одного
из ведущих
испытательных
отделов
предприятия.
Под его руководством
в ОКБ-1 были выработаны и заложены принципиальные основы построения системы бортовых измерений и обработки
телеметрической информации.
Надежность её подготовки
на
Земле по выработанной методике
"школы
Голунского" была всегда безупречной, а в
полёте отвечала своему назначению.
Он был беспредельно требователен
к себе
и воспитывал эту черту характера
у своих подчинённых.
Всегда был строг,
целеустремлён, внутренне собран
и организован, дисциплинирован, учил
сотрудников вдумчиво работать.
Что отличало его как
учёного и руководителя
среди других?
Прежде всего, знание своей профессии, свой особый стиль
работы,
присущий только ему,
Голунскому.
Словно по полочкам умел он
"раскладывать" и
тщательно разбирать
каждый новый организационный и
технический вопрос.
Николай Павлович обладал необычайным даром научно-технического
предвидения принимаемых решений с учётом ближней и дальней
перспективы.
Нельзя было приходить к нему
с недостаточно
подготовленным вопросом –
тут
же "завернет" обратно.
До секунды
он умел ценить рабочее время, своё время и
время других.
Поэтому задачи, которые он ставил перед коллективом, всегда
были конкретны, лаконичны, кратки.
Он умел видеть в
любой ситуации,
каждом вопросе главное,
делать правильные
выводы.
Выдержке и подготовке точных, достоверных данных
при обработке
телеметрической информации учил коллег
по работе
Н.П. Голунский.
Телеметристам, словно
врачам, приходилось определять состояние той
или иной системы сложного
"организма" ракеты или корабля
и определять точный
"диагноз" неудачи.
В
"школе Голунского" у телеметристов
до сих пор живет правило:
"ТЕЛЕМЕТРИЯ
ПОГИБАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ".
Николай Павлович Голунский
принимал непосредственной участие в
работах
по экспериментальной и лётной отработке первых и
последующих искусственных спутников Земли; первых пилотируемых
космических кораблей "Восток" и "Восход"
и ракеты-носителя Р-7; в разработке,
изготовлении, испытаниях
и лётно-конструкторских испытаниях спутника связи "Молния-1".
Он вёл работы по созданию радиотехнического
комплекса и систем измерений; космического корабля "Союз"
(7К-ОК,
7К-Т),
долговременных орбитальных
станций "Салют" и "Мир"; занимался
поиском и реализацией прогрессивных технических решений в
момент разработок бортовых и наземных
систем, участвовал в проведении пусков космических аппаратов.
Для оценки правильности функционирования систем и агрегатов,
определения причин и мест отказов на ракете-носителе Н1
Ракетно-космического
комплекса Н1-Л3
Николай
Павлович Голунский
занимался созданием систем бортовых
телеметрических измерений, включая
системы измерения медленноменяющихся
параметров
(типа РТС-9),
быстроменяющихся параметров (типа
БРС-4)
и автономные регистраторы
(типа АРГ-4).
В апреле 1961 года
Николай Павлович
входил
в группу анализа и выдачи
экспресс-информации по объекту "Восток-3А" в НИИ-4
Министерства обороны СССР.
Ветеран космонавтики,
заместитель Главного конструктора ОКБ-1
по
испытаниям,
Герой Социалистического Труда
Шабаров Евгений Васильевич
так вспоминал
о
командировках
Н.П. Голунского на
Космодром Байконур для
участия
в
испытаниях
изделий:
--
Труд многотысячных коллективов, создателей
ракетно-космической техники, венчают испытания ракет и
кораблей на Космодроме Байконур.
Этому завершающему этапу работ лично Сергей Павлович
Королёв
придавал большое значение.
Когда приезжал на космодром Голунский, ничто не
ускользало от его пристального внимания, ни одно замечание
по телеметрии не оставалось непонятным.
После удачного пуска умел Николай Павлович весело и
хорошо
отдохнуть после стопки спирта в "телеметрическом колхозе"
(коллектив телеметристов), известном в те годы в
Байконуре,
с гитарой, песнями, шуткой.
-- |
Много замечательных специалистов-руководителей,
воспитанников
Н.П.
Голунского, трудятся сегодня в различных
подразделениях Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени
С.П. Королёва и
смежных организациях.
Бортовая и наземная
аппаратура по системе
измерений созданная
под руководством
Николая Павловича
до
сих пор живёт
и
действует
на
ракетах и
космических аппаратах
различного назначения.
Награды:
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1985 года
"За участие в боях с немецко-фашистскими
захватчиками и в честь 40-летия
Победы Советского народа в Великой Отечественной войне"
Голунский Николай
Павлович
был
награждён
орденом Отечественной войны
II степени.
Указом Президиума Верховного
Совета СССР
от
17 июня 1961 года
За
создание образцов ракетной техники и обеспечение успешного
полёта
Первого космического корабля
"Восток" с человеком на борту,
Заместитель Начальника отдела
Голунский Николай
Павлович
был награждён
орденом Трудового Красного Знамени.
Он был также награждён ещё одним орденом Трудового Красного Знамени,
орденом
"Знак Почёта"; медалями
"За отвагу", "За
взятие Кенигсберга",
"За Победу над Германией в Великой Отечественной войне
1941 - 1945 годов" (1946),
"За доблестный труд. В ознаменование 100-летия
со Дня рождения В.И. Ленина" (1970)
и "30 лет Победы в Великой
Отечественной войне 1941 - 1945 годов" (1975).
|