-
Анатолий Александрович Кондратов родился
12 января 1928 года
в городе Озёры
Коломенского уезда Московской губернии.
Историческая справка:
.....14
января 1929 года в ходе укрупнения единиц
административного-территориального деления РСФСР была образована
Центрально-Промышленная область.
Через несколько месяцев после учреждения, 3 июня,
область была переименована в Московскую.
.....Город
Озёры становится административным центром Озёрского района
Московской области, образованного из части упразднённого
Коломенского уезда Московской губернии и части бывшего
Зарайского уезда Рязанской губернии.
.....В
2015 году был образован городско округ Озёры с административным
центром в городё Озёры.
.....Город
Озёры оставался в статусе административного центра одноимённого
городского округа до 6 марта 2020 года, после чего,
городской округ Озёры был объединён с Коломенским городским
округом в Городской округ Коломна.
После окончания средней школы,
Анатолий Кондратов
поступил
на Факультет
летательных аппаратов Московского Авиационного института имени
Серго
Орджоникидзе (ныне
- Московский Авиационный институт
(Национальный
исследовательский университет -
МАИ)).
С 1950 года, после окончании института он
ыл принят на работу в
Лётно-
исследовательский институт Министерства авиационной
промышленности СССР
(ЛИИ МАП СССР;
с 1986 года - Лётно-исследовательский институт имени М.М.
Громова,
город Жуковский Московской области, ныне -
Государственный научный центр
Российской Федерации "Акционерное общество
"Лётно-исследовательский
институт имени М. М. Громова"").
-
-
Работая в институте на
ведущих инженерных должностях в
Научно-исследовательском
отделении № 7
(в
том числе,
с 1987 года
- заместителем Начальника отделения),
Анатолий
Александрович
проявил себя крупнейшим специалистом
в области
динамики полёта и
систем автоматического управления летательными аппаратами.
Он вёл работы по тематике отделения занимавшегося
разработками и исследованиями
трассовых комплексов, технологиями испытаний систем
управления, аэродинамики
и теплообмена авиационных, авиационно-космических
и ракетных комплексов.
-
-
А.А. Кондратов
разрабатывал
и проводил лётные испытания систем автоматического
взлёта самолётов-мишеней, руководил и принимал
участие в разработке и лётных
испытаниях систем управления космических аппаратов "БОР-1",
"БОР-2" и "БОР-3",
в ходе которых были проведены исследования
аэротермодинамических характеристик
на гиперзвуковых скоростях полёта, и
космических аппаратов "БОР-4" и "БОР-5",
использованных для отработки конструкции теплозащиты
и определения аэродинамических характеристик орбитального
корабля многоразового
использования "Буран" по орбитальным и
суборбитальным траекториям.
Он также руководил разработкой гиперзвуковых летающих
лабораторий
для исследований ключевых проблем гиперзвукового полёта.
Из истории
лётно-конструкторских испытаний космических аппаратов "БОР":
.....•
Аппарат
"БОР-1"
являлся упрощённым макетным
изделием.
.....Целью
запуска этого аппарата, состоявшегося 15 июля 1969 года,
являлись лётно конструкторские испытания созданной
экспериментальной базы
(модели совместно с
ракетой носителем и наземным стартовым и измерительным
комплексами).
.....Программа
запуска была выполнена полностью.
-
.....•
В 1969-1972 годах
состоялись четыре полёта космического аппарата
"БОР-2":
.....•
•
БОР-2 101
(6 декабря 1969 года).
Программа полёта выполнена, однако из-за отказа
системы управления (по каналу крена) на высоте 25 километров
модель перешла на траекторию баллистического спуска с вращением
по крену вокруг вектора скорости, из-за чего парашютная
система вводилась в действие на нерасчетном режиме и не
обеспечила спасение аппарата.
-
.....•
•
БОР-2 102
(31 июля 1970 года).
Программа полёта выполнена полностью. Послеполетный
анализ выявил недостаточность тепловой герметичности
технологических швов нижних крышек корпуса модели,
вследствие чего имело место проникновение горячего газа внутрь
корпуса.
-
.....•
•
БОР-2 103
(22 апреля 1971 года).
На нижней поверхности модели устанавливалась
экспериментальная ниобиевая панель. Научная программа
полёта выполнена полностью, но на 609-й секунде полёта
вследствие разрушения экспериментального участка теплозащиты из
ниобиевого сплава произошло прогорание бака горючего и обгорание
некоторых электрожгутов, что привело к ряду отказов,
в том числе системы ввода в действие парашютной системы.
-
.....•
•
БОР-2 103
(8 февраля 1972 года).
Модель была снабжена неподвижными аэродинамическими щитками с
углом отклонения 7º.
В носовой части устанавливался сбрасываемый в полёте груз
весом 25,6 кг,
обеспечивший перебалансировку в полёте в широком диапазоне
углов атаки. .....Программа
полёта выполнена полностью, система спасения обеспечила
сохранность модели.
-
.....•
В 1973-1974 годах
состоялись два полёта космического аппарата
"БОР-3":
.....•
•
БОР-3 301
(24 мая 1973 года).
После старта на высоте около
5 км
(при скорости
М~0,94)
произошло разрушение головного обтекателя,
вызвавшее непредусмотренное программой отделение модели.
После этого модель совершала нестабилизированный полёт и
взорвалась при падении в
39 километрах
от старта.
.....•
•
БОР-3 302
(11 июля 1974 года).
На модели была изменена форма фонаря, обводов корпуса в
хвостовой части и расположение консолей относительно корпуса.
На нижней поверхности устанавливалась ниобиевая панель. В
полёте программно изменялся угол развала (поперечный угол
установки) консолей крыла для оценки эффективности
аэродинамического управления в каналах крена и тангажа.
Экспериментальная программа полёта выполнена полностью.
Система спасения модели сработала нормально, однако
вследствие повреждения купола основного парашюта,
вызванного попаданием на него остатков окислителя после
выработки горючего, приземление произошло с высокой
скоростью, вследствие чего модель разрушилась.
-
.....•
4 июня 1982 года был осуществлён первый
запуск космического аппарата
"БОР-4" (в
официальной прессе - "Космос-1374")
для исследования теплозащитных и жаропрочных материалов
орбитального корабля многоразового использования "Буран".
....."БОР-4"
представлял собой копию
орбитального самолёта авиационно-космической системы "Спираль",
изготовленную в масштабе
1:2.
.....Всего
было выполнено ещё три запуска орбитального самолёта типа
"БОР-4":
16 марта 1983 года
("Космос-1445"),
27 декабря 1983 года
("Космос-1517")
и 19 декабря 1984 года
("Космос-1616").
.....Результаты
испытаний использовались и в ходе проектирования многоразовой
авиационно-космической системы МАКС,
так как её орбитальный самолёт
также выполнен по аэродинамической схеме типа "несущий корпус".
-
.....•
6 июля 1984 года состоялся первый
запуск геометрически подобной модели орбитального корабля
"Буран" - "БОР-5"
(изделие
"501"),
выполненной
в масштабе
1:8,
для
исследования его аэродинамических характеристик.
Полёт
проходил по суборбитальной траектории.
.....Было
выполнено ещё 4 пуска:
17 апреля 1985 года
(изделие
"502"),
27 декабря
1986 года
(изделие
"503"),
27 августа
1987 года
(изделие
"504")
и
22 июня 1988 года
(изделие
"505").
В 1973 году,
Кондратов Анатолий Александрович
успешно защитил диссертацию
на соискание учёной степени Кандидата технических наук.
Он - автор и соавтор ряда изобретений.
В их числе:
•
"Устройство автоматического выведения самолёта из режимов
сваливания и штопора в штатный
режим полёта"
(в
соавторстве с Ю.Н. Курдюмовым,
В.П. Павловой
и Л.В. Фролкиной:
патент 2280591; 3 февраля 2005 года);
•
"Устройство управления боковым движением летательного аппарата"
(в
соавторстве с Ю.Н. Курдюмовым
и В.П.
Павловой:
патент 1840700; 27 июня 2008 года);
•
"Система управления углом тангажа летательного аппарата"
(в
соавторстве с В.А. Фомичёвым:
патент 2461041; 15 марта 2011 года).
Анатолий Александрович
участвовал в
телевизионном документальном фильме
"Генерал
звёздных войн. Глеб Лозино-Лозинский"
(г.
Москва, ВГТРК,
2010 год).
-
-
- |
.....Автор сценария и режиссёр:
Александр Мержанов;
.....Режиссёр, монтаж:
Алексей Терёшкин;
.....Операторы: Борис Готгельф,
Владимир Гаврилов,
Сергей Селиванов, Евгений Петров, Вячеслав Красаков;
.....Режиссёр монтажа: Лариса Смирнова;
.....Звукорежиссёр:
Андрей Жучков;
.....Продюссеры:
Сергей Алексеев
(телеканал "Россия"),
Александр Островский,
.....Голос за кадром:
Сергей Чонишвили;
.....Консультант:
Вадим Лукашевич.
-
Кроме А.А.
Кондратова в
фильме принимали участие:
.....Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич - Герой Социалистического Труда,
Лауреат двух Сталинских премий,
Лауреат Ленинской премии,
Доктор технических наук, Академик Академии космонатики
имени К.Э. Циолковского
и Академии Авиации и воздухоплавния, Генеральный конструктор НПО "Молния",
Главный конструктор проектов "Спираль" и "Буран";
.....Волк Игорь
Петрович
-
Герой Советского Союза,
Лётчик-космонавт СССР, Заслуженный лётчик- испытатель СССР,
Командир отряда космонавтов-испытателей
"Бурана", Начальник ОКПКИ;
.....Микоян Степан Анастасович
- Герой Советского Союза,
Заслуженный лётчик-испытатель СССР;
генерал-лейтенант авиации в отставке;
бывший первый заместитель Начальника НИИ ВВС и
заместитель Главного конструктора НПО "Молния" по лётным
испытаниям, один из разработчиков космического корабля многоразового
использования
"Буран";
.....Тимошенко Валерий Павлович
- Начальник
цеха наземных испытаний НПО "Молния";
.....Бакланов Олег Дмитриевич
- Герой
Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии;
Министр общего машиностроения СССР в 1983-1988 годах,
Секретарь ЦК КПСС по военно промышленным
вопросам в 1988-1991 годах;
.....Лозино-Лозинская Ирина Глебовна - инженер-конструктор,
дочь
Лозино-Лозинского Глеба Евгеньевича;
.....Обелов Александр
Николаевич
-
Заслуженный лётчик-испытатель СССР; заместитель
Начальника службы лётных испытаний
бомбардировочной авиации в 1975 - 1979 годах,
генерал-майор авиации в отставке;
.....Джанибеков Владимир Александрович - дважды Герой Советского Союза,
Лётчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации в отставке;
.....Гудилин
Владимир Евгеньевич -
бывший
Начальник 6-го научно-испытательного
управления многоразовых космических систем (Начальник боевых расчётов пуска
ракеты-носителя сверхтяжёлого класса "Энергия" и Многоразовой транспортной
космической системы "Энергия" "Буран"), генерал-майор в отставке;
.....Соколов Виктор
Евгеньевич
- заместитель Главного конструктора
НПО "Молния";
.....Скороделов Владимир
Алексеевич - заместитель Главного конструктора НПО "Молния";
.....Лукашевич Вадим Павлович - историк космонавтики, автор сайта
"Буран.ру":
открыть
ссылку
|
- |
Информация с сайта
"Патентный поиск
России":
открыть ссылку
Награды:
Указом Президента СССР № УП-1274 от 30
декабря 1990 года,
(с
грифом "Секретно"),
"За
заслуги
в создании и проведении испытаний многоразовой космической
системы
"Энергия - Буран"", Ведущий
научный сотрудник
Лётно-исследовательского
института Министерства авиационной промышленности СССР
Кондратов
Анатолий Александрович
был награждён орденом
Октябрьской Революции.
Он был также награждён орденами Трудового Красного Знамени,
"Знак Почёта" и медалями.
-- |