-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Кандидат технических наук;
Начальник лаборатории,
заместитель Научно-исследовательского
отделения № 7 Лётно-исследовательского
института Министерства авиационной
промышленности СССР
;
(Лётно-исследовательского института
имени М.М. Громова
);
учёный и специалист в области
динамики полёта и систем автоматического
управления летательными аппаратами

 
-
-
     
 

-
Анатолий Александрович Кондратов родился 12 января 1928 года в городе Озёры
Коломенского уезда Московской губернии
.

Историческая справка:
.....14 января 1929 года в ходе укрупнения единиц административного-территориального деления РСФСР была образована Центрально-Промышленная область. Через несколько месяцев после учреждения, 3 июня, область была переименована в Московскую.
.....Город Озёры становится административным центром Озёрского района Московской области, образованного из части упразднённого Коломенского уезда Московской губернии и части бывшего Зарайского уезда Рязанской губернии.
.....В 2015 году был образован городско округ Озёры с административным центром в городё Озёры.
.....Город Озёры оставался в статусе административного центра одноимённого городского округа до 6 марта 2020 года, после чего, городской округ Озёры был объединён с Коломенским городским округом в Городской округ Коломна.

После окончания средней школы, Анатолий Кондратов поступил на Факультет
летательных аппаратов Московского Авиационного института имени Серго
Орджоникидзе
(ныне - Московский Авиационный институт (Национальный
исследовательский университет
- МАИ)).


С 1950 года, после окончании института он
ыл принят на работу в Лётно-
исследовательский институт Министерства авиационной промышленности СССР
(ЛИИ МАП СССР; с 1986 года - Лётно-исследовательский институт имени М.М. Громова,
город Жуковский Московской области, ныне -
Государственный научный центр
Российской Федерации "Акционерное общество "Лётно-исследовательский
институт имени М. М. Громова""
)
.
-

-
Работая в институте на ведущих инженерных должностях в Научно-исследовательском
отделении № 7
(в том числе, с 1987 года - заместителем Начальника отделения), Анатолий
Александрович
проявил себя крупнейшим специалистом в области динамики полёта и
систем автоматического управления летательными аппаратами.

Он вёл работы
по тематике отделения занимавшегося
разработками и исследованиями
трассовых комплексов
, технологиями испытаний систем управления, аэродинамики
и теплообмена авиационных, авиационно-космических и ракетных комплексов.
-

-
А.А. Кондратов разрабатывал
и проводил лётные испытания систем автоматического
взлёта самолётов-мишеней
, руководил и принимал участие в разработке и лётных
испытаниях систем управления космических аппаратов "БОР-1"
, "БОР-2" и "БОР-3",
в ходе которых были проведены исследования аэротермодинамических характеристик
на гиперзвуковых скоростях полёта, и  космических аппаратов "БОР-4" и "БОР-5",
использованных
для отработки конструкции теплозащиты и определения аэродинамических характеристик орбитального корабля многоразового
использования "Буран"
по орбитальным и суборбитальным траекториям.
Он также руководил разработкой гиперзвуковых летающих лабораторий
для исследований ключевых проблем гиперзвукового полёта.

Из истории лётно-конструкторских испытаний космических аппаратов "БОР":
.....
Аппарат "БОР-1" являлся упрощённым макетным изделием.
.....Целью запуска этого аппарата, состоявшегося 15 июля 1969 года, являлись лётно конструкторские испытания созданной экспериментальной базы (модели совместно с ракетой носителем и наземным стартовым и измерительным комплексами).
.....Программа запуска была выполнена полностью.
-
..... В 1969-1972 годах состоялись четыре полёта космического аппарата "БОР-2":
.....
БОР-2 101 (6 декабря 1969 года). Программа полёта выполнена, однако из-за отказа системы управления (по каналу крена) на высоте 25 километров модель перешла на траекторию баллистического спуска с вращением по крену вокруг вектора скорости, из-за чего парашютная система вводилась в действие на нерасчетном режиме и не обеспечила спасение аппарата.
-
.....
БОР-2 102 (31 июля 1970 года). Программа полёта выполнена полностью. Послеполетный анализ выявил недостаточность тепловой герметичности технологических швов нижних крышек корпуса модели, вследствие чего имело место проникновение горячего газа внутрь корпуса.
-
..... БОР-2 103 (22 апреля 1971 года). На нижней поверхности модели устанавливалась экспериментальная ниобиевая панель. Научная программа полёта выполнена полностью, но на 609-й секунде полёта вследствие разрушения экспериментального участка теплозащиты из ниобиевого сплава произошло прогорание бака горючего и обгорание некоторых электрожгутов, что привело к ряду отказов, в том числе системы ввода в действие парашютной системы.
-
..... БОР-2 103 (8 февраля 1972 года). Модель была снабжена неподвижными аэродинамическими щитками с углом отклонения . В носовой части устанавливался сбрасываемый в полёте груз весом 25,6 кг, обеспечивший перебалансировку в полёте в широком диапазоне углов атаки. .....Программа полёта выполнена полностью, система спасения обеспечила сохранность модели.
-
..... В 1973-1974 годах состоялись два полёта космического аппарата "БОР-3":
..... БОР-3 301 (24 мая 1973 года). После старта на высоте около 5 км (при скорости М~0,94) произошло разрушение головного обтекателя, вызвавшее непредусмотренное программой отделение модели. После этого модель совершала нестабилизированный полёт и взорвалась при падении в 39 километрах от старта.

..... БОР-3 302 (11 июля 1974 года). На модели была изменена форма фонаря, обводов корпуса в хвостовой части и расположение консолей относительно корпуса. На нижней поверхности устанавливалась ниобиевая панель. В полёте программно изменялся угол развала (поперечный угол установки) консолей крыла для оценки эффективности аэродинамического управления в каналах крена и тангажа. Экспериментальная программа полёта выполнена полностью. Система спасения модели сработала нормально, однако вследствие повреждения купола основного парашюта, вызванного попаданием на него остатков окислителя после выработки горючего, приземление произошло с высокой скоростью, вследствие чего модель разрушилась.
-
..... 4 июня 1982 года был осуществлён первый запуск космического аппарата "БОР-4" (в официальной прессе - "Космос-1374") для исследования теплозащитных и жаропрочных материалов орбитального корабля многоразового использования "Буран".
....."БОР-4" представлял собой копию орбитального самолёта авиационно-космической системы "Спираль", изготовленную в масштабе 1:2.
.....Всего было выполнено ещё три запуска орбитального самолёта типа "БОР-4": 16 марта 1983 года ("Космос-1445"), 27 декабря 1983 года ("Космос-1517") и 19 декабря 1984 года ("Космос-1616").
.....Результаты испытаний использовались и в ходе проектирования многоразовой авиационно-космической системы МАКС, так как её орбитальный самолёт также выполнен по аэродинамической схеме типа "несущий корпус".
-
..... 6 июля 1984 года состоялся первый запуск геометрически подобной модели орбитального корабля "Буран" - "БОР-5" (изделие "501"), выполненной в масштабе 1:8, для исследования его аэродинамических характеристик. Полёт проходил по суборбитальной траектории.
.....Было выполнено ещё 4 пуска: 17 апреля 1985 года (изделие "502"), 27 декабря 1986 года (изделие "503"), 27 августа 1987 года (изделие "504") и 22 июня 1988 года (изделие "505").

В 1973 году, Кондратов Анатолий Александрович успешно защитил диссертацию
на соискание учёной степени Кандидата технических наук.

Он - автор
и соавтор ряда изобретений.

В их числе:

"Устройство автоматического выведения самолёта из режимов
сваливания и штопора в штатный
режим полёта"
(в соавторстве с Ю.Н. Курдюмовым, В.П. Павловой и Л.В. Фролкиной:
патент 2280591; 3 февраля 2005 года
);

"Устройство управления боковым движением летательного аппарата"
(в соавторстве с Ю.Н. Курдюмовым и В.П. Павловой:
патент 1840700; 27 июня 2008 года
);

"Система управления углом тангажа летательного аппарата"
(в соавторстве с В.А. Фомичёвым:
патент 2461041; 15 марта 2011 года
).

Анатолий Александрович участвовал в телевизионном документальном фильме
"Генерал звёздных войн. Глеб Лозино-Лозинский"
(г. Москва, ВГТРК, 2010 год).
-

-

-

(открыть ссылку) "Космический корабль Буран. Генерал звездных войн" (город Москва, Первый канал, 10 апреля 2011 года).....Автор сценария и режиссёр: Александр Мержанов;
.....Режиссёр, монтаж: Алексей Терёшкин;
.....Операторы: Борис Готгельф, Владимир Гаврилов, Сергей Селиванов, Евгений Петров, Вячеслав Красаков;
.....Режиссёр монтажа:  Лариса Смирнова;
.....Звукорежиссёр: Андрей Жучков;
.....Продюссеры: Сергей Алексеев (телеканал "Россия"), Александр Островский,
.....Голос за кадром: Сергей Чонишвили;
.....Консультант: Вадим Лукашевич.
-
Кроме А.А. Кондратова в фильме принимали участие:
.....Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич - Герой Социалистического Труда, Лауреат двух Сталинских премий, Лауреат Ленинской премии, Доктор технических наук, Академик Академии космонатики имени К.Э. Циолковского и Академии Авиации и воздухоплавния, Генеральный конструктор НПО "Молния", Главный конструктор проектов "Спираль" и "Буран";
.....Волк Игорь Петрович - Герой Советского Союза, Лётчик-космонавт СССР, Заслуженный лётчик- испытатель СССР, Командир отряда космонавтов-испытателей "Бурана", Начальник ОКПКИ;
.....Микоян Степан Анастасович - Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР; генерал-лейтенант авиации в отставке; бывший первый заместитель Начальника НИИ ВВС и заместитель Главного конструктора НПО "Молния" по лётным испытаниям, один из разработчиков космического корабля многоразового использования "Буран";
.....Тимошенко Валерий Павлович - Начальник цеха наземных испытаний НПО "Молния";
.....Бакланов Олег Дмитриевич - Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии; Министр общего машиностроения СССР в 1983-1988 годах, Секретарь ЦК КПСС по военно промышленным вопросам в 1988-1991 годах;
.....Лозино-Лозинская Ирина Глебовна - инженер-конструктор, дочь Лозино-Лозинского Глеба Евгеньевича;
.....Обелов Александр Николаевич - Заслуженный лётчик-испытатель СССР;  заместитель Начальника службы лётных испытаний бомбардировочной авиации в 1975 - 1979 годах, генерал-майор авиации в отставке;
.....Джанибеков Владимир Александрович - дважды Герой Советского Союза, Лётчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации в отставке;
.....Гудилин Владимир Евгеньевич - бывший Начальник 6-го научно-испытательного управления многоразовых космических систем (Начальник боевых расчётов пуска ракеты-носителя сверхтяжёлого класса "Энергия" и Многоразовой транспортной космической системы "Энергия" "Буран"), генерал-майор в отставке;
.....Соколов Виктор Евгеньевич - заместитель Главного конструктора НПО "Молния";
.....Скороделов Владимир Алексеевич - заместитель Главного конструктора НПО "Молния";
.....Лукашевич Вадим Павлович - историк космонавтики, автор сайта "Буран.ру":
(открыть ссылку) www.buran.ru - сайт Вадима Лукашевича о космическом корабле "Буран" и других многразовых системах
 открыть ссылку

-

Информация с сайта
"Патентный поиск России"
:

(открыть ссылку) Кондратов Анатолий Александрович. Изобрения (сайт "PatentDB")
 открыть ссылку

Награды:
Указом Президента СССР № УП-1274 от 30 декабря 1990 года,  (с грифом "Секретно"),
"За заслуги в создании и проведении испытаний многоразовой космической системы
"Энергия - Буран""
, Ведущий научный сотрудник
Лётно-исследовательского
института Министерства авиационной промышленности СССР
Кондратов
Анатолий
Александрович был награждён орденом
Октябрьской Революции.

Он был также награждён орденами Трудового Красного Знамени,
"Знак Почёта" и медалями.

--

 

-

 

-
Выдающийся учёный и создатель аэрокосмической техники
Анатолий Александрович Кондратов

скончался
4 сентября 2013 года.
-
Урна с его прахом захоронена в городе Жуковском
Московской области
,
в колумбарии Мемориального
кладбища "Быково"
.

-
(увеличить фото) Московская обл., г. Жуковский, Мемориальное кладбище "Быково" (колумбарий). Место захоронения урны с прахом А.А. Кондратова (автор фотографии - Симонов Андрей Анатольевич; 13 июля 2023 года)
 увеличить фото
--

 

-

 

-
При создании страницы использованы:
текст биографии
Кондратова Анатолия Александровича
,
опубликованный
в биографической
энциклопедии

"Авиация России"
(
составитель -
М.А. Первов
,
г. Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2009
год)
:
-
(открыть ссылку) "Авиация России" (биографической энциклопедия (анонс), составитель - М.А. Первов, Москва: издательский дом "Столичная энциклопедия", 2009 год)
-
матералы книги
"Космические крылья"

(
авторы - И.А. Афанасьев и В.П. Лукашевич;
г. Москва; издательство "ЛенТа Странствий";
2009 год;
496 стр.):
-
(открыть ссылку на анонс и избранные главы книги) Анонс и избранные главы книги "Космические крылья" (авторы - Афанасьев Игорь Борисович и Лукашевич Вадим Павлович; г. Москва; издательство "ЛенТа Странствий"; 2009 год)
 открыть ссылку на анонс
 и избранные главы книги

-
материалы книги
"Бураном сожжённые"
(Клуб Героев города Жуковского,
Международная Академия экологии сознания имени Пифагора;
г. Самара, издательский дом "Раритет"; 2009 год)
.:
-
(открыть ссылку на скачивание файла в формате .djvu) Николай Мельников. "Бураном сожжённые" (Клуб Героев города Жуковского, Международная Академия экологии сознания имени Пифагора; г. Самара, издательский дом "Раритет"; 2009 год)
 открыть ссылку на скачивание
(файл в формате .djvu) 

-
материалы опубликованные на сайте
"Буран.ру" - энциклопедия крылатого космоса":
-
(открыть ссылку) "Буран.ру" - энциклопедия крылатого космоса

(открыть ссылку) Космические аппараты "БОР" (статья опубликованная на сайте "Буран.ру" - энциклопедия крылатого космоса"")

-

 
     
 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
за помощь в создании страницы:
Ивкину Владимиру Ивановичу,
историку ракетно-космической техники,
Кандидату исторических наук,
члену-корреспонденту Российской Академии
Ракетных и Артиллерийских наук
,
полковнику запаса и

• • Симонову Андрею Анатольевичу,
другу и коллеге
по
Обществу некрополистов,
автору сайтов
"Герои страны",
и "Испытатели"
!
-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-

 
    -