-
Степан Анастасович Микоян
родился 12 июля 1922 года в столице Грузии -
городе Тифлисе
(с 1936 года - Тбилиси)
в семье Видного Советского Партийного
и
Государственного деятеля, будущего Героя
Социалистического Труда -
Микояна Анастаса Ивановича
(25.11. 1895-21.10. 1978)
и
Ашхен Лазаревны
Туманян
(1896 - 1962),
которая приходилась троюродной сестрой
Анастасу
Ивановичу и его младшему
брату -
Микояну Артёму Ивановичу
(05.08. 1905 -
09.12. 1970),
Выдающемуся Советскому авиаконструктору,
дважды
Герою Социалистического Труда,
Действительному члену Академии
наук СССР,
генерал-полковнику
инженерно-авиационной службы.
-
.....Примечание:
Анастас
Иванович Микоян
и
Ашхен Лазаревна Туманян
поженились без формальной
"росписи",
несмотря на несоблюдение армянских народных традиций
запрещающих брак
между родственниками до "седьмого
колена".
В данном случае не хватало "одного колена".
-
Дядя
(младший
брат матери)
- Туманян Гай
Лазаревич (12.05.
1901 -
20.11. 1971)
-
Политработник Вооружённых сил СССР,
Кандидат исторических наук,
генерал-лейтенант в отставке.
В разные годы он являлся
Начальником
политотдела и секретарём
парткома Военной Академии
бронетанковых войск имени И.В. Сталина;
заместителем Начальника Центра
Командно-
измерительного комплекса
по политической части - Начальником политотдела.
После увольнения из Вооружённых сил СССР он являлся
преподавателем "Основ
марксизма
ленинизма"
в
Московском Авиационном институте имени
Серго Орджоникидзе.
-
Степан Анастасович Микоян
был самым старшим из пяти
сыновей
Анастаса
Ивановича Микояна
и
Ашхен
Лазаревны Туманян.
-
Младшие
братья С.А. Микояна:
•
Микоян Владимир Анастасович
(26.01.
1924 - 18.09. 1942)
- лётчик-истребитель,
старший лейтенант.
-
Вначале служил под Москвой,
где освоил самолёты Як-1 и "Харрикейн".
С сентября 1942 года он воевал в составе 434-го истребительного
авиационного полка
на Донском фронте.
Совершил несколько боевых вылетов.
18 сентября 1942 года
Владимир Микоян
погиб в воздушном бою участвуя
в Сталинградской битве.
Посмертно был награждён орденом Красного Знамени.
-
•
Микоян Алексей Анастасович
(20.12.
1925 - 19.12. 1986)
- Заслуженный
военный лётчик СССР
(1967), генерал-лейтенант авиации
(02.11. 1972),
участник Великой Отечественной войны
с сентября 1943
года.
-
-
Воевал в составе 12-го Гвардейского истребительного
авиационного полка
Противовоздушной обороны.
После войны он был в числе первых лётчиков освоивших
реактивные самолёты.
Участвовал в воздушных парадах в качестве ведущего
колонн самолётов МиГ-15.
Первым из советских лётчиков сбил ракету класса
"земля-воздух".
Занимал должность Командующего 49-й воздушной армией в
Туркестанском военном округе.
В 1968-1970 годах
А.А. Микоян
был первым
заместителем Командующего, а с марта по май 1970 года
являлся временно исполняющим обязанности Командующего
14-й Воздушной армии
Прикарпатского Военного округа
(после
назначения в марте 1969 года
А.Н. Ефимова
первым заместителем Главкома ВВС до назначения
Командующим
С.Д. Горелова).
С 1976 года и до последнего дня жизни
А.А. Микоян
служил в
должности
заместителя
Начальника Управления
воздушным движением ВВС.
Избирался Депутатом Верховного Совета Узбекской ССР 8-го
и 9-го созывов.
Был награждён многими орденами и медалями СССР.
-
•
Микоян Вано Анастасович
(01.09.
1927
- 25.11. 2016)
- Лауреат двух
Государственных
премий СССР, авиационный конструктор.
-
-
С 1965 года работал Ведущим конструктором по истребителю
МиГ-23, с 1968 года являлся техническим
руководителем Конструкторского бюро А.И.Микояна по
совместным
Государственным испытаниям.
С 1973 года
Вано Микоян
работал заместителем Главного конструктора
по фронтовому истребителю МиГ-29.
В последние годы жизни он являлся советником Российской
самолётостроительной
корпорации "МиГ".
Был награждён многими орденами и медалями СССР.
-
•
Микоян Серго Анастасович
(05.06.
1929
- 06.03. 2010)
- историк и
публицист.
С 1960 года он являлся научным сотрудником Института
мировой экономики и международных
отношений Академии наук СССР.
-
-
В 1975 году в Институте востоковедения АН СССР
защитил диссертацию на соискание учёной
степени Доктора исторических наук по
"Внешнеполитические проблемы
национально-освободительного движения народов Индостана
(в 1947-1971 годах)".
Он - автор десятка работ, признанный специалист
по Латинской Америке.
Был научным редактором журнала
"Мировая экономика и
международные отношения"
(в
1957-1960 годах),
в 1970-1990 годах возглавлял ежемесячный журнал
"Латинская Америка".
C 1990 года жил в США,
сотрудничал с рядом американских
университетов,
работал в американских научных архивах.
Также имел звание
Профессора Джорджтаунского университета (Вашингтон).
Сотрудничал со многими американскими историками и
политологами.
-
-
До 1926 года
семья Микоянов жила в Ростове-на-Дону,
а в 1926 году переехала в
Москву (в
связи с назначением
Анастаса Ивановича Микояна
на должность
Народного комиссара внутренней и внешней торговли
СССР.
-
-
В сентябре 1937 года
по окончании семи классов 32-й средней
(Московской
опытно-
показательной)
школы-коммуны имени П.Н. Лепешинского
Степан Микоян
со многими
своими одноклассниками, в том числе со
своим близким другом
Тимуром Фрунзе
(сыном Народного комиссара
военных дел Михаила
Васильевича Фрунзе;
был сбит
во время воздушного боя и погиб 19
января 1942 года - прим.)
был зачислен
во 2-ю Московскую
артиллерийскую спецшколу, где он получил первые
навыки боевой подготовки.
-
По окончании девятого класса
Степан Микоян
продолжил учёбу в Московской
средней общеобразовательной школе № 114, где он
получил среднее образование.
-
В 1940 году он и
Тимур Фрунзе поступили
в Качинскую военную школу пилотов
имени А.Ф. Мясникова.
После начала Великой Отечественной войны школа вместе с
личным составом была эвакуирована в город Красный
Кут Саратовской области.
-
-
По окончании школы, Приказом
Главнокомандующего ВВС в конце августа 1941 года
курсанту
Микояну Степану Анастасовичу
было присвоено первичное
офицерское звание "лейтенант".
-
По окончании школы лейтенант
С.А. Микоян
служил
в
16-м истребительном полку,
имевшим
на
вооружении самолёты Миг-3
и
И-16.
Полк базировался
в
городе Люберцы Московской области.
-
Затем он проходил переобучение
на самолётах типа "Як" для подготовки к
боевым
действиям на фронте в 8-м запасном
истребительном авиационном полку,
дислоцированном в поселке Багай-Барановка
севернее Саратова.
-
По окончании переобучения
С.А. Микоян
в декабре 1941 года прибыл для продолжения
военной службы в 11-й истребительный авиационный полк
6-го истребительного
авиационного корпуса противовоздушной обороны,
базировавшийся
на Центральном аэродроме и оборонявший
Москву.
-
-
16 января 1942 года в районе Истры, во
время 13-го боевого вылета самолёт
Микояна
по ошибке был атакован и сбит другим советским истребителем
Як.
Сумев посадить горящий самолёт,
Степан Анастасович Микоян
получивший
к тому же ожоги рук и лица, при
покидании самолёта сломал ногу.
-
По возвращении из госпиталя, с
октября 1942 года по январь 1943 года
С.А. Микоян
служил в
должности лётчика-инспектора Инспекции ВВС.
-
В феврале 1943 года
он
был
направлен для продолжения службы в 434-й
истребительный авиационный полк,
в ноябре 1942 года переименованный
в 32-й
Гвардейский истребительный авиаполк.
Воюя в должности лётчика-инспектора и в составе этого полка
Степан Анастасович Микоян
как
и его погибший брат
Владимир
участвовал
в Сталинградской битве.
С.А. Микоян
также участвовал
в ликвидации демянской группировки противника.
-
В 1943 году он стал Членом ВКП(б).
-
Затем
С.А. Микоян
продолжил воевать в составе 32-го Гвардейского
истребительного
авиационного полка на Северо-Западном фронте,
а с мая 1943 года – в 12-м Гвардейском
авиационном полку противовоздушной обороны Москвы.
-
Он совершал вылеты на прикрытие неба Москвы и
коммуникаций Западного фронта.
-
Великую Отечественную войну он закончил в звании
капитана
и в должности
командира звена.
-
За всю войну он совершил 46 боевых вылетов на
самолётах Як-1, Як-7Б и Як-9,
провёл 2 воздушных боя
с самолётами противника.
Согласно данным из
наградных листов, на боевой
счёт
Степана Анастасовича
Микояна записано 6
групповых побед.
-
-
После войны капитан
С.А. Микоян продолжил
службу в Вооружённых силах.
В 1945 году имея аттестат с золотым
тиснением о получении среднего образования,
сдав на "отлично" экзамены по
математике и физике он поступил на
Инженерный
факультет
Военно-воздушной инженерной Академии имени
Профессора
Н.Е. Жуковского,
который окончил в 1951 году.
-
Приказом Министра Вооружённых сил СССР в конце 1946 года
капитану
Микояну Степану
Анастасовичу было присвоено
воинское звание "майор".
-
Приказом Военного Министра СССР в 1950 году майору
Микояну Степану Анастасовичу
было присвоено воинское звание "подполковник".
Затем ему было присвоено воинское звание "полковник".
-
По окончании Академии, 19 августа 1951 года подполковник С.А.
Микоян был зачислен
в штат
Государственного Краснознамённого
Научно-исследовательского
института ВВС
(ГК
НИИ ВВС) на
должность лётчика-испытателя 1-го отдела.
Затем он был переведён на должность Ведущего
инженера -
Старшего лётчика-испытателя этого же отдела.
-
С конца 1957 года он являлся заместителем
Начальника 1-го отдела по лётной части.
С лета 1958 года он служил помощником Начальника
института по комплексам
перехвата.
-
В мае 1959 года С.А.
Микоян был назначен
на должность Начальника
1-го испытательного
Управления (по
испытаниям самолётов-истребителей,
самолётного оборудования и вооружения).
В 1960 году
управление возглавляемое
Степаном Анастасовичем
вместе с основной
частью института было переведено в посёлок
Владимировку
(ныне
- город Ахтубинск Астраханской области).
-
Постановлением Совета Министров СССР № 405 от 9 мая 1961 года
полковнику
Микояну Степану Анастасовичу
было присвоено воинское звание
"генерал-майор авиации".
-
В ноябре 1964 года он стал заместителем Начальника ГКНИИ
ВВС,
а в 1965 году Приказом Главнокомандующего ВВС
полковник С.А.
Микоян
был назначен
на должность первого заместителя Начальника ГКНИИ ВВС
-
старшего лётчика-испытателя.
Примечание:
.....В
1967 году Государственный Краснознамённый
Научно-исследовательский институт ВВС
(ГК НИИ ВВС)
был преобразован в 8-й Государственный
Научно-исследовательский институт с присвоением ему
имени В.П. Чкалова (8-й ГНИИ ВВС имени В.П. Чкалова);
.....В
1990 году
8-й ГНИИ ВВС имени В.П. Чкалова был
преобразован в 929-й
Государственный Лётно-испытательный центр (ГЛИЦ) имени
В.П. Чкалова Министерства обороны СССР (с января 1991
года- Министерство обороны Российской Федерации).
-
За время активных полётов на боевых
самолётах с сентября 1951-го до сентября 1974 года
Степан Анастасович Микоян
как ведущий
лётчик-испытатель провёл испытания
истребителей,
истребителей-перехватчиков,
истребителей-бомбардировщиков.
-
Он провёл государственные испытания самолётов МиГ-19ПМ
(в
1957 году),
СМ-12
(в
1958 году);
в качестве одного из ведущих
лётчиков-испытателей провёл государственные испытания
самолёта СМ-9/2 (в
1955-1956 годах),
МиГ-21ПФ,
МиГ-21Ф-13, МиГ-23, МиГ-23М,
МиГ-25П, МиГ-27, Су-7Б
(в
1959-1960 годах),
Су-15Т (в
1969-1970 годах),
Су-24, Як-28.
С.А. Микоян
провёл испытания ракет К-8
на самолёте Як-28П.
Он участвовал в государственных испытаниях
самолётов СИ-10, МиГ-19П
(в
1955 году),
МиГ-19С (в
1956 году),
СМ-30 (в
1957 году),
Як-27Р (в
1958 году),
Як-25РВ-П (в
1962 году),
Су-17 (в
1966 году),
Су-15УТ (в
1955 году).
-
Им также были испытаны самолёты:
Ла-15, МиГ-15,
МиГ-15УТИ, МиГ-17,
в том числе некоторые средние и тяжелые
бомбардировщиках,
и почти все типы транспортных
самолётов.
Всего
С.А. Микояном освоено 102 типа летательных
аппаратов;
Его общий налёт составляет около 3500 часов.
-
-
Кроме того,
вместе с Героем Советского Союза,
Заслуженным лётчиком-испытателем
СССР
Петром Никифоровичем
Белясником
он участвовал
в
контрольных испытаниях
серийного высотного самолёта-разведчика СР-2,
являвшегося модификацией реактивного самолёта МиГ-17.
Во время этих испытаниях лётчиками-испытателями
практически впервые
были испытаны высотные спасательные скафандры ВСС-04.
-
С.А. Микоян
участвовал
в испытаниях
авиационной реактивной техники на максимальную
скорость и потолок самолёта, на
устойчивость и управляемость,
на маневренность.
Он участвовал в испытаниях бортовой
радиолокационной аппаратуры, оптических прицелов,
авиационного ракетного вооружения
(в стрельбе
авиационными ракетами
по радиоуправляемым мишеням, в
стрельбе из авиационных пушек по воздушным целям
и в испытаниях систем автоматического
бомбометания, в испытаниях систем наведения
перехватчиков, навигационных систем,
систем автоматического
управления самолётами).
Им так же были
осуществлены испытания самолётов во время
захода на посадку
в самых сложных метеорологических
условиях, а также в заводских испытаниях
самолётов и других авиационных систем и
оборудования.
-
-
В апреле 1978 года генерал-майор авиации
Степан Анастасович Микоян
был назначен
на должность
заместителя Главного конструктора Московского Научно-
производственного объединения "Молния" по лётным
испытаниям с оставлением
на службе в Вооруженных силах СССР,
того самого предприятия, где под руководством
Глеба Евгеньевича
Лозино-Лозинского
создавался Орбитальный
корабль
многоразового использования "Буран".
-
Для
Степана Анастасовича
возглавлявшего в
ГКНИИ ВВС работы по испытаниям
многоразовых авиационных космических систем "Спираль"
его новая его стезя
не оказалась диковинкой.
Ещё с середины 1960-х годов ОКБ
Артёма Ивановича Микояна
работало
над Многоразовой
авиационно-космической системой "Спираль"
(МАКС),
состоящей из
одноместного
орбитального самолёта с
ракетным ускорителем и
гиперзвукового
самолёта-разгонщика.
Поначалу было построено "изделие 105.11" - дозвуковой
пилотируемый аналог,
которому было дано имя "ЭПОС"
(Экспериментальный
Пилотируемый Орбитальный Самолёт).
-
открыть
ссылку
-
-
В ходе наземных
испытаний этого изделия в 1977-1978 годах была
проведена оценка
аэродинамических характеристик, управляемости
аппарата.
Были изучены особенности захода на посадку и
сама посадка.
Испытания проходили следующим образом: изделие
подвешивалось под фюзеляж
бомбардировщика ТУ-95 и на высоте пять с
половиной километров сбрасывалось
над аэродромом.
Первый полёт на изделии 27 октября 1977 года
выполнил лётчик-испытатель
ОКБ имени А.И. Микояна
Авиард Гаврилович Фастовец.
В следующем году состоялись ещё пять полётов
изделия в которых
участвовали Ведущие лётчики-испытатели:
Вышеназванный
Фастовец Авиард Гаврилович
(ещё
три полёта);
Федотов Александр Васильевич
(ОКБ
имени А.И. Микояна; одна пробежка, один подлёт);
Меницкий Валерий Евгеньевич (ОКБ
имени А.И. Микояна; одна пробежка, один подлёт);
Остапенко Пётр Максимович
(ОКБ
имени А.И. Микояна; один подлёт);
Урядов Василий Евгеньевич
(ГК
НИИ ВВС имени В.П. Чкалова; одна пробежка,
один подлёт, один полёт);
Волк Игорь
Петрович
(ЛИИ; 1 пробежка, 1
подлёт).
-
Работая
в должности заместителя
Главного конструктора НПО "Молния"
Степан
Анастасович Микоян
участвовал
в работах по
созданию и испытаниям беспилотного
орбитального ракетоплана "Бор-4" - габаритно-весовой модели орбитального самолёта
"Спираль" в масштабе
1:2,
выводимой ракетой-носителем "К-65М-РБ5"
(модификацией
ракеты-носителя "Космос-3М").
-
В 1980-1984-х годах состоялись один
суборбитальный и четыре орбитальных полёта этого
космического аппарата.
Ввиду секретности работ космические аппараты "Бор-4"
выводились на орбиту
под видом космических спутников серии "Космос".
По завершении полётов аппараты "Бор-4"
приводнялись:
дважды - в Индийском океане и дважды
- в Чёрном море.
-
В 1980 году
С.А. Микояну
была присуждена учёная степень
Кандидата технических наук.
-
Постановлением Совета Министров СССР от 5 мая 1980
года генерал-майору авиации
Микояну Степану Анастасовичу
было присвоено воинское звание
"генерал-лейтенант авиации".
-
Огромный опыт
организатора лётных испытаний, накопленный
С.А. Микояном очень
пригодился, когда
в рамках программы "Буран" был создан атмосферный
аналог корабля - "БТС - 002 ОК ГЛИ".
Чтобы обеспечить самостоятельный взлёт этого
восьмидесятитонного "изделия",
на нём были поставлены турбореактивные двигатели.
Кроме того, была создана летающая лаборатория
на базе самолёта ТУ-154,
в НПО "Молния" был сооружён пилотажно-динамический
стенд-тренажёр,
а инфраструктура аэродрома "Раменское" была приведена
в полное подобие
с посадочным комплексом "Байконура".
-
Степан Анастасович
руководил лётными
испытаниями атмосферного аналога,
технической и стендовой подготовкой лётчиков,
участвовал во всех проектных
работах, связанных с деятельностью будущих
экипажей.
-
-
15 ноября 1988 года
во время
единственного космического полёта
Орбитального
космического корабля многоразового
использования "Буран"
С.А. Микоян
отвечал
за управление
кораблём на участке снижения и посадки.
-
-
-
Приказом Министра обороны Российской Федерации в
1992 году генерал-лейтенант
авиации Микоян
Степан Анастасович был уволен из Вооружённых сил
Российской Федерации в отставку по возрасту.
-
• • • • •
В юности Степан
Анастасович занимался
конным спортом в
конно-спортивной школе "Осоавиахима"
(имел первый разряд по
конкуру),
любил кататься на
коньках
и лыжах,
прекрасно играл в теннис и водил
автомобиль.
В 70-тилетнем возрасте
С.А. Микоян неоднократно
совершал полёты
на
учебно-тренировочном самолёте ЯК-18Т.
-
Степан Анастасович
Микоян
был инициатором
установления Мемориального комплекса
"Крыло Икара"
(скульптор
Фетисов Виктор Георгиевич)
погибшим лётчикам-
испытателям – одного
из любимых мест
ахтубинцев.
Памятник пытались закрыть, когда работы
над ним уже были фактически завершены
из-за того, что не было проведено согласование
с Москвой.
На сторону скульптора встали
С.А. Микоян
и лётчики-испытатели,
твёрдо настоявшие на первоначальном варианте,
и "Крыло Икара" удалось отстоять.
-
-
увеличить фотографии
-
С.А. Микоян
- соавтор учебников для лётного состава ВВС:
"Практическая
аэродинамика манёвренных самолётов"
(в
соавторстве с
В.А. Алтуховым,
В.Г. Брагой,
Г.Ф. Бутенко,
Н.М. Лысенко,
А.А. Манучаровым,
Ю.Н. Нечаевым,
М.И. Радченко
и Г.Ф. Сивковым
Под общей редакцией Доктора технических наук
Н.М. Лысенко;
г. Москва: Воениздат, 1977 год);
-
"Заход на посадку по приборам"
(в
соавторстве с
Г.А. Корбутом;
г. Москва; Воениздат, 1979 год).
-
Микоян
Степан Анастасович - автор
воспоминаний:
"Воспоминания
военного лётчика-испытателя"
(г.
Москва; 2002 год);
-
открыть
ссылку
-
"Мы - дети войны.
"Воспоминания
военного лётчика-испытателя"
(г.
Москва; издательство "Эксмо"; 2006 год);
-
открыть
ссылку
-
-
Как актёр
Степан Анастасович Микоян
снялся
в
следующих художественных фильмах:
- |
- |
|
-
......"В восемнадцать мальчишеских лет" (телеспектакль)
(г. Москва,
Центральное телевидение; 1974 год;).
......О
жизни лётчика-истребителя
Тимура Михайловича Фрунзе,
героически погибшего в неравном бою с
немецко-фашистскими захватчиками под Москвой.
......Комментарии
к спектаклю - Степан
Анастасович Микоян.
Режиссёр-постановщик -
Ия Миронова;
Художник-постановщик -
Владимир Храмов;
Авторы сценария -
Ия Миронова,
Татьяна Паченцева);
|
- |
- |
|
-
......"Битва за Москву"
(их
двух фильмов; Киностудия "Мосфильм";
Первое творческое объединение;
"Баррандов"
(Чехословакия);
"ДЕФА"
(ГДР),
"ФАФИМ Вьетнам»"; 1985 год).
......Документально-художественная
киноэпопея о битве за Москву.
......В роли своего
отца
Анастаса Ивановича Микояна - Степан Анастасович Микоян.
Автор сценария и режиссёр -
Юрий Озеров;
Операторы -
Игорь
Черных,
Владимир Гусев).
В роли своего
отца
Анастаса Ивановича Микояна - Степан Анастасович Микоян. |
- |
- |
|
|
- |
- |
|
- |
- |
|
-
......"Смысл жизни"
("Узбекфильм";
1987 год).
......Фильм
посвящен Усману Юсупову, руководителю ЦК Компартии
Узбекистана в 1930-1940-х годах.
......В роли своего
отца
Анастаса Ивановича Микояна - Степан Анастасович Микоян.
Режиссёр - Дамир
Салимов;
Автор сценария -
Рамиз Фаталиев).
В сети этого
фильма нет.
|
- |
- |
|
-
......"Сталинград"
(их
двух фильмов; Киностудия "Мосфильм";
Творческое объединение "Время",
"Warner Brothers Production",
"Грио Интертеймент Групп"
(США),
"Баррандов" (Чехословакия);
"ДЕФА" (ГДР),
1989 год).
......Документально-художественная
киноэпопея о Сталинградской битве.
......В роли своего
отца
Анастаса Ивановича Микояна - Степан Анастасович Микоян.
Автор сценария и режиссёр -
Юрий Озеров;
Операторы - Игорь
Слабневич,
Владимир Гусев). |
- |
- |
|
- |
- |
|
-
......"Война на западном направлении"
(5
серий; Киностудия
имени А.П. Довженко;
Творческое объединение "Луч",
1990 год).
По мотивам романа
Ивана Стаднюка.
......В роли своего
отца
Анастаса Ивановича Микояна - Степан Анастасович Микоян.
Режиссёры -
Тимофей Левчук,
Григорий Кохан;
авторы сценария -
Иван Стаднюк,
Эдуард Володарский,
Григорий Кохан). |
- |
- |
|
- |
- |
- |
|
|
- |
- |
-
Степан Анастасович Микоян
выступил в следующих
документальных фильмах:
- |
- |
-
"Буран". Созвездие Волка"
(город Москва,
Первый канал,
2010 год).
О драматической судьбе первого в СССР отряда космонавтов-испытателей
Космического корабля
многоразового использования "Буран" и его командире,
Герое Советского Союза,
Лётчике-космонавте СССР,
Заслуженном лётчике-испытателе СССР Игоре
Петровиче Волке.
Руководитель проекта: Андрей Сычёв;
Автор: Татьяна Рощина;
Режиссёр: Константин Мурашёв;
Редактор: Ольга Пивкина;
Операторы: Денис Негревецкий,
Евгений Прусаков,
Василий Ивашенцев;
Главный оператор: Михаил Галин;
Корреспондент: Татьяна Черненко;
Продюссеры: Андрей Сычёв,
Олег Вольнов;
Голос за кадром: Владимир Марамышкин.
-
открыть
ссылку
-
Кроме С.А. Микояна в фильме принимают участие:
Волк Игорь Петрович - Герой Советского Союза,
Лётчик-космонавт СССР, Заслуженный лётчик-испытатель СССР,
Командир отряда космонавтов-испытателей "Бурана", Начальник ОКПКИ;
Толбоев Магомед Омарович - Герой Российской Федерации,
Заслуженный лётчик-испытатель СССР,
космонавт-испытатель ОКПКИ;
Тресвятский Сергей Николаевич - Заслуженный лётчик-испытатель
Российской Федерации,
космонавт-испытатель ОКПКИ;
Сотников Борис Иванович - заместитель Начальника НИЦ РКК "Энергия" имени
С.П. Королёва;
Кононенко Олег Олегович - Герой Российской Федерации,
старший лётчик-испытатель ОАО "ОКБ имени А.С. Яковлева";,
сын Кононенко Олега Григорьевича - Заслуженного лётчика-испытателя СССР,
лётчика-испытателя и космонавта-испытателя Лётно-исследовательского
института;
Шеффер-Богородская Лидия Аркадьевна - вдова Шеффера Юрия Петровича -
Героя Российской Федерации,
Заслуженного лётчика-испытателя СССР,
лётчика-испытателя и космонавта-испытателя
Лётно-исследовательского института;
дочь Богородского Аркадия Павловича - Заслуженного
лётчика-испытателя СССР,
лётчика-испытателя Лётно-исследовательского института;
Тимошенко Валерий Павлович - Начальник цеха наземных испытаний НПО
"Молния";
Каримов Альберт Галиевич - Ведущий конструктор НПО "Молния";
Щукин Егор Александрович - военный лётчик, инженер ЛИИ имени М.М.
Громова,
сын - Щукина Александра Владимировича - лётчика-испытателя и
космонавта-испытателя
Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова;
Станкявичюс Альгис Риманто-Антано -
сын Стакявичюса Римантаса-Антанаса Антано -
Заслуженного лётчика-испытателя СССР,
лётчика-испытателя и космонавта-испытателя
Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова;
Бородай Алексей Сергеевич - лётчик-испытатель и космонавт-испытатель
ГКНИИ ВВС,
полковник в отставке;
Волк Ирина Игоревна - дочь Волка Игоря Петровича -
Героя Советского Союза,
Лётчика-космонавта СССР, Заслуженного лётчик-испытателя СССР;
Командира отряда космонавтов-испытателей "Бурана", Начальника ОКПКИ.
- |
- |
- |
-
"Космический корабль Буран. Генерал звездных
войн"
(город Москва, ВГТРК,
2010 год).
Руководитель проекта:;
Автор сценария и режиссёр: Александр Мержанов;
Режиссёр, монтаж: Алексей Терешкин;
Операторы: Борис Готгельф, Владимир Гаврил
Сергей Селиванов, Евгений Петров, Вячеслав Красаков;
Режиссёр монтажа: Лариса Смирнова;
Звукорежиссёр: Андрей Жучков;
Продюссеры: Сергей Алексеев (телеканал "Россия"),
Александр Островский,
Голос за кадром: Сергей Чонишвили;
Консультант: Вадим Лукашевич.
-
открыть
ссылку
-
Кроме С.А. Микояна в фильме принимают участие:
Лукашевич Вадим Павлович - историк космонавтики, автор сайта
-
открыть
ссылку
-
Кондратов Анатолий - Начальник лаборатории ЛИИ имени М.М. Громова;
Волк Игорь Петрович - Герой Советского Союза,
Лётчик-космонавт СССР, Заслуженный лётчик-испытатель СССР,
Командир отряда космонавтов-испытателей "Бурана", Начальник ОКПКИ;
Лозино-Лозинская Ирина Глебовна - инженер-конструктор,
дочь Лозино-Лозинского Глеба Евгеньевича;
Обелов Александр - заместитель Начальника службы лётных испытаний
бомбардировочной авиации в 1975 - 1979 годах,
генерал-майор авиации в отставке;
Джанибеков Владимир Александрович - дважды Герой Советского Союза,
Лётчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации в отставке;
Гудилин Владимир Евгеньевич -
бывший
Начальник 6-го научно-испытательного
управления многоразовых космических систем (Начальник боевых расчётов пуска
ракеты-носителя сверхтяжёлого класса "Энергия" и Многоразовой транспортной
космической системы "Энергия"-"Буран"), генерал-майор в
отставке;
Соколов Виктор - заместитель Главного конструктора НПО "Молния";
Тимошенко Валерий Павлович - Начальник цеха наземных испытаний НПО
"Молния";
Скороделов Владимир - заместитель Главного конструктора НПО "Молния";
Бакланов Олег Дмитриевич - Герой
Социалистического Труда,
Лауреат Ленинской премии;
Министр общего машиностроения СССР в 1983 - 1988 годах,
Секретарь ЦК КПСС по военно-промышленным вопросам в 1988 - 1991 годах;
Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич
- Герой Социалистического Труда,
Лауреат двух Сталинских премий, Лауреат Ленинской премии,
Доктор технических наук, Академик Академии
космонатики
имени К.Э. Циолковского и Академии Авиации и воздухоплавния,
Генеральный конструктор НПО "Молния",
Главный конструктор проектов "Спираль" и "Буран".
- |
- |
- |
-
"Битва за космос. История русского шаттла"
(город Москва,
Студия "Крылья России,
2003 год).
Руководитель проекта:;
Авторы сценария: Елена Прохорова,
Александр Славин;
Режиссёр: Александр Славин;
Операторы: Валерий Панкратов, Сергей Жадовский,
Сергей Викулин, Сергей Комарицкий, Владимир Ратушев,
Евгений Гусев, Юрий Галанзовский, Анатолий Шаталов,
Владимир Пихтарев, Вадим Ситнев, Вадим Антипов,
Алексей Поляков;
Монтаж: Алексей Поляков;
Редактор-консультант:
Владимир Петров;
Звукорежиссёр: Андрей Кулясов;
Испонительные продюссеры:
Наталья Губина, Антон Ванчуркин,
Сергей Комарицкий;
Продюссеры: Сергей Шумаков, Сергей Викулин;
Голос за кадром: Александр Яцко,
Борис Миронов;
Техническое обеспечение: Сергей Жадовский,
Андрей Лебедев, Сергей Пахлов,
Алексей Поляков, Елена Молева,
Владимир Гришин, Татьяна Кулясова.
-
открыть
ссылку
-
Кроме С.А. Микояна в фильме принимают участие:
Волк Игорь Петрович - Герой Советского Союза,
Лётчик-космонавт СССР, Заслуженный лётчик-испытатель СССР,
Командир отряда космонавтов-испытателей "Бурана", Начальник ОКПКИ;
Филин Вячеслав Михайлович - заместитель Генерального конструктора
НПО "Энергия" по ракетам-носителям,
Доктор технических наук;
Силаев Иван Степанович - Герой Социалистического Труда;
Министр авиационной промышленности СССР в 1981 - 1985 годах;
Председатель Совета Министров РСФСР в 1990 - 1991 годах;
Остапенко Пётр Максимович - Герой Советского Союза,
Заслуженный лётчик-испытатель СССР,
Лауреат Государственной премии СССР;
Один из испытателей изделия "105.11" - дозвукового аналога
экспериментального пилотируемого орбитального самолёта - ЭПОС;
Бакланов Олег Дмитриевич - Герой Социалистического Труда,
Лауреат Ленинской премии;
Министр общего машиностроения СССР в 1983 - 1988 годах,
Секретарь ЦК КПСС по военно-промышленным вопросам в 1988 - 1991 годах;
Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич
- Герой Социалистического Труда,
Лауреат двух Сталинских премий,
Лауреат Ленинской премии,
Доктор технических наук,
Академик Академии космонатики
имени К.Э. Циолковского
и Академии Авиации и воздухоплавния,
Генеральный конструктор НПО "Молния",
Главный конструктор проектов "Спираль" и "Буран";
Бородай Алексей Сергеевич - лётчик-испытатель и космонавт-испытатель
ГКНИИ ВВС,
полковник в отставке;
Ратушев Владимир Георгиевич - кинооператор ЛИИ имени М.М. Громова;
Виноградов Павел Владимирович - Герой Российской Федерации,
Лётчик-космонавт Российской Федерации,
космонавт-испытатель, Начальник сектора Лётно-испытательской
службы РКК "Энергия" имени С.П. Королёва;
- |
- |
- |
-
Кроме этого,
Степан Анастасович Микоян
выступил
с
комментариями
к
документальному фильму
"Старик и небо"
об
участнике войны
в Испании и Великой Отечественной войны Герое Советского
Союза,
лётчике-испытателе Иване Евграфовиче Фёдорове,
чьи фантазии
некоторыми журналистами выдаются
за
правду, и
прослывшем
в среде историков отечественной авиации как
"Барон Мюнгхаузен Советских ВВС".
-
- |
-
Награды:
Указом Президиума Верховного
Совета СССР
от
23 ноября 1942 года
"За образцовое
выполнение заданий Командования на фронте
в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, проявленные
при этом доблесть, мужество и выдающиеся заслуги
в деле боевой подготовки частей, подготовки
кадров лётно-технического состава и обеспечения
действующей армии
авиационным вооружением и боеприпасами"
капитан
Микоян
Степан Анастасович
был
награждён
орденом Красного Знамени.
-
-
Указом Президиума Верховного
Совета СССР
от
1 мая 1944 года "За
образцовое
выполнение заданий Командования на фронте в борьбе с
немецко-фашистскими
захватчиками
и проявленные при этом доблесть, мужество
"
капитан
Микоян
Степан Анастасович
был
награждён
медалью
"За оборону Москвы".
-
Приказом по 1-й Воздушной
истребительной армии ПВО № 013/н,
от имени Президиума Верховного Совета СССР
от 22 августа 1944 года
"За
образцовое выполнение заданий Командования на фронте в
борьбе
с немецко-фашистскими захватчиками
и проявленные при этом доблесть,
мужество"
Гвардии
капитан
Микоян
Степан Анастасович
был
награждён
орденом Красной Звезды.
-
Указом Президиума Верховного
Совета СССР
от
9 мая 1945 года "За
образцовое
выполнение заданий Командования на фронте в борьбе с
немецко-фашистскими
захватчиками
и проявленные при этом доблесть, мужество"
Гвардии
капитан
Микоян
Степан Анастасович
был
награждён
медалью
"За Победу над Германией
в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
-
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1963 года
"За многолетнюю творческую
работу в области лётных испытаний
и исследований новой авиационной техники"
Лётчику-испытателю
Государственного Краснознамённого
научно-исследовательского
института ВВС имени В.П. Чкалова полковнику
Микояну
Степану Анастасовичу было присвоено
Почётное звание
"Заслуженный лётчик-испытатель СССР".
-
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1975 года
"За освоение новой
авиационной техники и проявленное при этом мужество"
Заслуженному
лётчику-испытателю СССР,
Лётчику-испытателю
Государственного Краснознамённого
научно-исследовательского
института ВВС имени В.П. Чкалова полковнику
Микояну Степану
Анастасовичу было присвоено звание Героя Советского Союза
с вручением ордена Ленина (№
422629)
и медали
"Золотая Звезда" (№
11235).
-
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года
"За
участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками и в
честь 40-летия
Победы Советского народа в Великой Отечественной войне"
Герой Советского Союза,
Заслуженный лётчик-испытатель СССР,
генерал-лейтенант авиации
Микоян Степан Анастасович
был
награждён
орденом Отечественной войны I степени.
-
Распоряжением
Правительства Российской Федерации
от 17 декабря 2012 года
№ 2406-р
"За
высокие достижения в исследованиях, имеющих для
Военно-воздушных сил важное теоретическое и практическое
значение и используемых при организации
и проведении оперативной и боевой подготовки в
Военно-воздушных силах"
генерал-лейтенанту авиации в отставке
Микояну Степану Анастасовичу
(заместителю
Начальника центра - старшему лётчику-испытателю ГНИИ ВВС
имени В.П. Чкалова
(929-го
Государственного Лётно-испытательного центра
имени В.П. Чкалова Министерства обороны СССР
(Российской
Федерации))
с ноября 1964 года по май 1992 года)
была присуждена Премия Правительства
Российской Федерации за значительный вклад в развитие
Военно-воздушных сил.
-
Кроме этого,
С.А. Микоян
был награждён ещё тремя орденами Красной Звезды
(30.12. 1956,
29.04. 1957,
24.11. 1966);
Медалью Жукова, медалями:
"За боевые
заслуги",
"За оборону Сталинграда", "За воинскую
доблесть. В ознаменование
100-летия со дня рождения В.И. Ленина", "Двадцать
лет Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов", "Тридцать
лет Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов", "Сорок лет
Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов", "Пятьдесят
лет Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов", "Шестьдесят
лет Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов", "Шестьдесят
пять лет Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов", "Семьдесят пять
лет Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов", "В
800-летия Москвы", "В 850-летия Москвы",
"Ветеран труда", Ветеран Вооружённых сил СССР",
"За освоение целинных земель",
"30 лет Вооружённых Сил СССР", "40 лет
Вооружённых Сил СССР",
"50 лет Вооружённых Сил СССР", "60 лет
Вооружённых Сил СССР",
"70 лет Вооружённых Сил СССР", "За безупречную
службу" I, II, III степеней.
-
Решением Совета Муниципального образования "город
Ахтубинск" № 45/21
от 8 сентября 2010 года
"За большой вклад в развитие
города Ахтубинска,
многолетний труд и
активное участие в военно-патриотическом воспитании
подрастающего поколения"
Герою Советского Союза, Заслуженному лётчику-испытателю
СССР,
генерал-лейтенанту в отставке, первому командиру
в/ч № 18374
(Начальнику
1-го испытательного управления ГКНИИ ВВС)
Микояну Степану
Анастасовичу было присвоено
звание "Почётный гражданин города Ахтубинска".
- |