-
Глеб Евгеньевич
Лозино-Лозинский родился 25 декабря 1909 года
в городе Киеве -
центре Киевской губернии в составе Российской
Империи,
в семье юриста -
присяжного поверенного, столбового дворянина.
Так как, после 1918 года (в
связи с новым стилем)
в семье
Лозино-Лозинских
в документы никогда
не вносили никаких изменений, своим днём рождения,
Глеб Евгеньевич
считал именно 25 декабря.
.....
Историческая справка:
.....10
марта 1919 года III Всеукраинском съезде советов была провозглашена
Украинская ССР как независимая республика.
.....30
декабря 1922 года Украинская ССР подписала Договор об образовании СССР,
создавший на части территории бывшей Российской империи единое союзное
государство - СССР. Таким образом
Украинская СССР стала одной из республик вошедшей в состав СССР.
.....С
1923-го по 1930 год Киевская губерния находилась в составе Киевского округа.
.....В
июне 1925 года, в результате административно-территориальной реформы,
Киевская губерния, как и остальные губернии Украинской ССР,
была упразднена и город Киев в прямое подчинение Украинской ССР.
27 февраля 1932 года, город Киев стал административным центром вновь
образованной Киевской области.
.....24
июня 1934 года по решению Совета Народных комиссаров Украинской
ССР столица республики была перенесена из Харькова в Киев.
.....С
24 августа 1991 года, после выхода из состава СССР, город Киев стал
столицей независимой Украины.
.....
В 1917 году, после начала Октябрьской Революции,
Лозино-Лозинские
переехали
в
город Кременчуг, где
Глеб
пошёл
в трудовую школу, причём - сразу в
седьмой класс.
После окончания школы, в течение двух лет он учился в
профтехшколе, где получил
специальность слесаря.
В 1926 году
Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский
поступил
в Харьковский механико-
машиностроительный институт, по окончании которого, Приказом
по институту № 44
от 20 декабря 1930 года была присвоена квалификация
инженера-механика
по специальности "Паротехника".
По распределению он был направлен на Харьковский
турбогенераторный завод.
1 января 1932 года, Приказом № 158 по Харьковскому авиационному
институту он
был принят на работу инженером научно-испытательной станции и
одновременно -
на Кафедру моторостроения под руководством Профессора
В.Т. Цветкова.
С этого времени вся деятельность
Г.Е. Лозино-Лозинского
была связана
с авиастроением.
Приказом № 42
от 23 апреля 1933 года, с 1 мая он был зачислен на должность
Старшего инженера Харьковского авиационного института.
Приказом № 58/н от 10 августа 1936 года,
Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич
был назначен
(с 1 августа)
Старшим инженером группы № 4 отдела № 4
научно-испытательной станции института.
В 1936 году,
Г.Е. Лозино-Лозинский
совместно
с
А.М. Люлькой
и
М.Е. Гиндесом, на
основании экспериментов и теоретических обобщений составили
технический отчёт
о работе над конструкцией парового конденсатора, где
сделали вывод о
нецелесообразности применения паросиловой установки на самолёте,
после чего
ими было предложены два варианта нового двигателя, и в 1938 году
работы
над установкой были свёрнуты.
Приказом № 5 от 8 января 1937 года,
Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич
был назначен
на должность заместителя Начальника Бюро предварительного
проектирования
Харьковского авиационного института.
В 1937 году для реактивного истребителя ХАИ-2
конструкции студента ХАИ
А.П. Ерёменко,
Г.Е. Лозино-Лозинским
был разработан первый отечественный
газотурбинный двигатель РТД-1.
1 мая 1939 года он был откоммандирован в Ленинград
(ныне - город
Санкт-Петербург),
в
Центральный котлотурбинный институт, где вместе с
Архипом Михайловичем Люлькой
работал над
проектом самолётной силовой установки с поршневым двигателем и
форсажной камерой, и самостоятельно продолжал работать над
проектами
различных вариантов реактивных газотурбинных двигателей.
В начале 1941 года
Г.Е. Лозино-Лозинский
был переведён в Киев, и 1 февраля 1941
года
он
был принят на Завод № 43, на котором работал инженером,
Начальником тепловой
группы
(назначен Приказом
Народного комиссара авиационной промышленности
№ 115/сс
от 15 февраля 1941 года),
где вместе с конструкторским коллективом
Главного конструктора завода
В.К. Таировым работал
над созданием самолёта
с комбинированным двигателем.
После начала Великой Отечественной войны,
Приказом Народного комиссара
авиационной промышленности от 7 августа 1941 года
Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич
был эвакуирован
в город Куйбышев
(ныне - город
Самара)
на Завод № 122, которому было поручено
выпуск штурмовиков Ил-2.
Приказом № 3 от 1 марта 1942 года, 25 марта, по
переводному листу он принят на
должность инженера завода № 1, эвакуированного из Москвы
в Куйбышев
конструкторского бюро под руководством
Микояна Артёма Ивановича,
особое
конструкторское бюро и опытные цеха которого уже в апреле 1942
года были
возвращены в Москву.
Проработав три с половиной месяца на Заводе № 1 Наркомата
авиационной промышленности СССР, Решением Государственного комитета
обороны № 1436
от 13 июля 1942 года,
Глеб Евгеньевич уже
официально переведён
на это предприятие.
26 апреля 1943 года он был назначен на
должность Старшего инженера
Особого конструкторского бюро Завода № 1,
позже реорганизованного
в
завод № 155.
В этом качестве до 1945 года он работал над силовой
установкой с поршневым
двигателем и форсажной камерой в системе охлаждения радиатора
с помощью
вентилятора.
Одним из самолётов, в работе над которым в этот
период принимал участие
Г.Е. Лозино-Лозинский
стал опытный скоростной истребитель И-250
("Н")
с поршневым двигателем ВК-107А с
дополнительным отводным валом на
расположенный сзади комбинированный воздушно-реактивный двигатель
созданный в Центральном институте авиационного моторостроения имени
П.И. Баранова, в отделе под руководством инженера-конструктора
Холщевникова Константина Васильевича.
Самолёт, получивший впоследствии
наименование МиГ-13, был принят
на вооружение в феврале 1945 года.
После окончания Великой Отечественной войны,
летом 1945 года
Г.Е. Лозино-Лозинский
в звании майора находился в командировке
в Германии, где в составе группы
советских специалистов принимал участие в изучении технологий
германского
авиастроения и поиске трофейных реактивных двигателей разработанных
в
машиностроительных компаниях "JUMO" и "BMW".
После возвращения из Германии, он
продолжил работать в Москве, в ОКБ
А.И. Микояна,
участвуя в организации серийного производства первых истребителей
семейства
МиГ, занимаясь вопросами повышения мощности двигателей.
Им была разработана оборудованная на двигателе ВК-1Ф первая
отечественная
форсажная камера, применение которой на истребителе МиГ-17,
пилотируемом
лётчиком-испытателем
И.Т. Иващенко
позволило
1 февраля 1950 года достигнуть
скорости звука в горизонтальном полёте, соответствующей числу
М=1, 03.
Приказом Директора Завода № 155 № 17 от 20
марта 1952 года,
Г.Е. Лозино-Лозинский
был переведён на должность Ведущего
конструктора и Начальника конструкторской
бригады.
Дальнейшим результатом работ
Глеба Евгеньевича
(в 1950-х годах)
стал МиГ-19 -
первый
в мире серийный сверхзвуковой истребитель и
заменивший его лучший
истребитель своего времени МиГ-21 с максимальной скоростью
М=2,
оснащенный
лобовым регулируемым сверхзвуковым воздухозаборником.
Приказом Министра авиационной промышленности СССР №
2 от 12 апреля 1957 года,
он
был назначен на должность заместителя
Главного конструктора Завода № 155.
В начале 1965 года в ОКБ-155
А.И. Микояна началась
разработка двухступенчатого
воздушно-орбитального самолёта
(в современной
терминологии - авиационно-космической системы
(АКС))
"Спираль".
-
-
Приказом Министра авиационной промышленности № 164/к
от 15 июня 1965 года
Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич
был назначен
на должность Главного
конструктора системы, аванпроект которого был подписан им 29 июня
1966 года.
Приказом Министра авиационной промышленности № 431 от 2 августа 1966
года
он был
утверждён в должность Главного конструктора II
категории.
Приказом Министра авиационной промышленности СССР № 175 от 30 апреля
1967 года
опытному заводу № 155 было присвоено наименование Московский
машиностроительный завод (ММЗ)
"Зенит", с 1970 года носивший имя
Артёма Ивановича Микояна.
Этим же Приказом и Приказом Директора ММЗ
"Зенит" № 1/к от 2 января 1967 года,
служащие и специалисты этого предприятия были уволены с
"ликвидированного"
завода и вновь были на прежние должности в
подразделения вновь образованного
предприятия.
-
Примечание:
.....В
начале 1990-х годов ММЗ имени А.И. Микояна был преобразован в Авиационный
научно-промышленный комплекс (АНПК)
"МиГ" с мая 1995 года входящий в
состав образованного на базе Московского авиационно-производственного
объединения имени П.В. Дементьева (МАПО) "МиГ".
.....
По
замыслу разработчиков космические аппараты многоразового использования
(орбитальные самолёты)
должны были выводиться
на околоземную орбиту специально разработанным
гиперзвуковым самолётом-разгонщиком.
Эта идея на много опережала свое время.
В 1967 году орбитальный самолёт, по предложению
Сергея Павловича Королёва,
должен был с помощью ракеты-носителя совершить виток вокруг Земли.
Но в конце 1960-х годов проект "Спираль" был заморожен,
прекратилось его
финансирование, а в 1971 году Приказом Министра обороны СССР,
Маршала Советского
Союза
А.А. Гречко,
проект создания авиационно-космической системы был закрыт.
Тема была
разбита на отдельные Научно-исследовательские и опытно-
конструкторские работы без каких-либо реальных перспектив.
Возможно, если бы проект не был закрыт, то в
настоящее время человечество уже
бы имело недорогой и надежный космический носитель,
позволивший бы сделать
полёты в космос довольно обычным явлением.
В том же 1971 году
Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич
был назначен Главным
конструктором сверхзвукового перехватчика МиГ-31 и принимал самое
непосредственное участие и в создании фронтового истребителя МиГ-29.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР № 132-51 от 17 февраля 1976 года
(без публикации в
печати),
было принято решение о создании многоразовой
транспортной космической системы "Энергия-Буран".
В развитие этого Постановления, Приказом Министра авиационной
промышленности
СССР № 81 от 24 февраля 1976 года, было образовано
Научно-производственное
объединение "Молния".
НПО "Молния" возникло на базе двух конструкторских бюро -
"Буревестник"
(Главный конструктор
А.В. Потопалов),
имевшего опыт создания конструкций
больших сверхзвуковых самолётов и зенитных ракет, и "Молния"
(Главный
конструктор
Бисноват Матус Рувимович),
разрабатывавшего беспилотные
летательные
аппараты, и Экспериментального машиностроительного завода
(Генеральный
конструктор
Мясищев Владимир Михайлович),
на котором
проектировались и испытывались
тяжёлые и высотные самолёты.
Приказом Министра авиационной промышленности СССР № 113/к
от 26 февраля 1976
года
Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич
был уволен
из кадров Московского
машиностроительного завода "Зенит" имени А.И. Микояна и Приказом
по этому
же министерству № 40/к от 9 марта 1976 года, в
порядке перевода, был назначен
на должность Генерального
директора и Главного конструктора Научно-производственного объединения "Молния" - головного предприятия
ответственного
за разработку и создание планера
орбитального корабля "Буран", и координацию
работ предприятий ракетно-космической и
авиационной отраслей - участников
проекта.
27 мая 1976 года
Глебом Евгеньевичем
был утверждён документ, в
котором были
изложены основные параметры и конструкция будущего орбитального самолёта
(космического
корабля многоразового использования)
"Буран", а в 1977 году
состоялась защита эскизного проекта этого корабля.
После закрытия проекта "Спираль"
Г.Е. Лозино-Лозинский
и его коллеги продолжали
работу по системе по собственной инициативе.
В 1981 году вышло секретное Решение Совета Министров
СССР, в соответствии с
которым НПО
"Молния" осуществляло проработку альтернативных вариантов
многоразовых авиационно-космических систем
(проекты "49",
"49М"),
которые могли бы стать недорогим дополнением к системе "Энергия-Буран".
В 1982 году появился проект базирования
орбитальных самолётов, как и в проекте
"49", на базе самолёта Ан-124 - так
называемая пилотируемая авиационно-
космическая система "Бизань" и её грузовой
транспортный вариант "Бизань-Т".
Несмотря на предложение НПО "Молния"
применить схему орбитального самолёта
"Спираль" и в системе "Буран",
головной разработчик системы "Энергия-Буран" -
Научно-производственное объединение "Энергия" с 1974
года возглавляемой
Академиком
Валентином Петровичем Глушко
настоял
на использовании
компоновки,
близкой к американской многоразовой
космической системе "Space Shutlle",
с ракетой-носителем сверхтяжёлого класса "Энергия".
Тем не менее, опыт работы над
аэрокосмическими системами значительно
облегчил и ускорил создание "Бурана".
В связи с началом полномасштабных работ по
системе "Энергия-Буран"
аэрокосмическая тема "Спираль" официально была закрыта
в 1980 году.
.....
Из истории лётно-конструкторских испытаний
авиационно-космических систем:
.....•
До закрытия работ
по системе
"Спираль"
в
1980
году,
были
построены три аналога
экспериментального пилотируемого орбитального самолёта
"ЭПОС":
для исследований на
дозвуковой скорости - "105.11", на сверхзвуке –
"105.12",
на гиперзвуке – "105.13".
-
.....•
27 октября 1977 года состоялся первый полёт
дозвукового
аналога
экспериментального
пилотируемого орбитального самолёта "ЭПОС"
(изделия
"105.11")
- орбитальной ступени авиационно-космической системы "Спираль".
Летательный аппарат пилотируемый Героем Советского Союза,
лётчиком-испытателем Конструкторского бюро"Миг"
Фастовцом Авиардом Гавриловичем
был сброшен
с самолёта-носителя Ту-95К,
с высоты
5500 метров.
.....В
дальнейшем в 1977-1978 годах состоялось еще 5 автономных
полётов аналога "105.11". Три из них выполнил
Фастовец Авиард Гаврилович,
один - Герой Советского Союза, Заслуженный
летчик-испытатель СССР
Остапенко Пётр Максимович
и последний -
Урядов Василий Евгеньевич.
.....Все остальные полёты, как и первый,
совершались после отцепок от самолёта-носителя Ту-95К в
горизонтальном полёте на высоте
5500 метров
в диапазоне скоростей
420-460 километров в час
со стартового положения
балочного держателя с последующей посадкой аналога на
грунтовую взлётно-посадочную полосу "Грошев" полигона
Государственного научно-исследовательского института
военно-воздушных сил в Ахтубинском районе Астраханской
области (лётной
базы ОКБ имени А.И.Микояна),
пополняя научно-технический задел по программе
испытаний "ЭПОСа".
-
-
.....•
4 июня 1982 года был осуществлён первый запуск
космического аппарата "БОР-4"
(в
официальной прессе - "Космос-1374") для исследования теплозащитных и
жаропрочных материалов орбитального корабля многоразового использования "Буран".
....."БОР-4"
представлял собой копию орбитального самолёта
авиационно-космической системы
"Спираль",
изготовленную в масштабе
1:2.
-
-
.....Всего было выполнено ещё три
запуска орбитального самолёта типа "БОР-4": 16
марта 1983 года
("Космос-1445"), 27
декабря 1983 года ("Космос-1517")
и 19 декабря 1984 года
("Космос-1616").
.....Результаты испытаний использовались и в ходе
проектирования многоразовой авиационно-космической системы МАКС,
так как её орбитальный
самолёт также выполнен по аэродинамической
схеме типа "несущий корпус".
-
.....•
6 июля 1984 года состоялся
первый запуск геометрически подобной модели орбитального
корабля "Буран" - "БОР-5"
(изделие "501"),
выполненной
в масштабе
1:8,
для
исследования его аэродинамических характеристик.
Полёт
проходил по суборбитальной траектории.
.....Было
выполнено ещё 4 пуска:
17 апреля 1985 года
(изделие
"502"),
27декабря
1986 года
(изделие
"503"),
27 августа
1987 года
(изделие
"504")
и
22 июня
1988 года
(изделие
"505").
-
.....•
29
декабря 1984 года лётчиками-испытателями и
космонавтами-испытателями Лётно-исследовательского
института имени М.М. Громова
Игорем
Петровичем Волком
и
Римантасом-Антанасом Антано
Станкявичюсом осуществлена
первая рулёжка дозвукового аналога орбитального корабля
"Буран" - БТС-002ГЛИ,
предназначенного для горизонтальных лётных испытаний в
атмосфере.
.....В
дальнейшем осуществлено ещё 10 рулёжек.
-
.....•
10 ноября 1985 года,
они же осуществили первый полёт аналога БТС-002ГЛИ,
с целью проверки характеристик устойчивости и
управляемости, с использованием при заходе на
посадку тяги двигателей и снижением по пологой глиссаде
с наклоном 3°.
-
.....•
16 февраля 1987 года,
Игорь Волк
и
Римантас-Антанас Станкявичюс
осуществили первую автоматическую посадку аналога БТС-002ГЛИ
с высоты 4000 метров.
Начиная с включения автоматики в ключевой точке и до
полной остановки на взлётно-посадочную полосу,
лётчики-испытатели никаких действий по управлению не
выполняли.
-
.....•
15
апреля 1988 года,
они же завершили программу лётных испытаний дозвукового аналога
орбитального корабля "Буран" - БТС-002ГЛИ.
-
.....•
В
отечественной практике ракетно-космической техники не
было аналогов, по сложности равных кораблю
"Буран". В процессе работы
над "Бураном"
была создана мощная
производственно-технологическая, лабораторно-испытательная
и стендовая база.
.....Межотраслевая кооперация
насчитывала более 1200 предприятий
и научных центров;
над системой "Энергия-Буран"
работало в общей сложности более 1, 5 миллионов
человек.
.....В
результате многолетней напряженной работы был создан
орбитальный космический корабль многоразового
использования с уникальными характеристиками.
.....Первый
и единственный его полёт состоялся 15 ноября 1988 года.
Ракета-носитель сверхтяжёлого класса "Энергия",
стартовавшая с площадки № 110 Космодрома Байконур,
вывела корабль на околоземную орбиту.
.....Полёт
длился 205 минут, за это время корабль совершил
два витка вокруг Земли, после чего произвёл
посадку на аэродроме "Юбилейный" Космодрома Байконур.
.....Полёт
и посадка происходили в полностью автоматическом режиме
с использованием бортового компьютера и бортового
программного обеспечения.
.....Система
автоматического управления позволила произвести беспилотную посадку орбитального корабля при штормовых порывах ветра,
превышающих предельно допустимые метеорологические нормативы
для посадки американского
"Шаттла".
-
-
После триумфального полёта корабля "Буран"
Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский,
входивший
в состав Государственной
межведомственной комиссии по
лётно-конструкторским испытаниям системы "Энергия-Буран",
продолжил активную
работу по разработке
авиационных и аэрокосмических систем.
Под его руководством в
Научно-производственном объединении "Молния"
осуществлялось проектирование: бизнес-самолёта-триплана "Молния-1"
(в
1990-
1991 годах; первый вылет самолёта состоялся 18
декабря 1992 года);
авиационно-
космической системы "Interrim-Hotol",
представлявшей собой орбитальный самолёт
"Hotol", базирующийся на самолёте Ан-225 "Мрiя"
(в
1990-1992 годах; совместно с
фирмой "British Aerospace" (Великобритания),
Авиационной научно-технической
компанией (АНТК)
"Антонов" (Украина),
Центральным аэрогидродинамическим
институтом имени
Профессора Н.Е. Жуковского и Центральным
институтом
авиационного моторостроения имени П.И. Баранова
(Россия));
пассажирских
средне-магистральных самолётов схемы "триплан" -
"Молния-100", "Молния-300"
и "Молния-400"
(в 1993 году);
экспериментальной авиационно-космической системы
"RADEM" - демонстратора технологий перспективных систем
выведения (в
1993-1994
годах; по заказу Европейского космического агентства
(ЕКА),
совместно с фирмой
"British Aerospace" (Великобритания),
Авиационной научно-технической компанией
(АНТК)
"Антонов" (Украина)
и Центральным аэрогидродинамическим
институтом имени Профессора Н.Е. Жуковского
(Россия)).
В 1994 году, Г.Е. Лозино-Лозинский
был утверждён в
должности Генерального
конструктора НПО "Молния" с
освобождением от обязанностей Генерального
директора, сосредотачиваясь на
конструкторской работе.
-
-
Им дальше была развита схема "триплана",
разработан
тяжёлый транспортный самолёт
"Молния-1000" ("Геракл"), предложена концепция
демонстратора авиационно-
космических систем МАКС-Д (в
1995 году).
Способность видеть далеко вперёд
являлась неотъемлемым качеством
Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского.
Именно поэтому еще в конце 1980-х годов
он вместе с группой единомышленников
начал
разработку многоразовой
авиационно-космической системы МАКС с воздушным стартом
со сверхтяжелого транспортного самолета
Ан-225 "Мpiя".
Эскизный проект МАКСа был защищён в мае 1989 года.
Наличие громадного научно-технического задела
и производственной кооперации
делали проект
одним из наиболее перспективных на пути дальнейшего освоения
космоса.
Именно в МАКСе в полной мере были развиты идеи,
заложенные в своё время
ещё в проекте "Спираль".
Многогранной была деятельность Г.Е. Лозино-Лозинского,
Генерального
конструктора
не только по должности, но и по существу - творческого начала
всех проводимых
работ, генератора идей, мастера простых решений сложных вопросов.
Практически до последних дней жизни
Глеб Евгеньевич был полон сил
и энергии,
активно продолжал работать по реализации проектов перспективных
авиационно-космических систем и самолётов.
Он
являлся одним из основателей Российской
Инженерной Академии, организатором
регулярно
проводимого Международного аэрокосмического
конгресса, Заведующим
Кафедрой "Авиационно-космические системы" и
Профессором Кафедры
"Аналитическая механика Московского
Государственного
технического
университета имени К.Э.
Циолковского.
Решением Высшей аттестационной Комиссии при Совете Министров СССР (протокол
№ 32д/17 от 6 сентября
1985 года),
Лозино-Лозинскому Глебу
Евгеньевичу
была
присуждена учёная степень Доктора технических наук
(диплом ТН
N005387).
27 февраля 1989 года,
Г.Е. Лозино-Лозинский
в числе других пяти авторов
получает от
Государственного Комитета СССР по делам
изобретений и открытий
Патент № 1709067
на изобретение
"Планирующий многоразовый
воздушно-космический аппарат",
а
16 марта 1989 года он получает Свидетельство № 29707
на промышленный образец
"Планёр
многоразовый воздушно-космический".
Лозино-Лозинский Глеб
Евгеньевич был избран:
Действительным членом Российской
Инженерной Академии
(протокол
№ 6 Решения общего
собрания от 13 мая 1990 года;
диплом № 73),
затем - Вице-президентом этой Академии;
Почётным
членом Российской
Академии космонавтики имени К.Э.
Циолковского
(протокол
№ 2/5
Решения общего собрания от 22 декабря 1992 года;
диплом № 107);
Действительным
членом Академии
инженерных
наук Украины
(3
декабря 1992 года; диплом
АБ-1 N496);
Действительным
членом
Российской Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского
(протокол
№ 4/23
Решения общего собрания от 27 октября 1994 года;
диплом
ДА N0742);
членом
Международного фонда организации попечителей Московского Государственного
авиационно-технологического университета имени
К.Э. Циолковского
(10
мая 1997 года;
диплом № 76);
Действительным
членом Академии наук авиации и
воздухоплавания
(28
декабря 1997 года).
-
.....Дочь
Г.Е. Лозино-Лозинского
-
Лозино-Лозинская Ирина Глебовна
(07.10.
1939 - 11.09. 2021), Кандидат технических наук;
инженер,
Начальник сектора,
Начальник отдела,
Главный специалист отделения
жидкостных ракетных двигателей
Научно-исследовательского института
тепловых процессов
(Акционерного общества
"Государственный научный центр
"Центр Келдыша").
.....Урна с
её прахом захоронена в Москве,
в нише
"закрытого" колумбария Ваганьковского кладбища (секция
№ 73).
-
-
увеличить
фото
- |
-
Государственные награды:
Указом Президиума Верховного Совета
№ 222/30 от 2 июля 1945 года,
"За образцовое
выполнение заданий правительства по производству боевых
самолётов", Старший
инженер ордена Ленина завода № 1 Народного
комиссариата авиационной промышленности СССР
Лозино-Лозинский
Глеб
Евгеньевич был награждён
орденом Красной Звезды.
Постановлением Совета Министров
СССР от 31 июля 1950 года,
"За разработку и
освоение новых технологических процессов при
производстве самолётов (за работы
по увеличению тяги двигателя за счёт применения форсажа)",
инженер-конструктор
Завода № 155 Министерства авиационной промышленности
СССР
Лозино-Лозинский
Глеб Евгеньевич
был удостоен Сталинской премии
II степени в области наук
в размере 100 000 рублей в составе коллектива
разработчиков.
Постановлением Совета Министров
СССР от 23 июля 1952 года,
"За заслуги в создании
и производстве новой техники (за разработку истребителя
МиГ-17)", Ведущий
конструктор Завода № 155 Министерства авиационной
промышленности СССР
Лозино-Лозинский Глеб
Евгеньевич
был удостоен Сталинской премии
I степени
в размере 200 000 рублей в составе коллектива
разработчиков.
Указом Президиума Верховного Совета
от 12 июля 1957 года,
"За образцовое
выполнение заданий правительства по производству новой
авиационной техники",
заместитель Главного конструктора Завода № 155
Министерства авиационной промышленности СССР
Лозино-Лозинский
Глеб
Евгеньевич был награждён
орденом Ленина.
Постановлением
Комитета по Ленинским премиям в
области науки и техники
при Совете Министров СССР
от 22 апреля 1962 года,
"За работу в области
самолётостроения (за создание истребителя МиГ-21)",
Заместитель Главного
конструктора Завода № 155 Министерства авиационной
промышленности СССР
Лозино-Лозинский Глеб
Евгеньевич
был удостоен Ленинской премии
в области техники в составе коллектива разработчиков.
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от
26 апреля 1971 года,
"За заслуги
в создании и производстве
новой техники",
Главный конструктор Московского
машиностроительного завода
"Зенит" Министерства авиационной промышленности
СССР Лозино-Лозинский
Глеб
Евгеньевич
был награждён орденом Трудового
Красного Знамени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от
3 апреля 1975 года (с
грифом
"совершенно секретно"),
"За выдающиеся заслуги в создании и производстве
новой техники",
Главный конструктор Московского
машиностроительного завода
"Зенит" Министерства авиационной промышленности СССР Лозино-Лозинский
Глеб
Евгеньевич
был удостоен звания Героя
Социалистического Труда
с
вручением ему ордена Ленина и Золотой Медали "Серп и Молот".
Указом Президента СССР
№ УП-1274
от 30 декабря 1990 года,
"За заслуги в создании
и проведении испытаний многоразовой космической системы
"Энергия-Буран",
Генеральный директор - Главный конструктор
Научно-производственного
объединения "Молния" Министерства авиационной
промышленности СССР
Лозино-Лозинский Глеб
Евгеньевич
был награждён
орденом
Октябрьской Революции.
Указом Президента Российской
Федерации № 358
от 16 апреля 1997 года,
"За заслуги перед государством,
многолетний
добросовестный труд и большой
вклад в укрепление дружбы и сотрудничества
между народами", Генеральный
конструктор Акционерного общества
"Научно-производственное объединение "Молния""
Лозино-Лозинский Глеб
Евгеньевич
был награждён
орденом "За заслуги перед
Отечеством" IV степени.
Кроме того, он был награждён медалями: "Ветеран
труда", "За доблестный труд
во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов",
"В Память 800-летия Москвы", "В Память 850-летия
Москвы" и
другими.
Награды от научных
обществ и ведомств:
Решением Бюро Президиума
Федерации космонавтики
СССР
от
25 декабря 1979 года,
"За непосредственное руководство работами по решению научно-технических
проблем в создании пилотируемых летательных аппаратов
и в связи с 70-летием
со дня рождения",
Лозино-Лозинский Глеб
Евгеньевич
был награждён
Дипломом имени Лётчика-космонавта СССР
Ю.А. Гагарина.
22 апреля 1980 года он
был награждён Памятным знаком "ХХ лет Центра
подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина".
Решением Президиума
Федерации космонавтики
СССР
от
26 декабря 1986 года,
Лозино-Лозинский Глеб
Евгеньевич
был награждён юбилейной медалью
имени Академика С.П. Королёва.
Приказом Министра
авиационной промышленности СССР № 1209/к от 14 декабря
1989 года, "За большой вклад в развитие
авиационной промышленности",
Лозино-Лозинский Глеб
Евгеньевич
был награждён нагрудным знаком
"Почётный авиастроитель" (удостоверение
№ 2760).
Решением Учёного Совета Московского
авиационно-технологического института -
Российского Государственного
технологического университета имени К.Э. Циолковского
от 28 июня 1992 года
(протокол
№ 4),
"За выдающийся вклад в развитие авиации и
космонавтики и подготовку кадров",
Лозино-Лозинскому Глебу
Евгеньевичу была
присуждена степень Почётного доктора МАТИ-РГТУ.
В 1993 году,
в знак признания большого вклада в развитие
мировой аэрокосмической
науки и техники,
Германское общество аэронавтики и астронавтики
присудило
Лозино-Лозинскому Глебу
Евгеньевичу
престижные Международные
премии имени Эйгена Зенгера
и Вернера фон Брауна.
По итогам 43-го Всемирного салона изобретений, научных исследований
и
промышленных инноваций "Брюссель-Эврика-94",
проходившего в столице Бельгии - городе Брюсселе, Лозино-Лозинский Глеб
Евгеньевич
был
награждён Золотой
медалью и
специального приза, учреждённого экс-премьер-министром Бельгии
Жан-Люком Деане
-
за
создание и освоение орбитального корабля многоразового
использование "Буран".
17 ноября 1994 года он
был награждён Золотой медалью и Дипломом Международной
комиссии
по инновациям -
за разработку орбитального
самолёта авиационно-космической системы "Спираль".
Решением Бюро
Президиума
Федерации космонавтики
России
от
26 декабря 1994 года,
"За выдающиеся заслуги в
области космонавтики
и в связи с 85-летием со дня
рождения",
Лозино-Лозинский Глеб
Евгеньевич
был награждён
Дипломом Федерации космонавтики России.
Приказом Министра оборонной промышленности Российской Федерации № 141
от 27 марта 1997 года,
Лозино-Лозинскому Глебу
Евгеньевичу было присвоено
звание "Лучший
изобретатель Миноборонпрома России".
15 ноября 1998 года ему
был вручён Знак международного Фонда попечителей Московского Государственного
авиационно-технологического университета
(МГАТУ)
имени К.Э. Циолковского.
- |