Родился
12 декабря 1928 года.
Некоторое время семья
Козюпы жила
в
Житомирской области, по месту службы
главы семьи -
кубанского казака, ставшего кадровым военным,
начинавшим свою службу в Первой Гвардейской кавалерийской дивизии.
Из-за так называемой ротации в военной среде, отец менял
места службы
и Олегу
часто приходилось менять школы.
10 июня 1941 года семья поселилась в Тернопольской области.
Здесь их и застало начало Великой Отечественной войны.
На следующий день семью эвакуировали на восток.
Они часто меняли места обитания из-за наступления немцев.
В конце июня 1941 года семья приехала в Сталинград.
Затем был - Краснодар, а после снова - Сталинград, куда
вызвали отца.
К счастью, до начала Сталинградской битвы
семья Козюпы уплыла
пароходом
на Север.
И вновь начались скитания.
Чимкент, Ашхабад, Красноводск, Баку,
Махачкала, и вновь - Краснодар.
В начале 1943 года приступил к учёбе в восьмом классе,
причём с третьей четверти, имея урывочное шестилетнее
образование.
Олег был очень настойчивым юношей, мечтавшим о небе.
Он узнал, что в Краснодаре есть авиационная спецшкола для
учащихся 8-10 классов.
Но мечты о полётах пришлось оставить, так как Олег был
очень худым, к тому же
проболевшим первые две четверти в 9-м классе.
Несмотря на трудности с математикой,
Олегу Козюпе
удалось закончить школу
с серебряной медалью, после чего он поступил на
самолётный факультет
Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе.
Будучи студентом,
он в
Центральном аэроклубе совершил четыре прыжка
с
парашютом,
после чего получил звание "боец-парашютист".
С
трудом пробился в
аэроклуб имени В.П. Чкалова в
Московском районе Тушино,
так как
студентов туда не принимали.
Летал на
планере,
затем на
самолёте ПО-2.
По окончании института
О.И. Козюпа
получил распределение в
ОКБ № 456, которым руководил
Валентин Петрович Глушко.
Но
когда студентов провели по
цехам,
они поняли:
это совсем не то,
чему их учили.
Пришлось прибегнуть к
трёхдневной забастовке,
после чего "бунтарей" направили
на
преддипломную практику в
Подлипки,
где их принял сам Сергей Павлович Королёв.
Было решено
для самолётчиков провести курс учёбы по ракетам, в связи с чем
перенести срок защиты диплома на полгода.
Руководителем дипломной работы у
Козюпы был ведущий конструктор
по ракете Р-5
Дмирий Ильич Козлов,
будущий главный конструктор Куйбышевского ЦСКБ "Прогресс".
Защита прошла на "отлично" , и 21 июля 1952 года молодой
инженер Олег Козюпа
вышел на работу в группу
крылатых ракет отдела № 3, которым руководил
Константин Дмитриевич Бушуев.
В декабре 1953 года была создана атомная бомба, габариты и вес которой
позволяли создать ракету под неё.
Подразумевалось, что это будет ракета Р-5 с
небольшими доработками.
Но
получилась совсем новая ракета которой дали индекс М-5.
Олегу Козюпе
была поручена разработка рулевого агрегата
и теоретического чертежа бака горючего. Работа проходила в
авральном режиме.
Каждую неделю о ходе работ докладывали
Н.С. Хрущеву.
В январе 1955 года состоялся пуск ракеты М-5
с макетом атомной бомбы.
В начала января 1959 года он приступил к работе в отделе
Михаила Клавдиевича Тихонравова,
в
секторе
Константина Петровича Феоктистова.
О.И. Козюпа
участвовал в разработке компоновки
спускаемого аппарата корабля-спутника "Восток-1"
(1К),
рассчитанного на полёт с животными.
Он был одним из разработчиков способа поиска спускаемых аппаратов
космических кораблей после посадки,
предусматривавшего использование радиомаяков, устанавливаемых на
спускаемом
аппарате.
Олег Иванович Козюпа - автор
инструкции по первоочередным действиям на месте посадки.
Участвовал в поисках первых спускаемых аппаратов с
животными, включая проведение операций по изъятию, обезвреживанию
и уничтожению системы аварийного
подрыва, которой были оснащены эти аппараты.
Одной из сложных таких работ было мероприятие по эвакуации
спускаемого
аппарата корабля с собаками Белкой
и Стрелкой
на борту.
По штатной программе корабль должен был летать двое суток и
приземлиться в районе Семипалатинска.
Для встречи спускаемого аппарата в этом районе была подготовлена
поисковая команда под руководством
О.И. Козюпы.
Однако из-за неполадок на борту время полета было сокращено до
суток,
и аппарат приземлился на резервный полигон в районе Орска.
Козюпе пришлось
лететь туда, где он вместе с
командой
Арвида Владимировича Палло
и ведущим конструктором Олегом
Генриховичем Ивановским произвёл необходимые работы со
спускаемым аппаратом.
Этот эпизод из истории космонавтики стал основой для сюжета
художественного фильма "Корабль пришельцев", снятого в 1985 году
режиссёром и исполнителем одной из главных ролей
Сергеем Никоненко
на Киностудии имени М. Горького, по повести
Владимира Губарева
"Легенда о пришельцах".
В роли Главного конструктора - прототипа
Сергея Павловича Королёва
снялся
Олег Павлович Табаков.
(смотреть on-line)
Олег Иванович Козюпа
был инструктором первого отряда космонавтов по действиям
космонавтов после возвращения из космического полёта.
Всего Олег Иванович
участвовал
в поиске и эвакуации с места посадки экипажей тринадцати
спускаемых аппаратов различной модификации, включая корабли "Восток",
"Восток-2", "Восток-3", "Восток-6",
"Восход", "Восход-2".
С возвращением экипажа "Восхода-2" -
Павла Ивановича Беляева
и
Алексея Архиповича Леонова
связан один из самых драматических эпизодов истории отечественной
космонавтики.
После триумфального выхода
Алексея Леонова
в открытое космическое пространство,
экипаж завершил программу полёта и готовился к возвращению
на Землю.
В результате неисправности системы ориентации экипажу была дана команда:
"сажать корабль в ручном режиме".
Из-за этой нештатной ситуации спускаемый аппарат 19 марта 1965 года
совершил посадку в нерасчётной точке, в 30 километрах
юго-западнее города Березники,
Пермской области.
Поисковым службам лишь 21 марта удалось эвакуировать космонавтов.
Это было связано с тем, что поисковики потеряли время покидая
первоначальный (расчётный)
район поиска, а также с
труднодоступностью места, куда совершил посадку спускаемый аппарат.
Благодаря самоотверженности и профессионализму космонавтов и
членов поисковой группы, куда входил
Олег Козюпа, спасательные мероприятия
были завершены успешно.
Об этом случае рассказано в документальном фильме
(смотреть on-line)
Олег Иванович Козюпа
внёс большой вклад в разработку программы использования корабля 7К
("Союз"),
и в
проектирование спускаемого аппарата этого корабля.
Он участвовал в работах по компоновке спускаемого
аппарата
лунного орбитального корабля
по программе Н1-Л3, разработках полёта
на Марс
и работах по программе полёта орбитального корабля
многоразового
использования "Буран".
Он был активным участником разработки космического аппарата "Зенит",
обеспечивающего получение фотографической информации о Земле.
Одним из интересных эпизодов жизни
О.И. Козюпы стало его участие в Целевом
наборе кандидатов на полёт на многоместном космическом корабле
"Восход".
Ещё до полёта первого космонавта,
Олег Иванович подал заявление
о приёме
в отряд космонавтов.
Проходил медицинское обследование в Научно-исследовательском
авиационном госпитале, но из-за повышенного давления не был допущен
к специальной
подготовке.
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года
"За участие в осуществлении первого полёта
человека в космос"
Олег Иванович Козюпа был награждён медалью "За трудовую доблесть".
|