-


Инженер-конструктор ОКБ-1,
(Центрального Конструкторского бюро экспериментального машиностроения,
Научно-производственного
объединения "Энергия");

проектировщик, один из организаторов
службы обнаружения, технического
обслуживания и эвакуации спускаемых
аппаратов и космонавтов с мест их
приземления
;
Участник целевого набора космонавтов

 

от ОКБ-1 по программе "Восход"

Опыта космических полётов не имел

 
-
-
     
 


Родился 12 декабря 1928 года.

Некоторое время
семья Козюпы жила в Житомирской области, по месту службы
главы семьи -
кубанского казака, ставшего кадровым военным, начинавшим свою службу в Первой Гвардейской кавалерийской дивизии.

Из-за так называемой ротации в военной среде, отец менял места службы
и
Олегу часто приходилось менять школы.

10 июня 1941 года семья поселилась в Тернопольской области.
Здесь их и застало начало Великой Отечественной войны.
На следующий день семью эвакуировали на восток.
Они часто меняли места обитания из-за наступления немцев.
В конце июня 1941 года семья приехала в Сталинград.
Затем был - Краснодар, а после снова - Сталинград, куда вызвали отца.
К счастью, до начала Сталинградской битвы
семья Козюпы уплыла
пароходом
на Север.
И вновь начались скитания.
Чимкент, Ашхабад, Красноводск, Баку, Махачкала, и вновь - Краснодар.

В начале 1943 года приступил к учёбе в восьмом классе, причём с третьей четвертиимея урывочное шестилетнее образование.

Олег был очень настойчивым юношей, мечтавшим о небе.
Он узнал, что в Краснодаре есть авиационная спецшкола для учащихся 8-10 классов.
Но мечты о полётах пришлось оставить, так как Олег был очень худым, к тому же
проболевшим первые две четверти
в 9-м классе.
Несмотря на трудности с математикой,
Олегу Козюпе удалось закончить школу
с серебряной медалью, после чего он поступил на
самолётный факультет
Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе.

Будучи студентом
, он в Центральном аэроклубе совершил четыре прыжка
с парашютом, после чего получил звание "боец-парашютист".
С трудом пробился в аэроклуб имени В.П. Чкалова в Московском районе Тушино,
так как студентов туда не принимали.
Летал
на планере, затем на самолёте ПО-2.

По окончании института
О.И. Козюпа получил распределение в ОКБ № 456, которым руководил
Валентин Петрович Глушко.
Но когда студентов провели по цехам, они поняли: это совсем не то, чему их учили. Пришлось прибегнуть к трёхдневной забастовке, после чего "бунтарей" направили
на преддипломную практику в Подлипки, где их принял сам 
Сергей Павлович Королёв.

Было решено
для самолётчиков провести курс учёбы по ракетам, в связи с чем перенести срок защиты диплома на полгода.
Руководителем дипломной работы у
Козюпы был ведущий конструктор
по ракете Р-5
Дмирий Ильич Козлов, будущий главный конструктор Куйбышевского ЦСКБ "Прогресс".
Защита прошла
на "отлично" , и 21 июля 1952 года молодой инженер
Олег Козюпа вышел на работу в группу крылатых ракет отдела № 3, которым руководил
Константин Дмитриевич Бушуев.
В декабре 1953 года была создана атомная бомба, габариты и вес которой позволяли создать ракету под неё.
Подразумевалось
, что это будет ракета Р-5 с небольшими доработками.
Но получилась совсем новая ракета которой дали индекс М-5.
Олегу Козюпе была поручена разработка рулевого агрегата и теоретического чертежа бака горючего. Работа проходила в авральном режиме.
Каждую неделю о ходе работ докладывали
Н.С. Хрущеву.
В январе 1955 года состоялся пуск ракеты М-5 с макетом атомной бомбы.

В начала января 1959 года он приступил к работе в отделе
Михаила Клавдиевича Тихонравова, в секторе Константина Петровича Феоктистова.
О.И. Козюпа участвовал в разработке компоновки спускаемого аппарата корабля-спутника "Восток-1" (), рассчитанного на полёт с животными.
Он был одним из разработчиков способа поиска спускаемых аппаратов космических кораблей после посадки, предусматривавшего использование радиомаяков, устанавливаемых на спускаемом аппарате.

Олег Иванович Козюпа - автор инструкции по первоочередным действиям на месте посадки.
Участвовал в поисках первых  спускаемых аппаратов с животными, включая проведение операций по изъятию, обезвреживанию и уничтожению системы аварийного подрыва, которой были оснащены эти аппараты.

Одной из сложных таких работ было мероприятие по эвакуации спускаемого
аппарата корабля
с собаками
Белкой и Стрелкой на борту.
По штатной программе корабль должен был летать двое суток и приземлиться в районе Семипалатинска.
Для встречи спускаемого аппарата в этом районе была подготовлена поисковая команда под руководством
О.И. Козюпы.
Однако из-за неполадок на борту время полета было сокращено до суток,
и аппарат приземлился на резервный полигон в районе Орска.
Козюпе пришлось лететь туда, где он вместе с командой
Арвида Владимировича Палло и ведущим конструктором Олегом Генриховичем Ивановским произвёл необходимые работы со спускаемым аппаратом.

Этот эпизод из истории космонавтики стал основой для сюжета художественного фильма "Корабль пришельцев", снятого в 1985 году режиссёром и исполнителем одной из главных ролей
Сергеем Никоненко на Киностудии имени М. Горького, по повести Владимира Губарева "Легенда о пришельцах".
В роли Главного конструктора - прототипа
Сергея Павловича Королёва
снялся Олег Павлович Табаков.

(смотреть on-line) "Корабль пришельцев" (режиссёр Сергей Никоненко, автор сценария - Виталий Губарев, 1985 год)

(смотреть on-line)

Олег Иванович Козюпа был инструктором первого отряда космонавтов по действиям космонавтов после возвращения из космического полёта.

Всего
Олег Иванович участвовал в поиске и эвакуации с места посадки экипажей тринадцати спускаемых аппаратов различной модификации, включая корабли "Восток", "Восток-2", "Восток-3", "Восток-6", "Восход", "Восход-2".

С возвращением экипажа "Восхода-2" -
Павла Ивановича Беляева и Алексея Архиповича Леонова связан один из самых драматических эпизодов истории отечественной космонавтики.
После триумфального выхода
Алексея Леонова в открытое космическое пространство, экипаж завершил программу полёта и готовился к возвращению
на Землю.
В результате неисправности системы ориентации экипажу была дана команда:
"сажать корабль в ручном режиме".

Из-за этой нештатной ситуации спускаемый аппарат 19 марта 1965 года совершил посадку в нерасчётной точке, в 30 километрах юго-западнее города Березники,
Пермской области.
Поисковым службам лишь 21 марта удалось эвакуировать космонавтов.
Это было связано с тем, что поисковики потеряли время покидая первоначальный
(расчётный) район поиска, а также с труднодоступностью места, куда совершил посадку спускаемый аппарат.
Благодаря самоотверженности и профессионализму космонавтов и членов поисковой группы, куда входил
Олег Козюпа, спасательные мероприятия были завершены успешно.

Об этом случае рассказано в документальном фильме

(смотреть on-line) "Я мог никогда не вернуться" (документальный фильм, телеканал "Россия", 2005)

(смотреть on-line)

Олег Иванович Козюпа внёс большой вклад в разработку программы использования корабля 7К ("Союз"), и в проектирование спускаемого аппарата этого корабля.
Он участвовал в работах по компоновке спускаемого аппарата
лунного орбитального корабля
по программе Н1-Л3, разработках полёта
на Марс и работах по программе полёта орбитального корабля многоразового использования "Буран"
.

Он был активным участником разработки космического аппарата "Зенит",
обеспечивающего получение фотографической информации
о Земле.

Одним из интересных эпизодов жизни
О.И. Козюпы стало его участие в Целевом наборе кандидатов на полёт на многоместном космическом корабле "Восход".
Ещё до полёта первого космонавта,
Олег Иванович подал заявление о приёме
в отряд космонавтов.
Проходил медицинское обследование в Научно-исследовательском авиационном госпитале, но из-за повышенного давления не был допущен
к специальной подготовке.

Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года
"За участие в осуществлении первого полёта человека в космос"
Олег Иванович Козюпа был награждён медалью "За трудовую доблесть".

 

 
-
 


Выдающийся инженер-разработчик ракетно-космической техники

Олег Иванович Козюпа
скончался 26 января 2011 года.

Урна с его прахом захоронена в Москве, в нише "открытого"
колумбария Ваганьковского кладбища
(секция № 70),
в родственном захоронении.


(увеличить фото) г. Москва, "Открытый" колумбарий Ваганьковского кладбища (секция № 70), захоронение урны с прахом О.И. Козюпы (январь 2013 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)

 

 
-
 


При создании страницы использованы следующие материалы,
посвящённые
Олегу Ивановичу Козюпе
:


Биография О.И. Козюпы" на сайте "Космическая энциклопедия "ASTROnote"

Юрий Марчуков. "Люди нашего города. Олег Иванович Козюпа"

"Автограф Гагарина. Олег Иванович Козюпа" (глава из книги А.Л. Локтева "Недавно это было секретом")

Ссылка по теме:

Набор 1964 года для полёта на корабле "Восход"
 

 
     
 


Низкий поклон и Большое Спасибо

Локтеву Александру Львовичу -
Академику Российской Академии
космонавтики имени К.Э. Циолковского,
Доктору технических наук, писателю,
журналисту, Ветерану Конструкторского
бюро Химического машиностроения имени
А.М. Исаева, историку космонавтики
за разрешение публикации одной из глав
из его книги
"Недавно это было секретом"!

 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"

Возврат в мартиролог "Косионавты и астронавты..."