-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Доктор технических наук;
Ведущий инженер лаборатории № 24
Лётно-исследовательского института
Министерства авиационной
промышленности СССР
(Лётно-исследовательского института
имени М.М. Громова)
;
специалист по системам
жизнеобеспечения и средствам
спасения космонавтов

 
-
-
     
 

-
Виктор Николаевич Свергун родился 21 августа 1926 года в городе Славянске Сталинского округа Украинской ССР.

Историческая справка:
.....Округ был упразднён в июле 1930 года, как и большинство округов СССР. Районы бывшего округа были переданы в прямое подчинение Украинской ССР.
.....7 февраля 1932 года Украинская ССР была разделена на 5 областей: Винницкую, Днепропетровскую, Киевскую, Одесскую и Харьковскую.
.....Постановлением Всесоюзного Центрального исполнительного комитета от 2 июля 1932 года, из состава Днепропетровской и Харьковской областей была выделена Донецкая область с центром в городе Артёмовске. Это Постановление было утверждено 17 июля 1932 года ЦИК СССР с тем изменением, что центром области был назначен город Сталино, а сама область названа Сталинской.
.....9 ноября 1961 года - Сталинской области было возвращено название "Донецкая", существовавшее до 3 июня 1938 года.
.....С 24 августа 1991 года, после выхода из СССР - город Славянск Донецкой области в составе независимой Украины.
.....После Государственного переворота на Украине и последовавшего за этим провозглашения (7 апреля 2014 года) Донецкой Народной Республики (независимой от Украины), с 12 апреля 2014 года, город Славянск был занят активистами Народного ополчения Донбасса и сторонники ДНР, при поддержке бойцов спецподразделения милиции Донецкой области (бывших сотрудников донецкого отряда "Беркут") отказавшихся выезжать на подавление волнений.
.....13 апреля 2014 года, МВД Украины объявило о начале "антитеррористической операции", по сути объявив войну против жителей Донбасса и обнародовав планы по его уничтожению.
.....В Славянск были направлены части украинской армии при поддержке БТР и двух вертолётов.
.....В районе города начались боевые действия. 5 июля 2014 года подразделения армии и МВД Украины вернули Славянск под контроль украинского правительства.
.....С 24 февраля 2022 года, силами Вооружённых сил Российской Федерации проводится Специальная военная операция по освобождению от войск Украинского антинародного правящего режима присоединённых к России (по результатам проведённого референдума)  Донецкой и Луганской Народных Республик, а также новых областей России: Херсонской, Запорожской и части Николаевской.

В.Н. Свергун - участник Великой Отечественной войны.
15 сентября 1943 года, он был призван Славянским городским военным комиссариатом
Сталинской области Украинской ССР
.

С декабря 1943 года он воевал в 31-м отдельном запасном противотанковом дивизионе
1245-го истребительного противотанкового артиллерийского полка 10-й отдельной
истребительной противотанковой артиллерийской Криворожской ордена Кутузова
II степени бригады Резерва Верховного Главнокомандования в составе
3-го Украинского фронта.

Работая орудийным номером, а после - наводчиком орудия,
В.Н. Свергун показал
себя старательным
и исполнительным бойцом.

Он прошёл путь воина-освободителя
от Днепра до центральной части Австрии.
18 января 1945 года, заместитель Наводчика 4-й батареи, рядовой
Свергун Виктор
Николаевич
действуя быстро и уверенно в составе расчёта, в бою при отражении
контратаки танков
и пехоты противника в районе станции Сабат-Батьян,
уничтожил вражескую самоходную пушку.

26 января 1945 года он был тяжело ранен в бою в районе озера Балатон
(Венгрия),
а уже с марта, после излечения в госпитале, ефрейтор
В.Н. Свергун был снова
в строю в своём дивизионе.
За время пребывания в нём, он проявил себя дисциплинированным, морально
устойчивым
и требовательным к себе воином, примером в учёбе.

После окончания Великой Отечественной войны,
Виктор Николаевич продолжил
службу
в армии и был демобилизован в запас 1 сентября 1950 года.

С 1950-х годов, получив высшее техническое образование, Свергун Виктор Николаевич
работал в Лётно-исследовательском институте
Министерства авиационной
промышленности СССР
(ЛИИ МАП СССР
; с 1986 года - Лётно-исследовательский
институт имени М.М. Громова
, город Жуковский Московской области, ныне -

Государственный научный центр Российской Федерации "Акционерное
общество "Лётно-исследовательский институт имени М.М. Громова""
)
.

Он являлся ведущим специалистом по системам жизнеобеспечения и средствам
спасения лётчиков
и космонавтов.
В.Н. Свергун принимал активное участие в подготовке первого человека в космос,
которая началась ещё в 1959 году в ОКБ-1 под руководством
Королёва Сергея Павловича.
С этого времени институт принимал большое участие в решении этой эпохальной задачи.
Непосредственное руководство всеми работами
по космической тематике осуществлял
лично начальник института
Строев Николай Сергеевич.

Из истории подготовки к первому полёту человека в космос:
.....10 декабря 1959 года, ЦК КПСС и Советом Министров СССР был утверждён "План проведения научно-исследовательских работ, связанных с разработкой искусственных спутников Земли и космических ракет", согласно которому Лётно-исследовательский институт был утверждён ответственным исполнителем проведения биологических исследований, связанных с полётами человека в космическом пространстве по части изучения влияния перегрузок на организм человека.
.....К июлю 1959 года, в ЛИИ были проведены исследования переносимости человеком перегрузок в направлении "голова-ноги" применительно к условиям катапультирования в кресле-контейнере объекта "Восток" (космического корабля спутника "Восток" - прим.).
.....Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О развитии исследований по космическому пространству" № 1388-618 от 10 декабря 1959 года (с грифом "Совершенно секретно особой важности"), Лётно-исследовательский институт Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике был определён в числе головных организаций (вместе с Заводом № 918 под руководством Алексеева Семёна Михайловича - прим.) по разработке основных технических средств обеспечения жизненных условий в полёте, систем спасения и проведения лётных испытаний этих средств. И в марте 1960 года, руководителями ведущих научно-исследовательских и конструкторских организаций было утверждено техническое задание на создание катапультируемого кресла "объекта "Восток-3"".

• • • • •
Вначале планировался суборбитальный космический полёт
.
Для его обеспечения
Лётно-исследовательскому институту было поручено разработать
средство спасения космонавтов
с высоты порядка
75-ти километров.
Для решения этой задачи была предложена индивидуальная негерметичная капсула,
защищающая космонавта
от аэродинамического нагрева.
Её идея принадлежала сотрудникам ЛИИ - Начальнику лаборатории № 24
Северину Гаю Ильичу (будущему Генеральному конструктору Научно-производственного
объединения "Звезда"
- прим.) и ведущему инженеру Свергуну Виктору Николаевичу.
Работа была доведена до стадии создания экспериментального образца для
самолётных испытаний, когда было принято решение исключить промежуточный
суборбитальный этап
и приступить сразу к созданию пилотируемого корабля
"Восток"
, выводимого на орбиту искусственного спутника Земли.

-В связи с этим изменилась и задача, стоящая перед институтом.
Теперь
для её решения была выбрана схема, в соответствии с которой космонавт
спускался
с орбиты в спускаемом аппарате до высоты
6-7 километров (с перегрузкой
8-12
g), где производилось его катапультирование из спускаемого аппарата в
специальном кресле с последующим отделением космонавта от него на высоте
4 километра и приземлением на пилотском парашюте.
Кроме того, сам спускаемый аппарат спасался и приземлялся на своей парашютной
системе
.
Одновременно с этим решалась задача спасения космонавта в случае аварии
ракеты-носителя
на старте: по условиям безопасности необходимо удалить
космонавта
от старта на расстояние не менее
150-ти метров.
К 1960 году, в
Лётно-исследовательском институте был изготовлен экспериментальный
образец катапультируемого кресла
, который прошёл прошёл первые самолётные
испытания
, а к моменту первых испытательных пусков космического корабля "Восток"
(с манекеном на борту) был принят "на вооружение".

Участвуя в создании многоместных космических кораблей "Восход" и "Восход-2",
В.Н. Свергун принимал участие в решении вопросов приземления космонавта в
спускаемом аппарате
.
Успешно решить эту задачу с помощью парашютной системы оказалось практически нереальным.
Но им, в соавторстве с сотрудниками лаборатории № 24 ЛИИ
Г.И. Севериным и Я.Я.
Радиным
была предложена схема осуществления мягкой посадки
с использованием
тормозного порохового двигателя
и выдвижного механического контактного
устройства
для его запуска.
Апробация системы приземления спускаемого корабля "Восход" была осуществлена
во время стендовых и лётно-конструкторских испытаний, в том числе - на кабель-кране
ЛИИ
и летающих лабораториях Ту-16 и Ан-12, и во время сбросов натурных спускаемых
аппаратов
с летающей лаборатории Ан-12, на полигоне в Крыму.
-

-
Виктор Николаевич, в составе большого коллектива сотрудников Лётно-исследо-
вательского института
также принимал активное участие в создании системы спасения
космонавтов пилотируемых кораблей "Союз"
при аварии ракеты-носителя на старте
и начальном участке выведения
.
 В институте были проведены теоретические исследования по выбору принципиальной
схемы
, построены полноразмерные действующие макеты системы и спускаемого
аппарата
и проведены экспериментальные исследования.
Эта работа проводилась
в тесном сотрудничестве с Научно-исследовательским
институтом парашютных систем
под руководством
Ткачёва Фёдора Дмитриевича
и предприятием "Искра" под руководством
Картукова Ивана Ивановича.
Полученные результаты были использованы
при создании реальной системы
аварийного спасения космического корабля "Союз"
.

Все заводские лётные испытаний основной и запасной парашютных систем проводились
силами Лётно-исследовательского института
при участии разработчиков, а
государственные испытания - Государственного Краснознамённого Научно-
исследовательского института ВВС
под методическим руководством ЛИИ.

В дальнейшем, Доктор технических наук
Свергун Виктор Николаевич продолжил
работу
в Лётно-исследовательском институте участвуя в модернизации систем
пилотируемых космических кораблей
.

Награды:
Приказом по 1245-му истребительному противотанковому артиллерийскому полку
10-й отдельной истребительной противотанковой артиллерийской Криворожской
ордена Кутузова
II степени бригады Резерва Верховного Главнокомандования
№ 02/н от 29 января 1945 года, от имени Президиума Верховного Совета СССР,
"За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы
с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество"
,
заместитель
наводчика орудия 4-й батареи, рядовой Свергун Виктор
Николаевич
был награждён медалью "За отвагу".

Приказом Командующего артиллерией 3-го Украинского фронта № 0122/н от 5 июня
1945 года
, от имени Президиума Верховного Совета СССР,
"За образцовое выполнение
боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и
проявленные при этом доблесть и мужество"
, наводчик орудия 31-го отдельного
запасного противотанкового дивизиона
, ефрейтор Свергун Виктор Николаевич был
награждён
медалью "За отвагу".

Указом Президиума Верховного Совета СССР № 253/34 от 17 июня 1961 года
(с грифом "Совершенно секретно"), "За успешное выполнение специального
задания Правительства по созданию образцов ракетной техники
, космического
корабля-спутника "Восток" и осуществление первого в мире полета этого корабля
с человеком на борту
", Ведущий инженер Лётно-исследовательского института Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике
Свергун Виктор Николаевич
был награждён орденом "Знак Почёта".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года, "За храбрость,
стойкость и мужество проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками
и в ознаменование 40-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной
войне 1941-1945 годов"
,
Свергун Виктор Николаевич был награждён
орденом Отечественной войны I степени.

Он был также медалями: "За Победу над Германией в Великой Отечественной
войне 1941-1945 годов"
(09.05. 1945),
"Ветеран труда" и другими наградами.
-

 

-

 

-
Выдающийся специалист по системам жизнеобеспечения и средствам
спасения космонавтов
Виктор Николаевич Свергун

скончался
27 октября 1998 года.
-
Похоронен он в городе Жуковском Московской области,
на Мемориальном кладбище "Быково"
(сектор № 6),
рядом с близкими родственниками
.

-
(увеличить фото) Московская обл., г. Жуковский, Мемориальное кладбище "Быково" (сектор № 6). Надгробие на могилах В.Н. Свергуна и его супруги (автор фотографии - Симонов Андрей Анатольевич; август 2023 года) (увеличить фото) Московская обл., г. Жуковский, Мемориальное кладбище "Быково" (сектор № 6). Надгробия на могилах В.Н. Свергуна и его близких (автор фотографии - Симонов Андрей Анатольевич; август 2023 года)
 увеличить фотографии
--

 

-

 

-
При создании страницы использованы:
статья
"Путь к «Востоку»"
(авторы: Виктор Свергун, Доктор технических наук
(ЛИИ имени М.М. Громова); Валерий Агеев,
авиационный инженер, лётчик, журналист;
журнал “Авиация и космонавтика”;
№№ 03-04, 1994 год):

-
(открыть ссылку) "Путь к «Востоку»" (авторы: Виктор Свергун, Доктор технических наук (ЛИИ имени М.М. Громова); Валерий Агеев, авиационный инженер, лётчик, журналист; журнал “Авиация и космонавтика”; №№ 03-04, 1994 год)
 открыть ссылку
-
статья
"Как происходила разработка системы
возвращения с орбиты и катапультирования
космонавта
. «Восток» - дело сложное"
(автор - Валерий Агеев; Независимая газета;
13 апреля 2021 года):

-
(открыть ссылку) "Как происходила разработка системы возвращения с орбиты и катапультирования космонавта. «Восток» - дело сложное" (автор - Валерий Агеев; Независимая газета; 13 апреля 2021 года)
 открыть ссылку
-
статья
"
Участие Лётно-исследовательского
института в подготовке первых
пилотируемых космических полётов
"
(автор - Андрей Симонов;
Труды XX Годичной конференции Института
истории естествознания и техники
имени С.И. Вавилова РАН;
г. Москва, 2014 год; стр. 181-184):

-
(открыть ссылку) "Участие Лётно-исследовательского института в подготовке первых пилотируемых космических полётов" (автор - Андрей Симонов; Труды XX Годичной конференции Института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН; г. Москва, 2014 год; стр. 181-184)
 открыть ссылку
-
статья
"О работе Лётно-исследовательского института
в области пилотируемой космонавтики в 1960-х годах"
(автор - Андрей Симонов;
Московская область, г. Жуковский;
Музей Истории покорения неба;
10 апреля 2020 года):

-
(открыть ссылку) "О работе Лётно-исследовательского института в области пилотируемой космонавтики в 1960-х годах" (автор - Андрей Симонов; Московская область, г. Жуковский; Музей Истории покорения неба; 10 апреля 2020 года)
 открыть ссылку

материалы издания
"Первый пилотируемый полёт.
Российская космонавтика
в архивных документах"

(в двух книгах; под редакцией В.А. Давыдова,
г. Москва, издательство "Родина МЕДИА", 2011 год).
-
см. т.1:
стр. 158-160 -
Из отчета ЛИИ ГКАТ "Исследования переносимости
человеком перегрузок в направлении "голова-ноги"
применительно к условиям катапультирования
в кресле-контейнере объекта "Восток"
(15 июля 1959 года)
;

-
стр. 165-171 -  из Постановления ЦК КПСС № 569-254
(с грифом "Совершенно секретно
, особой важности")
от № 1388-618 от 10 декабря 1959 года "О развитии
исследований по космическому пространству"
;

-
стр. 172-176 План проведения научно-исследовательских работ,
связанных с разработкой искусственных спутников Земли
и космических ракет (10 декабря 1959 года)
;
-
стр. 195-205 -  Протокол уточнения технического задания на создание
катапультируемого кресла объект "Восток-3" (26 марта I960 года)
;
-
стр. 216-222 -  Справка о ходе выполнения дополнительных работ
по объекту "Восток"
(23 апреля 1960 года);
-
стр. 240-256 -  Рабочие материалы к докладу В.И. Яэдовского
о подготовке и обеспечении попета объекте "Восток-3" на
заседании Совета Главных конструкторов (10 июня 1960 года)
;
-
(открыть ссылку на скачивание файла в формате .djvu) "Российская космонавтика в архивных документах. Первый пилотируемый полёт" (книга вторая, сборник документов в двух книгах, под редакцией В.А. Давыдова, г. Москва, издательство "Родина МЕДИА", 2011 год)
 открыть ссылку на скачивание
 (файлы в формате
.
djvu)
-
см. т.2:
стр. 523 - Лётно-исследовательский институт
Государственного комитета Совета Министров СССР
по авиационной технике

(справка о предприятии):

-
(открыть ссылку на скачивание файла в формате .djvu) "Российская космонавтика в архивных документах. Первый пилотируемый полёт" (книга вторая, сборник документов в двух книгах, под редакцией В.А. Давыдова, г. Москва, издательство "Родина МЕДИА", 2011 год)
 открыть ссылку на скачивание
 (файлы в формате
.
djvu)

-
материалы опубликованные на сайте
"Память народа":
--
(открыть ссылку) Сайт "Память народа". Сергун Виктор Николаевич
 открыть ссылку
---

 
     
 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
за помощь в создании страницы:
Симонову Андрею Анатольевичу,
другу и коллеге
по
Обществу некрополистов,
автору сайтов
"Герои страны",
и "Испытатели"
и
Ивкину Владимиру Ивановичу,
историку ракетно-космической техники,
Кандидату исторических наук,
члену-корреспонденту Российской Академии
Ракетных и Артиллерийских наук
,
полковнику запаса
!
-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-

 
    -