-
Семён Михайлович Алексеев
родился
11
(24)
декабря 1909 года в деревне
Ведерниково Юхновского уезда Калужской губернии.
____
.....В
1929 году большая часть
территории Юхновского уезда Калужской губернии вошла в
новообразованный Сухиничский округ Западной области,
просуществовавшей до 27 сентября 1937 года. Именно в тот
день согласно Постановлению ЦИК СССР № 300 Юхновский район вошёл
в состав Смоленской области, а 5 июля 1944 года район вошёл в
состав вновь образованной Калужской области.
На долю мальчика выпало трудное детство.
В раннем возрасте он
остался сиротой и попал в детский дом.
Семья рабочих
Алексеевых,
являвшаяся дальними родственниками умерших
родителей взяли
Семёна в свою семью
и дали ему свою фамилию.
Детство и юность
Семёна Алексеева
прошли в Москве, где
он
окончил семилетнюю
школу и в 1926 году поступил
рабочим на московскую фабрику "Пролетарский труд".
В 1929 году он поступил
на вечернее отделение Московского Авиационного института
при Центральном Аэрогидродинамическом институте имени
Профессора Н.Е. Жуковского
и одновременно -
в конструкторском бюро
под руководством Выдающегося
авиаконструктора
Андрея Николаевича Туполева.
С 1933 года С.М. Алексеев
работал
в должности Начальника конструкторской
бригады
Бюро особых конструкций Московского Авиационного завода
№ 39
имени В.Р. Менжинского.
Руководителем бюро
являлся
Чижевский
Владимир Антонович.
Работая
на этом предприятии
Семён Михайлович
участвовал
в создании
герметичной кабины стратостата "СССР-1", на котором
30 сентября 1933 года
совершили свой полёт стратонавты
Георгий Алексеевич Прокофьев,
Константин Дмитриевич Годунов и
Эрнст Карлович Бирнбаум,
установивший рекордный
по тому времени подъём на высоту
19 километров.
После окончания
(в 1935
году)
Московского Авиационного института,
С.М. Алексеев
продолжил работать
в Бюро особых конструкций
под руководством
В.А. Чижевского.
После образования
(в
апреле 1937 года)
в подмосковных Химках Завода № 301
Народного комиссариата авиационной промышленности СССР
Семён Михайлович
перешёл
на работу
в Опытно-конструкторское бюро которым
до своего ареста
(в
1938 году)
руководил
Алексей Алексеевич Дубровин, а
с 1939 года -
Владимир
Петрович Горбунов (родной
брат Директора Московского авиазавода № 22
Сергея Петровича Горбунова,
трагически погибшего
в авиакатастрофе
5 сентября 1933 года
- прим.),
под руководством которого
Семён Михайлович
принимал участие в создании
цельнодеревянных истребителей И-301.
С 1940 года С.М. Алексеев
работал
в городе Горький
(ныне
- Нижний Новгород)
в ОКБ-21
Завода имени Серго Орджоникидзе
Народного комиссариата авиационной
промышленности
СССР под
руководством
Выдающегося авиаконструктора
Семёна Алексеевича Лавочкина
в должностях:
Ведущий конструктор, Начальник бюро,
заместитель Главного конструктора.
-
-
В годы Великой Отечественной войны
Семён Михайлович
стал одним из ближайших
соратников
С.А. Лавочкина.
С.М. Алексееву
принадлежат огромные заслуги
в создании истребителей Ла-5,
Ла-5ФН, ЛаГГ-3, Ла-7, Ла-9, а также
в организации их массового производства
на предприятиях страны.
С одобрения
С.А. Лавочкина,
С.М. Алексеев
возглавлял
работы по установке
на серийный
самолет ЛаГГ-3
нового,
мощного двигателя
конструкции
А.Д. Швецова,
что по сути дела, и явилось рождением
нового истребителя
ЛА-5.
С поступлением
на фронты Великой Отечественной войны
этой машины,
было завоевано
превосходство над фашистской авиацией.
-
-
В тот период,
решая проблему
дальнейшего совершенствования лётных характеристик
нового истребителя
ЛА-7, путём установки дополнительного, разгонного реактивного
двигателя,
Семен Михайлович
добивается встречи
и впервые встречается
в "шарашке"
при авиационном заводе
в Казани, с
Сергеем Павловичем Королёвым
и его товарищами
по
работе,
которые занимались
реактивными ускорителями.
Эта встреча, в последствии, существенно повлияла
на их сотрудничество.
Среди заключенных,
с которыми встретился
Семён Михайлович,
был и
товарищ
С.П. Королёва -
Наум Львович Уманский,
с которым
после освобождения из заключения
были направлены в Германию, где они занимались
детальным изучением, освоением
производства и испытаниями ракет дальнего действия типа
А-4 ("Фау-2")
и зенитных
управляемых по радио ракет типа Н-117
("Шметтерлинг")
и С-2
("Вассерфаль").
____
.....По
возвращении в СССР
они были назначены на должности Начальников отделов
НИИ-88
Министерства вооружения СССР,
созданного на основании Постановления Совета Министров СССР
№ 1017-419сс от 13 мая 1946 года
"Вопросы реактивного вооружения".
С.П. Королёв
возглавил отдел по созданию баллистических
ракет превратившийся,
благодаря его организаторскому таланту и
кипучей энергии в самостоятельное конструкторское бюро
(ОКБ-1),
занимавшееся созданием ракетной, а затем и космической
техники (первые спутники, первые космические аппараты для
исследований Луны, Венеры и Марса, первые
пилотируемые космические корабли...).
.....Н.Л.
Уманский стал
Начальником двигательного отдела.
Позже, в 1953 году
он перешёл работать на
завод № 918
(ныне -
Научно-производственное предприятие "Звезда" имени
Академика Г.И. Северина;
Московская область,
Люберецкий район;
посёлок
Томилино), где возглавил
проектирование средств аварийного покидания летательных аппаратов
и агрегатов заправки
самолётов в полёте.
-
В июне 1946 года
после возвращения
С.А. Лавочкина
из
эвакуации
в
подмосковные
Химки,
Семён Михайлович Алексеев
был назначен
на должность Начальника
Горьковского ОКБ-21.
Здесь,
он,
уже как Главный
конструктор начинает разработку целой серии
новых,
реактивных
самолетов-истребителей,
первым из которых был
И-211,
затем последовали его
модификации: И-212, И-215 и И-217.
На этих
машинах
был внедрён ряд принципиально новых инженерных решений
для отечественной авиации:
два
реактивных двигателя, шасси велосипедного типа
и другие.
Управляемые известными лётчиками-испытателями
С.Н. Анохиным,
М.Л. Галлаем,
А.А. Поповым
и другими,
самолеты
И-211
и
И-215
продемонстрировали
высокие
лётные характеристики.
Несмотря на то, что все работы по этим
самолётам были свёрнуты из-за закрытия завода,
целый ряд смелых конструкторских и технических решений были
успешно внедрены
в разработках
других авиаконструкторов.
В 1948 году
Семён Михайлович Алексеев
был назначен
на должность Начальника
конструкторского бюро Опытного авиационного завода № 1
в
посёлке Иваньково
(с 13
декабря 1960 года - в черте города Дубны Московской области).
Там под
его руководством
создавались реактивные истребители
на базе разработок
вывезенных
из Германии конструкторов, ранее работавших
на авиационных фирмах
"Юнкерс"
и
"Хенкель".
Создаваемые в этом ОКБ самолёты
также
не пошли в серийное производство.
В 1950 году немецкие специалисты были возвращены в Германию,
а ОКБ - расформировано.
В 1950 году,
С.М. Алексеев
был переведён
в
Лётно-исследовательский
институт
(ныне
-
Лётно-исследовательский
институт имени М.М. Громова;
Московская область,
город Жуковский)
на должность Начальника
конструкторско-
производственного комплекса.
Работая в этой должности он возглавил
направление работ по созданию
самолётов-лабораторий,
систем заправки
самолётов топливом в полёте
и противоперегрузочных
средств.
В начале 1950 годов
Правительством СССР было принято решение о создании в
системе
авиационной промышленности специализированного опытно-конструкторского бюро,
нацеленного на решение
вопросов создания систем жизнеобеспечения высотных
полётов и средств спасения при авариях летательных
аппаратов
и систем дозаправки самолётов топливом в полёте.
В октябре 1952 года
вышел Приказ Министра авиационной
промышленности СССР
Хруничева Михаила Васильевича
о
создании в
подмосковном посёлке Томилино
Завода № 918
(ныне
- Научно-производственное предприятие
"Звезда"имени
Академика
Г.И. Северина),
Ответственным руководителем
и
Главным
конструктором
предприятия был назначен
Алексеев Семён Михайлович.
Государственный союзный завод № 918
был создан
практически на пустом месте,
на территории
центральных складов
Министерства авиационной промышленности,
где было
единственное капитальное здание,
занятое
сушильными камерами для
древесины,
и цехом
изготовления лыж.
В первый год
существования завода,
С.М. Алексеев
сумел
организовать
работы
по набору работников
из окрестных
посёлков по перестройке помещений
под
конструкторское бюро и цеха,
а также для оснащения цехов.
По темпу
работ это
было похоже
на авральные работы по становлению эвакуированных предприятий в годы войны,
но при этом, ещё недоукомплектованные
конструкторские бригады,
уже
занимались разработкой
первых высотных скафандров,
противоперегрузочных и
высотно-компенсирующих костюмов, катапультных кресел,
систем
заправки во время полётов, систем
распознавания
и тушения
пожаров
в
двигательных отсеках самолётов.
Под руководством
С.М. Алексеева
были сформированы
испытательные лаборатории,
разработаны проекты построения экспериментальной базы
для каждого
тематического направления.
Для разработки и закупки стендовой базы,
включавшей в себя центрифугу для
физиологических исследований, термобарокамеры,
аэродинамическую трубу, большую
вертикальную катапульту и многое
другое, в том
числе самую
совершенную
измерительную и регистрирующую
аппаратуру
для
обеспечения экспериментов,
в том числе с
участием испытателя,
были выделены
огромные по тем временам средства.
В структуре
предприятия
С.М.
Алексеевым
был сформирован
собственный отдел
авиационной и
космической медицины, миссию которого до этого
осуществляли
прикомандированные
сотрудники Института авиационной медицины
Министерства обороны СССР.
ГипроНИИавиапром спроектировал
четыре новых корпуса,
первый из которых - "медицинский"
(под
центрифугу)
был введен в
1961 году,
а второй, лабораторно-конструкторский
- в 1962 году.
Однако
ведущей проблемой,
которая возникла тогда перед
Семёном Михайловичем,
была кадровая политика.
При всей
сложности поставленных задач, затрагивающих
интересы многих научных
дисциплин,
проблема резко усложнялась тем, что конец 1940-х
- начало
1950-х годов
был
окрашен для нашей страны пиком тяжёлых
и
разрушительных
для науки и
промышленности компаний по
борьбе с "космополитизмом",
с кибернетикой,
с генетикой
и рядом других "проявлений мракобесия".
Многие
ведущие специалисты и ученые,
в том числе и авиационной
промышленности,
оказались "за
воротами" предприятий только по национальному признаку.
И вот,
Семён Михайлович
Алексеев,
будучи хорошо
знакомым с
множеством
ведущих
специалистов отрасли,
увидел в
сложившейся
ситуации не
только
возможность
фактически
спасти
некоторых из
них от этой мясорубки,
но и одновременно разрешить
проблему кадрового голода.
Боясь, что ему могут помешать в
реализации этой задумки,
он даже
относительно
длительное время оставляет предприятие без начальника отдела кадров
и сам руководит набором кадров.
Основные направления
работ предприятия
включали
в себя:
•
разработка опытных образцов высотных скафандров,
противоперегрузочных
костюмов и защитных шлемов для экипажей самолётов;
•
разработка средств покидания самолёта,
катапультируемых кресел, а также средств защиты экипажа после покидания кабины самолёта;
•
разработка рациональных схем бронирования кабины экипажа самолёта, определения наивыгоднейших форм бронедеталей,
разработка конструктивной
брони, изучение защитных свойств брони в сочетании с конструкцией самолёта
и
его агрегатами;
•
разработка новых конструкций топливных баков самолётов
и их контейнеров, обеспечивающих защиту топлива
от вытекания при поражении баков,
а также
повышение защитных свойств баков существующих конструкций;
•
исследование применения
на самолёте средств противопожарной защиты и
методов борьбы с пожарами.
Сразу после назначения
на
должность руководителя предприятия
С.М. Алексееву
было
поручено
произвести доработку двух экземпляров опытных образцов высотного
скафандра ВСС-04 и предъявить
их в декабре 1952 года на контрольные
государственные
испытания; разработать
и изготовить по тактико-техническим
требованиям ВВС комплект высотных
скафандров для экипажа дальнего
бомбардировщика
и предъявить его во 2-м квартале 1953 года
на государственные испытания.
Здесь, под
руководством
С.М. Алексеева
была
создана лаборатория
и стендовая база для исследований
переносимости перегрузок
и поиск оптимальных поз лётчика,
а позже
и
космонавта.
Эти исследования легли затем в основу обеспечения безопасности
полётов космонавтов
на космических кораблях "Восток", "Восход" и
"Союз"
и, в том числе, в
случае
возникновения
одной из наиболее
тяжёлых в этом аспекте аварийных ситуаций
-
отказа в работе
последней ступени ракеты-носителя на участке выведения
и возвращения спускаемого аппарата космического корабля
по крутой, баллистической траектории.
Под его руководством были созданы
системы жизнеобеспечения
животных для
исследовательских суборбитальных
и орбитальных
космических полётов
во второй
половине 1950-х годов, скафандры и
катапультные кресла пилотов-космонавтов
пилотируемых космических кораблей "Восток".
-
-
В начальные
годы формирования и работы
предприятия, научно-исследовательские
и
опытно-конструкторские работы всё больше расширяли
свои границы:
от
аэродинамических проблем движения и
стабилизации катапультного кресла
в набегающем потоке до разработки
новых текстильных материалов и систем
терморегуляции человека на фоне
блокирования
его
теплообмена с окружающей
средой и т.п.,
в научном
направлении и реальной
разработке
индивидуальных систем жизнеобеспечения и спасения
лётчиков,
систем
заправки самолётов в полёте,
систем
распознавания и тушения
пожаров на самолёте в практическом плане.
С 1953-1954
годов
началось
активное участие завода в обеспечении
программы полёта животных
на ракетах до высот
порядка
110 километров.
Первые кабины геофизических ракет
Р-2А для собак
были
негерметичными
и
невозвращаемыми
на Землю.
В этой связи,
для
обеспечения жизнедеятельности животных в полёте и их спасения
после его окончания завод
разработал
специальные скафандры с постоянным
давлением кислорода
440
миллиметров ртутного столба и с
шарообразным,
прозрачным
шлемом, что позволяло
ведение киносъемки животного.
Собаки в этих
скафандрах
располагались на катапультируемых
тележках,
которые после
покидания ракеты
приземлялась в парашютном режиме.
Это, фактически, была первая имитация
будущей схемы приземления космонавта
на кораблях
"Восток",
созданная этим же
коллективом, под руководством
С.М. Алексеева
через
8
лет.
Несколько позднее,
Военно-воздушные силы
приняли
на вооружение
разработанные
на заводе № 918
комплексы снаряжения для
обеспечения высотных полётов,
в том числе в
случае аварийной разгерметизации кабины.
Они базировались как на
высотно-компенсирующие костюмы,
так и на
скафандры.
Результаты работ
ещё в
1950-е годы показали
стратегическое преимущество,
предсказанное
Семёном Михайловичем
и
заключающееся
на
сосредоточении
всего комплекса систем,
замкнутых
на
человеке,
в
руках
одного разработчика.
Приобретённые знания
и
опыт нашли
отражение
в
ряде
фундаментальных трудов,
подготовленных
и
изданных
С.М. Алексеевым
в соавторстве с
сотрудниками
предприятия.
Важным шагом работы предприятия,
стала работа по созданию катапультных кресел.
В 1956 году ОКБ
С.М.
Алексеева
разработало
кресла и в 1958 году
провела их испытания на опытном
самолёте ОКБ конструкции
С.А. Лавочкина.
Практически в
этот же период появились и
дальнейшие разработки этих
средств
спасения: К-2,
К-3, К-21 и К-22.
В частности, кресло К-22
обеспечилвало
безопасное катапультирование до
скорости
1050 км/час
в диапазоне высот
от 5-ти
до
25000 метров.
Довольно
жесткой была
конкурентная борьба с самолётостроительными фирмами,
старавшимися
самостоятельно
разрабатывать эти изделия.
Уже после прихода на
предприятие
Гая Ильича Северина,
энергия и упорство
Семёна Михайловича Алексеева обеспечили унификацию
этих изделий для различных
типов самолётов и появление всемирно известного ряда кресел
типа К-36.
Столь же продуктивно в 1950-е
и
1960-е годы решались и другие, как авиационные
задачи,
так и задачи в области космонавтики.
В частности, ответственейшей задачей государственного уровня была подготовка
к полёту
человека в космос.
С этой задачей предприятие справилось полностью,
и при этом были
принят
совершенно новые,
но весьма надёжные решения.
Катапультное кресло космического корабля "Восток",
разработанное под руководством
С.М. Алексеева, было одновременно
и рабочим местом космонавта
в течение
всего полёта, и системой покидания корабля перед парашютированием
на Землю, и,
наконец,
надёжной системой спасения в случае аварии на старте
с "отстрелом" космонавта от
ракеты-носителя.
С.М. Алексеев входил в состав Государственной
комиссии,
принимавшей решение
по первому и последующим пилотируемым пускам
и по кандидатуре первого
космонавта.
В те годы
коллектив, руководимый
С.М.Алексеевым,
проделал
гигантский объем работы
и обеспечил создание, как катапультного кресла космонавта,
так и скафандра
и всех сопутствующих
им
агрегатов и систем, что позволило
обеспечить
успешное выполнение первого в Мире
полёта человека
в космос.
В
соответствии с Постановлением Совета Министров СССР
от 23 июня 1960 года
"О создании мощных
ракет-носителей, спутников, космических кораблей и
освоения
космического пространства в 1960-1967 годах" под
руководством
Семёна Михайловича
Алексеева
были начаты работы по созданию скафандров
для внекорабельной деятельности.
В 1962 году был спроектирован и изготовлен действующий макет полужёсткого скафандра СКВ со ставшим сегодня
классическим "входом"
в скафандр
через "дверь" на спине.
В этот же период
началось проектирование
скафандров "Кречет" для полёта на Луну
и
выхода на её поверхность,
ставшего прототипом
современных
скафандров
"Орлан" для долговременных орбитальных космических
станций.
-
-
Семён Михайлович
принимал активное участие
в создании первого
в Мире
скафандра
для работы в открытом космосе,
испытанный на орбите
Алексеем Архиповичем
Леоновым.
С.М. Алексеев
руководил созданием систем шлюзования
пилотируемого космического
корабля "Восход-2", через которую
А.А. Леонов
совершил выход в открытый
космос.
-
-
Весьма смелые решения вопросов кадровой политики, с одной стороны,
были увенчаны
успехом в
создании
яркого коллектива высоких профессионалов, но с другой
стороны,
именно они привели
Семена
Михайловича Алексеева
в 1964 году
после
12-ти лет
руководства предприятием
к потере должности Руководителя предприятия
и Главного конструктора.
Это произошло на фоне обвинения в нарушении
кадровой политики,
выдвинутого
партийным руководством.
Все попытки
Министра авиационной промышленности СССР
Петра Васильевича Дементьева,
активно подкрепленные
коллективом предприятия,
оставить
Семёна Михайловича
успехом
не
увенчались.
Как говорил сам
Семён Михайлович,
он, в этих
условиях, поддерживал
назначение
на
эту должность вначале
Павла Ивановича Зиму -
Главного
конструктора
Специального конструкторского бюро по проектированию
кислородных дыхательных
приборов и аппаратуры
(СКБ-КДА,
ныне - Акционерное общество "КАМПО";
Московская
область,
город Орехово-Зуево),
а когда тот
отказался - молодого и энергичного
Гая Ильича Северина, в те
годы -
Начальника лаборатории
по испытанию
средств
спасения
Лётно-исследовательского института, ныне носящего имя
М.М. Громова.
В
свою
очередь, как
пишет об этом
Гай Ильич
после
назначения,
он настоял на сохранении за
Семёном Михайловичем
должности
Заместителя Ответственного
руководителя.
С.М.
Алексеев
был назначен
Главным конструктором по высотному снаряжению
и
заместителем Ответственного руководителя предприятия.
Ему принадлежит ряд научных трудов и
изобретений.
Вместе с конструктором НПП "Звезда" и историком
космонавтики
Семёном Петровичем
Уманским,
Семён Михайлович Алексеев
написал книгу
"Высотные и космические скафандры"
(г.
Москва, издательство "Машиностроение"; 1973 год):
-
скачать для
прочтения
-
С
1974 года
он являлся Ведущим конструктором предприятия и продолжал активную
творческую работу внеся неоценимый вклад в закрепление лидерской позиции
НПП "Звезда" в области создания скафандров и
катапультных установок
для ракетно-космической техники и реактивной
авиации.
Семён Михайлович Алексеев
окончательно
оставил работу
на
Научно-производственном предприятии
"Звезда"
в 1987 году
и
ушёл
на
заслуженный отдых.
-
-
Всем,
кто его знал
и
работал с ним,
он запомнился
как
чрезвычайно одаренная личность,
яркий талантливый человек и
специалист.
В
выборе
технических решений он
очень отдавал
предпочтение,
красивым конструкциям.
Именно
красивым,
удобным и
гармоничным.
При этом он всегда мог сформулировать
возникшую проблему,
несмотря
на
её сложность,
в самой
доступной описательной форме.
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1941
года,
"За успешное выполнение задания по выпуску боевых самолётов",
Начальник конструктор авиационного завода № 21 имени Серго
Орджоникидзе
Алексеев
Семён Михайлович
был награждён орденом Красной Звезды.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1943 года
№ 605/204,
"За успешное выполнение задания по выпуску боевых самолётов",
Начальник
конструкторского бюро авиационного завода № 21 имени Серго
Орджоникидзе
Алексеев Семён Михайлович
был награждён медалью "За трудовую доблесть".
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1944
года № 781/605,
"За образцовое выполнение заданий Правительства по созданию
новых типов
боевых самолётов-истребителей",
заместитель Главного конструктора Опытно-
конструкторского бюро С.А. Лавочкина
Алексеев Семён Михайлович
был
награждён
орденом Трудового Красного Знамени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года,
"За большие успехи в создании авиационной техники",
Главный
конструктор
Завода № 918 Государственного комитета Совета Министров СССР
по авиационной технике
Алексеев Семён Михайлович
был
награждён
орденом Трудового Красного Знамени.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР
от
17 июня 1961
года
(с
грифом "Совершенно секретно"),
"За выдающиеся
заслуги в создании
образцов ракетной техники и обеспечении успешного полёта
человека
в космического пространство",
Главный конструктор Завода № 918
Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной
технике
Алексеев
Семён Михайлович
был удостоен звания
Героя Социалистического
Труда с вручением ему ордена Ленина
(№
344955)
и Золотой медали
"Серп и Молот"
(№
9953).
-
увеличить фото
--
Он был также награждён медалями:
"За
доблестный труд. В ознаменование 100-летия
со дня рождения В.И. Ленина", "За Победу над Германией в
Великой Отечественной
войне 1941-1945 годов", медалями ВДНХ СССР и Федерации
космонавтики СССР.
- |