-
 


Лауреат Сталинской премии
;
Главный конструктор ОКБЛ-46 -
Особого конструкторского
бюро-лаборатории № 46;

Начальник и Главный конструктор
КБ-10 НИИ-88
;
Конструктор артиллерийского
вооружения и ракетной техники

 
-
-
     
 


Родился 16 (29) марта 1902 года в Москве, в семье служащего.

В 1918 году Евгений Чарнко окончил 13-ю Единую Трудовую школу.

После смерти отца
в 1917 году,
Евгений со своим старшим
братом был вынужден совмещать учёбу
и работу.
Мать
и младший брат
(1906 года рождения - прим.) остались
на их иждивении.

В 1919 году Евгений Чарнко поступил чернорабочим в авиационный парк-склад.

В 1920 году он перешёл на работу на завод "Серп и Молот"
на должность начальника проходных контор.

В 1921 году поступил на учёбу в Московский механико-машиностроительный институт
имени М.В. Ломоносова
(ныне - Московский Государственный технический университет имени Н.Э. Баумана) и перешёл на работу на 5-й участок Северной
(ныне - Савёловской) железной дороги, где работал до 1925 года, сначала помощником слесаря, затем помощником машиниста.

в 1925 году, по предложению Заведующего Кафедрой "Колёсные машины"
автотракторного факультета МММИ
(тогда ещё просто) профессора Евгения Алексеевича Чудакова, Чарнко перешёл на работу в НАМИ - Научный
автомоторный институт
.

После окончания МММИ в 1926 году
Е.В. Чарнко продолжил работу в НАМИ в должностях инженера-конструктора и старшего инженера-конструктора.

Он принимал участие в создании автомобилей НАМИ-1 и НАТИ-2, а в 1930 году
руководил их производством в Ижевске.

В конце 1930 года
Евгений Владиимрович Чарнко перешёл в Инсторф - Институт торфяной промышленности на должность старшего инженера-конструктора.
Здесь он руководил созданием полировального фрезера
для полировки торфяных болот под фрезерный торф,
а также пневматического торфяного комбайна.

В 1933 году он был переведён в ОКБ-15 Народного комиссариата
Вооружения СССР
на должность Главного инженера.

С 1937-го по 1941 год работал на Заводе № 8 Народного комиссариата
Вооружения СССР
(в подмосковных Подлипках) в должности Начальника конструкторской группы по автоматическому артиллерийскому вооружению.

Именно с этого момента
Евгений Владимирович Чарнко становится известным конструктором, одним из создателей артиллерийского вооружения.

С 1941-го по 1948 год он являлся Начальником и Главным конструктором ОКБЛ-46 - Особого конструкторского бюро-лаборатории № 46.
Под руководством
Евгения Владимировича была разработана и создана противотанковая пушка Ч-26 с калибром снаряда 57 мм.
Ранее
, в 1943 году совместно с Иринархом Андреевичем Комарицким,
Евгений Владимирович создаёт противотанковую авиадесантную пушку
ЧК-М1
с калибром снаряда 37 мм.



В 1948 году Е.В. Чарнко стал Начальником и Главным конструктором КБ-10 НИИ-88.

С 1961 года, по предложению Главного конструктора ОКБ -1
Сергея Павловича Королёва Евгений Владимирович стал заниматься разработкой подводного
старта ракет
и был одним из руководителей первого подводного пуска баллистической ракеты дальнего действия с работающими двигателями.


Вспоминает Александр Львович Локтев - ветеран ракетно-космической отрасли,
писатель
, журналист, историк космонавтики, сын
Льва Абрамовича Локтева - Выдающегося конструктора артиллерийского и ракетного вооружения,
одного
из участников этого проекта
:
-

-
"Сразу же после окончания первого этапа отработки С.П. Королёв обратился обратился к главному конструктору ОКБ-10 Е.В. Чарнко с просьбой заняться отработкой ракетного старта из-под воды на основе ракеты Р-11Ф.
Выбор С.П.Королёва не был случайным: в ОКБ-10 работал
квалифицированный коллектив артиллеристов.
Е.В. Чарнко дал согласие.
По свидетельству его заместителя А.П. Галкина, ракету при этом пришлось существенно модернизировать, после модернизации она получила индекс
Р-11ФМ.
Сама же идея запуска ЖРД непосредственно в шахте погружённой
подводной лодки принадлежала главному конструктору ОКБ-2 А.М. Исаеву. Начальный этап отработки собственно подводного старта проходил
в 1956-1958 годах на Чёрном море в районе Балаклавы.
Там был создан специальный стенд на понтонах, которые вместе с пусковым устройством погружались под воду с помощью тросов, наматываемых
на лебёдку.*
Затем начались испытания ракет Р-11ФМ с подводной лодки.
Было сделано десять запусков этих ракет со значительной глубины.
Двигатели работали при этом 10 секунд, а ракеты взлетали из-под воды
на высоту 100 метров.
Наступил самый ответственный этап.
Он проходил на Белом море в районе Северодвинска.
По словам А.П. Галкина, первые два запуска прошли успешно.
При третьем запуске выход ракеты из-под воды не был зафиксирован. Специальная комиссия нашла причину, и она была устранена.
А затем были проведены еще три успешных подводных старта.
Представители ВМФ были удовлетворены.
По результатам испытаний в ОКБ-10 был составлен отчёт.
В разработке подводного старта самое активное участие принимали конструкторские отделы, руководимые конструкторами - артиллеристами
Л.А. Локтевым и М.М. Розенбергом и перешедшие в 1954 году в ОКБ-10
из НИИ-58 (ЦАКБ).
По словам А.П. Галкина, в отработке приняли активное участие С.Н. Кочуков,
Е.В. Чарнко, В.В. Тресков, В.В. Исаев, Ю.А. Невский, А.Л. Корпушко.
Таким образом, в 1959 году была успешно завершена отработка первого
в мире подводного старта ракет с ЖРД.
Экспериментально была доказана техническая возможность старта ракеты
с большой глубины, выработаны рекомендации для осуществления
такого старта, откорректирована конструкторская и технологическая документация.
Вспоминаю, что мой отец, Лев Абрамович Локтев, очень гордился этой работой
и, уже, будучи на пенсии, рассказывал мне, что её высоко оценили С.П. Королёв
и тогдашний директор НИИ-88 А.С. Спиридонов, намеревавшийся представить разработку подводного старта на Ленинскую премию.
Дальнейшие события, однако, приняли неожиданный
для разработчиков оборот.".

----
Первый старт ракеты-макета Р-11ФМ, оснащенной РДТТ вместо ЖРД,
из-под воды был проведен 26 декабря 1956 года с глубины 30 м
из стартовой шахты, установленной на погруженной платформе -
Прим. Е.Р. .

-

После успешных испытаний, Е.В. Чарнко и А.П. Галкин, вызванные на приём в ЦК КПСС,
в присутствии тогдашнего Министра общего машиностроения СССР Константина
Николаевича Руднева
получили предложение переехать вместе с коллективом КБ-10
в город Миасс, Челябинской области для развёртывания серийных работ.
Евгений Владимирович, к тому времени перенёсший инфаркт, считал, что такие
работы могут быть продолжены
в Подлипках и отказался от этого предложения.
Его поддержали все сотрудники КБ-10
.
Через три дня вызов
в ЦК КПСС повторился.
Е.В. Чарнко и А.П. Галкин подтвердили свой отказ о переезде в Миасс, после чего вся конструкторская и технологическая документация Конструкторского бюро Чарнко
была передана Виктору Петровичу Макееву, представленному ему на приёме
и согласившемуся возглавить серийные работы по подводному старту,
а специалисты ОКБ-10 ещё некоторое время консультировали своих коллег
с предприятия В.П. Макеева.

Затем, в скором времени ОКБ-10 было переведено на предприятие С.П. Королёва
под начало его заместителя Игоря Николаевича Садовского, занимавшегося
разработкой
твердотопливных ракет.

Сам же Евгений Владимирович в первой половине 1960-х годов принимал
активное участие
в создании наземного полигонного комплекса ракеты-носителя сверхтяжёлого класса Н-1, предназначенной для вывода в космос пилотируемого
лунного космического корабля
.


Н
аграды:
Постановлением Совета Министров СССР

"За разработку и создание конструкции мощной 57-мм пушки "Ч-51"
для легкой артиллерийской самоходной установки (авиадесантный
самоход АСУ-57) Воздушно-десантных войск"
руководитель работ
Евгений Владимирович Чарнко
в 1951 году был удостоен
Сталинской премии III степени.
Вместе с ним этой премии были удостоены:
Волков Анатолий Алексеевич - Главный инженер завода № 235, город Воткинск;
Гульянц Еновк Айрапетович -
Директор Воткинского машиностроительного завода;
Плыплин Анатолий Иванович
- Начальник 2-го отделения Технического управления Министерства вооружения;
Савушкин Александр Филиппович - заместитель
Главного конструктора
КБ-10 НИИ-88 Министерства вооружения
.

Е.В. Чарнко был также награждён двумя орденами Трудового
Красного Знамени
(1943, 1962), орденами Отечественной войны
II степени
(1944) и "Знак Почёта" (1936)
,
медалью "За трудовую доблесть"
(1940).
 

 
-
 


 Выдающийся создатель артиллерийского и ракетного вооружения
Евгений Владимирович Чарнко скончался 3 мая 1974 года.

Урна с его прахом захоронена в Москве,
в нише Колумбария Новодевичьего кладбища
(секция № 134, ряд № 34, место № 3).

(увеличить фото) г. Москва, Колумбарий Новодевичьего кладбища (секция № 134, ряд № 34, место № 3), захоронение урны с прахом Е.В. Чарнко (март 2008 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)

 

 
-
 


При создании страницы использованы следующие источники:

(открыть ссылку) Ксерокопия автобиографии Е.В. Чарнко. 08.01. 1965 (из архива Р.Д. Позамантир)

(открыть ссылку) Подводный аспект истории подводного ракетного старта. (глава из книги А.Л. Локтева "И корабль плывёт...")



Использованы также материалы сайта:

(открыть ссылку) Ракета Р-11ФМ (сайт РКК "Энергия" имени С.П. Королёва)
 

 
     
 


Низкий поклон и Большое Спасибо
Локтеву Александру Львовичу,
писателю, журналисту,
Ветерану космонавтики
;
 Мержанову Сергею Борисовичу,
другу и коллеге
по
Обществу некрополистов;
краеведу и историку города Королёва,
Позамантир Раисе Дмитриевне -
краеведу и историку города Королёва -
за предоставленные для публикации
текстовые материалы,
пресвящённые жизни и деятельности

Чарнко Евгения Владимировича!

Низкий поклон и Большое Спасибо
Ивкину Владимиру Ивановичу -
историку ракетно-космической техники,
члену-корреспонденту Российской Академии
Ракетных и Артиллерийских наук, полковнику
за предоставленные сведения
по Сталинской премии Е.В. Чарнко
,
а также за помощь в создании страницы!


С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"