|
|
|
|
|
Родился 16
(29)
марта 1902 года в Москве, в семье служащего.
В 1918 году
Евгений Чарнко
окончил 13-ю Единую
Трудовую школу.
После смерти отца
в 1917 году,
Евгений
со своим старшим
братом был вынужден совмещать учёбу
и работу.
Мать
и младший брат
(1906
года рождения - прим.)
остались
на их иждивении.
В 1919 году
Евгений Чарнко
поступил чернорабочим
в авиационный парк-склад.
В 1920 году он перешёл
на работу
на завод "Серп и Молот"
на должность начальника проходных контор.
В 1921 году поступил на учёбу
в Московский механико-машиностроительный институт
имени М.В. Ломоносова
(ныне
- Московский Государственный технический университет имени Н.Э. Баумана)
и перешёл
на работу
на 5-й участок Северной
(ныне
- Савёловской)
железной дороги,
где работал до 1925 года, сначала помощником слесаря, затем
помощником машиниста.
в 1925 году, по предложению Заведующего Кафедрой "Колёсные машины"
автотракторного факультета МММИ
(тогда
ещё просто)
профессора
Евгения Алексеевича Чудакова,
Чарнко
перешёл на работу в НАМИ - Научный
автомоторный институт.
После окончания МММИ в 1926 году
Е.В. Чарнко
продолжил работу в НАМИ в должностях инженера-конструктора
и старшего инженера-конструктора.
Он принимал участие в создании автомобилей НАМИ-1 и НАТИ-2,
а в 1930 году
руководил их производством в Ижевске.
В конце 1930 года
Евгений Владиимрович Чарнко
перешёл в Инсторф
- Институт торфяной промышленности на должность старшего
инженера-конструктора.
Здесь он руководил созданием полировального фрезера
для полировки торфяных болот под фрезерный торф,
а также пневматического торфяного комбайна.
В 1933 году он был переведён
в ОКБ-15 Народного комиссариата
Вооружения СССР
на должность Главного инженера.
С 1937-го по 1941 год работал
на Заводе № 8 Народного комиссариата
Вооружения СССР
(в
подмосковных Подлипках)
в должности Начальника
конструкторской группы
по автоматическому артиллерийскому вооружению.
Именно с этого момента
Евгений
Владимирович Чарнко
становится
известным конструктором,
одним из
создателей
артиллерийского вооружения.
С 1941-го по 1948 год он являлся
Начальником и Главным конструктором ОКБЛ-46 - Особого
конструкторского
бюро-лаборатории № 46.
Под руководством
Евгения Владимировича была разработана и
создана противотанковая пушка Ч-26 с калибром снаряда
57 мм.
Ранее, в 1943 году
совместно с
Иринархом Андреевичем Комарицким,
Евгений Владимирович
создаёт
противотанковую авиадесантную пушку
ЧК-М1
с калибром снаряда
37 мм.
В 1948 году
Е.В. Чарнко стал Начальником и
Главным конструктором КБ-10 НИИ-88.
С 1961 года, по предложению Главного
конструктора ОКБ -1
Сергея Павловича Королёва
Евгений
Владимирович
стал
заниматься
разработкой подводного
старта ракет и был одним из руководителей первого подводного пуска
баллистической ракеты дальнего действия с работающими двигателями.
Вспоминает
Александр Львович Локтев - ветеран ракетно-космической отрасли,
писатель, журналист, историк космонавтики, сын
Льва Абрамовича Локтева - Выдающегося конструктора артиллерийского и
ракетного вооружения,
одного из участников этого проекта:
-
-
"Сразу же после окончания первого этапа отработки С.П. Королёв обратился обратился к главному конструктору ОКБ-10 Е.В. Чарнко с просьбой заняться отработкой ракетного старта из-под воды на основе ракеты Р-11Ф.
Выбор С.П.Королёва не был случайным: в ОКБ-10 работал
квалифицированный коллектив артиллеристов.
Е.В. Чарнко дал согласие.
По свидетельству его заместителя А.П. Галкина, ракету при этом пришлось существенно модернизировать, после модернизации она получила индекс
Р-11ФМ.
Сама же идея запуска ЖРД непосредственно в шахте погружённой
подводной лодки принадлежала главному конструктору ОКБ-2 А.М. Исаеву.
Начальный этап отработки собственно подводного старта проходил
в 1956-1958 годах на Чёрном море в районе Балаклавы.
Там был создан специальный стенд на понтонах, которые вместе с пусковым устройством погружались под воду с помощью тросов, наматываемых
на лебёдку.*
Затем начались испытания ракет Р-11ФМ с подводной лодки.
Было сделано десять запусков этих ракет со значительной глубины.
Двигатели работали при этом 10 секунд, а ракеты взлетали из-под воды
на высоту 100 метров.
Наступил самый ответственный этап.
Он проходил на Белом море в районе Северодвинска.
По словам А.П. Галкина, первые два запуска прошли успешно.
При третьем запуске выход ракеты из-под воды не был зафиксирован. Специальная комиссия нашла причину, и она была устранена.
А затем были проведены еще три успешных подводных старта.
Представители ВМФ были удовлетворены.
По результатам испытаний в ОКБ-10 был составлен отчёт.
В разработке подводного старта самое активное участие принимали конструкторские отделы, руководимые конструкторами - артиллеристами
Л.А. Локтевым и М.М. Розенбергом и перешедшие в 1954 году в ОКБ-10
из НИИ-58 (ЦАКБ).
По словам А.П. Галкина, в отработке приняли активное участие С.Н. Кочуков,
Е.В. Чарнко, В.В. Тресков, В.В. Исаев, Ю.А. Невский, А.Л. Корпушко.
Таким образом, в 1959 году была успешно завершена отработка первого
в мире подводного старта ракет с ЖРД.
Экспериментально была доказана техническая возможность старта ракеты
с большой глубины, выработаны рекомендации для осуществления
такого старта, откорректирована конструкторская и технологическая документация.
Вспоминаю, что мой отец, Лев Абрамович Локтев, очень гордился этой работой
и, уже, будучи на пенсии, рассказывал мне, что её высоко оценили С.П. Королёв
и тогдашний директор НИИ-88 А.С. Спиридонов, намеревавшийся представить разработку подводного старта на Ленинскую премию.
Дальнейшие события, однако, приняли неожиданный
для разработчиков оборот.".
----
Первый старт ракеты-макета Р-11ФМ, оснащенной РДТТ вместо
ЖРД,
из-под воды был проведен 26 декабря 1956 года с глубины 30
м
из стартовой шахты, установленной на погруженной платформе
-
Прим. Е.Р. .
- |
После успешных испытаний ,
Е.В. Чарнко
и
А.П. Галкин,
вызванные на
приём
в
ЦК КПСС,
в
присутствии тогдашнего Министра общего машиностроения СССР
Константина Николаевича Руднева
получили предложение переехать вместе
с
коллективом КБ-10
в
город Миасс,
Челябинской области
для
развёртывания серийных работ.
Евгений Владимирович,
к
тому времени перенёсший инфаркт,
считал,
что такие
работы могут быть продолжены
в
Подлипках и
отказался
от
этого предложения.
Его поддержали все сотрудники КБ-10.
Через три дня вызов
в
ЦК
КПСС повторился.
Е.В. Чарнко
и
А.П. Галкин
подтвердили свой отказ
о
переезде
в
Миасс,
после чего вся конструкторская
и
технологическая документация Конструкторского бюро
Чарнко
была передана
Виктору Петровичу Макееву,
представленному ему
на
приёме
и
согласившемуся возглавить серийные работы
по
подводному старту,
а
специалисты ОКБ-10 ещё некоторое время консультировали своих
коллег
с
предприятия
В.П. Макеева.
Затем, в скором
времени ОКБ-10
было переведено на предприятие
С.П. Королёва
под
начало его заместителя
Игоря Николаевича Садовского,
занимавшегося
разработкой
твердотопливных ракет.
Сам же
Евгений Владимирович
в первой
половине 1960-х годов
принимал
активное участие
в
создании наземного полигонного комплекса ракеты-носителя
сверхтяжёлого класса Н-1,
предназначенной
для
вывода в
космос пилотируемого
лунного космического корабля.
Награды:
Постановлением Совета Министров СССР
"За
разработку и
создание конструкции мощной 57-мм пушки "Ч-51"
для легкой артиллерийской самоходной установки (авиадесантный
самоход АСУ-57) Воздушно-десантных войск"
руководитель работ
Евгений Владимирович Чарнко
в 1951 году был удостоен
Сталинской премии III степени.
Вместе с ним этой премии были удостоены:
Волков Анатолий Алексеевич
- Главный инженер завода № 235, город
Воткинск;
Гульянц Еновк Айрапетович
-
Директор Воткинского
машиностроительного завода;
Плыплин Анатолий Иванович
-
Начальник 2-го отделения
Технического управления Министерства вооружения;
Савушкин Александр Филиппович
- заместитель
Главного
конструктора
КБ-10 НИИ-88 Министерства вооружения.
Е.В. Чарнко
был также награждён двумя орденами
Трудового
Красного
Знамени
(1943,
1962),
орденами Отечественной войны
II
степени
(1944)
и
"Знак
Почёта"
(1936),
медалью "За трудовую доблесть"
(1940).
|
|
|
- |
|
Выдающийся
создатель артиллерийского и ракетного вооружения
Евгений Владимирович Чарнко
скончался
3 мая 1974 года.
Урна с его
прахом захоронена
в Москве,
в нише Колумбария Новодевичьего кладбища
(секция
№ 134, ряд № 34, место №
3).
(для просмотра снимка
в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
Низкий
поклон и Большое
Спасибо
Локтеву Александру Львовичу,
писателю, журналисту,
Ветерану космонавтики;
Мержанову
Сергею Борисовичу,
другу и коллеге
по
Обществу некрополистов;
краеведу и историку города Королёва,
Позамантир
Раисе Дмитриевне
-
краеведу и историку города Королёва -
за предоставленные
для публикации
текстовые материалы,
пресвящённые жизни и деятельности
Чарнко Евгения Владимировича!
Низкий
поклон и Большое Спасибо
Ивкину Владимиру Ивановичу -
историку ракетно-космической техники,
члену-корреспонденту Российской Академии
Ракетных и Артиллерийских наук, полковнику
за предоставленные сведения
по Сталинской премии Е.В. Чарнко,
а также за помощь в создании страницы!
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")
|
|
|
|
|
- |
|
|
|