Родился 29 января
(10 февраля)
1911 года
в
Риге
в семье
адьюнкт-профессора Рижского политехнического института,
крупного инженера-строителя
(впоследствии
академика
архитектуры)
Всеволода Михайловича Келдыша.
Мать –
Мария
Александровна
(урожденная
Скворцова)
–
домохозяйка.
В
1915
году
семья
Келдышей
переехала из
прифронтовой
Риги
в Москву.
В 1919–1923
годах
Мстислав
Келдыш
жил в
Иваново,
где отец
преподавал в
политехническом институте,
организованном по инициативе
М.В. Фрунзе.
Здесь
начал обучение
в
средней школе,
получив необходимую
начальную подготовку в
домашних условиях
у
Марии Александровны.
По возвращении в
Москву,
с 1923 года
учился в школе
со строительным уклоном,
летом ездил с отцом
на стройки,
работал разнорабочим.
Склонность к математике
у
Келдыша
проявилась еще в
7–8-м классах,
учителя
уже тогда отличали его
незаурядные способности
к точным наукам.
В 1927
году
окончил
школу
и хотел получить нравившуюся ему
отцовскую профессию
инженера-строителя,
однако в
строительный
институт,
где преподавал отец,
его не приняли по
молодости лет (всего
16 лет).
По совету старшей сестры
Людмилы,
закончившей
физико-математический факультет
Московского государственного университета,
занимавшейся математикой
под научным руководством
Н.Н. Лузина,
он поступает на тот же
факультет
МГУ.
Во время учебы
в университете
Келдыш
завязал научные контакты
с
М.А.Лаврентьевым,
переросшие потом в
многолетнее научное сотрудничество
и дружбу.
С весны 1930 года
он одновременно с
учебой
начал работать
ассистентом в
Электромашиностроительном
институте, затем еще и
в
Станкоинструментальном институте
(СТАНКИН).
По окончании
МГУ
в 1931
году по
рекомендации Академика
А.И.
Некрасова
Келдыш
был направлен в
Центральный
аэрогидродинамический институт
имени Н.Е. Жуковского
(ЦАГИ).
Научную жизнь ЦАГИ в это время возглавлял
С.А.
Чаплыгин,
под его руководством
регулярно проводился
семинар.
Участниками семинара были также
М.А. Лаврентьев,
Н.Е. Кочин,
Л.С.
Лейбензон,
А.И. Некрасов,
Г.И. Петров,
Л.И. Седов,
Л.Н.
Сретенский,
Ф.И.
Франкль,
С.А. Христианович.
Многие из них впоследствии стали
известными
учеными-механиками.
М.В. Келдыш
проработал в
ЦАГИ
до декабря 1946
года
сначала
инженером,
затем – старшим
инженером,
начальником группы,
а с 1941 года –
начальником отдела
динамической прочности.
Продолжая работать
в
ЦАГИ,
Келдыш
поступил осенью 1934
году
в аспирантуру
(дополненную затем
двухлетней докторантурой)
Математического института имени В.А. Стеклова
АН СССР
к
М.А.
Лаврентьеву,
где занимался вопросами
теории приближений функций,
тесно связанными с
прикладной тематикой его работы
(гидро-,
аэродинамика).
В 1935
году
ему без защиты
присвоена ученая степень
кандидата
физико-математических наук,
а в 1937-м
– степень
кандидата технических наук
и звание
профессора
по специальности
"аэродинамика".
26 января 1938
года
им была защищена
докторская диссертация
на тему
"О представлении рядами полиномов функций
комплексного
переменного и гармонических функций".
Репрессии 1930-х не обошли стороной семью
Келдышей.
В 1935
году несколько дней в заключении провела
Мария Александровна,
в
стране проходила компания по
изъятию у населения золота.
В 1936
году был арестован брат
Михаил, в то время
аспирант
исторического
факультета
университета, изучавший
средневековую
Германию.
Он
получил
10 лет
без права переписки (как установлено впоследствии,
был
расстрелян весной 1937 года).
В 1938
году по обвинению в шпионаже был арестован
брат
Александр,
затем обвинение было изменено на
антисемитизм.
В суде, тем
не менее, обвинения были сняты, и он вышел на свободу.
Цикл работ
Келдыша и его сотрудников
предвоенных и
военных лет посвящен
колебаниям и автоколебаниям авиационных конструкций.
Его исследования
заложили основы методов численного расчета и
моделирования
в
аэродинамических трубах явления флаттера (сильные колебания крыльев
самолета,
возникавшие при
определенных скоростях движения самолета
и
приводившие к его
разрушению).
Результаты Келдыша не только привели к
разработке простых и
надежных мер
предотвращения флаттера, но и стали
основой нового раздела науки
о прочности авиационных конструкций.
Известно,
что в германской авиации в период с
1935-го по
1943 год зафиксировано
146 аварий
из-за флаттера.
В процессе работы группе
Келдыша пришлось
выдержать напряженную полемику,
оппоненты обращались в
высокие инстанции,
вплоть до
ЦК ВКП
(б).
Результаты работы Келдыша сыграли
большую роль в создании
скоростной авиации
в нашей стране.
В октябре 1941
года
Мстислав Всеволодович с
женой и тремя детьми в
числе других сотрудников
ЦАГИ был эвакуирован в
Казань, где
продолжил
работу.
К исследованиям авиационных колебаний
флаттера, тесно примыкают его
исследования
устойчивости переднего колеса трехколесного шасси, позволившие
предложить целесообразные и
простые конструктивные мероприятия для
устранения шиммирования
(самовозбуждающихся поворотов и
смещений)
колеса
самолета при
взлете или
посадке,
которое приводило к разрушению переднего
шасси самолета.
По имеющимся данным, в немецкой авиации было более
150
аварий,
связанных с "шимми",
а в отечественной –
ни одной.
Успех прикладных работ Келдыша обусловлен не только его глубокой интуицией
инженера-механика и
экспериментатора, но и
выдающимся талантом
математика,
тонкого
теоретика и
творца вычислительных алгоритмов и
методов.
И наоборот,
многие его фундаментальные математические исследования
имеют своим истоком
проблемы, возникшие из его работ по механике.
Как математик
Келдыш внес свой
вклад в теорию функций, теорию потенциала,
дифференциальные уравнения,
функциональный анализ.
Большое значение имеют результаты
Келдыша в
механике,
охватывающие гидродинамику,
аэродинамику,
газовую динамику,
механику
самолетных конструкций.
Многому научился
Келдыш в общении с
конструкторами
самолетов, в первую очередь,
С.А. Лавочкиным
и
А.Н. Туполевым.
29 сентября 1943 года
Мстислав Всеволодович избран
членом-корреспондентом АН СССР
по
Отделению физико-математических наук.
В июне 1944 года стал
заведующим
отделом
механики
в
Математическом
институте АН СССР
и оставался в
этой должности до
1953 года.
При отделе работал
научный семинар, объединивший
специалистов по
аэромеханике. Одновременно
возобновил преподавательскую деятельность в
МГУ,
начавшуюся в 1932 году, он читал
лекции на
механико-математическом и
физико-техническом факультетах, заведовал
кафедрой
термодинамики, руководил
научно-исследовательским семинаром
по теории
функций комплексного переменного.
С 1942-го по 1953
годы,
Келдыш –
профессор МГУ.
Многие
из его учеников того
времени стали видными учёными.
30 ноября 1946
года
Келдыш избран
действительным членом АН СССР
по
Отделению технических наук
(математика,
механика).
Начался новый период его
деятельности, связанный с именами
"трёх К":
И.В. Курчатова,
С.П. Королёва
и
М.В.
Келдыша.
Сразу
после избрания
Академиком
он назначен
Начальником
(с августа 1950
года
–
научным руководителем)
головного научно-исследовательского
института (НИИ-1 Министерства авиационной промышленности,
ныне
Центр имени
М.В. Келдыша), занимавшегося
прикладными задачами
ракетостроения.
С
этого времени основное направление деятельности Келдыша
связано с
ракетной техникой.
Первая в мире
межконтинентальная ракета была
запущена в СССР
уже
21 августа
1957 года.
Мстислав Всеволодович
занимался также
решением
проблем атомной энергетики и
вычислительной математики.
Потребовались
новые
методы исследования, прежде всего
эффективные методы
и
средства
математического расчета.
Необходимость их создания
вызвала в
области вычислительной
математики
революцию,
коренным образом изменившую
её
общенаучное значение.
Келдыш
одним из первых
сумел предугадать
роль
вычислительной математики
в
повышении эффективности научно-технического
поиска.
Познакомившись с создателями первой отечественной ЭВМ
М.А.
Лесечко
и
Ю.Я. Базилевским, он стал
специалистом
в
этой области.
В
1953 году он стал
основателем
Института
(до
1966
года
–
Отделения)
прикладной математики АН СССР
и его
бессменным
Директором.
С
деятельностью этого института, носящего ныне
его
имя,
во многом связано
становление современной вычислительной математики
в
нашей стране.
В работах по
созданию ракетно-ядерного щита
Келдыш принимал
участие
и как
руководитель больших коллективов и
как автор
многих научно-технических идей
и
вычислительных методов.
В
это время
им опубликованы
работы
по
оценке
последствий ядерного взрыва:
"Об оценке действия взрыва на больших высотах"
(1950 г.,
совместно с
Л.И. Седовым);
"Точечный взрыв в атмосфере" (1955 г.,
совместно с
Д.Е. Охоцимским и
др.)
Он
внес выдающийся вклад в
развитие советской космической науки и
техники.
Начав работать по
космической тематике в
1946
году
в
творческом сотрудничестве
с
С.П. Королёвым, он явился
одним из
инициаторов широкого развертывания работ
по
изучению
и
освоению
космоса.
С начала 1956
года
возглавил один из
ведущих участков
в их
проведении.
Велик его вклад в становление и
успешное развитие таких
научных направлений,
как механика
космического полета и космическая
навигация.
С 1953
года в
Математическом институте АН СССР велись
работы по
решению задач
осуществления полёта искусственного спутника
Земли,
увенчавшиеся
4 октября 1957
года его
успешным
запуском и
выводом на
орбиту.
Решающую роль
Келдыш сыграл в создании относительно дешевой
ракеты-носителя
для
выведения на
орбиту
спутников
по научным программам
(спутники
серии
"Космос").
Руководил
"Лунной" программой, включая
полеты
автоматических станций "Луна".
Привлекал к участию в
программе
научные коллективы,
вёл совещания и
семинары по
обсуждению результатов исследований и
принятию дальнейших
планов.
Первый
аппарат к
Луне был отправлен
2 января 1959
года.
4 октября 1959
года
с аппарата
"Луна-3" были получены
снимки
обратной стороны Луны.
В
1966
году
совершена мягкая посадка на
поверхность
Луны, а на ее
орбиту выведен
искусственный спутник ("Луна-10").
В октябре 1970 года стартовала
"Луна-16",
доставившая образцы лунного грунта на
Землю, затем
старт автоматической станции
"Луна-17" с
самоходным аппаратом
"Луноход-1";
всего к 1976
году запущены
34 аппарата серии
"Луна".
Первые
три
запуска космических аппаратов к
Луне закончились
катастрофами:
ракеты
Р -7, успешно
выведшие на
орбиту Земли
искусственные спутники,
взрывались
после старта.
Келдыш
смог понять причину катастроф –
развитие
колебаний в
топливной системе ракеты.
Не менее эффективно участие
Келдыша в
программе исследования
Венеры,
связанной с автоматическими станциями
семейства
"Венера" (начиная с
"Венеры-4",
1967), аппарат
"Венера-7" (1970)
показал, что давление на
поверхности
Венеры составляет
100 земных атмосфер,
температура
400° С.
Велика роль
М.В. Келдыша при
исследованиях
Марса.
В 1960
году
при
подготовке
запуска первой автоматической станции
к
Марсу
Мстислав
Всеволодович
предложил испытывать
приборы, предназначенные
к изучению
Марса,
в земных условиях.
Это позволило выявить
неэффективную аппаратуру
и дало экономию
в десятки килограммов
веса автоматической станции.
Выезжал на
полигоны
и
космодромы
при подготовке
и запуске космических
аппаратов, входил в
различные комиссии
по космическим проблемам.
Был Председателем
экспертных комиссий,
комиссий
по разбору причин аварий,
в частности,
в 1971 году
был председателем
аварийной комиссии
по выяснению причин
гибели экипажа
космического корабля "Союз-11"
в составе
Георгия Добровольского,
Владислава Волкова
и
Виктора Пацаева.
Огромный вклад внес
Келдыш
в
осуществление
первого выхода человека
в
открытый космос
в 1965 году,
в проведение
совместного советско-американского космического
полета
"Союз-Апполон"
в
1975 году
и
осуществление полётов экипажей
с участием космонавтов социалистических стран
по
программе "Интеркосмос".
Был
одним из
инициаторов создания в
1951
году
Московского физико-технического института
(в г.
Долгопрудном,
Московской области) и некоторое время
читал лекции,
был
заведующим кафедрой.
Большой период жизни
Келдыша связан с
его деятельностью в
Президиуме
Академии наук СССР, начавшейся в
октябре 1953
года
и
продолжавшейся
до конца его жизни.
С
1953
года
он
являлся
академиком-секретарём Отделения математики
Академии наук.
26 февраля
1960
года
Мстислав Всеволодович Келдыш
был избран
Вице-президентом,
а
19 мая 1961
года
–
Президентом Академии наук СССР
и оставался в
этой должности
по
19 мая 1975 года.
Возглавляя
Академию наук СССР,
Мстислав Всеволодович
оказывал
всемерную поддержку
развитию в
нашей стране не только
математики и механики, но и
новых направлений современной науки, таких, как
кибернетика,
квантовая электроника,
молекулярная биология и
генетика.
В
1962
году
Президиум
Академии наук СССР
принял
решение
о строительстве
комплекса биологических институтов
в г.
Пущино.
При
Келдыше состоялась
комплексная проверка деятельности
Т.Д.
Лысенко,
позволившая
разоблачить псевдонаучные концепции
"лысенковщины",
отрицавшей
генетику.
В списках
действительных членов
Академии
Наук СССР был посмертно
восстановлен
Н.И. Вавилов, получили
подтверждение его
заслуги в
биологии
и
сельскохозяйственных науках.
Годы, когда пост
Президента Академии наук СССР занимал
М.В. Келдыш,
были
периодом
наиболее быстрого роста Академии,
превращения её
в крупнейший центр
фундаментальной науки.
Он
всемерно развивал
международное научное сотрудничество и
координацию
научных
исследований.
С
научными визитами посетил
Германию
и
Англию (1965),
Чехословакию (1963,
1970),
Японию (1964),
Польшу
(1964,
1973),
Францию
(1965,
1967),
Румынию
(1966),
Болгарию
(1966,
1969),
Венгрию
(1967),
Канаду
(1967),
Италию
(1969),
Швецию
(1969),
Испанию
(1970),
США
(первый официальный
визит
Президента Академии наук СССР
за все время ее
существования,
1972).
Учёные степени и звания:
Его заслуги получили международное признание.
Среди его званий:
Академик
Германской академии естествоиспытателей "Леопольдина"
(ГДР,
1961),
Академик Академии наук Монголии
(1961),
Академик Академии
наук Польши
(1962),
Академик Академии наук Чехословакии
(1962),
Почётный член
Академии наук Румынии
(1965),
Почетный иностранный член Академии наук
Болгарии
(1966),
Почетный иностранный член Американской Академии наук
и
искусств
в
Бостоне
(1966),
Член-корреспондент Германской Академии наук
в
Берлине
(1966),
Почетный
член Королевского общества
в
Эдинбурге
(1968),
Почетный член Академии наук Венгрии
(1970),
Почетный член Академии Финляндии
(1974);
Почетный доктор Делийского университета
(1967),
Почетный доктор
Будапештского университета
(1967),
Почетный доктор Лагосского университета
(Нигерия,
1968),
Почетный доктор Карлова университета
в
Праге
(Чехословакия,
1974),
Почетный
доктор Индийского статистического института
(1974).
Общественная деятельность и интересы:
Большую работу
вел
М.В. Келдыш
в
Комитете по Ленинским и Государственным премиям СССР в области науки и
техники, возглавляя его
с
1961 года
до
своей кончины.
Его рецензии
на
представленные работы
имеют
самостоятельный научный интерес.
Всемерно поддерживал переход
на
массовое машинное производство,
облегчающее труд.
Высоко оценивал внедрение хлопкоуборочных
и
чаеуборочных машин.
В
последние годы жизни
Келдыш
интересовался проблемой
создания солнечных электростанций
на
космической орбите.
Келдыш
свободно говорил на
немецком
и
французском языках,
читал также на
итальянском,
уже в
зрелом возрасте
(после
50-ти)
стал изучать
английский.
Награды:
В
апреле 1942
года
сотрудники
Центрального
аэрогидродинамического института
имени Н.Е. Жуковского
профессор
Мстислав
Всеволодович Келдыш
и
кандидат
технических наук
Евгений Павлович Гроссман
были
удостоены
Сталинской
премии II степени,
За
научные работы по предупреждению разрушений самолетов:
"Расчет
самолета на флаттер"
(опубликованную в
конце 1940 года),
"Колебания
крыла с упруго прикрепленным мотором"
и
"Изгибно-элеронный
флаттер"
(СП СССР,
1942,
3,
ст. 57).
В
годы войны
наряду с
научно-экспериментальными исследованиями
в
ЦАГИ
занимался
внедрением
разработанных
рекомендаций
в
самолетные КБ
и на
авиационные
заводы.
Эта
его
деятельность
была отмечена
орденами
Трудового Красного Знамени
(1943)
и
Ленина
(1945).
В
1944 году
Келдыш
был награжден
медалью "За
оборону Москвы".
Постановлением
Совета Народных комиссаров СССР № 1415
от 26 июня 1946 года,
пункт
2
(СП
СССР,
1946,
9,
ст. 160)
В 1946 году,
член-корреспондент Академии Наук СССР,
Научный сотрудник Центрального аэрогидродинамического
института имени Н.Е. Жуковского
Мстислав
Всеволодович Келдыш
был удостоен
второй
Сталинской
премии II степени
(и
денежной
премии
в
размере 100 000 рублей)
За выдающиеся
работы в области технических наук,
За
научные исследования в области теории и
методов расчёта автоколебаний самолётных конструкций,
(результаты этих
исследований
изложены в
монографии
"Шимми переднего колеса трёхколёсного шасси"
опубликованной в
1945 году).
11 сентября 1956 года
Мстиславу Всеволодовичу Келдышу
присвоено
звание Героя
Социалистического Труда,
с вручением
ордена Ленина
и
Золотой медали "Серп и Молот",
а 18
декабря 1957 года
за участие в
создании и осуществлении
запуска Первого искусственного спутника Земли
он был удостоен
Ленинской
премии.
17 июня 1961
года
"За особые заслуги в развитии ракетной
техники,
создании и успешном запуске 12 апреля 1961 первого в мире
космического корабля «Восток» с человеком на борту"
он был
второй раз
награждён
Золотой медалью "Серп и Молот"
Героя
Социалистического Труда.
9
февраля 1971 года
"За исключительные заслуги перед
государством
в развитии советской науки и техники, большую научную
и
общественную деятельность и в связи с 60-летием"
Мстислав Всеволодович Келдыш
награждён
третьей Золотой медалью "Серп и Молот"
Героя
Социалистического Труда.
Награжден
семью орденами Ленина
(16.09.
1945,
27.03.
1954,
04.01. 1954,
11.09. 1956,
09.02. 1961,
27.04. 1967,
17.09.1975);
тремя
орденами Трудового Красного Знамени
(11.07.
1943,
10.06. 1945,
19.09. 1953);
медалями:
"За доблестный труд
в Великой Отечественной войне" (1945),
"800 лет Москвы" (1947),
"20 лет
Победы" (1965),
"За доблестный труд в ознаменование 100-летия
со дня
рождения В.И.Ленина" (1970),
"30 лет Победы" (1975).
Он -
Командор ордена Почетного Легиона (Франция,
1971),
М.В.
Келдыш
-
кавалер высших орденов
ряда других стран:
орден
Трудового Красного знамени
(1970,
ВНР),
орден
Кирилла и
Мефодия I степени
(1969,
Болгария),
орден
Бернардо
О`Хиггинса II степени
(1969,
Чили),
орден
Георгия
Димитрова
(1970,
НРБ),
медаль
"50
лет Монгольской народной революции"
(1972),
орден
Сухэ-Батора
(1974,
МНР).
"За выдающийся вклад
в научную разработку проблем изучения и
освоения космического пространства"
Мстислав
Всеволодович Келдыш
в
1972 году
награждён
Золотой медалью имени К.Э. Циолковского,
а в
1975 году
"За выдающиеся достижения в области
математики, механики и космических исследований"
был удостоен Золотой
медали имени М.В. Ломоносова АН СССР.
Он был
удостоен также
Золотой медали
Академии наук Кубы
(1972),
Золотой медали "За заслуги перед наукой и человечеством"
Чехословацкой академии наук
(1970),
Золотой медали "За заслуги перед наукой и человечеством"
Словацкой академии наук
(1970).
|