Родился
9 сентября 1906
года в станице
Казанская, под
Екатеринодаром
(ныне -
ст. Казанская,
Кавказского района,
Краснодарского края),
в семье
учителей сельской школы.
В
анкетах,
в графе национальность,
Чернышёв
писал:
"русский,
кубанский казак".
В
1912 году семья
Чернышевых
переезжают в
Краснодар, где отец
становится
банковским служащим.
Здесь Николай
заканчивает
начальную школу и
продолжает учебу
до
второго класса в
Кубанском Александровском реальном училище.
В
1918 году отец
переходит на работу
в г.
Кропоткин,
Краснодарского края,
и
семья возвращается вновь
в станицу Казанскую.
С 1918-го
по 1920 год
Николай
учится в
сельской школе и
работает.
В
1922 году он, уже
самостоятельно, уезжает в
Краснодар для
продолжения учебы.
В
1924 году ему вручают
удостоверение об
окончании 7-й советской школы
2-й ступени (ныне -
средняя общеобразовательная школа № 6).
В
1925 году Чернышёв
приезжает в
Москву для поступления в
МГУ,
но на экзамены
опаздывает.
Полгода он
работает упаковщиком книг
в одной из типографий.
В
январе 1926 года
Николай уезжает в
Ростов-на-Дону, где в
это время проживала
семья его отца.
Здесь
юноша работает в
потребительском обществе
и продолжает готовиться
к
поступлению в
ВУЗ.
В
августе 1926 года он
становится студентом
Донского политехнического института
(г. Новочеркасск,
Ростовской
области).
В том же году
Чернышев
подписывает с одной из
организаций контракт по изучению химии целлюлозы
и для выполнения этой
работы переводится в
Ленинградский химико-технологический институт имени Ленсовета
на факультет бумаги
и целлюлозы.
В
годы учебы в
институте Николай
увлекся идеями
К.Э. Циолковского
и
решает посвятить свою
жизнь воплощению этих
идей в
реальность.
После окончания
института в
1932 году он
работает по
распределению
на
Ленинградской фабрике Гознака.
Позднее
Н. Чернышева призывают
на действительную
военную службу,
а затем,
по его просьбе,
откомандировывают в
Газодинамическую лабораторию
в сектор
В.П. Глушко на должность
старшего инженера.
Общепризнанно, что
В.П. Глушко
и Н.Г.
Чернышев своими
исследованиями
в области
химического зажигания ракетных двигателей
на многие годы
опередили зарубежных
специалистов.
Вскоре он становится одним из ведущих сотрудников в области жидкостных
ракетных двигателей.
С
апреля 1933-го
по январь 1934 года
находился на военной
службе.
Когда формировался
Реактивный научно-исследовательский институт
(РНИИ
—
первая в мире государственная организация
по разработке ракетной
техники),
Н.Г. Чернышева
назначают
Начальником
отдела.
В связи с этим в
1934 году он
переезжает в Москву
и становится
Начальником опытной
установки РНИИ.
В короткие сроки
Чернышеву
удалось создать
в
институте химическую лабораторию
для
изучения
проблем кислородных ЖРД.
В
1934-1935 годах он
работает над доработкой
двигателей ОР-2
для
пилотируемого ракетного самолета
и
12К для
крылатых
ракет конструкции
С.П. Королёва.
Н.Г.
Чернышев
принимает
участие и в
организации моторной лаборатории.
Возникший в
руководстве РНИИ
конфликт, обусловленный
различной оценкой
роли ракет с
ЖРД и
пороховых ракет привел к
сокращению объема работ
по
жидкостным ракетам.
С.П. Королёв
был понижен в должности,
а бывшие сотрудники РНИИ
Л.К. Корнеев
и А.И. Полярный
организовали новое
конструкторское бюро (КБ-7)
для продолжения работ
над ракетами
с ЖРД.
Николай
Гаврилович из-за
разногласия с
руководством института увольняется
из РНИИ
и переходит на работу
в КБ-7,
где ему обещают
создать условия
для
продолжения опытов с
жидкими топливами.
Там он проработал с
августа 1936 года по
апрель 1938 года в
качестве
Начальника
испытательной станции.
На станции
проводились стендовая
отработка кислородных
ЖРД
и летные испытания ракет.
В этот период
им написаны и опубликованы
статьи
о применении озона в ракетной технике.
В июне 1941 года
Н.Г. Чернышев уходит
добровольцем на фронт,
был ранен,
но остался в строю,
участвовал в боевых
действиях в составе
партизанского отряда.
Воевал на
Северо-Западном и
Калининском
фронтах в должности
помощника Начальника военного головного склада 1404
и Начальника инспекции
Управления начальника артиллерии 27-й армии.
В октябре 1942 года
Николай Гаврилович
был отозван с фронта
и приступил
к
работе по
исследованию жидких ракетных топлив
в
Научно-исследовательском институте
№ 3 Совета Народных комиссаров СССР
(с
1944 года
-
НИИ-1 Наркомат Авиационной промышленности СССР)
в должности
Начальника химической лаборатории.
Н.Г. Чернышева
назначили Начальником
химической лаборатории.
Основными направлениями
его
научной деятельности стали исследования
новых жидких топлив и
подготовка материалов книги.
В поле его внимания
были
проблемы использования жидкого водорода
в ЖРД.
Беспокойный характер,
смелость в
поисках новых решений по
жидким топливам,
прямота суждений
и независимость вынудили
его уйти из института,
и он решает организовать
самостоятельные исследования
для реализации
собственных идей.
Неоднократно
выезжал в служебные
командировки на объекты
немецкой ракетной техники:
в Польше
(август-сентябрь 1944
года),
Румынии (декабрь
1944 года - январь 1945 года),
Германии
(июнь - ноябрь 1945 года).
В последующие годы
ему приходится часто
менять место работы.
С 1946 года
он работает в составе
группы
М.К. Тихонравова
в
НИИ-4
Наркомата Обороны СССР,
которая была создана
после окончания войны
для исследования проблем
артиллерии и
ракетной техники.
Николай
Гаврилович становится
Начальником отдела зенитных
снарядов на жидком топливе,
где организовал новую
лабораторию по исследованию вопросов повышения эффективности ЖРД
и разработке технологии
производства новых ракетных топлив.
Главная проблема,
которой он себя посвятил, работая в
НИИ-4,
- исследование
характеристик и
освоение промышленного
производства
нового окислителя -
тетранитрометана.
В 1945 году
группа энтузиастов во главе с
М.К. Тихонравовым
и Н.Г. Чернышевым
разработал проект
пилотируемой высотной ракеты ВР-190.
С этим проектом
группа перешла на работу
в НИИ-4
МО.
Николай Гаврилович
никогда не оставался безразличным
и безучастным к делам,
происходившим вокруг него.
Поэтому не удивительно,
что он начал работать
в группе
М.К. Тихонравова.
Тем более, что сама идея
стратосферной ракеты
родилась на совещании
в квартире
Н.Г. Чернышева.
На основе немецкой
баллистической ракеты У-2
(А-4)
была разработана
ракета-носитель
для вертикального полета
двух пилотов на
высоту до
200 км.
Чтобы реализовать
столь
амбициозный проект,
надо было найти заказчика.
Активную роль
в пропаганде проекта
сыграл
Н.Г. Чернышев
В 1946 году
он совместно с
М.К. Тихонравовым
прошел все инстанции,
чтобы дать жизнь проекту.
В феврале проект
"ВР-190" доложен
секретарю АН СССР,
Академику
Н.Г. Бруевичу.
В марте
подана докладная записка
президенту АН СССР
С.И. Вавилову.
Представлен проект
был и в
Министерство
авиационной промышленности,
что позволило экспертной
комиссии под
председательством академика
С.А. Христиановича
дать положительное
решение.
В июне состоялись
совещания
у
министра авиационной промышленности
М.В. Хруничева.
В итоге, проект
в
пилотируемом варианте не
был реализован,
но отдельные его
фрагменты
нашли практическое
применение в
парашютно-десантных войсках,
при полетах
геофизических ракет с
животными на борту, в
пилотируемой
космонавтике.
В НИИ-4
под руководством Начальника
отдела Н.Г. Чернышева
и при
его непосредственном
участии были
выполнены следующие работы:
- исследованы процессы
повышения эффективности рабочего процесса
в камерах ЖРД и процесс самовоспламенения и горения ракетных топлив
в пульсирующих ЖРД, реализованные в практической космонавтике;
- разработаны и
построены лаборатория по производству жидкого азота,
а также «бомба» для изучения процесса самовоспламенения озона;
- впервые спроектирован
100-тонный ЖРД с трубчатым экраном
в камере сгорания (последняя - в натуральную величину);
- создана
самоуправляющаяся калориметрическая бомба для измерения
теплотворной способности топлив, которая полностью вытеснила и заменила
у нас и за рубежом известную калориметрическую бомбу Бертело и другие
работы.
В 1948 году,
автор 16-ти
изобретений
Н.Г. Чернышев
написал монографию
«Химия ракетных топлив»,
которая была им представлена для защиты
ученой степени
кандидата технических наук.
Ознакомившись с этой
работой Ученый совет
присудил ему степень
Доктора
технических наук.
Среди его научных
работ и монографий стоит отметить следующие
исторические труды:
=
"Роль
русской научно-технической мысли в разработке основ ракетного летания"
(Рукопись, 1949);
=
"Реактивный
самолет Н.И. Кибальчича"
(Рукопись, 1951);
=
"К
вопросу о времени ракет на Руси"
(Рукопись, 1952);
=
"Проблемы
межпланетных сообщений в трудах К.Э. Циолковского
и других советских ученых"
- М., 1953.
В эти же годы Николай
Гаврилович одним из
первых начал изучать
историю ракетостроения
в
стране, публиковать
статьи,
писать книги по истории ракетостроения и теории межпланетных
полетов.
Н.Г. Чернышев
был Выдающимся педагогом.
Это ещё одна страница
из биографии
этого
замечательного человека.
В 1948 году
Николай Гаврилович
принял активное участие
в создании
и работе факультета
«Ракетно-космическая техника»
МВТУ имени Н. Э. Баумана.
Несколько позже
он начал преподавать
на Высших инженерных
курсах
при факультете
«Ракетные двигатели».
В 1949 году
Н.Г. Чернышев
также читал курс лекций
в только что образованной
Академии оборонной промышленности.
В 1952 году
Николай Гаврилович
тяжело заболел, однако,
находясь в госпитале,
он разрешил задачу ПВО
крупных промышленных объектов
и
административно-политических центров
от
налёта вражеской авиации.
Награды:
За доблесть и мужество,
проявленные в боях
Великой
Отечественной войны,
Николай
Гаврилович Чернышёв
награжден
двумя орденами
Отечественной
войны 2-й степени
(1944,
1945),
орденом
Красной Звезды
(1944),
медалью
"Партизану
Отечественной войны" 2-й степени
(1943),
другими медалями.
Не раз
Правительством СССР поощрялся
различными премиями.
Решением
Совета депутатов
от 26
мая 2005 года
№ 150
"За
выдающийся вклад в становление отечественного ракетостроения"
Николаю
Гавриловичу Чернышёву
присвоено (посмертно)
звание
«Почетный гражданин города Юбилейный»
|