-
Владимир Александрович Рождов
родился
2 января 1920 года в городе Сумы
-
административном центре Сумского уезда Харьковской губернии в
составе
Российской Империи.
Историческая
справка:
.....После
создания СССР - Союза Светских Социалистических Республик
(30
декабря 1922 года),
Харьковская губерния стала частью Украинской Советской
Социалистической Республики образованной в составе СССР.
.....7
марта 1923 года, Сумский уезд был упразднён. Город Сумы стал
административным центром Сумского округа и Сумского района Харьковской
губернии.
.....В
июне 1925 года, управление Харьковской губернии упразднено.
Сумский округ перешёл в непосредственное подчинение Совету Народных
Комиссаров Украинской ССР (со
столицей - городом Харьковом).
.....Указом
Президиума Верховного совета СССР от 27 февраля 1932 года, была
образована Харьковская область Украинской ССР с административным центром
городом Харьковом. Сумский район перешёл в прямое подчинение
Харьковскому Совету Народных депутатов Украинской ССР.
.....10
января 1939 года, город Сумы стал административным центром Сумской
области Украинской ССР.
.....С
24 августа 1991 года, город
Сумы - административный центр Сумской области
Украины вышедшей из состава СССР.
В 1942 году,
В.А. Рождов
окончил Машиностроительный факультет
Московского
механико-машиностроительного института
имени Н.Э. Баумана
(МММИ
имени
Н.Э. Баумана)
по специальности "инженер-механик
по колесным и гусеничным
машинам"
(учился на
Кафедре
"Автомобили";
ныне - Кафедра СМ-10 "Колёсные
машины" Факультета "Специальное
машиностроение" - прим.) .
Историческая справка:
.....В
1943-1989 годах - Московское Высшее техническое училище имени
Н.Э. Баумана (МВТУ
имени Н.Э. Баумана).
.....С
1989 года - Московский Государственный технический университет
имени Н.Э. Баумана
(МГТУ имени Н.Э. Баумана).
В 1947 году,
Рождов Владимир Александрович
окончил Философский факультет
Вечернего Коммунистического университета - подразделения
Коммунистического
университета имени Я.М. Свердлова,
а в 1973 году - Факультет повышения квалификации
при Московском Авиационном институте
имени Серго Орджоникидзе
(ныне
- МАИ,
Национальный исследовательский университет - прим.),
по
специальности
"Экономика и научное управление социалистическим
производством".
В 1942 - 1943 годах,
Владимир Александрович работал
в Специальном конструкторском бюро
в городе Ижевске - столице Удмуртской АССР
(ныне
- Удмуртия).
С 1943 года, он работал в Центральном
Артиллерийском конструкторском бюро
(ЦАКБ)
Народного
комиссариата вооружения СССР под руководством Выдающегося
организатора
артиллерийского,
затем - зенитно-ракетного вооружения,
Героя
Социалистического
Труда,
генерал-полковника инженерно-артиллерийской
службы
Грабина Василия Гавриловича.
В.А. Рождов
был непосредственным участником организации работы ЦАКБ
в
подмосковном посёлке Болшево, в черте города
Калининграда (с
8 июля 1996 года -
город Королёв),
осуществлённой на
основании Постановления Государственного
комитета обороны № 2477сс от 5 ноября 1942 года,
на
высвободившихся площадях
завода № 88 Народного
комиссариата
вооружения СССР и
вернувшегося
из города Горького
(с
22 октября 1990 года
- Нижний
Новгород).
Историческая справка:
.....Основу
коллектива конструкторского бюро составили конструкторы Горьковского завода № 92
возглавляемого
Еляном Амо Сергеевичем. Кроме того,
в ЦАКБ была переведена часть сотрудников
конструкторских отделов
ряда
других предприятий из Научно-исследовательского института Наркомата
вооружения, и было выделено необходимое оборудование
и материалы.
.....В
1955 году, Центральное
Артиллерийское конструкторском бюро
преобразовано в
Центральный
Научно-исследовательский институт № 58 (НИИ-58,
ЦНИИ-58) во
главе с Директором и Главным конструктором
Грабиным Василием Гавриловичем.
.....Постановлением
ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 703-323 от 27 июля 1959 года
(с грифом "Совершенно
секретно. Особой важности. Хранить вместе с шифром")
"О работе по баллистическим ракетам
в ОКБ-1 Государственного комитета Совета Министров СССР по
оборонной технике",
ЦНИИ-58 с опытным заводом и
коллективом в 4083 человека, в качестве
филиала № 1 на базе Центрального Научно-исследовательского
института № 58 того же комитета вошёл в состав ОКБ-1 - Особого конструкторского бюро
под руководством
Королёва Сергея Павловича.
Работая
на этом предприятии,
Рождов Владимир Александрович
являлся инженером-
конструктором, Старшим инженером-конструктором,
Начальником подтдела, Начальником проектного отдела
СКБ-4.
Он был одним из разработчиков по направлению
"Танки и самоходные орудия".
Во второй половине 1950 годов,
Владимир Александрович
занимался работами по
обеспечению штатного
использования ПТУРСа
(противотанкового
управляемого
реактивного снаряда - прим.)
и приспособлении
для этого бронетранспортера-
носителя со
специальными направляющими, местом
наводчика, системой
управления полетом ракеты и
системой перезаряжания,
После передачи ЦНИИ-58 в состав ОКБ-1,
В.А. Рождов был назначен
на должность
Начальника сектора наземного оборудования
Комплекса
наземного оборудования
и экспериментальной отработки стартовых комплексов
под руководством
Абрамова Анатолия
Петровича.
В апреле 1961 года, В.А.
Рождов был назначен на
должность Главного конструктора -
первого заместителя Начальника Специального особого
конструкторского бюро,
образованного на основании Приказа Председателя
Государственного Комитета Совета
Министров СССР по оборонной технике № 132 от 7 апреля
1961 года, на территории завода
"Машиностроитель", путём выделения сектора наземного
оборудования из состава ОКБ-1 и преобразования
сектора в самостоятельную организацию.
Историческая справка:
.....Постановлением
ЦК КПСС и Совета Министров СССР от
30 сентября 1965 года № 728
"Об улучшении управления промышленностью",
было принято решение о преобразовании правительственных
промысленных и производственных Государственных комитетов
в министерства. Таким образом, Специальное особое
конструкторское бюро получило название "Конструкторское бюро
"Мотор" и было переподчинено вновь образованному Министерству
общего машиностроения СССР.
.....Указом
Президента Российской Федерации от 16 декабря 2008 года № 1784
"О
реорганизации Федерального государственного унитарного
предприятия "Центр эксплуатации объектов наземной космической
инфраструктуры"
были реорганизованы следующие Федеральные
Государственные унитарные предприятия в форме
присоединения к Федеральному Государственному унитарному
предприятию "Центр эксплуатации объектов наземной космической
инфраструктуры" (город Москва):
"Конструкторское бюро "Мотор"
(город Москва),
"Конструкторское бюро общего машиностроения имени В.П. Бармина"
(город Москва), "Конструкторское бюро транспортного
машиностроения" (город Москва), "Конструкторское бюро
транспортно-химического машиностроения" (город Москва),
"Научно производственная фирма "Космотранс" (город Москва),
"ОКБ "Вымпел"" (город Москва) и "Федеральный
космический центр "Байконур"" (город Москва).
.....В
декабре 2009 года филиал Федерального Государственного
унитарного предприятиюя "Центр эксплуатации объектов наземной
космической инфраструктуры"
(ФГУП
"ЦЭНКИ")
- "Конструкторское бюро "Мотор" в свою очередь был реорганизован
в форме присоединения к нему филиала ФГУП "ЦЭНКИ" -
"ОКБ "Вымпел"".
В 1966 году,
после
очередного преобразования предприятия, Рождов
Владимир
Александрович был назначен
на должность первого заместителя Начальника
Конструкторского бюро "Мотор".
В этой должности, он проработал до ухода
на заслуженный отдых, в 1982 году.
В.А. Рождов
- один из основных
организаторов проведения научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ по созданию
стендового и подъёмно-транспортного
наземного оборудования ракетно-космических комплексов,
создания систем
пневмогидравлической и пластической амортизации,
систем обеспечения температурно-
влажностных режимов, заправки компонентами топлива,
энергоснабжения,
мониторинга, обеспечения эксплуатации и
технического перевооружения объектов
наземной инфраструктуры Космодромов Байконур, Плесецк;
обеспечения всех этапов
создания и эксплуатации ракетно-космической техники.
Многие образцы техники (сложные
уникальные транспортные агрегаты,
а также
технологическое оборудование для наземной подготовки
ракет-носителей и
космических аппаратов),
созданные, в том числе, по специальным заданиям
в стенах
Специального особого конструкторского бюро/Конструкторского
бюро "Мотор"
под непосредственным техническим руководством
Владимира Александровича,
прошедшие всесторонние испытания, и переданные в
серийное производство,
по своим техническим решениям являются уникальными, не
имеют аналогов в
отечественной и зарубежной технике, стали
определяющими в развитии
целого класса специальной техники.
За время работы в ракетно-космической отрасли
коллективом предприятия под
руководством В.А. Рождова
спроектировано, изготовлено
и введено в эксплуатацию
технологическое оборудование для большинства
ракетно-космических комплексов,
созданных в СССР.
Среди них, семейство большегрузных транспортно-перегрузочных
и транспортно-
установочных агрегатов с обеспечением возможности
бескрановой перегрузки
крупногабаритных составных частей ракетных комплексов с
железнодорожного и
авиационного транспорта, транспортно-стыковочных
изотермических машин, комплекты
монтажно-стыковочного оборудования, грузоподъемные
средства и приспособления
для сборки ракет-носителей и космических аппаратов,
оборудование для технических
и стартовых комплексов ракет-носителей: тяжёлого
класса "Протон", сверхтяжёлого
класса "H-1", ракет-носителей "Союз"
и многоразового транспортного
ракетно
космического комплекса
"Энергия - Буран".
Являясь головным исполнителем работ по
подъемно-погрузочному оборудованию
ракетно-космического комплекса "Энергия - Буран",
Конструкторское бюро "Мотор"
обеспечило успешную погрузку, укладку крупногабаритных
частей центрального
блока носителя и орбитального корабля "Буран" на
самолёт 3М-Т.
Рождов Владимир Александрович был
также руководителем разработки агрегатов
наземного комплекса твердотопливной межконтинентальной
баллистической ракеты
РТ-2 (15П098/8К98),
по части создания наземного оборудования для
технических позиций ракет, на месте подготовки к
пуску транспортного оборудования для транспортировки
блоков ракет и транспортного оборудования для
передвижных ракетных компонентов, шахтных сооружений
и подъёмно-транспортных агрегатов.
В.А. Рождов проявил себя,
в том числе и общественным организатором, являясь
Председателем методического совета Конструкторского бюро
"Мотор"
по политическому и экономическому образованию.
Он - автор и соавтор ряда статей на специальные
темы, автор 19 изобретений.
Награды:
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 ноября 1977
года
(без
публикации в печати),
за создание специального оборудования
(наземных
оборудования ракетно-космической техники,
первый заместитель
Начальника
Конструкторского бюро "Мотор",
Рождов Владимир Александрович
был удостоен
Государственной премии СССР в области
техники,
в составе коллектива разработчиков.
Он был
также награждён орденами Ленина
(1971),
Трудового Красного Знамени
(1966)
и
медалями.
- |