-
Виталий Леонидович Шабранский
родился 11
(24) января 1917 года
в городе Мелитополе - центре Мелитопольского уезда Таврической
губернии Российской Империи.
-
Историческая справка:
.....7
(20)
ноября 1917 года,
после свержения Временного правительства России, III
Универсал Украинской Центральной рады образовал на части
территории бывшей Российской империи Украинскую Народную
Республику, в состав которой и вошла Таврическая губерния.
.....11
февраля 1918 года, была образована Донецко-Криворожская
Советская Республика в составе Харьковской,
Екатеринославской и части Таврической губерний. Тогда же,
в 1918 году, Мелитопольский уезд был кратковременно
передан в состав Екатеринославской губернии РСФСР,
а затем с 1 января 1923
года (после
образования СССР)
уезд вошёл в состав Екатеринославской
губернии новообразованной Украинской ССР.
.....9
февраля 1932 года в результате административно-территориальной
реформы, на территории Екатеринославской губернии была
образована Днепропетровская область, названная в честь
Петровского Григория Ивановича, Видного Советского Государственного и
партийного деятеля, Председателя ЦИК СССР от Украинской
ССР.
.....10
января 1939 года из состава Днепропетровской области была
выделена Запорожская область, куда и вошёл Мелитопольский
район с центром в городе Мелитополе.
С 24 августа 1991 года,
город Мелитополь Запорожской области Украины,
провозгласившей независимость и вышедшей из состава СССР.
-
В 1940 году
В.Л. Шабранский окончил Харьковский
Авиационный институт.
Получив специальность инженера-механика, он был направлен
в город Казань
на завод № 27, где начал работать в
Конструкторском бюро под руководством
Добротворского Алексея
Михайловича, участвуя в
проектировании и изготовлении
авиадвигателя внутреннего сгорания МБ-100, проходившего
испытания на дальнем
бомбардировщике Ер-2 спроектированного в ОКБ-240 под
руководством Ермолаева
Владимира Григорьевича
и ставшего развитием пассажирского
самолёта "Сталь-7",
сконструированного в Научно-исследовательском
институте Гражданского
воздушного флота СССР авиаконструктором
Бартини Робертом Людовиговичем.
Здесь в Казани, в середине 1942 года
Виталий Леонидович Шабранский
познакомился с
Валентином Петровичем Глушко,
Выдающимся организатором создания жидкостных
реактивных и ракетных двигателей, а в то время
отбывавшим уголовный срок и
работавшим в должности Главного конструктора КБ-2
в составе Особого
конструкторского бюро 4-го Спецотдела НКВД СССР при
заводе № 16
Народного комиссариата авиационной промышленности СССР
(ОКБ-16).
С этого времени, жизнь
В.Л. Шабранского,
принятого в КБ-2 на
должность испытателя,
навсегда была связана с
созданием и отработкой жидкостных реактивных
двигателей.
В 1945 году в составе группы
специалистов по ракетной технике,
Виталий Леонидович
был направлен
в Германию, где
до 1946 года работал в должности Директора
испытательной станции завода "Форверк-Митте".
Он был организатором восстановления разрушенной испытательной базы
двигателей
немецких ракет дальнего действия "V-2"
("Фау-2")
в городе Лестене и
лично провёл
огневые испытания этих двигателей.
20 января 1947 года, после возвращения в СССР,
В.Л. Шабранский был
назначен на
должность Начальника испытательной базы для отработки мощных
ракетных двигателей на жидком топливе
Особого
Конструкторского бюро Опытного завода
№ 456 (ОКБ-456),
созданного на основании Приказа Министра авиационной
промышленности СССР от 3 июля 1946 года
"О перепрофилировании Авиаремонтного
завода № 456 под производство жидкостных реактивных двигателей и переводе
в Химки ОКБ-СД из Казани".
-
Историческая справка:
.....1
января 1967 года,
Опытный завод № 456
был преобразован в
Опытный завод энергетического машиностроения.
.....22
мая 1974 года,
Опытный завод
с Конструкторским бюро вошли в состав Научно-производственного объединения
"Энергия" образованного на базе Центрального конструкторского бюро
экспериментального машиностроения.
.....С
1946-го по 1974 год, бессменным
Главным конструктором ОКБ-456 являлся основоположник ракетного двигателестроения, Действительный член
Академии наук СССР (с
1958 года)
Валентин Петрович Глушко.
И именно он, с 22 мая 1974 года и
до ухода из жизни (10 января 1989 года) являлся Генеральным
конструктором НПО "Энергия", а
также Директором этого предприятия
(с
22 мая 1974 года по июнь 1977 года).
.....19
января 1990 года - Опытный завод и Конструкторского бюро энергетического
машиностроения были выведены из состава НПО "Энергия" и преобразованы в
Научно-производственное объединение "Энергомаш".
.....15
мая 1991 года Научно-производственному объединению "Энергомаш" было
присвоено имя Академика
Валентина Петровича Глушко.
-
В.Л. Шабранский
являлся руководителем строительства испытательной базы
и огневого
стенда № 1, на котором 24 мая 1948 года
(после завершения
строительства),
под его же
руководством было проведено первое огневое испытание точной копии двигателя
ракеты "V-2" ("Фау-2")
- двигателя РД-100.
Позднее, испытательная база была переименована в
Лабораторию № 51,
а затем - в Научно-испытательный комплекс № 751
(НИК-751).
На стенде № 1 с 1948-го по 1954 годы были
отработаны и сданы в серию ракетные двигатели РД-100,
РД-101 и РД-103М.
2 февраля 1956 года с Полигона в Капустином Яру
(в Архангельской области)
был осуществлён первый пуск жидкостной одноступенчатой баллистической ракеты
Р-5М средней дальности наземного базирования
с двигателем РД-103,
созданном в ОКБ-456.
Преодолев заданное расстояние, ракета Р-5М доставила в точку
подрыва боеголовку
оснащённую ядерным зарядом.
Место взрыва, мощностью 80
килотонн, находилось на
границе Аральских Каракумов
и солончаков Челкар - Тенгиз, примерно, в 200
километрах севернее города Аральска.
Операция по
доставке ракетой и
подрыву ядерного заряда получила кодовое
название "Вулкан".
В конце 1959 года коллектив испытательной базы руководимый
В.Л. Шабранским
осуществил отработку двигателя РД-111
межконтинентальной баллистической
ракеты Р-9 на паре компонентов "жидкий
кислород плюс керосин".
В период доводки
двигателя РД-111 на стенде № 1 впервые в стендовой и
заводской
практике была отработана методика повторных испытаний без съёма
двигателя
со стенда с заменой на нём отдельных агрегатов,
внедрён в эксплуатацию
технологический процесс качания камер
сгорания с переходом при испытании
питания рулевых машин с масла
на керосин - основной компонент топлива.
Была освоена технология
переохлаждения жидкого кислорода.
Преодолевая различные
технические трудности, работники стенда № 1 и их
руководитель
Виталий Леонидович Шабранский успешно
за
2,5 года
закончили
доводку двигателя РД-111, и сдали его в серийное производство.
Он внёс большой вклад в отработку и создание жидкостных
ракетных двигателей
РД-107 и РД-108 первой и второй ступеней ракеты-носителя
"Восток" , и РД-109 головного блока ракеты-носителя.
С 1962 года
В.Л. Шабранский руководил реконструкцией систем стенда № 1.
10 марта 1964 года впервые в ракетно-космической отрасли нашей страны
на этом стенде
состоялось испытание двигателя РД-253 с "закрытым" выхлопом.
В течение 11-ти лет на стенде № 1 продолжались испытания
двигателей на штатных
компонентах топлива.
На нём получили путёвку в жизнь двигатель РД-253 для
ракеты-носителя тяжёлого
класса "Протон", двигателей РД-263 и РД-268 для тяжёлой
двухступенчатой
ампулизированной межконтинентальной баллистической ракеты Р-36М
(15А14)
размещаемой в шахтной пусковой установке 15П714 повышенной
защищённости
типа "ОС" (одиночный
старт)
и ракеты-носителя "Днепр".
В 1974 году,
Шабранский Виталий Леонидович
был назначен
на должность
заместителя Главного конструктора
Конструкторского бюро энергетического
машиностроения
по экспериментальным
работам.
С 1980 года и до ухода на пенсию
(в
1988 году) он
являлся научным консультантом
Генерального конструктора Научно-производственного объединения "Энергия".
Под его руководством
коллектив Научно-испытательного комплекса № 751
(НИК-751)
успешно справился с
поставленной задачей по
реконструкции и вводу в эксплуатацию
испытательных стендов для
небывалого по мощности, высокоэффективного и
надёжного жидкостных ракетных двигателей РД-170 и РД-171
работавших на паре
"кислород-керосин" и в 1980 году провёл
первое испытание полноразмерного
двигателя РД-170 аттестованного для 10-кратного использования
на первых ступенях ракет-носителей "Энергия" и "Зенит".
При непосредственном участии
В.Л. Шабранского
было построено большинство
испытательных баз ракетно-космической отрасли: в
Куйбышеве
(ныне
- Самара),
Красноярске, Омске, Днепропетровске
(ныне
- Днепр, Украина),
Нижней Салде
Свердловской области, в Московской области
(Химки,
Пересвет
Сергиево-Посадского района).
Виталий Леонидович
занимался также научной и преподавательской деятельностью.
В 1959 году, Высшая аттестационная комиссия при Академии наук
СССР присудила ему
учёную степень Доктора Технических наук, без защиты диссертации,
за активное
участие в создании первых искусственных спутников Земли.
Он являлся Профессором
филиала Московского Авиационного института имени Серго Орджоникидзе
"Ракетно-космическая техника" в городе Химки Московской области,
где читал курс
"Основы проведения экспериментальных работ".
Награды:
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
от 20 апреля 1956 года
(с грифом
"Совершенно секретно"),
"За создание и
принятие на вооружение ракеты Р-5М",
Начальник испытательной базы
ОКБ-456
Государственного комитета Совета
Министров СССР по оборонной технике
Шабранский Виталий Леонидович
был награждён орденом
Трудового Красного Знамени.
Постановлением Совета Министров СССР № 1418-657 от
18 декабря 1957 года (с
грифом
"Совершенно секретно"),"За
большие успехи в деле развития ракетной науки
и техники и успешное создание и запуск в Советском Союзе первого
искусственного
спутника Земли", а именно
"За создание двигательной установки для
ракеты-носителя
искусственного спутника Земли",
Ленинская премия и её денежный эквивалент
в размере 75 000 рублей
на коллектив были присуждены:
Агафонову Сергею
Петровичу
- Ведущему
конструктору по разработке турбонасосов
двигательной установки ракеты-носителя;
ОКБ-456 Государственного комитета Совета
Министров СССР по оборонной технике;
Абрамову Алексею Сергеевичу
- Главному
конструктору системы одновременного
опорожнения топлива из баков ракеты-носителя;
ОКБ-12 Государственного комитета
Совета Министров СССР по авиационной технике;
Ваничеву Александру Павловичу
- Научному руководителю по процессам горения
в камерах сгорания двигательной установки ракеты-носителя;
НИИ-1
Государственного
комитета Совета Министров СССР по авиационной технике;
Желтухину Николаю Алексеевичу
-
Руководителю термодинамических и основных
расчётов двигательной установки ракеты-носителя;
ОКБ-456 Государственного
комитета Совета Министров СССР по оборонной технике;
Кременецкому Владимиру Яковлевичу
-
Руководителю конструкторской бригады
по двигательной установке ракеты-носителя;
ОКБ-456 Государственного комитета
Совета Министров СССР по оборонной технике;
Листу Григорию Николаевичу
-
Руководителю конструкторской бригады по разработке
камер сгорания двигательной установки ракеты-носителя;
ОКБ-456
Государственного
комитета Совета Министров СССР по оборонной технике;
Полякову Константину Михайловичу
-
Руководителю работ по отработке технологии
изготовления двигательной установки ракеты-носителя;
ОКБ-456 Государственного
комитета Совета Министров СССР по оборонной технике;
Соловьёву Юрию Дмитриевичу
- Ведущему конструктору по разработке и изготовлению
двигательной установки ракеты- носителя;
ОКБ-456 Государственного комитета Совета
Министров СССР по оборонной технике;
Шабранскому Виталию Леонидовичу
-
Руководителю
огневых стендовых испытаний
двигательной установки;
ОКБ-456 Государственного комитета Совета Министров СССР
по оборонной технике.
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
№ 253/29
от
17 июня 1961 года
(с
грифом
"Совершенно секретно"),
"За
выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной
техники и обеспечении успешного полёта человека в космического пространство",
Начальник
лаборатории ОКБ-456 Государственного комитета Совета Министров СССР
по оборонной технике
Шабранский Виталий
Леонидович
был удостоен звания
Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина
(№
344990)
и Золотой медали "Серп и
Молот"
(№
9988).
Он был также награждён ещё одним
орденом Трудового Красного
Знамени
(25.03.
1974).
Постановлением Президиума Академии наук СССР № 1143 29 декабря 1961 года
(с
грифом "Секретно"),
Начальнику
лаборатории ОКБ-456 Государственного
комитета
Совета Министров СССР по оборонной технике
Шабранскому Виталию Леонидовичу,
в составе большого коллектива учённых, представителей
промышленности и
Вооружённых сил, создателей ракетно-космической техники, а
также деятелей
науки и культуры, была присуждена настольная медаль,
учреждённая
Постановлением Совета Министров СССР от 18 декабря 1957 года
№ 1420,
в честь запуска в СССР первого в мире искусственного спутника Земли.
- |