-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Герой Социалистического Труда;
Лауреат Ленинской премии;
Доктор технических наук;
Начальник испытательной базы
Особого Конструкторского бюро
№ 456 (ОКБ-456)
;
Начальник Лаборатории № 51
(Научно-испытательного комплекса № 751)
,
заместитель Главного конструктора
Конструкторского бюро энергетического
машиностроения по экспериментальным работам
;
научный консультант Генерального конструктора
Научно-производственного объединения "Энергия"
;
Профессор филиала Московского Авиационного
института имени Серго Орджоникидзе
"Ракетно-космическая техника"
в городе Химки Московской области
;
Руководитель работ по отработке
жидкостных ракетных двигателей

 
-
-
     
 

-
Виталий Леонидович Шабранский родился 11 (24) января 1917 года
в городе Мелитополе - центре Мелитопольского уезда Таврической
губернии Российской Империи
.

-
Историческая справка:
.....7 (20) ноября 1917 года, после свержения Временного правительства России, III Универсал Украинской Центральной рады образовал на части территории бывшей Российской империи Украинскую Народную Республику, в состав которой и вошла Таврическая губерния.
.....11 февраля 1918 года, была образована Донецко-Криворожская Советская Республика в составе Харьковской, Екатеринославской и части Таврической губерний. Тогда же, в 1918 году, Мелитопольский уезд был кратковременно передан в состав Екатеринославской губернии РСФСР, а затем с 1 января 1923 года (после образования СССР) уезд вошёл в состав Екатеринославской губернии новообразованной Украинской ССР.
.....9 февраля 1932 года в результате административно-территориальной реформы, на территории Екатеринославской губернии была образована Днепропетровская область, названная в честь Петровского Григория Ивановича, Видного Советского Государственного и партийного деятеля, Председателя ЦИК СССР от Украинской ССР.
.....10 января 1939 года из состава Днепропетровской области была выделена Запорожская область, куда и вошёл Мелитопольский район с центром в городе Мелитополе.
С 24 августа 1991 года, город Мелитополь Запорожской области Украины, провозгласившей независимость и вышедшей из состава СССР.

-
В 1940 году В.Л. Шабранский окончил Харьковский Авиационный институт.
Получив специальность инженера-механика
, он был направлен в город Казань
на завод № 27, где начал работать в Конструкторском бюро под руководством
Добротворского Алексея Михайловича, участвуя в проектировании и изготовлении
авиадвигателя внутреннего сгорания МБ-100, проходившего испытания
на дальнем
бомбардировщике Ер-2 спроектированного
в ОКБ-240 под руководством
Ермолаева
Владимира Григорьевича
и ставшего развитием пассажирского самолёта "Сталь-7",
сконструированного в Научно-исследовательском институте Гражданского
воздушного флота СССР авиаконструктором
Бартини Робертом Людовиговичем.

Здесь в Казани, в середине 1942 года
Виталий Леонидович Шабранский познакомился с
Валентином Петровичем Глушко, Выдающимся организатором создания жидкостных
реактивных
и ракетных двигателей, а в то время отбывавшим уголовный срок и
работавшим в должности Главного конструктора КБ-2 в составе
Особого
конструкторского бюро 4-го Спецотдела НКВД СССР
при заводе № 16
Народного комиссариата авиационной промышленности СССР
(ОКБ-16).

С этого времени, жизнь
В.Л. Шабранского, принятого в КБ-2 на должность испытателя,
навсегда была связана с созданием и отработкой жидкостных реактивных
двигателей
.

В 1945 году в составе группы специалистов по ракетной технике,
Виталий Леонидович
был направлен
в Германию, где до 1946 года работал в должности Директора
испытательной станции завода "Форверк-Митте"
.
Он был организатором восстановления разрушенной испытательной базы двигателей
немецких ракет дальнего действия "V-2"
("Фау-2") в городе Лестене и лично провёл
огневые испытания этих двигателей
.

20 января 1947 года, после возвращения в СССР,
В.Л. Шабранский был назначен на
должность Начальника испытательной базы для отработки мощных ракетных двигателей на жидком топливе
Особого Конструкторского бюро Опытного завода
№ 456
(ОКБ-456)
, созданного на основании Приказа Министра авиационной
промышленности СССР
от 3 июля 1946 года
"О перепрофилировании Авиаремонтного
завода № 456 под производство жидкостных реактивных двигателей и переводе
в Химки ОКБ-СД из Казани"
.

-
Историческая справка
:
.....1 января 1967 года, Опытный завод № 456 был преобразован в Опытный завод энергетического машиностроения.
.....22 мая 1974 года, Опытный завод с Конструкторским бюро вошли в состав Научно-производственного объединения "Энергия" образованного на базе Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения.
.....С 1946-го по 1974 год, бессменным Главным конструктором ОКБ-456 являлся основоположник ракетного двигателестроения, Действительный член Академии наук СССР (с 1958 года) Валентин Петрович Глушко. И именно он, с 22 мая 1974 года и
до ухода из жизни (10 января 1989 года) являлся Генеральным конструктором НПО "Энергия"
, а
также Директором этого предприятия
(с 22 мая 1974 года по июнь 1977 года).
.....19 января 1990 года - Опытный завод и Конструкторского бюро энергетического машиностроения были выведены из состава НПО "Энергия" и преобразованы в Научно-производственное объединение "Энергомаш".
.....15 мая 1991 года Научно-производственному объединению "Энергомаш" было присвоено имя Академика Валентина Петровича Глушко.

-
В.Л. Шабранский являлся руководителем строительства испытательной базы и огневого
стенда № 1
, на котором 24 мая 1948 года
(после завершения строительства), под его же
руководством было проведено первое огневое испытание точной копии двигателя
ракеты "V-2"
("Фау-2") - двигателя РД-100.
Позднее
, испытательная база была переименована в Лабораторию № 51,
а затем - в Научно-испытательный комплекс № 751
(НИК-751).
На стенде № 1 с 1948-го по 1954 годы были отработаны и сданы в серию ракетные двигатели РД-100, РД-101 и РД-103М.

2 февраля 1956 года с Полигона в Капустином Яру
(в Архангельской области) был осуществлён первый пуск жидкостной одноступенчатой баллистической ракеты
Р-5М средней дальности наземного базирования
с двигателем РД-103,
созданном в ОКБ-456.
Преодолев заданное расстояние
, ракета Р-5М доставила в точку подрыва боеголовку
оснащённую ядерным зарядом
.
Место взрыва
, мощностью
80 килотонн, находилось на границе Аральских Каракумов
и солончаков Челкар - Тенгиз, примерно, в 200 километрах севернее города Аральска.
Операция по доставке ракетой и подрыву ядерного заряда получила кодовое
название "Вулкан"
.

В конце 1959 года коллектив испытательной базы руководимый
В.Л. Шабранским
осуществил
отработку двигателя РД-111 межконтинентальной баллистической
ракеты Р-9
на паре компонентов "жидкий кислород плюс керосин".
В период доводки двигателя РД-111 на стенде № 1 впервые в стендовой и заводской
практике была отработана методика повторных испытаний без съёма двигателя
со стенда с заменой на нём отдельных агрегатов, внедрён в эксплуатацию
технологический процесс качания камер сгорания
с переходом при испытании
питания рулевых машин
с масла на керосин - основной компонент топлива.
Была освоена технология переохлаждения жидкого кислорода.
Преодолевая различные технические трудности, работники стенда № 1 и их
руководитель
Виталий Леонидович Шабранский успешно за 2,5 года закончили
доводку двигателя РД-111
, и сдали его в серийное производство.

Он внёс большой вклад в отработку и создание жидкостных ракетных двигателей
РД-107
и РД-108 первой и второй ступеней ракеты-носителя "Восток" , и РД-109 головного блока ракеты-носителя.

С 1962 года
В.Л. Шабранский руководил реконструкцией систем стенда № 1.
10 марта 1964 года впервые в ракетно-космической отрасли нашей страны на этом стенде
состоялось испытание двигателя РД-253
с "закрытым" выхлопом.
В течение 11-ти лет на стенде № 1 продолжались испытания двигателей на штатных
компонентах топлива
.
На нём получили путёвку в жизнь двигатель РД-253 для ракеты-носителя тяжёлого
класса "Протон"
, двигателей РД-263 и РД-268 для тяжёлой двухступенчатой
ампулизированной межконтинентальной баллистической ракеты Р-36М
(15А14) размещаемой в шахтной пусковой установке 15П714 повышенной защищённости
типа "ОС"
(одиночный старт) и ракеты-носителя "Днепр".

В 1974 году,
Шабранский Виталий Леонидович был назначен на должность
заместителя Главного конструктора
Конструкторского бюро энергетического
машиностроения
по экспериментальным работам.
С 1980 года и до ухода на пенсию
(в 1988 году) он являлся научным консультантом
Генерального конструктора Научно-производственного объединения "Энергия"
.

 Под его руководством коллектив Научно-испытательного комплекса № 751
(НИК-751)
успешно справился
с поставленной задачей по реконструкции и вводу в эксплуатацию
испытательных стендов
для небывалого по мощности, высокоэффективного и
надёжного жидкостных ракетных двигателей РД-170 и РД-171 работавших на паре
"кислород-керосин"
и в 1980 году провёл первое испытание полноразмерного
двигателя РД-170 аттестованного
для 10-кратного использования
на первых ступенях ракет-носителей "Энергия" и "Зенит".

При непосредственном участии
В.Л. Шабранского было построено большинство
испытательных баз ракетно-космической отрасли
: в Куйбышеве (ныне - Самара),
Красноярске, Омске, Днепропетровске
(ныне - Днепр, Украина), Нижней Салде
Свердловской области
, в Московской области
(Химки, Пересвет
Сергиево-Посадского района
).

Виталий Леонидович
занимался также научной и преподавательской деятельностью.
В 1959 году, Высшая аттестационная комиссия при Академии наук СССР присудила ему
учёную степень Доктора Технических наук
, без защиты диссертации, за активное
участие
в создании первых искусственных спутников Земли.

Он являлся Профессором филиала Московского Авиационного института имени Серго Орджоникидзе "Ракетно-космическая техника"
в городе Химки Московской области,
где читал курс
"Основы проведения экспериментальных работ".

Н
аграды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года (с грифом
"Совершенно секретно"
)
,
"За создание и принятие на вооружение ракеты Р-5М",
Начальник испытательной базы ОКБ-456 Государственного комитета Совета
Министров СССР по оборонной технике
Шабранский Виталий Леонидович
был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Постановлением Совета Министров СССР № 1418-657 от 18 декабря 1957 года (с грифом
"Совершенно секретно"
)
,"За большие успехи в деле развития ракетной науки
и техники и успешное создание и запуск в Советском Союзе первого искусственного
спутника Земли"
, а именно "За создание двигательной установки для ракеты-носителя
искусственного спутника Земли"
, Ленинская премия и её денежный эквивалент
в размере
75 000 рублей на коллектив были присуждены
:

Агафонову Сергею Петровичу - Ведущему конструктору по разработке турбонасосов
двигательной установки ракеты-носителя
; ОКБ-456 Государственного комитета Совета
Министров СССР по оборонной технике
;
Абрамову Алексею Сергеевичу
- Главному конструктору системы одновременного
опорожнения топлива из баков ракеты-носителя
; ОКБ-12 Государственного комитета
Совета Министров СССР по авиационной технике
;
Ваничеву Александру Павловичу
- Научному руководителю по процессам горения
в камерах сгорания двигательной установки ракеты-носителя
; НИИ-1 Государственного
комитета Совета Министров СССР по авиационной технике
;
Желтухину Николаю Алексеевичу
- Руководителю термодинамических и основных
расчётов двигательной установки ракеты-носителя
; ОКБ-456 Государственного
комитета Совета Министров СССР по оборонной технике
;
Кременецкому Владимиру Яковлевичу - Руководителю конструкторской бригады
по двигательной установке ракеты-носителя
; ОКБ-456 Государственного комитета
Совета Министров СССР по оборонной технике
;
Листу Григорию Николаевичу - Руководителю конструкторской бригады по разработке
камер сгорания двигательной установки ракеты-носителя
; ОКБ-456 Государственного
комитета Совета Министров СССР по оборонной технике
;
Полякову Константину Михайловичу
- Руководителю работ по отработке технологии
изготовления двигательной установки ракеты-носителя
; ОКБ-456 Государственного
комитета Совета Министров СССР по оборонной технике
;
Соловьёву Юрию Дмитриевичу
- Ведущему конструктору по разработке и изготовлению
двигательной установки ракеты- носителя
; ОКБ-456 Государственного комитета Совета
Министров СССР по оборонной технике
;
Шабранскому Виталию Леонидовичу
- Руководителю огневых стендовых испытаний
двигательной установки
; ОКБ-456 Государственного комитета Совета Министров СССР
по оборонной технике
.

Указом Президиума Верховного Совета СССР № 253/29 от 17 июня 1961 года (с грифом
"Совершенно секретно"
)
, "За выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной
техники и обеспечении успешного полёта человека в космического пространство"
,
Начальник лаборатории ОКБ-456 Государственного комитета Совета Министров СССР
по оборонной технике
Шабранский Виталий Леонидович был удостоен звания
Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина
(
344990)
и Золотой медали "Серп и Молот"
( 9988).

Он был также награждён ещё одним
орденом Трудового Красного Знамени
(25.03. 1974)
.

Постановлением Президиума Академии наук СССР № 1143 29 декабря 1961 года
(с грифом "Секретно"), Начальнику лаборатории ОКБ-456 Государственного комитета
Совета Министров СССР по оборонной технике
Шабранскому Виталию Леонидовичу,
в составе большого коллектива учённых, представителей промышленности и
Вооружённых сил
, создателей ракетно-космической техники, а также деятелей
науки и культуры
, была присуждена настольная медаль, учреждённая
Постановлением Совета Министров СССР от 18 декабря 1957 года № 1420
,
в честь запуска в СССР первого в мире искусственного спутника Земли.

-

 

-

 


Выдающийся организатор создания жидкостных ракетных двигателей
и один из пионеров практической космонавтики
,
Виталий Леонидович
Шабранский
скончался 9 декабря 1992 года
.

Похоронен он в городе Химки Московской области
,
на Машкинском кладбище
(уч. № 6).
-
Московская область,
г. Химки,
Машкинское кладбище
(уч. № 6).
(автор фотографий -
Евгений Румянцев)
:
-
Надгробие (старое) на могилах
Шабранского Виталия Леонидовича

и его супруги

(август 2016 года):
-
(открыть ссылку) Московская область, г. Химки, Машкинское кладбище (уч. № 6). Надгробие (старое) на могилах В.Л. Шабранского и его супруги (август 2016 года)
 увеличить фото
-
Надгробие (новое) на могилах
Шабранского Виталия Леонидовича

и его супруги
(
июль 2021 года):

-
(открыть ссылку) Московская область, г. Химки, Машкинское кладбище (уч. № 6). Надгробие (новое) на могилах В.Л. Шабранского и его супруги (июль 2021 года)
 увеличить фото
-

 

-

 

-
При создании страницы использованы:
текст биографии
Шабранского Виталия Леонидовича
опубликованный
:
на сайте
"ГЕРОИ СТРАНЫ"
:
-
(открыть ссылку) Биография В.Л. Шаьранского на сайте "Герои Страны"
 открыть ссылку
-
в биографической энциклопедии
"Космонавтика и ракетостроение"
(
составитель -
М.А. Первов
,
г. Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2011
):
-
(открыть ссылку) "Космонавтика и ракетостроение" (биографической энциклопедия (анонс), составитель - М.А. Первов, Москва: издательский дом "Столичная энциклопедия", 2011 год)

5
материалы издания
"Первый пилотируемый полёт.
Российская космонавтика
в архивных документах"

(в двух книгах; под редакцией В.А. Давыдова,
г. Москва, издательство "Родина МЕДИА", 2011 год).


см. т.2:
стр. 509 -
Биографическая справка
Шабранского Виталия Леонидовича:

(открыть ссылку на скачивание файла в формате .djvu) "Российская космонавтика в архивных документах. Первый пилотируемый полёт" (книга вторая, сборник документов в двух книгах, под редакцией В.А. Давыдова, г. Москва, издательство "Родина МЕДИА", 2011 год)

 открыть ссылку на скачивание
 (файлы в формате
.
djvu)

материалы статьи
"Награды создателям советской ракетной техники
и первого искусственного спутника Земли"
(публикация подготовлена
Кандидатом исторических наук
В.И. Ивкиным
;
научно-публикаторский журнал
"Исторический архив"
; № 3, 2017 год).

-

этого номера в сети нет!

материалы статьи
"Постановления Президиума Академии наук СССР
об учреждении настольной медали в честь
запуска первого в мире искусственного спутника Земли
.
1957-1961 годы"
(публикация подготовлена Кандидатами исторических наук
В.И. Ивкиным
и А.И. Яаковым;
научно-публикаторский журнал
"Исторический архив"
; № 6, 2019 год).
В данную публикацию включены документы Президиума Академии наук СССР за 1957-1961 годы
об учреждении настольной Памятной медали в честь запуска 4 октября 1957 года
в Советском Союзе Первого искусственного спутника Земли и списки
награждённых ею, выявленные в Архиве Российской Академии наук
.

-

 этого номера в сети нет!

материалы книги
"НПО "Энергомаш имени Академика В.П. Глушко"
.
Путь в ракетной технике"

(
под редакцией Академика РАН Б.И. Каторгина;
г. Москва; издательство "Машиностроение-Полёт"; 2004 год):

-
(открыть ссылку) "НПО "Энергомаш имени Академика В. П. Глушко". Путь в ракетной технике" (под редакцией Б.И. Каторгина; Москва, издательство "Машиностроение-Полёт", 2004 год,  488 страниц)

 открыть ссылку на скачивание 
 (файл в формате .djvu)
-
"Герои Социалистического Труда
и Лауреаты Ленинской премии"

(
страница опубликованная на официальном сайте
Акционерного общества "НПО "Энергомаш"
имени Акадеика В.П. Глушко")
:

(открыть ссылку) "Герои Социалистического Труда и Лауреаты Ленинской премии" (страница опубликованная на официальном сайте Акционерного общества "НПО "Энергомаш" имени Акадеика В.П. Глушко")
 открыть ссылку
-

 
     
 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
за помощь в создании страницы
и предоставленные материалы
:
Ивкину Владимиру Ивановичу,
историку ракетно-космической техники,
члену-корреспонденту Российской Академии
Ракетных и Артиллерийских наук
,
полковнику запаса
;
Ясакову Александру Исхаковичу,
Кандидату исторических наук
и
Симонову Андрею Анатольевичу,
другу и коллеге
по
Обществу некрополистов,
автору сайтов
"Герои страны",
и "Испытатели"
!
-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-

 
    -