Константин Александрович Власко-Власков
родился
16 февраля 1920 года
в селе Троицкое, Медынского уезда
Калужской губернии (ныне
- в составе
города Кондрово, Дзержинского района,
Калужской области)
в семье
Власко-Власова
Александра Васильевича
(1893 - 1963),
бывшего слесаря судостроительного завода в Санкт-Петербурге, с
1917 года - Комиссара
15-й Инзенской стрелковой дивизии, затем - ответственного партийного
работника.
Мать Константина Власко-Власова
- Елизавета Михайловна
(1887 - 1952)
была домохозяйкой.
Юношеские
годы Константина прошли в поселке Томилино,
Ухтомского (ныне -
Люберецкого)
района Московской области.
Здесь он окончил десять
классов средней школы.
В юности
он
серьёзно
занимался легкой атлетикой и волейболом
в составе юношеской группы Московского
спортивного общества
"Буревестник",
а также был солистом
школьного хора.
В 1938 году
Константин
Александрович Власко-Власов
был призван
Ухтомским
районным военным комиссариатом Московской области
в Рабоче-крестьянскую Красную армию связи с зачислением
в Московское
Краснознаменное военное авиационное техническое
училище
которое окончил
в звании
воентехника 2-го ранга
по специальности
"авиационный радиотехник".
Как обладатель
диплома
с отличием,
он был
оставлен в училище
на должностиСтаршего
техника-инструктора.
В первые дни
Великой Отечественной войны
Константин
Александрович был
назначен
в 174-й
Штурмовой Авиационный полк
особого назначения,
сформированный при
Государственном Краснознамённом
Научно-исследовательском институте ВВС,
которому поручалось проведение
войсковых испытаний впервые принятых на
вооружение самолётов-
штурмовиков Ил-2 в условиях
реальных боевых действий.
Приказом Народного комиссара обороны №
70 от 7 марта 1942 года
174-й штурмовой авиационный полк переименован
в 15-й Гвардейский штурмовой авиационный полк
(Ленинградский
фронт).
В составе полка
К.А. Власко-Власов
служил
Старшим радиотехником
полка, затем - Начальником
связи.
Кроме своих
непосредственных обязанностей по
радио- и
электрооборудованию
он активно участвовал в
работах по подготовке самолётов
к боевым вылетам.
После прорыва блокады
Ленинграда,
в
конце 1943 года,
Константин Александрович
был
направлен
на учёбу в
Московскую Военно-воздушную инженерную
Академию имени Профессора Н.Е. Жуковского.
После небольшой подготовки,
благополучно сдав вступительные экзамены,
техник-лейтенант
К.А. Власко-Власов
был зачислен
слушателем Академии,
а через год по личной просьбе
он был переведён
в Ленинградскую
Военно-воздушную Академию
имени А.М. Можайского
в качестве
слушателя радиофакультета
(в то время
радиофакультета
в Академии имени
Н.Е. Жуковского не было).
В 1950 году
инженер-капитан
Константин Александрович Власко-Власков
окончил Академию
с присвоением квалификации
"радиоинженер ВВС",
после чего по распределению
был направлен в 56-ю Бреславскую
авиационную дивизию
бомбардировщиков на
должность инженера
по спецоборудованию
(Московский
военный округ, город
Калинин,
ныне - Тверь).
Здесь он активно участвовал в
освоении и войсковых испытаниях
вновь созданных штурмовых реактивных бомбардировщиков Ил-28.
На этих самолётах
впервые в
СССР были установлены
радиолокационные
бомбоприцелы.
Одной из трудных задач
испытаний стала
отработка способов бомбометания
с использованием радиолокационных
бомбоприцелов
"ПСБН"
и
"ПСБН-М"
(прибор
слепого бомбометания и навигации, буква "М" -
модернизированный
- прим.).
К.А. Власко-Власов
лично участвовал
в нескольких полётах на
самолётах
Ил-28
с целью более полного использования возможностей
бомбоприцела
и отработки
положений боевого наставления.
В 1950 году
Константин Александрович
был направлен
на работу в
КБ-1 -
Конструкторское бюро
3-го Главного
управления при Совете Министров СССР,
на должность Старшего
инженера, где ему была
поручена разработка блоков
управления бортовой радиолокационной станции К-2
самолёта-носителя Ту-4,
а также - решение комплексных
вопросов создания и
использования
новейшей системы
реактивного вооружения -
первой советской
авиационной противокорабельной крылатой ракеты "Комета"
(КС-1
- сокр. от "комета-снаряд"
- прим.).
С
1951-го по 1954 год
К.А.
Власко-Власов являлся
заместителем
Начальника
лаборатории КБ-1 переданного в подчинение
Министерству
среднего машиностроения
СССР.
Разработка первой в Мире
радиоуправляемой
реактивной системы КС-1 "Комета"
типа
"воздух–море"
производилась в строжайшем секрете
под руководством
Главных
конструкторов
КБ-1,
Доктора технических наук,
профессора
Павла Николаевича
Куксенко и
Серго Лаврентьевича
Берии,
а также -
Начальника конструкторского отдела,
(после интернирования и ареста
С.Л. Берии)
заместителя Главного конструктора,
будущего
Академика АН СССР (РАН)
Анатолия Ивановича Савина.
К
середине 1951 года все
элементы системы были изготовлены и подготовлены
к лётным
испытаниям.
К.А. Власко-Власов,
назначенный оператором станции
управления, совершил
лично несколько
десятков полётов на
самолёте-носителе
в целях
отработки способов боевого применения системы.
Из истории
создания КС-1 "Комета":
Первый полёт
пилотируемого прототипа "К"
был выполнен 4 января 1951 года
лётчиком-испытателем
Амет-ханом
Султаном.
Первый сброс прототипа из-под носителя Ту-4К состоялся в мае 1951
года.
Кроме
Амет-хана Султана в испытаниях "Кометы"
принимали участие
лётчики-испытатели Фёдор Иванович Бурцев,
Сергей Николаевич Анохин,
Василий Георгиевич Павлов
и Пётр Иванович Казьмин.
Всего для отработки ракеты было изготовлено четыре экземпляра прототипа:
К-1, К-2, К-3 и К-4.
После проведения 150-ти пилотируемых полётов в мае
1952 года были начаты
беспилотные пуски КС-1 с борта Ту-4К.
21 ноября 1952 года был проведён последний испытательный пуск
на морском полигоне в районе Феодосии.
В качестве мишени был использован списанный крейсер
"Красный Кавказ",
который после попадания в него "Кометы"
переломился пополам и затонул.
В 1953 году Система КС-1 "Комета"
была официально
принята на вооружение,
хотя в серию запущена годом ранее.
С августа 1954 года проводились испытания этой крылатой
ракеты в комплексе
с самолётом Ту-16КС в качестве носителя.
В 1955 году этот комплекс был принят на вооружение.
В 1956-1957 годах были проведены мероприятия по
улучшению характеристик ракеты.
В первой половине 1960-х годов была начата замена в эксплуатации КС-1
на более
совершенные типы ракет КСР-2 и КСР-11 с соответствующей
доработкой ракетоносцев
Ту-16КС до модификаций Ту-16К-11-16 и Ту-16К-16
(Ту-16КСР,
Ту-16КСР-2).
Последняя КС-1 была выведена из эксплуатации в 1969 году.
Параллельно с работой
по крылатой ракете КС-1 "Комета" в
1953–1956
годах
Константин Александрович Власко-Власов
работал в должности
Начальника отдела
заместителя Главного
конструктора и
руководил
разработкой наземных средств
радиотелеуправления комплекса обороны морских портов
"Стрела".
В 1956–1959 годах
К.А. Власко-Власов,
как первый заместитель Главного
конструктора, руководил
разработкой систем реактивного
вооружения "воздух–воздух"
(система К-9),
а также разработкой системы
обнаружения налёта
стратегической авиации (система
"Булат").
Эти
проекты не
были реализованы, в основном,
по причинам
экономического характера.
В 1959 году
на Правительственном уровне перед
специалистами КБ-1
была
поставлена задача создания космической
системы для поражения
искусственных спутников Земли противника,
пролетающих
над территорией СССР
(тема "ИС" - истребитель
спутников" - прим.).
Разработка аппаратуры
радиотелеуправления этой системой
была поручена
отделу который воглавил Константин
Александрович Власко-Власов,
назначенный (в
этом же году)
также на должность заместителя Главного
конструктора КБ-1 (в
1966 - 1971 годах - Московское конструкторское
бюро "Стрела" Министерства радиопромышленности СССР).
После долгих и мучительных изысканий
определилась
конструкция космического аппарата,
его двигательной установки,
аппаратуры управления,
ориентации
и
стабилизации.
В целях практического
подтверждения расчетных характеристик
космического
аппарата
было решено провести
натурные эксперименты.
В октябре 1963
года
группа
главных конструкторов в составе:
Владимир
Николаевич Челомей (Главный конструктор ОКБ-52 -
головной
организации),
Александр
Андреевич Расплетин
(Генеральный конструктор КБ-1),
Анатолий Иванович Савин
(заместитель Генерального конструктора КБ-1),
Семён Ариевич Косберг
(Главный
конструктор ОКБ-154),
сопровождаемая
большим
количеством специалистов от
организаций-разработчиков,
вылетела
на полигон Байконур
для подготовки и проведения пуска
космического
аппарата
"Полёт-1".
Пуск состоялся 1 ноября 1963 года.
Программа была
выполнена в полном объёме.
Это был первый в Мире свободно
маневрируемый (благодаря
двигательной
установке и системе управления)
космический аппарат.
12 апреля 1964 года
был произведен пуск космического аппарата
"Полёт-2".
В 1965 году
Решением
Совета Министров СССР
была отменена разработка
ракеты-носителя
УР-200 конструкции
В.Н. Челомея,
роль головной организации
по теме от ОКБ-52
передана в КБ-1
А.А. Расплетина,
произошли
и многие другие изменения.
Преодолевая эти трудности,
специалисты КБ-1 и
других предприятий активно
вели работы по
строительству и изготовлению аппаратуры командного
пункта под Москвой
и стартового комплекса
на
Космодроме Байконур.
К августу 1968 года
все средства системы
были изготовлены
к проведению
лётно-технических испытаний, в ходе которых
проверялись характеристики
средств системы
и
их готовность к пуску.
В
1967 году Константин
Александрович Власко-Власов защитил
диссертацию
на соискание учёной степени Кандидата технических наук.
Темой диссертационного проекта стали
"Исследования диаграмм эффективной
отражающей поверхности различных летательных аппаратов
и реализации
способов самонаведения космического аппарата-перехватчика".
19 октября 1968 года
был произведён старт ракеты-носителя
с космическим аппаратом, имитирующим
перехват
несуществующего искусственного спутника Земли.
После этого аппарат
оставался на орбите
с функционирующей аппаратурой,
представляя из себя космическую мишень.
Этот космический аппарат получил наименование "Космос-248".
20 октября 1968
года стартовала ракета-носитель
со вторым спутником-перехватчиком,
который должен был обеспечить перехват
спутника-мишени "Космоса-248".
Из-за конструктивной
ошибки в работе
бортового программного устройства
"встреча" спутника-перехватчика
со
спутником-мишенью
не
состоялась.
После тщательного разбора
и доклада
о
случившемся Государственной
Межведомственной комиссией было принято решение о
доработке спутника-перехватчика и проведение повторной операции
со спутником-мишенью.
1 ноября 1968
года спутник-перехватчик "Космос-252"
вышел в район
"мишени",
захватил её на автосопровождение,
осуществил наведение
и поразил
цель осколками направленной боевой
части.
Это были первый в Мире перехват
и уничтожение спутника.
С 1971 года
пуски спутников-перехватчиков
производились уже по штатной
мишени "Лира", запускаемой
под открытым названием "Космос" и оборудованной датчиками
регистрации попадания
в неё поражающих
элементов.
В 1972 году система "ИС"
и вспомогательный комплекс
"Лира"
были
приняты в опытную эксплуатацию.
В 1973 году по Решению Правительства СССР на базе ОКБ-41 ЦКБ
"Алмаз"
(подразделения
КБ-1),
завода "Мосприбор" и его проектно-конструкторского бюро
был образован Центральный научно-исследовательский институт "Комета",
Директором и Генеральным конструктором которого был назначен
талантливый ученый и организатор производства Анатолий
Иванович Савин.
Константин
Александрович Власко-Власов
был назначен Главным
конструктором предприятия по системам противокосмической обороны.
Тема "истребителей спутников" была продолжена.
С 1973-го по
1978 год было внедрено большое
количество технических решений
и тактических приемов,
которые значительно расширили и улучшили
тактико
технические характеристики, сделав
систему "ИС" высокоэффективным
оружием
противокосмической обороны.
В 1978 году
Постановлением
Совета Министров СССР
полковнику-инженеру Власко-Власову Константину
Александровичу
было присвоено воинское звание "генерал-майор
авиации".
Константин Александрович
ещё с 1965 года вёл разработку космической
системы
раннего обнаружения стартов баллистических ракет,
воплощенную
в жизнь в 1972 году.
19 сентября этого же года с Космодрома Плесецк
был
произведён первый запуск
экспериментального спутника "Космос-520",
на борту которого были
установлены два типа
бортовой аппаратуры обнаружения –
телевизионного
и теплопеленгационного.
Полтора года
производился набор
статистических данных по
фонам и факелам.
24 декабря 1974 года
с помощью телевизионной аппаратуры
в ночных условиях
был обнаружен реальный старт
межконтинентальной баллистической ракеты "Minuteman"
и было осуществлено
сопровождение полёта ракеты
по всем трем ступеням.
Старт был произведен с Космодрома Ванденберг
(США).
Факт обнаружения старта произвёл
ошеломляющее впечатление
не только
на разработчиков
и заказчика,
но и на высшее руководство
СССР.
Постановлением Правительства
СССР
от 14 апреля 1975 года
было принято
решение о разработке
технических предложений
по спутниковой
системе обнаружения стартов межконтинентальных баллистических ракет
УС-КМО
("Око-1",
космическая
система раннего обнаружения
стартов межконтинентальных баллистических ракет).
Головной организацией
по
разработке системы был определён
Центральный
Научно-исследовательский институт "Комета".
Разработав и защитив технические предложения
по системе УС-КМО,
коллективы
разработчиков приступили к эскизному
проекту
и созданию системы.
Под
руководством и при непосредственном участии
К.А. Власко-Власова,
в рамках программы "Око-1",
комплексная бригада специалистов
ЦНИИ "Комета"
совместно
с НПО имени С.А. Лавочкина
(вопреки
планам работ Госкомиссии)
приняла участие в создании
первого опытного аппарата "Космос-862"
оборудованного специальной бортовой аппаратурой обнаружения
(БАО).
Аппарат был успешно выведен на высокоэллиптическую орбиту
22 октября 1976 года.
С июля 1977 года по 1978 год по программе "Око"
в космос было выведено
7 космических аппаратов, в задачи которых входило поочерёдное наблюдение,
а
затем и полный контроль за заданными так называемыми
ракетоопасными районами и сбор фоновых и целевых характеристик.
В январе 1979 года
вышло решение Совета Министров СССР
о принятии
на вооружение
системы
с
бортовой аппаратурой обнаружения
теплопеленгационного типа.
Система выдержала испытания; её
аппаратура, алгоритмы и программы
были отработаны на самом высоком научно-техническом уровне.
В 1982 году
Главным конструктором системы обнаружения стартов
был назначен Константин
Александрович Власко-Власов.
К 1990 году
полностью были закончены работы
по созданию объекта 455И
комплекса обнаружения пусклв МБР УС-К (он
же объект "Серпухов-15"),
изготовлены первые опытные космические аппараты,
отработаны штатные
программы обработки
специнформации
и программы управления наземными средствами системы,
начались лётно-конструкторские испытания.
После длительной
и серьёзной подготовки средств 14 февраля 1991
года
был осущёствлён запуск первого космического
аппарата
"Космос-2133"
в рамках проекта
УС-КМО
("Око-1").
Спутник был выведен на
заданную орбиту и
построил звёздно-земную
систему координат.
Испытатели с
нетерпением ждали открытия крышек объектива
бортовой аппаратурой обнаружения
(БАО),
думая как будет видна Земля.
В своём очерке
"Фронт в космосе",
помещённом в книге "Рубежи
обороны -
в космосе и на земле",
К.А. Власко-Власов
пишет:
-
-
"В дневное время освещённую Солнцем Землю испытатели
увидели на экране.
Все замерли от удивления.
Как на привычной
географической карте светилась восточная часть Африки,
Красное море с проливами,
Аравийский полуостров,
Персидский залив,
полуостров Индостан,
остров Цейлон и почти весь Индийский океан.
Никто не ожидал увидеть
такую безукоризненную картинку морей,
океанов,
континентов с такой ясностью
и четкостью".
- |
Испытания проводились
в соответствии с
утвержденной программой.
17 декабря 1992 года
запущен второй космический аппарат
проекта
УС-КМО
("Око-1")
- "Космос-2224".
При работе с этими аппаратами
была набрана статистика
по характеристикам
системы, проведено
большое количество экспериментов по определению
тактико-технических характеристик
системы и наблюдений пусков
боевых ракет
и ракет-носителей.
Испытания стали переходить от лётно-конструкторского этапа к
Государственным.
7 июля 1994 года
был
запущен "Космос-2282".
Работая с тремя спутниками,
комиссия ещё раз получила подтверждение
соответствия характеристик системы заданным
требованиям.
В 1996 году
"закрытым" Указом
Президента Российской Федерации
система
УС-КМО
("Око-1")
была принята на вооружение.
В 1999 году генерал-майор в отставке
Константин
Александрович Власко-Власов
был освобождён от
обязанностей Главного конструктора и назначен
на должность Ведущего научного сотрудника "ЦНИИ "Комета".
Он продолжил
участвовать в работах по созданию систем
противокосмической обороны, передавая свой бесценный опыт
более младшему поколению инженеров
и конструкторов предприятия.
В 1994 году К.А. Власко-Власов
был избран Почётным членом
Российской Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского
и Действительным членом Международной
Академии информатизации.
Им
лично и в соавторстве с другими
авторами было
выполнено
более 300 научных работ.
Он - автор и соавтор 18-ти изобретений.
Многие статьи
Константина Александровича
были
опубликованы в научно-
технических журналах: "Новости
космонавтики", "Вопросы
радиоэлектроники",
"Фундаментальные
и прикладные проблемы космонавтики".
В 2002 году в Московском издательстве "Ольга" вышла книга
К.А. Власко-Власова
"От "Кометы" до "Око"".
в
сети нет
Награды:
Приказом Военно-Воздушным силам
Красной Армии от 28 июня 1945 года
№ 068/н,
от имени Президиума
Верховного Совета Союза ССР
"За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте
борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество"
Слушатель
Ленинградской Военно-воздушной Академии Красной армии
Гвардии старший техник-лейтенант
Власко-Власов Константин Александрович
был награждён орденом
Красной Звезды.
Постановлением Совета
Министров СССР в 1953 году
За
создание системы КС-1 - "Комета"
Власко-Власову
Константину Александровичу
была
присуждена Сталинская премия
III степени
в составе коллектива разработчиков.
Указом Президиума Верховного Совета
СССР (с грифом
"совершенно секретно")
За выполнение специального задания,
а также за разработку и сдачу
на вооружение
комплекса обороны морских портов "Стрела"
Власко-Власов
Константин Александрович
был награждён
орденом Трудового Красного Знамени.
Постановлением
ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1972 году
За создание системы "ИС" ("Истребитель
спутников")
Власко-Власову
Константину Александровичу
была
присуждена Ленинская премия
в составе коллектива разработчиков.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года
"За храбрость, стойкость и мужество проявленные
в борьбе
с немецко-фашистскими захватчиками и в ознаменование 40-летия
Победы Советского народа в Великой Отечественной войне"
генерал-майор в отставке
Власко-Власов Константин Александрович
был награждён орденом
Отечественной войны I степени.
Указом Президента Российской Федерации в 1996 году
За
создание системы УС-КМО
("Око-1")
Власко-Власову
Константину Александровичу
была
присуждена Государственная премия Российской
Федерации
в составе коллектива разработчиков.
Кроме этого он был
награжден
орденом
"За
заслуги перед Отечеством"
IV степени
(1995),
ещё
одним орденом
Красной
Звезды,
медалями:
"За оборону Ленинграда"
(22.12.
1942),
"За Победу над Германией в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов
(1945)
и другими наградами.
|