-
 


.
.
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,


Лауреат Сталинской и Ленинской премий;
Лауреат Государственной премии
Российской Федерации
;
Почетный член Академии космонавтики
имени К.Э. Циолковского
;
Действительный член Международной
Академии информатизации;
;
Кандидат технических наук
;
старший инженер КБ-1 3-го Главного
управления при Совете Министров СССР
;
заместитель Начальника лаборатории КБ-1
Министерства среднего машиностроения
;
заместитель Главного конструктора КБ-1
Государственного комитета по радиоэлектронике
при Совете Министров СССР
;
Начальник отдела
, заместитель Главного
конструктора Московского конструкторского
бюро "Стрела" Министерства
радиопромышленности СССР
;
Начальник Специального
конструкторского бюро
;
Главный конструктор по системам
противоракетной
, противокосмической
обороны и по системам обнаружения
ракетных стартов
;
Ведущий научный сотрудник
Центрального научно-исследовательского
института "Комета"
;
генерал-майор авиации в отставке


.
.
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,

 
-
-
     
 


Константин Александрович Власко-Власков родился 16 февраля 1920 года
в селе Троицкое, Медынского уезда Калужской губернии
(ныне - в составе
города Кондрово
, Дзержинского района, Калужской области) в семье
Власко-Власова Александра Васильевича (1893 - 1963), бывшего слесаря судостроительного завода в Санкт-Петербурге, с 1917 года - Комиссара
15-й Инзенской стрелковой дивизии
, затем - ответственного партийного работника.
Мать
Константина Власко-Власова - Елизавета Михайловна
(1887 - 1952) была домохозяйкой.


Ю
ношеские годы Константина прошли в поселке Томилино,
Ухтомского
(ныне - Люберецкого) района Московской области.

Здесь он окончил
десять классов средней школы.

В юности
он серьёзно занимался легкой атлетикой и волейболом
в составе юношеской группы М
осковского спортивного общества
"
Буревестник"
, а также был солистом школьного хора.

В
1938 году Константин Александрович Власко-Власов был призван
Ухтомским районным военным комиссариатом Московской области

в Рабоче-крестьянскую Красную армию связи с зачислением
в
Московское Краснознаменное военное авиационное техническое
училище
которое окончил
в звании воентехника 2-го ранга
по специальности "авиационный радиотехник".

Как обладатель диплома с отличием, он был оставлен в училище
на должности
Старшего техника-инструктора.

В первые дни Великой Отечественной войны Константин Александрович был
назначен
в 174Штурмовой Авиационный полк особого назначения,
сформированный при Государственном Краснознамённом
Научно-исследовательском институте ВВС
,
которому поручалось проведение войсковых испытаний впервые принятых на вооружение самолётов-
штурмовиков Ил-2
в условиях реальных боевых действий.

Приказом Народного комиссара обороны 70
от 7 марта 1942 года
174-й штурмовой авиационный полк переименован
в 15-й Гвардейский штурмовой авиационный полк
(Ленинградский фронт).

В составе полка К.А. Власко-Власов служил Старшим радиотехником
полка
, затем - Начальником связи
.
Кроме своих непосредственных обязанностей по радио- и электрооборудованию
он активно участв
овал в работах по подготовке самолётов к боевым вылетам.

После прорыва блокады Ленинграда, в конце 1943 года, Константин Александрович
был
направлен на учёбу в Московскую Военно-воздушную инженерную
А
кадемию имени Профессора Н.Е. Жуковского
.

После небольшой подготовки, благополучно сдав вступительные экзамены,
техник-лейтенант К.А. Власко-Власов был зачислен слушателем Академии,
а через год по
личной просьбе он был переведён в Ленинградскую
В
оенно-воздушную Академию имени А.М. Можайского

в качестве
слушателя радиофакультета (в то время радиофакультета
в
Академии имени Н.Е. Жуковского не было).

В 1950 году инженер-капитан
Константин Александрович Власко-Власков
окончил Академию с присвоением квалификации "радиоинженер ВВС",
после чего
по распределению был направлен в
56-ю Бреславскую
авиационную дивизию
бомбардировщиков
на должность инженера
по спецоборудованию
(Московский военный округ, город Калинин,
ныне - Тверь
).

Здесь он активно участвовал в освоении и войсковых испытаниях
вновь созданных штурмовых реактивных бомбардировщиков Ил-28
.

На этих
самолётах впервые в СССР были установлены радиолокационные
бомбоприцелы
.
Одной из
трудных задач испытаний стала отработка способов бомбометания
с использованием радиолокационных бомбоприцелов
"ПСБН" и "ПСБН-М"
(
прибор слепого бомбометания и навигации, буква "М" - модернизированный - прим.).

К.А. Власко-Власов лично участвовал в нескольких полётах на самолётах
Ил-28
с целью более полного использования возможностей бомбоприцела
и отработки положений боевого наставления.


В 1950 году
Константин Александрович был направлен на работу в КБ-1 -
Конструкторское бюро
3-го Главного управления при Совете Министров СССР,
на должность
Старшего инженера, где ему была поручена разработка блоков управления бортовой радиолокационной станции К-2 самолёта-носителя Ту-4,
а также - решение
комплексных вопросов создания и использования
новейшей
системы реактивного вооружения - первой советской авиационной противокорабельной крылатой ракеты "Комета"
(КС-1 - сокр. от "комета-снаряд" - прим.).
С 1951-го по 1954 год К.А. Власко-Власов являлся заместителем Начальника
лаборатории КБ-1 переданного
в подчинение Министерству
среднего машиностроения
СССР.

Разработка первой в Мире радиоуправляемой реактивной системы КС-1 "Комета"
типа "воздух–море" производилась
в строжайшем секрете под руководством
Главных конструкторов КБ-1, Доктора технических наук, профессора
Павла Николаевича Куксенко и Серго Лаврентьевича Берии, а также -
Начальника конструкторского отдела,
(после интернирования и ареста
С.Л. Берии) заместителя Главного конструктора, будущего
Академика АН СССР
(РАН) Анатолия Ивановича Савина
.

К середине 1951 года все элементы системы были изготовлены и подготовлены
к
лётным испытаниям.
К.А. Власко-Власов, назначенный оператором станции управления, совершил
лично несколько
десятков полётов на самолёте-носителе в целях
отработки способов боевого применения системы
.


Из истории создания КС-1 "Комета":
Первый полёт пилотируемого прототипа "К" был выполнен 4 января 1951 года
лётчиком-испытателем
Амет-ханом Султаном.
Первый сброс прототипа из-под носителя Ту-4К состоялся в мае 1951 года.
Кроме
Амет-хана Султана в испытаниях "Кометы" принимали участие
лётчики-испытатели
Фёдор Иванович Бурцев, Сергей Николаевич Анохин,
Василий Георгиевич Павлов и Пётр Иванович Казьмин.

Всего для отработки ракеты было изготовлено четыре экземпляра прототипа:
К-1, К-2, К-3 и К-4.
После проведения 150-ти пилотируемых полётов в мае 1952 года были начаты
беспилотные пуски КС-1 с борта Ту-4К.
21 ноября 1952 года был проведён последний испытательный пуск
на морском полигоне в районе Феодосии.
В качестве мишени был использован списанный крейсер "Красный Кавказ",
который после попадания в него "Кометы" переломился пополам и затонул.
В 1953 году Система КС-1 "Комета"
была официально принята на вооружение,
хотя в серию запущена годом ранее.
С августа 1954 года проводились испытания этой крылатой ракеты в комплексе
с самолётом Ту-16КС в качестве носителя.
В 1955 году этот комплекс был принят на вооружение.
В 1956-1957 годах были проведены мероприятия по улучшению характеристик ракеты.
В первой половине 1960-х годов была начата замена в эксплуатации КС-1 на более
совершенные типы ракет КСР-2 и КСР-11 с соответствующей доработкой ракетоносцев
Ту-16КС
до модификаций Ту-16К-11-16 и Ту-16К-16
(Ту-16КСР, Ту-16КСР-2).
Последняя КС-1 была выведена из эксплуатации в 1969 году.


Параллельно с работой по крылатой ракете КС-1 "Комета"
в 1953–1956 годах
Константин Александрович Власко-Власов работал в должности Начальника отдела
заместителя Главного конструктора
и руководил разработкой наземных средств
радиотелеуправления комплекса обороны морских портов
"Стрела".

В 1956–1959 годах К.А. Власко-Власов, как первый заместитель Главного конструктора, руководил разработкой систем реактивного вооружения "воздух–воздух"
(система К-9)
, а также разработкой системы обнаружения налёта
стратегической авиации
(система "Булат")
.
Эти проекты не были реализованы, в основном, по причинам
экономического характера
.

В 1959 году на Правительственном уровне перед специалистами КБ-1 была
поставлена задача создания
космической системы
для поражения
искусственных спутников Земли противника
, пролетающих
над территорией
СССР (тема "ИС" - истребитель спутников" -  прим.).

Разработка аппаратуры радиотелеуправления этой системой была поручена
отделу который воглавил
Константин Александрович Власко-Власов
,
назначенный
(в этом же году) также на должность заместителя Главного
конструктора КБ-1
(в 1966 - 1971 годах - Московское конструкторское
бюро "Стрела" Министерства радиопромышленности СССР
).

После долгих и мучительных изысканий определилась конструкция космического аппарата, его двигательной установки, аппаратуры управления, ориентации
и стабилизации.
В целях
практического подтверждения расчетных характеристик космического
аппарата
было решено провести натурные эксперименты
.
В октябре 1963 года группа главных конструкторов в составе:

Владимир Николаевич Челомей (Главный конструктор ОКБ-52 - головной
организации
)
,
Александр Андреевич Расплетин (Генеральный конструктор КБ-1),
Анатолий Иванович Савин (заместитель Генерального конструктора КБ-1),
Семён Ариевич Косберг (Главный конструктор ОКБ-154), сопровождаемая
большим количеством специалистов
от
организаций-разработчиков, вылетела
на полигон
Байконур для подготовки и проведения пуска космического
аппарата
"Полёт-1".
Пуск состоялся
1 ноября 1963 года.
Программа была выполнена в полном объёме.
Это был
первый в Мире свободно маневрируемый (благодаря
двигательной установке и системе управления) космический аппарат.
12 апреля 1964 года был произведен пуск космического аппарата "Полёт-2".

В 1965 году Решением Совета Министров СССР была отменена разработка
ракеты-носителя УР-200 конструкции
В.Н. Челомея, роль головной организации
по теме от ОКБ-52 передана в КБ-1
А.А. Расплетина, произошли
и
многие другие изменения.

Преодолевая эти трудности, специалисты КБ-1 и других предприятий активно
вели работы
по
строительству и изготовлению аппаратуры командного
пункта
под Москвой
и стартового комплекса на Космодроме Байконур.
К
августу 1968 года все средства системы были изготовлены
к проведению лётно-технических испытаний, в ходе которых
проверялись
характеристики средств системы
и их готовность к пуску.

В 1967 году Константин Александрович Власко-Власов защитил диссертацию
на соискание учёной степени Кандидата технических наук.
Темой диссертационного проекта стали
"Исследования диаграмм эффективной отражающей поверхности различных летательных аппаратов и реализации
способов самонаведения космического аппарата-перехватчика"
.


19 октября 1968 года был произведён старт ракеты-носителя с космическим аппаратом, имитирующим перехват несуществующего искусственного спутника Земли.
После этого
аппарат оставался на орбите с функционирующей аппаратурой, представляя из себя космическую мишень.
Этот космический аппарат получил наименование "
Космос-248"
.



20 октября 1968 года стартовала ракета-носитель со вторым спутником-перехватчиком,
который должен был обеспечить перехват
спутника-мишени "Космоса-248".
Из-за конструктивной
ошибки в работе бортового программного устройства
"встреча" спутника-перехватчика
со спутником-мишенью не состоялась.

После
тщательного разбора и доклада о случившемся Государственной Межведомственной комиссией было принято решение о доработке спутника-перехватчика и проведение повторной операции со спутником-мишенью.

1 ноября 1968 года спутник-перехватчик "Космос-252" вышел в район "мишени", захватил её на автосопровождение, осуществил наведение и поразил
цель
осколками направленной боевой части.
Это
были первый в Мире перехват и уничтожение спутника.

С 1971 года пуски спутников-перехватчиков производились уже по штатной
мишени
"Лира", запускаемой под открытым названием "Космос" и оборудованной датчиками регистрации попадания в неё поражающих элементов.
В 1972 году система
"ИС" и вспомогательный комплекс "Лира" были
приняты
в опытную эксплуатацию.

В 1973 году по Решению Правительства СССР на базе ОКБ-41 ЦКБ "Алмаз"
(подразделения КБ-1), завода "Мосприбор" и его проектно-конструкторского бюро
был образован Центральный научно-исследовательский институт "Комета"
, Директором и Генеральным конструктором которого был назначен
талантливы
й ученый и организатор производства Анатолий Иванович Савин.
Константин Александрович Власко-Власов был назначен Главным
конструктором предприятия
по системам противокосмической обороны.


Тема "истребителей спутников" была продолжена.
С
1973-го по 1978 год было внедрено большое количество технических решений
и тактических приемов, которые значительно расширили и улучшили тактико
технические характеристики
,
сделав систему "ИС" высокоэффективным
оружием противокосмической обороны
.

В 1978 году Постановлением Совета Министров СССР
полковнику-инженеру
Власко-Власову Константину Александровичу
было присвоено воинское звание "генерал-майор авиации".

Константин Александрович ещё с 1965 года вёл разработку космической
системы раннего обнаружения стартов баллистических ракет
, воплощенную
в жизнь в
1972 году.
19 сентября этого же года с Космодрома Плесецк был произведён первый запуск
экспериментального спутника "
Космос-520"
, на борту которого были
установлены два типа бортовой аппаратуры обнаружения телевизионного
и теплопеленгационного.
Полтора года производился набор статистических данных по фонам и факелам.
24 декабря 1974 года с помощью телевизионной аппаратуры в ночных условиях
был обнаружен
реальный старт межконтинентальной баллистической ракеты "Minuteman" и было осуществлено сопровождение полёта ракеты
по всем трем ступеням.
Старт был произведен
с Космодрома
Ванденберг (США).
Факт обнаружения старта произвёл
ошеломляющее впечатление не только
на
разработчиков и заказчика, но и на высшее руководство СССР.

Постановлением Правительства СССР от 14 апреля 1975 года было принято
решение
о разработке
технических предложений по спутниковой системе обнаружения стартов межконтинентальных баллистических ракет
УС-КМО ("Око-1", космическая система раннего обнаружения
стартов межконтинентальных баллистических ракет
).
Головной организацией по разработке системы был определён
Центральный Научно-исследовательский институт "Комета"
.
Разработав
и защитив
технические предложения по системе УС-КМО,
коллективы разработчиков приступили
к
эскизному проекту
и созданию системы.


Под руководством и при непосредственном участии К.А. Власко-Власова,
в рамках программы "Око-1",
комплексная бригада специалистов ЦНИИ "Комета" совместно с НПО имени С.А. Лавочкина (вопреки планам работ Госкомиссии) приняла участие в создании первого опытного аппарата "Космос-862" оборудованного специальной бортовой аппаратурой обнаружения (БАО).
Аппарат был успешно выведен
на высокоэллиптическую орбиту
22 октября 1976 года. 

С
июля 1977 года по 1978 год по программе "Око" в космос было выведено
7 космических аппаратов
, в задачи которых входило поочерёдное наблюдение,
а затем и полный контроль за заданными так называемыми
ракетоопасными районами
и сбор фоновых и целевых характеристик
.

В январе 1979 года вышло решение Совета Министров СССР
о принятии
на вооружение системы с бортовой аппаратурой обнаружения
теплопеленгационного типа
.
Система выдержала испытания
; её аппаратура, алгоритмы и программы
были
отработаны на самом высоком научно-техническом уровне.

В 1982 году Главным конструктором системы обнаружения стартов
был назначен
Константин Александрович Власко-Власов.


К 1990 году полностью были закончены работы по созданию объекта 455И
комплекса обнаружения пусклв МБР УС-К
(он же объект "Серпухов-15")
,
изготовлены первые опытные
космические аппараты, отработаны штатные
программы обработки
специнформации и программы управления наземными средствами системы, начались лётно-конструкторские испытания.

После длительной и серьёзной подготовки средств 14 февраля 1991 года
был осущёствлён запуск первого космического аппарата
"Космос-2133" в рамках проекта
УС-КМО ("Око-1").
Спутник
был выведен на заданную орбиту и построил звёздно-земную
систему координат
.
Испытатели
с нетерпением ждали открытия крышек объектива

бортовой аппаратурой обнаружения
(
БАО), думая как будет видна Земля.

В своём очерке "Фронт в космосе", помещённом в книге "Рубежи обороны -
в космосе и на земле"
, К.А. Власко-Власов пишет:
-

-
"В дневное время освещённую Солнцем Землю испытатели увидели на экране
.
Все замерли от удивления. Как на привычной географической карте светилась восточная часть Африки, Красное море с проливами, Аравийский полуостров, Персидский залив, полуостров Индостан, остров Цейлон и почти весь Индийский океан. Никто не ожидал увидеть такую безукоризненную картинку морей, океанов, континентов с такой ясностью и четкостью
".
-

Испытания проводились в соответствии с утвержденной программой.
17 декабря 1992 года запущен второй космический аппарат
проекта
УС-КМО
("Око-1")
- "Космос-2224".
При работе с этими
аппаратами была набрана статистика по характеристикам
системы
, проведено большое количество экспериментов по определению
тактико-технических характеристик
системы и наблюдений пусков
боевых ракет
и ракет-носителей.
Испытания стали переходить
от
лётно-конструкторского этапа к Государственным.
7 июля 1994 года был запущен "Космос-2282".
Работая
с тремя
спутниками, комиссия ещё раз получила подтверждение
соответствия характеристик системы заданным требованиям.
В 1996 году "закрытым" Указом Президента Российской Федерации
система
УС-КМО ("Око-1") была принята на вооружение.

В 1999 году генерал-майор в отставке
Константин Александрович Власко-Власов
был освобождён
от обязанностей Главного конструктора и назначен
на должность Ведущего научного сотрудника "ЦНИИ "Комета"
.
Он продолжил
участвовать в работах по созданию систем
противокосмической обороны
, передавая свой бесценный опыт
более младшему поколению инженеров
и конструкторов предприятия.


В 1994 году К.А. Власко-Власов
был избран Почётным членом
Российской Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского
и Действительным членом Международной Академии информатизации
.


Им лично и в соавторстве с другими авторами было выполнено
более
300 научных работ
.

Он - автор
и соавтор
18-ти изобретений.

Многие
статьи
Константина Александровича были опубликованы в научно-
технических журналах
: "
Новости космонавтики", "Вопросы радиоэлектроники",
"Фундаментальные и прикладные проблемы космонавтики".

В 2002 году в Московском издательстве "Ольга" вышла книга
К.А. Власко-Власова "От "Кометы" до "Око"".


 в сети нет

Награды:
Приказом Военно-Воздушным силам Красной Армии от 28 июня 1945 года
№ 068
/н, от имени Президиума Верховного Совета Союза ССР

"За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте
борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество"

Слушатель Ленинградской Военно-воздушной Академии Красной армии
Гвардии старший техник-лейтенант
Власко-Власов Константин Александрович
был награждён орденом
Красной Звезды.


Постановлением Совета Министров СССР в 1953 году
За создание системы КС-1 - "Комета"
Власко-Власову Константину Александровичу
была присуждена Сталинская премия III степени
в составе коллектива разработчиков
.

Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом "совершенно секретно")
За выполнение специального задания
, а также за разработку и сдачу
на вооружение
комплекса обороны морских портов "Стрела"
Власко-Власов Константин Александрович
был награждён
орденом
Трудового Красного Знамени
.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1972 году
За создание системы "ИС" ("Истребитель спутников")
Власко-Власову Константину Александровичу
была присуждена Ленинская премия
в составе коллектива разработчиков
.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года
"За храбрость, стойкость и мужество проявленные в борьбе
с немецко-фашистскими захватчиками и в ознаменование 40-летия
Победы Советского народа в Великой Отечественной войне"

генерал-майор в отставке Власко-Власов Константин Александрович
был награждён орденом Отечественной войны I степени.

Указом Президента Российской Федерации в 1996 году
За
создание системы УС-КМО ("Око-1")
Власко-Власову Константину Александровичу
была присуждена Государственная премия Российской Федерации
в составе коллектива разработчиков
.


Кроме этого он был
награжден орденом "За заслуги перед Отечеством"
IV степени
(1995), ещё одним орденом Красной Звезды, медалями:
"За оборону Ленинграда"
(22.12. 1942), "За Победу над Германией в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов
(1945) и другими наградами.
 

 
-
 


Выдающийся конструктор и организатор работ по созданию систем
противоракетной и противокосмической обороны

Константин Александрович Власко-Власов
скончался
24 мая 2009 года
.

Похоронен он в Москве, на Троекуровском кладбище (уч. № 14).

(увеличить фото) г. Москва, Троекуровское кладбище (уч. № 14), могила К.А. Власко-Власова после похорон (июнь 2009 года) (увеличить фото) г. Москва, Троекуровское кладбище (уч. № 14), могила К.А. Власко-Власова после установки надгробия (июнь 2012 года)
 увеличить фотографии

 

 
-
 

--
При создании страницы также использован
текст биографии Власко-Власова Константина Александровича,
опубликованны
й в биографической энциклопедии
"Космонавтика и ракетостроение"
(
составитель -
М.А. Первов
,
Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2011
)
-
(открыть ссылку) "Космонавтика и ракетостроение" (биографической энциклопедия (анонс), составитель - М.А. Первов, Москва: издательский дом "Столичная энциклопедия", 2011 год)
-
Также были использованы следующие материалы:
-
книга:
-
(открыть ссылку) ЦНИИ "Комета" - 35 лет
 открыть ссылку
--
(открыть ссылку) Интервью Константина Александровича Власко-Власова телевизионной программе "Армейский магазин"
 открыть ссылку
-
Ссылки по теме:
--
(открыть ссылку) Комплекс противокосмической обороны
 открыть ссылку
--
"Космическое оружие России".
Документальный фильм из цикла
"Ударная сила"
(
Телекомпания "Останкино" по заказу
ОАО "Первый канал, 2005 год").
Главные конструкторы ЦНИИ "Комета" К.А. Власко-Власов и А.И. Савин
рассказывают о создании крылатой ракеты КС-1 "Комета"
и комплексе противокосмической обороны "ИС".
--
(открыть ссылку) "Космическое оружие России". Документальный фильм из цикла "Ударная сила" (Телекомпания "Останкино" по заказу ОАО "Первый канал, 2005 год")
 открыть ссылку
--
(открыть ссылку) "КС-1" - "Комета" (страница на сайте "Википедия")
 открыть ссылку
--
(открыть ссылку) Избранные места из главы "На неизведанном пути" книги  Е.В. Гаврилина. "Эпоха «классической» ракетно-космической обороны."
 открыть ссылку
--
(открыть ссылку) Образование специального бюро СБ-1 для разработки комплексной системы управляемого ракетного оружия класса “воздух-море”
 открыть ссылку
--