-
 


Пилот сферических аэростатов
;
стратонавт;

Командир экипажа
стратостата
"СССР-1 бис";
полковник

 
-
-
     
 


Родился в 1896 году в семье рабочего.
По
национальности - латыш.

Семья жила бедно
и это вынудило 8-летнего Кристапа пойти
на самостоятельные заработки.

Подростком Зилле начал работать
у помещиков лесорубом,
затем - чернорабочим
на лесопильном заводе.


Свою службу в Рабоче-крестьянской Красной Армии Зилле начал
с первых дней её существования.
В июне 1918 года был назначен в артиллерийскую часть вновь сформированной
Латышской дивизии
, вместе с которой принимал участие в подавлении
так называемого "эсеровского мятежа"
в Москве.

Принимал участие в Октябрьской Революции 1917 года.
В 1918 году
Кристап Зилле стал членом ВКП (б).

К.Я. Зилле - участник Гражданской войны.
воевал против
Краснова, Деникина,
Врангеля, Махно.

По окончании Гражданской войны Зилле поступает на учёбу
на Одесские артиллерийские курсы, которые успешно оканчивает в 1925 году.

В авиации
Кристап Зилле работает с 1930 года.
За время своей работы в авиации добился больших успехов.
На привязных аэростатах и дирижаблях
Зилле продержался 300 часов.
На сферических аэростатах налетал 84 часа.


В полете на аэростате Зилле выполняет обязанности командира-пилота.

Перед полётом в стратосферу имел два полета в субстратосферу в открытой гондоле.
Этими полетами
Зилле поставил Всесоюзный рекорд, побив рекорд польских аэронавтов.

Полёт в стратосферу:
На лето 1935 года был намечен полёт стратостата "СССР-1 бис".
Своё название стратостат получил потому
, что на нём использовались
оболочка
и гондола стратостата "СССР-1".
Вместе
с тем он был оборудован гондольным
(забортным) парашютом
диаметром
34 м и площадью
до 1 000 м2, разработанным военным инженером М.А. Савицким и инженером И.Л. Глушковым.
Такой парашют включался
в комплект стратостата впервые в мировой практике.
С его помощью гондола могла в аварийной ситуации спуститься,
отделившись
от оболочки стратостата
.

В состав экипажа стратостата входили:
командир - военный пилот-воздухоплаватель Кристап Янович Зилле,
второй пилот - военный инженер
Юрий Григорьевич Прилуцкий и
научный сотрудник - исследователь космических лучей,
Профессор
Ленинградского Радиевого института
Александр Брониславович Вериго.

До подъема на стратостате Кристап Зилле и Юрий Прилуцкий в июне 1935 года
 совершили два высотных полета
на аэростате с открытой гондолой.
16 июня они поднялись на высоту 8 500 метров, а 19 июня - на 10 500 м
етров.

26 июня 1935 года стратостат поднялся на рассвете в 5.25 из Кунцева.

Начальником старта и Руководителем подготовки экипажа являлся комбриг
Георгий Алексеевич Прокофьев, совершивший 30 сентября 1933 года рекордный свободный полёт на первом советском стратостате “СССР-1”,
в качестве командира экипажа (вместе с конструктором стратостата
Константином Дмитриевичем Годуновым
и воздухоплавателем

Эрнстом Карловичем Бирнбаумом).

Именно под руководством
Г.А. Прокофьева К.Я. Зилле получил квалификацию
пилота сферических аэростатов
.

Подготовка к полету "СССР-1-бис". К гондоле подвешены приборы для измерения космической радиации (слева) и парашют (справа). Июль 1935 г.

Научная программа полёта включала исследование космических лучей
,
в том числе
изучение изменения их интенсивности с высотой и выяснение
характера изменения коэффициента поглощения
.

Подъём проходил несколько быстрее обычного, и уже через полтора часа
после старта стратостат достиг потолка
- 16 000 метров.
Экипаж провел все необходимые замеры
, сделал снимки следов
космических лучей
с помощью камеры Вильсона.


Казалось
, ничто не предвещало беды, но внезапно начался
самопроизвольный спуск
.
После отметки
15 000 метров скорость спуска резко возросла.
Стало ясно
, что из оболочки идет утечка водорода.
Гондолу трясло
и мотало из стороны в сторону.
После аварийного сброса балласта скорость снижения
несколько уменьшилась
, но все же оставалась угрожающе большой.


Так как
в случае применения забортного парашюта не была исключена
вероятность потери гондолы
с ценной аппаратурой и результатами исследований,
Кристап Зилле отдал приказ другим участникам полёта прыгать с парашютом.
Первым на высоте
3 500 метров покинул гондолу профессор Александр Вериго,
за ним на высоте
2 500 метров последовал Юрий Прилуцкий.
Он прыгнул
с затяжкой, проявив мужество и хладнокровие.
Кристап Зилле остался в гондоле один.
Отдав балласт
, он уменьшил скорость снижения.
В оболочке ещё оставался газ, и скорость снижения не превышала
трёх метров
в секунду, и он решил всё-таки принять все меры предосторожности.
Когда высота достигла
2 000 метров, он вылез из гондолы и встал
на ступеньках внешней металлической лестницы
.
Гондола мягко коснулась земли
, а оболочка легла по ветру.
Научная аппаратура оказалась
в полной исправности.
Спуск стратостата произошёл
в тот же день, в 8 часов 02 минуты,
недалеко от деревни Труфаново,
в 20 километрах
юго-западнее Тулы
.

Кристап Янович Зилле - участник Великой Отечественной войны.
Служил
в системе Противовоздушной обороны.


Н
аграды:
Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР от 29 июня 1935 года "За успешное выполнение задания правительства по полету в стратосферу на стратостате "СССР-1-бис" на высоту 16 000 метров и за спокойствие и отвагу, проявленные при спуске в трудных условиях полета" члены экипажа стратостата были награждены орденами Ленина.

 "За боевые заслуги перед Революцией", а также в Годы Великой
Отечественной войны
Кристап Янович Зилле был награждён
двумя орденами Красвого Знамени
.


Кроме этого, полковник Кристап Янович Зилле был награждён медалью
"За победу на Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
и медалью "ХХ лет Рабоче-крестьянской Красной Армии".

 

 
-
 


Мужественный воздухоплаватель и стратонавт
Кристап Янович Зилле скончался в 1954 году.

Похоронен он в Москве, на Введенском кладбище (уч. № 1).

(увеличить фото) г. Москва, Введенское кладбище (уч. № 1), могила К.Я. Зилле (май 2010 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)

 

 
-
 


За основу биографии К.Я. Зилле взят текст статьи
посвящённый полёту стратостата "СССР - 1 бис"

(с биографиями членов экипажа стратостата),
опубликованный в газете "Красная звезда"
(за 27 июня 1935 года).



Е.А. Шашуков. "Космические мотивы жизни Вериго"

Профессор А.Б. Вериго
 

 
  -  
 


Материалы любезно предоставлены
Ивкиным Владимиром Ивановичем,
за что
ему Низкий поклон
и Большое Спасибо!

С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

 

 
     

Возврат в мартиролог "Покорители стратосферы"