Родился в 1896
году в семье
рабочего.
По национальности
- латыш.
Семья жила бедно
и это вынудило 8-летнего Кристапа
пойти
на самостоятельные заработки.
Подростком Зилле
начал работать у
помещиков лесорубом,
затем - чернорабочим на лесопильном заводе.
Свою службу в Рабоче-крестьянской
Красной Армии Зилле
начал
с первых дней её существования.
В июне 1918 года был назначен в артиллерийскую часть вновь сформированной
Латышской дивизии, вместе с которой принимал участие в
подавлении
так называемого "эсеровского мятежа" в Москве.
Принимал участие в Октябрьской Революции 1917 года.
В 1918 году Кристап Зилле
стал членом ВКП (б).
К.Я. Зилле
- участник Гражданской войны.
воевал против Краснова,
Деникина,
Врангеля,
Махно.
По окончании
Гражданской войны Зилле
поступает на
учёбу
на Одесские артиллерийские курсы,
которые успешно оканчивает в 1925 году.
В авиации Кристап Зилле
работает с 1930 года.
За время своей работы в авиации добился больших успехов.
На привязных аэростатах и дирижаблях
Зилле
продержался 300 часов.
На сферических аэростатах налетал 84 часа.
В полете на аэростате Зилле
выполняет обязанности командира-пилота.
Перед полётом в стратосферу имел два полета в
субстратосферу в открытой
гондоле.
Этими полетами Зилле
поставил Всесоюзный рекорд, побив рекорд
польских аэронавтов.
Полёт в стратосферу:
На лето 1935 года был
намечен полёт стратостата "СССР-1 бис".
Своё название стратостат
получил потому, что на нём использовались
оболочка и гондола
стратостата "СССР-1".
Вместе с тем он был оборудован гондольным (забортным)
парашютом
диаметром 34 м
и площадью до
1 000 м2,
разработанным военным инженером
М.А. Савицким
и
инженером И.Л. Глушковым.
Такой парашют
включался в комплект стратостата
впервые в мировой практике.
С его помощью гондола могла
в аварийной ситуации спуститься,
отделившись от оболочки стратостата.
В состав экипажа стратостата входили:
командир - военный
пилот-воздухоплаватель
Кристап Янович Зилле,
второй пилот - военный инженер Юрий
Григорьевич Прилуцкий
и
научный сотрудник
- исследователь космических лучей,
Профессор
Ленинградского Радиевого института
Александр Брониславович Вериго.
До подъема
на стратостате
Кристап Зилле
и Юрий Прилуцкий
в июне 1935 года
совершили два высотных полета
на аэростате
с
открытой гондолой.
16 июня
они
поднялись
на высоту
8 500 метров,
а 19 июня -
на
10 500 метров.
26 июня 1935 года
стратостат поднялся на рассвете в
5.25 из Кунцева.
Начальником старта и Руководителем подготовки экипажа являлся комбриг
Георгий Алексеевич Прокофьев,
совершивший 30
сентября 1933 года рекордный свободный полёт на первом советском
стратостате
“СССР-1”,
в
качестве командира экипажа
(вместе с конструктором стратостата
Константином Дмитриевичем Годуновым
и воздухоплавателем
Эрнстом Карловичем Бирнбаумом).
Именно под руководством
Г.А. Прокофьева
К.Я. Зилле
получил квалификацию
пилота сферических аэростатов.
Научная программа полёта
включала исследование космических
лучей,
в том числе изучение изменения
их интенсивности
с высотой
и выяснение
характера изменения коэффициента поглощения.
Подъём
проходил несколько быстрее обычного, и уже через полтора часа
после старта стратостат достиг потолка
- 16 000 метров.
Экипаж
провел все необходимые замеры,
сделал снимки следов
космических лучей
с помощью камеры Вильсона.
Казалось,
ничто не предвещало беды,
но внезапно начался
самопроизвольный
спуск.
После отметки 15 000 метров скорость спуска резко возросла.
Стало ясно, что из оболочки идет
утечка водорода.
Гондолу трясло и мотало из стороны в сторону.
После аварийного сброса балласта
скорость снижения
несколько
уменьшилась,
но все же оставалась угрожающе большой.
Так как
в случае применения забортного
парашюта
не была исключена
вероятность потери гондолы
с ценной аппаратурой
и результатами исследований,
Кристап Зилле
отдал приказ другим участникам полёта прыгать
с
парашютом.
Первым на
высоте
3 500 метров
покинул
гондолу профессор
Александр Вериго,
за ним
на высоте
2 500 метров
последовал
Юрий Прилуцкий.
Он прыгнул с затяжкой, проявив мужество
и хладнокровие.
Кристап Зилле
остался в гондоле
один.
Отдав балласт,
он уменьшил скорость снижения.
В оболочке ещё оставался газ,
и скорость снижения
не превышала
трёх метров
в секунду,
и он решил
всё-таки принять все меры предосторожности.
Когда высота
достигла 2 000 метров,
он вылез из гондолы
и встал
на ступеньках внешней
металлической лестницы.
Гондола мягко коснулась земли,
а оболочка легла по ветру.
Научная аппаратура оказалась
в полной
исправности.
Спуск
стратостата произошёл в тот же день, в 8 часов 02 минуты,
недалеко от деревни Труфаново,
в 20
километрах
юго-западнее Тулы.
Кристап Янович Зилле
- участник Великой Отечественной войны.
Служил в системе Противовоздушной обороны.
Награды:
Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР от 29 июня 1935
года
"За успешное выполнение задания
правительства по полету в стратосферу на стратостате "СССР-1-бис" на высоту
16 000 метров и за спокойствие и отвагу, проявленные при спуске в трудных
условиях полета"
члены экипажа стратостата были награждены орденами Ленина.
"За
боевые заслуги перед Революцией",
а также в Годы Великой
Отечественной войны Кристап Янович Зилле
был награждён
двумя орденами Красвого Знамени.
Кроме этого, полковник
Кристап Янович Зилле был награждён медалью
"За победу на Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
и медалью "ХХ лет Рабоче-крестьянской Красной Армии".
|