-
Константин Константинович Давидовский родился
10 апреля 1937 года в деревне
Избудище Слуцкого района Минской области Белорусской ССР.
-
Он окончил среднюю школу
в деревне Весея Слуцкого района Минской области,
затем - Тульское оружейно-техническое ордена Ленина училище имени
Тульского
пролетариата (ныне
- Тульский Артиллерийский инженерный институт).
-
По окончании училища К.К.
Давидовский был направлен
для прохождения службы
в Архангельскую область на Объект с условным
наименованием "Ангара", созданный
согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11
января 1957 года.
Этот объект ныне известен как 1-й Государственный испытательный
Космодром
Плесецк.
Он был образован как первое в СССР войсковое ракетное
соединение, вооружённое
межконтинентальными баллистическими ракетами Р-7 и Р-7А.
-
Оттуда К.К. Давидовский
был направлен для получения Высшего
военного образования
в Ростовское высшее артиллерийское инженерное училище
(ныне - Ростовский
Военный
институт - филиал Военной Академии Ракетных войск стратегического назначения
имени Петра Великого),
которое окончил в 1966 году.
-
После окончания училища пробовал поступать в Дипломатическую
Академию Министерства иностранных дел СССР.
-
В 1968 году он служил в системе Командно-измерительного комплекса
управления
космическими аппаратами (войсковая
часть № 32103)
на Наземном измерительном
пункте № 10
(НИП-10)
Центра дальней космической связи (ЦДКС),
который был
расположен
в посёлке Школьное
в Симферопольском районе Крымской области
(в настоящее
время - объект находится
в аварийном состоянии
- прим.).
-
В апреле 1968 года Константин Константинович
Давидовский был
направлен в числе 45-ти
офицеров Командно-измерительного комплекса
для обучения управлению
с Земли самоходными аппаратами получившими название "Луноход",
разработанными
под руководством
Георгия Николаевича Бабакина
в Конструкторском
бюро Машиностроительного
завода имени С.А. Лавочкина
(город
Химки Московской
области).
Самоходное шасси
для лунохода было создано
под руководством
Александра Леоновича Кемурджиана
в Ленинградском Всесоюзном
Научно-исследовательском
институте транспортного машиностроения (ВНИИтрансмаш),
где до этого
разрабатывались
ходовые части танков.
Этой же организации была поручена разработка самоходного шасси с
блоком
управления движением и системой безопасности с комплектом
информационных
датчиков.
-
В конце мая этого же года
К.К. Давидовский
вместе
с группой отобранных офицеров прибыл
в Москву, в Институт медико-биологических проблем
Министерства
здравоохранения СССР для обязательного медицинского обследования.
Медики придирчиво оценивали их общее физическое состояние,
выносливость, возбудимость, долговременную и
оперативную память, способность ориентироваться
в пространстве, переключать внимание, адаптивность,
зрение и многое другое.
Обследование кандидатов проводилось практически по тем же методикам,
что и при
отборе в отряд космонавтов, поэтому многие были уверены,
что участвуют
в очередном наборе в отряд ВВС.
-
В итоге, Константин Константинович
Давидовский вместе
с Викентием Григорьевичем
Самалем был отобран
в качестве штурманов "Лунохода" и направлен для подготовки
к работам по программе в Институт космических
исследований, где в одном из его отделов была сформирована
оперативная научная группа от Академии наук СССР
под руководством Бориса
Викторовича Непоклонова.
Остальные офицеры были отобраны в качестве командиров,
операторов, бортинженеров (5
человек, проходили подготовку в
Конструкторском бюро
Машиностроительного имени С.А. Лавочкина)
и водителей "Лунохода"
(7 человек,
проходили подготовку во ВНИИтрансмаш).
-
Подготовка по направлениям шла около месяца, после чего
продолжилась уже
совместная подготовка в КБ Машиностроительного завода имени С.А.
Лавочкина
в Химках, где в качестве преподавателей выступали разработчики
и создатели
систем "Лунохода".
-
В середине сентября 1968 года вся группа из четырнадцати офицеров
прибыла в
Симферопольский Центр дальней
космической связи для
приобретения навыков дистанционного управления луноходом.
По результатам проведённых тренировок были сформированы два состава
экипажей
из которых вскоре, по разным причинам, выбыло трое
испытателей.
-
Так как работы с "Луноходом" в течение лунного дня должны
были вестись
круглосуточно, из остававшихся 11 офицеров были сформированы два
новых
экипажа, которые должны были управлять "Луноходом" посменно:
-
Первый экипаж:
Ерёменко Николай Михайлович
- командир;
Латыпов Габдулхай Гимадутинович
- водитель;
Давидовский Константин Константинович
- штурман-навигатор;
Мосензов Леонид Яковлевич
- бортинженер;
Сапранов Валерий Михайлович
- оператор остронаправленной антенны.
-
Второй экипаж:
Фёдоров Игорь Леонидович
- командир;
Довгань Вячеслав Георгиевич
- водитель;
Самаль Викентий Григорьевич
- штурман-навигатор;
Кожевников Альберт Евстафиевич
- бортинженер;
Козлитин Николай Яковлевич
- оператор остронаправленной антенны.
Резервным водителем и оператором остронаправленной антенны
для обоих экипажей был назначен
Чубукин Василий Иванович.
-
-
Для работы с "Луноходом" была разработана система дистанционного
управления,
в которую помимо самого "Лунохода" и средств наземного комплекса
управления
на Наземном измерительном пункте № 10
(НИП-10,
в поселке Школьное под Симферополем)
входил пункт управления "Луноходом" (ПУЛ),
который включал пульты
управления командира экипажа, водителя "Лунохода" и оператора
остронаправленной
антенны (ОНА),
рабочее место штурмана экипажа, а также зал оперативной обработки
телеметрической информации.
Экипаж "Лунохода" имел в своём распоряжении видеоконтрольные
устройства -мониторы, на которых отображалась телеметрическая
информация о состоянии систем
"Лунохода", а также телевизионное изображение поверхности Луны.
Пульты управления были оборудованы ручками управления по типу тех,
которыми
оснащены пилотируемые космические корабли.
Любое изменение положения ручки автоматически преобразовывалось в
команды,
которые через антенну НИП-10 передавались на луноход.
-
Для отработки методики управления "Луноходом" по соседству с
ПУЛом был создан
специальный полигон размером 70 х 120
метров на котором экипажи могли
практиковаться в управлении аппаратом.
Полигон был идентичным лунному рельефу с углублениями,
кратерами, разломами, россыпью камней различной величины.
-
Оба экипажа прошли полный курс подготовки и были готовы к
управлению самым
первым "Луноходом" потерпевшим аварию 19 февраля 1969 года после
старта,
по причине разрушения аэродинамического обтекателя ракеты-носителя.
Эти же экипажи управляли "Луноходом-1" и "Луноходом-2" и
должны были
управлять "Луноходом-3".
-
Для справки:
.........."Луноход-1"
- первый автоматический самоходный аппарат,
благополучно доставленный на Луну 17 ноября 1970 года автоматической
станцией "Луна-17" стартовавшей 10 ноября 1970 года и выполнившим на её
поверхности поставленную задачу.
.........."Луноход-2"
- второй автоматический самоходный аппарат,
благополучно доставленный на Луну 16 января 1973 года автоматической
станцией "Луна-21" стартовавшей 11 января 1973 года.
Официально работа "Лунохода-2" была
прекращена 4 июня 1973 года, из-за выхода из строя аппаратуры,
вследствие попадания лунного грунта в момент покидания аппаратом кратера
после буксования.
.........."Луноход-3"
- третий автоматический самоходный аппарат.
Должен был быть доставлен на поверхность Луны в 1977 году автоматической
станцией "Луна-25" (запуск не состоялся). В настоящее время
действующий экземпляр "Лунохода-3" находится в музее НПО имени С.А.
Лавочкина.
-
В начале марта 1969 года
(в
период подготовки к "лунной" программе)
инженер-майор Константин
Константинович Давидовский был назначен
на
должность инженера -
испытателя лаборатории № 3 ("Лунные
самоходные аппараты")
в составе 25-го
отдела (Отдела
автоматических космических аппаратов "Луна",
"Марс" и "Венера")
Научно-координационной вычислительной части
Управления космическими
аппаратами
научного и народно-хозяйственного
назначения Центра
Командно-измерительного
комплекса.
-
Он внёс весомый вклад в создание системы навигации лунохода,
обеспечил
выведение
"Лунохода-1" к посадочной платформе.
Им был разработан ряд принципиальных предложений по совершенствованию
методик навигации космических транспортных средств.
-
-
Константин
Константинович Давидовский - соавтор
монографии
"Передвижная лаборатория на Луне "Луноход-1"
(в
двух томах, под редакцией
Академика АН СССР
А.П. Виноградова).
-
После завершения "лунной" программы
подполковник К.К. Давидовский
уволился
в запас
из Вооружённых сил СССР, после чего трудился
инженером-испытателем
на Машиностроительном заводе Научно-производственного объединения
имени С.А.Лавочкина, где разрабатывались автоматические межпланетные
аппараты.
-
-
После выхода
на пенсию
по возрасту
Константин Константинович
продолжил работу
в НПО имени С.А.Лавочкина
в должности консультанта.
-
Награды:
За успешное
выполнение программы "Луноход", а также за образцовое выполнение
задач по управлению, высокую боевую выучку, организованность и
дисциплину,
личному составу части, в том числе
Давидовскому Константину Константиновичу
была объявлена благодарность ЦК КПСС,
Верховного Совета и Совета Министров СССР.
-
Указом Президента Российской Федерации № 246 от 21 февраля 1996 года
"За большой личный вклад в проведение
научно-технических исследований поверхности Луны и управление
автоматическими самоходными аппаратами
"Луноход-1" и "Луноход-2" штурман-навигатор
Давидовский Константин
Константинович был награждён орденом Почёта.
Этим же Указом орденом Почёта были награждены остальные члены первого и второго
экипажей
управления "Луноходами", за исключением бортинженера первого экипажа
Мосензова Леонида Яковлевича,
скончавшегося 4 ноября 1994 года, что несправедливо
по отношению к
памяти одного из основных участников этого уникального проекта.
-
Этим же Указом, резервный водитель и оператор
остронаправленной антенны
обоих экипажей
Чубукин
Василий Иванович был награждён медалью
ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
-
-
-
Кроме этого К.К. Давидовский
был награждён орденом Трудового Красного Знамени,
а также рядом медалей СССР, России
и Федерации космонавтики России.
- |