-
 


Лётчик-испытатель
Опытных конструкторских бюро П.О. Сухого,
А.Н. Туполева, затем Софринского научно-исследовательского полигона;
Участник испытаний ракетопланера
СК-9 (РП-318-1);
старший лейтенант запаса

 
-
-
     
 


Родился 20 июня (3 июля) 1904 года в селе Великие Бубны,
ныне
Роменского района, Сумской области (Украина).

С 1920 года работал слесарем в военно-ролевом аптекарском магазине,
монтёром на телеграфе в Барнауле.

С
1922 года жил в Одессе, работал монтёром на железной дороге.
В
армии с октября 1923 года.
В
1923-1924 годах учился в Киевской военно-теоретической авиашколе.

В
1926 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС,
в
1927 году Качинскую Военную авиационную школу лётчиков,
в
1928 годуСерпуховскую высшую авиашколу стрельбы и бомбометания.

Служил в строевых частях легкобомбардировочной и истребительной авиации.
В
1929 годах в должности Лётчика 44-й легкобомбардировочной авиаэскадрильи участвовал в боях против банд на Северном Кавказе.

С
июля 1933 года – в запасе.
С
сентября 1933 года лётчик-испытатель Отряда особого назначения при Главном Упралении Авиационной Промышленности СССР.
В
1934 году испытывал серийные самолёты Р-5 на авиазаводе № 1 (г. Москва).

В
1936-1940 годах лётчик-испытатель КБ-29 (Подлипки).
В начале 1940 года поднял в небо и провёл испытания САМ-13.

Участвовал в испытаниях самолётов САМ-5бис (1936), САМ-5-2бис (1936), САМ-10 (1937),
САМ-14 (1940), БОК-1 (1939), БОК-7 (1939), БОК-11 (1939).

Установил ряд рекордов дальности и продолжительности полёта на спортивных самолетах САМ-5 и САМ-5 бис, конструкции инженера А.С. Москалева.

Лётчик-испытатель Николай Демьянович Фиксон

28 февраля 1940 года на самолете Р-5 Николай Демьянович Фиксон
участвовал в испытании ракетопланера СК-9 (РП-318-1),
конструкции
С.П. Королёва, на котором после отцепки
лётчик-испытатель
Владимир Фёдоров совершил первый в СССР
пилотируемый полёт с включенным жидкостным реактивным двигателем.

В
своей книге
"Капитан Бахчиванджи" писатель и журналист
Лев Экономов пишет об этом событии:
 

...Первый полет планера с ЖРД был назначен на 28 февраля 1940 года.

В этот день к двухместному самолету-буксировщику Р-5 прицепили ракетопланер.
Летчик самолета Николай Демьянович Фиксон молча обошел
вокруг планера, пожал плечами и полез в кабину самолета.
Весь его вид говорил: ну что ж, посмотрим, что из этого получится.

На второе свободное место стал забираться Щербаков с кинокамерой.
Палло (Палло Арвид Владимирович (1912 -2001) - конструктор
авиационной и ракетно-космической техники ОКБ-1 (НПО "Энергия)
- прим. Е.Р.)
запротестовал:
- Полечу я. Мало ли что может произойти в воздухе.
Высота будет немалая — с земли не увидишь.
Если что-нибудь случится, я смогу потом объяснить.


После некоторых препирательств решили лететь в задней кабине двое — Щербаков и
Палло.
Лётчик Фиксон не возражал, только предупредил Щербакова,
чтобы он подтянул трос, как только планер отцепится,
а если трос окажется помехой, чтобы сбросил его совсем.

Наконец все обговорено, все сели по местам.
Фёдоров надел на лицо
маску из беличьего меха, чтобы не обморозиться в полете:
ведь кабина у него была открытой.
Вот он дал отмашку Фиксону - у меня все готово.
Николай Демьянович чуть выдвинул машину вперед —
выбрал слабину троса — и пошел на взлет.
Сзади заклубилась снежная пыль, окутала планер, с самолета
его не стало видно, да и со стороны тоже, и только Фиксон по поведению машины чувствовал, что планер еще скользит по земле.
Еще секунда, еще - и
Палло увидел взмывший над
снежным облаком ракетопланер.
А буксировщик еще не оторвался, набирал скорость,
но вот и он завис над землей.

Было решено запускать ЖРД на высоте три тысячи метров,
чтобы в случае аварийной обстановки успеть принять меры.

Больше получаса ушло на то, чтобы эта верная, испытанная в самых невероятных условиях "лошадка" Р-5 затащила ракетопланер на высоту. Наконец
Фёдоров отдал буксир и пошел по прямой.
Температура воздуха здесь была всего три градуса ниже нуля.

Фиксон взял правее. Солнце тоже находилось с правой стороны
и хорошо освещало РП-318.
Самолет и планер находились на расстоянии 80–100 метров друг от друга. Радиостанции на них не было, и летчики могли переговариваться
только знаками.

Фёдоров увидел, что Фиксон пристроился сбоку.
Значит, все готовы к наблюдению.
Он дал знак рукой: "Приступаю к запуску".

Вечерело.
На снегу виднелись синие тени.
Около ангара можно было рассмотреть горстку людей — это члены комиссии, запрокинув головы, наблюдали за полетом.
Солнце не мешало им:
Фёдоров начал запуск ЖРД, когда оно оказалось у них за спиной.

Включил зажигание, за хвостом ракетопланера показался серенький дымок -
это воспламенилась шашка, - а вслед за ним потянулась оранжево-серая размытая струя газа.
Палло сказал сам себе: "Заработали пусковые форсунки".

Вот уже из сопла вылетел клуб темно-оранжевого дыма,
а потом показался огонь в виде тупого копья длиной около полутора метров.
На конце огненной струи чуть вихрилась легкая светло-серая струйка дыма.

Как только был включен ЖРД, планер начал быстро увеличивать скорость.

Лётчик Фиксон дал полный газ.
Он не хотел отставать от
Фёдорова, который шел теперь
с набором высоты, чтобы не превышать заданную скорость.
Мотор взревел, и самолет увеличил скорость.
Фиксон попытался догнать ракетопланер, но не тут-то было!

А
Фёдоров, между тем, ждал, когда полностью выработается
топливо из баков.
Кислоты было заряжено больше, и когда двигатель перестал работать,
из сопла показался желто-коричневый дым — пошла кислота с воздухом.
Это
Фёдоров продувал систему, чтобы легче и безопаснее было садиться.

И вот уже планер заскользил по земле. Все сорвались с мест, побежали.
А пилот вылез из кабины, улыбающийся, и пошел навстречу людям...

С мая 1940 года по 1945 года служил лётчиком-испытателем ОКБ П.О. Сухого.
Поднял в небо и провёл испытания самолётов Су-8 (11.03. 1944), УТБ (21.07. 1946),
Су-12 (1948).

Провёл
испытания самолётов Су-2 (1940-1941), Су-4 (1940), Су-6 (1941),
Су-6 () (1943), Р-2 (1945-1946), ОН (1945), Су-7 (1945-1946).

С
декабря 1949 года по 1950 года лётчик-испытатель ОКБ А.Н. Туполева.

С
июля 1950 годалётчик-испытатель Софринского
научно-исследовательского полигона

(ныне - НИИ "Геодезия", город Красноармейск, Московской области),
где
принимал участие в испытаниях авиационного и ракетного вооружения.

Имел
квалификацию лётчика-испытателя 1-го класса1948 года).


Награды:
Награждён орденами Красного Знамени, "Знак Почёта", медалями.
 

 
-
 


Один из опытнейших лётчиков-испытателей нашей страны
Николай Демьянович Фиксон трагически погиб 30 августа 1951 года
при выполнении испытательного сброса авиабомбы с самолёта Ан-2
.

Похоронен он в Москве, на Ваганьковском кладбище (уч. № 25).

(увеличить фото) г. Москва, Ваганьковское кладбище (уч. № 38), могила Н.Д. Фиксона (август 2010 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)
 

 
-
 


при Создании страницы использованы материалы сайта:

Сайт "Испытатели"
 

 
    -

Возврат в мартиролог "Испытатели космической техники"