Родился 20 июня
(3 июля)
1904 года в
селе Великие Бубны,
ныне Роменского
района, Сумской области
(Украина).
С 1920 года
работал слесарем в
военно-ролевом аптекарском магазине,
монтёром на
телеграфе в
Барнауле.
С 1922 года жил в
Одессе,
работал монтёром на
железной дороге.
В армии с
октября 1923 года.
В 1923-1924 годах
учился в Киевской военно-теоретической
авиашколе.
В 1926 году
окончил Ленинградскую военно-теоретическую
школу ВВС,
в 1927 году –
Качинскую Военную авиационную школу
лётчиков,
в 1928 году –
Серпуховскую высшую авиашколу стрельбы и
бомбометания.
Служил в
строевых частях
легкобомбардировочной и
истребительной авиации.
В 1929 годах в
должности Лётчика 44-й легкобомбардировочной
авиаэскадрильи
участвовал в
боях против банд
на Северном Кавказе.
С июля 1933 года –
в запасе.
С сентября 1933 года
– лётчик-испытатель
Отряда особого назначения при
Главном Упралении Авиационной Промышленности
СССР.
В 1934 году
испытывал серийные самолёты Р-5
на авиазаводе № 1
(г. Москва).
В 1936-1940 годах
– лётчик-испытатель КБ-29
(Подлипки).
В начале 1940 года поднял
в небо и
провёл испытания САМ-13.
Участвовал в
испытаниях самолётов САМ-5бис
(1936),
САМ-5-2бис (1936),
САМ-10 (1937),
САМ-14 (1940),
БОК-1 (1939),
БОК-7 (1939),
БОК-11 (1939).
Установил
ряд рекордов дальности
и продолжительности полёта
на спортивных самолетах САМ-5
и САМ-5 бис,
конструкции инженера
А.С. Москалева.
28 февраля 1940 года
на самолете Р-5
Николай Демьянович Фиксон
участвовал в
испытании ракетопланера СК-9
(РП-318-1),
конструкции
С.П. Королёва,
на котором после отцепки
лётчик-испытатель
Владимир Фёдоров
совершил первый
в СССР
пилотируемый полёт
с включенным жидкостным реактивным
двигателем.
В своей книге
"Капитан Бахчиванджи"
писатель и
журналист
Лев Экономов пишет
об этом событии:
...Первый
полет планера с ЖРД был назначен на 28 февраля
1940 года.
В этот день к двухместному самолету-буксировщику Р-5
прицепили ракетопланер.
Летчик самолета Николай
Демьянович Фиксон молча обошел
вокруг планера, пожал плечами и полез в кабину самолета.
Весь его вид говорил: ну что ж, посмотрим, что из этого
получится.
На второе свободное место стал забираться
Щербаков с кинокамерой.
Палло (Палло
Арвид Владимирович (1912 -2001) -
конструктор
авиационной и ракетно-космической техники ОКБ-1 (НПО
"Энергия)
- прим. Е.Р.)
запротестовал:
- Полечу я. Мало ли что может произойти в воздухе.
Высота будет немалая — с земли не увидишь.
Если что-нибудь случится, я смогу потом объяснить.
После некоторых препирательств решили лететь в задней
кабине двое — Щербаков
и
Палло.
Лётчик Фиксон
не возражал, только предупредил
Щербакова,
чтобы он подтянул трос, как только планер отцепится,
а если трос окажется помехой, чтобы сбросил его совсем.
Наконец все обговорено, все сели по местам.
Фёдоров надел на
лицо
маску из беличьего меха, чтобы не обморозиться в полете:
ведь кабина у него была открытой.
Вот он дал отмашку Фиксону
- у меня все готово.
Николай Демьянович
чуть выдвинул машину вперед —
выбрал слабину троса — и пошел на взлет.
Сзади заклубилась снежная пыль, окутала планер, с самолета
его не стало видно, да и со стороны тоже, и только
Фиксон по поведению машины чувствовал, что
планер еще скользит по земле.
Еще секунда, еще - и
Палло увидел
взмывший над
снежным облаком ракетопланер.
А буксировщик еще не оторвался, набирал скорость,
но вот и он завис над землей.
Было решено запускать ЖРД на высоте три тысячи
метров,
чтобы в случае аварийной обстановки успеть принять меры.
Больше получаса ушло на то, чтобы эта верная, испытанная в
самых невероятных условиях "лошадка" Р-5 затащила
ракетопланер на высоту. Наконец
Фёдоров отдал
буксир и пошел по прямой.
Температура воздуха здесь была всего три градуса ниже
нуля.
Фиксон взял правее. Солнце тоже находилось с правой
стороны
и хорошо освещало РП-318.
Самолет и планер находились на расстоянии 80–100 метров
друг от друга. Радиостанции на них не было, и летчики
могли переговариваться
только знаками.
Фёдоров увидел,
что Фиксон пристроился сбоку.
Значит, все готовы к наблюдению.
Он дал знак рукой: "Приступаю к запуску".
Вечерело.
На снегу виднелись синие тени.
Около ангара можно было рассмотреть горстку людей — это
члены комиссии, запрокинув головы, наблюдали за полетом.
Солнце не мешало им:
Фёдоров начал
запуск ЖРД, когда оно оказалось у них за спиной.
Включил зажигание, за хвостом ракетопланера показался
серенький дымок -
это воспламенилась шашка, - а вслед за ним потянулась
оранжево-серая размытая струя газа.
Палло сказал сам
себе: "Заработали пусковые форсунки".
Вот уже из сопла вылетел клуб темно-оранжевого дыма,
а потом показался огонь в виде тупого копья длиной около
полутора метров.
На конце огненной струи чуть вихрилась легкая светло-серая
струйка дыма.
Как только был включен ЖРД, планер начал быстро
увеличивать скорость.
Лётчик Фиксон дал
полный газ.
Он не хотел отставать от
Фёдорова, который
шел теперь
с набором высоты, чтобы не превышать заданную скорость.
Мотор взревел, и самолет увеличил скорость.
Фиксон попытался догнать ракетопланер, но не тут-то
было!
А
Фёдоров, между
тем, ждал, когда полностью выработается
топливо из баков.
Кислоты было заряжено больше, и когда двигатель перестал
работать,
из сопла показался желто-коричневый дым — пошла кислота с
воздухом.
Это
Фёдоров продувал
систему, чтобы легче и безопаснее было садиться.
И вот уже планер заскользил по земле. Все сорвались с
мест, побежали.
А пилот вылез из кабины, улыбающийся, и пошел
навстречу людям... |
С
мая 1940 года по
1945 года служил
лётчиком-испытателем ОКБ П.О. Сухого.
Поднял в
небо и провёл
испытания самолётов Су-8 (11.03.
1944),
УТБ (21.07.
1946),
Су-12 (1948).
Провёл испытания самолётов
Су-2 (1940-1941),
Су-4 (1940),
Су-6 (1941),
Су-6 (2А)
(1943),
Р-2 (1945-1946),
ОН (1945),
Су-7 (1945-1946).
С декабря 1949 года
по 1950 года –
лётчик-испытатель ОКБ А.Н. Туполева.
С июля 1950 года –
лётчик-испытатель Софринского
научно-исследовательского полигона
(ныне - НИИ "Геодезия",
город
Красноармейск,
Московской области),
где принимал
участие в испытаниях авиационного и
ракетного вооружения.
Имел квалификацию
лётчика-испытателя 1-го класса
(с 1948 года).
Награды:
Награждён
орденами Красного Знамени,
"Знак Почёта",
медалями.
|