-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Герой Российской Федерации;
Заслуженный штурман-испытатель СССР;
штурман-испытатель
,
Командир отряда штурманов-испытателей
Лётно-исследовательского института
;
Старший штурман-испытатель
Опытно-констукторского бюро Московского
машиностроительного завода
имени А.И. Микояна

(Авиационного Научно-промышленного
комплекса "МиГ")
;

Председатель Правления Всероссийского
общественного объединения испытателей
"Клуб Героев города Жуковский"

 
-
-
     
 

-
Леонид Степанович Попов родился 28 ноября 1940 года в городе Казани -
столице Татарской АССР
.

Историческая справка:
.....30 августа 1990 года, в связи с принятием Декларации о государственном суверенитете, Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика была преобразована в Татарскую Советскую Социалистическую Республику (с 7 февраля 1992 года - Республика Татарстан в составе Российской Федерации).
-
О родителях Л.С. Попова:
.....Мать работала преподавателем Казанской Спецшколы ВВС организованной после Великой Отечественной войны для подростков, чьи отцы служили в Военно-воздушных силах и погибли в годы войны.
.....Отец работал преподавателем Казанского речного техникума.

В 1963 году, после окончания средней общеобразовательной школы, Леонид Попов
поступил
в Казанский Авиационный институт по специальности "авиационные
двигатели"
.

Историческая справка:
.....В 1973 году, Казанскому Авиационному институту было присвоено имя Выдающегося советского авиаконструктора Туполева Андрея Николаевича.
.....В 1992 году, Казанский Авиационный институт был преобразован в Казанский Государственный технический университет имени А.Н. Туполева.

Окончив институт, Л.С. Попов до 1965 года работал ведущим инженером аэродромного
цеха Авиастроительного завода "Сокол"
в городе Горьком
(22 октября 1990 года городу
было возвращено историческое название
(до 7 октября 1932 года) - Нижний Новгород).

С 1965-го по 1970 год он являлся ведущим инженером Лётно-исследовательского
института (Московская область
, город Жуковский
).

Историческая справка:
.....В 1986 году, Лётно-исследовательскому институту было присвоено имя Выдающегося советского лётчика, Героя Советского Союза Громова Михаила Михайловича.
.....В 2012 году, институт был преобразован в Открытое акционерное общество "ЛИИ имени М.М. Громова", а в 2017 году организационно-правовая форма института была изменена на Акционерное общество (ныне - Государственный Научный центр Российской Федерации Акционерное общество "Лётно-исследовательский институт имени М.М. Громова").

С 1966 года, в качестве экспериментатора и ведущего инженера летающей лаборатории,
Попов Леонид Степанович участвовал в испытаниях 5-ти модификаций опытных
двигателей
для самолёта МиГ-23.

В 1971 году он окончил штурманское отделение Школы лётчиков-испытателей, после чего,
до 1985 года работал: штурманом-испытателем, Командиром отряда штурманов-
испытателей Лётно-исследовательского института
.

Л.С. Попов участвовал в испытаниях и доводке более чем 80-ти типов самолётов и
вертолётов
; в поисках и мероприятиях по эвакуации спускаемых космических объектов;
испытаниях: системы сверхдальней навигации в Заполярье до Северного полюса
включительно
, маловысотных крылатых ракет большой дальности, пункта управления
космического корабля многоразового использования "Буран"
на самолёте-лаборатории
Ту-154ЛЛ
.

20 сентября 1979 года, он катапультировался из самолёта МиГ-31
(вместе с лётчиком
испытателем
Остапенко Петром Максимовичем) из-за пожара двигателей.

С сентября 1985 года,
Попов Леонид Степанович являлся Старшим штурманом-испыта-
телем Опытно-констукторского бюро Московского машиностроительного завода имени
А.И. Микояна
(
с начала 1990-х годов - Авиационное Научно-промышленный комплекс
"МиГ"
; ныне - Акционерное общество "Российская самолётостроительная корпорация
"МиГ""
).
Он участвовал в первых вылетах и испытаниях всех модификаций самолёта МиГ-31,
а также в испытаниях самолётов: Ми-4, Ми-8, МиГ-23УБ, МиГ-25ПУ, МиГ-31, МиГ-29УБ,
МиГ-АТ, А-50, Ил-76, Су-24, Ту-22, Як-28 и их модификациях и провёл полный цикл
испытаний навигационно-прицельного комплекса "Заслон"
и его модификаций,
впервые в мире с лётчиком-испытателем
Таскаевым Романом Петровичем на
истребителе МиГ-31 с двумя дозаправками в воздухе достиг Северного полюса
в полёте по маршруту Мончегорск - Рыбачий - Земля Королевы Александры -
Северный полюс - Анадырь
.
-

-
На его счету также - участие в испытаниях самолётного командно-измерительного
комплекса Ил-76 СКИП
.

В 1987 году,
Опытно-констукторское бюро ММЗ имени А.И. Микояна доработало
истребитель МиГ-31
под новый состав вооружения.
Самолёт получил обозначение МиГ-31Д
("изделие 07"), который входил в состав
авиационно-ракетного комплекса перехвата 30П6
, головным разработчиком которого
выступало Центральное конструкторское бюро "Алмаз"
(ныне - Публичное Акционерное
общество "Научно-производственное объединение "Алмаз" имени А.А. Расплетина"
).
Ему предстояло нести одну большую специализированную ракету
, и система
управления вооружением была полностью переделана
под неё.
Постройка первой опытной машины
(бортовой № 071, то есть "изделие 07", 1-я машина)
завершилась
к концу 1986 года, и 17 января 1987 года, экипаж ОКБ ММЗ имени А.И. Микояна
в составе лётчика-испытателя
Фастовца Авиарда Гавриловича и штурмана-испытателя
Попова Леонида Степановича поднял её в первый полёт.
Прототипы
не имели радиолокационные станции
(вместо неё был 200-килограммовый
массовый эквивалент
)
, радиопрозрачный носовой обтекатель заменили на цельноме-
таллический
, ниши узлов авиационного катапультного устройства для управляемой
ракеты Р-33 зашили
, установив центральный выдвижной пилон для "изделия".
Самолёт МиГ-31Д оснастили наплывами как на МиГ-31М и большими треугольными
плоскостями
на концах крыла
("ластами"), подобными тем, что стояли на прототипе
МиГ-25П
.
"Ласты" служили для увеличения устойчивости в полёте при подвеске на внешнем
пилоне большой ракеты
.
-
   

-
Второй прототип МиГ-31Д - борт 072
, испытывался пилотами ОКБ ММЗ имени А.И. Микояна
на испытательной базе ЛИИ имени М.М. Громова в Подмосковном Жуковском.
Самолёт был впервые испытан 28 апреля 1988 года
Квочуром Анатолием Николаевичем
и Поповым Леонидом Степановичем.
Программа испытаний продолжалась несколько лет, и была приостановлена в начале
1990-х из-за неясной ситуации с появлением новой ракеты
.
-


-
Первое отечественное
(оно же остающееся единственным - прим.) успешное испытание
противоспутникового авиационного ракетного комплекса 30П6 "Контакт"
(противоспутниковой системы авиационного базирования) состоялось
26 июля 1991 года.
Комплекс был разработан коллективом Конструкторским бюро Научно-производствен-
ного объединения "Алмаз"
под руководством Главного конструктора
Леманского Александра Алексеевича для поражения низкоорбитальных искусственных спутников
Земли
и состоял из самолёта-носителя
(истребителя) МиГ-31Д - борт 072  с подвеской
штатной ракеты 79М6
с кинетическим перехватчиком спутников
(разработчик - МКБ
"Факел"
)
, с аэродрома Сары-Шаган над группой полигонов Бет-Пак Дала (Республика
Казахстан
)
и наземных средств обнаружения целей и наведения авиационного
комплекса размещались
на объекте № 2574
(площадка №74 Полигона Сары-Шаган).
Монтаж комплекса осуществлялся специалистами Научно-производственного
объединения "Каскад"
.
-

-
Создание противоспутниковой системы, было начато по решению Военной 
промышленной комиссии
при Совете Министров СССР от 6 января 1983 года.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании комплекса
вышло
27 ноября 1984 года.
Экипаж самолёта-носителя состоял из лётчика-испытателя Авиационного Научно-
промышленного комплекса "МиГ"
Гарнаева Александра Юрьевича и штурмана-
испытателя этой же "фирмы"
Попова Леонида Степановича.
-

-
Свой последний полёт
на самолёте он совершил в возрасте 72-х лет.
-
Леонид Степанович Попов занимался активной литературной и общественной
деятельностью
.
Он - автор
:
книги
"Страстная неделя" (неполная хроника лётных происшествий
на опытном аэродроме)
;
-
(открыть ссылку) Л.С. Попов. "Страстная неделя" (неполная хроника лётных происшествий)
 открыть ссылку
-
статьи
"Три школы моей профессии"
(из книги "ШЛИ со временем. 1947-1997";
сайт "Энциклопедия испытателей"
(испытателям аэрокосмической
техники посвящается
)
:
-
(открыть ссылку) Л.С. Попов. "Три школы моей профессии" (из книги "ШЛИ со временем. 1947-1997"; сайт "Энциклопедия испытателей" (испытателям аэрокосмической техники посвящается):
 открыть ссылку
-
сценариев телевизионных фильмов:
"80 лет в строю"
(
об истории Государственного Лётно-испытательного центра имени В.П. Чкалова;
в соавторстве с Еленой Богдан; студия "Крылья России";
9-я студия ГЛИЦ имени В.П. Чкалова; Пресс-служба ВВС
):
-
(открыть ссылку для просмотра видео) "80 лет в строю" (об истории Государственного Лётно-испытательного центра имени В.П. Чкалова; в соавторстве с Еленой Богдан; студия "Крылья России"; 9-я студия ГЛИЦ имени В.П. Чкалова; Пресс-служба ВВС)
 открыть ссылку
-
"Небо, ты блещешь у меня на крыле..."
(
о Герое Советского Союза, Заслуженном
лётчике-испытателе СССР
Федотове Александре Васильевиче;
АТВ-Центр, 2002 год):
-
(открыть ссылку для просмотра видео) "Небо, ты блещешь у меня на крыле..." (о Герое Советского Союза, Заслуженном лётчике-испытателе СССР Федотове Александре Васильевиче; АТВ-Центр, 2002 год):
 открыть ссылку
-
"Открытки из рая";
-
"Записки из Фарнборо".
-
С 2014-го по 2018 год,
Л.С. Попов возглавлял Всероссийское общественное объединение
испытателей "Клуб Героев города Жуковский"
.
Его подпись стоит в Обращении 23-х Героев Советского Союза и России к Президенту
Российской Федерации
с просьбой спасти Лётно-исследовательский институт имени
М.М. Громова
от так называемого реформирования, грозящего ликвидацией
экспериментальной базы института
и прекращением научно-исследовательских
работ
в области авиации.

Попову Леониду Степановичу как прошедшему обучение на военной кафедре было
присвоено воинское звание "старший лейтенант запаса"
.

Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР № 6498-X от 2 февраля 1982 года,
за многолетнюю творческую работу в области создания и испытаний новой
авиационной техники
, штурман-испытатель Лётно-исследовательского института
Попов Леонид Степанович был награждён орденом Дружбы Народов
(№ 41574).

Указом Президиума Верховного Совета СССР № 800-XI от 17 августа 1984 года,

"За многолетнюю творческую работу в области лётных испытаний и исследований
новой авиационной техники"
, штурман-испытатель Лётно-исследовательского
института
Попов Леонид Степанович был удостоен Почётного звания "Заслуженный
штурман-испытатель СССР"
(нагрудный знак № 124
(вручён 4 января 1985 года);
грамота № 0588
).

Указом Президента СССР № 9741-XI от 3 ноября 1988 года
,
за многолетнюю и
добросовестный труд в области испытаний и исследований новой авиационной
техники
, Старший штурман-испытатель Опытно-констукторского бюро Московского
машиностроительного завода имени А.И. Микояна
Попов Леонид Степанович был
награждёно орденом Трудового Красного Знамени
(№ 1169669)
.

Указом Президента Российской Федерации № 1932 от 20 сентября 1994 года
,
"За мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новых
образцов авиационной техники"
, Старший штурман-испытатель Авиационного
Научно-промышленного комплекса "МиГ"
Попов Леонид Степанович был
удостоен звания Героя Российской Федерации с вручением ему знака
особого отличия - Медали "Золотая Звезда"
(№ 87).

Он был также награждён юбилейными и ведомственными медалями
.

-

 

-

 

-
Выдающийся штурман и испытатель авиационной техники
Леонид Степанович Попов скончался 6 июля 2023 года.
-
Похоронен он
в городе Жуковском Московской области,
на Мемориальном кладбище "Быково"
(сектор № 5).

-
Московская область,
г. Жуковский
,
Мемориальное кладбище
"Быково"
(сектор № 5)
(автор фотографии -
Емельянов Илья
Кондратьевич)
.
-
Могила Попова Леонида
Степановича после похорон

(
27 июля 2023 года):
-
(увеличить фото) Московская обл., г. Жуковский, Мемориальное кладбище "Быково" (сектор № 5). Могила Л.С. Попова после похорон (автор фотографии - Емельянов Илья Кондратьевич; 27 июля 2023 года)
 увеличить фото
-
Надгробие на могиле
Попова Леонида
Степановича
(3 февраля 2024 года):
-
(увеличить фото) Московская обл., г. Жуковский, Мемориальное кладбище "Быково" (сектор № 5). Надгробие на могиле Л.С. Попова (автор фотографии - Емельянов Илья Кондратьевич; 3 февраля 2024 года)
 увеличить фото
--

 

-

 

-
При создании страницы использованы:
тексты биографии Попова Леонида Степановича
опубликованные на сайтах:
международного патриотического
интернет-проекта

"Герои страны":
-
(открыть ссылку) Биография Л.С. Попова на сайте "Герои Страны"
 открыть ссылку
-
• • на сайте
"Энциклопедия испытателей"
(испытателям аэрокосмической
техники посвящается)
:
-
-
(открыть ссылку) Биография Л.С. Попова опубликованная на сайте "Энциклопедия испытателей" (испытателям аэрокосмической техники посвящается)
 открыть ссылку
--
• • в издании
"Испытатели ЛИИ"
(авторы - Герой Советского Союза;
Заслуженный лётчик-испытатель СССР:
Заслуженный испытатель космической техники;
генерал-майор авиации в отставке
Васин Валентин Петрович;
историк авиации
Симонов Андрей Анатольевич
;
издательство "Авиационный
печатный двор"; 2001 год)
:
-
-
(открыть ссылку) Биография Л.С. Попова опубликованная в издании "Испытатели ЛИИ" (авторы - Герой Советского Союза; Заслуженный лётчик-испытатель СССР; Заслуженный испытатель космической техники; генерал-майор авиации в отставке Васин Валентин Петрович; историк авиации Симонов Андрей Анатольевич; издательство "Авиационный печатный двор"; 2001 год)
 открыть ссылку
--
• • в издании
"Испытатели МиГов"
(авторы - историки авиации
Балаков Игорь Борисович
;
Симонов Андрей Анатольевич
;
издательство "Авиационный
печатный двор"; 1999 год)
:
-
-
(открыть ссылку) Биография Л.С. Попова опубликованная в издании "Испытатели МиГов" (авторы - историки авиации Балаков Игорь Борисович; Симонов Андрей Анатольевич; издательство "Авиационный печатный двор"; 1999 год)
 открыть ссылку
---
статья
"И не зря Земля считает цветом нации тех,
кто был, кто есть, кто будет в авиации"
("Русская Береза" в гостях у Заслуженного
штурмана-испытателя СССР
Леонида Степановича Попова)

(
беседу вела О.М. Гарнаева
;
официальный сайт
Благотворительного фонда помощи имени
Заслуженного лётчика-испытателя СССР
,
Героя Советского Союза Ю.А. Гарнаева
)
:
-

(открыть ссылку) Статья "И не зря Земля считает цветом нации тех, кто был, кто есть, кто будет в авиации" ("Русская Береза" в гостях у Заслуженного штурмана-испытателя СССР Леонида Степановича Попова) (беседу вела О.М. Гарнаева; официальный сайт Благотворительного фонда помощи имени Заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Ю.А. Гарнаева)

-
статья
"
МиГ-31Д"
(
авиационная энциклопедия
"Уголок неба"):
-
(открыть ссылку) Статья "МиГ-31Д" (авиационная энциклопедия "Уголок неба")
 открыть ссылку
-
статья
"
Комплекс 30П6 "Контакт / МиГ-31Д / 79М6""
(сайт
"Military Russia - Отечественная
военная техника (после 1945 года)"
)
:
-
(открыть ссылку) Статья "Комплекс 30П6 "Контакт / МиГ-31Д / 79М6"" (сайт "Military Russia - Отечественная военная техника (после 1945 года)")
 открыть ссылку
---

 
     
 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
за помощь в создании страницы:
Ивкину Владимиру Ивановичу,
историку ракетно-космической техники,
члену-корреспонденту Российской Академии
Ракетных и Артиллерийских наук
,
Кандидату исторических наук,

полковнику запаса
;

друзьям и коллегам
по
Обществу некрополистов:
• • Симонову Андрею Анатольевичу,
автору сайтов
"Герои страны",
и "Испытатели"
и
• • Емельянову Илье Кондратьевичу!
-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-

 
    -