-
Леонид Степанович Попов
родился
28 ноября 1940 года в городе Казани -
столице Татарской АССР.
Историческая справка:
.....30
августа 1990 года, в связи с принятием Декларации о
государственном суверенитете, Татарская Автономная Советская
Социалистическая Республика была преобразована в Татарскую
Советскую Социалистическую Республику
(с
7 февраля 1992 года - Республика Татарстан в составе Российской
Федерации).
-
О родителях Л.С.
Попова:
.....Мать
работала преподавателем Казанской Спецшколы ВВС организованной
после Великой Отечественной войны для подростков, чьи
отцы служили в Военно-воздушных силах и погибли в годы войны.
.....Отец
работал преподавателем Казанского речного техникума.
В
1963 году, после окончания средней общеобразовательной школы,
Леонид Попов
поступил
в Казанский Авиационный институт по специальности
"авиационные
двигатели".
Историческая справка:
.....В
1973 году, Казанскому Авиационному
институту было присвоено имя Выдающегося советского
авиаконструктора
Туполева Андрея Николаевича.
.....В
1992 году, Казанский Авиационный институт был
преобразован в Казанский Государственный технический университет
имени А.Н. Туполева.
Окончив институт,
Л.С. Попов
до 1965 года работал
ведущим инженером аэродромного
цеха Авиастроительного завода "Сокол" в городе Горьком
(22
октября 1990 года городу
было возвращено историческое название
(до 7 октября
1932 года)
- Нижний Новгород).
С 1965-го по 1970 год он являлся ведущим инженером
Лётно-исследовательского
института (Московская область, город Жуковский).
Историческая справка:
.....В
1986 году, Лётно-исследовательскому
институту было присвоено имя Выдающегося советского лётчика,
Героя Советского Союза
Громова Михаила Михайловича.
.....В
2012 году, институт был преобразован в Открытое
акционерное общество "ЛИИ имени М.М. Громова", а в 2017
году организационно-правовая форма института была изменена на
Акционерное общество
(ныне - Государственный
Научный центр Российской Федерации Акционерное общество "Лётно-исследовательский
институт имени М.М. Громова").
С
1966 года, в качестве экспериментатора и ведущего
инженера летающей лаборатории,
Попов Леонид Степанович
участвовал
в испытаниях 5-ти модификаций опытных
двигателей для самолёта МиГ-23.
В 1971 году он окончил штурманское отделение Школы
лётчиков-испытателей, после чего,
до 1985 года работал: штурманом-испытателем,
Командиром отряда штурманов-
испытателей Лётно-исследовательского института.
Л.С. Попов
участвовал
в испытаниях и доводке более чем
80-ти типов самолётов и
вертолётов; в поисках и мероприятиях по
эвакуации спускаемых космических объектов;
испытаниях: системы сверхдальней навигации в
Заполярье до Северного полюса
включительно, маловысотных крылатых ракет большой
дальности, пункта управления
космического корабля многоразового использования "Буран" на
самолёте-лаборатории
Ту-154ЛЛ.
20 сентября 1979 года, он катапультировался из
самолёта МиГ-31 (вместе
с лётчиком
испытателем
Остапенко Петром Максимовичем)
из-за пожара двигателей.
С сентября 1985 года, Попов
Леонид Степанович являлся Старшим
штурманом-испыта-
телем Опытно-констукторского бюро Московского
машиностроительного завода имени
А.И. Микояна (с
начала 1990-х годов - Авиационное Научно-промышленный
комплекс
"МиГ"; ныне - Акционерное общество "Российская
самолётостроительная корпорация
"МиГ"").
Он участвовал в первых вылетах и испытаниях
всех модификаций самолёта МиГ-31,
а также в испытаниях самолётов: Ми-4, Ми-8,
МиГ-23УБ, МиГ-25ПУ, МиГ-31, МиГ-29УБ,
МиГ-АТ, А-50, Ил-76, Су-24, Ту-22,
Як-28 и их модификациях и провёл полный цикл
испытаний навигационно-прицельного комплекса "Заслон" и
его модификаций,
впервые в мире с лётчиком-испытателем
Таскаевым Романом Петровичем
на
истребителе МиГ-31 с двумя дозаправками в
воздухе достиг Северного полюса
в полёте по маршруту Мончегорск - Рыбачий - Земля
Королевы Александры -
Северный полюс - Анадырь.
-
-
На его счету также - участие в испытаниях самолётного
командно-измерительного
комплекса Ил-76 СКИП.
В 1987 году,
Опытно-констукторское бюро ММЗ имени А.И. Микояна
доработало
истребитель МиГ-31 под новый состав вооружения.
Самолёт получил обозначение МиГ-31Д
("изделие 07"),
который входил в состав
авиационно-ракетного комплекса перехвата 30П6, головным
разработчиком которого
выступало Центральное конструкторское бюро "Алмаз"
(ныне - Публичное
Акционерное
общество "Научно-производственное объединение "Алмаз" имени А.А.
Расплетина").
Ему предстояло нести одну большую специализированную ракету,
и система
управления вооружением была полностью переделана под неё.
Постройка первой опытной машины
(бортовой № 071,
то есть "изделие 07", 1-я машина)
завершилась
к концу 1986 года, и 17 января 1987 года,
экипаж ОКБ ММЗ имени А.И. Микояна
в составе лётчика-испытателя
Фастовца Авиарда Гавриловича
и штурмана-испытателя
Попова Леонида Степановича
поднял её в первый полёт.
Прототипы не имели радиолокационные станции
(вместо неё был 200-килограммовый
массовый эквивалент),
радиопрозрачный носовой обтекатель заменили на
цельноме-
таллический, ниши узлов авиационного катапультного
устройства для управляемой
ракеты Р-33 зашили, установив центральный выдвижной пилон
для "изделия".
Самолёт МиГ-31Д оснастили наплывами как на МиГ-31М
и большими треугольными
плоскостями на концах крыла
("ластами"),
подобными тем, что стояли на прототипе
МиГ-25П.
"Ласты" служили для увеличения устойчивости в
полёте при подвеске на внешнем
пилоне большой ракеты.
-
-
Второй прототип МиГ-31Д - борт 072, испытывался пилотами
ОКБ ММЗ имени А.И. Микояна
на испытательной базе ЛИИ имени М.М. Громова в
Подмосковном Жуковском.
Самолёт был впервые испытан 28 апреля 1988 года
Квочуром Анатолием Николаевичем
и
Поповым Леонидом Степановичем.
Программа испытаний продолжалась несколько лет, и
была приостановлена в начале
1990-х из-за неясной ситуации с появлением новой
ракеты.
-
-
Первое отечественное (оно
же остающееся единственным -
прим.)
успешное испытание
противоспутникового авиационного ракетного комплекса 30П6
"Контакт"
(противоспутниковой
системы
авиационного базирования)
состоялось 26 июля 1991 года.
Комплекс был разработан коллективом Конструкторским бюро Научно-производствен-
ного
объединения
"Алмаз" под руководством Главного конструктора
Леманского Александра Алексеевича
для поражения
низкоорбитальных искусственных спутников
Земли и состоял
из самолёта-носителя
(истребителя)
МиГ-31Д - борт 072 с подвеской
штатной ракеты
79М6 с кинетическим перехватчиком спутников
(разработчик - МКБ
"Факел"),
с аэродрома Сары-Шаган над группой
полигонов Бет-Пак Дала (Республика
Казахстан)
и наземных средств обнаружения целей и наведения
авиационного
комплекса размещались на объекте № 2574
(площадка №74 Полигона Сары-Шаган).
Монтаж комплекса осуществлялся специалистами
Научно-производственного
объединения "Каскад".
-
-
Создание противоспутниковой системы, было начато
по решению Военной
промышленной комиссии при Совете Министров СССР от 6
января 1983 года.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о
создании комплекса
вышло 27 ноября 1984 года.
Экипаж самолёта-носителя состоял из лётчика-испытателя
Авиационного Научно-
промышленного комплекса "МиГ"
Гарнаева Александра Юрьевича
и штурмана-
испытателя этой же "фирмы"
Попова Леонида Степановича.
-
-
Свой последний полёт
на самолёте он совершил в
возрасте 72-х лет.
-
Леонид Степанович Попов
занимался активной литературной
и общественной
деятельностью.
Он - автор:
•
книги
"Страстная
неделя" (неполная хроника
лётных происшествий
на опытном аэродроме);
-
открыть
ссылку
-
•
статьи
"Три школы моей профессии"
(из
книги
"ШЛИ со временем. 1947-1997";
сайт
"Энциклопедия испытателей"
(испытателям аэрокосмической
техники посвящается):
-
открыть
ссылку
-
•
сценариев телевизионных фильмов:
•
•
"80 лет в строю"
(об
истории Государственного Лётно-испытательного центра имени В.П.
Чкалова;
в соавторстве с Еленой Богдан; студия "Крылья России";
9-я студия ГЛИЦ имени В.П. Чкалова; Пресс-служба ВВС):
-
открыть
ссылку
-
•
•
"Небо,
ты блещешь у меня на крыле..."
(о
Герое Советского Союза, Заслуженном
лётчике-испытателе СССР
Федотове Александре Васильевиче;
АТВ-Центр, 2002 год):
-
открыть
ссылку
-
•
•
"Открытки из рая";
-
•
•
"Записки из Фарнборо".
-
С 2014-го по 2018 год,
Л.С.
Попов возглавлял Всероссийское
общественное объединение
испытателей "Клуб Героев города Жуковский".
Его подпись стоит в Обращении 23-х Героев Советского
Союза и России к Президенту
Российской Федерации с просьбой спасти
Лётно-исследовательский институт имени
М.М. Громова от так называемого реформирования,
грозящего ликвидацией
экспериментальной базы института и прекращением
научно-исследовательских
работ
в области авиации.
Попову Леониду Степановичу
как прошедшему обучение на военной кафедре
было
присвоено
воинское звание "старший лейтенант запаса".
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР № 6498-X от 2
февраля 1982
года,
за многолетнюю
творческую работу в области создания и испытаний новой
авиационной техники, штурман-испытатель
Лётно-исследовательского института
Попов Леонид
Степанович был награждён орденом
Дружбы Народов
(№
41574).
Указом Президиума Верховного Совета СССР № 800-XI от 17 августа 1984
года,
"За многолетнюю
творческую работу в области лётных испытаний и исследований
новой авиационной
техники", штурман-испытатель
Лётно-исследовательского
института
Попов Леонид
Степанович был удостоен Почётного
звания "Заслуженный
штурман-испытатель СССР"
(нагрудный
знак № 124 (вручён 4 января 1985 года);
грамота № 0588).
Указом Президента СССР № 9741-XI от 3 ноября 1988 года,
за многолетнюю
и
добросовестный труд в области испытаний и исследований новой авиационной
техники , Старший
штурман-испытатель
Опытно-констукторского бюро Московского
машиностроительного завода имени А.И. Микояна Попов Леонид
Степанович был
награждёно орденом
Трудового Красного Знамени (№
1169669).
Указом Президента Российской Федерации № 1932 от 20 сентября 1994 года,
"За мужество и
героизм, проявленные при испытании, доводке и
освоении новых
образцов авиационной
техники", Старший
штурман-испытатель Авиационного
Научно-промышленного
комплекса "МиГ" Попов Леонид
Степанович был
удостоен звания
Героя Российской
Федерации с вручением ему знака
особого
отличия - Медали "Золотая
Звезда" (№
87).
Он был также награждён юбилейными и ведомственными медалями.
- |