-
 


Герой Социалистического Труда,
Лауреат двух Сталинских премий СССР,
Народный комиссар
тяжелого машиностроения СССР,
заместитель Председателя
Совета Народных Комиссаров
(Совета Министров) СССР,
Народный комиссар (Министр)
среднего машиностроения СССР,
Народный комиссар
танковой промышленности СССР,

 
 

Народный комиссар (Министр) транспортного
и тяжёлого машиностроения СССР,
Председатель Государственного Комитета
Совета Министров СССР
по внедрению передовой техники
в народное хозяйство,
Министр судостроительной промышленности СССР,
Председатель Государственного Комитета СССР
по новой технике,

генерал-полковник инженерно-танковой службы

 
-
-
     
 


Родился 3 (16) декабря 1902 года в семье учителя в городе Усть-Сысольск,
Пермской губернии (ныне - город Сыктывкар, столица Республики Коми).


В 1906 году семья Малышевых переехала в город Великие Луки, на Псковщине.

В
1924 году окончил железнодорожный техникум в городе Великие Луки.
Работал
слесарем, машинистом паровоза в депо на станциях
Подмосковное и Люблино.

В
1926-1927 годах служил в Красной Армии.

В
1934 году окончил Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана.
В качестве
дипломной работы представив проект мощного магистрального тепловоза. Распределён на Коломенский паровозостроительный завод имени В.В. Куйбышева.
Работал на
этом заводе конструктором, Главным инженером, с мая 1938 года - Директором.

В
феврале 1939 года октябре 1940 года работал в должности Народного комиссара
тяжелого машиностроения СССР
.
В
его ведении находилась и вся танковая промышленность СССР.

В
1939 году Вячеслав Александрович Малышев был избран членом ЦК ВПК (б) (КПСС).
В
октябре 1940 года назначен заместителем Председателя Совета Народных Комиссаров СССР (был им до мая 1944 года) и Народным комиссаром среднего машиностроения СССР (по сентябрь 1941 года).

В годы Великой Отечественной войны с сентября 1941 года по август 1942 года
и
после короткого перерыва с июня 1943 года по октябрь 1945 года был
Народным комиссаром танковой промышленности СССР.
На
этих постах проделал поистине титаническую работу по развертыванию танкостроения
и
организации серийного производства танков и другой бронетехники на Урале.

Одновременно
курировал и танковые конструкторские бюро.
Добился
уверенного количественного и качественного роста выпускаемых танков.
Поддерживал
внедрение передовых методов в производство, организовал тесную связь промышленности с наукой и с военными для устранения всех выявленных недостатков и внедрения необходимых улучшений в конструкцию машин.
За
годы войны советская танковая промышленность произвела 102 000 танков и
самоходных артиллерийских установок, более чем вдвое превысив танковое производство Германии с учётом промышленности порабощенных европейских стран.

В
июле - августе 1942 года В.А. Малышев находился в командировке в Сталинграде
для
организации эвакуации танкового завода.
Выполнил
труднейшее поручение, проявил при этом выдающееся мужество во время бомбардировок города и при прорыве гитлеровских войск на его окраины.

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 19 апреля 1945 года
В.А. Малышеву присвоено воинское звание
"генерал-полковник инженерно-танковой службы"
.


Все, кто знал и работал с В.А. Малышевым, отмечают его невероятную работоспособность, выдающиеся организаторские качества, исключительный профессионализм и компетентность
во всех вопросах вверенного ему дела.
Его очень высоко ценил И.В. Сталин.
За
время войны Малышев 107 раз вызывался в кабинет Сталина для
решения важнейших вопросов оборонной отрасли.
Чаше его вызывались только некоторые члены Политбюро и никто из наркомов,
не бывших членами Политбюро.

Видимо,
благодаря своим высоким организаторским качествам, после Победы Малышев не был оттеснен на вторые роли, как большинство народных комиссаров
военного времени
.
Более того,
он направлялся на самые ответственные участки работы.

С
октября 1945 года - Народный комиссар транспортного машиностроения СССР
марта 1946 года - Министр).

В
декабре 1947 года вторично назначен заместителем Председателя Совета
Министров СССР
(работал на этом посту по март 1953 года).
Привлечён к
руководящей работе по "атомному проекту" СССР,
много сделал для ускорения создания атомного оружия державы:
с
декабря 1945 года он входит в состав Инженерно-технического совета
Спецкомитета при Совнаркоме СССР
.

С
апреля 1946 года член Научно-технического совета Первого Главного
управления
при Совете Министров СССР.
Возглавлял в этом Совете секцию по обогащению урана-235, обеспечивал
координацию и контроль работы НИИ, КБ, машиностроительных и других предприятий страны, участвовавших в создании промышленного производства по получению урана-235 высоких обогащений.

С
января 1948 года одновременно - Председатель Государственного Комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство.

В январе 1950 года назначен
Министром судостроительной промышленности СССР, направлен на этот пост для реализации амбициозной программы И.В. Сталина
по созданию мощного надводного океанского флота СССР.

С
октября 1952 года - член Президиума ЦК КПСС, где курировал
тяжёлую и оборонную промышленность.

Однако, в
марте 1953 года после смерти И.В. Сталина снят с постов
заместителя Председателя Совета Министров СССР и члена Президиума ЦК КПСС, назначен Министром транспортного и тяжелого машиностроения СССР.

Но уже в
июне 1953 года назначен Министром среднего машиностроения СССР.
Под руководством Вячеслава Александровича велась активная работа в
атомной промышленности СССР, включая добычу и переработку сырья для отрасли, производство ядерных вооружений.

Он был
организатором работ по проведению испытаний ядерного оружия,
строительству атомных реакторов и атомного ледокольного
и подводного флотов СССР и достиг Выдающихся результатов.

В
декабре 1953 годa его в третий раз назначают заместителем Председателя
Совета Министров СССР
(по февраль 1955 года).


В
мае 1955 года В.А. Малышева назначен Председателем Государственного Комитета СССР по новой технике.
На
этом посту его основной задачей стало создание ракетно-космической отрасли СССР.

В
декабре 1956 года одновременно он становится первым заместителем Председателя Государственной экономической комиссии
по текущему планированию народного хозяйства СССР
.

***

1950 - годы... "Холодная война" между двумя супердержавами - СССР и США
переросла в фазу очень сильного соперничества в плане разработок и производства ядерного оружия.

12 августа 1953 года на Семипалатинском полигоне была испытана
первая советская водородная бомба
.
Наблюдавший за испытаниями Вячеслав Александрович Малышев предложил идею создания ракеты-носителя, который мог бы доставить водородную бомбу зарядом
в
4,5 тонны ядерной энергии в любую точку мира.
По мысли Малышева такая ракета могла бы стать неоспоримым козырем для СССР.
Обсудив этот вопрос с
С.П. Королёвым, Малышев поручает создание эскиза ракеты
ведущему инженеру-проектанту ОКБ-1
С.С. Крюкову.
В
1957 году началось конструирование ракеты Р-7.
Вячеслав Александрович
так и не увидел свое детище:
он умер за пол года до старта ракеты от лучевой болезни...

Н
аграды:
"За особые заслуги в деле развития оборонной промышленности
в трудных условиях военного времени"
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1944 года генерал-лейтенанту инженерно-танковой службы
Малышеву Вячеславу Александровичу присвоено звание
Героя Социалистического Tруда с вручением ордена Ленина и
золотой медали "Серп и молот".


Награждён четырьмя орденами Ленина; орденами Суворова 1-й степени,
Кутузова 1-й степени, медалями.
Лауреат
двух Сталинских премий СССР.

 

 
-
 


Выдающийся Государственный деятель, организатор работ
по созданию ракетно-ядерного щита страны и
руководитель оборонной промышленности

Вячеслав Александрович Малышев скончался 20 февраля 1957 года.

Причиной смерти
стала большая доза радиации, полученная им
на испытаниях
первой советской термоядерной бомбы в 1953 году,
где он тогда был
Председателем Государственной комиссии.


Урна с его прахом захоронена в Москве,
в нише
Кремлёвской стены, на Красной площади.


(увеличить фото) г. Москва, Красная площадь, Кремлёвская стена. Захоронение урны с прахом В.А. Малышева (Фото Michael Tikhonoff, сайт http://moscow-live.ru)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)

 

 
-
 


Увековечивание памяти:
Имя В.А. Малышева присвоено Харьковскому заводу транспортного машиностроения, улицам во многих городах бывшего СССР.
 

 
-
 


при оформлении страницы использованы
материалы сайта:

Герои Страны
 

 
    -

Возврат в мартиролог "Мартиролог военачальников и руководителей космической отрасли"