-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Лауреат Сталинской премии;
Начальник Научно-исследовательского
института самолётного оборудования
Народного комиссариата (Министерства)
авиационной промышленности СССР
;
Руководитель
комиссии Народного комиссариата
авиационной промышленности по обследованию
Германского Научно-исследовательского
института ракетного вооружения
в Пенемюнде;
генерал-майор инженерно-авиационной службы

 
-
-
     
 

-
Николай Иванович Петров родился 11 (23) апреля 1898 года в Москве,
в многодетной семье служащего.

Весной 1917 года после окончания Московского Комиссаровского технического
училища
,
Николай Иванович был мобилизирован и направлен в Техническое артиллерийское училище в Петрограде, которое он окончил осенью 1917 года.
-

-
 
По окончании училища он был распределён в один из артиллерийских дивизионов Западного фронта и назначен на должность артиллерийского техника.

 После мобилизации
в Рабоче-крестьянскую Красную Армию
Н.И. Петров поступил
на службу техником во вновь сформированный артиллерийский дивизион
Рогожско-Симоновского района города Москвы
.

 Принимал участие
в Гражданской войне, был ранен.

В конце 1919 года он был командирован в Высшую Военную электротехническую
школу
, которая впоследствии была реорганизована в Военную электротехническую
Академию имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного
(с июня 1921 года -
Военная электротехническая Академия РККА
и Флотов; ныне, после череды
преобразований - Военная Академия связи имени Маршала Советского Союза
С.М. Будённого
, город Санкт-Петербург
).

По окончании Академии с осени 1924 года и до конца 1938 года он работал
в Научно-исследовательском институте ВВС РККА, пройдя путь от инженера-
конструктора
до одного из руководителей института.

В 1938 году
Николай Иванович перешёл на преподавательскую работу
в Военно-воздушную Академию имени Профессора Н.Е. Жуковского.

Николай Иванович Петров был одним из первых в СССР организаторов и научных
руководителей исследовательских работ
по самолётному оборудованию.

В начале 1940 года
Николай Иванович Петров назначен постоянным членом
Научно-технического комитета Военно-воздушных сил
.

Согласно Постановления ЦК ВКП(б) и Совета Народных комиссаров СССР, как
инженер с большим теоретическим и практическим опытом, он в 1940 году был
переведён
в счёт "1000" (в состав кадрового резерва РККА, в число 1000 окончивших
военно-технические академии инженеров -
 прим.
), в Народный Комиссариат
авиационной промышленности СССР
, на должность заместителя Начальника
7-го Главного управления
по опытному строительству для руководства
научно- исследовательскими
и опытно-конструкторскими работами
по самолётному оборудованию и агрегатам.

Н.И. Петров провёл большую работу по созданию специализированных научно-исследовательских институтов и опытных конструкторских бюро, по разработке
новых образцов оборудования
, агрегатов и внедрения их в серийное производство.
В период Великой Отечественной войны он непосредственно руководил внедрением
новых образцов самолётного оборудования
в ВВС.

Он внёс вклад
в модернизацию систем радиосвязи истребительной и штурмовой авиации, что сыграло огромную роль для Военно-воздушных сил СССР.

В 1942 году по инициативе
Н.И. Петрова был коренным образом реорганизован
НИИ-12
, и на его базе создан Научно-исследовательский институт самолётного
оборудования
(НИСО) Наркомата авиационной промышленности СССР.

В конце 1942 года, Приказом Народного комиссара авиационной промышленности СССР Шахурина Алексея Ивановича, инженер-полковник Петров Николай Иванович
был назначен на должность Начальника Научно-исследовательского института
самолётного оборудования Народного комиссариата
(с марта 1946 года - Министерства)
авиационной промышленности СССР (НИИСО).
Он оставался в этой должности до ухода в отставку по болезни в 1950 году.

-
Для справки
:
......В 1956 году
Научно-исследовательский институт самолётного оборудования
Министерства авиационной промышленности СССР был преобразован в
НИИ-25.
......В 1966 году институт был преобразован в Научно-исследовательский институт приборостроения.
......В 1998 году институт был преобразован в Госуадрственный Научно-исследовательский институт приборостроения.
......В 1999 году институт был преобразован в Федеральное Государственное предприятие "ГосНИИПриборостроения".
......В 2011 году институт обрёл современное название Акционерное общество "Государственный научно-исследовательский институт приборостроения".

-
Николай Иванович Петров
за короткое время сумел коренным образом перестроить
институт
и создать на его основе научно-исследовательский центр, обеспечивающий
техническое регулирование комплексных задач развития всего самолётного
оборудования всех типов воздушных судов нашей страны
.
С самого начала своей работы в должности Начальника института, он определил
функционал руководимой им организации
, добился определённых направлений
тематики
, решил задачу качественного и количественного состава специалистов.

В 1943 году благодаря деятельности
Н.И. Петрова был решён наиболее назревший
вопрос
со служебными помещениями института и организовано оснащение новейшим,
в том числе уникальным, оборудованием лабораторий.

В задачи института стали входить системные исследования и поиск технических
решений
при создании новых приборов и проведении научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ по решению наиболее актуальных проблем
самолётного оборудования
: пилотажно-навигационных приборов, моторных
приборов
, радио- и локационного оборудования, электро- и светотехнического
оборудования
, противообледенительных и противопожарных устройств, защиты
самолётного оборудования
от вибраций, кислородного оборудования и герметичных
кабин
, специальных авиационных материалов, монтажа и размещения оборудования
на самолётах и его унификации, создания измерительной аппаратуры.

Институт оказывал всестороннюю техническую помощь заводам
, опытным
конструкторским бюро
и воинским частям по вопросам самолётного оборудования. Большое внимание
Николай Иванович уделял воспитанию и подготовке научно-исследовательских кадров - выпускников высших учебных заведений
и техникумов направленных для работы в области создания
самолётного оборудования
.

Николай Иванович Петров постоянно привлекал к работе высококвалифицированные кадры - известных учёных и выдающихся инженеров, что позволило заложить в стенах института фундамент научных и производственных школ, практических направлений развития техники и технологий навигации, беспилотной авиации, ракетостроения, вооружения и военной техники.

В годы Великой Отечественной войны
Н.И. Петров непосредственно руководил
внедрением новых образцов самолётного оборудования
на предприятиях
авиационной промышленности
и непосредственно на фронтах.
Он уделял особое внимание работе по улучшению радиосвязи самолётов
истребительной
и штурмовой авиации, что сыграло огромную роль
для достижения превосходства наших военно-воздушных сил над врагом.

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР
от 30 апреля 1943 года
инженеру-полковнику
Петрову Николаю Ивановичу было присвоено
воинское звание "генерал-майор инженерно-авиационной службы"
.

Он неоднократно участвовал
в международных научно-технических мероприятиях:
в 1935 году в Германии выступал на светотехнической конференции, в 1936 году
организовал работу Советской делегации на международной выставке
по авиации во Франции.
В 1944 году
Н.И. Петров руководил Советской делегацией во время поездки в США
на конференцию по проблемам поставок продукции и развития гражданской авиации.
По обмену опытом делегация посетила завод "Bell Aircraft"
(штат Нью-Йорк,
город Буффало
), который производил знаменитые истребители
"Аэрокобра"
(P-39Q Airacobra).
-

-
В годы войны
Н.И. Петров руководил созданием бортового оборудования
для первого самолёта с жидкостным ракетным двигателем "БИ-1".
Самолёт был разработан конструкторами
Александром Яковлевичем Березняком
и Алексеем Михайловичем Исаевым в Конструкторском бюро завода № 293
в Подмосковном городе Химки
(Директор завода и Главный конструктор
КБ -
Виктор Фёдорович Болховитинов).

В 1944 году, в ответ на боевое применение противником ракет "Фау-1", под
руководством
Николая Ивановича Петрова были успешно решены поставленные
перед институтом задачи
по созданию аппаратуры управления нового вида оружия -
беспилотной боевой техники - отечественного самолёта-снаряда "10Х"
, созданного
коллективом Конструкторского бюро завода № 51
под руководством
Владимира
Николаевича Челомея
(
ныне - Акционерное общество "Военно-промышленная
корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения""
,
Московская область, город Реутов
).

В июля 1945 года Наркомат авиапромышленности возложил на
НИСО руководство
работами
по созданию самолётного оборудования для тяжёлого бомбардировщика
"Ту-4"
Андрея Николаевича Туполева.
Эта технически сложнейшая задача, связанная с решением большого количества
совершенно новых вопросов
для нашей промышленности, заняла ведущее место
в работе института и потребовала усилий всего коллектива института.
Благодаря исключительным организаторским качествам
Н.И. Петрова удалось
в кратчайшие сроки реализовать комплекс запланированных разработок.

Весной 1945 года
Николай Иванович Петров возглавлял комиссию Наркомата авиационной промышленности по обследованию Германского реактивного
научно-исследовательского института ракетного вооружения
в Пенемюнде.
В составе этой комиссии работали Начальник НИИ-1, профессор Генрих Наумович Абрамович, будущий заместитель Главного конструктора ОКБ-1 по системам управления и Академик Борис Евсеевич Черток и многие другие.
Итогом работы комиссии стало обнаружение снарядов
, а также некоторых чертежей, которые в будущем позволили изучить устройство и действие немецких ракетных снарядов (речь идёт о ракетах А-4, известных как Фау-2 - прим.), а также установить тенденции в их развитии и учесть опыт их разработки.

После обследования проведённой группой
Н.И. Петрова было принято Постановление Государственного Комитета обороны СССР о начале работ Специальной технической комиссии под руководством члена Военного Совета артиллерии Красной Армии, генерал-майора Льва Михайловича Гайдукова, состоящей из специалистов учреждений, работающих по ракетной тематике и вывозе из Германии
оборудования
для Наркомата боеприпасов.
Это послужило началу работ в СССР по разработке ракетной,
а в будущем и космической техники.

Большая и сложная работа была проведена
Николаем Ивановичем по созданию
отечественных беспилотных летательных аппаратов
, что, несомненно, являлось
крупным достижением авиационной науки
и техники.
Коллективом возглавляемого им института были созданы оригинальные
отечественные системы автоматической посадки
и взлёта и успешно решены задачи
полной автоматизации управления беспилотным самолётом
с воздушного
и наземного пунктов управления.

Награды:
Постановлением Совета Министров СССР № 898 от 3 марта 1950 года (раздел II,
пункт 32
), "За выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы (за работу в области военной техники)", Начальник
Научно-исследовательского института
Петров Николай Иванович (руководитель
работы
) был удостоен Сталинской премии 2-й степени за 1949 год в размере
100 000 рублей
(на коллектив из четырёх человек).
Кроме Н.И. Петрова это премии были удостоены:

Масленников Владимир Алексеевич, Почтарь Николай Александрович
и Рязанцев Николай Дмитриевич.
-

-
Николай Иванович Петров был награждён двумя орденами Ленина,
двумя орденами Красного Знамени, орденами: Отечественной войны I степени,
Красной Звезды; медалями: "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", "За оборону Москвы" и другими наградами.
-

 

-

 

-
В
ыдающийся организатор работ в области авиационной и ракетной техники
Николай Иванович Петров скончался 13 мая 1951 года.

Похоронен он в Москве на Введенском кладбище (уч. № 6).
-
Старое надгробие на могилах Николая Ивановича Петрова
и членов его семьи
(
автор фотографии - Евгений Румянцев,
май 2012 года):

-
(увеличить фото) г. Москва, Введенское кладбище (уч. № 6). Старое надгробие на могилах Николая Ивановича Петрова и членов его семьи (май 2012 года)
 увеличить фото
-
Новое надгробие на могилах Николая Ивановича Петрова
и членов его семьи
(
автор фотографии - Евгений Румянцев,
ноябрь 2012 года):

-
(увеличить фото) г. Москва, Введенское кладбище (уч. № 6). Новое надгробие на могилах Николая Ивановича Петрова и членов его семьи (ноябрь 2012 года)
 увеличить фото
-

 

-

 

-
Увековечивание памяти
:
23 апреля 2018 года, в день 120-летнего юбилея основателя и первого
Начальника
Научно-исследовательского института самолётного оборудования (НИСО), генерал-майора инженерно-авиационной службы Петрова Николая
Ивановича
в фойе
Государственного научно-исследовательского
института приборостроения
(бывшего НИСО
- прим.) в торжественной
обстановке была открыта Мемориальная доска
Н.И. Петрову
.
-
(увеличить фото) Генеральный директор Акционерного общества "Государственный научно-исследовательский институт приборостроения" Владимир МИхайлович Медведев и дочь Николая Ивановича Петрова - Марина Николаевна Сорокина открывают мемориальную доску первому Начальнику - основателю Научно-исследовательского института самолётного оборудования, генерал-майору инженерно-авиационной службы Николаю Ивановичу Петрову (фотография из архива АО "ГосНИИП")
 увеличить фото
-
В этот же день в институте была открыта фото-выставка
, рассказывающая
о жизненном пути первого начальника Института
.
-
И в этот же день Руководством
Акционерного общества "Государственный
научно-исследовательский институт приборостроения" были учреждены
именные стипендии имени
Петрова Николая Ивановича для студентов
выпускных курсов Высших учебных заведений
, обучающихся по договору
о целевом обучении с АО "ГосНИИП"
.

-

 

-

 

-
При создании страницы использованы следующие материалы
посвящённые жизни и деятельности Петрова Николая Ивановича
и
опубликованные:
в статьях
"ПЕТРОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1898 - 1950)"
и
"120 лет со дня рождения первого Начальника - основателя НИСО
,
генерал-майора инженерно-авиационной службы
Николая Ивановича Петрова"

(статьи на сайте Акционерного общества
"Государственный научно-исследовательский
институт приборостроения"
):
-
(открыть ссылку) "Петров Николай Иванович (1898 - 1950)". "120 лет со дня рождения первого Начальника - основателя НИСО, генерал-майора инженерно-авиационной службы Николая Ивановича Петрова" (статьи на сайте Акционерного общества "Государственный научно-исследовательский институт приборостроения")
 открыть ссылку
-
в статье
"Энергия мечты.
К 120-летию со дня рождения
Николая Ивановича Петрова"

(
автор - Медведев Владимир Михайлович,
Генеральный директор АО "ГосНИИП";
сайт "Национальная оборона"
):
-
(открыть ссылку) "Энергия мечты". К 120-летию со дня рождения Николая Ивановича Петрова (сайт "Национальная оборона")
 открыть ссылку
-
в книге
"Задача особой Государственной важности.
Из истории ракетно-ядерного оружия и
Ракетных войск стратегического назначения
(1945 - 1959 гг.)"

(
авторы и составители - В.И. Ивкин, Г.А. Сухина;
Москва, издательство "РОССПЭН",
2010 год, 1207 страниц):

-
(открыть ссылку) "Задача особой Государственной важности. Из истории ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945 - 1959 гг.)" (авторы и составители - В.И. Ивкин, Г.А. Сухина; Москва, издательство "РОССПЭН", 2010 год, 1207 страниц)
открыть ссылку

Имя Петрова Николая Ивановича упоминается:
в документальных воспоминаниях
Академика
Чертока Бориса Евсеевича
"Ракеты и люди"
(
2-е издание; г. Москва, издательство
"Машиностроение"; 1999 год):
-

Книга 1:
-
стр.
005:
-

Книга 2:
"Фили - Подлипки - Тюратам"
-
стр.
012
:
-

(открыть ссылку) Б.Е.Черток. "Ракеты и люди". Книга 1

(открыть ссылку) Б.Е.Черток. "Ракеты и люди". Книга 2. "Фили - Подлипки - Тюратам"

 открыть  ссылку на издание целиком  открыть  ссылку на издание целиком
-
 
     
 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
Ивкину Владимиру Ивановичу,
военному историку
, члену-корреспонденту РАРАН,
кандидату исторических наук
, полковнику запаса -

за помощь в создании страницы
Петрова Николая Ивановича!
-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-