-
Николай Иванович Петров родился 11
(23)
апреля
1898 года в
Москве,
в многодетной семье служащего.
Весной 1917 года после окончания Московского Комиссаровского
технического
училища, Николай
Иванович был
мобилизирован и направлен в Техническое артиллерийское
училище в Петрограде, которое он окончил осенью 1917 года.
-
-
По окончании училища он был распределён в один из
артиллерийских дивизионов Западного фронта и назначен на
должность артиллерийского техника.
После мобилизации в Рабоче-крестьянскую Красную Армию
Н.И. Петров
поступил
на службу
техником во вновь сформированный артиллерийский дивизион
Рогожско-Симоновского района города Москвы.
Принимал участие в Гражданской войне, был ранен.
В конце 1919 года он был командирован в Высшую Военную
электротехническую
школу, которая впоследствии была реорганизована в Военную
электротехническую
Академию имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного
(с
июня 1921 года -
Военная электротехническая Академия РККА и Флотов; ныне, после
череды
преобразований - Военная Академия связи имени Маршала Советского Союза
С.М. Будённого, город Санкт-Петербург).
По окончании Академии с осени 1924 года и до конца 1938 года
он работал
в Научно-исследовательском институте ВВС РККА, пройдя путь
от инженера-
конструктора до одного из руководителей института.
В 1938 году
Николай Иванович
перешёл на
преподавательскую работу
в Военно-воздушную Академию имени Профессора Н.Е. Жуковского.
Николай
Иванович Петров
был одним из первых в СССР организаторов и научных
руководителей исследовательских работ по самолётному оборудованию.
В начале 1940 года
Николай Иванович Петров
назначен постоянным членом
Научно-технического комитета Военно-воздушных сил.
Согласно
Постановления ЦК ВКП(б)
и Совета Народных комиссаров СССР,
как
инженер с
большим теоретическим и практическим опытом, он в 1940
году был
переведён в
счёт "1000"
(в
состав кадрового резерва РККА, в число 1000 окончивших
военно-технические академии инженеров - прим.),
в Народный Комиссариат
авиационной промышленности СССР, на должность заместителя Начальника
7-го Главного управления по опытному строительству для
руководства
научно- исследовательскими и опытно-конструкторскими работами
по самолётному оборудованию и агрегатам.
Н.И.
Петров провёл большую работу
по созданию
специализированных научно-исследовательских институтов и опытных
конструкторских бюро, по разработке
новых образцов оборудования, агрегатов и внедрения их в серийное
производство.
В период Великой Отечественной войны он непосредственно руководил внедрением
новых образцов самолётного оборудования
в ВВС.
Он внёс вклад в модернизацию систем радиосвязи истребительной и
штурмовой авиации, что сыграло
огромную роль для Военно-воздушных сил СССР.
В 1942 году по инициативе
Н.И. Петрова был коренным образом реорганизован
НИИ-12, и на его базе создан Научно-исследовательский институт самолётного
оборудования (НИСО)
Наркомата
авиационной промышленности СССР.
В конце 1942 года,
Приказом Народного комиссара авиационной промышленности СССР
Шахурина Алексея Ивановича,
инженер-полковник
Петров Николай Иванович
был назначен на
должность Начальника
Научно-исследовательского института
самолётного оборудования
Народного комиссариата
(с марта 1946 года -
Министерства)
авиационной
промышленности СССР
(НИИСО).
Он оставался в этой должности до ухода в отставку
по болезни в 1950 году.
-
Для справки:
......В 1956 году
Научно-исследовательский институт самолётного оборудования
Министерства
авиационной промышленности СССР был преобразован в
НИИ-25.
......В
1966 году институт был преобразован в
Научно-исследовательский институт
приборостроения.
......В
1998 году институт был преобразован в
Госуадрственный Научно-исследовательский институт
приборостроения.
......В
1999 году институт был преобразован в Федеральное Государственное
предприятие "ГосНИИПриборостроения".
......В 2011
году институт обрёл современное название Акционерное общество
"Государственный научно-исследовательский институт приборостроения".
-
Николай Иванович Петров
за короткое время сумел
коренным образом перестроить
институт и создать на его основе научно-исследовательский
центр, обеспечивающий
техническое регулирование комплексных задач развития всего самолётного
оборудования всех типов воздушных судов нашей страны.
С самого начала своей работы в должности Начальника института,
он определил
функционал руководимой им организации, добился определённых
направлений
тематики, решил задачу качественного и количественного состава
специалистов.
В 1943 году благодаря деятельности
Н.И. Петрова
был решён наиболее назревший
вопрос
со служебными помещениями
института и организовано оснащение новейшим,
в том числе уникальным, оборудованием лабораторий.
В задачи института стали входить системные исследования и
поиск технических
решений при создании новых приборов и проведении
научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ по решению наиболее актуальных
проблем
самолётного оборудования: пилотажно-навигационных приборов,
моторных
приборов, радио- и локационного оборудования, электро-
и светотехнического
оборудования, противообледенительных и противопожарных
устройств, защиты
самолётного оборудования от вибраций, кислородного
оборудования и герметичных
кабин, специальных авиационных материалов, монтажа и
размещения оборудования
на самолётах и его унификации, создания измерительной
аппаратуры.
Институт оказывал всестороннюю техническую помощь заводам, опытным
конструкторским бюро и воинским частям по вопросам самолётного
оборудования. Большое внимание
Николай Иванович
уделял воспитанию
и подготовке
научно-исследовательских кадров - выпускников высших учебных
заведений
и техникумов направленных для работы в области создания
самолётного оборудования.
Николай Иванович Петров
постоянно привлекал к работе высококвалифицированные кадры -
известных учёных и выдающихся инженеров, что позволило
заложить в стенах института фундамент научных и
производственных школ, практических направлений развития техники
и технологий навигации, беспилотной авиации, ракетостроения,
вооружения и военной техники.
В годы Великой Отечественной войны
Н.И. Петров
непосредственно руководил
внедрением новых образцов самолётного оборудования
на предприятиях
авиационной промышленности и непосредственно на фронтах.
Он уделял особое внимание работе по улучшению радиосвязи самолётов
истребительной и штурмовой авиации, что сыграло огромную роль
для достижения превосходства наших военно-воздушных сил над
врагом.
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР
от
30 апреля
1943 года
инженеру-полковнику
Петрову
Николаю Ивановичу
было присвоено
воинское звание "генерал-майор инженерно-авиационной службы".
Он неоднократно участвовал
в международных научно-технических мероприятиях:
в 1935 году в Германии выступал на светотехнической конференции,
в 1936 году
организовал работу Советской делегации на международной выставке
по авиации во Франции.
В 1944 году
Н.И. Петров
руководил Советской делегацией во время поездки в США
на конференцию по проблемам поставок продукции и
развития гражданской авиации.
По обмену опытом делегация посетила завод "Bell Aircraft"
(штат
Нью-Йорк,
город Буффало),
который производил знаменитые истребители
"Аэрокобра" (P-39Q
Airacobra).
-
-
В годы войны
Н.И. Петров
руководил созданием
бортового оборудования
для первого
самолёта с жидкостным ракетным двигателем "БИ-1".
Самолёт был разработан конструкторами
Александром
Яковлевичем Березняком
и
Алексеем Михайловичем
Исаевым
в Конструкторском
бюро завода № 293
в Подмосковном городе Химки
(Директор завода
и Главный
конструктор
КБ -
Болховитинов Виктор Фёдорович).
В 1944 году, в ответ на боевое применение противником ракет
"Фау-1", под
руководством
Николая Ивановича
Петрова
были успешно решены
поставленные
перед институтом задачи
по созданию
аппаратуры управления нового вида оружия -
беспилотной боевой техники - отечественного самолёта-снаряда "10Х",
созданного
коллективом Конструкторского бюро завода № 51 под руководством
Владимира
Николаевича Челомея
(ныне
- Акционерное общество "Военно-промышленная
корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения"",
Московская область, город Реутов).
В июля 1945 года Наркомат авиапромышленности возложил на
НИСО руководство
работами по созданию самолётного оборудования для
тяжёлого бомбардировщика
"Ту-4"
Андрея Николаевича
Туполева.
Эта технически сложнейшая задача, связанная с решением
большого количества
совершенно новых вопросов для нашей промышленности, заняла
ведущее место
в работе института и потребовала усилий всего коллектива
института.
Благодаря исключительным организаторским качествам
Н.И. Петрова
удалось
в кратчайшие
сроки реализовать комплекс запланированных разработок.
Весной 1945 года
Николай
Иванович Петров
возглавлял комиссию Наркомата авиационной промышленности по обследованию
Германского реактивного
научно-исследовательского института ракетного вооружения
в
Пенемюнде.
В
составе этой
комиссии работали Начальник НИИ-1,
профессор
Генрих
Наумович Абрамович,
будущий заместитель Главного конструктора ОКБ-1
по системам управления
и Академик
Борис Евсеевич Черток
и многие другие.
Итогом работы комиссии стало обнаружение снарядов,
а
также некоторых чертежей,
которые в
будущем
позволили изучить устройство
и
действие немецких ракетных снарядов
(речь
идёт о
ракетах А-4,
известных как Фау-2
- прим.),
а
также установить тенденции
в
их развитии и
учесть опыт
их
разработки.
После обследования проведённой группой
Н.И. Петрова
было принято Постановление Государственного Комитета обороны СССР
о
начале работ Специальной технической комиссии
под
руководством
члена Военного Совета артиллерии Красной Армии,
генерал-майора
Льва Михайловича Гайдукова,
состоящей из
специалистов учреждений,
работающих по
ракетной
тематике и
вывозе из
Германии
оборудования
для
Наркомата боеприпасов.
Это послужило началу работ в
СССР по
разработке ракетной,
а в будущем и космической техники.
Большая и сложная работа была проведена
Николаем Ивановичем
по созданию
отечественных беспилотных летательных аппаратов, что, несомненно,
являлось
крупным достижением авиационной науки и техники.
Коллективом возглавляемого им института были созданы оригинальные
отечественные системы автоматической посадки и взлёта и
успешно решены задачи
полной автоматизации управления беспилотным самолётом с воздушного
и наземного пунктов управления.
Награды:
Постановлением Совета Министров СССР № 898 от 3 марта 1950 года
(раздел II,
пункт 32), "За выдающиеся
изобретения и коренные усовершенствования методов
производственной работы (за работу в области военной техники)",
Начальник
Научно-исследовательского института
Петров Николай Иванович
(руководитель
работы)
был удостоен Сталинской премии 2-й степени за 1949 год в размере
100 000 рублей
(на
коллектив
из четырёх человек).
Кроме Н.И. Петрова это премии были удостоены:
Масленников Владимир
Алексеевич,
Почтарь
Николай Александрович
и
Рязанцев
Николай Дмитриевич.
-
-
Николай Иванович Петров был награждён двумя орденами Ленина,
двумя орденами Красного Знамени,
орденами: Отечественной войны I
степени,
Красной
Звезды;
медалями: "За
победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов",
"За оборону Москвы" и другими наградами.
- |