-
Алексей Иванович Прошляков
родился 5
(18)
февраля 1901 года
в селе Голенищево Сапожковского уезда Рязанской губернии,
ныне - Сапожковского района Рязанской области,
в семье рабочего.
-
С 1911-го по 1919 годы он учился в
Бирюлёвском двухклассном железнодорожном
училище, а затем - в Рязанской Александровской
учительской семинарии.
-
В мае 1920 года он начал свою службу в рядах
Рабоче-крестьянской Красной армии,
где был направлен в отдельную запасную понтонную роту
Московского военного округа.
Там он окончил школу младшего начальствующего состава
и стал командиром отделения.
-
В 1921 году
А.И. Прошляков
стал членом РКП(б).
-
В 1921 году он был назначен на должность взводного
инструктора учебного понтонного
отряда минно-понтонных частей, а затем - Командиром
взвода учебной понтонной роты минно-понтонного дивизиона
Петроградского военного округа.
-
Служба Алексея Ивановича
до начала Великой Отечественной
войны была насыщена важными вехами на пути становления его,
как высококвалифицированного военного инженера и
военачальника.
-
В 1921-1926 годах он командовал понтонным взводом,
ротой, участвовал в боях
против басмачей на Туркестанском фронте.
-
-
С 1926-го по 1933 год А.И.
Прошляков прошёл ступени Начальника
школы младших командиров,
помощника Командира и командира Отдельного понтонного
батальона Среднеазиатского, Московского и
Белорусского военных округов.
Значительную оперативную подготовку он получил в
1933-1938 годах, занимая
различные должности в инженерном отделе штаба
Белорусского Особого
военного округа, с 1938 года - Начальника отдела
инженерных войск штаба
Бобруйской Армейской группы, а с ноября 1938-го по июль 1941
год - Начальника
инженерных войск 4-й армии.
-
-
В 1939 году в составе этой армии он принимал участие
в освободительном походе
в Западную Белоруссию, а в последующем руководил
работами по инженерному оборудованию Западной границы,
по строительству Брестского укреплённого
района и Днепро-Бугского канала.
-
-
Алексей Иванович Прошляков
постоянно занимался повышением уровня
своей профессиональной и
командирской подготовки.
В 1931 году он окончил Курсы усовершенствования командирского состава
при Ленинградской военно-инженерной школе, в 1938 году -
Академические курсы
усовершенствования комсостава Военно-инженерной Академии РККА
имени В.В. Куйбышева, в 1951 году - Высшие академические
курсы
при Высшей Военной Академии имени К.Е. Ворошилова.
Причём интересен тот факт, что поступление на
курсы при Военно-инженерной
Академии спасло ему жизнь и таким образом, он смог
избежать ареста
во время репрессий 1937-1938 годов.
-
Наиболее ярко дарование
А.И. Прошлякова,
как талантливого военного инженера
и военачальника, проявилось в годы Великой
Отечественной войны.
Его боевой школой явилось руководство инженерным обеспечением
и боевой
деятельностью инженерных войск в решающих битвах Великой
Отечественной войны
под Москвой, в
Сталинградской и
Курской битвах, а также
в
обеспечении успешного
форсирования Днепра,
Березины,
Друти,
Западного Буга.
Им было
также организовано инженерное обеспечение войск 1-го Белорусского фронта
в
Висло-Одерской и
Берлинской операциях.
-
В этих операциях
Алексей Иванович Прошляков
был заместителем Командующего -
Начальником инженерных войск фронтов,
во главе которых стояли прославленные Советские полководцы,
Маршалы Советского Союза
Константин Константинович
Рокоссовский
и
Георгий
Константинович Жуков.
-
В ходе ожесточенных сражений с врагом, с
первого и до последнего
дня Великой Отечественной войны, ярко проявились его
замечательные качества
крупного военного инженера и военачальника с
широким оперативным кругозором,
волевого, энергичного, требовательного
начальника и удивительно скромного
и выдержанного человека.
-
В первые дни войны
А.И. Прошляков
организует инженерное обеспечение
боевых действий 4-й армии Западного фронта
в приграничных районах,
а также в районе Бобруйска и Гомеля.
-
С июля по сентябрь 1941 года он являлся заместителем
Начальника инженерного
управления Центрального
(1-го формирования)
фронта.
-
С сентября 1941-го по январь 1942 года
Алексей Иванович Прошляков
в должности
заместителя
Начальника инженерного управления Брянского фронта,
руководил строительством тыловых оборонительных рубежей, в
том числе
и
Тульского рубежа,
сыгравших большую роль в
срыве плана захвата Москвы.
В этот период времени
А.И. Прошляков,
как и
войска Центрального фронта оказался
в
окружении и
был вынужден выходить из
него к
своим, преодолевая
не
мало сложностей.
-
Постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 1 октября 1942
года
полковнику Прошлякову
Алексею Ивановичу было
присвоено
воинское звание "генерал-майор инженерных войск".
-
Боевая деятельность А.И.
Прошлякова
была высоко оценена Командованием.
Уже
в январе 1942 года он был назначен заместителем Командующего
- Начальником
инженерных войск Южного, в августе 1942 года -
Сталинградского, а в сентябре - Донского,
с февраля 1943 года - Центрального, с октября 1943 года -
Белорусского,
с апреля 1944 года - 1-го Белорусского фронтов.
-
Постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 29 октября 1943
года
генерал-майору инженерных войск
Прошлякову Алексею Ивановичу было
присвоено воинское звание "генерал-лейтенант инженерных войск".
-
Организуя инженерное обеспечение оборонительных операций
под Сталинградом
и Курском
Алексей Иванович
основное внимание уделял
совершенствованию
способов инженерного оборудования оборонительных рубежей
и применения
минно-взрывных заграждений.
Созданная
под руководством
и при его активном участии глубокоэшелонированная
оборона войск Центрального фронта
на Курской дуге
с применением минно-взрывных
заграждений оказалась непреодолимой для ударной танковой
группировки немцев.
Особо важное значение имело использование подвижных отрядов
заграждений.
-
Еще более высокую оценку деятельность
А.И. Прошлякова,
как Начальника
инженерных войск Центрального, а затем - 1-го
Белорусского фронта, получила
в битве за Днепр.
-
В этой и последующих операциях он показал себя как
непревзойдённый мастер
организации инженерного обеспечения наступательных операций
с форсированием
с ходу многочисленных водных преград.
Только вот вопрос… Почему будучи представленным
(за инженерное обеспечение
переправы двух армий через Днепр)
к званию Героя Советского Союза,
генерал-лейтенант инженерных войск
Алексей Иванович Прошляков
был награждён лишь орденом Суворова
II
степени?
-
Особенно ярко проявился его богатый опыт, широта и
гибкость оперативного
и инженерного мышления в Берлинской операции,
завершившей полный
разгром фашистской Германии.
Находясь на самых ответственных участках
А.И .Прошляков
лично влиял
на своевременное и качественное выполнение
инженерных задач.
-
Постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 26 июля 1944
года
генерал-лейтенанту инженерных войск
Прошлякову Алексею Ивановичу
было
присвоено воинское звание "генерал-полковник инженерных войск".
-
-
После войны генерал-полковник инженерных войск
А.И. Прошляков
продолжил службу в
Вооружённых силах СССР.
В июле 1945 года
он был назначен на
должность Начальника инженерных войск - заместителя Главнокомандующего
Группой Советских оккупационных
войск в
Германии.
-
-
В это же время Алексею Ивановичу
довелось прикоснуться и к ракетной технике.
Получилось так, что в 1945-1946 годах, во время работы Советских специалистов,
занимавшихся
поиском и изучением немецкого
ракетного оружия,
он
руководил
работами
по
погрузке, отправке,
транспортировке и разгрузки в
СССР
оборудования,
двигателей и
узлов трофейных
немецких ракет "V-2"
("Фау-2"),
а также
найденной в
Германском
ракетном центре Пенемюнде документации
к этим ракетам.
Тогда же состоялось и его знакомство с будущими
академиками
Валентином
Петровичем Глушко
и
Сергеем Павловичем Королёвым,
с которыми он потом ещё не раз встречался во время
строительства
ракетных полигонов Капустин Яр и Байконур.
-
Как сказано выше, в июне 1950 года
генерал-полковник инженерных войск
А.И. Прошляков
был направлен
на
учёбу и в 1951 году
окончил Академические
курсы при Высшей
Военной Академии имени К.Е. Ворошилова, по окончании
которых,
в июле 1951 года получил назначение на
должность Начальника Управления боевой
подготовки инженерных войск Вооружённых сил СССР.
-
В мае 1952 года
он был назначен на
должность Начальника инженерных войск
Сухопутных войск
Вооружённых сил СССР.
-
Занимая высший пост
в Инженерных войсках
Алексей Иванович Прошляков
на основе обобщения боевого опыта
Великой Отечественной войны обеспечил
коренной пересмотр основных положений советского
военно-инженерного
искусства
в связи с внедрением
в войска ракетно-ядерного оружия,
перевооружение инженерных войск
и развитие их организационно-штатной
структуры.
Под его руководством была проделана значительная работа
по созданию
и освоению новых образцов средств инженерного вооружения
и разработка
новых способов выполнения инженерных задач.
--
Так, в 1952-1953 годах под руководством
А.И. Прошлякова
была отработана система
инженерного
вооружения
и
были приняты меры по
созданию нового поколения
инженерных машин с
использованием базовых шасси артиллерийских тягачей
и
средних танков.
-
14 марта 1954 года на
Тоцком полигоне проходили войсковые тактические
учения с
применением ядерного оружия.
Заниматься инженерным обеспечением и
этих учений пришлось подчиненным
Алексея Ивановича, а
сам он был главным руководителем по подготовке района
опытно-показательного учения, во
время которого проводились эксперименты
по
противодействию инженерно-фортификационными средствами
поражающим факторам атомного взрыва.
По
заданию Начальника инженерных войск, генерал-полковника инженерных
войск А.И. Прошлякова, в
районе города Бузулука Оренбургской области
(в ста
километрах
от полигона)
было построено
несколько деревень
для
выселенных из
района испытаний жителей.
Части подчинённые Управлению инженерных войск принимали также
участие в
строительстве
Семипалатинского ядерного полигона.
--
Алексей Иванович
вспоминал о тех событиях:
--
-
......."На
нас была возложена на этих учениях одна из основных задач
- показать возможности защиты от атомного оружия,
и мы сумели показать себя большими специалистами по противодействию
инженерно-фортификационными средствами поражающим факторам
его.
Нам удалось убедить присутствующих на учениях,
что наши фортификационные средства являются наиболее эффективными,
конечно,
при умелом их применении".
- |
----
В его личное подчинение
входили
23-е Управление
Военно-полевого строительства 27-го Управления оборонительного строительства
Резерва Верховного Главнокомандования и
входившее в состав этого управления
130-е Управление инженерных работ
Начальником которых являлся генерал-майор
инженерно-технической службы
Георгий
Максимович Шубников.
-
А.И. Прошляков
и
Г.М. Шубников руководили
работами
по
восстановлению
мостов через
канал в Берлине,
реку Одер - в городах Франкфурте, Кюстрине,
через реки
Вислу, Шпрее, пролив Штральзунд и другие.
Их части построили ряд административных и культурных зданий
в городе Берлине
(здание театра и
советское посольство),
памятники погибшим советским воинам
в Берлине,
в том числе и
замечательный памятник Воину-освободителю
в Трептов - парке по проекту скульптора
Евгения Вучетича.
-
-
Алексей Иванович
лично руководил разминированием территории
и зданий:
бывшего Инженерного училища в
Карлсхорсте, где
был подписан Акт
о
безоговорочной капитуляции фашистской Германии; Дворца Цецилиенхоф
в
Потсдаме, в котором в июле-августе 1945 года
состоялась конференция;
парка Сан-Суси.
-
В конце 1940-х годов коллектив
27-го Управления оборонительного строительства,
руководимый
Г.М. Шубниковым,
курируемый
управлением генерал-полковника
инженерных войск
А.И. Прошлякова после
восстановления шахт на Донбассе,
был срочно переброшен
в Капустин Яр Астраханской области для строительства ракетного
полигона
(ныне - 4-й
Государственный Центральный межвидовой
полигон Министерства обороны
Российской Федерации).
-
12 февраля 1955 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 292-181
"О новом полигоне для Министерства
обороны СССР", согласно которому в
1955-1958 годах должен был быть создан Научно-исследовательский
и испытательный полигон Министерства обороны СССР для лётной
отработки ракеты Р-7, крылатых ракет "Буря" и
"Буран" с расположением головной части полигона и заданных
районов падений головных частей изделий и первых ступеней ракеты
Р-7.
-
Прибывшие в апреле 1955 года части инженерных и
строительных войск
под командованием Начальника инженерных войск,
генерал-полковника
инженерных войск А.И. Прошлякова
и назначенного на должность Начальника
130-го Управления
инженерных работ, генерал-майора инженерно-технической
службы
Г.М. Шубникова
после размещения личного состава,
уже
20 июля 1955 года приступили
к строительству первой
стартовой площадки.
4 марта 1957 года по "Техническому заданию № 1",
утвержденному
Главным конструктором
ОКБ-1
Сергеем Павловичем Королёвым,
Космодром Байконур был
готов к первому пуску ракеты.
Спустя ровно семь месяцев, 4 октября 1957 года взлетел
в космическую высь
Первый
в истории человечества искусственный спутник Земли.
-
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1961 года
генерал-полковнику инженерных войск
Прошлякову Алексею Ивановичу
было присвоено воинское звание "маршал инженерных войск".
-
В феврале 1965 года маршал инженерных войск
А.И. Прошляков был
освобождён
от
должности Начальника инженерных войск Сухопутных войск
Вооружённых сил СССР, в
связи с
переводом в
Группу Генеральных
инспекторов Министерства
обороны СССР на
должность
военного инспектора-советника.
-
-
Все, кому довелось работать с
Алексеем Ивановичем Прошляковым,
отмечают
его спокойный характер, выдержку и решительность,
инициативность и принципиальность, активность
и дисциплинированность.
А его родные и близкие ещё мягкость и доброту
в общении с ними.
-
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943
года
"За образцовое выполнение боевых
заданий Командования на фронте в борьбе
с
немецкими
захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество"
генерал-майор инженерных войск
Прошляков Алексей Иванович
был награждён орденом Красного Знамени.
-
Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 27 августа 1943 года
"За образцовое выполнение боевых
заданий Командования на фронте в борьбе
с
немецкими
захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество"
генерал-майор инженерных войск
Прошляков Алексей Иванович
был награждён орденом Отечественной войны I
степени.
-
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января
1944 года
"За умелое и мужественное руководство боевыми операциями и за
достигнутые в результате этих операций успехи в боях
с немецко-фашистскими захватчиками"
генерал-лейтенант
инженерных войск Прошляков Алексей
Иванович
был награждён орденом Суворова II
степени.
-
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1944 года
"За образцовое выполнение боевых
заданий Командования на фронте
в борьбе с
немецкими
захватчиками"
генерал-полковник инженерных войск
Прошляков Алексей Иванович
был награждён орденом Кутузова I степени.
-
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1945 года
"За образцовое выполнение боевых
заданий Командования на фронте в борьбе
с
немецкими
захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество"
генерал-полковник инженерных войск
Прошляков Алексей Иванович
был награждён орденом Ленина.
-
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1945 года
"За образцовое выполнение боевых
заданий Командования на фронте в борьбе
с
немецкими
захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество"
генерал-полковник инженерных войск
Прошляков Алексей Иванович
был награждён орденом Ленина.
-
Указом Президиума Верховного
Совета СССР от
29 мая 1945 года
"За успешное решение задач по инженерному обеспечению боевых
действий
войск и проявленные при этом решительность и мужество"
генерал-полковнику
инженерных войск Прошлякову Алексею
Ивановичу было присвоено звание
Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина
и медали "Золотая Звезда"
(№ 6455).
-
увеличить фото
-
Кроме этого,
А.И. Прошляков
был награждён: ещё двумя
орденами Красного Знамени
(03.11. 1944;
30.12. 1956),
двумя орденами Красной Звезды и многими медалями,
а также иностранными орденами, в числе которых орден
Командора Британской
Империи
(1944),
Крест Грюнвальда III степени, серебряный Крест "За
воинскую доблесть", Медаль "За Варшаву 1939-1945",
Медаль "За Одру, Нису и Балтику", Медаль "Победа и
Свобода" (все
- Польша),
Медаль "Китайско-советская дружба".
- |