Родился
1 мая 1903 года в городе Ессентуки, Ставропольского
края
в семье рабочего-плотника.
После окончания средней школы № 1 города Ессентуки в 1920 году
Георгий Шубников
начал трудовую деятельность - вначале рабочим, а затем -
десятником на стройках.
Одновременно с работой учился в вечернем
архитектурно-строительном техникуме, который окончил в 1925 году.
С 1925-го по 1929 год
Георгий Максимович Шубников
служил
в рядах
Рабоче-крестьянской Красной Армии в составе 64-й кавалерийской
дивизии Ленинградского военного округа.
Демобилизовавшись, работал техником-прорабом в строительных
организациях городов Ессентуки и Пятигорска.
В 1930 году он поступил в Ленинградский институт гражданского
и промышленного строительства, который окончил в 1932 году.
В феврале 1932 года по специальной мобилизации
Г.М. Шубников
был вновь призван
в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии и направлен
в Отдельную Краснознаменную Дальневосточную армию Забайкальского
военного округа,
где сначала проходил службу в должностях начальника казарменного
сектора, начальника управления начальника инженеров, а затем
- с 1933-го по 1937 год руководил производственно-техническим отделом
этого же управления Забайкальского укрепрайона ЗабВО.
Отдел занимался строительством Забайкальского укрепрайона.
По завершении оборонительных работ в 1937 году был демобилизован
и до июня 1941 года работал Главным инженером Управления "Водоканал"
города Ессентуки.
В начале Великой Отечественной войны Георгий
Максимович Шубников назначается заместителем
командира отдельного саперного батальона 30-й саперной бригады,
а уже в феврале 1942 года - командиром батальона.
С осени 1941 года батальон занимался возведением оборонительных рубежей
на Сталинградском направлении.
В 1943 году
Г.М. Шубников возглавляет
ряд управлений, которые проводят
успешные операции по инженерному обеспечению наступательных операций.
В ходе летнего наступления 1944 года войска 1-го Украинского
фронта, в состав которого входило строительное управление майора
Шубникова, вышли
на рубеж Вислы, захватили на её западном берегу три
плацдарма.
С 1946-го по 1949 год
Г.М. Шубников
был начальником 23-го Управления
Военно-полевого строительства 27-го Управления оборонительного строительства
Резерва Верховного Главнокомандования.
Части, которыми он командовал, восстанавливали мосты через
канал в Берлине,
реку Одер - в городах Франкфурте, Кюстрине, через реки
Вислу, Шпрее, пролив Штральзунд и другие,
строили ряд административных и культурных зданий
в городе Берлине
(здание театра и
советское посольство),
памятники погибшим советским воинам в Берлине
(в том числе и
замечательный памятник Воину-освободителю
в Трептов - парке по проекту скульптора
Евгения Вучетича).
В конце 1940-х годов коллектив
27-го Управления оборонительного строительства,
руководимый
Г.М. Шубниковым,
восстанавливавший шахты на Донбассе, был срочно переброшен
в Капустин Яр Астраханской области для строительства ракетного
полигона
(ныне - 4-й
Государственный центральный межвидовой полигон
Российской Федерации).
В начале 1955 года в жизни
Георгия Максимовича Шубникова начался новый
этап, положивший начало первому в
Мире практическому освоению космического пространства.
12 января 1955 года на разъезд Тюратам прибыли первые подразделения
военных строителей для подготовки мест дислокации и
разворачивания
строительно-монтажной инфраструктуры.
Было начато строительство поселка.
12 февраля 1955 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 292-181
"О новом полигоне для Министерства
обороны СССР", согласно которому в 1955-1958
годах должен был быть создан Научно-исследовательский и испытательный
полигон Министерства обороны СССР для лётной отработки ракеты Р-7, крылатых
ракет "Буря" и "Буран" с расположением головной части полигона и заданных
районов падений головных частей изделий и первых ступеней ракеты Р-7.
10 апреля 1955 года
назначенный Начальником
130-го Управления инженерных работ
Георгий Максимович
Шубников прибыл
в Казахстан, на станцию Тюра-Там,
где под его руководством началось
строительство полигона, ставшего в будущем
Научно-испытательным исследовательским полигоном № 5 Министерства обороны
СССР, известным во всём Мире как Космодром Байконур.
В "городке" находившемся на
запасных путях, состоящем из палаток
и семи железнодорожных пассажирских
вагонов,
и разместились
все офицеры строительного управления
во главе с
Г.М. Шубниковым.
20 июля 1955 года было начато строительства первой стартовой площадки,
и уже 4 марта 1957 года по "Техническому заданию № 1",
утвержденному
главным конструктором
ОКБ
Сергеем Павловичем Королёвым,
космодром был
готов
к первому пуску ракеты.
А спустя ровно семь месяцев, 4 октября взлетел
в космическую высь
Первый
в истории человечества искусственный спутник Земли.
А пока что одновременно велось обустройство строительных отрядов,
формирование инженерно-строительных соединений, разгрузка потока
грузов, которыми была забита не только станция Тюра-Там,
но и ближайшие станции, распределение участков работ,
планирование строительства, строительство подъездных путей
и промышленно-строительной базы, а также развертывание других
работ.
Георгием Максимовичем Шубниковым
была осуществлена Огромнейшая титаническая работа
по созданию крупнейшего в Мире и уникального комплекса для
осуществления научных, практических и испытательных работ в
области ракетно-космической техники с самой мощной инфраструктурой.
Эти сооружения - величайший и достойный памятник ему -
одному из основателей Байконура.
Даже если бы он построил только один старт и один Монтажно-испытательный
корпус
для сборки изделий выводимых ракетой-носителем Р-7 он бы всё равно
обессмертил своё имя.
Но он за десять лет своей деятельности на Байконуре построил
сотни других сооружений.
Вот перечень только некоторых из них.
Стартовые позиции:
Площадка № 2
(ПУ-1 - "Гагаринский
старт");
Площадка № 31
(ПУ-2)
для межконтинентальных баллистических
ракет и ракет-носителей семейства Р-7, Р-7А всех модификаций;
Площадка № 51
(ПУ-5);
Площадка № 75
(ПУ-12, 13, 14);
Площадка № 70 (ШПУ-9,
10, 11) для МБР
Р-9А
(Главный конструктор
Сергей Павлович Королёв);
Площадка № 41
(ПУ-3, 4, 15);
Площадка № 60 (ШПУ
"6, 7, 8) для
межконтинентальных
баллистических
ракет Р-16;
Площадка №
67
(ПУ-21, 22);
Площадка № 80
(ШПУ-16, 17, 18)
для межконтинентальных баллистических
ракет Р-36 (Главный
конструктор
Михаил Кузьмич Янгель);
Площадка № 90 (ПУ-19,
20)
для ракет УР-200;
Площадка № 81
(ПУ-23лев, ПУ-24пр)
для ракет УР-500;
Площадка № 130 (ПУ-26,
27);
Площадка № 131 (ШПУ-131лев, ШПУ-131пр) для ракет УР-100
(Главный конструктор
Владимир Николаевич Челомей).
Итого под руководством
Г.М. Шубникова
построены и сданы в эксплуатацию
28 наземных и шахтных пусковых установок межконтинентальных
баллистических ракет и ракет-носителей.
Технические позиции для подготовки и испытаний
межконтинентальных
баллистических ракет, ракет-носителей, головных
частей и космических аппаратов: МИК
(монтажно-испытательный корпус - прим. Е.Р.) -2,
МИК-2А, МИК-2Б, МИК-31,
МИК-37, МИК-41А, МИК-42, МИК-62, МИК-71,
МИК-92,
МИК-94.
Измерительные пункты:
ИП-1, ИП-2, ИП-3, ИП-4,
ИП-5, ИП-6, ИП-7, ИП-8, ИП-9,
Площадка №
53 ("Заря",
"Сигнал"),
ВИП-64.
Пункты радиоуправления:
РУП-А, РУП-В, Площадка № 33,
Площадка № 52,
Площадка № 68,
Площадка № 83.
Жилые городки:
Площадки №№ 1, 2, 3Ж, 9,
10, 20, 32, 33, 37, 43,
61, 63, 71, 72, 95,
ИП-4, ИП-5, ИП-6, ИП-7, ИП-8, ИП-9.
Аэродромы:
"Ласточка"
(площадка № 15)
и "Крайний"
(площадка № 15А).
Другие объекты полигона:
Кислородно-азотный
завод
(площадка № 3);
База хранения спецтоплив
(площадка № 3а);
Приёмный
(площадка № 4)
и
передающий радиоцентры
(площадка № 5)
Метеостанция
(площадка №
6),
ТЭЦ
(площадка №
11),
Экспериментально-ремонтная база
(площадка № 12),
Водозабор "Речной"
(площадка №
17),
насосная станция
(площадка № 17Н) и
другие объекты.
За десятилетие руководства Г.М.
Шубникова
на Байконуре была построена сеть автомобильных
(1200 км)
и железных
(более 500 км)
дорог, линия электропередачи на "Гагаринский" старт,
левый и правый фланги, водоводы от реки Сыр-Дарья
до "Гагаринского" комплекса, на левый и правый
фланги полигона
(300 км),
железобетонные резервуары емкостью
500,
1000,
3000 и
5000 кубических метров
для воды - в общей сложности
60 штук.
Был проведен огромный объём работ по монтажу средств связи на
технических объектах, в жилых и общественных зданиях,
проложено более
1500 километров
кабелей.
***
-
Постановлением Совета Министров СССР от 2 октября
1957 года № 1172
Шубникову Георгию
Максимовичу было присвоено воинское звание
"генерал-майор инженерно-технической службы".
Награды:
Георгий Максимович Шубников
был награждён орденом Ленина, двумя
Орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени,
двумя Орденами Красной Звезды, двумя Орденами Трудового Красного Знамени,
орденом Знак Почёта, другими медалями и иностранными орденами.
За успехи, достигнутые в строительстве
Космодрома Байконур
Георгию Максимовичу Шубникову
в 1967 году было посмертно
присвоено звание "Почётного гражданина города Ленинска".
Таким образом он стал Первым Почётным гражданином
этого города
(ныне - город Байконур).
Решением № 52 Совета города Ессентуки от 7 мая 2003 года
Георгию Максимовичу Шубникову
было посмертно
присвоено звание "Почётного гражданина" этого города.
(для просмотра снимка
в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)
|