-
 


 Начальник Военно-воздушных сил СССР;
член Президиума Всесоюзного Совета
Народного Хозяйства СССР;

Начальник Всесоюзного
авиационного объединения;
заместитель Народного комиссара
тяжёлой промышленности СССР
;
Начальник Главного управления
авиационной промышленности

 
-
-
     
 


Родился 6 сентября 1892 года в Санкт-Петербурге
в
семье извозчика.

П.И. Баранов
окончил Черняевские общеобразовательные курсы.

В
1912 году вступил в РСДРП (б).
В
следующем году он был арестован по делу Центрального бюро
профсоюзов
, а затем был выслан из Петербурга и лишён права жительства
в крупных городах России, за участие в революционной деятельности.

В
1915 году Пётр Ионович Баранов был мобилизован в русскую армию,
но в
1916 году за революционную агитацию был арестован и приговорён
военно-полевым судом
к восьми годам каторги, но после
Февральской революции был освобождён
.

В
сентябре 1917 года П.И. Баранов работал Председателем фронтового отдела
Совета солдатских депутатов Румынского фронта
, а с октября 1917 года являлся
членом Революционного комитета и комитета РСДРП (б) 8-й армии.

В
1918 году вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии.
В
том же году командовал 4-й Донецкой армией, отражавшей наступление
австро-германских войск
и белоказаков на Донбасс.
С
1919-го по 1920 годы последовательно был членом Революционного
военного совета 8-й армии
, Южной группы Восточного фронта,
Туркестанского фронта
, 1-й и 14-й армий.

В
1921 году П.И. Баранов работал начальником политотдела войск
Украины
и Крыма.

С
1921-го по 1922 годы был членом Революционного Военного совета
Туркестанского фронта
и Среднеазиатского бюро ЦК ВКП (б).
Командовал войсками Ферганской области.
Руководил частями Красной Армии в военных действиях против басмачества.

В
1923 году Пётр Ионович Баранов был назначен Начальником
и
Комиссаром бронесил Рабоче-крестьянской Красной Армии.

В
августе того же года был назначен на должность заместителя Начальника,
а в
декабре 1924 года - на должность Начальника Военно-воздушных сил СССР.
В
последней должности проработал до июня 1931 года.
Одновременно с 1925-го по 1931 годы являлся членом РВС СССР.

С
1927 года являлся Кандидатом в члены ЦК ВКП (б).

Начальник ВВС Пётр Иванович Баранов

26 июля 1930 года во время сборов ВВС Московского военного округа
на Воронежском аэродроме парашютист-испытатель
Леонид Григорьевич Минов совершил показательный прыжок с парашютом, вслед за ним свои первые прыжки
выполнили ещё несколько лётчиков
.
Выслушав доклад о ходе сборов, Пётр Баранов предложил "продемонстрировать выброску группы вооружённых парашютистов для диверсионных действий на территории „противника“.
2 августа того же года десант был выброшен в составе двух групп по 6 человек,
первой группой руководил
Леонид Минов, другой - его помощник Яков Мошковский. Этот день считается Днём рождения Воздушно-десантных войск нашей страны.

С
6 июня 1931 года Пётр Ионович Баранов являлся членом президиума ВСНХ СССР
и Начальником Всесоюзного авиационного объединения.
В
январе 1932 года он был назначен на должности заместителя Наркома
тяжёлой промышленности
и Начальника Главного управления авиационной промышленности.

Он был Руководителем авиационного сектора Осоавиахима, инициатором развития планеризма и легкомоторной авиации, одним из организаторов среднего
технического
и высшего авиационного образования в СССР.
По
его инициативе созданы Московский, Харьковский и Казанский
авиационные институты
.

При его поддержке, а так же при поддержке
С.С. Каменева, Г.К. Орджоникидзе,
Я.И. Алксниса и М.Н. Тухачевского в СССР были начаты работы по созданию стратостатов, на которых были совершены рекордные полёты.
Экипажи стратостатов выполняли исследования как по военной тематике,
так и
научные работы.
В
частности, молодой учёный-физик
Илья Усыскин сконструировал
компактную камеру Вильсона
для исследований космических лучей.
Для
проведения научных наблюдений стратостаты оснащали лучшими
приборами
, созданными в Главной геофизической обсерватории,
а
также в Радиевом и Физико-техническом институтах.

С.С. Каменев, Г.К. Орджоникидзе, Я.И. Алкснис, П.И. Баранов и М.Н. Тухачевский
поддержали "пионерские" работы в области реактивной техники.
При их активной поддержке в Осоавиахиме была создана ГИРД - группа изучения реактивного движения, в свою очередь положившая начало развитию ракетной
(а в
будущем) и космической техники.

Н
аграды:
Пётр Ионович Баранов был награждён орденами Ленина, Красного Знамени,
Военным орденом Хорезмской Народной Советской Республики,
и
Золотой Звездой Бухарской Народной Советской Республики.

 

 
-
 


Видный Государственный деятель и Руководитель промышленности
Пётр Ионович Баранов погиб 5 сентября 1933 года
в результате катастрофы самолёта Ант-7 (Р-6).
Самолёт потерпел катастрофу
в районе станции Лопасня,
южнее
города Подольск, Московской области.

Вместе с П.И. Барановым погибли:
Гольцман Абрам Зиновьевич -
Начальник Главного управления
Гражданского воздушного флота СССР
;
Горбунов Сергей Петрович -
Директор авиационного завода № 22 в Филях (г. Москва);
Петров (Сергеев) Андрей Васильевич -
Заместитель Начальника Гражданского воздушного флота СССР;
Зарзар Валентин Ананьевич -
член Президиума Госплана СССР по вопросам авиации,
Один из организаторов Общества Друзей воздушного флота;
юрист, занимавшийся вопросами воздушного права и (задолго
до рождения космической эры) космического права.

Баранова Бела Моисеевна -
жена П.И. Баранова,
Дорфман И.М. -
шеф-пилот Глававиапрома, пилот самолёта
Плотников Н.Е. -
бортмеханик самолёта.

Урны с прахами П.И. Баранова и
А.З. Гольцмана захоронены
в нишах Кремлёвской стены, на Красной площади, в Москве.


(увеличить фото) г. Москва, Красная площадь, Кремлёвская стена. Захоронения урн с прахом П.И. Баранова и погибшего с ним А.З. Гольцмана (Фото Michael Tikhonoff, сайт http://moscow-live.ru)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)

На Новодевичьем кладбище были захоронены урны с прахами
Б.М. Барановой и
А.В. Петрова (Сергеева),
Урны с прахами
С.П. Горбунова и В.А. Зарзара покоятся в колумбарии № 1 -
здании (
теперь уже бывшего) крематория на Донском кладбище, в Москве.
 

 
-
 


 Увековечивание памяти:
Имя Петра Ионовича Баранова носят Центральный Институт Авиационного моторостроения в Москве, Омский моторный завод, Нижегородский
авиационно-технический колледж
, а также улица в Омске,
остров на юго-западе шхер Минина в Карском море
(
назван в 1933 году В.И. Воробьевым (арктическим гидрографом и полярником)).

 

 
-
 


при создании страницы использованы материалы сайта:

"Википедия"
 

 
    -

Возврат в мартиролог "Мартиролог военачальников и руководителей космической отрасли"