-
 


Один из организаторов Осоавиахима
и Общества друзей Воздушного Флота;
Главный инспектор Гражданской авиации СССР;
член Президиума Госплана СССР по вопросам
планирование авиационной промышленности
и
автомобилестроения;
географ, юрист, первый специалист в области
воздушного и космического права

 
-
-
     
 


Судьба Валентина Ананьевича Зарзара
неординарна и мало изучена современными историками.

Московский краевед
,
автор сайта о Донском кладбище
Алексей Николаевич Алякринский, предоставивший
мне материалы
о В.А. Зарзаре попытался
восполнить этот "пробел"
за что ему низкий поклон
и Большое Спасибо!


Я Благодарю также Андрея Симонова -
друга и коллегу по
Обществу некрополистов,
автора сайтов "Герои страны"
 
и "Испытатели"
за присланные
фотографии места захоронения праха
В.А. Зарзара


С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

***

Валентин Ананьевич Зарзар родился 28 февраля 1899 года в городе Килия (Бессарабия, ныне - Одесская область, Республика Украина) в семье адвоката.
По национальности - молдаванин.


Купеческий род
Зарзэров
* издавна известен в Килии.
Представители этого знатного рода финансировали сооружение
знаменитого Свято-Николаевского православного храма
.


Вступивший в 19-летнем возрасте в ряды членов ВКП (б) Валентин Зарзар
становится участником Гражданской войны: сражается в рядах Красной армии
в
боях против Деникина и отрядов батьки Махно.

Боец Второй конной армии, Командир батареи, комиссар полка,
Начальник артиллерийских курсов.
По
окончании Гражданской войны Командир армейского корпуса.
Валентин Ананьевич Зарзар одновременно заканчивает юридический факультет Московского Государственного университета и Высшую Артиллерийскую школу
в
Москве.

Увлекшись авиацией, В.А. Зарзар приходит работать в эту область и активно участвует в становлении воздушного флота Советской страны, быстро выдвинувшись в ряд его основных руководителей.
Валентин Ананьевич был одним из организаторов Осоавиахима и Общества друзей Воздушного Флота, способствуя тем самым вовлечению миллионов советских людей
в дело создания отечественной авиации.

Он был назначен Главным инспектором Гражданской авиации СССР, членом Правительственной комиссии по дальним перелетам, которую также входили
Командарм 1-го ранга
С.С. Каменев и Начальник Воздушного флота СССР
П.И. Баранов.

В
1930 году В.А. Зарзар был назначен членом Президиума Госплана СССР.
Он возглавил планирование авиационной промышленности и автомобилестроения.

Являлся редактор журналов "Самолет", "Советское воздушное право",
заведующим отдела науки и техники газеты "Известия".
Зарзар первым поставил вопрос о необходимости создания специальных учебных заведений для подготовки специалистов гражданской авиации с учётом её специфики.

Он был участником самых сложных перелетов на первых советских самолетах
в неизведанных местах Сибири, одним из организаторов поисков и спасения экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле "Италия" в 1928 году, руководителем Трансевропейского перелета в 1929 году по маршруту:
Москва-Берлин-Париж-Рим-Марсель-Лондон-Варшава-Москва.

Самолет конструкции
А.Н. Туполева АНТ-9 "Крылья Советов"
(первый пилот
М.М. Громов) поднялся в воздух с московского Центрального
аэродрома "Тушино"
10 июля 1929 года.
Трансевропейский перелет АНТ-9 проводился по специальному постановлению Правительства СССР с целью демонстрации достижений советского авиастроения. Начальником экспедиции, как уже говорилось, являлся В.А. Зарзар.
На борту находились ведущий авиаконструктор Туполевского Конструкторского
Бюро
А.А. Архангельский, как технический руководитель перелета,
журналисты Алексей Гарри, Михаил Кольцов и его брат -
художник-карикатурист Борис Ефимов.

Этот перелет Герой Советского Союза
Михаил Михайлович Громов впоследствии подробно описал в своей книге "На небе и на Земле".

Вот
какую характеристику дает своему земляку Валентину Зарзару
Алексей Гэинэ
- Земляк Зарзара и Выпускник МГУ
:
 


В биографии Зарзара много впечатляющих моментов: смелость, ум, эрудиция, большие организаторские способности.
Впечатляет смелость и смекалка первых советских летчиков,
включая Зарзара, которую проявляли при посадке самолетов в самые неизведанные места тайги, там, где не ступала нога человека.
По существу, Зарзар открыл первые сибирские аэродромы!
Это человек из романов Жюля Верна.
Зарзар - одна из самых романтических личностей Советской истории.
Его можно считать также крупнейшим советским географом.
Представим себе, что найдутся бортовые журналы или дневники Зарзара
и его друзей.
Это будет бестселлер! Великий исследователь, остроумный, смелый, способствовавший в огромной степени прогрессу человечества.
 

Юрист по образованию Валентин Ананьевич Зарзар первым
в СССР стал заниматься вопросами воздушного права
.

Основные его работы:
"Борьба за воздух. Проблемы современной воздушной политики и
ее правовой регламентации"
(1927),
"Международное публичное воздушное право" (1927),
"Современное состояние воздушных средств, как предпосылка развития
воздушного права"
(1927).

Задолго до наступления космической эры
(!) Валентин Ананьевич задумался
о правовых аспектах освоения космоса, предвосхищая космонавтику
и
будущие ее юридические проблемы.
В
1926 году В.А. Зарзар предположил, что в будущем на определенной высоте
будет установлен международный режим космических полётов, который заменит режим государственного суверенитета в воздушном пространстве.
Обозначенные Зарзаром вопросы стали ещё актуальнее в наше время,
в
связи с конкуренцией между странами - участницами программы
по исследованию космического пространства
.

---
Прим. -
По-молдавски его фамилия произносится как -
Зарзэр, потому и встречается
в различных источниках информации разночтение этой фамилии
.
 

 
-
 


Видный Государственный деятель и учёный
Валентин Ананьевич Зарзар погиб 5 сентября 1933 года
в результате катастрофы самолёта Ант-7 (Р-6).
Самолёт потерпел катастрофу
в районе станции Лопасня,
южнее
города Подольск, Московской области.

Вместе с В.А. Зарзаром погибли:
Баранов Пётр Ионович -
 Начальник Военно-воздушных сил СССР;
член Президиума Всесоюзного Совета Народного Хозяйства СССР;
Начальник Всесоюзного авиационного объединения;
заместитель Народного комиссара тяжёлой промышленности СССР
;
Начальник Главного управления авиационной промышленности
Гольцман Абрам Зиновьевич -
Начальник Главного управления
Гражданского воздушного флота СССР
;
Горбунов Сергей Петрович -
Директор авиационного завода № 22 в Филях (г. Москва);
Петров (Сергеев) Андрей Васильевич -
Заместитель Начальника Гражданского воздушного флота СССР;
Баранова Бела Моисеевна -
жена П.И. Баранова,
Дорфман И.М. -
шеф-пилот Глававиапрома, пилот самолёта
Плотников Н.Е. -
бортмеханик самолёта.

Урна с прахом В.А. Зарзара захоронена на Донском кладбище, в Москве,
в секции № 10 Колумбария № 1 - Бывшего здания Московского крематория,
недалеко от места захоронения праха
С.П. Горбунова.

(увеличить фото) г. Москва, Донское кладбище (колумбарий № 1, секция № 10), захоронение урны с прахом В.А. Зарзара (вид 1, фото Андрея Симонова, февраль 2011 года) (увеличить фото) г. Москва, Донское кладбище (колумбарий № 1, секция № 10), захоронение урны с прахом В.А. Зарзара (вид 2, фото Андрея Симонова, февраль 2011 года)

(для просмотра снимков в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"
по выбранной Вами фотоссылке)

На Новодевичьем кладбище были захоронены урны с прахами
Б.М. Барановой и
А.В. Петрова (Сергеева),
Урны с прахами
П,И. Баранова и А.З. Гольцмана покоятся в нишах
Кремлёвской стены
на Красной площади, в Москве.

 

 
-
 


Увековечивание памяти:
Имя Валентина Ананьевича Зарзара было присвоено
Московской городской планерной школе
.
В
память погибших деятелей советской авиации был создан
Научно-исследовательский институт планеризма
и легкомоторного авиастроения.

 

 
    -

Возврат в мартиролог "Мартиролог военачальников и руководителей космической отрасли"