-
Амос Александрович Большой
родился 18 ноября
(1 декабря)
1910 года в городе
Харькове - административном
центре Харьковской губернии в составе
Российской Империи.
Историческая
справка:
.....С
1918-го по 1919 год, город Харьков был столицей Украинской
Народной Советской и Донецко-Криворожской Советской Республик в
составе Советской России, во второй половине 1919 года -
центром Харьковской военной области Вооружённых сил Юга России,
с конца 1919 года по 1934 год - столицей Украинской Советской
Республикой, ставшей в 1922 году Союзной республикой в
СССР.
.....После
переезда столицы Украины в Киев, город Харьков остался -
административным центром Харьковской области.
......С
22 августа 1991 года, после выхода из состава СССР -
город в составе независимой Украины.
В 1932 году,
А.А. Большой
окончил Одесский институт инженеров связи,
после чего
занимался научной работой в области телефонной связи, и
ещё в 1930-х годах защитил
диссертацию на соискание учёной степени Кандидата
технических наук.
В 1940 году ему было присвоено учёное звание "доцент".
Он - участник Великой Отечественной войны.
22 июня 1941 года,
Большой Амос Александрович
был призван
в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии Кагановичским
районным Военным комиссариатом
города Одессы Украинской ССР.
Он воевал на Южном, Юго-Западном и
Северо-Кавказком фронтах в следующих
должностях: Начальник Центральной телефонно-телеграфной
станции Штаба армии
(с июня 1941 года),
Начальник армейских мастерских связи
(с марта 1942 года),
Начальник
2-го отделения 2-го отдела управления связи Северо-кавказского
фронта, Старший
помощник Начальника 4-го отдела управления связи и
радионавигации Авиационной
дивизии дальнего действия, Начальник 14-го отделения
стационарных мастерских
связи и радионавигации 18-й Воздушной Армии.
Военинженер 3-го ранга, затем - инженер-майор
А.А. Большой
проявил себя хорошим
организатором работ по
обеспечению устойчивой связи между штабом армии и
подчинёнными штабу частями в условиях боёв.
В весьма сложной обстановке, под обстрелом
противника он сумел сохранить
телефонное имущество, организовав своевременный вывоз,
а также организовать
работу армейских мастерских связи и наладить ремонт
радиостанций, телеграфных агрегатов, коммутаторов,
телефонов, двигателей и силовых агрегатов.
-
-
После окончания войны, инженер-майор
Большой Амос Александрович
проходил
службу в
4-м управлении
Главного
артиллерийского управления
Министерства
вооружённых сил СССР
(с
февраля 1950 года - Военного министерства СССР;
с марта 1953 года - Министерства обороны СССР),
где являлся
Старшим
офицером отдела.
С 1952 года, он служил в
4-м управлении
Управления заместителя Командующего
Артиллерией
по
специальной технике,
в должности военного представителя на заводе
№ 897 Министерства электротехнической промышленности в
городе Харькове
Украинской ССР (в
1960-1990-х годах - Производственное объединение "Коммунар" -
прим.).
В мае 1955 года, на
базе управления Заместителя Командующего артиллерией
по специальной технике было образовано Управление
Начальника реактивного
вооружения, в котором
инженер-подполковник
А.А. Большой
продолжил службу
в
должности Старшего военного представителя при
НИИ-885 Министерства радиотехнической промышленности СССР
(затем
-Государственного комитета
Совета Министров СССР по радиоэлектронике),
основной задачей которого была
разработка автономных систем управления для
баллистических ракет.
Историческая справка:
......Директором НИИ-885
и Главным конструктором радиотехнических систем управления
в то время был
Михаил Сергеевич Рязанский.
......Главным
конструктором и Начальником отдела автономных систем управления
ракет являлся
Николай Алексеевич Пилюгин.
И
М.С. Рязанский,
и
Н.А. Пилюгин
входили в состав Совета Главных конструкторов и участвовали в
принятии основных решений в ракетной отрасли СССР.
......В
1963 году из НИИ-885 выделился
Научно-исследовательский институт
автоматики и приборостроения,
который в 1966 году был преобразован в
Научно-исследовательский институт приборостроения Министерства
общего машиностроения СССР (НИИП).
......11
декабря 1991 года НИИП был перобразован в Российский
Научно-исследовательский институт космического приборостроения (РНИИ
КП).
......13
апреля 1998 года РНИИ КП было преобразовано в Федеральное
Государственное унитарное предприятие "Российский
научно-исследовательский институт космического приборостроения"
(ФГУП "РНИИ КП"), а
23 октября 2009 года РНИИ КП вошло в состав Открытого
Акционерного общества "Российские космические системы".
С 1958 года,
А.А. Большой
служил
в подмосковном посёлке Болшево, в 4-м Центральном
Научно-исследовательском институте Министерства обороны СССР
(с 1992 года -
Российской Федерации; город
Королёв, микрорайон Юбилейный),
где являлся
Начальником отдела, а с 1961 года - Начальником научной
координационно-
вычислительной части, которая в 1963 году была
передана Центру Командно-
измерительного комплекса искусственных спутников Земли.
С мая 1958 года, начиная с полёта Третьего
искусственного спутника Земли он
руководил работой Координационно-вычислительного центра.
С 1963 года, инженер-полковник
Большой Амос Александрович
проходил службу
в должности Начальника Научно-координационной вычислительной
части
Центра Командно-измерительного комплекса.
В октябре 1964 года,
А.А. Большой
возглавлял группу координации
и связи при
Государственной комиссии по испытаниям первого
многоместного космического
корабля "Восход".
Он принимал активное участие
в отработке многих боевых ракетных
комплексов
стратегического назначения, организации работ наземных
измерительных пунктов
по управлению космическими аппаратами
народно-хозяйственного и военного
назначения.
Работая в Центре управления дальней космической связи,
созданного при Наземном
измерительном пункте № 10
(НИП-10,
в поселке Школьное под
Симферополем),
Амос
Александрович
осуществлял координацию работы специалистов промышленности и
командно-измерительного комплекса, занимался разработкой
и
применением
новых
методов телеконтроля и телеуправления космическими аппаратами и
руководил
Главными оперативными
группами управления
автоматическими стациями:
•
"Венера-1"
(исследование межпланетного
пространства и Венеры; в
феврале-мае 1961 года; связь со станцией была потеряна и
посадка на планету не состоялась);
•
"Марс-1"
(изучение межпланетного
пространства, полёт вокруг планеты; в сентябре
1963 года - марте 1963 года);
•
"Луна-4"
(в апреле 1963 года;
станция не достигла Луны из-за ошибки при коррекции
траектории);
•
"Зонд-1"
(проверка работы бортовых
систем, сбор научной информации вблизи Венеры; в
апреле-июле 1964 года);
•
"Зонд-2"
(испытания космического
аппарата в длительном полёте; изучение межпланетного
пространства, фотографирование Марса; в ноябре 1964
года - августе 1965 года);
•
"Венера-2"
(исследование межпланетного
пространства; в ноябре 1965
года - марте 1966 года; произошёл станции пролёт мимо
планеты и задача по изучению околопланетного
пространства не состоялась);
•
"Венера-3"
(исследование межпланетного
пространства; в ноябре 1965
года - марте 1966 года; произошла жёсткая посадка
и задача по изучению планеты не состоялась);
•
"Луна-5"
(в мае 1965 года;
станция не достигла Луны
из-за аварии корректировочно- тормозной двигательной
установки);
•
"Луна-6"
(в июне 1965 года;
станция не достигла Луны
из-за аварии корректировочно- тормозной двигательной установки);
•
"Зонд-3"
(изучение межпланетного
пространства, фотографирование обратной стороны Луны;
в июле 1965 года);
•
"Луна-7"
(в октябре 1965 года;
станция не достигла Луны
из-за аварии корректировочно- тормозной двигательной установки);
•
"Луна-8"
(в декабря 1965 года;
станция не достигла Луны
из-за аварии корректировочно-тормозной двигательной установки);
•
"Луна-9"
(в январе-феврале 1966 года);
•
"Луна-10"
(искусственный спутник Луны;
в марте-апреле 1966 года);
•
"Луна-11"
(в августе-сентябре 1966 года;
фотографирование Луны не выполнено из-за
ошибки при ориентации станции);
•
"Луна-12"
(фотографирование Луны;
в октябре 1966 года);
•
"Луна-13"
(мягкая посадка на Луну;
в декабре 1966 года);
•
"Луна-14"
(испытания систем связи;
в апреле 1968 года);
•
"Луна-15"
(в июле 1969 года;
доставка лунного грунта не
состоялась
из-за аварии станции при посадке на поверхность Луны);
•
"Луна-16"
(доставка 101-го грамма
лунного грунта; в сентябре 1970 года);
•
"Луна-18"
(в сентябре 1971 года;
станция врезалась в поверхность Луны и программа исследований
выполнена не была);
•
"Луна-19"
(полёт вокруг Луны и её
изучение; в октябре 1971 года);
•
"Луна-20"
(мягкая посадка на Луну,
доставка на Землю лунного грунта; в феврале 1972 года);
Амос Александрович Большой
являлся одним
из основных руководителей программы
по
управлению "Луноходом-1" из Симферопольского Центра
дальней космической связи
специально подготовленными экипажами.
-
Историческая справка:
......"Луноход-1"
- первый
автоматический самоходный аппарат,
благополучно доставленный на Луну 17 ноября 1970 года
автоматической станцией "Луна-17" стартовавшей 10 ноября 1970
года и выполнившим на её поверхности поставленную задачу.
Приказом Министра обороны СССР от 15 февраля 1972 года,
инженер-полковник
Большой Амос Александрович
был уволен из Вооружённых сил СССР в отставку,
по достижении предельного возраста пребывания на военной
службе.
Доктор технических наук
(с 1969 года)
Большой Амос Александрович
- автор
и
соавтор
ряда учебных пособий и изданий посвящённых истории освоения
космоса.
В их числе:
-
- |
-
этой книги в сети
нет
- |
-
.....А.А. Большой.
"Управление
космическими аппаратами в полёте"
(г. Москва,
издательство "Знание";
Научно-методический совет
по пропаганде физики, математики, астрономии и
космонавтики;
1976 год) |
- |
-
открыть ссылку на
скачивание
(файл в формате .djvu)
- |
-
.....Я.Л. Зиман,
А.А. Большой.
"Изучение
природных ресурсов Земли
из космоса"
(журнал
"Земля и Вселенная"; № 1; 1976 год; стр. 29-36) |
- |
-
этой книги в сети
нет
- |
-
.....А.А. Большой,
И.В. Стражева.
"Двадцать лет космической эры"
(г. Москва,
издательство "Знание";
Научно-методический совет
по пропаганде физики, математики, астрономии и
космонавтики;
1977 год) |
- |
-
этой книги в сети
нет
- |
-
.....П.А. Агаджанов,
А.А. Большой,
В.И. Галкин.
"Спутники связи"
(г. Москва,
издательство "Знание"; 1981 год) |
- |
-
открыть ссылку
- |
-
.....А.А. Большой,
И.В. Мещеряков,
С.Д. Сильвестров,
А.В. Цепелев
и В.А. Мащенко.
"Космос - Земле!"
(серия
"Наука и технический прогресс";
ответственный редактор
-
Г.С. Нариманов;
г. Москва, издательство "Наука"; 1981 год)
.....Первая
и пятая главы написаны
Доктором
технических наук
А.А. Большим,
вторая и третья главы - Докторами технических наук
И.В. Мещеряковым,
С.Д.
Сильвестровым
и
А.В.
Цепелевым,
четвертая глава - Кандидатом технических наук
В.А. Мащенко. |
- |
-
открыть ссылку
- |
-
.....П.А. Агаджанов,
А.А. Большой.
"Командно-измерительный
комплекс (КИК)"
(статья
№ 33366 для Большой Советской энциклопедии) |
- |
-
-
Награды:
Приказом
Войскам 9-й Армии
№ 057/н
от 22 октября 1942 года,
от имени Президиума
Верховного
Совета СССР,
"За образцовое
выполнение
заданий Командования на
фронте
в борьбе с
немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и
мужество",
Начальник армейских мастерских
связи,
военинженер 3-го ранга
Большой Амос Александрович
был
награждён медалью "За боевые заслуги".
Приказом
войскам
Северо-кавказского фронта
№ 0409/н
от 11 ноября 1943
года,
от имени Президиума
Верховного
Совета СССР,
"За образцовое
выполнение
заданий
Командования на фронте
в борьбе с
немецкими захватчиками и
проявленные при этом
доблесть и
мужество",
Начальник 2-го
отделения 2-го отдела управления связи
фронта, инженер-майор
Большой Амос Александрович
был
награждён орденом
Красной Звезды.
Приказом
18-й Воздушной армии
№ 0108/н
от 25 июля 1945
года,
от имени Президиума
Верховного
Совета СССР,
"За образцовое
выполнение
заданий
Командования на
фронте
в борьбе с
немецкими захватчиками и
проявленные при этом доблесть и
мужество",
Начальник 14-го отделения
стационарных мастерских
связи и
радионавигации 18-й Воздушной Армии,
инженер-майор
Большой Амос
Александрович
был
награждён орденом
Отечественной войны
II степени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 19 ноября 1951 года,
"За долголетнюю и безупречную
службу в Вооружённых силах СССР",
инженер-подполковник
Большой Амос Александрович
был награждён
медалью "За боевые заслуги".
Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 30 декабря 1956 года,
"За долголетнюю и безупречную
службу в Вооружённых силах СССР",
инженер-подполковник
Большой Амос Александрович
был награждён
орденом Красной Звезды.
Указом Президиума Верховного Совета СССР № 264/38 от 21 декабря
1957
года
(с грифом
"Совершенно секретно"),
"За
создание и запуск Первого в мире
искусственного спутника Земли",
Cтарший военпред
Управления реактивного
вооружения Министерства обороны СССР
Большой Амос Александрович
был награждён
орденом "Знак Почёта".
Указом
Президиума Верховного Совета СССР
№ 253/34
от
17 июня 1961
года
(с грифом
"Совершенно секретно"),
"За
успешное выполнение специального
задания Правительства по созданию образцов ракетной техники,
космического
корабля-спутника "Восток" и осуществление первого в мире полёта
этого корабля
с человеком на борту",
инженер-полковник
Большой Амос Александрович
был
награждён
орденом Трудового Красного
Знамени.
Постановлением Совета Министров СССР от
21 апреля 1966
года,
"За создание
многоместных кораблей "Восход-1" и "Восход-2" и проведение их
полётов с выходом
человека в космическое пространство из корабля "Восход-2",
Начальник Научно-
координационной вычислительной части
Центра Командно-измерительного комплекса,
инженер-полковник
Большой
Амос Александрович
был удостоен Ленинской премии
в области техники за 1965 год в составе коллектива разработчиков
и испытателей
ракетно-космической техники.
Кроме того,
он
награждён
медалями:
"За воинскую доблесть. В ознаменование
100-летия со дня рождения В.И. Ленина"
(1970), "За
Победу над Германией в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов"
(09.05.
1945), "За
освобождение Кавказа",
"Двадцать
лет Победы в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов", "Тридцать
лет
Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945
годов", "30
лет Вооруженных
Сил СССР",
"40 лет Вооруженных Сил СССР",
"50 лет
Вооруженных
Сил СССР",
"60 лет
Вооруженных Сил СССР",
"Ветеран
Вооружённых Сил СССР", а также -
медалями Федерации космонавтики СССР.
- |