Родился
18 мая
(по новому стилю -
5 мая)
1908 года
в Красном Селе,
под Санкт-Петербургом.
Трудовой путь Николая
Алексеевича начался в
1926 году,
когда он после окончания
девяти классов школы
закончил
Промышленно-экономические курсы при школе № 2 Замоскворечья
и
начал работать сначала
писарем верховой конюшни,
а затем слесарем
в Центральном
аэрогазодинамическом институте (ЦАГИ),
быстро освоил свое
ремесло и, достигнув в
нем высокого
профессионализма,
стал особо
квалифицированным мастером своего дела
- файнмехаником.
Молодого рабочего
заметил
А.Н. Туполев
и
Николая Алексеевича
направили учиться.
В 1930
году он поступил
в МВТУ имени
Н.Э. Баумана,
которое окончил в 1935
году,
получив диплом
инженера-механика.
До 1941 году
Николай Алексеевич
работал в ЦАГИ,
а затем перешел
в отделившийся
от него
Летно-испытательный институт,
где занимался разработкой самолетной автоматики
и испытаниями
автопилотов.
В 1943 году
защитил
кандидатскую диссертацию.
В 1944 году
был переведен на работу в отдел
управления НИИ-1 по
ракетной технике,
созданного на базе
ракетного научно-исследовательского института,
на должность
Начальника отдела спецлаборатории.
В 1944 году
в составе специальной
группы НИИ-1 по
доставленным туда частям
и обломкам немецкой
баллистической ракеты "Фау-2"
изучал компоновочную
и конструктивно-силовую схемы этой
ракеты и схему ее
системы управления.
Группе удалось разобраться и
восстановить схему действия пневмогидросхемы
"Фау-2", рассчитать ее основные характеристики и возможные
траектории полета.
Пилюгин возглавлял работу по изучению СУ, так как уже имел опыт исследований
и проектирования систем автоматического регулирования с
гироскопическими
приборами,
а также отработки автопилотов самолетов.
Молодой нарком
вооружений
Д.Ф. Устинов
высоко оценил результаты деятельности группы.
Николай Алексеевич получил медаль
"За отвагу".
Летом 1945 году в составе
группы специалистов, впоследствии возглавляемой
С.П. Королёвым, он был
направлен в Германию, где участвовал в
создании центра по изучению
конструкции немецкой ракеты "Фау-2", технической и технологической
документации.
Работа этого центра завершилась в
1946 году составлением
проектной документации,
которая затем легла в основу проектирования
отечественной ракеты Р-1.
По предложению
С.П. Королёва
Н.А. Пилюгин
с
1946 года
назначен
Главным конструктором автономных систем управления
в
НИИ-885 и
членом Совета Главных конструкторов.
В
начале 1947 года коллектив, возглавляемый
Николаем Алексеевичем, с энтузиазмом
продолжил
разработку автоматизированной системы управления отечественной
баллистической ракеты Р-1. Хоть
ее прототипом была немецкая
"Фау-2", Р-1 надо
было
проектировать и
изготавливать, ориентируясь на
отечественную элементную
базу и
материалы.
Во многом пришлось идти непроторенным путем, большинство
агрегатов системы управления пришлось
разрабатывать,
изготавливать и
испытывать впервые.
Николай Алексеевич сумел
успешно справиться с этой
задачей, и
отечественные баллистические ракеты
Р-1 летали устойчиво, имея
более
высокие летно-технические характеристики и точность попаданий, чем
"Фау-2".
В
1952 году
Н.А. Пилюгин был
назначен
Главным инженером
и
Заместителем директора по
научной работе НИИ.
Особыми вехами на творческом пути
Главного конструктора
Н.А. Пилюгина
явились разработка и совершенствование автономной системы управления
отечественной стратегической ракеты средней дальности Р-5.
При
разработке системы управления
ракетного комплекса Р-5 и
его модификаций
были решены задачи, которые по
точным характеристикам в
дальнейшем
обеспечили преимущества автономных
систем управления перед радиосистемами, наиболее значимым
для ракетного оружия.
К числу наиболее важных решений в
этой области следует отнести обеспечение:
а)
угловой стабилизации статически неустойчивых баллистических ракет в
условиях внешних (атмосферных) и внутренних (зашумленность электрических
управляющих сигналов) возмущений, парирование которых связано с синтезом
многоуровневой системы автоматического регулирования объекта с существенно
переменными параметрами. Практическое значение решения этой задачи выходит
далеко за пределы только достижения устойчивости угловых положений корпуса
ракеты в пространстве.
Попутно разработчикам собственно ракеты были
обеспечены возможности существенного снижения массы конструкции ее блоков в
пользу отделяющейся головной части н досягаемой дальности стрельбы;
б)
стабилизации движения центра
масс ракеты в пространстве и во времени.
В состав функций СУ были введены и приборно реализованы стабилизация
движения ЦМ в нормальном (система НС) и боковом (система БС) направлениях,
регулирование скоростных параметров во времени с помощью системы
регулирования кажущейся скорости (РКС). Тем самым удалось существенно
снизить возмущения параметров траектории ракеты, заставить ее двигаться по
траектории, близкой к расчетной, и добиться точности попаданий ракеты в цель
с помощью аналоговых и электромеханических счетнорешающих устройств, имевших
ограниченные точностные характеристики.
Наиболее сложной, с большим
количеством регулируемых параметров и источников
возмущений, оказалась
ракета Р-7, знаменитая "семерка", ставшая базой для
создания космических аппаратов
"Спутник",
"Восток",
"Восход",
"Луна",
"Молния",
"Союз" и других.
Под
руководством
Н.А. Пилюгина разработаны
системы управления многих
ракетно-космических комплексов и
автоматических межпланетных
станций;
создана теория проектирования прецизионных СУ летательных
аппаратов;
разработаны методы анализа и синтеза сложных надежно
функционирующих даже при единичных отказах ряда элементов сложных
динамических систем, получившие
широкое распространение в практике
проектирования СУ;
созданы научная методология экспериментальной наземной
отработки приборов,
подсистем и СУ в целом и испытательные комплексы для
этой цели.
На научной основе получила
развитие методология сбора,
обработки
и анализа измерительной информации при испытаниях систем управления в
обеспечение оценок правильности функционирования СУ,
соответствия режимов ее
работы заданным документацией,
опытно-теоретических оценок
характеристик
СУ, полученных с использованием моделей инструментальных
погрешностей комплекса командных приборов, исходя из
априорных оценок ошибок
управления
и
характеристик ее надежности.
С
1958 года
Н.А. Пилюгин -
Член-корреспондент, а с
1966 года
-
Действительный
член Академии наук СССР. В
1967 году он избирается в
Президиум
академии.
С
1963 года
и до
конца своей жизни,
Николай
Алексеевич возглавлял
Научно-исследовательский
институт автоматики и приборостроения.
В
1969 году стал
Заведующим кафедрой Московского института радиотехники,
электроники и автоматики.
В 1970 году
он стал
Профессором этой кафедры.
Кроме научной деятельности Пилюгин был занят
общественной работой.
Он - Депутат Верховного
Совета СССР 7—10-го созывов.
Награды:
В
1956 году
Николай Алексеевич
удостоен звания
Героя Социалистического Труда,
а в 1961 году,
после триумфального
полета вокруг Земли
Юрия Гагарина,
Пилюгин
был
удостоен второй Золотой
медали "Серп и Молот".
Он - Лауреат Ленинской премии
(1957),
Государственной премии СССР
(1967), награжден
пятью орденами Ленина,
орденом Октябрьской Революции
и медалями.
|