Родился
26 декабря 1916 года в
Петрограде
в семье рабочего.
Окончив 7 классов и
ФЗУ, Николай
Кузнецов работал токарем
на Ленинградском заводе имени М.И. Калинина.
В 1935 году он был
призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии.
В 1937 году он окончил Ленинградскую школу
авиационных техников.
Н.Ф. Кузнецов
- участник советско-финляндской
войны 1939-1940 годов.
Служил техником авиационного звена 68-го истребительного
авиационного полка, обеспечил безаварийную работу
всех самолетов звена при длительных
40-градусных морозах.
В 1941 году он окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.
Николай Фёдорович Кузнецов - участник Великой
Отечественной войны
с июня 1941 года.
В составе 191-го авиационного полка лейтенант
Николай Кузнецов
принимал участие
в боях
на Ленинградском фронте.
Уже
в июле 1941 года, в районе Петрокрепости,
он одержал свою первую воздушную победу: залпом
реактивных снарядов звена И-16 были уничтожены два
"Мессершмитта-110".
Через некоторое время полк в котором воевал
Н.Ф. Кузнецов
был перевооружён
на британские "Харрикейны" и
продолжал воевать на Калининском фронте.
Вскоре, пройдя переподготовку на
американские истребители Р-40 "Киттихаук", старший лейтенант Кузнецов
был переведен в 436-й истребительный авиаполк,
в ноябре 1942 года вошедший в состав 239-й
истребительной авиационной дивизии Северо-Западного
фронта.
Количество побед на боевом счету
Н.Ф. Кузнецова
росло довольно быстро:
26 декабря 1942 года, в день своего 26-летия,
он уничтожил 26-й самолет противника.
Старший лейтенант Николай
Фёдорович Кузнецов особенно отличился
6
января 1943 года.
В воздушном бою его самолёт P-40K был подбит.
На горящем истребителе советский лётчик отбиваясь
от показательных атак пяти немецких стервятников
уходил к линии фронта.
Добить самолёт немцы не смогли:
Кузнецов горел, терял высоту, но уходил
от немцев
то
в
одну сторону, то в другую, скользил
по воздуху, и упрямо тянул
к своим.
Когда
до линии фронта оставалось всего
ничего, тройка "мессеров" отвернула
в
сторону
и ушла, а двойка решила атаковать русского
сверху, ударить
по кабине, чтобы наверняка добить его.
Тогда
Кузнецов задрал нос самолёта вверх и ответил
на
атаку всеми шестью пулеметами, которыми был вооружен "киттихаук",
и он попал
и угодил точно
в немца, - потом, работая
рулями, резко нырнул вниз.
Сработал
Николай Фёдорович мастерски -
своим винтом он отрубил,
а точнее, отломил фашисту хвост.
Немец камнем рухнул на землю
и в ту же секунду взорвался.
А
Кузнецов
продолжал тянуть на
подбитой машине
к своим, чувствовал, что огонь
вот-вот проберётся
в кабину, - из-за этого он не открывал
фонарь, боялся, что стоит только чуть его
приоткрыть, как пламя проникнет
в кабину, оно проберётся даже сквозь очень
малую щель, и тогда всё - лётчик превратится
в факел.
Дотянуть
до аэродрома он не смог.
Его самолёт упал сразу же
за линией фронта.
Дальше лётчик сумел пройти примерно семь километров
и потерял сознание
от усталости и потери крови.
А дальше был госпиталь, тяжелейшая операция
и возвращение
в строй.
Пока он находился в госпитале, командованием было
подготовлено
и направлено
по инстанциям представление
о присвоении ему звания Героя Советского Союза.
К февралю 1943 года заместитель командира эскадрильи
капитан
Николай Фёдорович
Кузнецов совершил 213
боевых вылетов,
лично сбил 17 самолётов противника
и ещё 12
в составе группы.
Вернувшись после госпиталя в свой полк, ставший
к тому
времени 67-й Гвардейским, он переучился
на новую машину - американскую Р-39 "Аэрокобру".
Продолжал драться
с
врагом, сражался
на Курской дуге, участвовал
в освобождении Белоруссии и Польши.
День Победы
Николай Фёдорович
Кузнецов встретил
в Берлине, гвардии майором, заместителем командира 67-го
истребительного авиационного полка.
Всего за годы войны
он провел 252 боевых вылета, воздушных боя
и сбил 37
самолётов противника
(с учётом групповых побед).
24 июня 1945 года
Н.Ф. Кузнецов Принимал участие
в Параде Победы в Москве
на Красной площади.
После войны Николай
Фёдорович продолжил службу
в ВВС.
В 1949 году он окончил
Военную академию имени М.В. Фрунзе.
В должности командира 16-го истребительного
авиационного полка полковник
Н.Ф. Кузнецов
с января 1952 года
участвовал
в боевых действиях
в небе
Северной Кореи.
Полк
под его командованием сбил 26 неприятельских
самолётов, потеряв
четырёх своих лётчиков.
Сам же
Кузнецов
совершил 27 боевых вылетов
на истребителе МиГ-15.
Вернувшись
в Советский Союз,
Николай Кузнецов командовал
авиационной дивизией.
В 1956 году окончил Военную
Академию Генерального штаба
Вооружённых сил СССР.
В этом же году
Николаю Фёдоровичу
Кузнецову было присвоено
воинское звание "генерал-майор авиации".
В 1957 году
он был назначен Начальником Черниговского военного
авиационного училища лётчиков.
Училище
под командованием
генерал-майора Н.Ф. Кузнецова
за последующие шесть лет дало
стране тысячи высококвалифицированных
лётчиков-истребителей.
А двое выпускников того периода Леонид Денисович Кизим
и
Анатолий Семёнович Левченко
стали лётчиками-космонавтами СССР.
Были зачислены в период руководства училищем
генерала
Кузнецова
будущие
Лётчики-космонавты СССР
Леонид Иванович Попов,
Пётр Ильич Климук
и
Юрий Викторович Романенко.
С 1963-го по 1972 год
Н.Ф. Кузнецов
являлся Начальником Центра подготовки космонавтов имени
Ю.А. Гагарина.
При активном участии
Николая Фёдоровича
Кузнецова шло становление
членов первого отряда советских космонавтов, началась
подготовка гражданских космонавтов - инженеров ОКБ
С.П. Королёва
и строился Центр подготовки
космонавтов, которому в 1968 году было присвоено имя
Первого космонавта
Планеты
Юрия Алексеевича Гагарина.
В 1963 году
Н.Ф. Кузнецов
успешно защитил диссертацию
на соискание учёной
степени Кандидата военных наук
по тематике безаварийной работы лётчиков,
а в 1974 году он стал Доктором военных наук.
Тема его докторской диссертации была посвящена
военно-космической теме.
С 1972-го по 1978 год он являлся советником Главного конструктора
Центрального Конструкторского бюро экспериментального
машиностроения
(с 1974 года -
Научно-производственного объединения
"Энергия")
по военно-космическим программам.
В 1978 году генерал-майор авиации
Н.Ф. Кузнецов
был уволен из Вооружённых сил СССР по возрасту, с правом
ношения военной формы.
Он - автор историко-автобиографических книг "Фронт над
Землёй"
(Москва, Воениздат,
1970 год)
(открыть
ссылку)
и "Годы испытаний"
(Лениздат, 1987 год).
Награды:
Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года
За мужество и героизм проявленные в воздушных боях
Кузнецову
Николаю Фёдоровичу присвоено
звание Героя Советского Союза
с вручением ордена Ленина
и медали "Золотая Звезда" (№ 966).
Кроме этого он был награждён ещё одним орденом Ленина
(29.10.
1941),
четырьмя орденами Красного Знамени
(10.02.
1942, 06.08. 1944, 16.06. 1945, 30.12. 1956),
орденами Александра Невского (29.03. 1945),
Отечественной войны
I
степени (11.03. 1985), тремя
орденами Красной Звезды
(07.04.
1940, 03.12. 1941, 17.05, 1951),
медалью "За Боевые заслуги"
(06.11.
1945)
и другими наградами.
В 1967 году
Николаю Фёдоровичу
Кузнецову
было присвоено Почётное
звание
"Заслуженный военный лётчик СССР".
***
13 мая 1945 года
Николай Фёдорович Кузнецов
был представлен ко второй
Золотой звезде Героя
Советского Союза.
Представление подписали
С.И. Руденко -
командующий 16-й воздушной армией, генерал-лейтенант К.Ф. Телегин - Член Военного совета фронта
и Маршал
Советского Союза
Г.К. Жуков.
Но по каким то причинам второй звезды
Кузнецов
не получил.
Здесь стоит отметить, что этот "пробел"
попыталась восполнить небезызвестная
Сажи Умалатова.
В
1999 году своим указом она
наградила
Н.Ф. Кузнецова
второй
Золотой Звездой Героя уже несуществующего государства.
Сей факт был принят за "чистую монету",
растиражирован многими,
причём весьма серьёзными энциклопедическими изданиями,
и даже увековечен
на надгробии Николая Фёдоровича,
отчего возникает ощущение недоумения.
Хочется что бы этот казус никак не повлиял на действительное величие заслуг
Героя Великой Отечественной Войны
Н.Ф. Кузнецова.
|