-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Почётный член Всесоюзного Астрономо-
геодезического общества при Академии наук СССР
;
один из руководителей Московского планетария
,
инструктор по астрономическим пунктам
,
Заведующий Отделом помощи местным планетариям
;
организатор астрономического
и космического образования
;
член Союза журналистов СССР и России;
Старший редактор по астрономии и космонавтике
Отдела науки и техники Главной редакции
Союзной информации Агентства печати "Новости"
;
научный обозреватель ряда газет и журналов;
создатель, научный руководитель и первый ведущий
телевизионной программы "Звездочёт"
;
референт Правления Всесоюзного общества "Знание"
по физике
, математике, астрономии и космонавтике;
учёный в области астрономии, историк
и популяризатор науки
, художник, скульптор

 

-
-
     
 

-
Валерий Константинович Луцкий родился 6 февраля 1928 года в Москве
в интеллигентной семье с устоявшимися культурными традициями
.

______
Его родители
:
......Его отец -
Луцкий Константин Леонидович (1882 - 1954), московский скульптор широко известный в мире искусства. Именно он был приглашён, что бы снять посмертную маску и слепки с рук покончившего с собой поэта Владимира Владимировича Маяковского, ныне находящиеся в музее поэта в Москве на Лубянской площади.
......К.Л. Луцкий, подобно другим московским интеллигентам, имел широкий круг интересов и знакомств. Вряд ли можно считать случайным, что ему было сделано предложение изготовить к открытию Московского планетария скульптуры Джордано Бруно и Галилео Галилея. Позднее Константин Леонидович выполнил для планетария ещё два скульптурных портрета - Николая Коперника и Михаила Васильевича Ломоносова.
-
......Мать Валерия Константиновича - Луцкая Антонина Леонидовна (1892 - 1970), педагог, дожила до глубокой старости, и все годы дружеские отношения связывали её с единственным сыном, который трогательно называл эту интеллигентную добрую женщину Тонечкой. Так в своё время её называл и супруг.

-
Валерий
рос
и развивался в исключительно благоприятной обстановке.
К его
отцу и матери - радушной и гостеприимной хозяйке - заглядывали друзья:
Валерия Барсова, Надежда Обухова, Павел Лисициан, Елена Гнесина, Александр
Гольденвейзер
, Генрих Нейгауз, Исаак Дунаевский, Рейнгольд Глиэр,
Константин Иванов, Рубен Симонов.
Не удивительно, что стремление к искусству, занятие художественным творчеством,
зародившись в детские годы, навсегда остались насущным и необходимым для

Валерия.
О первой его скульптуре "Пограничник" сообщила газета "За коммунистическое
просвещение"
(так в те годы называлась "Учительская газета" - прим.) ещё
28 февраля 1938 года, когда Валерию было всего 10 лет.

Сегодня, со всей уверенностью можно говорить, о том, что именно от отца передались
Валерию Луцкому способности к изобразительному искусству, а также увлечение
астрономией
.


Астрономия - без сомнения предмет увлечения юного
Валерия.
В астрономическом кружке Московского планетария он учился вести наблюдения
Солнца
и Луны, рассматривать звёзды и туманности, обрабатывать результаты
наблюдений
и выступать с докладами на заседаниях кружка.
Здесь он имел возможность встречаться
с видными учёными.
Искусственный небосвод Планетария позволял увидеть экзотические созвездия
южных стран
: Центавра, Павлина, Журавля
...

В 1947 году после окончания средней школы
Валерий Луцкий поступил
в Московский Историко-архивный институт.

Однако
и в студенческие годы он не терял интереса к астрономии и активно
сотрудничал
с планетарием, работал экскурсоводом на астрономической площадке,
дежурил в обсерватории, помогал проводить наблюдения членам астрономического
кружка Планетария.
И потому неудивительно, что свою дипломную работу
Валерий Константинович
посвятил истории Московского планетария
.

Позднее дипломный труд
Валерия Константиновича Луцкого лёг в основу научно-
популярной книги
"Московский планетарий", которая была им написана совместно
с Директором Планетария
Виктором Васильевичем Базыкиным и издана
в 1954 году в издательстве "Московский рабочий".
-
(открыть ссылку на анонс книги) В.В. Базыкин, В.К. Луцкий. "Московский планетарий" (г. Москва, издательство "Московский рабочий", 1956 год)
 открыть ссылку на анонс книги
-
После окончания Московского Историко-архивного института
, в 1953 году
В.К. Луцкий был принят в штат Московского планетария на должность инструктора
по астрономическим пунктам.
-

-
То был год рассвета увлечения науками, и слова "ракета" и "ракетные двигатели"
всё шире стали встречаться
в средствах массовой информации.
Это было связано
с переходом обороны страны на реактивную и ракетную технику.
А ракеты - это значит
Циолковский, межпланетные путешествия, жизнь во Вселенной. Планетарий стал тесен для возросшего потока посетителей.
Поэтому во многих парках культуры и отдыха Москвы были созданы площадки
естественно-научных знаний
.
На некоторых из них
(Центральный парк культуры и отдыха имени Горького,
Сокольники, Измайловский парк
) были возведены астрономические обсерватории,
оснащенные пятидюймовыми рефракторами Цейсса.
Народные обсерватории
и астрономические кружки при них действовали также
во Дворце культуры Завода имени Лихачёва и во Дворце пионеров Фрунзенского
района столицы
на Ленинских
(ныне - Воробьёвых) горах.
-

-
Валерий Константинович подбирал кадры для работы на этих пунктах, разрабатывал
тематические выставки
, обучал экскурсоводов и демонстраторов.
На одном из астропунктов - в ДК ЗИЛ -
В.К. Луцкий сам проводил наблюдения.
Порой он задерживался до глубокой ночи, особенно, когда условия благоприятствовали наблюдениям Луны, планет или каких-либо других
небесных достопримечательностей
.

Планетарий стал
для
Валерия Луцкого вторым домом.
Здесь все его уважали и любили.
В течение многих лет он оставался бессменным редактором и оформителем
стенгазеты Планетария
.
С большим интересом сотрудники встречали появление её очередного номера.
Она привлекала к себе красочностью, остроумными шаржами, добрым юмором,
рассказами о ветеранах и заслуженных людях планетария, хорошими стихами. Своеобразной театрализованной устной газетой Планетария был Планетарский художественный театр эстрады и миниатюр - ПХУТЭМ, постоянным и активным участником которого был
Валерий Константинович Луцкий.
Он вместе с руководителями театра
Владимиром Николаевичем Чухровым
(
фронтовиком
, блестящим поэтом, автором поэмы для детей "Полёт на Луну"- прим.)
и Михаилом Борисовичем Вестицким (педагогом, методистом, энтузиастом школьного
астрономического
и географического образования - прим.
) создавал и разыгрывал
забавные сценарии
, веселые пародии, высмеивающие недостатки
в работе Планетария и отдельных его сотрудников.
Кроме того
, ряд спектаклей были посвящены жизни и деятельности
Галилео Галилея, Джордано Бруно и Николая Коперника.
Стоит отметит
ь, что постановки спектаклей были очень профессиональными, благодаря сотрудничеству руководителей театра с профессионалами из искусства.
Например
, ряд таких постановок
(на сатирические темы) был поставлен
в сотрудничестве с Народным артистом Аркадием Исааковичем Райкиным,
который
с удовольствием выполнял роль режиссёра-постановщика.

-
Владимир Николаевич Чухров.
"Полёт на Луну"
(
научно-фантастическая поэма для детей;
г. Калуга, издательство газеты "Знамя";
1954 год
):

-
(открыть ссылку) Владимир Николаевич Чухров. "Полёт на Луну" (научно-фантастическая поэма для детей; г. Калуга, издательство газеты "Знамя"; 1954 год)
 открыть ссылку
-
Начиная
с октября 1957 года, после успешного старта Первого в Мире искусственного
спутника Земли
, тема освоения космоса стала одной из самых популярных
в нашей стране.
Естественно возник интерес представителей средств массовой информации
и к
Валерию Константиновичу Луцкому.
Он стал нужен всем
.
Его разыскивали журналисты
, редакторы журналов и газет, иностранные
корреспонденты
, работники радио и телевидения.
Ведь предприятия
и институты, имевшие прямое отношение к освоению космоса,
были в те годы строго засекречены.
И практически единственным источником популярной космической информации оставался Московский планетарий.
И
Валерий Константинович, занимавшийся журналистикой со школьных лет в качестве юного корреспондента газеты "Пионерская правда", подробно рассказывал
о космических скоростях, о принципе реактивного движения,
о деятельности
Константина Эдуардовича Циолковского.

Вместе
с
Рувимом Ильичём Цветовым на астрономической площадке Московского
планетария
, в астропунктах
Валерий Константинович Луцкий организовывал массовые
наблюдения движения спутников
над Москвой, поставлял информацию о космических
событиях
в московские и центральные газеты.
Наиболее часто его материалы можно было прочитать на страницах
"Известий"
и "Вечерней Москвы".
Закономерно
, что
Валерий Константинович вместе с Петром Кузьмичом Исаковым,
Виктором Павловичем Казневским и Тамарой Людвиговной Рапопорт стал автором
первой серьёзной научно-популярной книги начала космической эры
"Искусственные
спутники Земли
. 100 вопросов и ответов" изданной в 1959 году
Обществом
по распространению политических и научных знаний РСФСР.

О журналистской деятельности
В.К. Луцкого стало известно и в Агентстве печати
"Новости"
(АПН), задачей которого было обеспечение зарубежных изданий
информационными материалами
о нашей стране.
В 1962 году он был приглашен на работу в АПН на должность старшего редактора
по астрономии и космонавтике Отдела науки и техники Главной редакции
Союзной информации
.

1960-е годы - период наибольшего интереса к освоению космоса.
Именно в эти годы были осуществлены первые полёты советских космонавтов,
состоялся выход человека в открытый космос, советские учёные впервые запустили
автоматическую станцию "Луна-10"
ставшую искусственным спутником Луны, были
осуществлены полёты автоматических межпланетных станций
к Венере и Марсу, состоялась первая в Мире стыковка пилотируемых космический кораблей
"Союз-4"
и "Союз-5", групповой полёт сразу трёх космических
кораблей
: "Союз-6", "Союз-7" и "Союз-8".
-

-

Эти достижения волновали всех независимо
от возраста и профессии.
В течение десятилетия мир узнавал о новейших достижениях советских ученых
в области исследования и освоения космоса, в частности, благодаря умению
В.К. Луцкого добывать информацию из первых рук.
Он был вхож в кабинеты крупнейших учёных, засекреченных конструкторов,
был своим человеком у космонавтов в Звёздном городке.
Валерий Константинович обладал каким-то особым чутьём, интуицией,
что позволяло ему быть первым в нужное время в нужном месте.
Благодаря этому любое важное космическое событие незамедлительно
становилось известным всему миру
.
Оперативность, полнота и точность подготовленных
В.К. Луцким материалов не раз
отмечались руководством Агентства печати "Новости" благодарностями
, грамотами,
ценными подарками.
Валерий Константинович Луцкий был принят в Союз журналистов СССР.

В.К. Луцкий не только организовывал подготовку материалов, но и сам создавал яркие
оригинальные статьи
и репортажи. В поисках интересного материала
он много ездил
по стране.
Итогом одной из таких поездок была серия очерков
"Пулковский меридиан".
Из них читатель узнал не только о знаменитой Пулковской обсерватории.
Ведь Пулковский меридиан, выложенный камнем в самой обсерватории, продолжается
к северу в сторону Карелии, а на юг - через небольшой городок Вырицу и Великие Луки,
проходит по окраине Витебска в Белоруссии, затем идёт чуть западнее Киева и в районе
Одессы уходит
в Черное море.
Места, интересные как по своей природе, так и по истории.
О каждой достопримечательности этих мест он рассказал увлекательно и интересно.

Большой лекторский опыт
, приобретенный
Валерием Константиновичем в Планетарии,
помог ему с успехом руководить лекторской группой Агентства печати "Новости".
В Центральном лектории Всесоюзного общества "Знание" им был организован цикл
выступлений
"Трибуна АПН", в котором выступал и сам.
Приходилось ему выступать и во многих других городах страны.

В этот период
В.К. Луцкий вместе с известными учёными и космонавтами неоднократно
участвовал
в популярной тогда телевизионной программе
"Эстафета новостей",
которую вёл легендарный
Юрий Валерьянович Фокин.
Эти передачи регулярно освещали каждое новое космическое событие,
которые следовали одно за другим.
Это были поистине романтические годы - каждую новую победу в космосе народ
воспринимал
как праздник, радуясь за страну, за её ученых, инженеров, рабочих,
за своих славных соотечественников-космонавтов.

Свою любовь
к искусству
Валерий Константинович смог проявить в совместной работе
с легендарным лётчиком-космонавтом и художником
Алексеем Архиповичем Леоновым и его коллегой по искусству Андреем Константиновичем Соколовым при создании
книги-альбома
"Ждите нас, звёзды!".
-
Алексей Константинович Соколов,
Алексей Архипович Лоенов
.
"ЖДИТЕ НАС ЗВЁЗДЫ"
(
фоторепродукции картин на тему освоения космоса;
редактор альбома и автор пояснительных статей -
В.К. Луцкий;
авторы статей: первый лётчик-космонавт СССР
Ю.А. Гагарин,
Академики АН СССР
В.А. Амбарцумян, А.А. Михайлов, Б.М. Кедров;
член-корреспондент АН СССР
В.С. Троицкий
и Академик АН Эстонской СССР Г.И. Наан;
г. Москва, издательство "Молодая Гвардия";
1967 год
):

-
(открыть ссылку) Алексей Константинович Соколов, Алексей Архипович Леонов. "ЖДИТЕ НАС ЗВЁЗДЫ" (фоторепродукции картин на тему освоения космоса; редактор альбома и автор пояснительных статей - В.К. Луцкий; авторы статей: лётчик-космонавт СССР Ю.А. Гагарин, Академики АН СССР В.А. Амбарцумян, А.А. Михайлов, Б.М. Кедров; член-корреспондент АН СССР В.С. Троицкий и Академик АН Эстонской СССР Г.И. Наан; г. Москва, издательство "Молодая Гвардия"; 1967 год):
 открыть ссылку
-

Перу
В.К. Луцкого принадлежат вступительная статья
и подробные содержательные комментарии к каждой отдельной репродукции.
В этом альбоме реальность освоения человеком ближнего космоса соседствует
с фантастикой и романтикой межпланетных и межзвездных путешествий: вместе
с натурными зарисовками, отражающими личные впечатления художника-космонавта
Алексея Леонова, первым из людей увидевшим открытый океан Вселенной, в альбоме
представлены картины далеких загадочных миров
и внеземных цивилизаций,
выполненные, в основном, художником-фантастом
Андреем Соколовым.
-

-

Несмотря
на свою занятость новой весьма ответственной работой, Валерий
Константинович
не терял тесной связи со своими товарищами по планетарию.
Многие из них готовили по его просьбе материалы для зарубежных газет и журналов,
для
"Вестника АПН".
Почти на каждом лекторском совещании в Планетарии
В.К. Луцкий знакомил свих коллег
с последними новостями науки. Он появлялся в Планетарии настолько часто, что многие
долго
не догадывались о его переходе в Агентство печати "Новости".

Не имея специального астрономического образования,
Валерий Константинович
приобрёл необходимую эрудицию благодаря своей любознательности
и постоянному самообразованию.
Не случайно он собрал обширную тщательно подобранную библиотеку современной
и старинной литературы по астрономии, космонавтике и истории науки.
Много дало ему прослушивание докладов учёных, посещение семинаров в научно-
исследовательских институтах
и, конечно, общение с известными астрономами, многие
из которых были с ним в дружеских отношениях. У собеседников
В.К. Луцкого не было
оснований сомневаться
, что они имеют дело с профессиональным астрономом.

Напряженная работа в Агентстве печати "Новости"
, сознание постоянной
ответственности
, большая научно-общественная деятельность не прошли даром.
Сердце
Валерия Константиновича не выдержало, и в 1968 году он перенёс инфаркт.

В 1971 году
В.К. Луцкий был вынужден оставить работу в АПН и перейти в Правление
Всесоюзного общества "Знание"
в качестве референта по физике, математике,
астрономии и космонавтике.
В августе 1973 года он вновь вернулся в Московский планетарий на должность
Заведующего отделом помощи местным планетариям
.
Это был очень важный участок работы.
В стране тогда было более 70-ти планетариев, нуждавшихся в квалифицированной
научно-методической
и технической помощи.
Всесоюзное общество "Знание" поручило эту работу Московскому планетарию,
для чего и был создан упомянутый отдел.

Под руководством
В.К. Луцкого организовывались научные, технические и
методические семинары
для сотрудников планетариев с привлечением крупнейших
учёных
и специалистов.
Под его редакцией издавался специальный информационный бюллетень, из которого
в местных планетариях узнавали о предстоящих конференциях и семинарах, о новых
лекциях
, методических и наглядных пособиях, о новостях науки.
Отдел обеспечивал другие планетарии аннотированными наборами слайдов,
текстами лекций и методическими пособиями.

В 1976 году здоровье
Валерия Константиновича настолько ухудшилось, что ему дали
группу инвалидности
, но он не стал пенсионером в привычном значении этого слова,
и по-прежнему продолжал активную деятельность в Центральном Совете
Всесоюзного Астрономо-геодезического общества
(ВАГО)
и в его Московском отделении.
Продолжил он и свои историко-астрономические исследования,
посвященные истории Отечественных астрономических обществ.

Подолгу работая
в московских и других архивах, В.К. Луцкий создал свой собственный архив документов, отображающих возникновение и развитие Нижегородского кружка любителей физики и астрономии, Русского астрономического общества, Московского кружка любителей астрономии - Московского общества любителей астрономии, Русского общества любителей мироведения.
В архиве
Луцкого накоплены записи воспоминаний видных астрономов и рядовых членов обществ, различных деятелей науки, участвовавших в организации и работе астрономических общественных объединений.
Результаты своих находок он докладывал на собраниях, конференциях и съездах Всесоюзного Астрономо-геодезического общества, публиковал в журнале
"Земля и Вселенная", в сборниках "Историко-астрономические исследования".
-
Журнал "Земля и Вселенная"
(наиболее полный архив номеров):
-
(открыть ссылку) Журнал "Земля и Вселенная" (наиболее полный архив номеров)
 открыть ссылку
-
Итогом этой работы стал уникальный труд
В.К. Луцкого
"История астрономических общественных организаций в СССР (1888-1941)"
изданный
в Московском издательстве "Наука" в 1982 году.
--
(открыть ссылку) В.К. Луцкий. "История астрономических общественных организаций в СССР (1888-1941 гг.)"
 открыть ссылку
-
За эту работу Валерий Константинович Луцкий был одним из первых удостоен
поощрительной премии ВАГО I степени
.
 Через два года по этой теме на Учёном совете Историко-архивного института
В.К. Луцкий с блеском защитил диссертацию на соискание учёной степени
Кандидата исторических наук
.
-

-

Валерий Константинович Луцкий был необычайно активным и деловым человеком.  Остается только поражаться, как много плодотворных начинаний в самых разных
областях связано
с его именем.
Он не только придумывал что-либо интересное, но и прекрасно воплощал задуманное
в жизнь, поскольку он был, как говорится, организатором от Бога.
Интересно, что ряд масштабных дел
В.К. Луцкий реализовал уже в те годы, когда
по состоянию здоровья не занимал никаких штатных должностей.

Исключительный резонанс вызвал придуманный им
в 1977 году научно-популярный
телевизионный журнал
для юношества
"Звездочёт".
Поначалу предложенное название казалось несовременным и потому
не слишком удачным.
Однако со временем все к нему привыкли.
(в 1995-2005 годах выходил журнал для любителей астрономии
с тем же названием прим.
).
-
(открыть ссылку) Журнал "Звездочёт" для любителей астрономии. Годы выхода: 1995-2005
 открыть ссылку
-
Валерий Константинович Луцкий не только, как указывалось на титульных листах,
был автором идеи и названия журнала, но в соавторстве с Выдающимся специалистом
в области астрономического и космического образования
Борисом Григорьевичем
Пшеничнером
писал подробные сценарии всех выпусков журнала
, приглашал
для выступлений видных учёных
(например, Академиков
Виктора Амазасповича Амбарцумяна - основателя и руководителя Астрономической обсерватории
в Бюракане и
Георгия Ивановича Петрова - Директора Института
космических исследований Академии наук СССР
).

В.К. Луцкий был организатором съёмок в научно-исследовательских институтах
и в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, в Московском
городском Дворце пионеров
и в пионерских лагерях.
Помимо всего этого, в течение первого сезона
В.К. Луцкий сам был ведущим в кадре.
Он оставался стержнем, душой тележурнала.
Только люди, знакомые с телевизионной кухней, могут представить себе, какая
колоссальная нагрузка выпадала тогда на долю Валерия Константиновича
.

Выпуски
"Звездочёта" были рассчитаны на обратную связь со зрителями.
Со страниц журнала астрономы рекомендовали интересные объекты для наблюдений,
опытные любители рассказывали о методах наблюдений, давали практические советы
по изготовлению самодельных телескопов.
Начиная с первого выпуска, проводилась заочная викторина.
Поток писем юных зрителей, который обрушился на создателей
"Звездочёта",
превзошёл все ожидания.
К их разборке пришлось привлечь кружковцев отдела астрономии Московского
Дворца пионеров
.
В конце сезона победители заочных туров викторины приглашались в Москву
и становились участниками очного конкурса.
К сожалению, тележурнал требовал от ведущего слишком большой отдачи,
и
Валерий Константинович пригласил себе на смену Лётчика-космонавта СССР
Юрия Николаевича Глазкова.

Другим начинанием
, также вызвавшим заметный общественный резонанс, стало
проведение торжественных вечеров
, посвященных вручению свидетельств
о присвоении малым планетам имен наиболее выдающихся личностей прошлого
и современности.
И хотя официальными организаторами этих мероприятий были Астросовет Академии
Наук СССР
, Институт теоретической астрономии и Московское отделение ВАГО,
свою артистическую натуру
, свой незаурядный организаторский талант.
Первый вечер этого цикла состоялся
в марте 1977 года в Звёздном зале Московского
планетария
, последний с участием
В.К. Луцкого прошёл в Доме учёных
в феврале 1993 года.
Каждый вечер становился подлинным событием культурной жизни
, о котором затем
писали
в газетах и рассказывали в телевизионных репортажах.
Это были своеобразные устные альманахи со своей драматургией, с увлекательными
сюжетами
из жизни замечательных людей на фоне истории.
Каждый вечер становился художественным представлением
с элементами шоу,
но шоу самого высокого тона и безукоризненного вкуса.
Здесь звучала прекрасная музыка и читались стихи, использовались световые
эффекты
, демонстрировались документальные и художественные слайды.
Однако сутью, подлинным украшением каждого такого вечера были, конечно, его
герои
, которые отныне вступали во владение своими планетами.
Среди получивших в награду собственный астероид - Академик
Евгений Павлович Велихов и композитор Александра Николаевна Пахмутова, кинорежиссер Эльдар
Александрович Рязанов
и космонавт Алексей Архипович Леонов, астроном
Алла Генрихович Масевич и актриса Нонна Викторовна Мордюкова, поэт Евгений Аронович
Долматовский
и учёный-космонавт Георгий Михайлович Гречко,
Герой Советского Союза, лётчик
Алексей Петрович Маресьев
и многие другие.

На каждом таком вечере как бы рождалось новое созвездие, состоящее только
из самых ярких звезд.
Зачастую учёные по праву первооткрывателей дают новым астероидам имена
выдающихся деятелей науки
и культуры прошлого.
В таких случаях
Валерий Константинович Луцкий приглашал для получения дипломов
их родственников или сотрудников музеев, посвященных героям вечера.
Свой вечный памятник в космосе обрели
А.С. Пушкин, Академик
Отто Юльевич Шмидт,
всемирно известные учёные и Академики - братья
Вавиловы: Николай Иванович
и
Сергей Иванович, певец Леонид Собинов, советские писатели Николай Алексеевич
Островский
и Аркадий Петрович Гайдар, Маршал Советского Союза
Георгий Константинович Жуков, Герои Великой Отечественной войны Зоя и Александр
Космодемьянские
, космонавты
Юрий Алексеевич Гагарин, Владимир Михайлович Комаров, Георгий Тимофеевич Добровольский, Владислав Николаевич Волков,
Виктор Иванович Пацаев, незабываемый актер театра и кино
Андрей Александрович Миронов.

Для участия
в торжествах из Ленинграда обычно приезжали сотрудники Института теоретической астрономии
А.Г. Сокольский, Ю.В.Батраков, В.А.Шор, а также
открыватели астероидов из Крымской обсерватории, астрономы - супруги

Николай Степанович и Людмила Ивановна Черных.

Валерий Константинович вкладывал
в подготовку этих вечеров всю душу,
весь свой многогранный талант.
Он не только был сценаристом, режиссером и оформителем этих прекрасных
вечеров
, но и артистичным, остроумным ведущим.
Кажется, именно это создавало в зале особую эмоциональную атмосферу.
Вечера длились не меньше двух-трёх часов.
Однако программа их была столь тщательно продумана и разнообразна, что
переполненный зал воспринимал происходящее на сцене с неподдельным
сопереживанием
и воодушевлением.

И вполне заслуженно с тех пор таким вечным памятником
Валерию Константиновичу Луцкому стала малая планета его имени под номером 3856 открытая 26 августа 1976 года астрономом Крымской Астрофизической обсерватории
Николаем Степановичем Черных.

Сегодня декоративный штандарт
с изображением
малой планеты Луцкий на орбите
между Марсом
и Юпитером, прикрепленный к символическому ключу от этой малой
планеты
вместе с официальным свидетельством стали экспонатами семейного
домашнего музея Луцких
, о котором стоит рассказать по подробнее.
-

-

Впрочем
, вся квартира
Луцких выглядит как музей.
В крохотной прихожей гостей встречает бюст
Петра Ильича Чайковского.
Из прихожей можно пройти в две комнаты с высокими потолками или подняться
по узенькой деревянной лестнице на самодельные антресоли.
На антресолях можно не только увидеть предметы старины и книги на французском,
немецком и английском языках, но с близкого расстояния рассматривать некоторые
экспонаты
, развешенные во всю высоту стен в обеих комнатах.

Говорят
, что в обстановке, в облике квартиры отражается личность её обитателей.
В доме
Луцких сохранилось отражение трёх поколений этой семьи.
Часть стен гостиной украшают большие картины маслом, написанные
дедом
В.К. Луцкого.
На антресолях и в комнатах - несколько скульптурных портретов работы его отца. Кстати
, при входе в их огромную коммунальную квартиру до сих пор рядом с кнопкой звонка посетители читают табличку:
-

-
Скульптор
К. Луцкий
-

-
Запоминаются скульптурные образы
Грибоедова
, Циолковского, Бетховена.
Наибольшее эмоциональное впечатление оставляет посмертная маска
Владимира
Владимировича Маяковского
, на которой можно рассмотреть несколько прилипших
к гипсу волос с пышной шевелюры поэта.

Два экспоната как бы объединяют прошлое
с настоящим.
Один из них - гипсовая бронзированная доска, на которой рельефно запечатлены
автографы многих знаменитостей
, гостивших в этом доме.
Другой - одна из лучших работ самого
Валерия Константиновича -
горельеф-скульптура его отца
.
Этому портрету суждено было стать последним произведением
В.К. Луцкого. Созданный по канонам искусства ваяния, портрет отличается тонкостью,
выразительностью и прекрасно передает образ мудрого
и творческого человека.

В.К. Луцкий - страстный коллекционер и собиратель редкостей.
Его коллекции разнообразны и отражают увлечения собирателя.
Несколько стендов - археологические собрания
Валерия - орудия труда первобытного
человека
, фрагменты древней и средневековой посуды, листки старых рукописей,
старинные монеты и банкноты.
Довольно много образцов красивых минералов и горных пород, собранных
Валерием
во время его путешествий на Новую Землю, на Восток нашей страны, в Среднюю Азию,
в Чехословакию, а также привезенных друзьями из дальних стран. Весьма живописен
морской уголок
, где собраны красивые раковины и модели кораблей.

Значительная часть экспозиции
и фондов музея связана с увлечением космосом -
коллекция марок
, медалей, значков космического содержания.
Здесь можно проследить историю астрономии и космонавтики.
На центральной стене в гостиной - фотографии с дарственными надписями
первых космонавтов
.
На многих из них хозяин дома изображен вместе со знаменитыми покорителями космоса.
Стены другой комнаты украшают несколько пейзажей и натюрмортов, подаренных
другом
Валерия Константиновича, художником Юрием Расиным.

Но более всего привлекают разнообразные работы самого Валерия Константиновича Луцкого - чеканка, гравюра по металлу, скульптура, резьба по дереву, картины маслом, роспись по фарфору.
На них оживают впечатления от поездки по Пушкинским местам
и по Золотому Кольцу или космические сюжеты.

Пушкинский уголок - увлечение
Валерия Константиновича последних полутора
десятилетий
, когда он занялся пушкиноведением, изучал эпоху и окружение поэта,
собирал старинные издания его произведений.
Значительную помощь в этом оказывала супруга
Луцкого - Юлия Львовна,
преподаватель русского языка и литературы.
Пушкиниана музея включает уменьшенные копии памятников поэту, несколько
предметов эпохи первой половины XIX века - подсвечник
, гусиные перья,
коллекционные медали, марки, открытки и значки разных лет, альбомы, книги
и репродукции, посмертная маска
А.С. Пушкина и генеалогическое древо пушкинского
рода
, нарисованное одним из потомков, с которым был дружен хозяин музея.
Несколько экспонатов - плоды творчества
В.К. Луцкого.

Теперь часть домашнего музея экспонируется
в Московском городском Дворце
творчества детей
и юношества в Москве, на Воробьевых Горах
(бывший Дворец
пионеров
)
на выставке, посвященная жизни и творчеству Валерия Константиновича.
И в этом нет ничего удивительного.
Ведь вся его жизнь была тесно связана и с Дворцом пионеров.
Начиная с первых классов школы,
Валерий часто бывал в расположенном неподалеку
от его дома красивом старинном особняке в переулке Стопани, где тогда размещался
Городской Дом пионеров
.

Когда проектировался
и строился новый комплекс Дворца на Ленинских Горах,
В.К. Луцкий по долгу службы консультировал архитекторов.
Именно благодаря участию в этом деле сотрудников Московского планетария, в новом
Дворце были открыты
и оборудованы планетарий, обсерватория
и астрономический кабинет.
И в дальнейшем в качестве члена Шефского совета Отдела астрономии и космонавтики
Дворца пионеров
Валерий Константинович постоянно консультировал его сотрудников,
выступал перед ребятами с интересными сообщениями, помогал в организации
астрономических выставок
и вечеров.
Не случайно он стал Почётным членом Клуба космонавтики Дворца.
-

 

-

 

-
Выдающийся пропагандист достижений Отечественной космонавтики
,
организатор астрономического и космического образования,
популяризатор астрономии и исследователь
Валерий Константинович
Луцкий
скончался 27 августа 1996 года.
-
Урна с его прахом захоронена в Москве на Донском кладбище (уч. № 4),
в родственном захоронении
, рядом с родителями.

-
(увеличить фото) г. Москва, Донское кладбище (уч. № 4). Памятник на месте захоронений урн с прахами В.К., К.Л. Луцких и членов их семей (май 2018 года)
 увеличить фото
-

 

-

 

-
При создании страницы использованы:
материалы статьи "В.К.ЛУЦКИЙ: АСТРОНОМ, ИСТОРИК, ХУДОЖНИК"
(авторы - Борис Алексеевич Максимачёв и Борис Григорьевич Пшеничнер;
журнал "Вселенная и мы"; 4, 2001 год)
:
-
(окрыть ссылку) Статья "В.К.ЛУЦКИЙ: АСТРОНОМ, ИСТОРИК, ХУДОЖНИК" (авторы - Борис Алексеевич Максимачёв и Борис Григорьевич Пшеничнер; журнал "Вселенная и мы"; 4, 2001 год):
 открыть ссылку
-
Ссылки по теме:
"Интерес к космосу был огромным".
Рассказ Действительного члена Российской Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского
,
Заслуженного работника культуры Российской Федерации Бориса Григорьевича Пшеничнера
о том
, кто и как создавал отдел астрономии и космонавтики
Московского Городского дворца пионеров
(
записала Ольга Закутняя; сайт газеты "Троицкий вариант")
:
-
(окрыть ссылку) Рассказ Действительного члена Российской Академии космонавтики, Заслуженного работника культуры Российской Федерации Бориса Григорьевича Пшеничнера о том, кто и как создавал отдел астрономии и космонавтики Московского городского дворца пионеров (записала Ольга Закутняя; сайт газеты "Троицкий вариант")
 открыть ссылку
--
статья "Космические подмостки: театр в московском Планетарии"
(автор - Татьяна Платонова; сайт "Лаборатория Theatrum Mundi"):
-
(окрыть ссылку) Статья "Космические подмостки: театр в московском Планетарии" (автор - Татьяна Платонова; сайт "Лаборатория Theatrum Mundi")
 открыть ссылку
-