Валерий Александрович Яздовский
родился 8 июня
1930 года,
в городе Енакиево Донецкой области
Украинской ССР.
Его отец -
Яздовский Александр Львович
(1889 - 1973),
кавалер ордена Ленина (1948)
за безупречную работу в угольной промышленности и
тогда же ему было
присвоено звание "Горный директор третьего (высшего)
ранга".
Мать - Яздовская (Бигмар) Глафира Павловна
(1893 - 1983),
работала
учительницей
начальных классов.
В 1948 году
Валерий Яздовский
окончил среднюю школу № 2
города Пушкино Московской области,
по
окончании которой
работал шахтером
на
шахте
под
Тулой.
В 1949 году
он окончил один курс вечернего отделения Московского
металлургического института,
после чего перевёлся
в
Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.
В 1954 году
В.А. Яздовский
окончил МАИ
(с
"красным" дипломом)
по
специальности "Самолётостроение"
и
получил квалификацию "инженер-механик по
самолетостроению".
По
окончании института
Валерий Александрович
был распределён в
ОКБ-1 - Особое конструкторское бюро
под
руководством
Сергея Павловича Королёва
и
с 1954-го
по 1957 год
В.А. Яздовский
работал
инженером
в
19-м
(телеметрическом)
отделе.
Здесь он активно включился в работу по
системе бортовых измерений межконтинентальных баллистических ракет Р5-М.
Досконально освоив информационно-телеметрическую
систему СТК-1, программу измерений, инструкции проведения
наземных испытаний ракеты в контрольно-измерительной
службе завода № 88
при ОКБ-1 и в монтажно-испытательном
корпусе на полигоне Капустин Яр,
В.А. Яздовский
принимал активное участие
в Лётно-конструкторских испытаниях этой ракеты,
в том числе с ядерным боезарядом
(2 февраля 1956 года).
С июня 1956 года по апрель 1957 года в составе
группы (вместе
с
Н.П. Голунским
и
Б.Г. Шумаковым)
Валерий Александрович
занимался подготовкой
"Программы измерений ракеты Р-7",
лично утверждённой
С.П. Королёвым.
3 августа 1957 года
В.А. Яздовский
был назначен
на должность
старшего инженера
и под его началом в секторе "Ч"
была сформирована группа из 9-ти человек.
В декабре 1957 года из НИИ-4 был переведён
на должность Начальника группы
Константин
Петрович Феоктистов,
а в феврале 1959 года
С.П. Королёв
назначил его начальником сектора отдела № 9,
к нему и была переведена в полном составе
группа Яздовского
по разработке пилотируемых космических аппаратов.
Сектор "Ч" был
расформирован, и
В.А. Яздовский стал
Начальником группы
в секторе
К.П. Феоктистова.
Группа решала вопросы надежности пилотируемых аппаратов и большой
круг новых и сложных проблем:
- определение и составление
перечень измеряемых телеметрических параметров
по всем бортовым системам и конструкции корабля, а также перечень команд
управления работой бортовых систем;
- выпуск исходных данных
для разработки программы телеметрических измерений;
- разработка принципиальных
схем систем приземления и аварийного
спасения космонавта (САС).
Группа также занималась разработкой
технических требований
к следующим системам:
- жизнеобеспечения космонавта (СОЖ),
которая включала в себя вопросы регенерации воздуха, сбора продуктов
жизнедеятельности, кондиционирования воздуха, газового
анализа и регулирования давления внутри СА, набора бортовых продуктов
питания и водоснабжения космонавтов, включая комплектацию неприкосновенного
аварийного запаса и др.;
- ручной ориентации корабля;
- радиосвязи;
- радиопеленгации корабля после его приземления.
Кроме того, группа решала комплекс вопросов обеспечения надежности
работы бортовых систем.
Так, например, дублировалась основная система ориентации
корабля по инфракрасному излучению Земли и ручной системой
ориентации, устанавливалось
на корабле по два независимых комплекта:
исполнительных органов системы ориентации, программновременных
устройств, телекамер с радиопередатчиками, командных
радиолиний.
И одновременно группа
В.А. Яздовского
курировала создание систем жизнеобеспечения
в ОКБ
Г.И. Воронина,
скафандров и кресел для космонавтов
в КБ
С.М. Алексеева
и
Г.И. Северина,
а также работы проводившиеся в Государственном
научно-исследовательском институте авиационной
и космической медицины.
Помимо разработки кораблей "Восток"
и "Восход"
Валерий Александрович
Яздовский
до 1968 года активно
занимался проектированием и экспериментальной отработкой систем
космических кораблей "Союз"
(7К-ОК),
"Зонд"
(7К-Л1),
а также кораблей
ЛОК
(11Ф93),
ЛК
(11Ф94)
по лунной программе Н1-Л3.
В 1959 - 1960 годах
по
указанию
С.П. Королёва
он
принимал участие в
работе Военно-промышленной комиссии,
где занимался подготовкой "Положения
о космонавтах СССР"
и
соответствующего проекта Постановления ЦК КПСС
и
Совета Министров СССР,
а после создания Центра подготовки космонавтов ВВС,
Валерий Александрович
(согласно Приказу
Главного конструктора)
был направлен туда для чтения лекций
по комплексу средств жизнеобеспечения космонавтов в полёте,
конструкциям, агрегатам, системам и приборам спускаемого
аппарата.
По
назначению
С.П. Королёва
и
указаниям
К.П. Феоктистова
с 1962-го по 1964 год
Валерий Александрович Яздовский
читал лекции студентам старших курсов самолетостроительного факультета
Московского авиационного института:
- по воздействию внешних факторов на пилотируемый
корабль и на космонавтов
на всех этапах полета;
- по конструкции корабля, его системам и агрегатам, а
так же по системам жизнеобеспечения космонавтов на вновь созданной кафедре
СОЖ.
В 1967-1968 годах он работал
Начальником группы 19-го
отдела ЦКБЭМ.
Подготовка к космическому полёту:
В.А. Яздовский внёс
большой вклад
в организацию группы космонавтов-кандидатов по
программе полёта трёхместного космического корабля "Восход", а также
(после смерти С.П. Королёва)
в создание на базе Центрального
конструкторского бюро экспериментального машиностроения
(бывшего ОКБ-1)
первого официального
набора "гражданских" космонавтов.
Ещё в мае - июне 1964 года
Валерий Александрович сам
был направлен на
медицинское обследование
в Центральный научно-исследовательский авиационный
госпиталь
в
качестве одного из
14-ти кандидатов
от
ОКБ-1
для
полёта
на
первом трехместном
космическом корабле "Восход"
(целевой набор
"Восход")
в
качестве космонавта-инженера.
В июне 1964 года
он получил допуск медицинской комиссии
к
спецподготовке.
Его кандидатура рассматривалась
на
заседании Мандатной комиссии
11 июня 1964 года, но к
зачислению
в
группу он рекомендован
не
был.
18 августа 1967 года
Приказом Главного конструктора
ЦКБЭМ
Василия
Павловича Мишина
В.А. Яздовский
был включён
в
группу кандидатов в
космонавты ЦКБЭМ
по
программе H1-Л3.
С августа 1967 года по 1968 год
проходил подготовку в
ЦКБЭМ
в
составе группы космонавтов по
программе Н1-ЛЗ.
На
заседании Государственной межведомственной комиссии
(ГМВК)
24 мая 1968 года
был рекомендован
для
зачисления
в
отряд космонавтов.
В тот же день
Приказом Министра общего
машиностроения №163 зачислен
в
отряд космонавтов ЦКБЭМ.
18 июня 1968 года Приказом
Главного конструктора ЦКБЭМ
В.П. Мишина
Валерий Александрович Яздовский
был
назначен
на
должность космонавта-испытателя отряда космонавтов ЦКБЭМ
(731-го
отдела).
В октябре 1969 года он принимал участие
в
управлении групповым полётом космических кораблей "Союз-6"-"Союз-7"-"Союз-8".
С января по май 1970 года
Валерий Александрович
проходил подготовку
для
автономного длительного полёта
на
космическом корабле "Союз-9"
в
качестве бортинженера третьего (резервного)
экипажа,
вместе
с
Василием Григорьевичем
Лазаревым.
С августа 1970 года по октябрь
1971 года
В.А. Яздовский
проходил подготовку
к
полёту
по
программе отработке системы стыковки "Контакт-КЭЦ"
на
7К-ОК № 18
и
7К-ОК №19
в
качестве бортинженера основного экипажа пассивного корабля, сначала вместе
с
Василием Григорьевичем
Лазаревым, а с мая 1970
года -
со
Львом Васильевичем Воробьёвым.
Подготовка к полёту была прекращена
в связи с закрытием программы.
С мая по декабрь 1973 года
Л.В.
Воробьёв
и
В.А. Яздовский
проходили подготовку
для полёта
на
космическом корабле "Союз-13"
по
астрофизической программе "Орион"
в
качестве основного экипажа.
Но
за несколько дней до
старта, 7 декабря 1973 года,
уже на
космодроме Байконур Решением Государственной
комиссии основной экипаж был отстранён
от
полёта
и
заменен дублирующим (П.И.
Климук -
В.В. Лебедев).
В
заключении Госкомиссии было отмечено,
что это было сделано из-за
"...излишней прямолинейности
командира и принципиальности бортинженера".
По
появившимся позднее сообщениям,
причиной стала психологическая несовместимость экипажа.
Дальнейшая работа в отряде
космонавтов:
В 1975-1977 годах
Валерий Александрович Яздовский
проходил подготовку в составе группы
космонавтов для подготовки к полётам
на орбитальных станциях "Салют".
В 1978-1979 годах проходил подготовку в составе группы
космонавтов по программе космического корабля
"Союз Т".
Приказом Министра Общего машиностроения СССР 1
июля 1982 года он был отчислен
из отряда космонавтов научно-производственного
объединения "Энергия"
в связи с уходом на пенсию по выслуге лет.
Дальнейшая работа в НПО "Энергия":
После отчисления из отряда
космонавтов В.А. Яздовский
в 1982 году
вернулся
в родной коллектив телеметрического отдела, но
номера отдела были уже другими, вначале – 103, потом – 196.
Имея богатый опыт творческой и проектной работы на
предприятии, Старший,
затем - Ведущий инженер
Валерий Александрович Яздовский
сосредоточил своё
внимание на
разработке технических предложений по созданию современных
средств информационно-телеметрического обеспечения
(ИТО)
космических аппаратов спутниковой связи.
Средства ИТО входят в состав автоматизированной системы управления
полётом
космических аппаратов
спутниковой связи и включают в себя:
- Бортовую информационно-телеметрическую систему с
датчиково-преобразующей
аппаратурой и антенно-фидерным устройством;
- Наземные приемно-регистрирующие средства;
- Средства автоматизированной обработки, анализа, отображения
и документирования информации;
- Наземные и спутниковые каналы связи для трансляции принятой
телеметрической информации в Центр управления полётом.
В 1992 году
Валерий Александрович ушёл
на заслуженный отдых.
Он встречался с друзьями-космонавтами,
с коллегами по работе,
бывал в РКК "Энергия"
и в Звёздном городке.
В последние годы жизни являлся инвалидом 2-й группы.
Достижения в авиации и спорте:
Во
время обучения
в
МАИ занимался
в
аэроклубе института.
Летал
на
самолётах По-2,
Як-18
и
Як-18П.
Общий налет составил
- 26 часов 25 минут.
В 1972 году в
рамках космической подготовки
В.А. Яздовский
обучался
в
Школе лётчиков-испытателей Министерства
авиационной
промышленности СССР
в
городе Жуковском Московской области.
Имел третий разряд
по
самолётному спорту,
первый разряд по
бегу
и
второй разряд
по
стрельбе.
Выполнил 31 прыжок
с
парашютом.
В.А. Яздовскому были присвоены
воинские звания:
инженер-лейтенант запаса
(13.04. 1961);
лейтенант-инженер запаса
(03.12. 1971);
старший лейтенант-инженер
запаса (17.06.
1974).
Награды:
Валерий Александрович Яздовский
был награжден
медалями:
"За трудовую доблесть"
(17.02.
1958),
"За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня
рождения В.И. Ленина"
(03.04.
1970),
"Ветеран труда"
(23.04.
1990).
Федерация космонавтики СССР
(России)
наградила его:
медалью
имени Ю.А. Гагарина,
медалью "XXX лет полёта Ю.А.
Гагарина.
12.04. 1961 -
12.04. 1991", медалью
"90 лет со дня рождения С.П. Королёва.
1907-1997".
Кроме этого он был награждён
медалью "50 лет РКК "Энергия"
имени С.П. Королёва"
(1996).
|