-
Рубен Григорьевич Чачикян
родился 20 апреля (3 мая)
1910 год
в городе
Тифлисе -
административном центре Тифлисской губернии
в составе Российской
Империи.
Историческая справка:
......Город
Тбилиси (до
1936 года - Тифлис)
является столицей и крупнейшим
городом Грузии,
имевшей следующие официальные наименования: с 1918-го по
1921 год - Грузинская Демократическая Республика; с 25
февраля 1921 года по 12 марта 1922 года - Социалистическая
Советская Республика Грузия; с 12 марта 1922 года по 5
декабря 1936 года Социалистическая Советская Республика Грузия -
часть Закавказской Социалистической Федеративной Советской
Республики в составе СССР; с 5 декабря 1936 по 9 апреля
(де-факто) или 26 декабря (де-юре) 1991 года - Грузинская ССР в
составе СССР; с 1991 года -
(независимая)
Грузия.
В 1930 году,
Р.Г. Чачикян
окончил Ленинградский машиностроительный институт
(с 19 сентября 2011
года -
Санкт-Петербургский институт машиностроения - структурное
подразделение Санкт-Петербургского Государственного
политехнического
университета).
В 1931-1933 годах,
он являлся инженером в
Ленинграде (ныне
-
город Санкт-Петербург)
на
Ижорском заводе
(ныне -
Открытое Акционерное общество "Ижорские заводы"),
затем - во
Всесоюзном научно-исследовательском дизельном институте
(ныне -
Государственное унитарное предприятие "Центральный
научно-исследовательский
дизельный институт").
С 1933 года,
Рубен Григорьевич
работал
на предприятиях Народного комиссариата
(с 1946 года -
Министерства)
авиационной промышленности СССР.
Свой трудовой путь в
этой отрасли он начал на
Ленинградском заводе № 379:
Ведущим инженером-конструктором,
Начальником конструкторского сектора.
В 1939 году, под
руководством Р.Г. Чачикяна,
была разработана оригинальная система
автоматического дистанционного
(телемеханического)
управления
с
электрогидравлическим автопилотом,
предусматривающим автоматические
взлёт и
посадку самолётов-бомбардировщиков ТБ-3
(ТБ-ТМС),
СБ и
ДБ-3Ф.
Таким образом,
впервые в
СССР разрешена проблема создания самолёта тяжёлого
типа,
полностью выполняющего полёт от
взлёта до
посадки включительно,
без экипажа.
Параллельно с
разработкой этой системы,
Рубен Григорьевич лично
занимался их
лётно-конструкторскими испытаниями.
20 августа 1941 года,
в
качестве вольнонаёмного служащего и в
должности Начальника
лётной экспедиции,
Р.Г. Чачикян
был откомандирован на
фронт в
432-й авиационный
полк Авиации дальнего действия 81-й бомбардировочной дивизии,
где до 3 декабря
1941 года
занимался лётной отработкой "беспилотника" и
лично участвовал в
первом
боевом применении управляемого по
радиоканалу самолёта ТБ-3.
Всего же,
его общий налёт в
качестве инженера-лётчика-испытателя
в 1933-1941 годах составил
1400 часов.
-
-
Как
ответственному работнику авиационной промышленности,
ему было присвоено
воинское звание "инженер-капитан".
С 1942-го по 1943 год,
Р.Г. Чачикян
работал
на
Московском заводе № 122 в
должностях
Ведущего инженера и
Начальника лётной группы.
Предприятие осуществляло ремонт приборов и
работы по
авиационному оборудованию.
-
-
В 1943-1944 годах
он являлся заместителем Главного инженера 5-го Главного
управления Народного комиссариата авиационной промышленности
СССР.
С 1944-го по 1950 год,
Чачикян Рубен Григорьевич
работал
Ведущим конструктором,
затем -
заместителем Главного конструктора по
автоматике Специального
конструкторского бюро Ленинградского завода № 224, где
руководил разработкой
и
испытаниями автоматических навигационных систем.
В 1950 году, из
Специального конструкторского бюро завода № 224 было выделено
самостоятельное ОКБ-857 под
руководством Главного конструктора
Р.Г. Чачикяна.
В 1954 году
он успешно защитил защитил диссертацию
на
соискание учёной степени
Кандидата технических наук.
14 апреля 1955 года было
Постановление
Совета Министров СССР № 720-435сс/оп
(с
грифом
"Совершенно секретно.
Особая папка")
от
"Вопросы ракетного и реактивного
вооружения", согласно которому
одними из
приоритетных задач являлись вопросы
создания
крылатых ракет сверхдальнего действия "Буря"
(в
Особом
Конструкторском
бюро
(ОКБ-301)
под руководством
Лавочкина Семёна Алексеевича)
и
"Буран" (М-40)
(в
Особом
Конструкторском бюро
(ОКБ-32)
под руководством
Мясищева Владимира Михайловича).
Для разработки системы управления ракетами "Буря" и
"Буран", в этом же году
по инициативе Академика
Келдыша Мстислава Всеволодовича
был организован
филиал НИИ-1 во главе с Начальником
и Главным конструктором
Чачикяном Рубеном
Григорьевичем
(ныне - Московский
институт электромеханики и автоматики).
Сюда была переведена часть сотрудников НИИ-88,
возглавляемых
Лисовичем
Израэлем Мееровичем, который
стал руководителем работ по системе астронавигации,
и группа сотрудников во главе с
Толстоусовым Георгием Николаевичем
-
руководителем работ
по инерциальной автопилотной системе.
Разработанная в филиале НИИ-1 астронавигационная система
прошла испытания,
в том числе на самолёте Ту-16 при полётах
на
дальность 4000 километров на высоте
11 километров.
При лётных испытаниях ошибка навигации составляла
от 3-х до 6-ти километров.
Создание коллективом филиала НИИ-1 под
руководством Р.Г. Чачикяна научного
комплекса систем автоматического управления для
специальных
объектов, в том числе -
астро- и
инерциальных систем стало основой формирования новых направлений
разработок
современных информационных систем пилотажно-навигационного
оборудования.
В 1959 году,
Чачикян Рубен Григорьевич
был назначен
на
должность
Главного
конструктора Особого конструкторского бюро № 133
(ОКБ-133)
Государственного
комитета Совета Министров СССР по авиационной технике
(с
1966 года - Московское
приборостроительное конструкторское бюро "Восход"; ныне -
Открытое
Акционерное общество "Аэроприбор-Восход").
С
его именем связано развитие и
расширение тематики
предприятия в
направлении
создания бортовых аэрометрических
систем,
комплексов,
систем повышения
безопасности полётов и
интегрированных средств отображения информации.
В
должности Главного конструктора этого предприятия
Р.Г. Чачикян
проработал
до
1986 года.
Под
его руководством начатые в 1940е
годы
работы по
созданию пилотажных
механических приборов были
продолжены.
Коллектив ОКБ под
руководством
Рубена Григорьевича
занимался
разработками
электронных приборов,
способных выполнять свои функции как при
нормальной
работе
систем электроснабжения, так и в
аварийном режиме.
Также был проведён большой объём исследовательских
конструкторских работ,
направленных на
расширение диапазона и
повышение точности измерения,
поиск
оптимальных по
эргономике форм представления информации экипажам летательных
аппаратов и
создано многообразие
приборов измерения барометрической высоты,
вертикальной
скорости,
приборной и
истинной скорости,
указателей числа Маха.
Под
руководством
Р.Г. Чачикяна были созданы системы парашютной
автоматики,
обеспечившие приземление первого космонавта планеты
Гагарина Юрия Алексеевича
и
других
космонавтов, а также
телеметрические датчики и
барокомандные системы
обеспечения
приземления всех наших космических кораблей,
автоматы систем
катапультирования
всех советских боевых самолётов,
системы
управления
воздухозаборниками
авиационных двигателей,
системы прицельно-пилотажной
индикации,
механических
высотомеров,
вариометров,
приёмников воздушных
давлений,
первые в
СССР
аналоговые
системы воздушных сигналов и
информационные
комплексы
высотноскоростных параметров, в том числе -
автоматической посадки
самолётов
на
необорудованные глиссадными маяками аэродромы,
аппаратура и
научнометодическое обеспечение полётов по
сокращённым интервалам
вертикального эшелонирования в
воздушном
пространстве и
системы
предупреждения об
опасном
сближении с
землёй.
Доктор технических наук
(с 1966
года),
Профессор Чачикян Рубен
Григорьевич -
автор и соавтор более 150-ти
научных трудов и изобретений.
Его разработки базировались на
системном подходе к
вопросам автоматизации
процессов управления летательных аппаратов и
широком внедрении электронной
и вычислительной техники в
проектируемые изделия и
комплексы.
Награды:
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
№ 253/34
от
17 июня 1961
года
(с грифом
"Совершенно секретно"),
"За
успешное выполнение специального
задания Правительства по созданию образцов ракетной техники,
космического
корабля-спутника "Восток" и осуществление первого в мире полета
этого корабля
с человеком на борту",
Главный конструктор ОКБ-133
Государственного комитета
Совета Министров СССР по авиационной технике
Чачикян Рубен Григорьевич
был
награждён
орденом Трудового Красного Знамени.
Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 11 марта 1985 года,
"В честь 40-летия
Победы Советского народа в Великой Отечественной войне",
Чачикян Рубен
Григорьевич
был
награждён
орденом Отечественной
войны II
степени.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 ноября
1983 года,
за
создание
приборов
для летательных аппаратов, Главный
конструктор
Московского
приборостроительного конструкторского бюро "Восход"
Чачикян
Рубен
Григорьевич был
удостоен
Государственной премии СССР в области
науки и техники
за 1982 год.
В 1985 году, Чачикяну Рубену
Григорьевичу было
присвоено Почётное звание
"Заслуженный
деятель науки и техники РСФСР".
Он был также награждён орденами
Ленина и Октябрьской Революции,
ещё двумя орденами Трудового Красного
Знамени,
медалями:
"За доблестный
труд.
В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина" (1970), "За Победу
над
Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" (09.05.
1945),
"За оборону
Москвы" (01.05.
1944), "Двадцать
лет Победы над
Германией в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов" (1965), "Тридцать
лет Победы над
Германией
в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" (1975), "Сорок
лет Победы над
Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
(1985),
"За доблестный
труд в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов", "50 лет
Вооруженных Сил
СССР"
(1968),
"60 лет
Вооруженных Сил СССР" (1978).
Чачикян Рубен
Григорьевич
был также удостоен
Премии имени С.П. Королёва
и Премии имени А.Н. Туполева.
- |