-
Маргарита Михайловна Фомина
родилась 14 февраля 1925 года.
После окончания Тульского механического института, в 1949 году она
пришла
на работу
в
ОКБ-1 - Особое конструкторское бюро под руководством
Сергея Павловича Королёва
при Научно-исследовательском
институте № 88 (НИИ-88)
Министерства вооружения
СССР, где являлась инженером
отдела, занимавшегося
разработками морских
баллистических ракет.
После образования
на базе отдела
(по
инициативе
С.П. Королёва)
на Урале,
в городе
Златоусте Челябинской области самостоятельного конструкторского
бюро (СКБ-385),
с 1952 года М.М. Фомина
работала на этом предприятии
в проектном отделе инженером,
Старшим инженером, Начальником группы -
руководителем коллектива
занимавшегося расчётами прочности ракет.
В 1955 году
после
перевода
предприятия
в город Миасс Челябинской области
Главным конструктором СКБ-385 стал
Выдающийся организатор школы
стратегического
морского
ракетостроения,
будущий
Действительный
член Академии
наук СССР
Виктор Петрович Макеев.
____-
..........В
1966 году СКБ-385 было
преобразовано в Конструкторское бюро машиностроения,
в 1993 году - в Государственный ракетный центр "Конструкторское бюро
имени Академика В.П. Макеева", в 2009 года - в ОАО
"Государственный ракетный центр "Конструкторское бюро имени
Академика В.П. Макеева".
Проработав
на предприятии до 2001 года Маргарита Михайловна
Фомина
накопила
богатейший арсенал методов
и подходов к решению
задач любой сложности.
Она
была активной участницей создания трёх поколений баллистических
ракет
подводных лодок, в
части проектирования
конструкторской документации,
экспериментальной отработки прочности,
освоения технологий и
решения
вопросов прочности при
изготовлении на
заводах.
Имея в памяти сотни экспериментально разрушенных сборок,
Маргарита
Михайловна
проводила расчёты сопровождаемые анализом вариантов и
весов,
и направленные на исключение лишнего веса и
определение минимальных толщин.
М.М. Фомину
знали как
конструкторы всех отделов родного предприятия,
так и
многие ведущие специалисты,
руководители, главные конструкторы,
главные инженеры смежных предприятий, а также ведущие учёные
отраслевых научно-исследовательских институтов.
Её написанные каллиграфическим почерком замечания,
подробнейшие
разъяснения "как надо
сделать и почему" знакомы
многим специалистам
всех поколений конструкторов предприятия.
После устранения её замечаний конструкции становились проще,
понятнее и грамотнее.
Маргарита Михайловна Фомина внесла большой вклад в постановку оригинальных
экспериментов по вафельным оболочкам, в разработку
методов расчёта и
проектирования
тонкостенных конструкций с высоким весовым совершенством.
На её счету многочисленные командировки: в головные
институты, смежные конструкторские бюро, на
полигоны, продолжительные многонедельные
–
на заводы-изготовители, где осуществлялось так
называемое
"ведение производства".
По
указанию Главного конструктора СКБ-385
(КБ машиностроения)
В.П. Макеева
она выезжала и в
более ответственные командировки,
когда надо было
держать ответ за
всё конструкторское бюро.
Биография
М.М. Фоминой
– годы напряжённой работы,
насыщенной постоянным решением технических проблем.
Из её группы вышло много специалистов, выросших
до руководящих постов, несколько человек стали
кандидатами технических наук.
Все они прошли её школу профессионализма и научной
подготовки,
её отношения
к работе, делу, людям.
Когда проводились советы главных конструкторов, часто
можно было видеть,
как кто-то из присутствующих подходил
к ней, присаживался
к её столу,
чтобы поговорить, посоветоваться.
На счету
М.М. Фоминой,
участницы разработок и испытаний всех ракет,
созданных Конструкторском бюро машиностроения -
три изобретения внедрённых
в производство.
Маргарита Михайловна
была человеком высокой культуры,
очень многогранной личностью, интересующейся всем:
политикой, культурой, новинками литературы,
спортом, и остро переживающей
за всё, что происходило вокруг.
Она была страстной поклонницей футбола, хоккея,
болельщицей всех крупных соревнований: всесоюзных,
Олимпийских игр и мировых чемпионатов.
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР
№ 253/34
от
17 июня 1961
года
"За
успешное выполнение специального задания
Правительства по созданию
образцов ракетной техники, космического корабля-спутника
"Восток"
и осуществление первого в мире полета этого корабля с человеком
на борту"
Старший инженер СКБ-385
Государственного комитета по обороной технике
при Совете Министров СССР
Фомина
Маргарита Михайловна
была
награждена
медалью "За трудовую доблесть".
Кроме этого она была награждена орденами Трудового Красного
Знамени
(1969),
орденом "Знак Почёта" (1975)
и другими
государственными наградами.
В 1972 году
Фомина
Маргарита Михайловна
была
награждена Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.
Федерация космонавтики России наградила
М.М.
Фомину
Медалью
имени Академика В.П. Макеева.
В 1973 году ей было присвоено Почётное звание "Заслуженный
работник
Конструкторского бюро машиностроения".
-
Имя Фоминой Маргариты
Михайловны
внесено в Книгу Почёта
Государственного
ракетного
центра "Конструкторское бюро
имени
Академика В.П. Макеева".
- |