Родился 15 мая 1926
года в Брянске.
В 1948 году
Виталий Михайлович Иевлев
окончил факультет "Двигатели летательных аппаратов" Московского Авиационного
института имени Серго Орджоникидзе.
С 1948 года и до ухода из жизни трудовая и научная
деятельность В.М. Иевлева
была связана с НИИ-1 Министерства
авиационной промышленности СССР (в
1965-1995 годах - Научно-исследовательский институт тепловых процессов,
с 1995 года -
Исследовательский Центр
имени М.В. Келдыша).
Являлся
инженером-конструктором,
исполняющим обязанности начальника отдела,
начальником отдела,
старшим научным сотрудником,
начальником лаборатории,
начальником отделения.
Виталий Михайлович Иевлев
внёс весомый вклад в создание двигателей первой
Межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, а после - крылатой
ракеты "Буря".
На этапе исследования возможности использования
ядерной энергии
в ракетно-космической технике им были предложены три
основополагающие схемы
ядерных ракетных двигателей.
Ещё
в 1947 году при поддержке трёх "К" -
Игоря Васильевича Курчатова,
Мстислава Всеволодовича Келдыша
и
Сергея Павловича Королёва
В.М. Иевлев
начал проектирование первого ядерного ракетного
двигателя РД-0410,
который затем
был создан в Воронежском конструкторском бюро "Химавтоматика".
Необходимую поддержку и консультации также оказывали
Анатолий Петрович Александров,
Александр Ильич Лейпунский,
Валентин Петрович Глушко и другие.
Так, в 1955 году в НИИ-1 МАП СССР
во главе
с
В.М. Иевлевым
была создана группа
по разработке концепции ядерных ракетных двигателей с удельным импульсом
J=(850-900) сек "А"
и
до 2000 сек "В".
В работе группы принимали участие
К.И. Артамонов,
А.С. Коротеев
(ныне
- Директор Центра имени М.В. Келдыша - прим.) и многие
другие.
В 1977 году Виталий Михайлович
стал Генеральным конструктором по
созданию принципиально нового генератора низкоплотной плазмы
для изделий
ракетной техники (газофазный
ядерный реактор).
Он стал основоположником полуэмпирической теории турбулентности
и автором
расчётов теплозащиты авиационных и ракетных двигателей, крупнейшим
специалистом
по теплофизике
(в
частности, тепломассообмену
в жидкостных
ракетных двигателях - прим.
Е.Р.),
гидромеханике, механике и методам преобразования энергии.
Около 180-ти его научных трудов посвящены
этим темам, например -
"Турбулентное
движение высокотемпературных сплошных сред"
(1975),
"Численное моделирование турбулентных
течений" (1990)
и др..
В 1951 году В.М. Иевлеву
была присвоена учёная степень
Кандидата
технических наук.
С 1952 года В.М.
Иевлев работал Старшим преподавателем Московского
физико-технического института.
В 1956 году он стал Доктором технических наук, а в 1958 году он
стал Профессором.
26 июня 1964 года
Виталий Михайлович Иевлев
был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по
Отделению физико-технических проблем энергетики
(по специальности
"энергетика").
В 1966 году он стал организатором и первым заведующим Кафедрой
физической механики МФТИ.
Награды:
В 1959 году
Виталий Михайлович Иевлев был удостоен
Премии имени
Н.Е. Жуковского за лучшую работу по теории авиации.
Виталий Михайлович
был награждён орденами Ленина
(1971)
и Трудового Красного 3намени (1956,
1957, 1975), медалью
"За
доблестный труд И ознаменование
100-летия со дня рождения В.И. Ленина" (1970).
В 2002 году
Виталий Михайлович Иевлев
был посмертно удостоен
Премии Правительства Российской Федерации.
|