-
Виктор
Адамович Рудницкий родился
16
(29)
апреля 1910
года в городе Варшаве -
столице Царства Польского во владении Российской Империи.
Историческая справка:
.....С
1918-го по 1939 год,
Варшава являлась столицей Польской Республики.
.....На
протяжении Второй мировой войны, центральная Польша,
в частности Варшава, были под властью Генеральной
губернии и нацистской колониальной администрации.
.....С
1952 года, после восстановления Польши и проведения
социалистических реформ, была провозглашена Польская
Народная Республика.
.....В
1989 году,
после победы оппозиционных к Власти сил в лице представителей
профсоюза "Солидарность", была провозглашена Республики
Польша.
В 1938 году,
В.А. Рудницкий
окончил Московский механико-машиностроительный институт
имени
Н.Э. Баумана
по
специальности "инженер-механик".
Историческая справка:
......В 1943-1989 годах -
Московское Высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана (МВТУ
имени Н.Э. Баумана); с
1989 года - Московский Государственный технический университет
имени Н.Э. Баумана (МГТУ имени Н.Э. Баумана).
-
По окончания училища,
Рудницкий Виктор
Адамович
работал
Главным конструктором
на
Заводе кассовых
аппаратов, а с 1941 года -
в
Специальном
конструкторском бюро
Московского завода "Компрессор"
(Завода № 733
Народного комиссариата
миномётного вооружения СССР),
под руководством одного из пионеров
Отечественной практической
космонавтики
Бармина
Владимира Павловича.
В.А. Рудницкий
трудился
в
должностях Ведущего
конструктора, Старшего
инженера-
конструктора, Начальника отдела
(с
июля 1946 года),
заместителя
Главного
конструктора
по
наземному
и
пусковому
оборудованию
(с
июля 1957 года),
заместителя
Начальника - первого заместителя Генерального конструктора
(с
апреля 1959 года, и до
ухода
на
пенсию
в сентябрь 1976 года)
и являлся активным участником последующих
преобразования предприятия.
Историческая справка:
......22
мая 1946 года - Специальное конструкторское бюро завода
"Компрессор" было преобразовано в
Государственное Союзное конструкторское бюро
специального машиностроения (ГСКБ "Спецмаш")
Министерства
машиностроения и
приборостроения СССР.
затем - Государственного комитета Совета Министров СССР по
оборонной технике).
......С
1967 года -
Конструкторского
бюро общего машиностроения Министерства общего
машиностроения СССР;
ныне -
Научно-исследовательский институт
стартовых комплексов имени В.П. Бармина,
филиал Федерального Государственного
унитарного предприятия "ЦЭНКИ - Центр эксплуатации
объектов наземной космической
инфраструктуры".
После начала Великой Отечественной войны,
Виктор Адамович
находился
в
эвакуации
вместе с
заводом
в
городе Челябинске,
переданным в подчинение
Заводу № 701
Народного комиссариата миномётного
вооружения СССР (Челябинский
завод дорожных
машин имени Д.В. Колющенко,
ныне - Закрытое Акционерное общество "Челябинские
строительно-дорожные машины").
-
-
В.А. Рудницкий активно
участвовал
в
создании
Легендарных "Катюш" - систем
залпового огня
БМ-13,
предназначенных
для
запуска реактивных
снарядом М-13, БМ-8.
В
ходе этих работ,
предложил
и
разработал
нормализированный проект боевой установки БМ-13Н,
позволявший
устанавливать
её
на
любую подвижную
платформу
(автомобили
"Студебеккер", "Интернационал", "Остин",
"Форд Канадский", "Шевроле", "Джемси"),
гусеничные
транспортёры,
речные
и морские
катера)
без доработок.
Эта установка была
принята
на
вооружение,
изготавливались
в
тысячах
экземплярах
и
являлась основной
в
Красной Армии
до
конца Великой
Отечественной войны.
Кроме того, за годы войны при участии и под
руководством
В.А. Рудницкого были
разработаны
боевые установки:
БМ-8 и БМ-13 на шасси автомобиля "Джемси";
БМ-8-СН со спиральными направляющими на кузове
автомобиля "Студебеккер";
боевые станки М-31 (6-зарядный
горновьючный, 8-зарядный,
4-зарядный);
боевой станок РУМ-20-4 (6-зарядный)
на миноносце;
экспериментальная
направляющая для трофейных реактивных снарядов.
В 1945-1946 годах, Виктор
Адамович находился в
Германии и Чехословакии
в составе
специальной правительственной комиссии
по
изучению немецкой ракетной техники
под
руководством генерал-майора
Гайдукова Льва Михайловича,
и
с
мая 1946 года работал
в институте "Нордхаузен", организованном в
Тюрингии
для
изучения конструкции и
технологии производства немецких боевых баллистических ракет
А-4 ("Фау-2").
С 1947 года,
Рудницкий Виктор
Адамович
продолжал работать
в Специальном
конструкторском бюро завода "Компрессор".
Под
руководством
и в
творческом союзе
с
В.П. Барминым,
он
участвовал
в
создании
стартовых комплексов
для
баллистических
ракет дальнего действия и
лётно-
конструкторских испытаниях этих ракет
(в
том числе -
первой Советской ракеты А-4,
созданной
по
чертежам немецкой
ракеты "Фау-2",
пуск которой был осуществлён
в
Капустином Яру Астраханской области,
18 октября 1947 года на
Государственном Центральном полигоне Министерства Вооружённых
сил СССР, в
должности
Начальника стартового отделения).
Историческая справка:
.....18
октября 1947 года в
10 часов 47 минут (по
московскому времени)
был осуществлен первый в
СССР пуск баллистической ракеты,
собранной на основе узлов и
агрегатов немецкой ракеты А-4
("Фау-2").
Он закончился успешно,
ракета смогла подняться на высоту
в
86 километров,
и достигла земной поверхности
в 247 километрах
от места пуска. Этим
пуском было положено начало целой серии лётных испытаний ракеты
А-4.
.....В октябре-ноябре того же
года было проведено 11 запусков,
5 из которых были признаны
полностью успешными. При
расчётной дальности полета в
250 километров,
ракеты достигали дальности
в 260-275 километров
при боковом отклонении
до 5-ти километров.
.....К
испытаниям первых собранных в СССР ракет А-4
("Фау-2")
привлекались,
хотя и в ограниченном составе,
специалисты из Германии.
.....Причиной
аварийных запусков были отказы систем управления,
двигателей,
негерметичность топливных
магистралей, а также
неудачные конструкторские решения.
.....Стоит
отметить, что ракета
А-4
("Фау-2")
стала учебной для первых
ракетчиков-практиков, а её
пуски осенью 1947 года – хорошей школой для будущей работы над
созданием ракетного щита нашей страны.
-
Постановлением Совета Министров СССР №
442-212 от 13 февраля 1953 года
(с
грифом
"Совершенно секретно. Особой важности")
"О плане опытно-конструкторских
работ
по ракетам дальнего действия на 1953-1955 годы"
,
В.А. Рудницкий
был утверждён
заместителем Главного конструктора
по наземному, заправочному, подъёмно
транспортному оборудованию ракет дальнего действия Р-5,
Р-11 и Р-12.
Одновременно,
Виктор Адамович руководил
созданием пускового, подъёмно-
транспортного, заправочного и вспомогательного
наземного оборудования
технических и стартовых комплексов
межконтинентальных
баллистических ракет
наземного и шахтного
базирования,
в том числе -
межконтинентальных баллистических
ракет Р-1, Р-2, Р-3
(проект),
Р-7,
шахтного комплекса "Маяк-2",
ракет-носителей
разработанных на базе ракеты Р-7,
выведших
в космос первые
искусственные
спутники Земли, автоматические станции для
исследования Луны и
другие
космические
аппараты,
а также - ракет-носителей тяжёлого класса "Протон".
Он являлся членом Государственных и межведомственных
комиссий по проведению
испытаний баллистических ракет и ракет-носителей
космических аппаратов.
В 1958 году,
Высшая Аттестационная комиссия СССР на
основании представленных материалов
(перечня научных
трудов соискателя, отзывов о научной
и инженерной деятельности, подписанных крупнейшими учёными
страны, в том числе Академиками
Келдышем
Мстиславом Всеволодовичем,
Котельниковым Владимиром Александровичем
и
Седовым
Леонидом Ивановичем
и
другими)
присудила без защиты
диссертации
учёную степень Доктора технических наук многим ведущим
специалистам
в области
ракетно-космической техники, в том
числе и
Рудницкому
Виктору Адамовичу.
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР
№ 605/102
от
15
марта
1943 года,
"За образцовое выполнение заданий Правительства по производству
специального
вооружения",
Старший
инженер-конструктор
Завода
№
733 Народного комиссариата
миномётного вооружения СССР
Рудницкий Виктор Адамович
был
награждён
орденом
"Знак Почёта".
Указом Президиума Верховного Совета СССР
№ 216/436
от
29
марта
1944 года,
"За образцовое выполнение заданий командования по обеспечению
Гвардейских миномётных частей боеприпасами,
вооружением и за успешное выполнение ремонта боевых и
транспортных машин",
Старший
конструктор
Завода
№
733 Народного
комиссариата миномётного вооружения СССР
Рудницкий Виктор Адамович
был
награждён
орденом
Трудового Красного Знамени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР
№ 222/582
от
16
сентября
1945 года,
"За образцовое выполнение заданий командования по
производству боеприпасов,
миномётов и специальным вооружением в годы Велико Отечественно
войны",
Начальник отдела
Специального конструкторского бюро
Завода
№
733 Народного
комиссариата миномётного вооружения СССР
Рудницкий Виктор Адамович
был
награждён
орденом
Красной Звезды.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР
от 20 апреля
1956 года
(с
грифом
"Совершенно секретно"),
"За создание и принятие на вооружение ракеты Р-5М",
заместитель Главного конструктора Государственного Союзного конструкторского
бюро
специального машиностроения
Министерства
машиностроения
СССР
Рудницкий
Виктор Адамович
был награждён орденом Ленина.
Указом Президиума Верховного Совета СССР № 264/37
от 21 декабря 1957 года,
(с
грифом "Совершенно секретно"),
"За заслуги в деле создания и
запуска в
Советском Союзе Первого в Мире искусственного спутника Земли",
заместитель
Главного конструктора по пусковому и заправочному наземному
оборудованию
ракеты-носителя (ГСКБ
"Спецмаш" Московского (городского)
Совета народного
хозяйства)
Рудницкий Виктор Адамович
был удостоен звания Героя
Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина
(№
348803)
и Золотой медали "Серп и Молот"
(№
8650).
Указом Президиума Верховного Совета СССР
№ 253/34
от
17 июня 1961
года
(с грифом
"Совершенно секретно"),
"За
успешное выполнение специального
задания Правительства по созданию образцов ракетной техники,
космического
корабля-спутника "Восток" и осуществление первого в мире полета
этого корабля
с человеком на борту",
заместитель Главного конструктора Государственного
Союзного конструкторского бюро
специального машиностроения
Государственного
комитета Совета Министров СССР по оборонной технике
Рудницкий Виктор Адамович
был награждён
орденом Ленина.
Постановлением Президиума Академии наук СССР № 1143 29 декабря
1961 года
(с грифом
"Секретно"),
заместителю Главного конструктора
ГСКБ "Спецмаш"
Московского (городского)
Совета народного хозяйства
Рудницкому Виктору
Адамовичу,
в составе большого коллектива учённых, представителей
промышленности и Вооружённых сил, создателей
ракетно-космической техники,
а также деятелей науки и культуры, была присуждена
настольная медаль,
учреждённая Постановлением Совета Министров СССР от 18
декабря 1957 года
№ 1420, в честь запуска в СССР первого в мире
искусственного спутника Земли.
В 1966 году, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР
(без
публикации в
печати),
за работы
в области специального машиностроения,
заместитель Главного
конструктора Государственного Союзного конструкторского бюро
специального
машиностроения
Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной
технике
Рудницкий Виктор Адамовичбыл
удостоен Ленинской премии
в области
науки, в составе коллектива разработчиков.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1969 года
(с
грифом
"совершенно секретно"),
"За
успешное выполнение специального задания
Правительства" (за создание ракеты Р-36М),
заместитель Начальника - первый
заместитель Генерального конструктора
Государственного Союзного конструкторского
бюро
специального машиностроения
Государственного комитета Совета Министров СССР
по оборонной технике
Рудницкий Виктор Адамович
был награждён орденом Ленина.
Он был также награждён
медалями:
"За доблестный труд. В ознаменование 100-летия
со
дня рождения
В.И. Ленина"
(1970),
"За Победу над
Германией в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов"
(09.05.
1945),
"За оборону Москвы",
"Тридцать лет Победы
в Великой
Отечественной войне
1941-1945 годов",
"В Память 800-летия Москвы",
а также ведомственными наградами.
- |